Научная статья Original article УДК 334,723 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_63 РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ DEVELOPMENT AND EFFECTIVE OPERATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23), […]
Научная статья Original article УДК 332.3 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_62 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА ОСНОВЕ АДАПТИВНО-ЛАНДШАФТНЫХ СИСТЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ IMPROVEMENT OF PREPARATORY WORK FOR ON-FARM LAND MANAGEMENT ON THE BASIS OF ADAPTIVE LANDSCAPE FARMING SYSTEMS Слышева Дарья Павловна, аспирантка, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва Slysheva Darya Pavlovna, postgraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution […]
Научная статья Original article УДК 332.2 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_61 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ ENVIRONMENTAL INNOVATION AS A TOOL IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF RATIONAL LAND USE IN THE REGION Гвоздева Ольга Владимировна, к.э.н., доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: […]
Научная статья Original article УДК 000.00.0 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_60 КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ ФАКТОРОВ INTEGRATED RISK MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL AND INDUSTRIAL FACTORS Нурмухаметов Нурбахыт Нурбопаевич, к.э.н., доцент, и.о. профессора кафедры менеджмента, Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, E-mail: nyrbahit73@mail.ru Ауезова Карлыгаш Танатаровна, кандидат технических наук, и.о. доцента кафедры менеджмента, […]
Научная статья Original article УДК 338.45 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_59 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СЫЛВЕНСКО-ИРЕНСКОГО ПОРЕЧЬЯ TERRITORIAL IDENTITY AS A DEVELOPMENT RESOURCE DIGITAL ECONOMY OF THE SYLVENSKO-IRENSKOYE DISTRICTК Латышева Анна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и экономической безопасности, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Latysheva A., Candidate of Economic Sciences, […]
Научная статья Original article УДК 332 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_58 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ СТИМУЛОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ASSESSMENT OF EXISTING INCENTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS Сингаевский Павел Сергеевич, аспирант кафедры Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва E-mail: pavel.singaevskii@gmail.com Singaevskiy Pavel Sergeevich, posgraduate student of the Department of Management and Innovations, […]
Научная статья Original article УДК 69.003 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_57 МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НЕРАВНОВЕСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЯЕМОСТИ METHODS FOR SOLVING PROBLEMS OF IRREGULARITY OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES ON THE BASIS OF MANAGEMENT THEORY Белоус Алексей Брониславович, к.э.н., доцент кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный Архитектурно-строительный университет, E-mail: 9645450@gmail.com Belous Aleksey Bronislavovich, Candidate […]
Научная статья Original article УДК 338.43 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_56 ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА: ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ И ЕГО ВАРИАНТЫ THE GLOBAL FOOD PROBLEM: THE POSSIBILITY OF A SOLUTION AND ITS CHOICES Овчинников О.Г., Институт США и Канады РАН (ИСКРАН), Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер.2/3, ORCID: 0000-0002-8957-5665, e-mail: olego-2005@yandex.ru Ovchinnikov Oleg G., Institute for the U.S. and Canadian […]
Научная статья Original article УДК 332 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_55 ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИНГАПУРА ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОРОГАМИ НА ЛИЧНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF SINGAPORE’S TRANSPORT INFRASTRUCTURE THROUGH THE INTRODUCTION OF FEES FOR THE USE OF ROADS BY PRIVATE VEHICLES Сайфудинова Назиля Зарифовна, cтарший преподаватель кафедры менеджмент, ФГБОУ ВО Казанский Государственный […]
Научная статья Original article УДК 349.414 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_54 ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ OVERVIEW OF THE RESULTS OF THE REFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN RUSSIA: MUNICIPAL LAND CONTROL Мезенина Ольга Борисовна, д.э.н., заведующая кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: mob.61@mail.ru Надеева Ольга Викторовна, […]
РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
DEVELOPMENT AND EFFECTIVE OPERATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23), профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО Пермский филиал РАНХиГС (614990, г. Пермь, бульвар Гагарина, 10),cherdantsev.vadim@yandex.ru
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Academician D.N. Pryanishnikov Perm State Agrarian-Technological University, a Federal State-Owned Publicly-Funded Institution of Higher Education (614990, Russia, Perm Krai, Perm, Petropavlovskaya St., 23), Professor of the Department of Economics and Management, Perm Branch of the RANEPA, a Federal State-Owned Publicly-Funded Institution of Higher Education (614990, Perm, Gagarina Boulevard, 10), cherdantsev.vadim@yandex.ru
Аннотация. Формирование в нашей стране новых экономических отношений приводит к необходимости плотного взаимодействия между структурами государства и частного бизнеса. Большая роль при этом может быть отведена современной эффективной структуре — государственно-частное партнерство. Взаимодействие бизнеса и государства, после объединения ресурсов в развитых странах начинают наиболее эффективно решать значимые социально-экономические вопросы. Сам процесс развития данного механизма позволяет, привлечь частные инвестиционные ресурсы для повышения качества произведенных товаров работ и услуг, и при этом повысить конкурентоспособность бизнеса. В статье представлены актуальные вопросы по функционированию современных структур, основе которых лежит государственно-частное партнерство.
Abstract. The formation of new economic relations in our country leads to the need for close interaction between the structures of the state and private business. A large role in this case can be assigned to a modern effective structure — public-private partnership. Interaction between business and the state, after pooling resources in developed countries, they begin to solve significant socio-economic issues most effectively. The very process of developing this mechanism allows attracting private investment resources to improve the quality of goods, works and services produced, and at the same time increase the competitiveness of the business. The article presents topical issues on the functioning of modern structures based on public-private partnership.
В сложный для государства период может возрасти роль государственно-частного партнерства, когда в условиях ограниченности ресурсов и бюджетных ассигнований нужно участие бизнеса в решении важнейших задач. Главными исполнителями национальных проектов являются регионы. Социальный и экономический кризис, а также коррекция курса развития государства приводят субъекты к изменению приоритетов на последующие периоды.
Часто органы власти приходят к необходимости партнерства с частным бизнесом на принципах и основе государственно-частного партнерства [1].
В 2021 году концессионных конкурсов было объявлено на 32% больше, чем в предыдущем году и общий объем инвестиций может составить порядка 451 млрд руб. Рост общего объема вложенных средств, привлекаемых в данные проекты, может привести к увеличению инвестиций, которые приходятся на один проект. Если в 2020 году общий объем инвестиций по контрактам составил – 363,8 млрд руб., включая частные – 211,4 млрд руб., то в 2021 году он составлял — 414,9 млрд руб., включая частные – 344,0 млрд руб. [8]
Можно видеть сегодня значительный интерес частных инвесторов к вопросу строительства и реконструкции социальных объектов, включая образование, здравоохранение, спорта и физическую культуру, переоборудование и модернизацию систем водоснабжения и теплового обеспечения. Но может ли этот интерес перерасти в реальные проекты, будет зависеть от правильных управленческих решений местных органов власти.
В настоящий период, в связи с продлением ограничительных мер и ухудшением экономической ситуации, значительно замедляется, а порой даже приостанавливается, реализация новых проектов, и это может негативно сказаться на общем состоянии финансового рынка ГЧП. Представители органов власти, инвесторы и финансовые организации ожидают изменений на финансовом рынке и возможного снижения объема свободных средств, для всех отраслей экономики. [5]
Следовательно, данная ситуация может оказать большое влияние на инфраструктурный рынок. Возможен пересмотр национальных проектов и планов модернизации или расширения инфраструктуры, включая перенос на более поздние периоды реализации проектов.
С другой позиции, общемировая практика при уменьшении финансовых и экономических последствий при распространении COVID-19 может заключаться в модернизации инфраструктуры, для обеспечения мультипликативного эффекта в экономике государства. С учетом масштаба угроз, стране экономически целесообразно стимулировать вложения частных инвесторов для поддержания стабильности в развитии экономики.
Активное продвижение пандемии COVID-19 и вводимые правительственные ограничения могут приостановить многие инфраструктурные проекты. В результате, часть запланированных объектов может быть введена в более поздние сроки, чем указаны в соглашениях. Кроме того, участники проектов могут столкнуться со значительным удорожанием сырья, оборудования и материалов. Причина кроется в большой доле импорта и финансовых проблемах участников проектов. Еще один фактор, повлиявший на реализацию проектов, является ускорение инфляции и ослабление рубля в период пандемии. И как результат этого более 380 проектных инициативных разработок оказались под угрозой. Это временный перенос, или «заморозка» проектов, т. е. полный отказ от их реализации.
В течение последних лет, ежегодно, в стране заключается порядка 500 концессионных соглашений, их общий объем составляет 281 млрд, рублей. Данный объем приходится, в основном на муниципальный уровень — 95%, на федеральный уровень — 41% (рисунок 1).
Развитие рынка концессий в нашей стране началось с принятия Федерального закона от 21.06.05 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». [2]
Транспортные концессионные соглашения были заключены в 2009 году на федеральном уровне по первому участку платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург» М — 11 (запланированные инвестиции в размере 60 млрд, рублей) и для платного обхода города Одинцово (26 млрд, рублей). Эти магистрали были построены и введены в эксплуатацию в 2013году.
Далее последовали новые поправки в нормативно – правовые акты в сфере жилищно – коммунального хозяйства, которые запретили передачу в аренду коммунальных объектов с высоким уровнем износа. В связи с этим концессия явилась единственным механизмом при законной передаче объектов в управление частнику.
В 2014 году стартовали крупные транспортные концессионные договоры по строительству автомобильного Северного обвода Кутузовского проспекта (44 млрд, рублей), а также 8-го этапа скоростной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург» (78 млрд, рублей), которая была введена в эксплуатацию осенью 2019 года. [4]
В последующем году ухудшились финансовая и экономическая ситуации в стране и последовало снижение инвестиционной активности, включая сферу ГЧП. Чуть позже вступили в силу поправки в концессионное законодательство, установился порядок взаимодействия в частной инициативе. Это послужило предпосылкой увеличения числа заключенных контрактов.
Крупными по объему инвестиций соглашениями стали концессии при сооружении пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (82 млрд, рублей), на строительство автомобильного обвода города Хабаровска (65 млрд, рублей) и на реконструкцию систем теплоснабжения и водоснабжения города Волгограда (31 млрд, рублей).
В 2017 году, так же, были заключены договоры в отношении пускового комплекса №5 Центральной кольцевой дороги (89 млрд, рублей), автомобильного моста на реке Обь в г. Новосибирске (38 млрд, рублей) и автомобильного «Восточного выезда» из г. Уфы (35 млрд, рублей).
В 2018 году заключена крупная транспортная концессия — это аэропорт Шереметьево (60 млрд, рублей), а также железнодорожный Северный ход (131 млрд, рублей) и дорога Элегест — Кызыл — Курагино (128 млрд, рублей). Следует обратить внимание, что по последним еще не достигнуто соглашение, фактические инвестиции пока не осуществляются. [4]
Порядка 33,5% концессионных соглашений сегодня находятся на начальной стадии проектирования для строительства объекта по концессионному соглашению (рисунок 2).
Часть (42%) концессионных соглашений, как правило, заключаются на срок до 20 лет, хотя на практике встречаются договоры, срок выполнения которых 3 года (4%). Поэтому, средний срок по концессионным соглашениям составляет порядка – 12 лет. В концессионных соглашениях в транспорте — 20 лет, в социальной сфере — 21 год, в коммунальной сфере — 12 лет (рисунок 3).
Большинство концессионных соглашений (порядка 71%) имеют общий объем обязательств по инвестициям до 11 млн. рублей, это обусловлено заключением значительного количества соглашений в сфере жилищно – коммунального хозяйства. При этом только в 5% концессионных соглашений по объему инвестиций более 1 млрд. рублей: 94 соглашения с объемом инвестиций до 10 млрд. рублей и 33 договора с объемом инвестиций более десяти млрд, рублей (рисунок 4).
Вложения в инвестиционные проекты, которые реализуются на основании соглашений, на 71% покрываются за счет внебюджетных средств (рисунок 5).
В ряде случаев отбор потенциальных инвесторов для заключения соглашений (63%) происходит в рамках публичной инициативы. А в рамках частной инициативы заключается 31% от всех соглашений, на них приходится 41% от объема инвестиций (рисунок 6).
Следует отметить, что процедура публичной инициативы конкурентна, поскольку концессионные соглашения, где 35% приходиться на объем инвестиций, заключаются с победителем конкурса (уже состоявшегося).
При проведении процедуры частной инициативы, в 53% случаев она трансформируется в процесс конкурсной процедуры, поскольку в ней присутствуют конкурентные элементы, как сбор заявок о готовности участия в конкурсе. При поступлении заявок от потенциальных инвесторов заинтересованная сторона, согласно Закона о концессионных соглашениях, должна провести конкурс для заключения соглашений, в котором могут участвовать все заявившиеся инвесторы.
Большинство соглашений заключаются в коммунальной сфере, хотя наиболее крупными в общем объеме инвестиций становятся транспортные соглашения. Этих соглашений всего 4% от всего количества, но они включают более 71% общих инвестиций, а большее количество соглашений и вложения приходится на инфраструктуру автодорог.
Инвестиции по соглашениям в ЖКХ на 91% финансируются из внебюджетных источников, а инвестиции по соглашениям из других сфер (промышленной, военной, сельскохозяйственной) — до 100%. Это значительно превышает аналогичные показатели по социальной сфере и транспорту. [9]
Почти все российские регионы заключили в 2021 году хотя бы по одному концессионному соглашению на муниципальном или региональном уровне. В половине регионов было заключено до 20 концессионных соглашений, у 11 регионов (13%) – более.
Стоит отметить, что соглашения в части деятельности государственно-частных партнерств в практике нашей страны являются немногочисленными, и все трудности, существующие в процессе реализации механизма партнерства и в реализации программ и национальных проектов, при переходе экономики на инновационный тип развития актуальна. Усиление взаимодействия бизнеса и государства в инновационной сфере остается важнейшим и необходимым условием для формирования экономической политики государства. Важно повышение инновационной активности для развития социальной инфраструктуры, где роль государственно-частных партнерств должна стать наиболее существенной в случае поддержки государства, которая будет направлена на дальнейшее стимулирование инвестиционных вложений в проекты от частного сектора в производственную инфраструктуру, включая прямое финансирование важнейших проектов. [10]
Список источников
О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=316288 (дата обращения 30. 01. 22 г.).
Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2020. Аналитический обзор. — М.: АНО “Национальный Центр ГЧП”, 2020. – 40 c.
Информационно-аналитический обзор «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации»: Министерство Экономического развития Российской Федерации. Февраль 2020 г. 15 с.
Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: pdf (rosinfra.ru) (дата обращения 30.01.22г.)
Обзор НАКДИ «Концессии в России — 2019//Основные итоги и тренды», 2020. 164 с.