Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК528.24

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_385

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE EFFECTIVENESS OF IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF CADASTRAL ACTIVITIES

Поносов Александр Николаевич, кандидат экономических наук, доцент по кафедре, доцент кафедры кадастра недвижимости и природных ресурсов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г.Пермь E-mail: aleksandrponosov@yandex.ru

Желясков Александр Любомирович, кандидат экономических наук, доцент по кафедре, почетный землеустроитель России, заведующий кафедрой кадастра недвижимости и природных ресурсов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»г.Пермь, E-mail: alzh@mail.ru

Ponosov Alexander Nikolaevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department, Honorary Land Surveyor of Russia, Head of the Department of Cadastre of Real Estate and Natural Resources, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikova, Perm, E-mail: aleksandrponosov@yandex.ru

Zhelyaskov Alexander Lubomirovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department, Honorary Land Surveyor of Russia, Head of the Department of Cadastre of Real Estate and Natural Resources, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikova, Perm, E-mail: alzh@mail.ru

Аннотация. Ставятся вопросы совершенствования кадастровой деятельности. Кадастровая деятельность рассматривается как стратегически значимое звено регулирования земельно-имущественного оборота и осуществления налогообложения, обеспечения достоверных, своевременных и полных сведений об объектах недвижимого имущества.

Рассмотрены наиболее распространенные проблемы, снижающие эффективность кадастровой деятельности при взаимодействии участников кадастровых отношений. Приведены практические ситуации, возникающие при подготовке и предоставлении результатов кадастровых работ в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), раскрывающие существующие информационно-коммуникационные проблемы взаимодействия кадастрового инженера с участниками кадастровых отношений. Проведено общее комплексное обоснование предлагаемых организационных, правовых и технических мер оптимизации условий работы кадастрового инженера, позволяющих заметно повысить эффективность кадастровой деятельности, прежде всего, с экономической точки зрения. Изучен зарубежный опыт обеспечения использования достоверных картографических данных геоинформационных и земельно-кадастровых систем. Доказывается необходимость  совершенствования межведомственного информационного обмена, улучшения механизмов взаимодействия с кадастровыми инженерами. Предложены меры, обеспечивающие дальнейшее повышение качества и скорости процесса взаимодействия кадастровых инженеров с территориальными управлениями Росреестра.  Рассмотрена и критически проанализирована ведомственная концепция внедрения клиентоцентричного подхода в деятельности службы Росреестра, которая содержит установки и мероприятия как для внутреннего, так и для внешнего клиента. Даны предложения по расширению полномочий кадастрового инженера в сфере взаимодействия с ОМС, территориальными Управлениями Росреестра, что позволит значительно повысить результативность кадастровых работ, обеспечит  повышение уровня организации взаимодействия органа регистрации недвижимости и кадастрового инженера, обеспечит оптимизацию процесса.

Abstract. Questions of improvement of cadastral activity are raised. Cadastral activity is considered as a strategically important link in the regulation of land and property turnover and taxation, providing reliable, timely and complete information about real estate objects.

The most common problems that reduce the effectiveness of cadastral activities in the interaction of participants in cadastral relations are considered. Practical situations that arise during the preparation and submission of the results of cadastral work to the bodies of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr) are given, revealing the existing information and communication problems of interaction between a cadastral engineer and participants in cadastral relations. A general comprehensive substantiation of the proposed organizational, legal and technical measures to optimize the working conditions of a cadastral engineer has been carried out, which can significantly increase the efficiency of cadastral activities, primarily from an economic point of view. Foreign experience in ensuring the use of reliable cartographic data of geoinformation and land cadastral systems is studied. The need to improve interdepartmental information exchange, improve mechanisms for interaction with cadastral engineers is proved. Measures are proposed to ensure further improvement in the quality and speed of the process of interaction between cadastral engineers and the territorial departments of Rosreestr. The departmental concept of introducing a client-centric approach in the activities of the Rosreestr service, which contains guidelines and activities for both internal and external clients, is considered and critically analyzed. Proposals are made to expand the powers of the cadastral engineer in the field of interaction with the OMS, the territorial Offices of Rosreestr, which will significantly increase the effectiveness of cadastral work, increase the level of organization of interaction between the real estate registration authority and the cadastral engineer, and optimize the process.

Ключевые слова: кадастровая деятельность, кадастровые работы, кадастровый инженер, кадастр недвижимости, объекты недвижимости, участники кадастровых отношений

Keywords: cadastral activity, cadastral works, cadastral engineer, real estate cadastre, real estate objects, participants in cadastral relations 

Стратегически значимым экономическим звеном регулирования земельно-имущественного оборота и осуществления налогообложения является кадастровая деятельность, поскольку именно она связана с установлением, достоверных, своевременных и полных сведений об объектах недвижимого имущества, с целью дополнения или изменения базы данных федеральной информационной системы кадастра недвижимости.

О важности формирования качественной информационной основы рационального управления землепользованием, социально-экономическим развитием территорий муниципальных образований говорят многие отечественные ученые, в частности А.А. Варламов, С.Н. Волков, Т.В. Папаскири, С.А. Липски, В.Н. Хлыстун и другие. В большинстве смежных тематических работ отмечается, что информационная основа формируется посредством кадастра недвижимости и кадастровой деятельности [1, 2].

Ключевым информационным ресурсом, обеспечивающим проведение кадастровых и землеустроительных работ, в том числе по установлению границ землепользований, оптимизации территориального развития муниципальных образований выступают картографические и семантические сведения о земельных участках, содержащиеся в архиве государственного фонда данных (ГФД) [3, 4].

В ряде случаев, полученные в процессе производства кадастровых работ сведения об объектах недвижимости, позволяют устранить признаки нарушения земельного законодательства, узаконить имущественные права на объекты недвижимости [5].

Зарубежными коллегами аналогично доказывается необходимость использования достоверных картографических данных геоинформационных и земельно-кадастровых систем. Так, например, о пространственных и качественных характеристиках земельных и иных ресурсов в целях мониторинга трансформации естественных угодий и природных ландшафтов при усилении хозяйственной нагрузки на территории традиционно заявляют ученые из Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины [6, 7, 8].

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) ведется непрерывное совершенствование регулирования кадастровой деятельности – совершенствуется как нормативно-правовая составляющая, [9, 10], так и организационно-технологическая [11]. Акцент на совершенствование правового регулирования кадастровой деятельности, упорядочение кадастровых отношений делается некоторыми учеными и практиками [12, 13, 14]. Кроме того, территориальными Управлениями Росреестра на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на повышение качества производимых кадастровыми инженерами документов-оснований и, следовательно, снижение количества решений о приостановлении регистрационных действий. К этим мероприятиям относятся такие как ведение рейтинга кадастровых инженеров, предоставление пояснений по типовым ошибкам, проведение личного приема в виде «Дня кадастрового инженера», доведение до участников кадастровой деятельности изменений требований действующего законодательства, консультирование кадастровых инженеров государственными регистраторами, проведение семинаров-совещаний (еженедельных, ежемесячных) с кадастровыми инженерами. При наличии незначительных замечаний и представлении дополнительных документов до истечения срока государственного кадастрового учета (ГКУ) без принятия решения о приостановлении и другие мероприятия территориальные Управления Росреестра сообщают об отсутствии какой-либо значительной реакции со стороны саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (СРО КИ) на представленные в их адрес замечания.

Следует также отметить, что в конце 2022 года Росреестр присоединился к реализации концепции клиентоцентричного подхода в государственной деятельности, одним из направлений которой является постепенное улучшение взаимодействия с клиентами для удовлетворения их потребностей. Так, Управлением Росреестра по Пермскому краю отмечается, что в 2022 году в срок до 10 календарных дней рассматривался 31% обращений граждан, в срок до 20 дней – 28%, в срок до 30 дней – 40% обращений. В истекшем аналогичном периоде 2023 года динамика рассмотрений распределилась следующим образом: в срок до 10 дней – 41%, в срок до 20 дней рассматривается 40 %, в срок до 30 дней – 18% заявок [15]. Прослеживается очевидное сокращение времени на выполнение запросов.

Несмотря на перечисленные меры со стороны территориальных Управлений Росреестра, позитивно отражающиеся на качестве земельно-кадастровой информации, необходимо совершенствовать межведомственный информационный обмен, механизмы взаимодействия с кадастровыми инженерами, процедуру предоставления сведений из ЕГРН, указывается рядом авторов [16, 17, 18].

Приложенные законодательные и организационные усилия, безусловно, принесли определенный положительный эффект. Между тем остается необходимость дальнейшего совершенствования организационно-технологического обеспечения кадастровой деятельности с проведением соответствующих обоснований и определением эффективности намечаемых процедурных изменений.

Научная и практическая новизна исследования заключается в определении эффективности предлагаемых преобразований деятельности кадастрового инженера и механизме взаимодействия участников кадастровых отношений на основе анализа выявленных проблем организационно-технологического обеспечения кадастровых работ.

На основе анализа практического опыта осуществления кадастровой деятельности на территории Пермского края выявлен ряд следующих распространенных острых проблем:

  • ограниченный доступ кадастрового инженера к получению картографической информации из ГФД о недвижимости заказчика, сведений о местоположении границ и правообладателях смежных земельных участков;
  • медленное поступление информации в ЕГРН о проведении комплексных кадастровых работ в кадастровом квартале, в котором находится объект заказчика;
  • отсутствие возможности представления документов об исправлении реестровой ошибки в ЕГРН кадастровым инженером в отношении сведений недвижимого имущества заказчика кадастровых работ.
  • слабое информационное межведомственное взаимодействие, в том числе через федеральные информационные ресурсы, малоинформативный и затратный обмен данными между участниками кадастровых отношений.

Разработаны меры, направленные на совершенствование ключевых проблем в подготовке документов-оснований при производстве кадастровых работ. Предлагаемые организационные, правовые, технологические меры по совершенствованию технических действий органа ГКУ, направленные на уменьшение количества решений о приостановлении регистрационных процедур и повышение качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, дают ощутимый разносторонний эффект (табл. 1).

Критериями эффективности предлагаемых рациональных мер в сфере обеспечения производства кадастровых работ могут быть:

  • экономия затрат времени кадастрового инженера, заказчика работ и иных участников кадастровых отношений при ускорении процесса получения сведений по запросу, расширении спектра межведомственного информационного обмена данными, дополнения возможности представления документов в органы Росреестра от имени заказчика.

  • экономия средств участников кадастровых отношений на почтовых расходах при вовлечении в процедуру уведомления заинтересованных лиц средств портала Госуслуг.
  • экономия трудовых и материальных затрат кадастрового инженера при снижении случаев повторных измерений и обследований, объема переделываемых документов-оснований, предоставляемых в Росреестр.

Экономия затрат времени непосредственно связана со снижением величины денежных средств на проведение дополнительных работ и осуществление вынужденных действий заинтересованных лиц, которые потребовались бы до введения предлагаемых организационно-правовых изменений.

Достаточно распространенной является проблема информационного взаимодействия между юридическими лицами и представителями органов государственной власти в сфере кадастровых и регистрационных отношений. Отсутствие эффективного взаимодействия нередко приводит к нарушению прав собственников недвижимости. Так, предприятию потребовалось ликвидировать ввиду аварийного состояния объекты недвижимости, которые значились в ЕГРН как помещения и, одновременно, с этим было подано заявление о прекращение права собственности на них. При подаче документов директором не был приложен приказ о его назначении на должность директора, он донес этот документ дополнительно к заявлению позже, что естественно, затянуло период регистрации. В случае налаживания информационной связи между сведениями ЕГРП о правообладателе или полномочном представителе, а именно информации из ЕГРЮЛ, необходимость в представлении дополнительного документа к заявлению бы не потребовалась.

При этом снимаемые с учета помещения не были «привязаны» к зданию, как это требуется в соответствии с действующим законодательством. Кадастровым инженером составлен акт обследования о сносе помещений. Наряду с другими видами кадастровых работ инженер на основании договора подряда на выполнения таких работ имеет возможность направить результат работ в Росреестр с целью внесения изменений в сведения ЕГРН, если заказчиком является физическое лицо без использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). В отношении юридического лица необходимо подкреплять такие действия с использованием специализированной ЭЦП. Выпуск соответствующей ЭЦП и её использование достаточно затруднены, поэтому руководители предприятий чаще всего принимают решение предоставления результатов кадастровых работ путем похода в отделение МФЦ.

Действия государственного регистратора при получении соответствующего пакета документов в рассматриваемом случае были сведены к ответу в том, что необходимо в акте обследования в разделе «Заключение кадастрового инженера» указать здание, в котором находились помещения, подлежащие исключению из ЕГРН. При этом здание, в котором размещены ликвидируемые помещения, не было поставлено на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимости. Следовательно, возникает вопрос о том, для чего кадастровый инженер должен указывать в акте обследования информацию о несуществующем здании, если при постановке помещений на государственный кадастровый учет органом регистрации оно не было поставлено вопреки требованиям законодательства.

Следующую проблему, препятствующую ликвидации снимаемых с учета объектов помещений, вызвало долгое поступление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий. В день, обозначенный для получения готовых документов, руководитель организации обратился в МФЦ за получением выписок из ЕГРН, содержащих в себе сведения о том, что объекты недвижимости сняты с кадастрового учета и в отношении этих объектов прекращено право собственности. Однако, документы в назначенный день получить не удалось по причине того, что государственный регистратор не обладает сведениями в информационной системе о дополнительно поданных документах, что затянуло получение результата регистрационных действий. Отсутствие документов у регистратора вызвано техническим сбоем в программном комплексе ЕГРН.

Наряду с организационно-правовыми проблемами при проведении комплексных кадастровых работ (ККР) [19] довольно проблематичной с точки зрения взаимодействия участников кадастровых отношений является ситуация в отношении утвержденного проекта межевания территории (ПМТ), подготовленного в ходе проведения ККР. Действия ОМС, кадастрового инженера, собственников земельных участков (ЗУ) и органа государственной регистрации изображены схематично (рис.1).

Направление извещения о начале проведения ККР собственникам земельных участков вместо почтового отправления Почтой России предлагается заменить на электронное извещение через личный кабинет на «Госуслугах», как это производится с налоговым уведомлением в отношении недвижимости гражданам, зарегистрированным на Портале Госуслуг. Законодательно способ уведомления путем электронной почты допустим. С учетом достигнутой на сегодняшний день цифровой грамотности налогоплательщиков, а также потенциала Портала Госуслуг представляется возможным цифровизировать отправку извещения о начале ККР и их окончании.

Во-первых, это упростит и ускорит извещение заинтересованных лиц и расширит возможности электронных «Госуслуг». Очевидно повышение оперативности составления электронного извещения и его направления адресату, в отличие от почтового бумажного варианта (подписание извещения руководителем, исходящая регистрация письма, отправка почтой). Электронное формирование извещения, направленное с помощью портала «Госуслуги», позволяет затратить минимум рабочего времени сотрудником администрации муниципального образования (около 2-3 минут) на одно извещение.

Во-вторых, при таком варианте получение извещений собственниками земельных участков о начале ККР более гарантировано, нежели классическим способом посредством Почты России. Следует отметить автоматизированный сервис «Госуслуг», который, при поступлении какого-либо извещения от большинства государственных ведомств, незамедлительно уведомляет адресата путём простейших для настоящего времени способов, таких как электронная почта, SMS, PUSH-уведомление мобильного приложения «Госуслуги». Современные средства коммуникации позволяют в любое время и практически в любом месте ознакомиться с направленным адресату извещением (рис. 2).

В третьих, что особенно немаловажно, сокращаются затраты на почтовые расходы. Прямые расходы на подготовку 1 письма составляют до 20 рублей (рис. 3). В случае извещения всех заинтересованных правообладателей при проведении ККР предложенный вариант позволяет сэкономить муниципалитету десятки тысяч рублей.

Немаловажным фактором повышения эффективности работ является сокращение затрат времени кадастрового инженера, необходимого на обновление документов-оснований. В том случае, если заказчик несвоевременно сдал межевой план в орган регистрации, допустим по истечении двух месяцев (по причине, например, болезни), и в этот момент поменялся собственник смежного земельного участка, который фигурировал в акте согласования границ земельного участка. В этом случае кадастровому инженеру придется переоформлять акт согласования, а собственнику вновь согласовывать границы с текущим смежным землепользователем. При этом заказчик тратит дополнительное время на его подписание, а кадастровый инженер около 1-1,5 часов рабочего времени на изготовление нового межевого плана. Тариф на нормированный человеко-час (нормочас) составляет 257,42 руб. [20]. Предположим, что в течение года возникает необходимость переделывания 10 межевых планов, которые не были своевременно сданы в орган регистрации и в этот период поменялись смежные землепользователи участков. Дополнительные нормативные затраты на повторное изготовление межевых планов в рассматриваемом случае составят от 2,5 до 3,8 тыс. руб.

Кроме того, необходимо учесть затраты на проведение повторного согласования местоположения границ из расчета 3-4 часа (в среднем) на повторное согласование границ земельного участка на межевом плане. Таким образом, при несвоевременной сдаче межевого плана неизбежны затраты дополнительного времени и материальных средств как кадастрового инженера, так и самого заказчика (в пределах от 30 до 40 часов на 10 переделываемых межевых планов), что составляет порядка 10,0-13,2 тыс. руб.

Предоставление доступа кадастровому инженеру к государственному фонду данных (ГФД) упростит и ускорит подготовку результата кадастровых работ на недели, а в некоторых случаях даже на месяцы из-за значительного сокращения сроков ожидания получения данных. Текущая сверка данных из ГФД с результатом проводимых кадастровых работ позволит заранее выявить и предотвратить несоответствия, не допустить внесение ложных сведений в ЕГРН, а так же избежать вынесения решения о приостановлении ГКУ. В свою очередь это приведёт к сокращению сроков всех процессов от заключения договора подряда или муниципального контракта до внесения сведений в ЕГРН об объекте кадастровых работ до регламентированных трёх дней, так как увеличивается информационная доступность для исполнителя и снижается дополнительная нагрузка для государственного регистратора на проведение правовой оценки результата кадастровых работ.

Повышение информативности выписки при запросе данных из ЕГРН, в части дополнения сведениями о проводимых комплексных кадастровых работах  (ККР), исключает траты времени исполнителем кадастровых работ на поиск, запрос, анализ подобной информации. Предложенные меры сводят к минимуму временные затраты заказчика кадастровых работ на посещение структур ОМС и МФЦ взаимодействуя через исполнителя кадастровых работ. Вовлечение средств Портала «Госуслуги» существенно сократит временной промежуток на подготовку и точечную доставку уведомлений о проведении любых видов кадастровых работ. Данный способ позволит исключить необходимость публикации уведомления в СМИ, что позволит сэкономить время на согласование работ от 40 дней, а также оплату услуг за публикацию в размере от 4000 руб.

Расширение полномочий кадастрового инженера в сфере взаимодействия с ОМС, направления результата кадастровых работ в территориальное Управление Росреестра от имени физических и юридических лиц на основании договора подряда, значительным образом сократит весь цикл проведения работ, избавит от необходимости переделывания документов-оснований в связи с несвоевременным предоставлением на государственную регистрацию, а так же устранит несение дополнительных расходов, начинающихся от 3000 руб.

Вносимые предложения окажут существенное влияние на повышение уровня организации взаимодействия органа регистрации недвижимости и кадастрового инженера, а также на оптимизацию процесса и повышение качества оказания кадастровых услуг заказчикам.

Список источников

  1. Желясков, А.Л. Кадастровая деятельность и задачи государственного управления землепользованием / А.Л. Желясков // Агротехнологии XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2018. – С. 343-348.
  2. Жернакова, Н.Н. Вопросы установления границ муниципальных районов / Н.Н. Жернакова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2018. – №2. – С. 15-20.
  3. Желясков, А.Л. Практика признания неактуальности сведений государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства / А.Л. Желясков, Н.С. Денисова, Д.А. Кирик // Московский экономический журнал. – 2022. – № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-7/
  4. Поносов, А.Н. Совершенствование подходов к определению размеров пригородных зон и организация землепользования при территориальном и экономическом развитии пригородных муниципальных образований на примере Пермской агломерации: монография. Пермь: ИПЦ «Прокрость», 2021. – 181 с.
  5. Кирик, Д.А. Устранение нарушений земельного законодательства посредством осуществления кадастровых работ / Д.А. Кирик // Современные проблемы земельно-имущественных отношений, урбанизации территории и формирования комфортной городской среды: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 217-220.
  6. Drašković, B. Urban Expansion of the Largest Cities in Bosnia and Herzegovina over the period 2000-2018. Geographica Pannonica, 2021, vol. 25, iss. 4, pp. 276–288.
  7. Drašković B., Ponosov A., Zhernakova N., Gutalj M., Miletić B Land cover types and changes in land use in Republic of Srpska (Bosnia and Herzegovina) over the period 2000–2018. Journal of the Geographical Institute «Jovan Cvijić» SASA, 2020, vol. 70, iss. 1, pp. 81–88.
  8. Желясков, А.Л. Результаты земельной реформы в России и Болгарии на рубеже веков / А.Л. Желясков, М. Мотева // Агротехнологии XXI века: в 3 частях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ. Ч. 3 – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2019. – С. 12-17.
  9. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.06.2023).
  10. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.06.2023).
  11. Приказ Росреестра от 10.12.2021 № П/0581 «Об установлении порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в электронной форме, включая порядок получения кадастровым инженером в электронной форме межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, карты (плана) объекта землеустройства, помещенных на временное хранение в электронное хранилище, а также перечня критериев, по которым осуществляется автоматизированная проверка подготовленных кадастровым инженером межевых, технических планов, актов обследования, карт-планов территории, карт (планов) объектов землеустройства» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.06.2023).
  12. Кислов, В.С. Кадастровая деятельность. Проблемы и их решения // Кадастр недвижимости. – 2021. – №2. – С. 31-35.
  13. Филиппов, П.М. Кадастровая деятельность и необходимость совершенствования ее правового регулирования в условиях цифровизации учетов объектов недвижимости / П.М. Филиппов, А.Н. Садков, Н.В. Котельников // Алтайский юридический вестник. – 2021. – №2. – С. 155-160.
  14. Четверикова, К.В. Квалификация кадастровых отношений в предмете гражданского права / К.В. Четверикова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2020. – №4. – С. 98-102.
  15. Официальный сайт Управления Росреестра по Пермскому краю – [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.gov.ru/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-permskomu-krayu/
  16. Чуйко, А.В. Правовые и технические проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при регистрации недвижимости / А.В. Чуйко, Д.С. Васильченко, К.С. Руденко, А.В. Белова, Б.В. Полушковский // Московский экономический журнал. – 2023. – № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskijekonomicheskij-zhurnal-1-2023-19/
  17. Кошкаров, И.А. Проблемы взаимодействия при использовании баз данных об объектах недвижимости / И.А. Кошкаров, Д.А. Ярославцева, А.Н. Поносов // Рациональное использование земельных ресурсов в условиях современного развития АПК: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Тюмень: ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, 2021. – С. 119-125.
  18. Кобелев, А.Н. Проблема доступа кадастровых инженеров к данным ЕГРН в ходе согласования местоположения границ земельных участков / А.Н. Кобелев, Н.В. Ершова // Модели и технологии природообустройства (региональный аспект). – 2017. – №2. – С. 116-119.
  19. Кошкаров, И.А. Проблемы качества комплексных кадастровых работ / И.А. Кошкаров, А.Н. Поносов // Кадастр недвижимости, геодезия, организация землепользования: опыт практического применения: материалы II Всероссийской (национальной) заочной научно-практической конференции – Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2022. – С. 142-148.
  20. Приказ ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.02.2022 № П/058-22 «Об утверждении тарифов на оказание отдельных видов приносящей доход деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.06.2023).

References

  1. Zhelyaskov, A.L. Kadastrovaya deyatel`nost` i zadachi gosudarstvennogo upravleniya zemlepol`zovaniem / A.L. Zhelyaskov // Agrotexnologii XXI veka: materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / FGBOU VO Permskij GATU. – Perm`: IPCz «Prokrost«», 2018. – S. 343-348.
  2. Zhernakova, N.N. Voprosy` ustanovleniya granicz municipal`ny`x rajonov / N.N. Zhernakova // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2018. – №2. – S. 15-20.
  3. Zhelyaskov, A.L. Praktika priznaniya neaktual`nosti svedenij gosudarstvennogo fonda danny`x, poluchenny`x v rezul`tate provedeniya zemleustrojstva / A.L. Zhelyaskov, N.S. Denisova, D.A. Kirik // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2022. – № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-7/
  4. Ponosov, A.N. Sovershenstvovanie podxodov k opredeleniyu razmerov prigorodny`x zon i organizaciya zemlepol`zovaniya pri territorial`nom i e`konomicheskom razvitii prigorodny`x municipal`ny`x obrazovanij na primere Permskoj aglomeracii: monografiya. Perm`: IPCz «Prokrost`», 2021. – 181 s.
  5. Kirik, D.A. Ustranenie narushenij zemel`nogo zakonodatel`stva posredstvom osushhestvleniya kadastrovy`x rabot / D.A. Kirik // Sovremenny`e problemy` zemel`no-imushhestvenny`x otnoshenij, urbanizacii territorii i formirovaniya komfortnoj gorodskoj sredy`: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Tyumen`: Tyumenskij industrial`ny`j universitet, 2021. – S. 217-220.
  6. Drašković, B. Urban Expansion of the Largest Cities in Bosnia and Herze-govina over the period 2000-2018. Geographica Pannonica, 2021, vol. 25, iss. 4, pp. 276–288.
  7. Drašković B., Ponosov A., Zhernakova N., Gutalj M., Miletić B Land cover types and changes in land use in Republic of Srpska (Bosnia and Herzegovina) over the period 2000–2018. Journal of the Geographical Institute «Jovan Cvijić» SASA, 2020, vol. 70, iss. 1, pp. 81–88.
  8. Zhelyaskov, A.L. Rezul`taty` zemel`noj reformy` v Rossii i Bolgarii na rubezhe vekov / A.L. Zhelyaskov, M. Moteva // Agrotexnologii XXI veka: v 3 chastyax: materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem / FGBOU VO Permskij GATU. Ch. 3 – Perm`: IPCz «Prokrost«», 2019. – S. 12-17.
  9. Federal`ny`j zakon «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» ot 13.07.2015 №218-FZ (red. ot 14.04.2023) // SPS «Konsul`tantPlyus». Zakonodatel`stvo. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 05.06.2023).
  10. Federal`ny`j zakon «O kadastrovoj deyatel`nosti» ot 24.07.2007 №221-FZ (red. ot 19.12.2022) // SPS «Konsul`tantPlyus». Zakonodatel`stvo. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 05.06.2023).
  11. Prikaz Rosreestra ot 10.12.2021 № P/0581 «Ob ustanovlenii poryadka informacionnogo vzaimodejstviya kadastrovogo inzhenera s Federal`noj sluzhboj gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii v e`lektronnoj forme, vklyuchaya poryadok polucheniya kadastrovy`m inzhenerom v e`lektronnoj forme mezhevogo plana, texnicheskogo plana, akta obsledovaniya, karty`-plana territorii, karty` (plana) ob«ekta zemleustrojstva, pomeshhenny`x na vremennoe xranenie v e`lektronnoe xranilishhe, a takzhe perechnya kriteriev, po kotory`m osushhestvlyaetsya avtomatizirovannaya proverka podgotovlenny`x kadastrovy`m inzhenerom mezhevy`x, texnicheskix planov, aktov obsledovaniya, kart-planov territorii, kart (planov) ob«ektov zemleustrojstva» // SPS «Konsul`tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 05.06.2023).
  12. Kislov, V.S. Kadastrovaya deyatel`nost`. Problemy` i ix resheniya // Ka-dastr nedvizhimosti. – 2021. – №2. – S. 31-35.
  13. Filippov, P.M. Kadastrovaya deyatel`nost` i neobxodimost` sovershenstvovaniya ee pravovogo regulirovaniya v usloviyax cifrovizacii uchetov ob«ektov nedvizhimosti / P.M. Filippov, A.N. Sadkov, N.V. Kotel`nikov // Altajskij yuridicheskij vestnik. – 2021. – №2. – S. 155-160.
  14. Chetverikova, K.V. Kvalifikaciya kadastrovy`x otnoshenij v predmete grazhdanskogo prava / K.V. Chetverikova // Imushhestvenny`e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. – 2020. – №4. – S. 98-102.
  15. Oficial`ny`j sajt Upravleniya Rosreestra po Permskomu krayu – [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://rosreestr.gov.ru/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-permskomu-krayu/
  16. Chujko, A.V. Pravovy`e i texnicheskie problemy` mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya organov publichnoj vlasti pri registracii nedvizhimosti / A.V. Chujko, D.S. Vasil`chenko, K.S. Rudenko, A.V. Belova, B.V. Polushkovskij // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2023. – № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskijekonomicheskij-zhurnal-1-2023-19/
  17. Koshkarov, I.A. Problemy` vzaimodejstviya pri ispol`zovanii baz danny`x ob ob«ektax nedvizhimosti / I.A. Koshkarov, D.A. Yaroslavceva, A.N. Ponosov // Racional`noe ispol`zovanie zemel`ny`x resursov v usloviyax sovremennogo razvitiya APK: materialy` Vserossijskoj (nacional`noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. – Tyumen`: FGBOU VO GAU Severnogo Zaural`ya, 2021. – S. 119-125.
  18. Kobelev, A.N. Problema dostupa kadastrovy`x inzhenerov k danny`m EGRN v xode soglasovaniya mestopolozheniya granicz zemel`ny`x uchastkov / A.N. Kobelev, N.V. Ershova // Modeli i texnologii prirodoobustrojstva (regional`ny`j aspekt). – 2017. – №2. – S. 116-119.
  19. Koshkarov, I.A. Problemy` kachestva kompleksny`x kadastrovy`x rabot / I.A. Koshkarov, A.N. Ponosov // Kadastr nedvizhimosti, geodeziya, organizaciya zemlepol`zovaniya: opy`t prakticheskogo primeneniya: materialy` II Vserossijskoj (nacional`noj) zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii – Barnaul: RIO Altajskogo GAU, 2022. – S. 142-148.
  20. Prikaz FGBU «FKP Rosreestra» ot 10.02.2022 № P/058-22 «Ob utverzhdenii tarifov na okazanie otdel`ny`x vidov prinosyashhej doxod deyatel`nosti» // SPS «Konsul`tantPlyus». Zakonodatel`stvo. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 07.06.2023).

Для цитирования: Поносов А.Н., Желясков А.Л. Эффективность совершенствования организационно-технологического обеспечения кадастровой деятельности // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-19/

© Поносов А.Н., Желясков А.Л., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.