Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.012

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_386

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В  УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

TOOLS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF THE REFORM OF THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA DUE TO THE PROCESSES OF DIGITALIZATION

Солодухина Ольга Ивановна, канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», 305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Solodukhina Olga Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and World Economy, Southwest State University, 94, ul. 50 Let Oktyabrya, Kursk, Russia, 305040,  E-mail: kuznecova_olja@mail.ru

Аннотация. Таможенные органы одни из первых государственных структур, сталкивающиеся с фактом перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что обуславливает роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства. Формирование и проведение соответствующей таможенной политики в системе обеспечения экономической безопасности и внедрения механизмов блокирования и устранения факторов, подрывающих устойчивость экономического развития государства, является актуальной проблемой государственной политики в области таможенного дела. В этой связи, целью статьи является исследование изменений инструментов обеспечения экономической безопасности таможенными органами, обусловленных реформированием таможенной службы России в условиях цифровизации. Достоверность приведенных в статье результатов исследования обеспечивается результативным применением комплекса общенаучных и специальных методов: структурно-функциональный анализ, системный и статистический анализ, сравнительный анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция. В статье отмечается, что в дополнение к таможенной реформе, автоматизация является неотъемлемой частью модернизации таможенной службы, которая также включает приведение таможенных операций и документов в соответствие с международными стандартами конвенциями и другими нормативными правовыми актами. Некоторые из внедренных цифровых инструментов обеспечения экономической безопасности таможенными органами не только упрощают таможенный процесс, облегчая тем самым ведение бизнеса, но и представляют собой позитивную меру, принятую таможенными органами в процессе обеспечения безопасности национального рынка.

Abstract. Customs authorities are one of the first state structures faced with the fact of movement of goods across the customs border of the EAEU, which determines the role of customs authorities in ensuring the economic security of the state. The formation and implementation of an appropriate customs policy in the system of ensuring economic security and the introduction of mechanisms for blocking and eliminating factors that undermine the sustainability of the state’s economic development is an urgent problem of state policy in the field of customs affairs. In this regard, the purpose of the article is to study changes in the tools for ensuring economic security by customs authorities due to the reform of the Russian customs service in the context of digitalization. The reliability of the research results given in the article is ensured by the effective use of a complex of general scientific and special methods: structural and functional analysis, systemic and statistical analysis, comparative analysis, synthesis, generalization, induction and deduction. The article notes that in addition to customs reform, automation is an integral part of the modernization of the customs service, which also includes bringing customs operations and documents in line with international standards by conventions and other regulatory legal acts. Some of the implemented digital tools for ensuring economic security by customs authorities not only simplify the customs process, thereby facilitating business, but also represent a positive measure taken by customs authorities in the process of ensuring the security of the national market.

Ключевые слова: цифровизация, экономическая безопасность, таможенные органы, Российская Федерация

Keywords: digitalization, economic security, customs authorities, Russian Federation

Введение

Традиционно, таможенные органы играли небольшую роль, сосредоточившись, главным образом, на сборе пошлин и налогов на импортируемые товары. За последние несколько десятилетий, таможенные органы перешли от общепринятых функций по сбору доходов и защите общества к упрощению процедур торговли и обеспечению безопасности границ.

Основными функциями таможенных органов Российской Федерации являются контроль за трансграничным потоком товаров, обеспечение соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, взимание таможенных пошлин и налогов, причитающихся в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза и налоговым кодексом РФ, а также защита страны от импорта товаров и материалов, предназначенных для незаконных целей, и от террористической деятельности.

Глобализация цепочек поставок, расширение производства «точно-в-срок» (Just-In-Time) и рост электронной торговли стимулировали усилия государства по проведению таможенной реформы. Система регулирования ВЭД должна быть эффективной, поэтому изучение деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности позволяет определить проблемы и сформировать направления развития деятельности таможенных органов [1, с. 14].

С возрастанием значимости таможенных органов России в поддержании стабильного уровня экономической безопасности, появляются новые задачи. Участники внешнеэкономической деятельности, занимающиеся законной предпринимательской деятельностью, ожидают от таможенных органов борьбы с теневой экономикой в сфере незаконной торговли товарами, с одной стороны, а также сокращения мер контроля, с другой, поскольку они негативно влияют на время и затраты на ведение бизнеса. Упрощение международной торговли и либерализация таможенного регулирования улучшают деловой климат и способствуют экономическому росту. Поэтому первоочередными в системе мер повышения экономической безопасности России таможенными органами являются:

  • совершенствование системы таможенного администрирования и упрощение порядка совершения таможенных операций, что будет способствовать ускорению товарооборота и пассажиропотоков через таможенную границу и активизации внешнеэкономической деятельности и повышению конкурентоспособности национальной экономики;
  • внедрение новейших технологий и автоматизация процессов таможенного оформления с целью упрощения и повышения эффективности таможенного контроля;
  • унификация законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза, что позволит объективно решать любые таможенные споры в судебном порядке;
  • налаживание тесного сотрудничества таможенных органов разных стран, в частности, гармонизация методологических подходов по оценке экспортно-импортных операций и обмен информацией и статистическими данными с таможенными органами разных стран с целью создания единой базы нарушений таможенных правил, систематизации недостатков таможенного законодательства, упорядочения схем занижения таможенной стоимости товаров и недополучения таможенных платежей.

Цифровизация экономических процессов обусловила особенности реформирования таможенной службы – переход к использованию онлайновых систем «единого окна» для упрощения оформления таможенных документов и повышения прозрачности совершения таможенных операций, внедрение программ и инструментов оценки рисков для ускорения выпуска товаров в свободное обращение на таможенной территории и т.д.

В этой связи, целью исследования является комплексный анализ развития инструментария обеспечения экономической безопасности в условиях реформирования таможенной службы России, обусловленной процессами цифровизации.

Материалы и методы

Критический анализ изменений инструментария обеспечения экономической безопасности в условиях реформирования таможенной службы России, обусловленной процессами цифровизации, осуществлен на основе применения таких методов как: системный подход, аналитический и диалектический методы, метод анализа и синтеза.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования подтверждается использованием в качестве теоретической и методической основы исследования фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих ученых в области разработки и реализации таможенной политики, экономической безопасности, организации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом нормативных и законодательных документов Российской Федерации в области таможенного дела.

Литературный обзор

В современной отечественной научной и учебной литературе исследования роли и места таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности в условиях реформирования таможенной службы получили широкое освещение. Так, в работах Бекяшева К.А. [2, с. 157], Волкова В.Ф. [3, с. 25], Коник Н.А. [4, с. 2], Косенко В.П. [1, с. 64] и других излагаются основы теории и практики, раскрываются аспекты и особенности деятельности таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. Профессор Хьюстонского университета Мария Г. Бернс [5] констатирует необходимость обеспечения безопасности на границе, вместе с тем отмечает необходимость облегчения деятельности таможни.

В рамках международного таможенного законодательства, основной тенденцией в стандартизации совершения таможенных операций является совершенствование условий для развития международной торговли путем ускорения и упрощения осуществления таможенных формальностей [6]. Однако, в работах Nguyen, T. C. N., Kettle, M., & Doherty [7] отмечается, что поддержание надлежащего уровня безопасности и обеспечение соблюдения таможенного законодательства остается важным.

Несмотря на довольно высокую проработанность проблем, которые поднимаются исследователями, остаются вопросы, связанные с методологией формирования системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации посредством организации таможенной деятельности в условиях реструктуризации таможенных органов России, связанной с созданием электронных таможен, концентрацией декларационного массива в 16-ти центрах электронного декларирования и т.д.

Результаты

Таможенная политика Российской Федерации, в условиях членства в Евразийском экономическом союзе и Всемирной торговой организации, является сложным и комплексным понятием, которое следует рассматривать с позиции ее разновекторности и многокомпонентности. Она выступает одним из важных элементов системы публичного управления внешнеэкономической деятельностью и характеризуется определенным институциональным обеспечением, методами реализации, механизмами и направлениями ее осуществления. Именно таможенная политика составляет основу инструментария обеспечения экономической безопасности государства таможенными органами России.

Деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности России направлена на повышение устойчивости к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз и в обеспечении экономического роста. Достижение этой цели обеспечивается средствами таможенного контроля, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельноси.

Таможенный инструментарий обеспечения экономической безопасности Российской Федерации обеспечивает защищенность экономических интересов государства, обеспечение и реализации которых достигается путем производства таможенного дела. Он позволяет в условиях неопределенности и нестабильности внутренней и внешней среды обеспечить:

  • перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  • администрирование таможенных платежей;
  • совершение таможенных операций;
  • применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также выполнение иных задач, возложенных на таможенные органы.

Надлежащий уровень обеспечения экономической безопасности государства таможенными органами способствует развитию национальной экономики и удовлетворению потребностей общества, несмотря на действие внутренних и внешних угроз в сфере таможенных экономических мер.

Реформирование таможенных органов Российской Федерации, обусловленное процессами цифровизации, повлекло за собой автоматизацию процессов совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств: подача электронных документов, внедрение электронных платежей, межведомственное сотрудничество и координация, включая взаимодействие систем государственных учреждений, система прослеживаемости товаров и категорирование участников ВЭД на основе системы управления рисками. Такие меры получили признание налоговыми и таможенными органами для обеспечения экономической безопасности и облегчения трансграничной торговли.

Реализация деятельности таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности, в условиях реформирования таможенной службы России, направлена на противодействие внешним вызовам и предусматривает соответствующее реагирование таможенных органов с целью предотвращения или снижения возможного ущерба и достижения необходимого уровня защиты национальной экономики.

Таможенные органы России используют автоматизированные таможенные системы для совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, включая подачу деклараций, оценку рисков, обработку платежей до фактического выпуска товаров. Эффективность автоматизированных систем повышается, когда таможенные органы взаимодействуют с другими органами государственной власти, участвующими в процессе оформления грузов по всей цепочке поставок.

Автоматизация таможенных процессов и процедур трансграничной торговли сокращает время, затрачиваемое на пересечении границ, что снижает затраты заинтересованных сторон по всей цепочке поставок и позволяет компаниям повысить эффективность за счет снижения производственных затрат тем самым увеличивая объем производства на экспорт и внутренний рынки.

Электронная подача таможенных деклараций, обработка документов и оформление товаров обеспечивают существенную экономию времени и предсказуемость всех аспектов трансграничной торговли и ограничивают возможности для нарушений таможенного законодательства как со стороны участников внешнеэкономической деятельности, так и должностных лиц таможенных органов.

Перспективной информационной технологией, внедряемой в деятельность таможенных органов России, является блокчейн. Данная технология может способствовать повышению эффективности и надежности в областях управления рисками, администрирования таможенных платежей. Основными препятствиями распространения технологии блокчейн являются недостаток опыта; отсутствие стандартизированных наборов данных; отсутствие государственной стратегии; отсутствие доверия к использованию платформ обмена данными.

В рамках обеспечения соблюдения условий таможенной процедуры таможенного транзита, используются электронные пломбы что позволяет немедленно реагировать при возникновении аварий обеспечивая безопасность глобальной логистической цепочки и снижая эксплуатационные расходы. В дополнение к безопасности груза и постоянному мониторингу преимущества использования электронных пломб, при таможенном транзите товаров, также включают снижение затрат, гибкие логистические цепочки и сокращение сроков выполнения требований к эксплуатации.

Новым инструментом обеспечения экономической безопасности государства таможенными органами России является искусственный интеллект. К примеру, 1 февраля 2021 года запущена автоматическая диспетчеризация деклараций на товары между таможенными органами, которая исключает ошибочную подачу участником ВЭД декларации на товары в таможенный орган, не обладающий соответствующей компетенцией по ее регистрации и выпуску.

Преимуществами использования искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов являются:

  • повышение эффективности выявления и предупреждения нарушения таможенных правил;
  • автоматизация процессов взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных должностных лиц таможенных органов;
  • интеллектуальный анализ данных в разведывательных целях и управлении рисками;
  • разработка моделей на основе искусственного интеллекта для интерпретации рентгеновских изображений;
  • повышение эффективности использования финансовых и налоговых данных для обеспечения соблюдения требований законодательства;
  • оптимизация направлений борьбы с контрабандой;
  • разработка чат ботов для ответа на онлайн запросы физический и юридических лиц;
  • автоматизация выявления занижения и завышения таможенной стоимости товаров и т.д.

Обсуждение

Одной из основных задач таможенных органов России является защита экономических интересов государства, что достигается посредством использования инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В условиях глобализации, роста электронной торговли, таможенные органы разрабатывают и реализовывают новые инструменты обеспечения экономической безопасности государства.

Функционирование реформированной системы таможенных органов России основывается на принципах автоматизации процессов и исключения субъективного фактора, создания эффективной системы анализа коррупционных рисков, функционирования единой системы электронного документооборота между государственными органами с целью ускорения процесса обмена информацией взаимодействия с таможенными органами других стран.

Использование таможенными органами России цифровых инструментов обеспечения экономической безопасности государства способствует установлению динамики и определению причин и условий незаконных действий в сфере таможенного дела, что позволяет законодательным органам реформировать нормативную базу в этой сфере.

Основными проблемами формирования и реализации инструментария обеспечения экономической безопасности в условиях реформирования таможенной службы России, обусловленной процессами цифровизации, являются:

  • отсутствие необходимых IТ-навыков у должностных лиц таможенных органов;
  • длительные процессы закупок и высокие затраты, связанные с приобретением технологий;
  • отсутствие указаний о том, как интерпретировать законы о защите данных ограничивает обмен данными между организациями и таможенными органами;
  • мировые экономические кризисы, оказывающие негативное влияние на национальную экономику;
  • высокая степень зависимости от состояния международных рынков определенных ресурсов или от доминирующего торгового партнера;
  • санкционные ограничения и др.

Современный инструментарий обеспечения экономической безопасности государства таможенными органами России, как система, содержащая новые цифровые элементы, не совершенна. Задачей деятельности таможенных органов, в сфере обеспечения экономической безопасности государства, должно быть постоянное совершенствование системы таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, в условиях цифровизации, которая должна сочетать нормативные, методологические, информационно-технологические, организационные и кадровые аспекты.

Заключение

Исследование показало, что технологиями, которые быстрее всего окажут свое полное влияние на трансграничную торговлю, — это электронная коммерция, цифровые платежи, облачные вычисления, IoT, цифровые услуги, цифровые документы и 5G. Технологиями, которые окажут влияние на международную торговлю в долгосрочной перспективе, являются робототехника, виртуальная реальность (VR), 3D-печать (3DP) и искусственный интеллект.

Процессы цифровизации обуславливают реформирование таможенной службы России, что привело к модернизации инструментов обеспечения экономической безопасности государства.

В рамках процесса автоматизации деятельности таможенных органов России, модернизируются инструменты обеспечения экономической безопасности государства, что способствует:

  • повышению эффективности, скорости и прозрачности совершения таможенных операций;
  • снижению вероятность коррупции среди сотрудников таможенных органов;
  • облегчению электронного обмена информацией между таможенными органами и другими правительственными учреждениями, а также между таможенными администрациями торговых партнеров;
  • сокращению времени декларирования товаров и физического досмотра грузов;
  • увеличению собираемости таможенных пошлин и налогов;
  • сокращению нарушений таможенных правил.

Однако, выявленные, в результате исследования, проблемы формирования и реализации инструментария обеспечения экономической безопасности государства таможенными органами, обуславливают необходимость продолжения перманентной работы по реформированию таможенной деятельности, посредством внедрения новых информационных технологий и развития кадрового потенциала таможенных органов России.

Таким образом, реформирование таможенной службы России, обусловленное процессами цифровизации, привело к важным результатам совершенствования инструментария обеспечения экономической безопасности государства, включая снижение торговых издержек и увеличение потенциала повышения экономического благосостояния страны.

Благодарности

Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» проекта «Приоритет-2030».

Список источников

  1. Косенко, В. П. Основы теории эффективности таможенного дела: моногр. / В. П. Косенко, Л. И. Опошнян. – М.: РИО РТА, 2005. – 199 с.
  2. Бекяшев, К. А. Международное публичное право : учебник / К. А. Бякишев. — Москва : Проспект, 2019. — 1046 с.
  3. Волков, В. Ф. Управление таможенными органами: учебное пособие для специальности «Таможенное дело» / В. Ф. Волков ; под общ. ред. В. В. Макрусева. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2015. — 204 с.
  4. Коник, Нина Владимировна. Таможенное дело : учебное пособие / Н. В. Коник, Е. В. Невешкина. — 3-е изд., испр. — Москва : Омега-Л, 2014. — 203 с.
  5. Burns, Maria. (2018). Participatory Operational & Security Assessment on homeland security risks: an empirical research method for improving security beyond the borders through public/private partnerships. Journal of Transportation Security. 11. 10.1007/s12198-018-0193-1.
  6. Nowak, T., Sowiński, C., & Czyźowicz, W. (2015). Customs protection of cultural property as part of the security policy of the European Union. Customs Scientific Journal CUSTOMS, 5(2), 7-16. Available at: https://www.ccjournals.eu/ojs/index.php/customs/article/ view/468
  7. Nguyen, T. C. N., Kettle, M., & Doherty, C. (2019). From form to function: Mobile language resources in the Vietnamese customs setting. Journal of International and Intercultural Communication, 12(4), 344-363. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10. 1080/17513057.2019.1572208

Referents

  1. Kosenko, V. P. Fundamentals of the theory of the effectiveness of customs: monograph. / V. P. Kosenko, L. I. Oposhnyan. – M.: RIO RTA, 2005. – 199 p.
  2. Bekyashev, K. A. International public law: textbook / K. A. Byakishev. — Moscow: Prospekt, 2019. — 1046 p.
  3. Volkov, VF Management of customs authorities: a textbook for the specialty «Customs» / VF Volkov; under total ed. V. V. Makruseva. — St. Petersburg: Intermedia, 2015. — 204 p.
  4. Konik, Nina Vladimirovna. Customs business: textbook / N. V. Konik, E. V. Neveshkina. — 3rd ed., Rev. — Moscow: Omega-L, 2014. — 203 p.
  5. Burns, Maria. (2018). Participatory Operational & Security Assessment on homeland security risks: an empirical research method for improving security beyond the borders through public/private partnerships. Journal of Transportation Security. 11. 10.1007/s12198-018-0193-1.
  6. Nowak, T., Sowiński, C., & Czyźowicz, W. (2015). Customs protection of cultural property as part of the security policy of the European Union. Customs Scientific Journal CUSTOMS, 5(2), 7-16. Available at: https://www.ccjournals.eu/ojs/index.php/customs/article/view/468
  7. Nguyen, T. C. N., Kettle, M., & Doherty, C. (2019). From form to function: Mobile language resources in the Vietnamese customs setting. Journal of International and Intercultural Communication, 12(4), 344-363. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10. 1080/17513057.2019.1572208

Для цитирования: Солодухина О. И. Инструментарий обеспечения экономической безопасности в условиях реформирования таможенной службы России, обусловленной процессами цифровизации // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-20/

© Солодухина О. И., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.