Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.984

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_412

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБОВ

FEATURES OF MANAGEMENT SYSTEM MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF SPORTS AND HEALTH CLUBS

Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alenarom@list.ru

Кутепова Анна Максимовна, Нижегородский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», E-mail: kytepovka@mail.ru

Kutepov Maxim Mikhailovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sports, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Kutepova Lyubov Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Service Technologies and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alenarom@list.ru

Kutepova Anna Maksimovna, Nizhny Novgorod Branch of the National Research University Higher School of Economics, E-mail: kytepovka@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме менеджмента на примере спортивно-оздоровительных клубов. Авторами выявлены особенности фитнес-менеджмента в спортивно-оздоровительных клубах. Зная тонкости фитнес-менеджмента владельцам спортивно-оздоровительных клубов будет гораздо легче найти больший поток клиентов, квалифицированный персонал, а также успешно реализоваться на рынке фитнес-индустрии. Также выявлены основные критерии успешной реализации фитнес-клубов: экономические ресурсы, наличие и узнаваемость бренда, обучение и повышение квалификации сотрудников. Применение рекомендаций, разработанных в ходе анализа спортивно-оздоровительных клубов, позволит повысить уровень фитнес-менеджмента.

Abstract. The article is devoted to the problem of management on the example of sports and health clubs. The authors have identified the features of fitness management in sports and health clubs. Knowing the subtleties of fitness management, it will be much easier for owners of sports and health clubs to find a larger flow of customers, qualified personnel, as well as successfully realize themselves in the fitness industry market. The main criteria for the successful implementation of fitness clubs are also identified: economic resources, brand awareness, training and professional development of employees. The application of the recommendations developed during the analysis of sports and health clubs will improve the level of fitness management.

Ключевые слова: менеджмент, управление, развитие, фитнес-индустрия

Keywords: management, management, development, fitness industry

Особый интерес вызывают такие вопросы, как фитнес-менеджмент и грамотная организация работы клуба, чтобы добиться его максимальной эффективности. Ввиду своей многогранности тема фитнеса с каждым годом набирает всё большие обороты.

Задачами исследования являются:

  • изучить теоретические аспекты менеджмента в спортивно-оздоровительных клубах;
  • выявить особенности и критерии фитнес-менеджмента;
  • разработать практические рекомендации менеджмента спортивно-оздоровительных клубов с учетом выявленных критериев.

По словам Владислава Вавилова [2] (Основы менеджмента в фитнес-индустрии) к особенностям фитнес-менеджмента относится то, что этим правилам и узкой специфике бизнеса и его подводным камням знают далеко не все специалисты. Обычно понимание приходит спустя определённый период работы, а полное осознание тонкостей и инструментов приходит спустя большой промежуток времени.

В статьях Харьковского Р.Г и Ермолаевой Т.Н. [9] рассматривается понятие спортивного менеджмента и его значение как самостоятельного вида профессиональной деятельности, необходимость регулирования спортивного менеджмента на законодательном уровне, а также особенности менеджмента в фитнес-индустрии, и, его отличия от менеджмента студенческого спорта и менеджмента массового и профессионального спорта.

Проблема фитнес-менеджмента настолько актуальна, что в статье Бартдиновой Г.А. и Иванова В.А. [1] поясняется необходимость наличия отдельного специалиста, в обязанности которого будет входить продвижение спорта, привлечение новых участников и руководство работой объекта для успешной реализации поставленных целей.

На основании анкетирования были разработаны критерии фитнес-менеджмента в спортивно-оздоровительных клубах. Отталкиваясь от полученных критериев можно  сравнить успешность клубов на рынке фитнес-индустрии.

Первый параметр – экономические ресурсы. С появлением конкуренции фитнес клубы стараются максимально оснастить помещение и привлечь большим количеством  тренажеров. В число предпочтений потребителя является новое светлое помещение с  приятным ремонтом, просторными залами, новым и качественным оборудованием.

Второй параметр – бренд. Фитнес-клуб должен иметь символ, изображения и цветовую гамму по которому его узнавали.

Третий параметр – обучение сотрудников. От степени квалификации тренера зависит статус организации, на которую он работает. Поэтому пренебречь обучением фитнес-тренеров ни в коем случае не стоит, даже  имея хорошее SMM-продвижение. Наиболее часто на данный момент популярна практика внутреннего обучения. Можно использовать образовательные платформы вне клуба.

Четвертый параметр – наличие сайта и активность в социальных сетях. В настоящее время самым популярным способом поиска услуг являются социальные сети. Именно там можно увидеть отзывы настоящих людей и напрямую можно связаться с представителем услуг. На социальные сети в наше время выделяется большое  финансирование, и именно они являются показателем статуса компании. Для фитнес-клубов это хорошая возможность показать своё заведение во всей красе и замотивировать потенциальных клиентов посетить тот или иной фитнес клуб. Для успешной раскрутки страницы в социальных сетях имеются специалисты по продвижению.

Пятый критерий – работа обслуживающего персонала. Первое впечатление об организации производит человек, который встречает на входе. Но это далеко не последнее, о чем стоит упомянуть. Обслуживающий персонал фитнес-клуба: администратор, уборщица, тренеры, управляющий – одно звено, которое рушится при неполадках одной из составляющих.

В результате опроса посетителей спортивно-оздоровительных клубов, а также упоминания в социальных сетях и визуальной оценки количества людей на тренировках, были выявлены наиболее популярные направления физической активности. К числу таких направлений относятся: tabata, stretching, hot iron, active training и pilates. Более детально рассматривая каждое направление, была составлена сводная информация с названием направления, акцента на физическое качество, общей характеристикой направления, содержания занятия, основными тренировочными средствами и методическими рекомендациями по проведению занятия.

Именно гибкая система скидок мотивирует клиентов покупать абонементы и регулярно посещать спортивно-оздоровительный клуб. При этом стоит внимательно отнестись к заключению договора с арендодателем (собственником) помещения, чтобы избежать дальнейших проблем с арендой и сдачей помещения. Использование сувенирной продукции (мерчи, футболки, бутылочки для воды и т.д.) является хорошим средством продвижения. Для повышения качества работы тренеров в спортивно-оздоровительных клубах необходимо регулярно проводить обучение. Наличие собственной лицензии с правом на обучение повышает статус клуба и может привлечь больше квалифицированных кадров. Продуктивного продвижения можно добиться регулярной активностью в социальных сетях. Для этого нужно иметь как можно больше каналов связи.

Таким образом, зная тонкости фитнес-менеджмента владельцам спортивно-оздоровительных клубов будет гораздо легче найти большой поток клиентов, квалифицированный персонал, а также успешно реализоваться на рынке фитнес-индустрии. В ходе исследования выявлены основные критерии успешной реализации фитнес-клубов: экономические ресурсы, наличие и узнаваемость бренда, обучение и повышение квалификации сотрудников, медиактивность. Применение на практике предложенных рекомендаций позволит повысить уровень фитнес-менеджмента в спортивно-оздоровительных клубах.

Список источников

  1. Бартдинова, Г.А. Перспективы использования спортивного менеджмента на примере студенческого фитнес-центра / Г.А. Бартдинова, В.А. Иванов // Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 358-359. – URL: https://moluch.ru/archive/365/82031/ (дата обращения: 28.07.2023).
  2. Вавилов В. Основы менеджмента в фитнес-индустрии. Издательство: АВТОР, 2015, 240 с.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36).
  4. Кузнецова С.Н., Кутепов М.М., Чирков М.И., Толченова И.В., Антонова Н.Д., Колесниченко А.И. Конкуренция на рынке беговой обуви после введения западных экономических санкций // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 4.
  5. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Агеев С.Л. Анализ эффективности и результативности спортивных объектов как элементов городской инфраструктуры // Наука Красноярья. 2022. Т. 11. № 2-4. С. 91-96.
  6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Агеев С.Л. Здоровый образ жизни в молодежном сознании: социологический аспект // Primo Aspectu. 2022. № 2 (50). С. 17-22.
  7. Маркетинговое исследование выбора спортивной экипировки / М.М. Кутепов, П.Н. Чеснокова, Д.А. Спиридонова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 5(47). – С. 141-147.
  8. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 4 (41).
  9. Харьковский, Р.Г. Спортивный менеджмент и его особенности в фитнес-индустрии / Р.Г. Харьковский, Т.Н. Ермолаева // Современные аспекты подготовки профессиональной деятельности спортивного менеджера: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 29 июня 2020 года / Министерство спорта Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры». – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2020. – С. 278-283.

References

  1. Bartdinova, G.A. Perspektivy ispol’zovanija sportivnogo menedzhmenta na primere studencheskogo fitnes-centra / G.A. Bartdinova, V.A. Ivanov // Molodoj uchenyj. – 2021. – № 23 (365). – S. 358-359. – URL: https://moluch.ru/archive/365/82031/ (data obrashhenija: 28.07.2023).
  2. Vavilov V. Osnovy menedzhmenta v fitnes-industrii. Izdatel’stvo: AVTOR, 2015, 240 s.
  3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Pcheljakova V.V. Perspektivy ispol’zovanija cifrovogo sleda v obrazovatel’nom i nauchnom processah // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. T. 9. № 3 (36).
  4. Kuznecova S.N., Kutepov M.M., Chirkov M.I., Tolchenova I.V., Antonova N.D., Kolesnichenko A.I. Konkurencija na rynke begovoj obuvi posle vvedenija zapadnyh jekonomicheskih sankcij // Moskovskij jekonomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 4.
  5. Kutepov M.M., Kutepova L.I., Ageev S.L. Analiz jeffektivnosti i rezul’tativnosti sportivnyh ob#ektov kak jelementov gorodskoj infrastruktury // Nauka Krasnojar’ja. 2022. T. 11. № 2-4. S. 91-96.
  6. Kutepov M.M., Kutepova L.I., Ageev S.L. Zdorovyj obraz zhizni v molodezhnom soznanii: sociologicheskij aspekt // Primo Aspectu. 2022. № 2 (50). S. 17-22.
  7. Marketingovoe issledovanie vybora sportivnoj jekipirovki / M.M. Kutepov, P.N. Chesnokova, D.A. Spiridonova [i dr.] // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. – 2020. – № 5(47). – S. 141-147.
  8. Paputkova G.A., Golovina I.V., Medvedeva T.Ju. Sovremennye podhody k sistematizacii informacionnyh nauchno-metodicheskih resursov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2022. T. 10. № 4 (41).
  9. Har’kovskij, R.G. Sportivnyj menedzhment i ego osobennosti v fitnes-industrii / R.G. Har’kovskij, T.N. Ermolaeva // Sovremennye aspekty podgotovki professional’noj dejatel’nosti sportivnogo menedzhera: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Malahovka, 29 ijunja 2020 goda / Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii FGBOU VO «Moskovskaja gosudarstvennaja akademija fizicheskoj kul’tury». – Malahovka: Moskovskaja gosudarstvennaja akademija fizicheskoj kul’tury, 2020. – S. 278-283.

Для цитирования: Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Романовская Е.В., Кутепова А.М. Особенности управления системой менеджмента на примере спортивно-оздоровительных клубов // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-46/

© Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Романовская Е.В., Кутепова А.М., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.