DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10812 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCIAL POLICY IN THE CHECHEN REPUBLIC Арсаева Индира Лечиевна, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, Ars.in@mail.ru Межиева Хава Ахмедовна , ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, khavamezhiyeva@mail.ru Arsaeva Indira Lechievna Mezhieva KHava Akhmedovna Аннотация. В статье рассмотрены […]
УДК 338.46 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10811 Экономика сервиса Ростовской области Service economy of the Rostov region Курочкин В.Н., доктор технических наук, профессор, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса. Ростов-на-Дону Kurochkin Valentin N., Valentin952@mail.ru Аннотация. В статье рассмотрена тенденция развития экономики услуг Южного региона на примере Ростовской области. Актуальность темы обусловлена технологическим развитием как отмеченных регионов, так и […]
УДК 330.34 JEL CODE: С53, O11, О38 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10810 АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОАО «РЖД» ANALYSIS OF TOOLS FOR ATTRACTING YOUNG PROFESSIONALS IN THE FIELD OF RAILWAY INFRASTRUCTURE SERVICES Аврамчук Людмила Валерьевна, заведующий лабораторией товароведения и экспертизы ЕЛК, преподаватель – Колледж ФГБОУ ВО УрГЭУ, соискатель на ученую степень кандидата наук – научная специальность […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10809 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АУДИТА ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ON SOME ISSUES OF AUDIT OF EXPORT OPERATIONS Махмутов Азат Ирекович, Уфимский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Растегаева Фания Саитовна, Уфимский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Makhmutov Azat Irekovich, […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10870 РОЛЬ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ ROLE OF THE MINING INDUSTRY IN THE ECONOMY OF THE COUNTRY Андреев Дмитрий Васильевич, старший преподаватель Горного института, кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Andreev D.V., vervil@list.ru Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению роли горной промышленности для экономики страны. Важно обратить внимание на то, что […]
УДК 338.46 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10869 ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВЫМИ ПРОЕКТАМИ В КОМПАНИИ IMPLEMENTATION OF DIGITAL SOLUTIONS FOR IMPLEMENTING DIGITAL PROJECT MANAGEMENT MECHANISMS IN THE COMPANY Хубулова Вероника Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, декан гуманитарного факультета филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске Khubulova V.V., wave71@yandex.ru Ласковый Александр Анатольевич, кандидат […]
Генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Косов, во время визита на Ростсельмаш и проведения итоговой конференции с поставщиками сельхозтехники, ознакомился с работой умного высокоавтоматизированного комбайна TORUM 785. Во время демонстрации, на полигоне перед стадионом «Ростов-Арена», агромашина самостоятельно, без оператора в кабине, имитировала работу в поле: уборку урожая, маневрирование, остановку перед препятствием на базе технологии машинного […]
УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10868 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ) ANALYTICAL ASSESSMENT OF THE MAIN SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE RYAZAN REGION) Денисова Наталья Ивановна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и финансов, ФЧОУВО «МУ имени С.Ю. Витте» в г.Рязани Гравшина Ирина Николаевна, к.э.н., доцент, зам. […]
УДК 338.43.02+338.012 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10867 ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURE Курдюмов Александр Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru Королев Александр Владимирович, ассистент кафедры конкурентного права […]
УДК 338.2; 335.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10866 Применение модели «Fishbone» в целях обоснования направлений оптимизации затрат Application of the «Fishbone» model in order to justify the directions of cost optimization Зонова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень Руденок Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень Тарасова Оксана Валериевна, […]
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCIAL POLICY IN THE CHECHEN REPUBLIC
Арсаева Индира Лечиевна, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, Ars.in@mail.ru
Межиева Хава Ахмедовна , ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, khavamezhiyeva@mail.ru
Arsaeva Indira Lechievna
Mezhieva KHava Akhmedovna
Аннотация. В статье рассмотрены приоритетные направления реализации финансовой политики в Чеченской Республике, основной задачей которой выступает не просто обеспечение поступательного развития экономики, а ее стремительный переход на достаточно новый уровень, который можно достигнуть на основе полной реализации социальных программ и привлечения инвестиционных потоков, с целью увеличения внебюджетных средств региона.
Summary. The article examines the priority directions of the implementation of financial policy in the Chechen Republic, the main task of which is not just to ensure the progressive development of the economy, but its rapid transition to a fairly new level, which can be achieved on the basis of the full implementation of social programs and attracting investment flows, in order to increasing the region’s extrabudgetary funds.
Key words: finance, financial system, financial policy, subsidies, social support programs, investments.
В течение последних десятилетий в Чеченской Республике, как и в других субъектах Российской Федерации, стойко и твердо придерживаются курса, направленного на разработку региональных программ развития и совершенствования рыночных механизмов, формирующих условия для реализации экономического роста, социальных преобразований, привлечения инвестиционных потоков и финансовой стабильности в целом. В достижении этих приоритетов и целей основополагающая роль отводится финансам, объективная необходимость которых обусловлена потребностями общественного развития: ни один хозяйствующий субъект, ни государство в целом, в процессе реализации своих целей и задач не может обойтись без их обеспечения финансовыми ресурсами – «материальными носителями финансовых отношений».
Финансы, как обособленная экономическая категория, хоть и являются неотъемлемой частью саморазвивающихся рыночных отношений, но в то же время они представляют собой инструмент и рычаг реализации непосредственно социально — экономической политики государства и региона в том числе. [1]
Неотъемлемой и составной частью этой политики выступает финансовая политика, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством своих функций, целей и задач. Через финансовую политику и государственное финансовое регулирование осуществляется воздействие на территориальные экономические пропорции для предотвращения возможных или устранения имеющихся негативных составляющих отдельных субъектов Российской Федерации. Одним из методов такого регулирования выступает механизм межбюдженого регулирования, предоставляющий дотации, субсидии и субвенции бюджетам других уровней, с целью финансирования различных программ поддержки. Данная поддержка является очень важной и значимой для отдельных регионов в процессе реализации финансовой политики на территориях. [2]
Так основной задачей финансовой политики Чеченской Республики выступает не просто обеспечение поступательного развития экономики, а ее стремительный переход на достаточно новый уровень, который можно достигнуть на основе полной реализации социальных программ и привлечения инвестиционных потоков, с целью увеличения внебюджетных средств региона.
Необходимо отметить то, что финансовая система нашей республики находится в стадии формирования, кроме того экономика Чеченской Республики носит дотационный характер. Собственные доходы республики очень низкие, почти весь республиканский бюджет формирует Россия: безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют сегодня около 80% доходов бюджета Чеченской Республики. Это, в свою очередь, обуславливает достаточно низкий уровень социального развития региона, слабыми сторонами которого выступают:
сокращение финансовых возможностей федерального бюджета (дотации на одного жителя ЧР в 7 раз выше средних значений по России);
рост безработицы как вследствие демографического роста (доля безработного населения почти в 2,8 раза выше среднероссийского показателя);
высокая доля теневой экономики;
дефицит финансовых ресурсов, вызванный недостатком банковских и страховых продуктов;
низкая доля секторов-драйверов повышения эконмического потенциала республики (высокая доля госсектора в экономике-16,5%- и низкая производительность труда — в 35 раз ниже средней по СКФО)
Тем не менее, финансовая политика в регионе реализуется достаточно эффективно. Так, по данным показателей, отражающих экономический рост, качество жизни и уровень развития инфраструктуры на 2020 год (по сравнению с 2010 годом) наблюдается, во-первых, рост ВРП в среднем на 15% в год в текущих ценах; во-вторых, снижение безработицы более чем в четыре раза; и в-третьих, пятикратное увеличение числа туристов, посещающих Чеченскую Республику (с 30 до 150 тыс. человек). [3]
Так, в регионе под руководством Главы Чеченской Республики, Героя России Р.А.Кадырова активно реализуется ряд социальных программ, ориентированных на выделение из бюджета максимальных денежных ресурсов в сферы
образования (27 929 438 036 руб.- для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров),
здравоохранения (92 888 513 333 руб. — с целью обеспечения высокого качества и общедоступности медицинской помощи);
и социальной поддержки населения (14 259 377 640 руб. – физическая культура и спорт). [4]
Для более полного осуществления социальных функций финансовой политики требуется создание адекватной модели налогового механизма.
Финансовая политика Чеченской Республики будет еще эффективнее, если увеличить внебюджетные средства за счет инвестиционных влияний.
Благодаря инвестиционным процессам происходит увеличение валового национального продукта, повышение активности регионов страны на внешнем рынке, накопление капитала фирм и предприятий, следовательно, создание базы для расширения их производственных возможностей, укрепление финансовой состоятельности субъектов, сокращение уровня безработицы, улучшение благосостояния населения в целом, что очень важно и необходимо в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. [5]
Так, в Чеченской республике, по предварительным данным Чеченстата, общий объем инвестиций в основной капитал за 2019 год составил 82 653,1 млн рублей, рост объёма инвестиций в основной капитал к 2018 году составил 111,1 %( общий объем инвестиций в основной капитал в 2018 году составил 74 368,0 млрд рублей). Из общего объема инвестиций внебюджетные средства составили 58 400,8 млн рублей или 95,5% к 2018 году (внебюджетные инвестиции в 2018 году составили – 61 092,7 млн рублей).
По итогам 2019 года среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа по показателю «Объем инвестиций в основной капитал» Чеченская Республика занимает 3 место.
По предварительным данным Минэкономтерразвития ЧР, на территории Чеченской Республики за счет внебюджетных инвестиций в 2019 году завершена реализация 232 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 51,33 млрд рублей, создано 2 712 рабочих мест. [6]
Таким образом, благодаря качественно продуманной, социально-инвестиционной, финансовой политики в Чеченской Республике реализуется программа построения экономически устойчивого и технологически прогрессивного региона.
Список использованных источников
Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций : учебник для магистров, обучающихся по направлениям «Финансы и кредит» и «Экономика» / Н. В. Балихина, М. Е. Косов, Т. Н. Оканова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 623 c. — ISBN 978-5-238-02389-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81587.html (дата обращения: 29.11.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Курс лекций по дисциплине «Финансы» профессора Абдулгалимова Абдусалима Минхаджовича.
Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года 4.Юсупова М.В, Юсупов Л.В./ Финансовая политика Чеченской Республике по обеспечению целевых программ.