http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10812

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCIAL POLICY IN THE CHECHEN REPUBLIC  

Арсаева Индира Лечиевна, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, Ars.in@mail.ru 

Межиева Хава Ахмедовна , ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный, khavamezhiyeva@mail.ru

Arsaeva Indira Lechievna

Mezhieva KHava Akhmedovna

Аннотация. В статье рассмотрены приоритетные направления реализации финансовой политики в Чеченской Республике, основной задачей которой выступает  не просто обеспечение поступательного развития экономики, а ее стремительный переход на достаточно новый уровень, который можно достигнуть на основе полной  реализации социальных программ  и привлечения инвестиционных потоков, с целью увеличения внебюджетных средств региона.

Summary. The article examines the priority directions of the implementation of financial policy in the Chechen Republic, the main task of which is not just to ensure the progressive development of the economy, but its rapid transition to a fairly new level, which can be achieved on the basis of the full implementation of social programs and attracting investment flows, in order to increasing the region’s extrabudgetary funds.

Ключевые слова: финансы, финансовая система, финансовая политика, дотации, социальные программы поддержки, инвестиции.

Key words: finance, financial system, financial policy, subsidies, social support programs, investments.

В течение последних десятилетий в Чеченской Республике, как и в других субъектах Российской Федерации, стойко и твердо придерживаются курса, направленного на разработку региональных программ развития и совершенствования рыночных механизмов, формирующих условия для реализации экономического роста, социальных преобразований, привлечения инвестиционных потоков и финансовой стабильности в целом. В достижении этих приоритетов и целей основополагающая роль отводится финансам, объективная необходимость которых обусловлена потребностями общественного развития: ни один хозяйствующий субъект, ни государство в целом,  в процессе реализации своих целей и задач не может обойтись без их обеспечения финансовыми ресурсами – «материальными носителями финансовых отношений».

Финансы, как обособленная экономическая категория, хоть и являются неотъемлемой  частью саморазвивающихся рыночных отношений, но в то же время они представляют собой инструмент и рычаг реализации непосредственно социально — экономической политики государства и региона в том числе. [1]

Неотъемлемой и составной частью этой  политики  выступает финансовая политика, направленная на мобилизацию финансовых  ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством своих функций, целей и задач. Через финансовую политику и государственное финансовое регулирование осуществляется воздействие на территориальные экономические пропорции для предотвращения возможных или устранения имеющихся негативных составляющих отдельных субъектов Российской Федерации. Одним из методов такого регулирования выступает механизм межбюдженого регулирования, предоставляющий дотации, субсидии и субвенции бюджетам других уровней, с целью финансирования различных программ поддержки.  Данная поддержка является очень важной и значимой для отдельных регионов в процессе реализации финансовой политики на территориях. [2]

Так основной задачей финансовой политики Чеченской Республики выступает не просто обеспечение поступательного развития экономики, а ее стремительный переход на достаточно новый уровень, который можно достигнуть на основе полной  реализации социальных программ  и привлечения инвестиционных потоков, с целью увеличения внебюджетных средств региона.

Необходимо отметить то, что финансовая система нашей республики находится в стадии формирования, кроме того экономика Чеченской Республики носит дотационный характер. Собственные доходы республики очень низкие, почти весь республиканский бюджет формирует Россия:  безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют сегодня около 80% доходов бюджета Чеченской Республики. Это, в свою очередь,  обуславливает достаточно низкий уровень социального развития региона,  слабыми сторонами  которого выступают:

  • сокращение финансовых возможностей федерального бюджета (дотации на одного жителя ЧР в 7 раз выше средних значений по России);
  • рост безработицы как вследствие демографического роста (доля безработного населения почти в 2,8 раза выше среднероссийского показателя);
  • высокая доля теневой экономики;
  • дефицит финансовых ресурсов, вызванный недостатком банковских и страховых продуктов;
  • низкая доля секторов-драйверов повышения эконмического потенциала республики (высокая доля госсектора в экономике-16,5%- и низкая производительность труда — в 35 раз ниже средней по СКФО)

Тем не менее, финансовая политика в регионе реализуется достаточно эффективно. Так, по данным показателей, отражающих  экономический рост, качество жизни и уровень  развития инфраструктуры на 2020 год (по сравнению с 2010 годом) наблюдается, во-первых, рост ВРП в среднем на 15% в год в текущих ценах; во-вторых, снижение безработицы более чем в четыре раза; и в-третьих, пятикратное увеличение числа туристов, посещающих Чеченскую Республику (с 30 до 150 тыс. человек). [3]

Так, в регионе под руководством Главы Чеченской Республики, Героя России Р.А.Кадырова  активно реализуется ряд социальных программ, ориентированных на выделение из бюджета максимальных денежных ресурсов в сферы

  • образования  (27 929 438 036 руб.- для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров),
  • здравоохранения (92 888 513 333 руб. — с целью обеспечения высокого качества и общедоступности  медицинской помощи);  
  • и социальной поддержки  населения  (14 259 377 640 руб. – физическая культура и спорт). [4]

Для более полного осуществления социальных функций финансовой политики требуется создание адекватной модели налогового механизма.

Финансовая политика Чеченской Республики будет еще эффективнее, если увеличить внебюджетные средства за счет инвестиционных влияний.

Благодаря инвестиционным процессам происходит увеличение валового национального продукта, повышение активности регионов страны на внешнем рынке, накопление капитала фирм и предприятий, следовательно, создание базы для расширения их производственных возможностей, укрепление финансовой состоятельности субъектов, сокращение уровня безработицы, улучшение благосостояния населения в целом, что очень важно и необходимо в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. [5]

Так, в Чеченской республике, по предварительным данным Чеченстата, общий объем инвестиций в основной капитал за 2019 год составил 82 653,1 млн рублей, рост объёма инвестиций в основной капитал к 2018 году составил 111,1 %( общий объем инвестиций в основной капитал в 2018 году составил 74 368,0 млрд рублей). Из общего объема инвестиций внебюджетные средства составили 58 400,8 млн рублей или 95,5% к 2018 году (внебюджетные инвестиции в 2018 году составили – 61 092,7 млн рублей).

По итогам 2019 года среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа по показателю «Объем инвестиций в основной капитал» Чеченская Республика занимает 3 место.

По предварительным данным Минэкономтерразвития ЧР, на территории Чеченской Республики за счет внебюджетных инвестиций в 2019 году завершена реализация 232 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 51,33 млрд рублей, создано 2 712 рабочих мест. [6]

Таким образом, благодаря качественно продуманной, социально-инвестиционной, финансовой политики в Чеченской Республике реализуется программа построения экономически устойчивого и технологически прогрессивного региона. 

Список использованных источников

  1. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций : учебник для магистров, обучающихся по направлениям «Финансы и кредит» и «Экономика» / Н. В. Балихина, М. Е. Косов, Т. Н. Оканова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 623 c. — ISBN 978-5-238-02389-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81587.html (дата обращения: 29.11.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Курс лекций по дисциплине «Финансы» профессора Абдулгалимова Абдусалима Минхаджовича.
  3. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года  4.Юсупова М.В, Юсупов Л.В./ Финансовая политика Чеченской Республике по обеспечению целевых программ.
  4. http://economy-chr.ru/?p=133912
  5. www.minfin.ru. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики.