Научная статья Original article УДК 378 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10672 МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM: MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS Семенко Ирина Егоровна, к.п.н., доцент доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения Semenko I.E. Аннотация. В статье рассмотрен вопрос исторического положения российского образования в сравнении с системами образования ведущих […]
Научная статья Original article УДК 332.05 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10671 ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО ШИРОТНОГО ХОДА) OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RAILWAY TRANSPORT SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE NORTHERN LATITUDINAL COURSE) Выскребенцев Иван Сергеевич, аспирант 2 года обучения гр. ТТн-210, ассистент, аспирант кафедры «Экономика транспорта» Vyskrebentsev Ivan […]
Научная статья Original article УДК 658.5 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10670 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ QUALITY MANAGEMENT AS A FACTOR IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE Семенко Ирина Егоровна, к.п.н., доцент доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения Semenko I.E. Аннотация. В статье рассмотрены основополагающие вопросы экономики управления качеством, сделан вывод, что […]
Научная статья Original article УДК 338.2 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10669 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ГАЗОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE CONTROLLING SYSTEM AT A GAS TRANSMISSION ENTERPRISE Мелкова Елена Юрьевна, ассистент кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, melkovaej@tyuiu.ru Melkova Elena Yurievna, Assistant of the Department of Management […]
Научная статья Original article УДК334 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10668 РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ БРЕНДА В УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE AS A VALUE BASIS OF A BRAND IN THE SUCCESSFUL PERFORMANCE OF THE ORGANIZATION Ахильгов Магомед Багаудинович, Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва, e-mail:Akhilgov_magomed@indox.ru Ужахова Лейла Магомедовна, канд. экон. наук, доцент кафедры […]
Научная статья Original article УДК 614.253.83 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10667 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) PROBLEMS AND PROSPECTS OF PALLIATIVE CARE SERVICES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE CONDITIONS OF NEW CORONAVIRUS PANDEMIC (ECONOMIC AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS Башкуева Елена Юрьевна, старший научный сотрудник отдела […]
Научная статья Original article УДК 614.253.83 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10666 УРОКИ ПАНДЕМИИ: ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПО БОРЬБЕ С НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 3» Г. УЛАН-УДЭ) LESSONS OF PANDEMIA: EXPERIENCE OF A CITY POLICLINIC IN COMBATING NEW CORONAVIRUS INFECTION (ECONOMICS AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS ON THE EXAMPLE OF CITY CLINIC № […]
Научная статья Original article УДК 338.2 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10665 ФАКТОРЫ РОСТА СТОИМОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ FACTORS OF FOOD COST GROWTH IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC Курочкин В.Н., д.т.н. профессор, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия Kurochkin V.N., Doctor of Technical Sciences, Professor South Federal University, Rostov-on-Don, Russia Аннотация. В статье изложены результаты исследований факторов […]
Научная статья Original article УДК 330.15 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10664 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS THROUGH THE INVOLVEMENT OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00875 А «Проблемы […]
Научная статья Original article УДК 330.15 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10663 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ЗАПУСКЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НА ОРБИТУ ECONOMIC RISK ASSESSMENT WHEN LAUNCHING SPACECRAFT INTO ORBIT Синяк Ирина Васильевна, старший преподаватель, кафедры ДП-1 «Русский язык», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», ir-sin@mail.ru Sinyak Irina Vasilievna, senior teacher, Department DP-1 «Russian language», Moscow Aviation Institute (National Research […]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM: MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS
Семенко Ирина Егоровна, к.п.н., доцент доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения
SemenkoI.E.
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос исторического положения российского образования в сравнении с системами образования ведущих мировых стран. Автором рассмотрены современные тенденции мирового развития, обусловливающие изменения, в том числе, в системе российского образования. Ключевой задачей модернизации образовательной системы России является обеспечение ее социальным и экономическим потребностям страны, запросам общества и индивида.
Abstract. The article deals with the issue of historical position of Russian education in comparison with the educational systems of the world’s leading countries. The author examines the current trends in world development, causing changes, including in the system of Russian education. The key task of modernizing the educational system of Russia is to ensure its social and economic needs of the country and the needs of society and the individual.Ключевые слова: система образования, модернизация образования, современные проблемыKeywords: еducation system modernization of education modern problems
Образование в современном мире является одним из главных факторов, влияющих на формирование и развитие государства, а также на определение социального статуса индивида в развитии социальной структуры общества, поэтому его значение в наше время, безусловно, возрастает. От уровня качества образования зависит подготовка рабочих кадров, а, следовательно, состояние экономики и рынка труда в целом. Вот почему качественное образование сегодня полезно не только для человека, который становится более конкурентоспособным на рынке труда, но и для общества в целом, так, как благодаря ему страна получает высококвалифицированных рабочих. Это означает повышение производительности труда, внедрение новых технологий, доступ к первым направлениям развития социального развития. По материалам Министерства финансов РФ рассмотрим расходы федерального бюджета в 2020 – 2022 годах на реализацию федеральных проектов, входящих в национальный проект (Рис.1).
Российская система образования сильно отстаёт от систем образования ведущих мировых стран, но следует отметить активные действия государства по улучшению и развитию сферы образования. В данный момент проводится тщательная и всесторонняя модернизация системы образования, выделяются необходимые ресурсы для этого и создаются механизмы для более эффективного их использования. Главной целью современной образовательной политики является повышение уровня образования, его актуальность для реальных и растущих потребностей человека, общества и государства, а также разработка прогрессивных механизмов развития производства и общества в целом, в том числе системы образования [1]. По материалам Министерства финансов РФ расходы федерального бюджета в 2019 – 2022 годах на реализацию национальных проектов (табл.1) имеют тенденцию к снижению.
К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих весомые изменения в системе образования, относятся:
постиндустриализация общества, в котором межкультурное взаимодействие играет важную роль, а такие качества как общение и толерантность имеют особое значение;
бурное развитие общества, а следовательно, необходимость готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
возникновение глобальных проблем, решение которых требует развития современного мышления молодежи;
демократизация общества;
активное развитие экономики, которое выявляет постоянную необходимость профессионального развития, а также переподготовку кадров, повышение их профессиональной мобильности;
сокращение масштабов неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы, глубокие структурные изменения в занятости;
увеличение важности человеческого капитала, который в ведущих мировых странах составляет 70 – 80% национального богатства, что приводит к интенсивному и быстрому развитию образования как для молодежи, так и для пожилого населения[2].
На протяжении всего развития и формирования системы образования за границей реформы были ориентированы на нужды общества, на эффективную реализацию ресурсов, включая сами системы образования. Реформы в системах образования произошли в большинстве стран, например, в Великобритании, США, Польше, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, причем все эти страны являются лидерами в системе образования. По материалам United Nations, например, Россия отстает от вышеупомянутых стран и по рейтингу находится на 39 месте по индексу уровня образования (табл.2).
Произошедшее в 1990 годах государственно – политическое изменение существенно остановило развитие образовательной системы нашей страны. Государство было вынужденно оставить образования, абстрагироваться от него, чтобы взять на себя решение других проблем. Это вызвало застой в развитие системы образования. Решение этой проблемы началось в начале 2000 годов. В рамках реформ были введены федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования. В 2012 году вышел новый Федеральный Закон «Закон об образовании в Российской Федерации», который регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с применением права на образование для населения, предусматривает государственные гарантии прав и свобод людей в области образования и правильных условий для реализации права на образование, определяет правовой статус участников отношений в образовательной деятельности, создает экономическую, правовую и организационную структуру образования в нашей стране, принципы суверенитета образовательной политики, правила системы образования и осуществления образовательной деятельности. В данный момент главное стратегическое направление по улучшению образовательной системы нашей страны является полная модернизация системы образования.
Сегодня необходимо изменить сам подход к системе образования, удовлетворить потребности работников системы образования, создать комфортные условия для обучения людей всех возрастов и возможностей, а также изменить общественное мнение о ценности образования. Все это требует большой финансовой поддержки сферы образования. Наука и образование являются особенно важным фактором, влияющим на благосостояние страны. Образование обязано использовать весь свой потенциал для укрепления общества, сохранение единого социального и культурного пространства в стране, урегулирования социальных конфликтов и уменьшения социального неравенства. Составленная диаграмма по материалам Мирового банка и НИУ ВШЭ, показывает неуклонное снижение доли финансирования образования от ВВП в СССР и РФ с 1950 по 2015 года (Рис.2), что несомненно сказывается на качестве реформирования системы [3].
Современная модернизация российской системы образования предполагает обеспечить равный доступ молодежи к очной форме обучения независимо от их финансового положения, группы здоровья, места жительства, национальности и расовой принадлежности. Другими важными задачами являются создание профессиональной элиты, выявление и целенаправленная поддержка самых талантливых детей и молодежи, социальная защита детей и подростков, лишенных родительской опеки [4].
Для изменения уровня качества современного образования и повышения его роли в становлении и развитии нашей страны, важно как модернизировать саму систему образования, так и поменять позицию государства в отношении образовательной системы. Органы власти должны работать над повышением качества работы образовательных организаций, а также контролировать качество предоставляемых образовательных услуг. Все это должно выполняться для обеспечения соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества [5]. Все, кто принимает участие в развитии образования, автоматически становятся субъектами образовательной политики. К ним относятся федеральные и региональные образовательные организации, коммерческие и государственные учреждения, а также все граждане России, семьи и родительские сообщества.
Ключевой миссией модернизации образовательной системы является разработка механизма стабильного совершенствования современной системы образования, обеспечение ее соответствия нормам XXI века, социальным и экономическим потребностям становления страны, запросам общества и индивида [6]. Для достижения этой цели возможна реализация следующих задач: обеспечение государственных гарантий в доступности и равной возможности для обучения; достижение нового современного качества образования на всех его уровнях профессионального образования [7]; повышение уровня и профессионализма сотрудников образовательной сферы и снабжение их всевозможной поддержкой; развитие образования как открытой публично – государственной системы, основанной на распределении обязанностей между субъектами образовательной политики и увеличении роли всех участников образовательного процесса, активное внедрение медиасредств.
Таким образом, реализация этих задач, а также качественная политическая, правовая, социальная и экономическая государственная поддержка и всей общественности России, несомненно, выведет систему образования в России на высокий рейтинг среди стран мира по индексу уровня образования.
Список источников
Матюнина О. Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономика и права. – 2015. – №1. – С.74 – 78.
Выскребенцев И.С., Чернышова Л.И. Роль управления запасами в системе учета затрат предприятия// Научные исследования: от теории к практике. — — № 2-2 (8). — С. 101-103.
Косевич А. В., Матюнина О. Е. Особенности развития рынка образовательных услуг // Вестник академии. – 2015. – №1. – С.204 – 206.
Коняева Е. А., Коняев А. С. Компетентностный подход к проблеме формирования готовности к профессионально – педагогической деятельности // Вестник УМО по профессионально – педагогическому образованию. Екатеринбург. Российский государственный профессионально – педагогический университет. – 2012. – №1. – С.109 – 113.
Коняева Е. А. Использование модульных технологий обучения в практике работы ресурсного центра // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2005. – №14. – С. 39 – 46.
Выскребенцев И.С., Михайловская Н.М. Применение медиасредств в современном образовании // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. Т. 1. – № 4 (6). – С. 48-50.
Курбатова И.А. Анализ существующей системы оценки качества образования //Наука и образование транспорту. –2019. –№2. –С.269-271.
References
Matyunina O. E. Modernizaciya sistemy` obrazovaniya v Rossii: problemy` i perspektivy` // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta e`konomika i prava. – 2015. – №1. – S.74 – 78.
Vy`skrebencev I.S., Cherny`shova L.I. Rol` upravleniya zapasami v sisteme ucheta zatrat predpriyatiya// Nauchny`e issledovaniya: ot teorii k praktike. — 2016. — № 2-2 (8). — S. 101-103.
Kosevich A. V., Matyunina O. E. Osobennosti razvitiya ry`nka obrazovatel`ny`x uslug // Vestnik akademii. – 2015. – №1. – S.204 – 206.
Konyaeva E. A., Konyaev A. S. Kompetentnostny`j podxod k probleme formirovaniya gotovnosti k professional`no – pedagogicheskoj deyatel`nosti // Vestnik UMO po professional`no – pedagogicheskomu obrazovaniyu. Ekaterinburg. Rossijskij gosudarstvenny`j professional`no – pedagogicheskij universitet. – 2012. – №1. – S.109 – 113.
Konyaeva E. A. Ispol`zovanie modul`ny`x texnologij obucheniya v praktike raboty` resursnogo centra // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2005. – №14. – S. 39 – 46.
Vy`skrebencev I.S., Mixajlovskaya N.M. Primenenie mediasredstv v sovremennom obrazovanii // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie texnologii. – 2015. T. 1. – № 4 (6). – S. 48-50.