Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.2

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10669

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ГАЗОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE CONTROLLING SYSTEM AT A GAS TRANSMISSION ENTERPRISE

Мелкова Елена Юрьевна, ассистент кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, melkovaej@tyuiu.ru

Melkova Elena Yurievna, Assistant of the Department of Management in fuel and energy complex industries, Tyumen Industrial University, Tyumen, melkovaej@tyuiu.ru

Аннотация. В статье рассмотрено одно из ключевых направлений повышения эффективности оказания газотранспортных услуг – создание службы контролинга и выстраивание алгоритма оценки эффективности деятельности предприятия. На примере одного из подразделений предприятия по транспорту газа приведена примерная структура указанного отдела, рассчитана ресурсоемкость данного предложения, обоснован эффект от реализации данного предложения.

Abstract. The article discusses one of the key areas of increasing the efficiency of gas transportation services — the creation of a controlling service and building an algorithm for assessing the efficiency of an enterprise. On the example of one of the divisions of an enterprise for gas transportation, an approximate structure of the said department is given, the resource intensity of this proposal is calculated, and the effect of the implementation of this proposal is substantiated.

Ключевые слова: оценка эффективности, контроллинг, газотранспортное предприятие

Key words: efficiency assessment, controlling, gas transmission company

Современный этап развития предприятий практически во всех сферах деятельности характеризуется высокой степенью неопределенности и актуализации вопросов управления затратами и повышения эффективности функционирования в целом. При этом поиск возможностей увеличения результативности деятельности является ключевым функционалом служб контроллинга. К сожалению, на многих предприятиях важности этих подразделений не придается должного значения. Напротив, в рамках оптимизационных процедур штат указанных отделов сокращается, сами отделы упраздняются.

А между тем, для обеспечения комплексного и системного характера процессу поиска возможностей повышения эффективности деятельности предприятий требуется выделение специальных служб и ответственных лиц, которые заняты непосредственным анализом эффективности и разработкой мероприятий с из последующим внедрением и контролем. В данной работе предлагается рассмотреть вариант выделения в организационной структуре «группы по контролю и повышению эффективности транспортировки».

Предполагается, что данная группа будет подчинена главному инженеру и тесно взаимодействовать и отделом качества. На рисунке 1 представлено место данной группы в организационной структуре предприятия и информационные потоки, которые она будет осуществлять.

Группа по контролю за уровнем эффективности процесса транспортировки будет осуществлять сбор необходимой информации от специалистов отделов, указанных в информационных потоках на рисунке 1, осуществлять ее обработку и на основании полученных результатов формировать определенные управленческие, организационные и технические мероприятия, необходимые для повышения уровня эффективности услуг по транспортировки газа. Так же в функциональные обязанности группы будет входить осуществление контроля за реализацией разработанных ей мероприятий и повторный мониторинг уровня эффективности с целью достижения целевых значений по ключевым показателям эффективности.

Предлагаемая к выделению группа будет состоять из следующих штатных единиц (рисунок 2).

Выделение данной группы позволит, в первую очередь, усилить контроль и сосредоточить работу над повышением уровня эффективности в определённой группе, что с организационной точки зрения должно увеличить уровень контроля за текущим положением предприятия, и, соответственно, получать оперативную информацию, на которую можно также оперативно среагировать и вовремя предпринять управленческие решения. 

В существующей на данный момент системе контроля за эффективностью отсутствует единое ответственное лицо. Информация поступает напрямую главному инженеру от различных компетентных отделов, но не обрабатывается и не анализируется в совокупности, что может приводить к снижению эффективности услуг.

Реализация данного предложения потребует некоторых затрат, которые на примере одного из газотранспортных предприятий могут иметь следующие составляющие (таблица 1).

Данное мероприятие потребует привлечения 4 специалистов определённой квалификации, соответствующей предложенным должностям и затрат на сумму 2,8 млн. руб. Эффект от реализации данного предложения сложно оценить количественно. Можно лишь уверенно говорить о наличии качественных ожидаемых результатах. В частности, выделение данной группы позволит в первую очередь усилить контроль и сосредоточить работу над уровнем эффективности в определённой группе, что с организационной точки зрения должно увеличить уровень контроля за текущим положением предприятия, и, соответственно получать оперативную информацию, на которую можно также оперативно среагировать и вовремя предпринять управленческие решения.

Еще одним направлением в сфере организации контроля за эффективностью оказания услуг по транспортировке газа может выступать совершенствование существующего алгоритма оценки эффективности оказания услуг (рисунок 3).

Нововведением в усовершенствованном алгоритме является определение минимально допустимого уровня эффективности оказания газотранспортных услуг по каждой составляющей эффективности и желаемого значения показателей и соответственно Сравнение полученных значений с минимально допустимыми и желаемыми значениями показателей. Формулирование выводов и оценка резервов повышения эффективности. Необходимость введения данных процедур обусловлена тем фактом, что при оценке эффективности необходимо ее сопоставлять с показателями эффективности либо другого предприятия, что невозможно виду масштабом деятельности исследуемого предприятия и отсутствием аналогичного по объемам и протяженности трубопровода, а также условиям, в которых осуществляется транспортировка газа, либо с эталонными значениями, разработка которых является достаточно трудоемким процессом. Именно поэтому предлагается определять минимально допустимое значение по составляющим показателям эффективности и желательное значение, при достижении которого разработка мер по повешению эффективности будет менее интенсивной.

Список источников

  1. Богатин Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия [Текст]: учебник / В. Ю. Богатин. – М.: Стандарт, 2010. – 31 с.
  2. Зотов В. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. [Текст] / В. Зотов // Информэлектро. – 2016. – №8. – С. 98-101
  3. Мансимов Н. М. К вопросу о сущности экономической эффективности производства в условиях рыночной экономики / Н.М. Максимов, Н. К. Максимова [Текст]// Актуальные вопросы современной экономики, 2014. — №3. – С. 359-361.

References

  1. Bogatin Yu. V. E`konomicheskaya ocenka kachestva i e`ffektivnosti raboty` predpriyatiya [Tekst]: uchebnik / V. Yu. Bogatin. – M.: Standart, 2010. – 31 s.
  2. Zotov V. Kompleksnaya ocenka e`ffektivnosti meropriyatij, napravlenny`x na uskorenie nauchno-texnicheskogo progressa. [Tekst] / V. Zotov // Informe`lektro. – 2016. – №8. – S. 98-101
  3. Mansimov N. M. K voprosu o sushhnosti e`konomicheskoj e`ffektivnosti proizvodstva v usloviyax ry`nochnoj e`konomiki / N.M. Maksimov, N. K. Maksimova [Tekst]// Aktual`ny`e voprosy` sovremennoj e`konomiki, 2014. — №3. – S. 359-361.

Для цитирования: Мелкова Е.Ю. Организационно-методические аспекты совершенствования системы контроллинга на газотранспортном предприятии // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-27/

© Мелкова Е.Ю, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.