Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.145

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_418

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PRIORITIES IN THE CONDITIONS OF THE NORTH: REGIONAL FEATURES ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Антипин Иван Александрович, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, д. 62/45, aia87@mail.ru

Филиппова Юлия Анатольевна, руководитель отдела макроэкономического анализа, ГАУ «Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)», 677000 Россия, Якутск, пр. Ленина, 28, к. 310, julie-f@mail.ru

Antipin Ivan Aleksandrovich, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Regional, Municipal Economy and Governance, Ural State University of Economics (USUE), 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 March/Narodnaya Volya Street, 62/45, aia87@mail.ru

Filippova Yulia Anatolievna, Head of the Department of Macroeconomic Analysis, Center for Strategic Research under the Head of the Republic of Sakha (Yakutia), 677000 Russia, Yakutsk, Lenin Ave., 28, office 310, julie-f@mail.ru

Аннотация. В статье выполнен обзор концептуальных основ понятия «устойчивое развитие», а также основных положений Доклада об уровне благополучия населения и деятельности в области устойчивого развития в Республике Саха (Якутия). Выявлены региональные особенности северных территорий, установлено соответствие документов стратегического планирования республики Саха (Якутия) приоритетам устойчивого развития. Приведены результаты анализа по значениям показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в контексте реализации целей устойчивого развития в сравнении с Российской Федерацией и Дальневосточным федеральным округом. Сформулированы предложения по дополнению принципов устойчивого развития, в том числе, в части сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера.

Abstract. The article reviews the conceptual foundations of the concept of «sustainable development», as well as the main provisions of the Report on the level of well-being of the population and activities in the field of sustainable development in the Republic of Sakha (Yakutia). The regional features of the northern territories are revealed, the compliance of strategic planning documents of the Republic of Sakha (Yakutia) with the priorities of sustainable development is established. The results of the analysis on the values of indicators of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) in the context of the implementation of sustainable development goals in comparison with the Russian Federation and the Far Eastern Federal District are presented. Proposals have been formulated to supplement the principles of sustainable development, including in terms of preserving the traditional way of life of the indigenous peoples of the North.

Ключевые слова: целеполагание, устойчивое развитие, стратегическое планирование, северный регион, идентичность

Keywords: goal setting, sustainable development, strategic planning, northern region, identity

Введение

Основные принципы устойчивого развития, ставшие действенным инструментом системного развития и включенные в стратегические цели Российской Федерации на долгосрочный период, наилучшим образом отражают растущую ответственность гражданского общества и бизнеса за экологичное, сбалансированное и гармоничное развитие общественных и социально-экономических отношений на долгосрочный период.

С принятием в 2015 году декларации ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [1] 193 страны, включая Российскую Федерацию, приняли обязательство по достижению 17 целей устойчивого развития (далее – ЦУР). К 2030 году предполагается выполнить 169 задач и достигнуть запланированных значений 232 целевых показателей по 17 ЦУР в социальной, экономической и экологической сферах [2].

С 2016 года были представлены 188 Добровольных национальных обзоров с анализом ситуации по достижению ЦУР. В 2023 году 2 государства представят свой доклад впервые, 39 – во второй раз, 1 – в третий раз. Россия представила свой первый добровольный национальный обзор в июле 2020 года [3], при этом ежегодно МГИМО проводится соответствующий рэнкинг регионов России [4].

В 2022 году Республика Саха (Якутия) одним из первых арктических российских регионов представила собственный региональный доклад, в котором проведен анализ реализации регионом ЦУР с учетом региональных и национальных особенностей северной территории, которые нашли отражение не только в аналитической части доклада, но и при формировании его структуры [5].

Цель настоящей статьи заключается в анализе основных положений Доклада об уровне благополучия населения и деятельности в области устойчивого развития в Республике Саха (Якутия), выявлении региональных особенностей северных территорий, формировании предложений по дополнению принципов устойчивого развития, в том числе, в части сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера.

Устойчивое развитие: концептуальные основы

Понятие «устойчивое развитие» было введено в научный оборот в начале XX века Н.П. Огановским [6, 7]. Концепция Н.П. Огановского на десятилетия опередила международные дискуссии о новом понятии, результатом которых стала разработка Международной комиссией ОOH и публикация в 1987 г. доклада по окружающей среде и развитию – «Наше общее будущее» [8], официально провозгласившего необходимость обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В нем впервые было дано определение: устойчивое развитие территории – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего периода, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Анализом концепции «устойчивого развития» под призмой разных теоретических вопросов занимались многие выдающиеся исследователи, среди которых Л.И. Абалкин, А.И. Азрилиян, В.И. Данилов-Данильян, О.С. Пчелинцев, А.Г. Гранберг, А.И. Татаркин, Т.В. Ускова, Н.Н. Киселева и многие другие, однако сущность понятия «устойчивое развитие» остается практически неизменной. Многообразие существующих подходов к определению «устойчивого развития» объясняется множественностью объектов, к которым применяются положения данной концепции.

Применительно к трактовке устойчивого развития региональной социально-экономической системы, наиболее полное и универсальное, на наш взгляд, определение предложила Н.Н. Киселева, охарактеризовавшая его как «управляемый процесс интенсивного воспроизводства факторов производства и материальных благ за счет сбалансированного развития системообразующих компонентов социально-экономической системы региона, обеспечивающий ее прогрессивное развитие» [9]. В данном определении внимание обращено на то, что в основе обеспечения устойчивого развития региона находится баланс системообразующих компонент (подсистем), которыми являются: общество, природа, экономика и инновации. На рисунке 1 представлена схема, отражающая взаимодействия этих компонент в региональной экономике.

Концепция устойчивого развития не позволяет дать конкретный ответ на вопрос о том, каким именно образом должно обеспечиваться «сбалансированное развитие» названных выше компонент. Ответ на этот вопрос будет уникальным для каждого региона, а конкретизация механизма обеспечения сбалансированного развития должна быть представлена в стратегии социально-экономического развития региона. Не сложно заметить, что компоненты устойчивого развития составляют ключевые разделы стратегии социально-экономического развития любого региона. Таким образом, именно в определении и обеспечении баланса подсистем, позволяющего региону устойчиво развиваться по прогрессивной траектории, и заключается институциональная роль системы стратегического планирования.

В современных исследованиях устойчивость, резильентность территорий рассматривается, в том числе, во взаимосвязи с теорией умного города [11, 12]. Более того, показатели умного города все больше увязываются с критериями и показателями устойчивого развития.

Приоритеты устойчивого развития в Республике Саха (Якутия): анализ и региональные особенности

Исследование приоритетов устойчивого развития выполнено, основываясь на тексте Доклада об уровне благополучия населения и деятельности в области устойчивого развития в Республике Саха (Якутия) (далее – Доклад). Название Доклада схоже с основными целями, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года [13] — высокий уровень жизни человека, эффективное управление территориями, глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики, развитие несырьевой экспортно-ориентированной экономики, сохранение природы для будущих поколений и всего мира. Таким образом, основополагающий документ региона «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» базируется на принципах устойчивого развития и модели удовлетворения потребностей в настоящем времени без ущерба для будущих поколений.

В части развития геостратегической для страны территории Арктической зоны Российской Федерации принята Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года [14], а также Указ Главы Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года» [15]. Цели данных документов прямо или косвенно коррелируют с приоритетами устойчивого развития – повышение уровня и качества жизни человека в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на основе экологичного раскрытия экономического потенциала арктических районов (социальная политика, в том числе устойчивое развитие коренных народов Севера и Арктики, устойчивая инфраструктура с учетом особенностей энергетики и северного завоза, продовольственная безопасность на основе развития традиционных отраслей, воспроизводство минерально-сырьевой базы с защитой и сохранением окружающей среды). Таким образом, цели стратегии развития Арктической зоны Якутии также ориентированы на реализацию ЦУР. Более того, для лучшего понимания взаимосвязи стратегических целей и задач Республики Саха (Якутия) с ЦУР разработана Концепция внедрения ESGD-принципов на территории Республики Саха (Якутия) [16].

Приоритеты государственной политики в регионе сформировали соответственно структуру Доклада, в котором определены 5 ключевых блоков:

  • укрепление общественного здоровья, создание условий для здорового образа жизни и благополучия человека в условиях Крайнего Севера и Арктики;
  • пространственная система расселения и создания устойчивой инфраструктуры северных городов и сельских территорий;
  • сохранение и рациональное использование экосистем в условиях изменения климата и его последствий;
  • развитие всеохватной доступной системы непрерывного образования для содействия полной занятости и повышению доходов граждан, устойчивому экономическому росту Республики Саха (Якутия);
  • сохранение культурно-языкового многообразия для обеспечения благополучия и устойчивости развития сообществ коренных народов Республики Саха (Якутия).

Пятый ключевой блок является региональной особенностью, дополняющей цели устойчивого развития спецификой северного региона, в котором традиционные культурные ценности неразделимо переплетены с традиционным образом жизни коренных народов Севера, как безальтернативной формой хозяйственной жизни, позволявшей на протяжении многих веков обеспечивать безопасность и стабильность жизнедеятельности в экстремальных природно-климатических условиях Арктики [17].

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/71/313 от 6 июля 2017 года Росстатом разработан Национальный набор показателей ЦУР из 169 задач и осуществляется мониторинг 232 показателей, в том числе более 100 показателей с соответствующими аналогами на уровне субъектов Российской Федерации. Среди 17 ЦУР по 14 целям могут быть рассчитаны показатели на уровне региона. ЦУР 13 «Борьба с изменением климата», ЦУР 14 «Сохранение морских экосистем», ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» рассматриваются только по стране в целом [2].

В Докладе показатели по целям устойчивого развития распределены неравномерно. Наибольшее количество показателей, позволяющих проводить межрегиональные сравнения, имеют ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» и ЦУР 4 «Качественное образование» (38, 21, 11 и 9 показателей соответственно, в остальных 10 ЦУР определены в среднем по 2 – 3 показателя).

Рассматривая прогресс достижения ЦУР в Российской Федерации в разрезе ее субъектов, в Докладе проведен анализ достижения показателей устойчивого развития: по 53 показателям значения показателей Республики Саха (Якутия) лучше общероссийского уровня или аналогичны ему, по 50 – ниже общероссийского уровня [5].

В сравнении с регионами Дальнего Востока значения показателей Республики Саха (Якутия) чаще являются более лучшими, чем в среднем по макрорегиону (Дальневосточному федеральному округу): 51 показатель – лучше или аналогичны, 41 показатель – хуже. По значениям 27 показателей (17 из которых относятся к ЦУР «Хорошее здоровье и благополучие») Республика Саха (Якутия) является лидером в Дальневосточном федеральном округе, при этом по 16 из них Якутия также входит в ТОП-20 регионов Российской Федерации [2].

Качественными примерами внедрения принципов устойчивого развития в региональное законодательство являются уникальные для российского правового поля региональные законы, соответствующие принципам ESG: Закон Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2043-З №1645-V «Об ответственном недропользовании», Закон Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2018 г. 2006-З №1571-V «Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З №537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».

Закон об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера принят только в Якутии. Этнологическая экспертиза направлена на научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса с учетом нового промышленного освоения арктических территорий и признания целей устойчивого развития приоритетами государственной политики.

Крупнейшие региональные компании-недропользователи также формируют осознанную политику продвижения ESG-принципов. В 2018 при поддержке алмазного холдинга были проведены авиаучетные работы Лено-Оленекской популяции оленей. По результатам данной работы, оказалось, что численность популяции составляет около 84 тыс. особей (середина 80-х годов – 27 тыс. особей) с наличием воспроизводственного потенциала.

Другим не менее значительным примером помимо социальных проектов и природоохранных мероприятий в рамках своей глобальной программы «Алмазы помогают» является рекультивация участниками алмазного холдинга отработанных земель. В 2020 году было рекультивировано 1306 гектаров с посадкой саженцев сосны, лиственницы, ивы, злаковых многолетних трав.

Закон Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе обязывает компании проводить оценку воздействия на этносы и их культуру перед реализацией своих проектов и компенсировать убытки, причиненные общинам коренных малочисленных народов Севера. За период действия закона проведено 47 этнологических экспертиз, в том числе федеральный проект по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири».

Предприятиям промышленности как к системообразующим уделяется пристальное внимание. С 2022 года ежегодно проводится оценка деятельности горнодобывающих предприятий с формированием соответствующего рейтинга социальной эффективности недропользователей. В рамках названного рейтинга производится оценка деятельности недропользователей в части выполнения условий соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территорий, на которых ведется промышленное извлечение природных ресурсов. В ТОП-5 недропользователей по итогам за 2021 год вошли АО «Алмазы Анабара», АО «АЛРОСА» (ПАО), ООО «Прогноз-Серебро», АО «Южно-Верхоянская золотодобывающая компания», АО «Полюс Алдан».

Одной из экологических проблем Якутии становятся лесные пожары, в последнее время поражающие своим охватом и длительностью существования. За 2021 год на территории Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано 1 696 лесных пожаров на общей площади почти 8 млн. га. Огонь напрямую угрожал 69 населенным пунктам в 19 районах республики, в связи с ситуацией была задействована самая крупная противопожарная группа – наземная и авиационная. На борьбу с огненной стихией было привлечено более 26 тысяч человек из 19 регионов, а также МЧС.

На охрану лесов от пожаров в 2022 году финансирование из федерального бюджета было увеличено в 5,5 раз, собственные расходы государственного бюджета региона возросли в 2,4 раза, что увеличило летное время авиапатрулирования в 4 раза, а по тушению лесных пожаров — в 6 раз по сравнению с 2021 годом. Зона обслуживания достигла 50 млн. лесного фонда, в 2 раза увеличилась численность лесопожарных, созданы новые авиаотделения и отдельная аэромобильная группа.

Стоимость ликвидации природных катаклизмов для обеспечения безопасности населения и во избежание экологических последствий растет с каждым годом, требуя не только повышенных финансовых и трудовых ресурсов, но и научного сопровождения проводимых мероприятий.

Обратимся к исследованию культурного и языкового многообразия северных народов. Конституцией Республики Саха (Якутия) установлены 2 государственных (русский и якутский), 5 официальных (эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский, чукотский) языков, соответственно реализуется государственная языковая политика Республики Саха (Якутия). Ее ключевыми показателями являются количество школьников, изучающих родные языки (чел.) и количество школ, обучающих на родном (якутском) языке (единицы). Динамика показателей разнонаправлена. В Республике Саха (Якутия) в 2021 году по сравнению с данными 2019 года количество школьников, изучающих родные языки (саха, эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский, чукотский) увеличилось на 1798 человек, или на 5,8% (рисунок 2).

При этом в 2017 году в Республике Саха (Якутия) насчитывалось 424 школы, где дети обучались на родном (якутском) языке. За последние 6 лет их количество сократилось на 63 единицы, что является результатом укрупнения образовательных учреждений (рисунок 3).

Основными угрозами в условиях глобализации является разрушение различий между культурами, традициями, ценностями, присущими национальным культурам, утрата идентичности человека. Сохранение и развитие культурного наследия, создание условий для реального доступа населения к культурным ценностям – важнейшая задача государственной политики.

Многие проекты в данном направлении имеют потенциал межрегионального и международного масштабирования. В 2021 году создан Институт геокультурного развития для разработки системных решений ключевых вопросов в сфере развития культуры и искусства народов Республики Саха (Якутия), а также интеграции новых проектов и идей, имеющих республиканское, общероссийское и международное значение, в общефедеральную повестку.

По мегагранту Правительства Российской Федерации новой международной научно-исследовательской лабораторией «Лингвистическая экология Арктики» реализован первый этап НИР «Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации». Социолингвистическое направление проекта посвящено изучению феномена языкового сдвига, взаимодействия языка и общества, а также факторов по сохранению традиционных культур и традиционного образа жизни на фоне меняющихся социальных и физических условий, изменений в окружающей среде, в том числе климатических.

Также реализуются в этом направлении проекты за счет Российского научного фонда (конкурс инициативных исследований молодых ученых) в области этнографии, антропологии, культурологии и других смежных наук социально-гуманитарного характера.

Проанализировав вовлеченность органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в реализацию приоритетов устойчивого развития, к сожалению, следует констатировать факт отсутствия значительных инициатив органов местного самоуправления в силу объективных причин. Есть единичный опыт формирования проектов по активизации и стимулировании деятельности муниципальных образований и жителей населения по пропаганде и распространению физической культуры и спорта, ведения здорового образа жизни. Проект «Здоровый наслег» направлен на формирование у населения устойчивого интереса и потребности в здоровом образе жизни, регулярных занятиях физической культурой и спортом, роста показателей доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия), до 55% в 2024 году и до 70% в 2030 году. В 2021 году в проект вступили 20 наслегов, в 2022 году – 10 наслегов. В программу проекта входят создание Актива здорового образа жизни в муниципальных районах, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, в т.ч. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Местные сообщества играют важную роль в реализации основных принципов устойчивого развития, которое большинством исследователей признается как приоритет социальной направленности в государственной политике, использования пространства как фактора экономического роста, экологичности принимаемых управленческих решений. Применительно к территориям устойчивое развитие рассматривается как социально-экономическое и экологическое благополучие при наличии устойчивости экономического развития [19].

В разных управленческих моделях основные направления устойчивого развития для регионов включают, помимо традиционных, межрегиональную интеграцию, сельские территории и малочисленные народы [20].

Заключение

Резюмируя проведенное исследование, сформируем основные выводы и предложения по дополнению аспектов устойчивого развития, в том числе, в части сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера.

Во-первых, в части стратегического целеполагания аспекты устойчивого развития активно внедряются в документы стратегического планирования Республики Саха (Якутия). Между тем, несмотря на общую погруженность ключевых региональных документов стратегического планирования в вопросы устойчивого развития, очевидно отсутствие единого методического, подхода к внедрению ЦУР в систему стратегического планирования как на региональном, так и на федеральном уровнях. В частности, в Республике Саха (Якутия) была разработана Концепция ESGD-трансформации региона, в которой для органов власти, бизнес-сообщества и граждан представлены ценности долгосрочного устойчивого развития с ключевыми направлениями, механизмами и условиями для внедрения ESGD-принципов на территории Республики Саха (Якутия).

Не способствует определенности по достижению указанных задач и статистическое сопровождение ЦУР. По 14 из 17 ЦУР могут быть рассчитаны значения показателей на уровне региона. В тоже время ЦУР 13 «Борьба с изменением климата», ЦУР 14 «Сохранение морских экосистем», а также ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» рассматриваются только на федеральном уровне.

Отсутствует более четкое распределение сфер ответственности по реализации ЦУР между уровнями власти, в том числе органами местного самоуправления, которые в настоящее время исключены из повестки устойчивого развития. Вместе с тем, местные сообщества должны реализовывать основные принципы устойчивого развития, которые имеют ярко выраженную социальную направленность, осознавать важность использования пространства как фактора экономического роста, оценивать экологичность принимаемых управленческих решений и т.д.

Актуально в этом смысле исследование федеральных государственных программ на соответствие задач и мероприятий ЦУР Счетной палаты Российской Федерации [21].

Во-вторых, первый Доклад об уровне благополучия населения и деятельности в области устойчивого развития Республики Саха (Якутия) выявил недостаточность самих ЦУР, которые предложены ООН. В структуре Доклада региона включен раздел «Сохранение культурно-языкового многообразия для обеспечения благополучия и устойчивости развития сообществ коренных народов Республики Саха (Якутия)», который не имеет релевантных показателей, соответствующих ЦУР.

Возможно, это объясняется ранее поддерживаемой обществом тенденцией глобализации большинства процессов в мире и стремлению к унификации этических ценностей, на основе наиболее принятых общественных и социальных норм. Безусловно, это актуально для ситуации, где есть широкий спектр возможностей по реализации социальных и экономических инициатив простых граждан. Вместе с тем, культурное и языковое многообразие арктических территорий является основной формой и поддержкой установленному там традиционному образу жизни, который в экстремальных природно-климатических условиях является безальтернативным видом экономической деятельности, обеспечивая устойчивость и безопасность коренного населения.

В связи с этим, видится необходимость дополнения ЦУР вопросами сохранения языкового многообразия с отражением соответствующих задач в государственной (федеральной и региональной) политике. Особенности геокультурных пространств Севера, тенденции трансформации традиционной культуры народов Якутии при повышенной урбанизации центральных зон региона, культурная идентичность в поликультурных сообществах в эпоху глобализации должны быть в фокусе внимания региональных властей.

В-третьих, в Республике Саха (Якутия) реализуется новый этап промышленного освоения, с извлечением уникальных природных ресурсов в арктической зоне. В этих условиях требуется объективная и всеобъемлющая научно обоснованная оценка региональных особенностей климатических факторов. Для Якутии, в первую очередь, это состояние природной среды, важнейшим компонентом которой являются мерзлые толщи, имеющие различные свойства и параметры. Как известно, любое промышленное освоение, строительство и эксплуатация зданий и сооружений в криолитозоне может негативно влиять на ее состояние. В связи с этим прогноз динамики криолитозоны, занимающей 65 % территории России, в условиях изменений климата является важной частью национальной безопасности страны. Ежегодные масштабные лесные пожары на территориях подобных Якутии регионов, к сожалению, отрицательно отражаются на вопросах сохранения вечной мерзлоты.

В-четвертых, необходимо масштабировать на федеральном уровне такие уникальные законодательные инициативы Республики Саха (Якутия) как Закон Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2043-З №1645-V «Об ответственном недропользовании», Закон Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2018 г. 2006-З №1571-V «Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З №537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Предварительно следует осуществить экономико-правовой анализ влияния данных законов на текущую ситуацию в регионе.

Следует отметить, что аспекты устойчивого развития с каждым годом все более активно учитываются в управленческих практиках Российской Федерации, и ее регионов. Однако в стратегической перспективе, несмотря на имеющиеся положительные результаты, эти процессы требуют дальнейшего совершенствования.

Список источников

  1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. https://sdgs.un.org/ru/2030agenda
  2. Долгунова А.Ц. О концепции устойчивого развития в Республике Саха (Якутия) // Экономика Востока России. 2022г. – № 01(14). – С.22-27.
  3. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf
  4. Отчет по проекту «Ренкинг регионов РФ в достижении целей устойчивого развития в соответствии с показателями ЦУР ООН». https://mgimo.ru/about/news/departments/project-ranking-regionov-rf/
  5. Доклад об уровне благополучия населения и деятельности в области устойчивого развития Республики Саха (Якутия).
  6. Огановский Н.П. Закономерность аграрной эволюции. Ч 1. Теории капиталистического развития. Общий ход и фазисы аграрной эволюции. Саратов. – 1909. – 308 с.
  7. Огановский Н.П. Закономерность аграрной эволюции. Ч 2. Очерки по истории земельных отношений в России. Саратов. –1911. – 632 с.
  8. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М: Прогресс. ­ 1989. – 376 с.
  9. Киселева Н.Н. Устойчивое развитие региона: методология исследования, модели, управление. Ростов-на-Дону. – 2008. – 288 с.
  10. Поздеева О.Г., Иванова О.Ю. Региональная экономика: краткий курс лекций. Екатеринбург. – 2017. – 131 с.
  11. Basiri M., Azim A. Z. and Farrokhi M., Smart City Solution for Sustainable Urban Development. EJSD. –2017. –Vol. 6(1). – PP. 71–71
  12. Ramirez Lopez L. J. and Grijalba Castro A. I., Sustainability and resilience in smart city planning: A review. Sustainability. Vol. 13(1). P. 181.
  13. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г.: закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. № 2077-З № 45-VI.
  14. О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 г.: Указ Главы Республики Саха (Якутия) № 1377 от 14 августа 2020 г.
  15. Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года: Указ Главы Республики Саха (Якутия) №1103 от 08 апреля 2020 г.
  16. Концепция внедрения ESGD-принципов на территории Республики Саха (Якутия): утверждена Стратегическим советом при Правительстве Республики Саха (Якутия). Протокол СС-1 от 30.01.2023.
  17. Ноговицын Р.Р., Филиппова Ю.А. Арктическая стратегия как основа для долгосрочного развития // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 1 (69). – С. 130–133.
  18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия): https://14.rosstat.gov.ru/
  19. Сурнина Н.М., Шишкина Е.А. Региональное развитие: смещение пространственных приоритетов и измерителей // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – № 5 (61). – С. 69–75.
  20. Ефимова Е.Г., Лукашенок Т.Р. Устойчивое развитие территорий в разрезе моделирования стратегических интересов и приоритетов // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 3. – С. 6–9.
  21. Цели устойчивого развития: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2020. №6 (271). https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-6-271-2020-g

References

  1. Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development. https://sdgs.un.org/ru/2030agenda
  2. Dolgunova A.Ts. On the concept of sustainable development in the Republic of Sakha (Yakutia) // Economics of the East of Russia. 2022 – No. 01(14). — P.22-27.
  3. Voluntary National Review of the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf
  4. Report on the project «Ranking of regions of the Russian Federation in achieving sustainable development goals in accordance with the indicators of the UN SDGs». https://mgimo.ru/about/news/departments/project-ranking-regionov-rf/
  5. Report on the level of well-being of the population and activities in the field of sustainable development of the Republic of Sakha (Yakutia).
  6. Oganovsky N.P. Pattern of agrarian evolution. P 1. Theories of capitalist development. General course and phases of agrarian evolution. Saratov. — 1909. — 308 p.
  7. Oganovsky N.P. Pattern of agrarian evolution. Part 2. Essays on the history of land relations in Russia. Saratov. –1911. – 632 p.
  8. Our Common Future: Report of the International Commission on Environment and Development. M: Progress. ¬ 1989. — 376 p.
  9. Kiseleva N.N. Sustainable development of the region: research methodology, models, management. Rostov-on-Don. — 2008. — 288 p.
  10. Pozdeeva O.G., Ivanova O.Yu. Regional Economics: a short course of lectures. Ekaterinburg. — 2017. — 131 p.
  11. Basiri M., Azim A. Z. and Farrokhi M., Smart City Solution for Sustainable Urban Development. EJSD. –2017. –Vol. 6(1). – PP. 71–71
  12. Ramirez Lopez L. J. and Grijalba Castro A. I., Sustainability and resilience in smart city planning: A review. Sustainability. — 2020. — Vol. 13(1). – P. 181.
  13. On the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050: Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated December 19, 2018 No. 2077-З No. 45-VI.
  14. On the Strategy for the socio-economic development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2035: Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) No. 1377 of August 14, 2020
  15. On the main directions of the state policy of the Republic of Sakha (Yakutia) in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2024: Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) No. 1103 of April 8, 2020
  16. Concept for the implementation of ESGD principles in the Republic of Sakha (Yakutia): approved by the Strategic Council under the Government of the Republic of Sakha (Yakutia). Protocol CC-1 dated 01/30/2023.
  17. Nogovitsyn R.R., Filippova Yu.A. Arctic strategy as a basis for long-term development // Problems of modern economics. — 2019. — No. 1 (69). – S. 130–133.
  18. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia): https://14.rosstat.gov.ru/
  19. Surnina N.M., Shishkina E.A. Regional development: displacement of spatial priorities and meters // Proceedings of the Ural State University of Economics. — 2015. — No. 5 (61). – P. 69–75.
  20. Efimova E.G., Lukashenok T.R. Sustainable development of territories in the context of modeling strategic interests and priorities // Bulletin of Economics, Law and Sociology. — 2021. — No. 3. — P. 6–9.
  21. Sustainable Development Goals: Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. 2020. No. 6 (271). https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-6-271-2020-g

Для цитирования: Антипин И.А., Филиппова Ю.А. Реализация приоритетов устойчивого развития в условиях Севера: региональные особенности на примере Республики Саха (Якутия) // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-52/

© Антипин И.А., Филиппова Ю.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.