Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.543

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_151

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА РФ

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF CUSTOMS REGULATION OF GRAIN EXPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Шабашева Юлия Евгеньевна, преподаватель кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: yue.shabasheva@customs-academy.ru.

Shabasheva Yulia Evgenievna, Lecturer of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Россия, Email: yue.shabasheva@customs-academy.ru.

Аннотация. В современных условиях повышения мировых цен на продовольствие для России, являющейся одним из мировых лидеров по экспорту пшеницы, особое значение приобретает эффективность таможенного регулирования зернового экспорта. В статье проанализирована динамика объемов импортно-экспортных операций, сделаны выводы о существующих тенденциях на зерновом рынке. Представлены данные о внешней торговле злаками и продуктами их переработки. Рассмотрен действующий организационно-экономический механизм установления экспортной плавающей пошлины на пшеницу и меслин. Выявлены проблемы его функционирования, разработаны направления совершенствования.

Abstract. In the current conditions of rising world food prices for Russia, which is one of the world’s leading wheat exporters, the efficiency of customs regulation of grain exports is of particular importance. The article analyzes the dynamics of the volume of import-export operations, draws conclusions about the existing trends in the grain market. The data on foreign trade in cereals and products of their processing are presented. The current organizational and economic mechanism for establishing an export floating duty on wheat and meslin is considered. Problems of its functioning are revealed, directions of improvement are developed.

Ключевые слова: механизм таможенного регулирования экспорта зерна, зерновой демпфер, экспортная пошлина на пшеницу, квота на экспорт зерна

Keywords: grain export customs regulation mechanism, grain damper, wheat export duty, grain export quota 

Введение. В современных условиях решающее значение для обеспечения экономической и продовольственной безопасности государств приобрела обеспеченность зерном, которое является основным продуктом питания в мире. Главной экспортной культурой во всем мире стала пшеница. Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров пшеницы. Правительством РФ ставится задача дальнейшего наращивания экспорта зерна на мировые рынки продовольствия [1, 2].

В этих условиях важнейшее значение приобретает механизм таможенного регулирования зернового экспорта. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций на зерновом рынке осуществляется на основании IX раздела «Договора о Евразийском экономическом союзе» и приложений № 6, 7 к Договору. Также на основании законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в т. ч. федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года [3].

Материалы и методы исследования. Согласно прогнозам развития агропромышленных комплексов государств – членов евразийского экономического союза  на среднесрочный период 2021 – 2025 годов  и на долгосрочный период 2021 – 2030 годов, помимо обеспечения нужд внутреннего рынка, важнейшим направлением развития рынков продовольствия и сельскохозяйственной продукции является реализация экспортного потенциала. К 2030 году в целом по ЕАЭС прогнозируется наращивание объемов экспорта большинства видов продукции по отношению к настоящему периоду [3].

В период рыночных реформ Россия практически перестала экспортировать зерно, при этом импортировала его в значительных объемах. В конце 90-х – начале 2000-х в ходе процесса восстановления сельскохозяйственной отрасли начинается рост экспорта зерна. Динамика объема экспорта зерновых культур в период 2004-2021 гг. представлена на рисунке 1.

Согласно представленным данным, объем экспорта отечественного зерна с 2004 по 2021 годы вырос более чем в 17 раз в стоимостном измерении и в 2021 г. составил 11 268,7 млн долларов США. Такой высокий темп роста обусловлен двумя составляющими: значительным ростом цен на зерно в рассматриваемый период и увеличением объемов вывоза злаков. В натуральном измерении (в тыс. тонн) объем экспорта зерновых в 2021 г. по сравнению с 2004 г. вырос более чем в 7 раз и составил 42,9 млн. тонн. Рассмотренная тенденция  наращивания экспорта зерновых культур полностью отвечает задачам, поставленным в области достижения продовольственной безопасности РФ.

Противоположная тенденция существует в динамике импорта зерна в РФ (рисунок 2). В 2004г. количество импортированного в РФ зерна составило  почти 2,9 млн тонн. В период 2004-2021 гг. объем импорта устойчиво снижался. Исключение составили неурожайные 2012-2013 гг., когда в силу неблагоприятных климатических условий был собран более низкий урожай, чем в предыдущие годы. В силу этого в 2013 г. Россия импортировала зерно, в частности пшеницу, из Казахстана. После этого тенденция к снижению объемов импорта продолжилась. В 2021 г. импорт зерна составил 362 тыс. тонн, снизившись почти в 8 раз по сравнению с 2004 г.

Объемы импорта зерновых культур в РФ в стоимостном эквиваленте не полностью повторяют динамику импорта в натуральном измерении за счет повышения мировых цен на зерно за рассматриваемый период. Поэтому объем импортных закупок зерновых в период 2004-2021 гг. сократился на величину около 40% и составил 268,9 млн долл. США.

Таким образом, с начала 2000-х годов в России существует четкая тенденция к наращиванию экспорта и сокращению импорта зерна. Выявленная динамика полностью согласуется с задекларированным курсом на снижение зависимости от импорта продукции сельскохозяйственного производства и наращивание экспорта. Это свидетельствует о решении задач, стоящих в области обеспечения  продовольственной безопасности страны.

За период 2004-2021 гг. удельный вес злаков в общей стоимости всего экспорта возрос более чем в 5 раз и к 2021-ому году составил 2,3% по сравнению с 0,4% в 2004г. Злаки составляют группу 10 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включается исключительно необработанное зерно, в т.ч. не отделенное от колосьев. Исключение по степени обработки сделано только для риса. Однако величина экспорта продукции пищевой промышленности с более высокой добавленной стоимостью, произведенной из зерна, на протяжении всего исследуемого периода остается постоянной (рисунок 3).

Так, удельный вес продукции мукомольно-крупяной промышленности, солода, крахмалов, инулина, пшеничной клейковины, включаемых в группу 11 ТН ВЭД ЕАЭС, остается на уровне 0-0,1%. Также постоянный удельный вес 0,1-0,2% в общем объеме экспорта в период 2004-2021 гг. демонстрируют, относящиеся к группе 19 ТН ВЭД ЕАЭС,  готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока, а также мучные кондитерские изделия.

Динамика удельного веса злаков и продуктов его переработки в общем объеме импорта представлена на рисунке 4.

Из представленных данных следует, что в ходе наращивания экспорта злаков импорт необработанного зерна за рассматриваемый период снизился в 7 раз и в 2021 г. составил 0,1% от всего российского экспорта. Импорт продукции мукомольно-крупяной промышленности, солода, крахмалов, инулина, пшеничной клейковины снизился в период с 2004-2006гг. и до сегодняшнего дня составляет достаточно постоянную величину в 0,1% от общего объема.

Однако импорт готовой продукции из продуктов переработки зерна, а также мучных кондитерских изделий в период 2004-2013 гг. имел тенденцию к росту, затем стабилизировался на уровне 0,4-0,3% от общего объема импорта.

Таким образом, существует четкая тенденция наращивания экспорта необработанного зерна, при этом внешнеторговый оборот продукции мукомольной промышленности, является относительно постоянным на протяжении 2004-2021 гг. Негативным обстоятельством является то, что при наращивании производства и экспорта необработанного зерна, растет величина импорта готовых продуктов переработки зерновых с более высокой добавленной стоимостью.

В этих условиях первостепенное значение приобретает эффективность функционирования организационно-экономического механизма таможенного регулирования рынка зерна.

Согласно ст. 25 Договора о ЕАЭС на всей территории Евразийского экономического союза действуют единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами [1]. На территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, которые составляют право ЕАЭС [1].

Страны ЕАЭС в соответствии с международными договорами, и правилами Всемирной торговой организации могут устанавливать совместные меры для развития экспорта товаров из государств-членов Союза на рынки третьих стран. Согласно статье 41 Договора о ЕАЭС, они могут включать в себя: страхование и кредитование экспорта; международный лизинг; продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров, происходящих с территории ЕАЭС; экспозиционную деятельность; различные рекламные мероприятия за рубежом [1].

Договор о ЕАЭС затрагивает отдельные аспекты внешнеторговой деятельности на рынке зерна и зерновой продукции:

  • раздел XI Договора о ЕАЭС, Приложение № 12 к Договору регламентирует проведение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер при осуществлении экспортно-импортных операций;
  • раздел XXV Договора о ЕАЭС, Приложение № 29 к Договору содержит правила государственной поддержки сельского хозяйства, применяемые в т.ч. к группе 10 «Злаки» ТН ВЭД ЕАЭС.

Результаты исследования и их обсуждение.  Основными составляющими механизма таможенно-тарифного регулирования экспорта отечественного зерна являются:

  • механизм зернового демпфера, в основе которого лежат плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя, а также возврат вырученных средств на субсидирование сельхозпроизводителей;
  • установление тарифных квот на вывоз зерна (пшеницы, меслина, ржи, ячменя, кукурузы) из РФ.

На экспорт пшеницы, являющейся основной российской экспортной культурой, с 2016 года по май 2021 года Правительством РФ с целью стимуляции экспорта в рамках таможенно-тарифного регулирования установлена и последовательно продлевалась нулевая ставка экспортной пошлины. Однако в условиях повышения мировых цен на зерно для того, чтобы обеспечить ценовую стабильность на внутреннем рынке Правительство РФ установило плавающие пошлины на экспорт зерна.

Действующие ставки экспортных таможенных пошлин на пшеницу и меслин, вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС представлены в таблице 1. На вывоз семенной пшеницы установлена нулевая ставка таможенной пошлины. Под семенной ТН ВЭД ЕАЭС подразумевает пшеницу и меслин, рассматриваемую в качестве посевного материала национальными компетентными органами [5].

Размер ставок экспортных пошлин на товарную позицию 1001 «Пшеница и меслин», за исключением семенных, установлен в зависимости от полугодия сельскохозяйственного года. В первом полугодии сельскохозяйственного года (1 июля — 31 декабря) действует плавающая ставка экспортной таможенной пошлины. Экспорт зерна в это время остается свободным, его объем дополнительно не регулируется.

На второе полугодие сельскохозяйственного года (1 января – 30 июня) Правительство РФ устанавливает тарифную квоту на вывоз зерна (пшеницы и меслина, ржи, ячменя, кукурузы). Вывоз зерновых, согласно полученной от Минпромторга разовой лицензии на экспорт, облагается по плавающей ставке экспортной таможенной пошлины. В случае отсутствия экспортной лицензии на вывоз зерна установлена комбинированная ставка таможенной пошлины  в размере 50%, но не менее 100 евро за тонну.

По пшенице и меслину ставки вывозной таможенной пошлины рассчитываются для кодов 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС по формулам, приведенным в таблице 2.

где: Цэ — индикативная цена за одну тонну, округляемая до первого десятичного знака в соответствии с математическими правилами округления;

Цб — базовая экспортная цена, принимающая значение – 15 000 рублей [7];

Цб2 — базовая экспортная цена, принимающая значение — 375 долларов США [6];

Цб3 — базовая экспортная цена, принимающая значение – 400 долларов США [6];

Цкр — среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, за 5 рабочих дней, предшествующих дате расчета ставки вывозной таможенной пошлины.

Действующий организационно-экономический механизм установления экспортной плавающей пошлины на пшеницу и меслин представлен на рисунке 5 [8-12].

Использование действующих формул расчета ставок может нести в себе риски для экономической стабильности в сельскохозяйственной отрасли. Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров зерна. Мировые цены на зерновые культуры подвержены сильным колебаниям в рамках продления зерновой сделки между Россией, Украиной, Турцией и ООН в марте 2023 г. на 60 дней вместо стандартных 120 дней. В текущих геополитических условиях может возникнуть высокая волатильность цен на продовольственных рынках.

Однако действующие формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин содержат только три возможных значения показателя базовой экспортной цены (Цб – 15 000 рублей, Цб2 – 375 долларов США, Цб3 – 400 долларов США). В существующих условиях в случае резкого изменения мировых цен на зерно, экспорт может стать экономически неоправданным, что повлечет за собой угрозу финансовой стабильности экспортеров и производителей зерна. Также это негативно скажется на финансово-экономической безопасности РФ, как экспортной зерновой державы.

Для минимизации обозначенных угроз необходима разработка рекомендаций, направленных на совершенствование существующего механизма таможенно-тарифного регулирования зернового экспорта.

В текущей геополитической обстановке представляется целесообразным переход к расчету ежеквартального плавающего показателя базовой экспортной цены (Цб), базирующегося на данных о фактических затратах производителей зерна.

Разработанный организационно-экономический механизм установления экспортной плавающей пошлины на пшеницу и меслин представлен на рисунке 6.

Выводы. В условиях возможной волатильности мировых цен на зерновые культуры существует необходимость совершенствования действующего организационно-экономического механизма таможенного регулирования рынка зерна в целях обеспечения экономической стабильности в сельскохозяйственной отрасли и ценовой стабильности на продовольственном рынке России.

Применение существующего инструментария таможенного регулирования зернового экспорта при резком изменении мировых цен на зерно может вызвать ряд негативных последствий:

  • угроза финансовой стабильности сельскохозяйственных производителей и экспортеров зерна;
  • сокращение посевных площадей, снижение урожайности и, как следствие, уменьшение урожая в следующем сельскохозяйственном году;
  • резкий скачок цен на продовольственные товары на внутреннем рынке России;
  • снижение объемов экспорта зерновых культур из РФ.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действующие инструменты таможенного регулирования экспорта зерна нуждаются в совершенствовании.

Разработанный организационно-экономический механизм установления экспортной плавающей пошлины на пшеницу и меслин предусматривает переход к новой методике расчета показателя базовой экспортной цены, использующегося при установлении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры.

В рамках предложенного механизма предлагается рассчитывать базовую экспортную цену ежеквартально, основываясь на данных о фактических затратах производителей зерна. Это позволит учесть себестоимость производства зерна при расчете ставок экспортных пошлин и не допустить критического падения рентабельности для производителей зерна в случае наступления внешних шоков.

Список источников

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/. (дата обращения: 14.03.2023 г.).
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. N 717 (в ред., введенной в действие со 02.04.2021 года постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 г. № 415) // [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата обращения: 14.03.2023 г.).
  3. Прогнозы развития агропромышленных комплексов государств — членов евразийского экономического союза  на среднесрочный период 2021-2025 годов  и на долгосрочный период 2021-2030 годов [Электронный ресурс]. URL: chrome-extenon://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://agro.eaeunion.org/Documents/ForecastsDevelop.pdf. (дата обращения: 15.03.2023 г.).
  4. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/.Дата обращения: 25.03.2023 г.
  5. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС . URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/psn/. (дата обращения: 25.03.2023 г.).
  6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2595 «О мерах по регулированию вывоза пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405720/. (дата обращения: 26.03.2023 г.).
  7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420861/. (дата обращения: 26.03.2023 г.).
  8. Бондаренко А.М. Экономико-технологическая эффективность процессов рециклинга органических отходов в обеспечении устойчивости аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова // Московский экономический журнал. — 2020. — №8. — С. 126-133. DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10568.
  9. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. — 2021. — №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10597. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-19/
  10. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. — 2021. — №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-18/.
  11. Качанова Л.С. Нетарифные методы таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции как инструмент импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности государства / Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2022. — №5. — С. 26-30.
  12. Kachanova L. A. Economic efficiency of innovation in the restoration of soil resources in organic agricultural production/ Kachanova L., Bondarenko A. / Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), E3S Web of Conferences 210, 04004 (2020). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021004004.

References

  1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. N 474 «O nacional`ny`x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // [E`lektronny`j resurs]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/. (data obrashheniya: 14.03.2023 g.).
  2. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya utverzhdena postanovleniem Pravitel`stva RF ot 14.07.2012g. N 717 (v red., vvedennoj v dejstvie so 02.04.2021 goda postanovleniem Pravitel`stva RF ot 18.03.2021 g. № 415) // [E`lektronny`j resurs]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (data obrashheniya: 14.03.2023 g.).
  3. Prognozy` razvitiya agropromy`shlenny`x kompleksov gosudarstv — chlenov  evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza  na srednesrochny`j period 2021-2025 godov  i na dolgosrochny`j period 2021-2030 godov [E`lektronny`j resurs]. URL: chrome-extenon://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://agro.eaeunion.org/Documents/ForecastsDevelop.pdf. (data obrashheniya: 15.03.2023 g.).
  4. Oficial`ny`j sajt FTS Rossii [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://customs.gov.ru/.Data obrashheniya: 25.03.2023 g.
  5. Poyasneniya k TN VE`D EAE`S . URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/psn/. (data obrashheniya: 25.03.2023 g.).
  6. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 31.12.2021 № 2595 «O merax po regulirovaniyu vy`voza pshenicy i meslina, yachmenya, rzhi i ku-kuruzy` za predely` territorii Rossijskoj Federacii v gosudarstva, ne yavlyayushhiesya chlenami Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza» [E`lektronny`j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405720/. (data obrashheniya: 26.03.2023 g.).
  7. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 30.06.2022 № 1179 «O vnesenii izmenenij v nekotory`e akty` Pravitel`stva Rossijskoj Federacii» [E`lektronny`j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420861/. (data obrashheniya: 26.03.2023 g.).
  8. Bondarenko A.M. E`konomiko-texnologicheskaya e`ffektivnost` processov reciklinga organicheskix otxodov v obespechenii ustojchivosti agrarnogo sektora / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. — 2020. — №8. — S. 126-133. DOI 10.24411/2413-046X-2020-10568.
  9. Bondarenko A.M. E`konomicheskaya bezopasnost` gosudarstva na osnove cifrovoj transformacii predpriyatij agrarnogo sektora / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, O.N. Afanas`eva // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. — 2021. — №10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10597. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-19/
  10. Bondarenko A.M. Sovershenstvovanie texnologicheskoj sostav-lyayushhej e`konomicheskoj bezopasnosti gosudarstva / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. — 2021. — №10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-18/.
  11. Kachanova L.S. Netarifny`e metody` tamozhennogo regulirovaniya importa sel`skoxozyajstvennoj produkcii kak instrument importozameshheniya v kontekste obespecheniya e`konomicheskoj bezopasnosti gosudarstva / L.S. Kachanova // Konkurentosposobnost` v global`nom mire: e`konomika, nauka, texnologii. — 2022. — №5. — S. 26-30.
  12. Kachanova L. A. Economic efficiency of innovation in the restora-tion of soil resources in organic agricultural production/ Kachanova L., Bondarenko A. /  Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), E3S Web of Conferences 210, 04004 (2020). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021004004..

Для цитирования: Шабашева Ю.Е. Направления совершенствования организационно-экономического механизма таможенного регулирования зернового экспорта РФ // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-10/

© Шабашева Ю.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.