Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.242

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_152

VUCA- и BANI-МИР – НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

VUCA- AND BANI-WORLD – A NEW REALITY FOR RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP

Хасанов Азат Эдуардович, аспирант, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», 53944@mail.ru

Khasanov Azat Eduardovich, graduate student,  Samara State Economic University, 53944@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований влияния парадигм VUCA- и BANI-миров на предпринимательский сектор. По результатам исследования была раскрыта сущность парадигм VUCA и BANI-мира и определено их влияния на предпринимательство; дана количественная оценка влияния VUCA и BANI-факторов на предпринимательство; обоснованы предложения по ускорению адаптации предпринимательства к новейшим вызовам и угрозам VUCA и BANI-миров и возможность их практического применения. Результаты научного исследования будет полезно экспертам в сфере государственного регулирования предпринимательского сектора, а также субъектам МСП при формировании планов и стратегий развития.

Abstract. The article presents the results of research on the impact of VUCA- and BANI-world paradigms on the entrepreneurial sector. According to the results of the study the essence of the paradigms of VUCA and BANI-world and defined their impact on entrepreneurship; quantitative assessment of the impact of VUCA and BANI-factors on entrepreneurship was given; justified proposals for accelerating the adaptation of entrepreneurship to the latest challenges and threats VUCA and BANI-world and the possibility of their practical application. Results of scientific research will be useful to experts in state regulation of entrepreneurial sector, as well as SMEs in the formation of development plans and strategies.

Ключевые слова. VUCA- и BANI-мир, международные санкции, устойчивое развитие, коллективные инвестиции, «идеальный шторм», внутрифирменное предпринимательство

Key words. VUCA- and BANI-world, international sanctions, sustainable development, collective investment, «perfect storm», intra-company entrepreneurship 

Введение. Россия в настоящее время переживает «идеальный шторм», представляющий уникальную комбинацию из множества деструктивных факторов: международные торговые, финансовые и технологические санкции, частичное энергетическое эмбарго, – вкупе с колоссальными расходами на специальную военную операцию обусловили возникновение в деловой среде концепции VUCA- и BANI-миров, которые призваны отразить всю нестабильность и непредсказуемость дальнейшего развития российской экономики и государства в целом.

Актуальность темы научного исследования обусловлена растущим количеством внутренних противоречий в российском обществе, быстро растущим истощением внутренних финансовых ресурсов и усилением международного санкционного давления на предпринимательский сектор. Это в свою очередь требует от академических кругов более полного и глубокого участия в разработке конкретных предложений по осознанию и принятию «новой реальности» ведения бизнеса и наиболее полного нивелирования тяжести трансформации управленческого поведения и бизнес-моделей самих коммерческих организаций.

Методы. Подготовка научного исследования осуществлялась с использованием следующих методов: наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, метод логического рассуждения, графический метод. Обоснованность и достоверность результатов научного исследования обеспечивается корректностью и строгостью построения логики и схемы исследования, а также использованием верифицированных интернет-источников, официально опубликованных статистических отчетов и регуляторных документов, связанных с анализом развития предпринимательского сектора и национальной экономики в целом.

Ход исследования. Целью научной публикации является раскрытие сущности концепций VUCA- и BANI-миров и проявления их влияния на российский предпринимательский сектор. Объектом научного исследования является предпринимательский сектор России, предметом – процессы влияния VUCA (BANI)-факторов на устойчивое развитие и деловую активность предпринимательства. Исходя из этого были поставлены следующие задачи, определившие ход исследования: 1) раскрытие сущности парадигм VUCA и BANI-мира и определение их влияния на предпринимательство; 2) формирование аналитической картины влияния VUCA и BANI-факторов на предпринимательство; 3) обоснование предложений по ускорению адаптации предпринимательства к новейшим вызовам и угрозам VUCA и BANI-миров и возможность их практического применения.

Результаты и обсуждение. Развитие человечества на всем хронологическом пути своего существования и развития сталкивается с факторами неопределенности и неустойчивости, что является естественным свойством развития социально-экономической системы, однако современный этап развития мировой экономики представляет собой совсем иную картину: коалиция из ряда западных государств объявила России и ее союзникам, как очень точно отметило издание Bloomberg «финансово-технологическую ядерную войну»[1], отдаленный аналог которой в истории был представлен «холодной войной» с СССР. Именно такие исторические параллели привели к ренессансу сформулированной в 80-е гг. XX века парадигмы VUCA-мира и ее последующей трансформации в парадигму BANI-мира [1, C. 26-27].

История парадигмы VUCA-мира начинается с 1985 г., когда американские экономисты У. Беннис (W. Bennis) и Б. Нанус (B. Nanus) представили описание будущего состояния мировой экономики на кануне окончания «холодной войны»: по их мнению, кризис в СССР и грядущий его распад бесповоротно изменит ландшафт мирового порядка, приведя к возникновению множества новых полюсов политических сил и экономических интересов. Парадигма расшифровывалась следующим образом: V (Volatility) – мировая экономика становится все более изменчивой и непостоянной ввиду ускорения научно-технического прогресса, глобальной смены парадигмы с «военного противостояния» на «общество потребления»; U (Uncertainty) – изменчивость порождает неопределенность и сложность планирования действий на всех уровнях социально-экономической системы, заставляя действовать интуитивно или вслепую; С (Complexity) – в изменчивом и хаотическом мире возрастает сложность принятия решений и оценки их последствий для бизнеса, отрасли и экономики в целом; A (Ambiguity) – отсутствие четких ориентиров и частая смена трендов развития рынков приводит к «дилемме заключенного»: не только любой выбор направления развития, но и его отсутствие может принести к краху [2; 3].

И если сначала использование парадигмы VUCA-мира было распространено в политической и военной среде, то уже к концу 2000-х гг. она получила распространение в предпринимательской среде, и на ее методологической основе появился новый финансовый институт – венчурный фонд, который был ориентирован как раз на управление жизненным циклом проектов с высокой степенью неопределенности конечного результата. Впоследствии же сформировался и отдельный сегмент финансового рынка, на котором обращались капиталы таких фондов, и парадигма VUCA практически бесшовно интегрировалась в реальность предпринимательского сектора большинства стран мира, включая Россию.

Вплоть до 2014 г., когда против РФ были введены первые пакеты санкций против «аннексии» Крыма, применение парадигмы VUCA-мира носила преимущественно микроэкономический характер, но после указанных событий она вновь стала объектом повестки российских и мировых политических элит, т.е. приобрела макроэкономический характер. VUCA-факторы указанной парадигмы для российского предпринимательства преимущественно отразилась на доступности зарубежных рынков сбыта, а также возможности привлечения иностранного финансирования и готовности иностранных партнеров быть соучредителями или инвесторами в проектах на территории России, а также регуляторных ограничениях по созданию иностранных филиалов и представительств [4; 5].

Основываясь на данных ежегодного отчета «Мониторинг «Состояние российской экономики и деятельность компаний», публикуемого Российским союзом промышленников и предпринимателей и статистическом сборнике Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России» автором была подготовлена таблица с аналитическим обозрением влиянием VUCA-факторов на предпринимательский сектор (таблица 1).

Как следует из приведенного обзора влияния VUCA-факторов, российское предпринимательство сперва крайне негативно восприняло первые пакеты санкций, введённые в 2014 г., что подтверждается минимальным значением в анализируемом периоде показателя общей предпринимательской активности (8,6%), однако в последующем имеет место вполне устойчивый рост вплоть до конца 2021 г., когда сформировалась новая волна обострения международных отношений между Россией и коллективным Западом, перешедшая в 2022 г. в «жесткий экономический прессинг» на фоне российской военной спецоперации.

С другой стороны следует отметить, что предпринимательский сектор, несмотря на осознание и вынужденное принятие VUCA-факторов, сохранил негативную оценку делового климата в стране: за анализируемый период в среднем она составила 45,7 пунктов, причем наибольшее отрицательное влияние происходило в части оценки B2B-партнерства: постепенное ужесточение политики Запада на экспорт продукции на внешние рынки вкупе с введением ограничений на доступ к международному финансированию привело к снижению делового оптимизма и существенному снижению показателя предпринимательской уверенности: -13,3% против -6,4% соответственно в 2022 г. и 2015 г.

При этом предпринимательский сектор старался наращивать инвестиционную и социальную активность, чтобы сохранить рыночное присутствие на фоне ужесточения внутренней конкуренции (в анализируемом периоде уровень конкуренции вырос в среднем на 22,7%) и не допустить критической текучести кадров и банкротства бизнеса. В части ключевых VUCA-факторов, негативно влияющих на предпринимательский сектор, респонденты преимущественно отмечали ухудшение логистических связей (в среднем данный фактор был отмечен 25,2% респондентов), нетарифные ограничения на экспорт продукции (23,6%), заморозка совместных инвестиционных проектов (20,8%).

Концепция BANI-мира сформировалась к 2016 г. под влиянием последствий глобализации мировой экономики и все более усиливающего взаимовлияния стран через крупнейшие транснациональные корпорации, которые выступают уже не только провайдерами научно-технического прогресса, но заявляют свои собственные политические интересы и амбиции. Однако реальное проявление BANI-факторов пришлось на 2019 г. с началом пандемии COVID-19, показавшая всю неустойчивость и хрупкость функционирующей более 40 лет парадигмы VUCA-мира [10]. Автор концепции американский футуролог Института будущего Ж. Кашио (J. Kashio) и венчурный предприниматель Дж. Ито (G.Ito) расшифровывают парадигму следующим образом: B (Brittle) – раскручивающаяся спираль научно-технического прогресса сформировала новый конструкт «подрывные инновации», которые делает даже самые устойчивые системы хрупкими и не способными к самосохранению и контролю на ситуацией (примерами является сеть Internet, являющаяся децентрализованной системой; концепция метавселенной М. Цукерберга, в которой можно устанавливать иные правила гражданского поведения и регуляции отношений между акторами); A (Anxious) – утрата индивидом ощущения стабильности и контроля ведет к перманентному стрессу и депрессии, выражающейся в нежелании принимать решения или проявлять свою позицию ввиду невозможности столь-нибудь повлиять на происходящие события; N (Nonlinear) – по мере становления новой уклада – Индустрии 4.0 – события все больше приобретают системный характер, влияя на сразу на все и всех, что является следствием усиления взаимозависимости акторов на всех микро-, мезо- и макроуровнях; I (Incomprehensible) – информация, являющаяся фундаментом Индустрии 4.0 генерируется в столь больших объемах, что индивид перестает быть способным к ее качественной обработке и усвоению, что приводит к снижению понимания происходящих процессов и ухудшению управляемости бизнесом и невозможностью выстраивания долгосрочной стратегии развития [10; 11].

Для российского предпринимательства парадигма BANI-мира стала хронологически частью реальности с 2017 г., когда Правительством была утверждена национальная программа «Цифровая экономика»[2], которая определила новые тренды развития бизнеса на следующие 7 лет и стала спусковым крючком для проявления следующих вызовов и угроз парадигмы BANI-мира: 1) масштабное проявление кибератак как следствия инкорпорации технологий сквозной цифровизации бизнес-процессов; 2) перекраивание ландшафта рынка в пользу IT-компаний и венчурной индустрии, от которых сегодня практически полностью технологическая оснащенность и товарная конкурентоспособность бизнеса; 3) резкое усиление зависимости множества секторов национальной экономики от процессов трансферта технологий и успешности международной кооперации с крупнейшими ТНК ЕС, США, Китая; 4) возникновение на суперкоротком (для макроэкономического цикла) интервале трех волн эмиграции интеллектуального капитала:  конец 2019 – 2020 гг. – «антиковидная волна» из-за растущих угроз пандемии COVID-19, закрытия границ в мире и введения практик локдауна в РФ[3] [4]; февраль-март 2022 г. – «антивоенная релокация» ввиду начала военной спецоперации и введения против IT-сектора массовых санкций[5];  сентябрь 2022 г. – январь 2023 г. – «антимобилизационная релокация» из-за угрозы мобилизации и непрозрачности механизма предоставления брони от военной службы. Оценка влияния BANI-факторов на предпринимательский сектор приведена в таблице 2.

Как следует из приведенных в таблице расчетов, влияние BANI-факторов на российское предпринимательство явно сконцентрировалось вокруг международных в форме торговых эмбарго и ограничение (запрет) на трансферт технологий и международную научно-техническую кооперацию, что сразу же отразилось на его инновационном потенциале и конкурентоспособности: удельный вес инновационных продуктов (услуг) в общем объеме экспорта продукции сократился с 7,5% до менее, чем 4,0%, при этом ввиду ухода зарубежных компаний с российского рынка вырос удельный вес инновационных продуктов (услуг) в общем объеме продаж продукции на внутреннем рынке (9,3% против 7,1%).

Важно отметить усилия государственных регуляторов (в частности Минпроторг, Минцифры, АО «Корпорация МСП»), которые в рамках противодействия BANI-факторам активизировали работу по развитию инновационной инфраструктуры: количество технопарков в 2022 г. составило 258 ед., при этом из более чем 6500 резидентов, 5700 – субъекты МСП. Уровень импортозамещения инновационных товаров-субститутов вырос с 34,5 % в 2017 г. до 51,3%, по группе продукции высокотехнологичного назначения – с 13,4% до 41,0%, что позволяет говорить о постепенной адаптации предпринимательского сектора к новой реальности.

В заключении научного исследования автором были рассмотрены отдельные предложения по ускорению адаптации предпринимательства к новейшим вызовам и угрозам VUCA и BANI-миров и возможность их практического применения.

Во-первых, по мнению автора, необходимо активизировать работу по развитию межфирменной кооперации субъектов МСП с КНР как стратегическим российским партнером. Для его реализации рекомендуется принять отдельную государственную программу делового сотрудничества и финансовой поддержки российского предпринимательства, которые хотят развивать межфирменную кооперацию с китайским бизнесом в сфере IT, высокотехнологичное промышленное производство, товары FMCG-сегмента.

Во-вторых, провести ревизию регуляторного механизма применения параллельного импорта в отношении субъектов МСП, занятых в сфере АПК, машиностроения, IT, т.к. введенный с 29.03.2022 ФАС РФ право на параллельный импорт путем введения международного принципа исчерпания права ограничивается критическими технологиями для энергетической и военно-космической сфер[6].

В-третьих, для повышения доступности финансирования для субъектов МСП рекомендуется развитие правоприменительной практики использования положений Федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №259-ФЗ 02.08.2019 (в ред. от 14.07.2022 г.)[7]: по состоянию на 11.01.2023 г. в РФ действовало 63 инвестиционные платформы[8], но только 4 осуществляет коммерческое финансирование за бонус (reward crowdfunding) и столько же долевое финансирование (Equity crowdfunding). В контексте развития предпринимательства данное предложение рекомендуется рассматривать с точки зрения формирования технопарками и бизнес-инкубаторами микропулов из платформ-партнеров для передачи им коммерчески перспективных проектов на финансирование или масштабирование деятельности пула бизнес-ангелов путем привлечения платформы в качестве финансового донора и ускорения выведения стартапов в статус коммерчески состоятельных [18].

В-четвертых, инициация со стороны Минпромторга и Минцифры совместно с отраслевыми организациями саморегуляции формирования механизма применения внутрифирменного предпринимательства и межфирменной кооперации: модель «Тройная спираль» (Triple Helix) – выстраивание долгосрочных win-win партнерств между наукой, крупным корпоративным бизнесом и субъектами МСП, занятыми высокотехнологичной деятельностью; модель межотраслевых кластеров (Quintuple Helix), дополняющая предыдующую модель финансовым партнером и субъектом инновационной инфраструктуры для создания целостной системы генерации и коммерциализации инновационных разработок; модель цифровой платформы открытых инноваций – формирование вокруг российских IT-компаний сети из субъектов МСП для внедрения новейших цифровых технологий в бизнес-процессы производства, управления и киберзащиты с перспективой создания отраслевых экосистем, являющихся естественной эволюцией кластерной модели межфирменного предпринимательства [19].

Область применения результатов. Результаты научного исследования будет полезно экспертам в сфере государственного регулирования предпринимательского сектора, а также субъектам МСП при формировании планов и стратегий развития.

Выводы. VUCA-факторы указанной парадигмы для российского предпринимательства преимущественно отразилась на доступности зарубежных рынков сбыта, а также возможности привлечения иностранного финансирования и готовности иностранных партнеров быть соучредителями или инвесторами в проектах на территории России, а также регуляторных ограничениях по созданию иностранных филиалов и представительств. Парадигма BANI-мира стала хронологически частью реальности с 2017 г. и проявилась в начале масштабных кибератак как следствия инкорпорации технологий сквозной цифровизации бизнес-процессов; перекраивании ландшафта рынка в пользу IT-компаний и венчурной индустрии, от которых сегодня практически полностью технологическая оснащенность и товарная конкурентоспособность бизнеса; резком усиление зависимости множества секторов национальной экономики от процессов трансферта технологий и успешности международной кооперации с крупнейшими ТНК ЕС, США, Китая; возникновении на суперкоротком (для макроэкономического цикла) интервале трех волн эмиграции интеллектуального капитала.

Для ускорения адаптации предпринимательства к новейшим вызовам и угрозам VUCA и BANI-миров рекомендуется: активизировать работу по развитию межфирменной кооперации субъектов МСП с КНР как стратегическим российским партнером; провести ревизию регуляторного механизма применения параллельного импорта в отношении субъектов МСП, занятых в сфере АПК, машиностроения, IT; для повышения доступности финансирования для субъектов МСП рекомендуется развитие правоприменительной практики использования института коллективных инвестиций; инициациировать применения во внутрифирменном предпринимательстве и межфирменной кооперации моделей «Тройная спираль» (Triple Helix), модели межотраслевых кластеров (Quintuple Helix) и  модели цифровой платформы открытых инноваций с перспективой создания отраслевых экосистем.

Список источников

  1. Курамшина А.В., Никитина Н.Н. Управление организацией в современном представлении мира // Экономика строительства. 2022. № 10. С. 21 – 31.
  2. Межевов А.Д., Желтенков А.В., Рябиченко С.А. Новые требования к менеджменту в условиях ускорения изменений внешней среды//Вестник университета. 2022. № 11. С. 71 – 76.
  3. Рывкина, О.Л., Кушхова, З.В., Храброва, Н.И., Михалин, А.Ю. VUCA реальность: система инструментов управления организацией в современной нестабильной среде // Экономика строительства и природопользования. 2022. № 1-2. С. 53 – 61.
  4. Шипкова, О.Т., Акимова, Е.Н., Шатаева, О.В. Инструменты планирования и принятия решений в условиях глубокой неопределённости как основа проактивной позиции экономического субъекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 2. С. 127 – 141. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-127-141.
  5. Талеб, Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. – 768 с.
  6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2022. – 101 с.
  7. Мониторинг «Состояние российской экономики и деятельность компаний» [Электронный ресурс] – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/
  8. Индекс деловой среды [Электронный ресурс] – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/
  9. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства». Россия 2021/2022 [Электронный ресурс] – URL: https://gsom.spbu.ru/images/1/1/otchet_2022_final_1.pdf
  10. Иванова О. Э. Философский консалтинг как инструмент «взлома проблем» в управлении людьми в организации // Управленческое консультирование. 2021. № 7. С. 39-48.
  11. Другова Е. А., Калачикова О. Н. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях VUCA-мира. Университетское управление: практика и анализ. 2019; 23(1-2): 81-92. DOI: 10.15826/итра.2019.01-2.006.
  12. Индикаторы инновационной деятельности: 2023 : статистический сборник / В.В. Власова, Л. М. Гохберг, Г.А. Грачева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 292 с.
  13. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/57750632/
  14. Санкции против России [Электронный ресурс] – URL: https://russiancouncil.ru/sanctions-russiaobj
  15. Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России (15.09.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2020/9/15/kratkij_neoficialnyj_i_nepolnyj_obzor_sankcij_ssha_v_otnoshenii_rossii (дата обращения: 29.03.2023, свободный).
  16. Все санкции США и Евросоюза в отношении России с 2014 года (23.04.2021) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/russia-american-european-sanctions/29449693.html (дата обращения: 28.03.2022, свободный).
  17. Между дипломатией и войной (21.01.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/mezhdu-diplomatiey-i-voynoy-ivan-timofeev-obyasnyaet-sanktsionnuyu-politiku-zapada/ (дата обращения: 27.03.2023, свободный).
  18. Трошин, М.С. Влияние международных экономических санкций на развитие экономики РФ // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – С. 169 – 176.
  19. Гегечкори И.М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 97 — 100. DOI: https://doi.org/10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.

References

  1. Kuramshina A.V., Nikitina N.N. Upravlenie organizaciej v sovremennom predstavlenii mira // E`konomika stroitel`stva. 2022. № 10. S. 21 – 31.
  2. Mezhevov A.D., Zheltenkov A.V., Ryabichenko S.A. Novy`e trebovaniya k me-nedzhmentu v usloviyax uskoreniya izmenenij vneshnej sredy`//Vestnik uni-versiteta. 2022. № 11. S. 71 – 76.
  3. Ry`vkina, O.L., Kushxova, Z.V., Xrabrova, N.I., Mixalin, A.Yu. VUCA re-al`nost`: sistema instrumentov upravleniya organizaciej v sovremennoj ne-stabil`noj srede // E`konomika stroitel`stva i prirodopol`zovaniya. 2022. № 1-2. S. 53 – 61.
  4. Shipkova, O.T., Akimova, E.N., Shataeva, O.V. Instrumenty` planirovaniya i prinyatiya reshenij v usloviyax glubokoj neopredelyonnosti kak osnova pro-aktivnoj pozicii e`konomicheskogo sub«ekta // Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: E`konomika. 2022. № 2. S. 127 – 141. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-127-141.
  5. Taleb, N.N. Antixrupkost`. Kak izvlech` vy`godu iz xaosa. M. : KoLibri, Azbuka-Attikus, 2019. – 768 s.
  6. Maloe i srednee predprinimatel`stvo v Rossii. 2022: Stat.sb./ M 19 Rosstat. — M., 2022. – 101 s.
  7. Monitoring «Sostoyanie rossijskoj e`konomiki i deyatel`nost` kompa-nij» [E`lektronny`j resurs] – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/
  8. Indeks delovoj sredy` [E`lektronny`j resurs] – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/
  9. Nacional`ny`j otchet «Global`ny`j monitoring predprinimatel`stva». Rossiya 2021/2022 [E`lektronny`j resurs] – URL: https://gsom.spbu.ru/images/1/1/otchet_2022_final_1.pdf
  10. Ivanova O. E`. Filosofskij konsalting kak instrument «vzloma pro-blem» v upravlenii lyud`mi v organizacii // Upravlencheskoe konsul`tiro-vanie. 2021. № 7. S. 39-48.
  11. Drugova E. A., Kalachikova O. N. Specifika prinyatiya upravlencheskix reshenij v universitetax v usloviyax VUCA-mira. Universitetskoe uprav-lenie: praktika i analiz. 2019; 23(1-2): 81-92. DOI: 10.15826/itra.2019.01-2.006.
  12. Indikatory` innovacionnoj deyatel`nosti: 2023 : statisticheskij sbornik / V.V. Vlasova, L. M. Goxberg, G.A. Gracheva i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy`sshaya shkola e`konomiki». – M. : NIU VShE`, 2023. – 292 s.
  13. Putevoditel` po sankciyam i ogranicheniyam protiv Rossijskoj Federacii (posle 22 fevralya 2022 g.) [E`lektronny`j resurs] – URL: https://base.garant.ru/57750632/
  14. Sankcii protiv Rossii [E`lektronny`j resurs] – URL: https://russiancouncil.ru/sanctions-russiaobj
  15. Kratkij, neoficial`ny`j i nepolny`j obzor sankcij SShA v otnoshenii Rossii (15.09.2020) [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: https://zakon.ru/blog/2020/9/15/kratkij_neoficialnyj_i_nepolnyj_obzor_sankcij_ssha_v_otnoshenii_rossii (data obrashheniya: 29.03.2023, svobodny`j).
  16. Vse sankcii SShA i Evrosoyuza v otnoshenii Rossii s 2014 goda (23.04.2021) [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: https://www.currenttime.tv/a/russia-american-european-sanctions/29449693.html (data obrashheniya: 28.03.2022, svobodny`j).
  17. Mezhdu diplomatiej i vojnoj (21.01.2022) [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/mezhdu-diplomatiey-i-voynoy-ivan-timofeev-obyasnyaet-sanktsionnuyu-politiku-zapada/ (data obrashheniya: 27.03.2023, svo-bodny`j).
  18. Troshin, M.S. Vliyanie mezhdunarodny`x e`konomicheskix sankcij na raz-vitie e`konomiki RF // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2021. – № 3. – S. 169 – 176.
  19. Gegechkori I.M. E`konomicheskie sankcii protiv Rossijskoj Federacii i vneshnee`konomicheskaya bezopasnost`: vy`zovy` i ugrozy` // Auditorskie vedo-mosti. 2022. № 1. S. 97 — 100. DOI: https://doi.org/10.24411/1727-8058-2022-1-97-100

Для цитирования: Хасанов А.Э. VUCA- и BANI-МИР – новая реальность для российского предпринимательства // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-11/

© Хасанов А.Э., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.

[1] Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций (08.04.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij (дата обращения 01.04.2022, свободный).

[2] Цифровая экономика Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.03.2023, доступ: свободный).

[3] Финтех рулит Как пандемия повлияла на рынок труда (30.11.2020) [Электронный ресурс] – URL: https://lenta.ru/articles/2020/11/30/fintech/ (дата обращения: 28.03.2023, режима доступа: свободный).

[4] Вирусная эмиграция. Как и куда россияне уезжали из страны в пандемию (11.02.2021) [Электронный ресурс] – URL: https://secretmag.ru/stories/ponauyekhavshiye.htm (дата обращения: 27.03.2023, режима доступа: свободный).

[5] Утечка умов: треть айтишников планируют уехать из России (30.03.2022) [Электронный ресурс] – URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e19c7e14 (дата обращения: 29.03.2023, режима доступа: свободный).

[6] В ФАС заявили, что легализация параллельного импорта способствует снижению цен на товары (28.03.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/88426/ (дата обращения 28.03.2023, свободный).

[7] Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 29.03.2023, режим доступа: свободный).

[8] Реестр операторов инвестиционных платформ (11.01.2023) [Электронный ресурс] – URL: https://cbr.ru/registries/?CF.Search=Реестр+операторов+инвестиционных+платформ&CF.TagId=&CF.Date.Time=LastMonth&CF.Date.DateFrom=&CF.Date.DateTo= (дата обращения: 28.03.2023, режим доступа: свободный).