Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.4

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_469

МОНИТОРИНГ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

MONITORING OF THE USE OF FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY TOOLS IN THE INFORMATION ECONOMY

Качанова Людмила Сергеевна, д. э. н., к. т. н., доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Email: l.kachanova@customs-academy.ru

Kachanova Lyudmila Sergeevna, Doctor of Economics, PhD in Technical Sciences, associate professor, professor of the chair «Financial Management», Email: l.kachanova@customs-academy.ru

Аннотация. Информатизация и цифровизация экономики страны формируют комплекс новых инструментов обеспечения финансовой безопасности государства. Цель исследования состоит в анализе совокупности инструментов обеспечения финансово-экономической безопасности государства в условиях развития информационной экономики, выявлении проблем обеспечения финансово-экономической безопасности и формировании предложений по повышению уровня финансовой безопасности государства. В качестве материалов исследования рассмотрены национальный проект «Цифровая экономика РФ» и государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Мониторинг применения инструментов обеспечения финансовой безопасности основан на изменении объемов инвестиций в основной капитал, высокотехнологичных изделий, услуг и затрат на технологические инновации. В рамках мониторинга цифровизации общества рассмотрено число абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет, обоснованы изменения в возрастной структуре пользователей. На основе анализа и мониторинга финансово-экономического сектора государства выявлены проблемы, влияющие на развитие цифровой экономики и ее уровень. Предложены рекомендации повышения уровня и эффективности информатизации населения. В частности, закрепление на государственном уровне диапазона цен интернет-провайдеров, сокращение «цифрового неравенства» субъектов и другие. По результатам мониторинга применения инструментов обеспечения финансовой безопасности в информационной экономике сформированы прогнозные значения показателей, характеризующих влияния информационной экономики на финансовую безопасность государства. Сделан вывод о связи обеспечения финансово-экономической безопасности и развития информационной экономики через цифровизацию общества, величину и структуру инновационных изделий и услуг, экспорт высокотехнологичной продукции.

Abstract. Informatization and digitalization of the country’s economy form a set of new tools to ensure the financial security of the state. The purpose of the study is to analyze a set of tools to ensure the financial and economic security of the state in the context of the development of the information economy, identify problems of ensuring financial and economic security and form proposals to improve the level of financial security of the state. The national project «Digital Economy of the Russian Federation» and the state program «Public Finance Management and Regulation of Financial markets» were considered as research materials. Monitoring of the use of financial security tools is based on changes in the volume of investments in fixed assets, high-tech products, services and costs of technological innovations. As part of the monitoring of the digitalization of society, the number of subscribers of fixed and mobile broadband Internet access is considered, changes in the age structure of users are justified. Based on the analysis and monitoring of the financial and economic sector of the state, problems affecting the development of the digital economy and its level have been identified. Recommendations for improving the level and efficiency of informatization of the population are proposed. In particular, fixing the price range of Internet providers at the state level, reducing the «digital inequality» of subjects and others. Based on the results of monitoring the use of financial security tools in the information economy, forecast values of indicators characterizing the impact of the information economy on the financial security of the state have been formed. The conclusion is made about the connection between ensuring financial and economic security and the development of the information economy through the digitalization of society, the size and structure of innovative products and services, the export of high-tech products.

Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность государства, информационная экономика, цифровая экономика, высокотехнологичная продукция, мониторинг, инновации

Keywords: financial and economic security of the state, information economy, digital economy, high-tech products, monitoring, innovations

Введение. Финансово-экономическая безопасность является важным аспектом, влияющим на развитие государства, а также на создание сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз.

Проблемы обеспечения финансово-экономической безопасности государства имеют в последнее время наибольшую актуальность. Данная ситуация продиктована повсеместной информатизацией и глобализацией, что влечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия: рост нестабильности и угроз в социально-экономической сфере государства [1].

Целью исследования является анализ применения инструментов обеспечения финансово-экономической безопасности государства в условиях развития информационной экономики, выявление проблем обеспечения финансово-экономической безопасности и разработка предложений по повышению уровня финансовой безопасности государства.

Материалы и методы исследования. В рамках обеспечения финансово-экономической безопасности реализуются различные государственные программы. Государственные программы являются неким планом функционирования отдельных органов в процессе достижения и повышения экономической и финансовой безопасности государства. В программах указываются четкие цели, показатели, нормативы и мероприятия на определенный период.

Основными государственными программами и проектами в рассматриваемой предметной области являются национальный проект «Цифровая экономика РФ» и государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

«Цифровая экономика» в статусе национального проекта зафиксирован в июне 2019 года заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [2]. Программа рассчитана до 2024 года. Основная цель проекта – это развитие и создание устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В рамках мероприятий по развитию цифровой экономики проводятся мероприятия по созданию развитой цифровой инфраструктуры, с помощью которой у экспертов, аналитиков и специалистов финансовой сферы появится возможность в короткие сроки обнаружить угрозы и риски финансовой безопасности и принять соответствующие меры до наступления неблагоприятных последствий.

Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» реализуется в два этапа: 1 этап осуществлялся с 2013 по 2021 гг., второй этап проходит с 2022 по 2023 гг. [3].

В рамках реализации государственной программы по состоянию на 2022 год выполнены следующие мероприятия, связанные с обеспечением финансово-экономической безопасности.

  1. Актуализированы и приняты нормативные и правовые акты, предназначенные для совершенствования законодательного механизма формирования и управления администрированием доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях цифровизации и информатизации экономики.
  2. Разработаны эффективные системы внутреннего финансового контроля и аудита, предопределяющие реализацию регулярной деятельности по определению и устранению причин, а также минимизации реализации вызовов и угроз, рисков, помогающие структурным единицам внутреннего финаудита главных администраторов (администраторов) средств бюджета определять и реализовывать меры по повышению качества финансового менеджмента.
  3. Обоснованы правила формирования полной и достоверной информации для пользования финансовыми организациями, в ситуации продажи финансовых продуктов некомпетентными инвесторам.
  4. Усовершенствована система контроля в сфере валютных правоотношений.

Результаты исследования, их обсуждение. Обеспечение финансовой и экономической безопасности связано с переориентацией доходной части бюджетов с сырьевой составляющей на продукцию с большой добавленной стоимостью. Для производства данной продукции необходимы инвестиции в основой капитал. Анализ объем инвестиций в основной капитал с 2017 по 2021 гг. выявил постепенный их рост. В 2021 году объем инвестиций вырос на 6918 млрд руб. или на 43% по отношению к показателям на 2017 год (рисунок 1).

Рост инвестиций в основной капитал способствует технологическому развитию отраслей экономики, являясь стратегической задаче и условием развития цифровой экономики в стране.

На протяжении анализируемого периода наблюдается постепенный рост как объема высокотехнологичного производства, так и затрат на технологические инновации. Однако следует отметить, что затраты не превышают объем полученной высокотехнологичной продукции. Данная тенденцию свидетельствует о том, что, во-первых, затраты на производство товаров, осуществление высокотехнологичных работ и услуг полностью окупаются, а, во-вторых, возникает прибыль от высокотехнологичного производства (рисунок 2).

В 2017 году прибыль составила 11484,47 млрд руб., а в 2021 году – 22137,51 млрд руб., прибыль за 5 лет выросла почти в 2 раза. Следовательно, производство и продажа высокотехнологичной продукции наиболее выгодное для государства. Вклад высокотехнологичной отрасли в развитие страны отражает доля высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте и экспорте РФ (рисунок 3). В результате исследования выявлен последовательный рост продукции высоко технологических и наукоемких отраслей в структуре и совокупном выражении валового внутреннего продукта, за последние пять лет их доля увеличилась на 7,2%.

Рассматривая долю высокотехнологичных товаров в объеме экспорта с 2017 по 2021 гг. выявили наименьшую долю в 2018 году – 11,8%, а наибольшую в 2021 году – 30,4%. Следовательно, можно сказать, что за 5 лет объем высокотехнологичной продукции в структуре экспорта РФ вырос на 18,6%, что в первую очередь связано с ростом объемов высокотехнологичных товаров, работ и услуг (рисунок 4).

Уровень цифровизации общества является важной составляющей цифровой экономики и одним из основных индикаторов регулирования уровня финансово-экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики [7]. В рамках мониторинга цифровизации общества рассмотрим первоначально число абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет с 2017 по 2021 гг. (рисунок 5).

Число абонентом фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет значительно ниже, чем абонентом мобильного доступа из расчета на 100 чел. В 2017 году разница между абонентами фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет составила 59 чел., а в 2021 году – 84 чел. При этом отмечается постепенный рост на протяжении 5 лет как абонентов мобильного широкополосного доступа на 27 единиц из расчета на 100 чел., так и фиксированного широкополосного доступа на 2 единицы из расчета на 100 чел.

Интересна возрастная структура пользователей широкополосного доступа к сети интернет (рисунок 6). С 2017 года наблюдаются значительные изменения возрастной структуры пользователей широкополосного доступа к сети интернет. Выросло число пользователей среднего (на 5,1%) и пенсионного возраста (7,9%).

Наибольший рост интернет-пользователей отмечается среди жителей пенсионного возраста, доля пользователей старше 60 лет увеличилась в 2,5 раза. Однако доля молодых интернет-пользователей снизилась на почти на 1,5 раза. Эксперты связывают уменьшение доли молодых пользователей не только с демографическими причинами, но и с ростом популярности интернета среди старшего поколения [8-9].

На цифровое развитие общества в целом влияет уровень цифрового развития каждого отдельного субъекта России. Рассмотрим суммарные расходы субъектов РФ на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с 2017 по 2021 гг. и долю объема расходов на ИКТ в суммарном объеме расходов регионов с 2017 по 2021 гг. (рисунок 7).

Наибольший объем расходов на ИКТ по регионам отмечается в 2020 году (225,39 млрд руб.). В целом, можно отметить, что ежегодно увеличивается финансирование регионов на развитие и поддержание ИКТ.

На протяжении 5 лет доля объема расходов на ИКТ в регионах не превышала 1% в общем объеме расходов регионов. Однако с 2017 по 2021 годы отмечается постепенный рост доли расходов в общем объеме расходов на 0,39%.

В целом данная тенденция свидетельствует о том, что отмечается низкая доля финансирования информатизации, что значительно отражается на уровне развития цифровой экономики в государстве в целом [9].

На основе данных рисунка 7 отметим, что рост цифровизации региона может обеспечиваться и за счет оптимизации расходов, что является наиболее эффективным методом в дальнейшей перспективе

На основе проведенного мониторинга отметим, что в России существует ряд проблемных вопросов, которые влияют на финансово-экономическую безопасность страны. На основе анализа и мониторинга финансово-экономического сектора государства отметим, что проблемы, связанные с финансовым сектором, в целом влияют на развитие цифровой экономики и ее уровень. Во-первых, преобладание преимущественно сырьевого экспорта, что создает упущенную выгоду для государства. Во-вторых, низкая доля высокотехнологичной продукции в экспорте. В-третьих, низкие показатели уровня цифровизации общества, в частности, низкая доля пользователей фиксированным широкополосным доступом к сети Интернет.

На снижение темпов развития цифровой экономики и, соответственно, уровня финансовой безопасности в условиях развития цифровой экономики влияют такие факторы, как уровень заинтересованности домашних хозяйств в использовании в жизнедеятельности новейших технологий или невозможность использования цифровых технологий, как в материальном плане (недостаточность финансовых средств), так и физическом (невозможность применения технологий в том или ином регионе или отсутствие навыков использования). Для решения данной проблемы исходя из анализа, проведенного в исследовании, предложим следующие рекомендации повышения уровня и эффективности информатизации населения:

  • закрепление на государственном уровне диапазона цен интернет-провайдеров;
  • сокращение «цифрового неравенства» субъектов при разработке и внедрении адресноориентированных инвестиционных программ, в том числе в рамках частно-государственного партнерства с учетом особенностей того или иного региона;
  • создание в каждом субъекте коллективных центров обучения населения работы на компьютере, пользованию электронными услугами и Интернетом;
  • проведение мероприятий, направленных на увеличение использования государственных электронных услуг в сельской местности;
  • совершенствование и развитие условий бесконтактной оплаты, преимущественно через мобильные устройства, возможность бесконтактной оплаты без доступа в интернет и при использовании разных видов смартфонов.

Данные мониторинга инструментов обеспечения финансово-экономической безопасности позволили разработать прогнозные значения изменения объема ВВП, средний прирост абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет составит минимум 4 единицы на 100 чел. населения. Разработаны прогнозные значения динамики производства инновационных изделий и услуг, а также прогнозируема часть продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в величине валового внутреннего продукта (таблица).

Увеличение объема выпуска высокотехнологичной продукции и увеличение ее доли в ВВП страны в целом способствует росту экспорта за счет увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции (таблица 1). Увеличение экспорта высокотехнологичной продукции в целом так же поспособствует увеличению бюджета государства в целом. В целом наблюдается положительный прогноз финансовой безопасности в условиях развития информационной экономики.

В условиях развития цифровой экономики важно быстро принять эффективные меры минимизации негативных последствий и разработать дополнительные категории для внедрения основ информационной экономики в те или иные направления для увеличения значений прогнозных показателей. Отрицательные прогнозные значения дают стимул для улучшения и модернизации инфраструктур цифровой экономики и финансового сектора [10-12].

Выводы. Предложенные рекомендации направлены на совершенствование внутренней и внешней инвестиционной политики, увеличение доходов государства, развитие финансовой грамотности персонала, в первую очередь финансово-экономического сектора, повышение уровня цифровизации общества и инновационного развития промышленной сферы, а также увеличение производства высокотехнологичной продукции.

На основе разработанных рекомендаций представлена оценка эффективности их применения в целях повышения финансово-экономической безопасности государства. Сформирован прогноз влияния информационной экономики на финансово-экономическую безопасность государства, а именно прогноз абонентов широкополосного доступа к сети Интернет, производства инновационных изделий и услуг, экспорта высокотехнологичной продукции РФ в период с 2024 по 2026 гг.

В заключение отметим, что без цифровой экономики в современном мире невозможно достигнуть качественного и количественного финансово-экономического роста. Для регулирования рисков и угроз, которые влечет за собой цифровая экономика, необходимо создавать качественные меры и постоянно проводить работу по мониторингу степени влияния рисков, появлению новых рисков и постоянному совершенствованию и адаптации мер регулирования рисков и угроз и реагирования на риски и угрозы.

Список источников

  1. Данилова Н.Ф., Сараева И.В. Глобальное цифровое пространство: перспективы и угрозы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика, управление, право. – 2019. – Т19 вып. 1. – с. 65–73.
  2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 №234 (ред. от 13.05.2022) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319701/. Дата обращения: 31.01.2023 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 31.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/. Дата обращения: 31.01.2023 г.
  4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата об-ращения: 21.02.2023).
  5. Цифровая экономика 2022: краткий статистический сборник». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 124 с.
  6. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат.сб./Росстат. – Москва. – 2021 – 692 с.
  7. Ашмарина Т.И., Рахаева В.В. Цифровизация сельскохозяйственной деятельности и безопасность продуктов питания // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 7. – c. 18-23.
  8. Хоружий Л.И., Ашмарина Т.И. Сельское хозяйство и цифровой шелковый путь // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 3. – c. 16-19.
  9. Худякова Е.В., Королькова А.П., Маринченко Т.Е. Цифровизация сельского хозяйства: состояние и проблемы // Развитие регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы: материалы XVI Международной научно-практической конференции, посвященной 65-ле-тию СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Новосибирск, 2020. – c. 94-96.
  10. Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – № 2 (22). – с. 1. Режим доступа: https://obe.ru/journal/vypusk-2021-g-2-22-iyun/ilchenko-s-v-natsionalnye-proekty-rossii-i-riski-ih-realizatsii/. Дата обращения: 22.02.2023 г.
  11. Клеткина Е.С. Развитие цифровизации региональных социально-экономических систем // Вектор экономики. – 2020. – № 6(48). – С. 26.
  12. Khudyakova E. V., Khudyakova H. K., Shitikova A. V., Savoskina O. A., Konstantinovich A. V. Information technologies for determination the optimal period of preparing fodder from perennial grasses // Periodico Tche Quimica, 2020, 17(35), рр. 1044-1056.

References

  1. Danilova N.F., Saraeva I.V. Global’noe cifrovoe prostranstvo: perspektivy i ugrozy // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: ekonomika, upravlenie, pravo. – 2019. – T19 vyp. 1. – s. 65–73.
  2. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 02.03.2019 №234 (red. ot 13.05.2022) «O sisteme upravleniya realizaciej nacional’noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Polozheniem o sisteme upravleniya realizaciej nacional’noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii»). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319701/. Data obrashcheniya: 31.01.2023 g.
  3. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15.04.2014 N 320 (red. ot 31.12.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Upravlenie gosudarstvennymi finansami i regulirovanie finansovyh rynkov». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/. Data obrashcheniya: 31.01.2023 g.
  4. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial’nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (data ob-rashcheniya: 21.02.2023).
  5. Cifrovaya ekonomika 2022: kratkij statisticheskij sbornik». M.: NIU VSHE, 2022. 124 s.
  6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2021: Stat.sb./Rosstat. – Moskva. – 2021 – 692 s.
  7. Ashmarina T.I., Rahaeva V.V. Cifrovizaciya sel’skohozyajstvennoj deyatel’nosti i bezopasnost’ produktov pitaniya // Ekonomika sel’skogo hozyajstva Rossii. – 2020. – № 7. – c. 18-23.
  8. Horuzhij L.I., Ashmarina T.I. Sel’skoe hozyajstvo i cifrovoj shelkovyj put’ // Ekonomika sel’skogo hozyajstva Rossii. – 2020. – № 3. – c. 16-19.
  9. Hudyakova E.V., Korol’kova A.P., Marinchenko T.E. Cifrovizaciya sel’skogo hozyajstva: sostoyanie i problemy // Razvitie regional’nogo APK i sel’skih territorij: sovremennye problemy i perspektivy: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 65-le-tiyu SibNIIESKH SFNCA RAN. Novosibirsk, 2020. – c. 94-96.
  10. Il’chenko S.V. Nacional’nye proekty Rossii i riski ih realizacii // Biznes i dizajn revyu. – 2021. – № 2 (22). – s. 1. Rezhim dostupa: https://obe.ru/journal/vypusk-2021-g-2-22-iyun/ilchenko-s-v-natsionalnye-proekty-rossii-i-riski-ih-realizatsii/. Data obrashcheniya: 22.02.2023 g.
  11. Kletkina E.S. Razvitie cifrovizacii regional’nyh social’no-ekonomicheskih sistem // Vektor ekonomiki. – 2020. – № 6(48). – S. 26.
  12. Khudyakova E. V., Khudyakova H. K., Shitikova A. V., Savoskina O. A., Konstantinovich A. V. Information technologies for determination the optimal period of preparing fodder from perennial grasses // Periodico Tche Quimica, 2020, 17(35), rr. 1044-1056.

Для цитирования: Качанова Л.С. Мониторинг применения инструментов обеспечения финансово-экономической безопасности в информационной экономике // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-50/

© Качанова Л.С., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.