Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.4

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_468

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РАЗВИТИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

EFFICIENCY OF THE USE OF BUDGETARY FUNDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF CUSTOMS AUTHORITIES

Кузминова Ольга Алексеевна, к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Email: o.kuzminova@customs-academy.ru

Синельников Богдан Александрович, к. э. н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Email: b.sinelnikov@customs-academy.ru

Kuzminova Olga Alekseevna, PhD in Economics, associate professor, head of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Email: o.kuzminova@customs-academy.ru

Sinelnikov Bogdan Alexandrovich, PhD in Economics, associate professor of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Email: b.sinelnikov@customs-academy.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований материально-технического обеспечения Федеральной таможенной службы России. Аналитическая часть исследования представлена на примере деятельности Центральной базовой таможни. Выявлена динамика закупочной деятельности, структура закупочных процедур, проанализирована укомплектованность таможни материально-техническими средствами. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников. В практике управления государственными финансами наиболее востребованным является программно-целевой метод. Экономия бюджетных средств указывает на рациональное и эффективное распределение бюджетных средств в ходе закупок материально-технических ресурсов. Выявлено, что фактические суммы закупочных процедур ниже, чем планируемые. Данное несоответствие выявлено в ситуации сложности расчета начальной (максимальной) цены контракта и прогнозирования развития процедуры торгов. Для повышения эффективности управления материально-техническим снабжением таможенных органов и оптимизации использования бюджетных средств предложен ряд рекомендаций, позволяющих научно обоснованно управлять процессом и рационально расходовать бюджетные средства, выявляя возможность их экономии. Предлагается При ужесточить меры по отношению к их подбору для своевременного выявления недобросовестных поставщиков, расширить список преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, ввести процедуру обязательного мониторинга цен при осуществлении закупочной деятельности материально-технических ресурсов, а также использование инструментария контроллинга в процессе децентрализованного приобретения материально-технических ресурсов таможенными органами.

Abstract. The article presents the results of research on material and technical support of the Federal Customs Service of Russia. The analytical part of the study is presented on the example of the activities of the Central Base Customs. The dynamics of procurement activity, the structure of procurement procedures are revealed, the staffing of customs with material and technical means is analyzed. Material and technical support for the activities of customs authorities is carried out at the expense of the federal budget and from other sources. In the practice of public finance management, the most popular is the program-target method. Budget savings indicate a rational and efficient allocation of budget funds during the procurement of material and technical resources. It was revealed that the actual amounts of procurement procedures are lower than planned. This discrepancy was revealed in the situation of the complexity of calculating the initial (maximum) contract price and forecasting the development of the bidding procedure. To improve the efficiency of the management of material and technical supply of customs authorities and optimize the use of budgetary funds, a number of recommendations have been proposed that allow scientifically sound management of the process and rational spending of budgetary funds, identifying the possibility of saving them. It is proposed to tighten measures in relation to their selection in order to temporarily identify unscrupulous suppliers, expand the list of preferences for small and medium-sized businesses, introduce a procedure for mandatory price monitoring in the procurement of material and technical resources, as well as the use of controlling tools in the process of decentralized acquisition of material and technical resources by customs authorities.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, закупочная деятельность, программно-целевое бюджетирование, экономия бюджетных средств, эффективность управления

Keywords: material and technical support, procurement activities, program-targeted budgeting, budget savings, management efficiency

Введение. Материально-техническое обеспечение играет ключевую роль в эффективной деятельности таможенных органов. Таможенные органы, полностью укомплектованные материально-техническими ресурсами бесперебойно, эффективно и результативно выполняют поставленные задачи в срок. Материально-техническое обеспечение является основой для результативной деятельности таможенных органов.

Материально-технические ресурсы важны так же, как денежные средства, информация и служат базой для результативного функционирования таможенных органов. В широком смысле к материальным ресурсам относятся природные ресурсы, различные предметы труда и средства производства. Земля, здания, сооружения, инструменты, разного рода оборудование, материалы – все это материальные ресурсы [1].

Методы и материалы исследования. Материально-техническое обеспечение таможенных органов имеет следующие функции, представленные на рисунке 1.

Закупочная функция материально-технического обеспечения представляет собой процесс, который направлен на приобретение материально-технических ресурсов. Осуществляется данная функция в форме закупок, является наиболее важной среди других функций, так как материально-техническое снабжение таможенных органов происходит именно через закупки.

Складская функция определяется как комплекс действий, который направлен на хранение материально-технических ресурсов на складах.

Распределительная функция состоит в обеспечении эффективного распределения материально-технических ресурсов по таможенным органам.

Распорядительная функция состоит в управлении процессом обеспечения материально-техническими ресурсами таможенных органов.

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов – это совокупность мероприятий по планированию и своевременному обеспечению таможенных органов материально-техническими средствами, которые необходимы для выполнения возложенных на них задач и оказания услуг соответствующего качества [3].

Объемы снабжения материально-техническими ресурсами определяются объемами деятельности конкретного таможенного органа, технологиями таможенного контроля, которые применяет таможенный орган, качеством и ценами ресурсов, установленными лимитами бюджетных средств.

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации [4-6].

Система материально-технического снабжения:

  • служит основой для эффективной и качественной работы таможенных органов;
  • способствует удовлетворению материально-техническими средствами таможенных органов, которые необходимы для их результативной деятельности;
  • эффективно распределяет материально-технические средства по структурным подразделениям с целью повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Показатели материально-технического обеспечения рассмотрим на примере динамики закупочной деятельности Центральной базовой таможни, представленной на рисунке 2.

Показатели закупок материально-технических средств относительно 2019 года снизились. В 2018 году не было реализовано 16 контрактов, в 2019 году – 6, в 2020 году – 1, в 2021 – 1, в 2022 году – 8 контрактов.

Структура закупочных процедур представлена на рисунке 3.

Закупочные процедуры материально-технических средств проводятся в форме аукциона, закупки у единственного поставщика, запроса котировок. Аукцион является наиболее распространенным способом госзакупки материально-технических средств для Центральной базовой таможни (49%), второе место занимают закупки у единственного поставщика (32%), запрос котировок занимает 3 место и составляет 19%.

Показатели материально-технической укомплектованности представлены в таблице 1.

Центральная базовая таможня укомплектована всеми видами материально-технических ресурсов. Стоит отметить, что по всем видам материально-технических ресурсов сохраняется необходимость их обновления в связи с истечением сроков их эксплуатации.

Анализ и оценка материально-технического обеспечения таможенных органов выявили эффективное и результативное материально-техническое снабжение Центральной базовой таможни. Грамотная и своевременная работа Службы материально-технического обеспечения, а также Контрактной службы Центральной базовой таможни генерируют положительный результат в снабжении таможни всеми видами материально-технических средств.

Тем самым, 100 %-ая укомплектованность материально-техническими ресурсами Центральной базовой таможни служит эффективным механизмов для ее функционирования и эффективной и результативной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Таможенная служба является динамически развивающейся системой. В сложившейся ситуации на первый план выходит необходимость совершенствования управления этой сложной системой. Условия развития таможенных органов России требуют изменения подходов и методов управления, таких как планирование, прогнозирование, внедрение программно-целевого бюджетирования и бюджетирования ориентированного на результат (БОР).

В практике управления государственными финансами наиболее востребованным является программно-целевой метод, который предполагает использование ресурсов для достижения важнейших целей социально-экономического развития страны.

В настоящее время наиболее актуальными являются проблемы повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на всех уровнях управления. Программно-целевой метод бюджетного планирования занимает важное место в системе управления расходами бюджета в зависимости от сложности задачи и организационно-технических возможностей.

Целевая программа представляет собой комплексный документ, направленный на решение приоритетной в данный период задачи. В зависимости от сложности задач, программы принимаются на срок 3-5 лет. Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к использованию средств для решения острых проблем в таможенной системе и является важным инструментом ее социально-экономического развития. Внедрение БОР коренным образом меняет содержание всех стадий бюджетного процесса и саму концепцию управления бюджетными расходами. Данный метод предусматривает полный переход от директивного планирования к индикативному. Планирование и использование бюджетных ассигнований производится на основании информации о результатах деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств. Важной задачей при внедрении принципов БОР является разработка сбалансированного набора показателей, характеризующих оказанные услуги и результаты их предоставления, а также взаимосвязь осуществляемой деятельности и ее результатов.

В условиях внедрения БОР и программно-целевых методов бюджетного планирования особую актуальность приобретает повышение эффективности использования бюджетных средств распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Также важными являются вопросы оценки качества бюджетного планирования и организации управления финансовой деятельностью таможенных органов. В настоящее время в таможенных органах (ТО) отсутствует единая методика оценки эффективности использования бюджетных средств, связывающая между собой непосредственные результаты деятельности таможен, конечные результаты и качество бюджетного планирования [9].

Важным показателем является экономия бюджетных средств в ходе приобретения материально-технических ресурсов. Сэкономленные средства переходят на следующий год и могут частично использоваться на нужды таможни. Экономия бюджетных средств рассчитывается по формуле [10].

Э = (НМЦК-ОЦП) / НМЦК,

где Э – экономическая эффективность; НМЦК – начальная максимальная цена; ОЦП – окончательное ценовое предложение.

Показатели экономии бюджетных средств на закупки материально-технических средств представлены в таблице 2.

Выявлено снижение экономии бюджетных средств на закупки материально-технических средств в 2020 году на 77,59%. Данное снижение может связано с постковидными последствиями и сложной экономической ситуацией в стране. С постепенным восстановлением экономики экономия бюджетных средств в 2021 году выросла на 33,33%. Однако, в 2022 году на 82% упала в связи с новыми проблемами, а именно с антироссийскими санкциями и уходом многих поставщиков с российского рынка. Также повлияли скачки валют, рост цен, инфляция и многие другие факторы. В результате чего спрос на закупки снизился, конкуренция снизилась, и начальная (максимальная) цена контракта несильно отличалась от конечной. Таким образом, экономия бюджетных средств уменьшилась за анализируемый период времени.

Экономия бюджетных средств говорит о рациональном и эффективном распределении бюджетных средств в ходе закупок материально-технических ресурсов. Сумма экономии бюджетных средств переходит на другие статьи расходов или на закупки требующихся материально-технических средств и их обновление. Планируемые показатели объема финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом закупок представлены в таблице 3.

Исходя из представленных планируемых объемов финансового обеспечения для осуществления закупок, можем сделать вывод о том, что фактические суммы закупочных процедур ниже, чем планируемые. Данные несоответствия происходят из-за сложности расчета начальной (максимальной) цены контракта и прогнозирования развития процедуры торгов [11].

С позиции повышения эффективности управления материально-техническим снабжением таможенных органов и оптимизации использования бюджетных средств предложены следующие меры. При взаимодействии с потенциальными поставщиками ужесточить меры по отношению к их подбору для своевременного выявления недобросовестных поставщиков. Предлагаем расширить список преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, активнее пользоваться их услугами. Следует ввести процедуру обязательного мониторинга цен при осуществлении закупочной деятельности материально-технических ресурсов. Рекомендуется применение инструментария контроллинга в процесс децентрализованного приобретения материально-технических ресурсов таможенными органами.

Внедрение предлагаемых мероприятий позволит повысить эффективность материально-технического обеспечения таможенных органов, научно обоснованно управлять данных процессом и рационально расходовать бюджетные средства, выявляя возможность их экономии.

Выводы. Анализ и оценка материально-технического обеспечения таможенных органов выявили эффективное и результативное материально-техническое снабжение Центральной базовой таможни. Службы материально-технического обеспечения, а также Контрактной службы Центральной базовой таможни формируют положительный результат в снабжении таможни всеми видами материально-технических средств.

Полная укомплектованность материально-техническими ресурсами Центральной базовой таможни служит эффективным механизмом для ее функционирования и эффективной и результативной деятельности

Рассматривая показатель экономии бюджетных средств в ходе приобретения материально-технических ресурсов как критерий эффективности использования бюджетных средств выявили не соответствие плановых и фактических сумм закупок. В исследуемом периоде 2018-2022 гг. фактические суммы закупочных процедур ниже, чем планируемые. Не соответствие связано со сложностью расчета начальной (максимальной) цены контракта и прогнозирования развития процедуры торгов.

Список источников

  1. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/ О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева//Экономическая безопасность. – 2022. – С. 1549-1564.
  2. Кузминова О.А. Повышение эффективности организации тылового обеспечения таможенных органов/ О.А. Кузминова, Б.Е. Иваненко// Столыпинский вестник. – 2023. – №5.
  3. Боборева О.Г. Совершенствование тылового обеспечения таможенных органов/ О.Г. Боборева, А.С. Царева// Столыпинский вестник. – 2023. – Том. 5 №2.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  5. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. №32 (ч. I). Ст. 5082.
  6. Приказ Федеральной таможенной службы от 06.10.2009 №1844 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
  7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: https://customs. gov.ru/folder/168589?ysclid=lgov0jn0bl
  8. Закупки в условиях санкций [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-podderzhka-postavshhikovsankcii/?ysclid=lh4l8wsiic557633160.
  9. Кузминова О.А. Направления развития финансово-хозяйственной деятельности Федеральной таможенной службы РФ/ О.А. Кузминова, Д.Д. Коц// Столыпинский вестник. – 2023. – №5.
  10. Мельникова А.А. Совершенствование закупочной деятельности для нужд таможенных органов/А.А. Мельникова// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №4-2. – с. 51-54.
  11. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России/Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – №11. – С. 247-249.

References

  1. Kuzminova O.A. Razvitie material’no-tekhnicheskoj bazy Fede-ral’noj tamozhennoj sluzhby dlya realizacii zadach po obespecheniyu ekono-micheskoj bezopasnosti Rossii/ O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva//Ekonomicheskaya bezopasnost’. – 2022. – S. 1549-1564.
  2. Kuzminova O.A. Povyshenie effektivnosti organizacii tylovogo obespecheniya tamozhennyh organov/ O.A. Kuzminova, B.E. Ivanenko// Stolypinskij vestnik. – 2023. – №5.
  3. Boboreva O.G. Sovershenstvovanie tylovogo obespecheniya tamozhennyh organov/ O.G. Boboreva, A.S. Careva// Stolypinskij vestnik. – 2023. – Tom. 5 №2.
  4. Federal’nyj zakon ot 05.04.2013 №44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2013. № 14. St. 1652.
  5. Federal’nyj zakon ot 03.08.2018 №289-FZ (red. ot 19.12.2022) «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2018. №32 (ch. I). St. 5082.
  6. Prikaz Federal’noj tamozhennoj sluzhby ot 06.10.2009 №1844 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke planirovaniya, organizacii i skheme material’no-tekhnicheskogo obespecheniya tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru.
  7. Oficial’nyj sajt Federal’noj tamozhennoj sluzhby Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://customs. gov.ru/folder/168589?ysclid=lgov0jn0bl414176189.
  8. Zakupki v usloviyah sankcij [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-podderzhka-postavshhikovsankcii/?ysclid=lh4l8wsiic557633160.
  9. Kuzminova O.A. Napravleniya razvitiya finansovo-hozyajstvennoj deyatel’nosti Federal’noj tamozhennoj sluzhby RF/ O.A. Kuzminova, D.D. Koc// Stolypinskij vestnik. – 2023. – №5.
  10. Mel’nikova A.A. Sovershenstvovanie zakupochnoj deyatel’nosti dlya nuzhd tamozhennyh organov/A.A. Mel’nikova// Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. – 2023. – №4-2. – s. 51-54.
  11. Kachanova L.S. Monitoring kachestva finansovogo menedzhmenta v Federal’noj tamozhennoj sluzhbe Rossii/L.S. Kachanova, E.YU. Goncharova// Konkurentosposobnost’ v global’nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. – 2022. – №11. – S. 247-249.

Для цитирования: Кузминова О.А., Синельников Б.А. Эффективность использования бюджетных средств при развитии материально-технической базы таможенных органов // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-49/

© Кузминова О.А., Синельников Б.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.