Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.924.01

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_456

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНОВ ПРИАЗОВСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMS OF FORMING A UNIFIED ECONOMIC SPACE OF THE REGIONS OF THE AZOV COAST OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE DIRECTIONS OF THEIR SOLUTION

Кротова Марина Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», e-mail: margo52@list.ru

Егиазарян Герман Ервандович, аспирант кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», e-mail: German_004@mail.ru

Krotova Marina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University, e-mail: margo52@list.ru

Egiazarian German Ervandovich, Postgraduate student of the Department of Economic Security of the Kuban State Technological University, e-mail: German_004@mail.ru

Аннотация. Целью статьи является обоснование вариантов, способов, механизмов и инструментарного аппарата решения сложных и полиаспектных задач по обеспечению единства экономического пространства регионов приазовского побережья России. Обсуждение: сосредоточено на поиске организационных, экономических, институциональных и других возможностей включения новых регионов азовского побережья в экономическое пространство страны в формате формирования линейно-узловых пространственно-экономических структур кумулятивно-сетевой природы, их последующего включения в аналогичные пространственные формирования более высокого организационно-системного порядка, гармонизации организационно-экономической и институционально-инфраструктурной основы их функционирования и взаимодействия. Результат: сформированы концептуальные положения, являющиеся основой для проведения исследований по методолого-методическому и инструментальному обоснованию механизма формирования единого экономического пространства регионов приазовской прибрежной зоны. В перспективе потребуется разработка концепции и стратегических программных документов долгосрочного целеполагания по реализации целостно-действенной пространственной политики приазовского макрорегиона, их детализации на уровне отдельных региональных субъектов и микрозон.

Abstract. The purpose of the article is to substantiate the options, methods, mechanisms and instrumental apparatus for solving complex and multi-aspect tasks to ensure the unity of the economic space of the regions of the Azov coast of Russia. Discussion: focused on the search for organizational, economic, institutional and other opportunities for the inclusion of new regions of the Azov coast in the economic space of the country in the format of the formation of linear-nodal spatial-economic structures of a cumulative-network nature, their subsequent inclusion in similar spatial formations of a higher organizational and systemic order , harmonization of the organizational-economic and institutional-infrastructural basis of their functioning and interaction. Result: conceptual provisions were formed, which are the basis for conducting research on the methodological, methodological and instrumental substantiation of the mechanism for the formation of a single economic space of the regions of the Azov coastal zone. In the future, it will be necessary to develop a concept and strategic program documents for long-term goal setting for the implementation of a holistic and effective spatial policy of the Azov macroregion, their detailing at the level of individual regional entities and microzones.

Ключевые слова: пространственная экономика, регион, приазовское побережье, единое экономическое пространство, пространственная политика, проблемы формирования единого экономического пространства

Keywords: spatial economy, region, Azov coast, unified economic space, spatial policy, problems of forming a unified economic space

Введение. В настоящее время к «палитре» регионов Российской Федерации присовокупились новые субъекты. Это обстоятельство предопределяет возникновение сразу двух крупных проблем для региональной экономической науки и пространственной экономики. Во-первых, проблема формирования единого экономического пространства. Во-вторых, разработка политики пространственно-экономического и социально-экономического развития новых регионов и унифицированная гармонизация их хозяйственно-экономических и общественно-социальных механизмов с действующими в прежних границах страны.

Ряд новых регионов образуют единую экономико-территориальную зону приазовского побережья, в связи с чем актуализируется комплексная научно-прикладная проблема «встраивания» новых регионов в уже имеющийся экономический каркас Российского приазовья. Данная проблема может быть разложена на совокупность укрупненных задач, среди которых стоить отметить: интеграция рыночных и отраслевых компонентов экономического пространства новых и традиционных регионов приазовского макрорегиона, приведение в соответствие уровня инфраструктурного обеспечения территорий и отраслей экономики, унификации институциональной основы для ведения хозяйственно-экономической деятельности.

Указанные научно-прикладные и концептуально-методические вопросы предполагают среди условий и факторов, сдерживающих формирование единого экономического пространства регионов приазовского побережья российской федерации, выделить такие компоненты факторной среды организационного и экономического характера, инерционной и приобретенной природы, явного и латентного действия, совокупность использования которых позволит полноценно интегрировать новые субъекты в единую «сетку» экономического пространства Российской Федерации, что будет способствовать дальнейшей разработке и реализации территориальных и отраслевых стратегий развития экономики и социальной сферы.

Методы. При проведении исследований результативно использованы научно-практические результаты и положения, полученные и изложенные другими авторами в более ранних исследованиях, задействована открытая и релевантная база открытых информационных источников. Объект исследования – регионы Приазовского побережья, их экономическое пространство, его структурные и содержательные компоненты и характеристики. Исследование выполнено на системной методологии пространственного подхода, совокупность методов которой определена с учетом требований эволюционно-генетической и рыночно-трансформационной парадигмы, а также транзитивной экономики. Она представлена системой методов монографического, ретроспективного, пространственного анализа, абстрактно-логического моделирования, приемами графического отображения и редуцирования исходного пространства многомерных данных и другими способами научного познания.

Результаты. Вхождение в состав Российской Федерации ряда регионов северного Приазовья заставляет под новым углом посмотреть на комплекс территориально-отраслевых, эколого-экономических и пространственных проблем, которые концентрирующим образом кристаллизуются в экономико-управленческую и административно-институциональную проблему формирования единого экономического пространства.

В практике мировой пространственной экономики данная проблема является достаточно изученной под разными фокусами и в русле различных подходов. Так, в свете геополитического подхода новые регионы являются предметом торга при распределении транснациональных контрактов и выстраивания новых моделей международной торговли в условиях возврата к многополярности. В контексте пространственного подхода существует проблема гармонизации отношений традиционных и новых субъектов, унификации их административно-территориальной сетки, устройства, инфраструктурного обеспечения и институционально-экономического насыщения. В русле агломеративного подхода формирование единого экономического пространства может рассматриваться как его гомогенизация (обеспечение равномерности) с равномерным распределением узловых (нодальных) и связующих элементов каркасной «ткани» в традиционных и новых регионах. В фарватере транзитивного подхода и дрейфа экономической модели к постиндустриальной экономике проблематике унификации сопряжена с решением проблем претворения в жизнь императивов новой индустриализации, развития третичного и, в первую очередь, четвертичного сектора экономики, стимулирования креативных индустрий, городов-доткомов и территорий опережающего развития. В рамках управленческого подхода проблематика профилируется как управленческая задача отладки процессов взаимодействия структур регионального менеджмента и институтов местного самоуправления. С позиций системного подхода проблема формирования единого экономического пространства рассматривается через призму стирания различий, экономических границ и расширения возможностей получения синергетических эффектов, направляемых на социально-экономическое развитие территорий.

Гносеологическим и концептуальным базисом разрешения данной проблемы является концепция системного подхода к организации, структурированию и функционированию экономического пространства. Системный подход объясняет предпосылки к формированию единого экономического пространства через призму таких системных свойств экономического пространства как изоморфизм (схожесть структуры предполагающихся к объединению территориальных компонентов экономического пространства) и изофункционализм (схожесть выполняемых функций, в том числе, народнохозяйственных). В наших более ранних исследованиях [1] нами были очерчены «контуры» модели аналогичного формирования единого экономического пространства рыночного типа на основе кластеризации туристско-рекреационных территорий прибрежной полосы Российского Причерноморья (рисунок 1).

Суть системного подхода в проекции к проблематике формирования единого экономического пространства сводится к совокупности взаимодополняющих положений:

  • новые регионы являются частью естественно-природно-эко-ландшафтной системы, сложившейся под воздействие факторов «первичной» природы: локализация, климат, устоявшийся ландшафт, гидрография и т.д.;
  • твердыми предпосылками для формирования единого экономического пространства являются общие границы регионов, формирующие территориальную (физическую) смежность; единая макрорегиональная ресурсная база экономики (земельные и водные ресурсы, минерально-сырьевые источники и т.д.), локализованная одновременно в нескольких смежных регионах; взаимная конвергенция отраслей, секторов экономики, общность транспортной и логистической инфраструктуры, наличие транзитных коридоров и осей развития, а также сформировавшаяся исторически и устоявшаяся; близкая специализация и структура лидирующих отраслей экономики;
  • основной целью формирования единого экономического пространства является получение синергетических (системно-эмерджентных) эффектов для экономики взаимодействующих регионов за счет стирания экономических границ, сокращения экономического времени перемещения товаров, грузов и пассажиров, конвергенции производящих, услуговых и вспомогательных секторов экономики;
  • формирование единого экономического пространства требует обширной аналитической, подготовительной и непосредственно преобразовательной деятельности в административно-институциональной, организационно-методической и финансово-экономической сферах, а также создания координирующих институциональных структур с обширными инструктивными, контрольными и регулирующими функциями [2].

Формирование единого экономического пространства Приазовского побережья вовлекает в совместный хозяйственный оборот Ростовскую область (далее РО), Краснодарский край (Далее — КК), Донецкую народную Республику (Далее — ДНР), Запорожскую область (Далее — ЗО) и Херсонскую область (ХО).

Действенная и эффективная реализация трансформационного замысла по формированию единого экономического пространства Приазовского прибрежного мегарегиона требует включения пространственно-локализованных социально-экономических систем новых регионов в экономический каркас Российского Приазовья, а системы расселения – в сложившуюся полиядерную структуру опорного каркаса Приазовья. Для этого необходима инвентаризация и аудит производственно-экономического, социально-экономического и других видов регионального потенциала, его структуризация по видам экономической деятельности и с привязкой к конкретным территориальным таксонам.

Конкретизируя проблемную область решения подобной сложной задачи, проведем её экспликацию на более детальные составляющие.  Формирование единого экономического пространства регионов Приазовского побережья сопряжено с проблемами:

  • институционального характера;
  • экологической составляющей;
  • экономической природы, а также с проблемами территориального обустройства и благоустройства, организационно-методическими проблемами и дефицитарным характером концептуальных разработок, сдерживающих разработку, обсуждение и реализацию стратегических документов в сфере пространственной социально-экономической политики развития единого макрорегиона.

Далее систематизируем ключевые проблемы формирования единого экономического пространства макрорегиона Приазовского побережья, наметим пути их преодоления, а также приведем необходимые институциональные нововведения, без которых будет сложно реализовать трансформационно-преобразовательный замысел для решения описываемой проблемы (таблица 1).

Обсуждение. Критическое осмысление поставленной задачи и соотнесение вариантов её решения с уже имеющимися научно-прикладными разработками натолкнуло авторов на мысль о необходимости разработки целостной концепции пространственно-экономической сукцессии – комплексного системного и целенаправленного воссоздания туристко-рекреационного и бальнеолого-оздоровительного, эколого-экономического ландшафта Приазовья [3,10,11,13,17]. Механизм решения обозначенных задач можно в общих чертах сформировать на основе гармонизации программного и проектного подходов, когда общие проблемы и улучшение условий для функционирования экономики решаются и создаются посредством долгосрочных программ и планов мероприятий, а детальное улучшение инфраструктуры – на основе разработки и реализации адресных проектов в разрезе территорий [12,14-16]. Только таким образом можно обеспечить комплексное и системное воздействие при повышении адресности мероприятий и регулирующего воздействия.

Необходимо провести аудит опорных экологических локусов, которые должны составить основу для туристско-рекреационного каркаса: заказники, природные и национальные парки, береговая линия как основа для пляжного туризма, природные памятники, сложившиеся экологические зоны и эндемичные ландшафты [5]. Наши более ранние изыскания показали прикладную применимость магакластерного подхода с задействованием кластерообразующих структур Республики Крым в качестве патронируемых территорий [1,4]. Кроме того, в условиях переходного периода необходимы действенные предложения по обеспечению социально-экономической безопасности прибрежных территорий, обеспечения качества жизни населения и ведения им экономико-хозяйственной, предпринимательской деятельности [8].

Заключение. Подводя итог попытке постановочного решения проблемы поиска концептуальных и инструментально-методических контуров решения проблемы формирования единого экономического пространства регионов приазовского побережья Российской Федерации, стоит отметить, что её сложность и многоаспектность предполагает проведение дальнейших прикладных исследований и разработок в сфере политики пространственно-экономического развития всего макрорегиона. Облигатным условием формирования единого экономического пространства указанного макрорегиона является синхронная реализация адекватной отраслевой политики поддержки специализированных и пропульсивных секторов региональной экономики, а также создание и запуск институтов регионального развития, ответственных за интеграцию новых регионов в экономическое пространство сложившихся субъектов.

В приоритетным и наиболее оперативным шагам федерального центра в координации с региональными системами территориального менеджмента должны стать:

  • аудит ресурсной базы для воссоздания экологического, туристско-рекреационного, сервисного и промышленного каркаса макрозоны;
  • контроллинг и, в случае необходимости, смена неэффективных собственников, оценка условий для размещения и отдыха туристов и визитеров, установление специальных режимов ведения морехозяйственной, рекреационной и туристической деятельности в Приазовской зоне;
  • решение проблемы модернизации основных фондов санаторно-курортного комплекса, решение проблем водоснабжения и водоотведения, строительство водоочистных сооружений и централизованной канализации, дорожной инфраструктуры, а также инфраструктуры комплексной безопасности и жизнеобеспечения;
  • разработка программных документов для регионов и коробочных решений для территорий по активизации ростоформирующих производств, поддержки предпринимательских проектов, а также создание для них режима наибольшего благоприятствования и др.

Эти и другие вопросы будут предметом научно-исследовательской деятельности авторов в перспективе

Список источников

  1. Кротова М.А. Механизм проведения пространственно-экономических трансформаций приморских регионов на базе гармонизации программного и проектного подходов // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №6. – С. 594-597.
  2. Казаков М.Ю. Пространственно-экономические системы «центр-периферия»: теоретические основы, диагностика проблем, стратегические направления развития: монография / М.Ю. Казаков. – Ставрополь: Агрус, 2020. – 608 с.
  3. Адаменко Е.А. Формирование перспективных направлений развития субрегиональных социально-экономических систем (на материалах прибрежной зоны краснодарского края). Автореферат диссертации…кандидата экономических наук (08.00.05). – Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. – 23 с.
  4. Курушина Е.В. Критерии успешности проектов пространственного развития на основе межрегиональной интеграции / Е.В. Курушина, М.Б. Петров // Экономика региона. – 2018. Т.14. – вып. 1. – С. 176-189.
  5. Кушнир К.В. Опорный туристско-рекреационный каркас Российского Приазовья и перспективы его развития // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2023. Т.17. – №2. – С. 110-119.
  6. Якушев А.Ж. Анализ эффективности и экономической безопасности проекта строительства водного канала Каспийское-Черное/Азовское море // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. Т.8. №43. – С. 14-20.
  7. Булатов В.В. Водная магистраль Волга-Дон-Азовское море: нереализованные концессии. Монография / В.В. Булатов, М.М. Загорулько. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. – 187 с.
  8. Пшеничных Ю.А. Диагностика конвергентно-дивергентных процессов в социально-экономическом развитии стран Азово-Черноморского бассейна // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2016. – №1. – С. 88-94.
  9. Гриненко С.В. Исследование рынков труда стран Азово-Черноморского бассейна: параллелизм развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – №12. – С. 27.
  10. Лесничая М.А. Анализ структурных диспропорций социально-экономического развития стран Азово-Черноморского бассейна РФ / М.А. Лесничая, О.А. Колчина // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №6. – С. 23-30.
  11. Гриненко С.В. Устойчивое развитие сопряженных рекреационных территорий стран Азово-Черноморского бассейна // С.В. Гриненко, Е.С. Угрюмов // Sochi Journal of Economy. – 2019. Т.13. – №3. – С. 308-315.
  12. Ксензова Н.Н. Современное состояние и проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры портов Азово-Черноморского бассейна / Н.Н. Ксензова, Л.А. Ротко Современное состояние и проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры портов Азово-Черноморского бассейна // Экономический вектор. – 2020. – №3. – С. 23-29.
  13. Алексахина Л.В. Геополитические детерминанты развития регионального морского транспортно-логистического комплекса Азово-Черноморского бассейна // Заметки ученого. – 2023. – №1. – С. 160-163.
  14. Устинов В.В. Роль государства в развитии транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна в целях обеспечения безопасности плавания и высокой пропускной способности Керченского пролива / В.В. Устинов, Г.А. Зеленков // Эксплуатация морского транспорта. – 2019. – №4. – С. 7-9.
  15. Кизим А.А. Управление инфраструктурным развитием транспортно-логистического комплекса Азово-Черноморского бассейна с учетом экономической интеграции Краснодарского края и Республики Крым // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – №3. – С. 45-52.
  16. Деленьян Б.А. Современное состояние и проблемы функционирования транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2019. – №10. – С. 487-493.
  17. Кушнир К.В. Концептуальные аспекты территориального взаимодействия муниципальных районов в целях продвижения туризма (на примере Российского Приазовья) // Вестник Национальной академии туризма. – 2019. – №3. – С. 53-56.

References

  1. Krotova M.A. The mechanism for conducting spatial and economic transformations of coastal regions based on the harmonization of program and project approaches // Economics and Entrepreneurship. – 2021. — № 6. – P. 594-597.
  2. Kazakov M.Yu. Spatial-economic systems «center-periphery»: theoretical foundations, diagnostics of problems, strategic directions of development: monograph / M.Yu. Kazakov. – Stavropol: Agrus, 2020. – 608 p.
  3. Adamenko E.A. Formation of promising directions for the development of subregional socio-economic systems (based on the materials of the coastal zone of the Krasnodar Territory). Abstract of the dissertation … candidate of economic sciences (08.00.05). – Stavropol: SevKavGTU, 2011. – 23 p.
  4. Kurushina E.V. Criteria for the success of spatial development projects based on interregional integration / E.V. Kurushina, M.B. Petrov // Economics of the region. – 2018. V.14. – Issue. 1. – P. 176-189.
  5. Kushnir K.V. Supporting tourist and recreational frame of the Russian Sea of Azov and prospects for its development // Modern problems of service and tourism. – 2023. V.17. – №. 2. – P. 110-119.
  6. Yakushev A.Zh. Analysis of the effectiveness and economic security of the project for the construction of the Caspian-Black/Azov Sea water canal // National interests: priorities and security. – 2012. V.8. №. 43. – P. 14-20.
  7. Bulatov V.V. Waterway Volga-Don-Azov Sea: unrealized concessions. Monograph / V.V. Bulatov, M.M. Zagorulko. – Volgograd: Volgograd scientific publishing house, 2007. – 187 p.
  8. Pshenichnykh Yu.A. Diagnosis of convergent-divergent processes in the socio-economic development of the countries of the Azov-Black Sea basin // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. – 2016. — №. 1. – P. 88-94.
  9. Grinenko S.V. Study of labor markets in the countries of the Azov-Black Sea basin: parallelism of development // Management of economic systems: electronic scientific journal. – 2013. – №. 12. – P. 27.
  10. Lesnichaya M.A. Analysis of structural disproportions in the socio-economic development of the countries of the Azov-Black Sea basin of the Russian Federation / M.A. Lesnichaya, O.A. Kolchina // Economics and Entrepreneurship. – 2017. – №.6. – P. 23-30.
  11. Grinenko S.V. Sustainable development of conjugated recreational areas of the countries of the Azov-Black Sea basin // S.V. Grinenko, E.S. Ugryumov // Sochi Journal of Economy. – 2019. Vol.13. – №.3. – P. 308-315.
  12. Ksenzova N.N. Current state and problems of development of the transport and logistics infrastructure of the ports of the Azov-Black Sea basin / N.N. Ksenzova, L.A. Rothko Current state and problems of development of the transport and logistics infrastructure of the ports of the Azov-Black Sea basin // Economic vector. – 2020. – №3. – P. 23-29.
  13. Aleksakhina L.V. Geopolitical determinants of the development of the regional maritime transport and logistics complex of the Azov-Black Sea basin // Notes of a scientist. – 2023. – №.1. – P. 160-163.
  14. Ustinov V.V. The role of the state in the development of the transport infrastructure of the Azov-Black Sea basin in order to ensure the safety of navigation and the high throughput of the Kerch Strait / V.V. Ustinov, G.A. Zelenkov // Exploitation of sea transport. – 2019. – №. 4. – P. 7-9.
  15. Kizim A.A. Management of the infrastructure development of the transport and logistics complex of the Azov-Black Sea basin, taking into account the economic integration of the Krasnodar Territory and the Republic of Crimea // State and municipal management. Scientific notes. – 2019. – № 3. – P. 45-52.
  16. Delenyan B.A. Current state and problems of functioning of the transport infrastructure in the Southern Federal District of the Russian Federation // Economics and Entrepreneurship. – 2019. – № 10. – P. 487-493.
  17. Kushnir K.V. Conceptual aspects of territorial interaction of municipal districts in order to promote tourism (on the example of the Russian Sea of Azov) // Bulletin of the National Academy of Tourism. – 2019. – № 3. – P. 53-56.

Для цитирования: Кротова М.А., Егиазарян Г.Е. Проблемы формирования единого экономического пространства регионов Приазовского побережья Российской Федерации и пути их решения // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-37/

© Кротова М.А., Егиазарян Г.Е. 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.