Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_455

ОТВЕТСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ

RESPONSIBLE ECOFRIENDLY CONSUMPTION OF CLOTHING

Махиянова Алина Владимировна, д.соц.н., профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Казанский государственный энергетический университет, E-mail: socavm@rambler.ru

Набиева Лариса Георгиевна, к. экон. н., доцент кафедры  общего менеджмента Казанского федерального университета,  larisa-nabieva@yandex.ru

Makhiianova Alina Vladimirovna, Doctor of Social Sciences, Professor of the Department of Management, Kazan State Energy University, E-mail: socavm@rambler.ru

Nabieva Larisa Georgievna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of General Management of Kazan Federal University, larisa-nabieva@yandex.ru

Аннотация.  В статье рассматривается проблема экологического потребления одежды, вопросы актуальности изучения альтернативных способов производства и утилизации одежды, взаимосвязи современной системы производства одежды с экологическими  проблемами современного общества; приводятся результаты авторского социологического исследования, которые демонстрируют отношение к такому новому направлению как экологичное потребление одежды, частоту совершаемых покупок данных товаров, раскрываются проблема выбора между экологичной и неэкологичной одеждой, а также процесс формирования потребительских предпочтений с учетом экологических аспектов.

Abstract. The article deals with the problem of ecological consumption of clothing, the relevance of studying alternative methods of production and disposal of clothing, the relationship of the modern system of clothing production with environmental problems of modern society.; The results of the author’s sociological research are presented, which demonstrate the attitude to such a new direction as eco-friendly consumption of clothing, the frequency of purchases of these goods, the problem of choosing between eco-friendly and non-eco-friendly clothing and the process of forming consumer preferences taking into account environmental aspects are revealed.

Ключевые слова: экологичное потребление, одежда, тренды моды, утилизация, покупка.

Key words: eco-friendly consumption, clothing, fashion trends, recycling, purchase.

Проблема экологического потребления одежды становится все более актуальной в современном мире. Растущее производство текстильных изделий и быстрый оборот моды приводят к увеличению количества отходов и загрязнения окружающей среды. Кроме того, производство одежды часто связано с использованием опасных химических веществ.

Сегодня все больше людей осознают необходимость экологичного потребления, в том числе, и при выборе одежды. Все чаще как перед производителями, так и перед потребителями возникают вопросы об альтернативных способах производства и утилизации одежды в виде  переработки, вторичного использования и применения натуральных материалов. Кроме того, экологичное потребление одежды может привести к уменьшению затрат на производство и утилизацию, что может быть выгодно с экономической точки зрения.

В целом, проблема экологического потребления одежды является актуальной и требует серьезного внимания со стороны производителей, потребителей и государственных органов, заинтересованных в решении экологических проблем.

Феномен потребления достаточно подробно представлен в научной литературе философской, культурологической, социологической, психологической, экономической направленности. Однако его описывают в основном в комплексном виде, без обращения внимания на частные аспекты потребительского поведения. Именно потребительское поведение все больше в современном мире пересекается с модой, со знаками и символами престижа и социального статуса. Это приводит к тому, что потребление одежды приобретает символический смысл, в какой-то степени унифицирует индивидуальные качества личности. Потребление одежды утрачивает смысл удовлетворения основной потребности одеться, оно все больше нацелено на повышение статуса потребителя за счет принадлежности к дорогим брендам или к высокой моде. С помощью одежды ее обладатель не просто удовлетворяет свои потребности, но и демонстрирует окружающим уровень своего статуса.

Современная система производства одежды представляет собой одну из наиболее неустойчивых отраслей, на долю которой приходится около 10% глобальных выбросов углекислого газа [1, с. 13]. В научных исследованиях достаточно часто подчеркивается, что экономическая эффективность индустрии моды повысилась, ее объем производства в этом столетии удвоился, а выбросы углекислого газа к 2021 году увеличились на 30%. Кроме того, индустрия моды является наиболее загрязняющей отраслью из-за всех процедур, таких как отбеливание, полоскание, окрашивание и мерсеризация, которые требуются в текстильном производстве [2, с. 13].

Что особенно беспокоит индустрию моды, так это проблемы с утилизацией бывших в употреблении вещей и их переизбытком. Во всем мире ежегодно в процессе постпроизводства выбрасывается 1,7 кг одежды на душу населения [3, с. 153].

Считается, что текстильные отходы представляют собой одну из основных проблем отрасли, поскольку жизненный цикл одежды за последние десятилетия значительно сократился, в то время как потребление одновременно увеличилось [4, с. 67].

Чтобы решить эти проблемы, большинство исследований в области одежды было сосредоточено на поиске способов стимулирования приобретения более экологичных или переработанных продуктов и их устойчивой утилизации, таких как вторичная переработка [5, с. 150].

Однако проблема связана не только с устойчивостью производства и материалов, но и просто с количеством производимого и их перерасходом. Хотя продукты вторичной переработки могут помочь уменьшить негативное воздействие отходов, это, в первую очередь, не предотвращает их образование  [6, с. 156].

С целью наиболее четкого представления о тенденциях экологичного потребительского поведения был проведен социологический опрос в период с мая по июнь 2023 г. в г.Казани.  Использовалась целевая выборка объемом в 200 респондентов от 18 лет и старше.

Согласно полученным данным большинство придерживается мнения, что население в нашем обществе не считает тему экологичного потребления одежды популярной (72,8%).  Только каждый четвертый респондент задумывается над ней при формировании своих потребительских предпочтений (27,2%) (рис. 1).

Большинство покупает одежду раз в полгода (43,2%). Треть опрошенных осуществляет данные покупки раз в месяц (38,4%). Каждый десятый тратится на одежду либо раз в год, либо чаще, чем раз в месяц (по 8% каждый вариант). Меньшая часть опрошенных выбрала вариант «реже чем раз в год» (2,4%) (Рис.2).

В анкете предлагалось выбрать между дешевой, но не экологичной вещью и дорогой, но безопасной для окружающей среды. Лидером среди ответов стал вариант «куплю вещь дешевле, но не экологичней» (43%). Треть участников опроса выбрала вариант «куплю вещь дороже, но безопасней» (32%). Одна четвертая часть опрошенных затруднилась дать ответ (25%)(рис. 3).

Однако в сознании у населения заложено стремление купить вещь из натуральных материалов, т.к. более половины опрошенных  предпочли бы именно экологически чистую одежду (57%), среди которых чаще встречается возрастная категория от 25 до 30 лет, а также представители мужского пола. Остальные  респонденты предпочитают одежду из ненатуральных материалов (43%).

Каждый второй участник опроса считает, что качество экологичных товаров лучше и по возможности будет стараться выбирать именно такую одежду (50%). Треть опрошенных затруднилась ответить (38%), что может служить показателем отсутствия у них четко сформированного потребительского  выбора в сфере экологичности торговых марок. Каждый десятый убежден, что качество экологичных товаров хуже, тогда как 2% респондентов считает, что качество и у тех, и у других, схожее (рис. 4).

При ответах на вопрос: «От каких товаров Вы готовы отказаться (или уже отказались) в случае острой экологической ситуации в мире?» большинство выбрало вариант «мех животных» (85,6%), далее по популярности шел отказ от одежды из натуральной кожи (67,4%), тогда как только каждый десятый готов исключить одежду из натурального хлопка (13,6%) (рис. 5).

Почти половина опрошенных не следует трендам моды и безразличны к экологическим проблемам планеты (47%). Треть респондентов выразила готовность, тогда как одна десятая не готова менять свои предубеждения образы, ради реализации проектов помощи природе (35,6 к 8,3 % соответственно) (рис. 6).

Достаточно большое значение играет не только покупка одежды, но и ее использование, которое связано с решением потребителя о продлении срока службы или утилизации. Согласно полученным результатам 65,9% опрошенных восстанавливает свои вещи подручными средствами. Среди них большая часть представительниц женского пола и респондентов с высшим образованием. Одна десятая часть участников продлевает срок службы одежды, отдавая её в химчистку и ателье (15 и 12 %). Так же 5,1% считают, что за одеждой нужно следить и относиться к ней бережно, что продлит срок ее службы. И всего 2% покупает новую одежду и не возятся со старой, либо отдают ее кому-либо.

Подводя итоги исследованию обозначим следующие выводы. Современный социум является обществом потребления и одежда в этом плане не является исключением. Однако в последнее время все актуальнее звучат вопросы влияния способов производства, утилизации и покупки одежды на экологию. Как показали итоги прикладного исследования, проведенного с помощью социологического опроса, большинство респондентов не признает актуальность проблемы экологии в сфере одежды в России. Большая часть участников опроса предпочитает выбирать одежду, которая вредит окружающей среде, а также  дешёвую, нежели дорогую и безопасную. Возрастная группа от 25 до 30 лет и респонденты мужского пола, согласно данным опроса, предпочитают натуральные изделия нежели химически созданные материалы.

Распространение данной проблемы называют средним и относятся к ней скорее положительно, чем отрицательно. Возможно, источники данных установок заложены в заботе о природе. При этом от  меха животных и от одежды из натуральной кожи население готово отказаться в первую очередь.

Список источников

  1. Eike R.J., Burton M., Hustvedt G., Cho S., 2021. The “Joy of Letting Go” // Decluttering and Apparel. Fashion Practice. pp. 1–17.
  2. Azevedo A., Recognizing consumerism as an “illness of an empty soul”: a catholicmorality perspective// Psychology &Marketing. 2020. №37 (2). pp. 250–259.
  3. Возьмилова А.А., Петушкова Г.И. Экологичные подходы к производству и потреблению одежды // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2020». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в рамках Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века». Москва, 2020. С. 150-153.
  4. Гришина Е.В. Совершенствование методов (инструментов) продвижения идеи эко — потребления одежды на российском рынке // Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 66-69.
  5. Багрянцева Е.П., Кузьменкова Н.В. Экологичная одежда как важнейший принцип устойчивого развития общества // Молодежь и наука. сборник научных статей ХII международного форума молодых ученых. Гомель, 2023. С. 149-152.
  6. Басов В.С. Осознанное потребление и инновации в индустрии моды // Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 154-160.

References

  1. Eike R.J., Burton M., Hustvedt G., Cho S., 2021. The “Joy of Letting Go” // Decluttering and Apparel. Fashion Practice. pp. 1–17.
  2. Azevedo A., Recognizing consumerism as an “illness of an empty soul”: a catholicmorality perspective// Psychology &Marketing. 2020. №37 (2). pp. 250–259.
  3. Beremilova A.A., Petushkova G.I. Eco-friendly approaches to the production and consumption of clothing // All-Russian scientific and practical conference «DISK-2020». Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, within the framework of the All–Russian Forum of Young researchers «Design and art — strategy of project culture of the XXI century». Moscow, 2020. pp. 150-153.
  4. Grishina E.V. Improvement of methods (tools) for promoting the idea of eco-consumption of clothing on the Russian market // Synthesis of science and education as a mechanism of transition to a post-industrial society. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2021. pp. 66-69.
  5. Bagryantseva E.P., Kuzmenkova N.V. Eco-friendly clothing as the most important principle of sustainable development of society // Youth and Science. collection of scientific articles of the XII International forum of young scientists. Gomel, 2023. pp. 149-152.
  6. Basov V.S. Conscious consumption and innovations in the fashion industry // Innovations in science and practice. Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference. 2019. pp. 154-160.

Для цитирования: Махиянова А.В., Набиева Л.Г. Ответственное экологичное потребление одежды // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-36/

© Махиянова А.В., Набиева Л.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.