Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.133.6

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_611

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

CLASSIFICATION OF ADVANCED DEVELOPMENT TERRITORIES IN THE FAR EAST

Жильцов Константин Сергеевич, аспирант, кафедра национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Москва, Россия, e-mail: kostzhil@yandex.ru

Zhiltsov Konstantin Sergeevich, Graduate student, Department of National and Regional Economics, REU them. G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: kostzhil@yandex.ru

Аннотация. Оценка эффективности функционирования льготных преференциальных режимов является важной государственной задачей, так как эти режимы создаются с целью привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест. Одним из таких преференциальных режимов являются территории опережающего развития на Дальнем Востоке. Несмотря на большой номинальный прогресс этих территорий, в самом практическом подходе к их развитию существуют значительные проблемы. В статье предложен применимый на практике метода классификации ТОР на Дальнем Востоке по уровню развития. По итогам классификации было выделено 3 группы ТОР по уровню развития, дана характеристика основных проблем, которые мешают их дальнейшему развитию. Исследование показало, что среди ТОР на Дальнем Востоке существуют значительные различия в уровне развития, причинами являются как ошибки на этапе создания ТОР, так и недостатки оперативного управления ТОР. При этом в некоторых случаях высокие показатели ТОР достигаются за счет одного крупного резидента.

Abstract. Evaluating the effectiveness of preferential regimes is an important state task, since these regimes are created in order to attract private investment and create new jobs. One of such preferential regimes is the priority development areas in the Far East. Despite the great nominal progress of these territories, there are significant problems in the most practical approach to their development. The article proposes a practical method for classifying ASEZs in the Far East by level of development. Based on the results of the classification, 3 groups of ASEZs were identified according to the level of development, and a description of the main problems that hinder their further development was given. The study showed that among the ASEZs in the Far East there are significant differences in the level of development, the causes of which are both errors at the stage of creating the ASEZ and shortcomings in the operational management of the ASEZ. At the same time, in a number of cases, high rates of ASEZ are achieved at the expense of one large resident.

Ключевые слова: территории опережающего развития; региональная экономика; эффективность бюджетных вложений; социально-экономическое развитие регионов; классификация

Key words: priority development areas; regional economy; efficiency of budget investments; socio-economic development of regions; classification

Введение

Территории опережающего развития на Дальнем востоке впервые начали создаваться в 2015 году. К 2022 году уже функционирует 23 ТОР на Дальнем Востоке. Использование преференциальных режимов является эффективным инструментов регионального развития, который используется во всем мире. Помимо ТОР на Дальнем Востоке в России существуют другие схожие преференциальные режимы: Свободный порт Владивосток, особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты. Ключевым вопросом их деятельности является оценки их эффективности. При этом поддержка инвестиционных проектов в рамках ТОР и СПВ решает проблемы импортозамещения и расширяет экспортные возможности экономики Дальнего Востока [2]. Учитывая режим свободной таможенный зоны, возможно привлечение инвесторов из Китая [3], при этом привлечение инвесторов из других стран затруднено в среднесрочной перспективе ввиду нестабильное мировой конъюнктуры. Тем не менее учитывая, что с момента создания режима ТОР прошло уже более 8 лет, возможно подвести итоги их деятельности, определить различия в уровне достигнутого развития.

Литературный обзор

Оценкой эффективности территорий опережающего развития и выделением показателей эффективности занималась Проняева Л.И. и Подситкова К.И. [8]. В работе были также выявлены проблемы возможности самой оценки этих факторов. Глубинный анализ деятельности резидентов ТОР был проведен в работе Сида Е. и Кан В.К. [7]. Ученые показатели, в частности, что зачастую на показатели деятельности ТОР влияет наличие крупного «якорного» резидента, однако наличие такого не всегда является драйвером для развития, как предполагалось ранее. В работе Строева П.В. и Пивоваровой О.В. [9] многокритериальный подход к оценке социально-экономической эффективности ТОР.

Результаты

На текущий момент функционирования ТОР существует две задачи, которые необходимо решить: регулирование и управление [4]. Для решения задачи регулирования необходимо использовать систему ключевых показателей. В 2019 году была утверждена методика оценки эффективности ТОР [1] с использованием такой системы. Согласно этой методике, оценка эффективности ТОР будет проводиться с 13 года существования, а мониторинг показателей должен осуществляться ежегодно. Согласно данной методике для оценки эффективности используется 4 показателя:

  • отношение фактических частных инвестиций к фактическим расходам бюджета за год;
  • отношение рабочих мест к фактическим расходам федерального бюджета за год;
  • отношение фактически осуществленных инвестиций к планируемым инвестициям на момент создания ТОР;
  • разница между отношениями добавленной стоимости к фактическим расходам бюджета за текущей и предыдущий года.

Значение первого показателя должно быть больше единицы, то есть ТОР по данному показателю буду считаться эффективными, если на один рубль бюджетных инвестиций будет привлечен 1 рубль внебюджетных инвестиций. Данная цель является слишком «легкой», учитывая, что по проектам ГЧП на один рубль бюджетных инвестиций привлекается [10] 5 рублей частных инвестиций.

Значение второго показателя должно составляет не менее 0,2 рабочих места на один миллион рублей. Иными словами, ожидается, что на создание одно рабочее место будет привлечено не более 5 миллионов рублей. Для сравнения в ОЭЗ к 2017 году одно рабочее место в среднем обошлось [11] в 21 млн бюджетных инвестиций. Очевидно, что данная цель по показателю соответствует достижению социальной эффективности бюджетных вложений.

Третий показатель должен быть более 0,7, что означает, что за 13 лет функционирования ТОР должен привлечь более 70% запланированных изначально частных инвестиций. В целом период в 13 лет является достаточным чтобы была завершена инвестиционная фаза большинства запланированных проектов. В добавок в ТОР могут прийти новые резиденты, инвестиции которых суммарно позволят увеличить показатель более 100%. Согласно официальным комментариям представителей КРДВ [12][13] часть ТОР превысили первоначальный объем запланированных инвестиций в несколько раз.

Значение показателя 4 должно быть больше 1, что возможно только в двух случаях: либо при постоянном росте выпуска продукции размеры бюджетных расходов должны меняться незначительно, либо при неизменном выпуске должны сокращаться бюджетные инфраструктурные инвестиции.

Эффективными будут признаны те ТОР, в которых удовлетворяют условиях 3 из 4 показателей эффективности. На основе этих показателей можно составить классификацию ТОР на основе возможного соответствия этим показателям.

Ввиду отсутствия статистической базы для применения «сложных» методов оценки эффективности ТОР, предложенных российскими учеными, а также невозможности применения методики, предложенной Правительство РФ, автором была разработана собственная методика оценки результатов функционирования действующих ТОР. Была проведена классификация ТОР по уровню развития. Для анализа использовать отчеты КРДВ и данные из открытых источников. Для классификации использовали показатели фактически осуществленных инвестиций и количество фактически созданных мест.

Для классификации использовался метод k-средних, как наиболее подходящий метод классификации объектов по нескольким параметрам. Выбор метода определяется его относительной простотой и универсальностью. Перед классификацией была проведена нормализация данных. В исходных данных был выбор у ТОР «Свободный» по размеру инвестиций, поэтому для расчета «размаха» для нормализации использовалось второе наибольшее значение, а значениям, выходящих за пределы «размаха», принудительно устанавливалось пограничное значение – 1. В итоге были определены нормализованные значения от 0 до 1: рабочие места (X), инвестиции (Y). Исходные значения и результаты классификации представлены в таблице 1.

Опытным путем было подобрано количество классов равное трем. Аналитически получившиеся классы можно отнести к группам определяющие степень развития ТОР:

  • ТОР, имеющие низкий уровень развития (класс 1, X=0,04, Y=0,03);
  • ТОР, имеющие удовлетворительный уровень развития (класс 2, X=0,35, Y=0,27);
  • ТОР, имеющие высокий уровень развития (класс 3, X=0,59, Y=0,86).

Результаты классификации представлены на рисунке 1 и в таблице 2.

Несмотря на то, что большинство ТОР формально уже к сегодняшнему дню перевыполнили основные целевые показатели по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест, которые были установлены при создании этих территорий, сегодня существует несколько проблем, которые препятствуют дальнейшему их развитию.

Анализ мирового опыта показывает, что важное значение при создании зон с преференциальным режимом налогообложения имеет транспортная доступность до основных рынков сбыта, наличие и качество трудовых ресурсов, а также наличие свободные и подходящих инвестиционных площадок [5]. Отсутствие подходящих площадок в целях расширения ТОР и удаленность от рынков сбыта препятствует развитию территорий, которые попали в первую группу (низкий уровень развития). Здесь стоит отметить, что ошибка была допущена еще на стадии утверждения территорий, так как на момент их создания не были утверждены четкие критерии по отбору территорий.

Также существует проблема раздробленности ТОР. В Китае и странах Юго-восточной Азии площадки создаются цельным и единым комплексом (ЗСТ «Манчжурия»), в России площадки ТОР могут находиться на территории сразу нескольких муниципалитетов и очень удалены друг от друга. Это обстоятельство значительно увеличивает стоимость создания новой инфраструктуры и создает дополнительные сложности в управлении ТОР.

Стоит отметить, что ТОР попавшие в группу с высоким уровнем развития как правило, как правило предоставляют резидентов инвестиционные площадки с хорошо развитой инженерной инфраструктурой. К примеру, в 2021 году к территории ТОР «Большой камень» был присоединен промышленный парк. Успех ТОР также может заключаться в наличии крупного якорного резидентов, однако этот сценарий в большей степени соответствует ТОР в ЗАТО.

Заключение

В заключении можно отметить, что на текущий момент наблюдается большая дифференциация ТОР по уровню привлеченных инвестиций и созданных рабочих мест. Причинами таких различий являются: возможность найти подходящие площадки для резидентов, качество инфраструктуры, наличие якорного резидента, расположение самой площадки, транспортная доступность и доступность трудовых ресурсов. В некоторых случая высокие показатели ТОР достигаются за счет наличия одного крупного резидента (ТОР «Свободный»). В целях улучшения показателей деятельности ТОР необходимо подготавливать новые площадки для инвесторов не только типа brownfield, которые больше подходят для малых инвесторов, но и типа greenfield [6], которые позволят привлечь крупных инвесторов. При этом необходимо проводить работу по освещению ТОР в тематических СМИ, с целью привлечения потенциальных инвесторов. Для проведения этих мероприятий нужно не только бюджетное финансирование в инфраструктуру, но и квалифицированные кадры в управляющей компании.

Список источников

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 №1240 «Об утверждении методики оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
  2. Андреев, В. А. Применение преференциальных режимов на Дальнем Востоке России: оправдываются ли ожидания? / В. А. Андреев // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2021. – № 6. – С. 41-50
  3. Территории с преференциальным налоговым режимом: преимущества и недостатки, анализ тенденций развития в России / Н. Д. Комова, А. С. Тяпкина, А. В. Лихвойнен [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2
  4. Каширская, В. С. Возможные пути развития и предложения по повышению эффективности территорий опережающего развития в России / В. С. Каширская, В. Э. Комов // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – С. 128-130
  5. Бочарова, Ю. Н. Анализ международного опыта и лучшей практики развития территорий промышленного развития, аналогичных территориям опережающего социально-экономического развития / Ю. Н. Бочарова // Самоуправление. – 2020. – Т. 2. – № 2(119). – С. 89-92
  6. Такмакова, Е. В. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего социально-экономического развития / Е. В. Такмакова, В. Б. Кириллов // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Набережные Челны, 05 марта 2019 года. – Набережные Челны: Издательство «Познание», 2019. – С. 113-117
  7. Сида, Е. Эффективность политики регионального развития на Дальнем Востоке России: финансовая оценка на базе микроданных резидентов ТОР / Е. Сида, В. К. Кан // Пространственная экономика. – 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 35-65.
  8. Проняева, Л. И. К оценке эффективности функционирования территории опережающего развития / Л. И. Проняева, К. И. Подситкова // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. – 2020. – № 1(4). – С. 142-148
  9. Строев, П. В. Совершенствование оценки эффективности и мониторинга функционирования территорий опережающего социально-экономического развития / П. В. Строев, О. В. Пивоварова // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 2037-2054
  10. Более 30 ГЧП-проектов в Подмосковье находятся на стадии обсуждения. ИА «ТАСС». url.: https://tass.ru/ekonomika/13487585?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
  11. Счётная палата: одно рабочее место в ОЭЗ обошлось в 21 млн руб. Интернет-издание D-Russia.ru. url: https://d-russia.ru/schyotnaya-palata-odno-rabochee-mesto-v-oez-oboshlos-v-21-mln-rub.html
  12. Инвестиции в ТОР «Свободный» превысили один триллион рублей. Сайт Корпорации Развития Дальнего Востока. url.: https://erdc.ru/news/investitsii-v-tor-svobodnyy-prevysili-odin-trillion-rubley/
  13. ТОР «Белогорск» в Амурской области привлекла девять инвесторов. Информационное агентство «East Russia». url.: https://www.eastrussia.ru/news/tor-belogorsk-v-amurskoy-oblasti-privlekla-devyat-investorov/
  14. Отчет о деятельности Корпорации Развития Дальнего Востока за 2021 год. url.: https://erdc.ru/about/reports/

References

  1. Decree of the Government of the Russian Federation of September 23, 2019 No. 1240 “On approval of the methodology for evaluating the effectiveness and monitoring the performance indicators of territories of advanced socio-economic development, with the exception of territories of advanced socio-economic development created in the territories of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns)” .
  2. Andreev, V. A. Application of preferential regimes in the Russian Far East: are expectations justified? / V. A. Andreev // STAGE: economic theory, analysis, practice. — 2021. — No. 6. — P. 41-50
  3. Territories with preferential tax treatment: advantages and disadvantages, analysis of development trends in Russia / N. D. Komova, A. S. Tyapkina, A. V. Likhvoynen [and others] // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. – 2021. – No. 8-2
  4. Kashirskaya, V. S. Possible ways of development and proposals for improving the efficiency of priority development territories in Russia / V. S. Kashirskaya, V. E. Komov // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. — 2019. — No. 1-2. – pp. 128-130
  5. Bocharova, Yu. N. Analysis of international experience and best practice in the development of industrial development territories similar to the territories of advanced socio-economic development / Yu. N. Bocharova // Self-management. — 2020. — Vol. 2. — No. 2 (119). – pp. 89-92
  6. Takmakova, E. V. Problems and prospects for the development of territories of advanced socio-economic development / E. V. Takmakova, V. B. Kirillov // Territories of advanced socio-economic development: questions of theory and practice: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, Naberezhnye Chelny, March 05, 2019. — Naberezhnye Chelny: Poznanie Publishing House, 2019. — P. 113-117
  7. Sida, E. Efficiency of regional development policy in the Russian Far East: financial assessment based on microdata of TOP residents / E. Sida, V.K. Kan // Spatial Economics. — 2021. — T. 17. — No. 1. — P. 35-65.
  8. Pronyaeva, L. I., Podsitkova, K. I. To assess the effectiveness of the functioning of the territory of advanced development / L. I. Pronyaeva, K. I. Podsitkova // Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting. — 2020. — No. 1(4). – pp. 142-148
  9. Stroev, P. V. Improving the assessment of efficiency and monitoring of the functioning of territories of advanced socio-economic development / P. V. Stroev, O. V. Pivovarova // Questions of innovative economics. — 2020. — T. 10. — No. 4. — S. 2037-2054
  10. More than 30 PPP projects in the Moscow region are under discussion. IA «TASS». url.: https://tass.ru/ekonomika/13487585?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
  11. Accounts Chamber: one job in the SEZ cost 21 million rubles. Online edition of D-Russia.ru. url: https://d-russia.ru/schyotnaya-palata-odno-rabochee-mesto-v-oez-oboshlos-v-21-mln-rub.html
  12. Investments in the Svobodny ASEZ exceeded one trillion rubles. Website of the Corporation for the Development of the Far East. url.: https://erdc.ru/news/investitsii-v-tor-svobodnyy-prevysili-odin-trillion-rubley/
  13. TOP «Belogorsk» in the Amur region attracted nine investors. Information agency «East Russia». url.: https://www.eastrussia.ru/news/tor-belogorsk-v-amurskoy-oblasti-privlekla-devyat-investorov/
  14. Report on the activities of the Corporation for the Development of the Far East for 2021. URL: https://erdc.ru/about/reports/

Для цитирования: Жильцов К.С. Классификация территорий опережающего развития на Дальнем Востоке // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-47/

© Жильцов К.С., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.