Научная статья Original article УДК 37.378.4 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10467 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH OF THE RUSSIAN FEDERATION Кокорев Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: askokorev78@mail.ru Kokorev […]
Научная статья Original article УДК 330 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10466 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА ЖИЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОК) RESEARCH OF PRIORITY AREAS OF DEVELOPMENT OF PROCESSES OF RESIDENTIAL TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF VLADIVOSTOK) Опольский К.Ю., генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью «ВОСЕМЬ ПЛЮС», Россия, г. Владивосток Opolskii K.Y., CEO, […]
Научная статья Original article УДК 33 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10465 ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ TRANSFORMATION OF THE MONETARY SYSTEM AS A TOOL FOR OVERCOMING CRISIS PHENOMENA IN THE WORLD ECONOMY Ломакин Андрей Леонидович, доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Полещук Мария […]
Научная статья Original article УДК 657:338.43 (045) doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10464 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОНЯТИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ», «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE CONCEPTS OF «ECONOMIC STABILITY», «ECONOMIC SECURITY» AND «SUSTAINABLE DEVELOPMENT» Жданов В.Ю., к.э.н., Бизнес-школа РГГУ, vasilii.zhdanov@gmail.com Винничек Л.Б., д.э.н., ФГБОУ ВО СПбГАУ, l_vinnichek@mail.ruZHdanov V.Iu. Vinnichek L.B. Аннотация. Статья посвящена исследованию […]
Научная статья Original article УДК 2964 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10463 МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ MECHANISMS OF THE IMPACT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL’S COMPONENTS ON THE RESULTS OF INDUSTRIAL COMPANIES’ BUSINESS ACTIVITIES Михеева Татьяна Владимировна, соискатель, кафедра экономики промышленности,РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mikheevatv@gmail.com Mikheeva Tatyana […]
Научная статья Original article УДК 35.07:330 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10462 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ УСЛУГИ EVOLUTION OF CONCEPTUAL AND THEORETICAL APPROACHES TO THE ECONOMIC CATEGORY OF SERVICES Дубская Оксана Сергеевна, доцент, кандидат экономически наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет» Темирканова Алла Васильевна, доцент, кандидат экономически наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет» Янченко Дмитрий Валерьевич, Доцент, кандидат технических […]
Научная статья Original article УДК 35.07:330 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10461 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ IMPROVING THE ECONOMIC BASIS OF THE MECHANISM FOR THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION Мурзин Антон Дмитриевич, доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет» Дубская Елена Сергеевна, старший преподаватель, ФГАОУ «Южный […]
Научная статья Original article УДК 332.146 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10460 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ DIRECTIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE REGIONAL LEVEL Янченко Дмитрий Валерьевич, доцент, кандидат технических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО […]
Научная статья Original article УДК 004:331.101.3 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10459 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ MOTIVATIVE ASPECTS OF FORMING THE DEVELOPMENT SYSTEM OF THE COMPANY’S MANAGEMENT PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION Третьяков Олег Владимирович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой “Инновационные технологии добычи нефти и газа” ФГБОУ ВО “Пермский национальный исследовательский […]
Научная статья Original article УДК 332.334.2 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10458 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕНОВАЦИИ ЖИЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ APPLICATION OF METHODS FOR ANALYZING THE BEST AND MOST EFFICIENT USE OF LAND PLOTS DURING THE IMPLEMENTATION OF THE RESIDENTIAL AREA RENOVATION PROGRAM Пастухов Виталий Эдуардович, аспирант кафедры городского кадастр, […]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH OF THE RUSSIAN FEDERATION
Кокорев Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: askokorev78@mail.ru
Kokorev Alexander Sergeevich, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Moscow. e-mail: askokorev78@mail.ru
Аннотация. В статье представлены рейтинговые оценки образовательных организаций высшего образования на территории России, рассмотрены тенденции развития высшего образования как фактор социально-экономического роста РФ. Представлены проблемы вузов при нынешней эпидемиологической ситуации, выявлены плюсы и минусы дистанционной формы обучения.
Abstract. The article presents the rating ratings of educational institutions of higher education in Russia, examines the trends in the development of higher education as a factor of socio-economic growth of the Russian Federation. The problems of universities in the current epidemiological situation are presented, the pros and cons of distance learning are identified.
Ключевые слова: высшее образование, экономический рост, развитие регионов
Keywords: higher education, economic growth, regional development
Одной из ключевых функций системы высшего образования является подготовка кадров для экономики и социальной сферы. Высшее образование влияет не только на потенциальную способность индивида увеличить свой будущий доход, но и может рассматриваться как источник социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
В последние годы система высшего образования в России находится в состоянии динамичных и не всегда последовательных преобразований. Бизнес-сектор сталкивается с проблемой недостаточного уровня подготовленности выпускников вузов, в связи с чем работодателям приходится вкладывать дополнительные средства в профессиональный рост будущих сотрудников. Таким образом, частые изменения спроса на рынке труда требуют от университетов организации мероприятий по взаимодействию с бизнес-средой. В таблице 1 представлены данные по распределению приема численности студентов и образовательных организаций в разрезе субъектов РФ, согласно форме N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». [10]
Так согласно данным статистики Министерства науки и высшего образования число самостоятельных образовательных организаций высшего образования за 2019 год по всей России составило 684 организации, их количество снизилось к 2020 году и составило 671 образовательную организацию высшего образования. Так на закрытие большинства образовательных организаций высшего образования повлиял тот фактор что вузам стали предъявлять более строгие требования для получения аккредитации и лицензии. Однако несмотря на эпидемиологическую обстановку в стране заметен незначительный спад среди абитуриентов в различные вузы страны, количество поступающих в 2020 году составило 1048804 человек. [10]
На сегодняшний день в России наблюдается высокий уровень неравенства и диспропорций регионального развития. Именно Центральный федеральный округ занимает первое место по количеству образовательных организаций высшего образования. При этом, лидирующие позиции региона связаны не только с географическими размерами и плотностью коренного населения, а именно с аккумулированием на данной территории большей части экономических и социальных возможностей, которые обеспечивают приток населения в данный регион.
Второе место занимает Приволжский федеральный округ, в 2020 года на территории данного округа расположено 111 самостоятельных образовательных организаций высшего образования. Наименьшее количество образовательных организаций высшего образования приходиться на Северо – Кавказский федеральный округ их количество в 2020 году составило – 40 образовательных организаций высшего образования, в первую очередь это связанно с проводимыми проверками. [10]
В ходе данных проверок во всех регионах страны довольно большое количество вузов не смогли пройти госаккредитацию, у ряда вузов были выявлены нарушения. При отсутствии подобных образовательных учреждений можно говорить о повышении качества высшего образования на территории РФ. [1, Т.14,вып.3, с.793]
Многие специалисты вузов отмечают что нынешняя эпидемиологическая ситуация привела к тому что абитуриенты, поступающие в 2021 году стали более ответственно относиться к выбору будущей профессии. Что касаемо уже студентов то можно сказать что переход на дистанционное обучение сразу после его введения был достаточно проблематичен, так как многие были к этому просто не готовы, однако область образования довольно быстро приспособилась и адаптировалась к новым условиям. [5]
При введении дистанционного обучения был проведен опрос преподавателей, данный опрос был опубликован аналитическим центром НАФИ. [4]
Согласно данному опросу были выявлены основные проблемы, которые необходимо было решить в ближайшем будущем. Среди наиболее острых можно отметить проблемы с технической оснащенностью, отсутствие методической помощи, отсутствие необходимых знаний (какие ресурсы использовать), так же многим преподавателям была необходима помощь с компьютером. На наш взгляд сюда стоит и внести проблему с интернетом, так как интернет до сих пор есть не во всех населенных пунктах нашей страны, что затрудняет подобное обучение. Однако данные проблемы были практически решены уже к лету 2020 года. [4]
Так практически все образовательные организации высшего образования в период летних каникул провели семинары для преподавательского состава. Для самих студентов переход на дистанционное обучение открыл новые возможности и мотивацию в обучении, однако он потребовал самодисциплины. Появилось довольно большое количество новых профессий, так как многие организации перешли на удаленную работу, следовательно, у студентов появилась возможность подработки удаленно. [6]
Высшее образование является одним из наиболее значимых элементов благополучного развития территории. Наличие учреждений высшего образования обеспечивает приток населения, которое как в процессе обучения, так и после его окончания (при трудоустройстве в том же регионе), является источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно качество высшего образования оказывает прямое влияние на количество и квалификацию работников, выходящих на рынок труда, формирование среднего класса, а, следовательно, и на экономический потенциал РФ. [2, № 1, с. 83]
Современный этап развития цифровых технологий делает возможным и укрепляет тенденции на сокращение количества образовательных организаций и перевод процесса обучения в интерактивную и дистанционную форму, что безусловно является более удобным и доступным, особенно для страны такого территориального масштаба как Россия. В данном случае следует лишь обращать внимание, что пока качество дистанционного образования не достигло уровня традиционного очного аудиторного обучения по комплексу показателей, а, следовательно, не может его полностью заменить. [3, № 4, с. 47]
Как уже говорилось ранее качество получаемого образования в том или ином регионе зависит от социально- экономического развития того или иного региона. Рейтинговое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика» опубликовало рейтинг лучших вузов Российской Федерации расположенных в регионах за 2021 год. В данный рейтинг вошли 100 университетов из 31 региона страны. [9]
Данное агентов отмечает что довольно хорошую динамику в 2021 году показали педагогические и медицинские вузы. Что является особенно актуальным в период пандемии. Многие студенты уже старших курсов, обучающиеся в медицинских вузах страны стали волонтерами в борьбе с корона вирусной инфекцией.
Согласно данному рейтингу лидируют вузы, расположенные в Москве и Санкт –Петербурге. Так в Москве расположено 32 организации высшего образования, вошедшие в рейтинг лучших вузов страны, в Санкт –Петербурге таких организаций насчитывается порядка 11.Довольно неплохие показатели у Московской области и Томской области на их территории располагаются 5 вузов вошедшие в данный рейтинг. [9]
Рейтинговое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика» так же опубликовало ежегодный национальный рейтинг лучших вузов Российской Федерации за 2021 год. Так главной целью при составлении таких рейтингов является выявление способности вузов обеспечить качественное образование, и способность применения полученного образования в дальнейшем. В данной статье представим топ 10 вузов, более подробно с данными рейтинга можно ознакомиться на сайте рейтингового агентства ООО «РАЭКС-Аналитика». [9]
Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень востребованности выпускников работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень научно-исследовательской деятельности» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «научно-исследовательский потенциал» – 0,3, «исследовательская инфраструктура» – 0,2. [9]
Данный рейтинг свидетельствует о том, что образовательный проект «5-100» дал свои результаты. [7] Вузы, вошедшие в программу по повышению конкурентоспособности получили дополнительное государственное финансирование, многие участники этого проекта укрепили свои позиции в ежегодном рейтинге агентства ООО «РАЭКС-Аналитика», так, например, 8 фигурантов проекта вошли в топ десятку субрейтинга по научно-исследовательской деятельности.
В 2021 году стартовала новая программа «Приоритет 2030». Цель данной программы к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития. Данная программа больше будет направлена на поддержку региональных вузов, чтобы минимизировать разрыв между подобными вузами. [8]
На наш взгляд доступность образования на сегодняшний день зависит не только от расположения или уровня вуза, но и от сферы которые интересны абитуриентам. Так если рассматривать сегодняшнюю ситуацию по всей территории России, то можно выделить тот факт, что количество студентов, выбирающих гуманитарные науки значительно превышает количество тех, кто выбирает техническую стезю.
Несмотря на все удобства дистанционных форм обучения и получения знаний, большинство ученых и работников сферы образования считают, что традиционный формат вузов вряд ли исчезнет, поскольку невозможно заменить «живое общение» между преподавателем и обучающимся даже самым информативными и содержательным онлайн курсом. [3, № 4 (107), с. 45] Обучение в вузе предполагает не только получение определенных знаний, это и процесс воспитания, и получение навыков делового этикета, и формирование профессиональных связей (между студентами разных курсов, выпускниками). Таким образом, современное состояние системы высшего образования, а также текущие тенденции ее развития не дают однозначного ответа относительно будущего высшего образования.
Список источников
Клячко Т. А., Семионова Е. А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 3. — С. 791-805.
Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84.
Черникова Л.И., Фаизова Г.Р., Голина С.И. (2018). Новая архитектура высшего образования в контексте цифровизации России // Экономика образования. 2018. № 4 (107). С. 43-50.
Аналитический центр НАФИ / [Электронный источник] // https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения 09.08.2021)
Как пандемия изменила приемную кампанию в ВУЗы и образовательный ландшафт. / Радиостанция Эхо Москвы [Электронный источник] // https://echo.msk.ru/programs/beseda/2690717-echo/ (дата обращения 30.08.2021)
Минпросвещения и Минобрнауки рассказали о вызовах для системы образования в пандемию. / Российское информационное агентство ТАСС [Электронный источник] // https://tass.ru/obschestvo/10875667 (дата обращения 30.08.2021)
Программа «Приоритет-2030» / Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный источник] // https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения 31.08.2021)
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год (RAEX, 2021 год) /RAEX (РАЭКС-Аналитика) [Электронный источник] // https://raex-a.ru/ (дата обращения 31.08.2021)
Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». / Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный источник] // https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 09.08.2021).
Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал – Москва, -2021. – № 2.
References
Klyachko T. A., Semionova E. A. Vklad obrazovaniya v social`no-e`konomicheskoe razvitie regionov Rossii // E`konomika regiona. — 2018. — T. 14, vy`p. 3. — S. 791-805.