Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 37.378.4

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10467

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

Кокорев Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: askokorev78@mail.ru

Kokorev Alexander Sergeevich, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Moscow. e-mail: askokorev78@mail.ru

Аннотация. В статье представлены рейтинговые оценки образовательных организаций высшего образования на территории России, рассмотрены тенденции развития высшего образования как фактор социально-экономического роста РФ. Представлены проблемы вузов при нынешней эпидемиологической ситуации, выявлены плюсы и минусы дистанционной формы обучения.

Abstract. The article presents the rating ratings of educational institutions of higher education in Russia, examines the trends in the development of higher education as a factor of socio-economic growth of the Russian Federation. The problems of universities in the current epidemiological situation are presented, the pros and cons of distance learning are identified.

Ключевые слова: высшее образование, экономический рост, развитие регионов

Keywords: higher education, economic growth, regional development

 

Одной из ключевых функций системы высшего образования является подготовка кадров для экономики и социальной сферы. Высшее образование влияет не только на потенциальную способность индивида увеличить свой будущий доход, но и может рассматриваться как источник социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

В последние годы система высшего образования в России находится в состоянии динамичных и не всегда последовательных преобразований. Бизнес-сектор сталкивается с проблемой недостаточного уровня подготовленности выпускников вузов, в связи с чем работодателям приходится вкладывать дополнительные средства в профессиональный рост будущих сотрудников. Таким образом, частые изменения спроса на рынке труда требуют от университетов организации мероприятий по взаимодействию с бизнес-средой. В таблице 1 представлены данные по распределению приема численности студентов и образовательных организаций в разрезе субъектов РФ, согласно форме N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». [10]

Так согласно данным статистики Министерства науки и высшего образования число самостоятельных образовательных организаций высшего образования за 2019 год по всей России составило 684 организации, их количество снизилось к 2020 году и составило 671 образовательную организацию высшего образования. Так на закрытие большинства образовательных организаций высшего образования повлиял тот фактор что вузам стали предъявлять более строгие требования для получения аккредитации и лицензии. Однако несмотря на эпидемиологическую обстановку в стране заметен незначительный спад среди абитуриентов в различные вузы страны, количество поступающих в 2020 году составило 1048804 человек. [10]

На сегодняшний день в России наблюдается высокий уровень неравенства и диспропорций регионального развития. Именно Центральный федеральный округ занимает первое место по количеству образовательных организаций высшего образования. При этом, лидирующие позиции региона связаны не только с географическими размерами и плотностью коренного населения, а именно с аккумулированием на данной территории большей части экономических и социальных возможностей, которые обеспечивают приток населения в данный регион.

Второе место занимает Приволжский федеральный округ, в 2020 года на территории данного округа расположено 111 самостоятельных образовательных организаций высшего образования. Наименьшее количество образовательных организаций высшего образования приходиться на Северо – Кавказский федеральный округ их количество в 2020 году составило – 40 образовательных организаций высшего образования, в первую очередь это связанно с проводимыми проверками. [10]

В ходе данных проверок во всех регионах страны довольно большое количество вузов не смогли пройти госаккредитацию, у ряда вузов были выявлены нарушения. При отсутствии подобных образовательных учреждений можно говорить о повышении качества высшего образования на территории РФ. [1, Т.14,вып.3, с.793]

Многие специалисты вузов отмечают что нынешняя эпидемиологическая ситуация привела к тому что абитуриенты, поступающие в 2021 году стали более ответственно относиться к выбору будущей профессии. Что касаемо уже студентов то можно сказать что переход на дистанционное обучение сразу после его введения был достаточно проблематичен, так как многие были к этому просто не готовы, однако область образования довольно быстро приспособилась и адаптировалась к новым условиям. [5]

При введении дистанционного обучения был проведен опрос преподавателей, данный опрос был опубликован аналитическим центром НАФИ. [4]

Согласно данному опросу были выявлены основные проблемы, которые необходимо было решить в ближайшем будущем. Среди наиболее острых можно отметить проблемы с технической оснащенностью, отсутствие методической помощи, отсутствие необходимых знаний (какие ресурсы использовать), так же многим преподавателям была необходима помощь с компьютером.  На наш взгляд сюда стоит и внести проблему с интернетом, так как интернет до сих пор есть не во всех населенных пунктах нашей страны, что затрудняет подобное обучение. Однако данные проблемы были практически решены уже к лету 2020 года. [4]

Так практически все образовательные организации высшего образования в период летних каникул провели семинары для преподавательского состава. Для самих студентов переход на дистанционное обучение открыл новые возможности и мотивацию в обучении, однако он потребовал самодисциплины. Появилось довольно большое количество новых профессий, так как многие организации перешли на удаленную работу, следовательно, у студентов появилась возможность подработки удаленно. [6]

Высшее образование является одним из наиболее значимых элементов благополучного развития территории. Наличие учреждений высшего образования обеспечивает приток населения, которое как в процессе обучения, так и после его окончания (при трудоустройстве в том же регионе), является источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно качество высшего образования оказывает прямое влияние на количество и квалификацию работников, выходящих на рынок труда, формирование среднего класса, а, следовательно, и на экономический потенциал РФ. [2, № 1, с. 83]

Современный этап развития цифровых технологий делает возможным и укрепляет тенденции на сокращение количества образовательных организаций и перевод процесса обучения в интерактивную и дистанционную форму, что безусловно является более удобным и доступным, особенно для страны такого территориального масштаба как Россия. В данном случае следует лишь обращать внимание, что пока качество дистанционного образования не достигло уровня традиционного очного аудиторного обучения по комплексу показателей, а, следовательно, не может его полностью заменить. [3, № 4, с. 47]

Как уже говорилось ранее качество получаемого образования в том или ином регионе зависит от социально- экономического развития того или иного региона. Рейтинговое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика» опубликовало рейтинг лучших вузов Российской Федерации расположенных в регионах за 2021 год. В данный рейтинг вошли 100 университетов из 31 региона страны. [9]

Данное агентов отмечает что довольно хорошую динамику в 2021 году показали педагогические и медицинские вузы. Что является особенно актуальным в период пандемии. Многие студенты уже старших курсов, обучающиеся в медицинских вузах страны стали волонтерами в борьбе с корона вирусной инфекцией.

Согласно данному рейтингу лидируют вузы, расположенные в Москве и Санкт –Петербурге. Так в Москве расположено 32 организации высшего образования, вошедшие в рейтинг лучших вузов страны, в Санкт –Петербурге таких организаций насчитывается порядка 11.Довольно неплохие показатели у Московской области и Томской области на их территории располагаются 5 вузов вошедшие в данный рейтинг. [9]

Рейтинговое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика» так же опубликовало ежегодный национальный рейтинг лучших вузов Российской Федерации за 2021 год. Так главной целью при составлении таких рейтингов является выявление способности вузов обеспечить качественное образование, и способность применения полученного образования в дальнейшем. В данной статье представим топ 10 вузов, более подробно с данными рейтинга можно ознакомиться на сайте рейтингового агентства ООО «РАЭКС-Аналитика». [9]

Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень востребованности выпускников работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень научно-исследовательской деятельности» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «научно-исследовательский потенциал» – 0,3, «исследовательская инфраструктура» – 0,2. [9]

Данный рейтинг свидетельствует о том, что образовательный проект «5-100» дал свои результаты. [7] Вузы, вошедшие в программу по повышению конкурентоспособности получили дополнительное государственное финансирование, многие участники этого проекта укрепили свои позиции в ежегодном рейтинге агентства ООО «РАЭКС-Аналитика», так, например, 8 фигурантов проекта вошли в топ десятку субрейтинга по научно-исследовательской деятельности.

В 2021 году стартовала новая программа «Приоритет 2030». Цель данной программы к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития. Данная программа больше будет направлена на поддержку региональных вузов, чтобы минимизировать разрыв между подобными вузами. [8]

На наш взгляд доступность образования на сегодняшний день зависит не только от расположения или уровня вуза, но и от сферы которые интересны абитуриентам. Так если рассматривать сегодняшнюю ситуацию по всей территории России, то можно выделить тот факт, что количество студентов, выбирающих гуманитарные науки значительно превышает количество тех, кто выбирает техническую стезю.

Несмотря на все удобства дистанционных форм обучения и получения знаний, большинство ученых и работников сферы образования считают, что традиционный формат вузов вряд ли исчезнет, поскольку невозможно заменить «живое общение» между преподавателем и обучающимся даже самым информативными и содержательным онлайн курсом. [3, № 4 (107), с. 45] Обучение в вузе предполагает не только получение определенных знаний, это и процесс воспитания, и получение навыков делового этикета, и формирование профессиональных связей (между студентами разных курсов, выпускниками). Таким образом, современное состояние системы высшего образования, а также текущие тенденции ее развития не дают однозначного ответа относительно будущего высшего образования.

Список источников

  1. Клячко Т. А., Семионова Е. А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 3. — С. 791-805.
  2. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84.
  3. Черникова Л.И., Фаизова Г.Р., Голина С.И. (2018). Новая архитектура высшего образования в контексте цифровизации России // Экономика образования. 2018. № 4 (107). С. 43-50.
  4. Аналитический центр НАФИ / [Электронный источник] // https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения 09.08.2021)
  5. Как пандемия изменила приемную кампанию в ВУЗы и образовательный ландшафт. / Радиостанция Эхо Москвы [Электронный источник] // https://echo.msk.ru/programs/beseda/2690717-echo/ (дата обращения 30.08.2021)
  6. Минпросвещения и Минобрнауки рассказали о вызовах для системы образования в пандемию. / Российское информационное агентство ТАСС [Электронный источник] // https://tass.ru/obschestvo/10875667 (дата обращения 30.08.2021)
  7. Проект 5-100: итоги программы. / Forbes Education [Электронный источник] // https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts (дата обращения 31.08.2021)
  8. Программа «Приоритет-2030» / Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный источник] // https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения 31.08.2021)
  9. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год (RAEX, 2021 год) /RAEX (РАЭКС-Аналитика) [Электронный источник] // https://raex-a.ru/ (дата обращения 31.08.2021)
  10. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». / Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный источник] // https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 09.08.2021).
  11. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал – Москва, -2021. – № 2.

References

  1. Klyachko T. A., Semionova E. A. Vklad obrazovaniya v social`no-e`konomicheskoe razvitie regionov Rossii // E`konomika regiona. — 2018. — T. 14, vy`p. 3. — S. 791-805.
  2. Sokolova, E.V. Modernizaciya rossijskoj sistemy` obrazovaniya v sovremenny`x usloviyax razvitiya obshhestva / E.V. Sokolova // Del`ta nauki. 2020. № 1. S. 82-84.
  3. Chernikova L.I., Faizova G.R., Golina S.I. (2018). Novaya arxitektura vy`sshego obrazovaniya v kontekste cifrovizacii Rossii // E`konomika obrazovaniya. 2018. № 4 (107). S. 43-50.
  4. Analiticheskij centr NAFI / [E`lektronny`j istochnik] // https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (data obrashheniya 09.08.2021)
  5. Kak pandemiya izmenila priemnuyu kampaniyu v VUZy` i obrazovatel`ny`j landshaft. / Radiostanciya E`xo Moskvy` [E`lektronny`j istochnik] // https://echo.msk.ru/programs/beseda/2690717-echo/ (data obrashheniya 30.08.2021)
  6. Minprosveshheniya i Minobrnauki rasskazali o vy`zovax dlya sistemy` obrazovaniya v pandemiyu. / Rossijskoe informacionnoe agentstvo TASS [E`lektronny`j istochnik] // https://tass.ru/obschestvo/10875667 (data obrashheniya 30.08.2021)
  7. Proekt 5-100: itogi programmy`. / Forbes Education [E`lektronny`j istochnik] // https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts (data obrashheniya 31.08.2021)
  8. Programma «Prioritet-2030» / Ministerstvo nauki i vy`sshego obrazovaniya RF [E`lektronny`j istochnik] // https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (data obrashheniya 31.08.2021)
  9. Rejting luchshix vuzov Rossii RAEX-100, 2021 god (RAEX, 2021 god) /RAEX (RAE`KS-Analitika) [E`lektronny`j istochnik] // https://raex-a.ru/ (data obrashheniya 31.08.2021)
  10. Forma N VPO-1 «Svedeniya ob organizacii, osushhestvlyayushhej obrazovatel`nuyu deyatel`nost` po obrazovatel`ny`m programmam vy`sshego obrazovaniya – programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury`». / Ministerstvo nauki i vy`sshego obrazovaniya RF [E`lektronny`j istochnik] // https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (data obrashheniya 09.08.2021).
  11. Vliyanie pandemii na maly`j i srednij biznes // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal – Moskva, -2021. – № 2.

Для цитирования: Кокорев А.С. Тенденции развития высшего образования как фактор социально-экономического роста Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-19/

 

© Кокорев А.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.