УДК 331.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10090 Целесообразность применения инструмента контроллинга персонала на предприятиях российской авиационной промышленности Expediency of application of the HR-controlling tool at the enterprises of the Russian aviation industry Адриан Алексеевич Михайлов, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: adrian7@list.ru Алена Александровна Комова, кафедра «Управление персоналом», […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10089 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, ЕЕ ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ ANALYSIS AND EVALUATION OF THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA, ITS INDUSTRIES AND REGIONS Абдулхакова Камила Рустамовна, аспирантка второго года, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность», г. Москва, Россия Abdulhhakova Kamila Rustamovna, graduate student, Financial […]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ECONOMIC SECURITY IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM Годунова Галина Николаевна, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, старший преподаватель Аннотация: Безопасность представляет важный интерес для региональной экономики. Система национальной безопасности – это многоуровневая структура, в которой регион является субъектом и пространством для осуще-ствления политики в области безопасности. В настоящее время […]
УДК 37.013 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10088 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СТУДЕНЧЕСКОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ И КРИТЕРИИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В ВУЗЕ ANALYSIS OF APPROACHES TO STUDENT SELF-GOVERNANCE AND CRITERIA OF ITS EFFICIENCY IN THE UNIVERSITY Сергей Павлович Куликов, к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: Milena.555@mail.ru) Сергей Вячеславович Новиков, к.э.н., доцент, […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10087 ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ПАРАДИГМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ THE THEORY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AS THE MAIN PARADIGM OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY Родионцев Николай Никитович, ассистент кафедры нефтегазового дела, Нижневартовский государственный университет, Россия, г. Нижневартовск Rodiontsev Nikolay Nikitovich, assistant of the Department of oil and gas cases, Nizhnevartovsk state University, Russia, Nizhnevartovsk, Russia […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10086 Анализ готовности промышленных предприятий к цифровой трансформации бизнеса Industrial readiness analysis to digital business transformation Публикация была подготовлена по проекту № 1 “Анализ готовности российского общества к процессам цифровизации ” в рамках договора пожертвования от 01 марта 2019 г. № 1154 Панфилова Елена Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления, г. Москва Elena Panfilova, PhD (Economy), […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10085 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОНТОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ THE ANALYSIS OF APPLYING ONTOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS FOR THE OIL AND GAS INDUSTRY Родионцев Николай Никитович, ассистент кафедры нефтегазового дела, Нижневартовский государственный университет, Россия, г. Нижневартовск Rodiontsev Nikolay Nikitovich, assistant of the Department of oil and gas business, […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10084 Современный международный опыт регулирования отношений между производителями в цифровой среде MODERN INTERNATIONAL EXPERIENCE IN REGULATING RELATIONS BETWEEN MANUFACTURERS IN A DIGITAL ENVIRONMENT Материал подготовлен в рамках реализации научного проекта № 18-010-01035, получившего поддержку РФФИ Истомина Евгения Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, АО Сбербанк Лизинг, 454001, Челябинская область, г.Челябинск, E-mail: e-fotina@mail.ru Istomina Evgeniya Alekseevna, […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10083 Проблемы и риски, возникающие в процессе реализации инвестиционно-строительных проектов, на стадии формирования стоимости работ и их оплаты Problems and risks arising in the process of implementation of investment and construction projects, at the stage of formation of the cost of works and their payment Бреус Наталья Леонидовна, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное […]
УДК 332.33 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10082 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕДУЩЕЙ ОТРАСЛИ НАУКИ Гузева Ирина Викторовна, ст. преподаватель кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень Черных Елена Германовна, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, канд.экон.наук, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень Бударова Валентина Алексеевна, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, канд.техн.наук, Тюменский […]
Целесообразность
применения инструмента контроллинга персонала на предприятиях российской
авиационной промышленности
Expediency of application of the HR-controlling tool
at the enterprises of the Russian aviation industry
Адриан Алексеевич
Михайлов, кандидат социологических
наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)»,
e-mail: adrian7@list.ru
Алена
АлександровнаКомова, кафедра
«Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)», e-mail: aleona.komova@yandex.ru
Adrian A. Mikhaylov, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human
Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Alena A. Komova, of Department «Human
resource management», Moscow Aviation
Institute (National Research University), Moscow
Аннотация:
Статья
посвящена проблеме создания системы контроллинга персонала на российских
авиационных предприятиях. Описывается целесообразность внедрения данного
инструмента в авиационный холдинг, а также предлагаются основные варианты
реализации этой задачи, их преимущества и недостатки.
Summary: The article is devoted to the problem of creating a system of personnel
controlling at Russian aviation enterprises. Expediency of introduction of this
tool in aviation holding is described, and also the main variants of
realization of this task, their advantages and disadvantages are offered.
Ключевые
слова: контроллинг персонала, человеческие ресурсы, управление
персоналом, авиационная промышленность.
Keywords: the personnel controlling, HR, personnel management, aviation industry.
Современные условия, в
которых протекают все трудовые процессы, имеют тенденцию динамичного развития. Многие
инструменты управления становятся устаревшими и уже не могут быть использованы
в перспективе, поскольку не справляются с решением актуальных проблем в области
управления персоналом. Авиационная промышленность не является исключением.
Одной из ключевых проблем
российских авиационных предприятий является отсутствие координации между
кадровыми службами. Функции управления персоналом рассредоточены между
отдельными подразделениями, которые прямо или косвенно участвуют в решении
трудовых вопросов. При этом, у топ-менеджмента компании теряется
«общая картина». Особенно актуальна данная проблема для крупных авиационных
предприятий, характеризующихся территориальной разрозненностью филиалов и
большим количеством направлений деятельности [1]. В таких условиях имеет место
недостаток информации и руководителю сложно понять: каким образом
воздействовать на персонал. Вследствие этого, многие авиакомпании, использующие
до сих пор традиционные методы управление персоналом, испытывают дефицит
«белых» и «синих» воротничков. Высококвалифицированные сотрудники уходят к
зарубежным конкурентам ввиду привлекательности их условий.
В этой связи, российским
авиационным предприятиям необходимо наращивать кадровый потенциал путем
улучшения внутренней среды, внедрения новых, более прогрессивных инструментов
управления персоналом. Одним из таких инструментов является контроллинг.
Контроллинг персонала
основан на инновационном подходе, при котором все трудовые процессы
рассматриваются не по отдельности, а в рамках комплексной системы,
координирующей все трудовые процессы компании [3]. Главными функциями здесь выступают
планирование, организация, учет, анализ, контроль и регулирование персонала
[2]. При этом, основными задачами контроллинга являются: формирование
эффективной стратегии управления человеческими ресурсами, ликвидация узких мест
компании и принятие управленческих решений в кадровом менеджменте.
Контроллинг персонала построен
на принципе обратной связи. Схематично он представлен на рисунке 1 [4]. Основными
элементами контроллинга персонала являются субъект, объект и инструменты.
Субъектами управления выступают участники контроллинга. Они подразделяются на
внешние и внутренние.
К внутренним субъектам, прежде
всего, относятся: учредители, руководители, служба управления персоналом,
контроллеры, аналитические службы, работники и т.д. Объект управления в
контроллинге – множество HR-процессов
и мероприятий, в рамках которых внутренними субъектами осуществляется
планирование и организация деятельности. Планирование осуществляется по
следующим направлениям: планирование потребности в персонале, планирование
привлечения персонала, планирование адаптации персонала, планирование
использования персонала, планирование деловой карьеры персонала, планирование
мотивации и стимулирования труда персонала, планирование безопасности
персонала, планирование расходов на персонал, планирование высвобождения
персонала [5]. При этом на данный процесс оказывают воздействие внешние
субъекты – органы государственной власти, отраслевые и территориальные
профсоюзы, аудиторские и консалтинговые компании и т.п. [6]. Каждый HR-процесс характеризуется набором
показателей, по которым ведется учет в организации. С помощью инструментов
контроллинга персонала осуществляется анализ и контроль выполнения плана. Среди
них можно выделить следующие наиболее распространенные: отчетность по
план-факту, функционально-стоимостной анализ, бюджетирование, управление по
целям, система сбалансированных показателей, бенчмаркинг,
информационно-управляющая система и прочие [7]. По результатам анализа
формируются управленческие решения, регулирующие показатели согласно плану или
осуществляется его корректировка.
Таким
образом, суть принципа обратной связи заключается в том, что «любое отклонение
системы от ее естественного или заданного состояния является источником
возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы
поддержать систему в ее заданном состоянии» [8].
В
контроллинге персонала выделяют стратегическое и оперативное направление.
Оперативный контроллинг направлен на краткосрочные результаты и цели, а
стратегический – нацелен на долгосрочную перспективу. Оперативными задачи в
контроллинге являются непосредственно подбор, отбор, прием, адаптация,
мотивация персонала и прочее. Стратегический контроллинг решает более
масштабные задачи, такие как формирование эффективной кадровой политики и
стратегии, удовлетворяющей целям компании, долгосрочное планирование трудовых
показателей во взаимосвязи с другими планами предприятия, контроль выполнения
стратегического плана и т.п [9].
При принятии решения руководством о создании системы контроллинга персонала на авиационном предприятии, необходимо решить следующий вопрос: создавать службу контроллинга персонала на уровне всего холдинга или на уровне каждого дочернего общества? [10]
На
рисунке 2 представлено сравнение контроллинга персонала на уровне дочерних
обществ и на уровне холдинга.
При
первом варианте в каждом дочернем обществе создается собственная служба
контроллинга персонала (СК ДО), в которой аккумулируется вся информация о
кадровых процессах на уровне общества. Большая часть информация поступает из
центров ответственности организации (ЦО) или формируется самой службой. В процессе
контроллинга каждая СК ДО формирует предложения по устранению выявленных
проблем по управлению персоналом в обществе и направляет в правление холдинга,
которые оно или утверждает, или отклоняет.
При
втором варианте контроллинговая служба формируется на уровне холдинга. При этом
в ней аккумулируется информация о кадровых процессах всех дочерних обществах и
холдинга в целом. В процессе контроллинга служба управления персоналом на
уровне холдинга разрабатывает управленческие решения по устранению проблем всего
холдинга на основе анализа информации от дочерних обществ.
Преимуществом
первого способа является сохранение текущей организационной структуры и
расходов на оплату труда. Минусом являются отсутствие единого хранилища данных,
риск недостаточной квалификации прежнего персонала. При этом появляется
необходимость обработки всех рекомендаций СК ДО для выработки управленческих
решений на уровне холдинга.
Указанные недостатки устраняются за счет использования второго варианта создания контроллинга, однако он требует коренных изменений в организационной структуре. При данном способе ответственность за результат закрепляется за одним органом, состоящим из компетентных специалистов, а управленческие решения разрабатываются сразу для всего холдинга в целом, что упрощает задачу руководству. В этой связи, для авиационных предприятий данный вариант создания контроллинга наиболее предпочтителен.
Для
организации службы контроллинга на уровне холдинга необходимо создание или
корректировка информационно-управляющей системы, представляющей собой хранилище
данных, основными функциями которого являются оперативный доступ к информации и
визуализация [11]. Передовыми программными продуктами в области контроллинга на
сегодняшний день являются системы 1С, Oracle, SAP,
Qlik и
другие.
Помимо
варианта создания контроллинга собственными силами можно выделить также такие
способы как:
передача функций контроллинга персонала во внешнее управление – аутсорсинг;
формирование службы контроллинга персонала совместно с заинтересованными сторонами – стейкхолдерами [2].
В
таблице 1 представлены преимущества недостатки предложенных способов. Так,
например, аутсорсинг больше подойдет для мелких авиационных предприятий,
поскольку создание собственной службы для них будет слишком дорогостояще.
Вариант создания контроллинга персонала совместно со стейкхолдерами, которыми
могут выступать другие авиационные предприятия-партнеры, в авиационной отрасли
возможен, но только с помощью государственной поддержки. В этой связи, для
крупных авиакомпаний наиболее рациональный формат контроллинга персонала – это
создание собственной службы.
Экономическая
эффективность контроллинга персонала для российских авиационных компаний
заключается в укреплении бизнес-позиций как на российском, так и мировом рынке.
С его помощью совершенствуется организационная структура компании,
оптимизируются трудовые процессы, снижаются кадровые риски и затраты на
персонал [12]. Что немало важно, контроллинг персонала способствует повышению
социальной эффективности организации. Он способствует улучшению условий
работников, создает качественный микроклимат внутри коллектива предприятия, что
способствует росту привлекательности
Таким образом,
использование инструмента контроллинга персонала на авиационных предприятиях
позволяет не только устранить актуальные проблемы в области управления
персоналом, но и повысить социально-экономическую эффективность.
Тихонов А. И.,
Михайлов А. А., Комова А. А. Организация системы контроллинга персонала на
авиационном предприятии //Московский экономический журнал. – 2019. – №. 5.
Каткова Е. А.,
Катков Ю. Н. Кадровый контроллинг как инновационный инструмент управления
персоналом //Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – №. 3.
Дьячкова Е.Н.
Контроллинг системы управления персоналом как инструмент стратегического
менеджмента // Вестник БУКЭП. – 2016. – №.101(07). С. 184
Наумов А. А.,
Миронова И. И. Инструменты контролинга и особенности их применения в
контроллинге системы управления персоналом //ББК 67.0: 60.56 П 68. – 2018. – С.
42.
Маликова С.Г.,
Матвеев С.Г. Курс лекций по дисциплине «Контроллинг»: учеб. пособие для
студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» — M.: Изд-во МГТУ им. Н.
Э. Баумана, 2016. – 51 с.
Тихонов А.И.,
Михайлов А.А., Федотова М.А. Управление
человеческими ресурсами: организационные и социально-экономические механизмы
управления трудом работников предприятий аэрокосмической отрасли: учебное пособие. –
Ставрополь: Логос, 2019. – 105 с.
Тихонов А.И., Воронцова Ю.В., Михайлов
А.А., Федотова М.А. Экономика труда на предприятиях авиационной и
ракетно-космической промышленности: учебное пособие. – Ставрополь: Логос, 2019.
– 135 с.
Михайлов А. А.,
Комова А. А. Роль контроллинга персонала в системе управления промышленным
предприятием //Московский экономический журнал. – 2019. – №. 10. С. 87.