Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10084

Современный международный опыт регулирования отношений между производителями в цифровой среде

MODERN INTERNATIONAL EXPERIENCE IN REGULATING RELATIONS BETWEEN MANUFACTURERS IN A DIGITAL ENVIRONMENT

Материал подготовлен в рамках реализации научного проекта № 18-010-01035, получившего поддержку РФФИ

Истомина Евгения Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, АО Сбербанк Лизинг, 454001, Челябинская область, г.Челябинск, E-mail: e-fotina@mail.ru

Istomina Evgeniya Alekseevna, PhD in economics, Sberbank Leasing, E-mail: e-fotina@mail.ru

Аннотация: Каждая страна мира выстраивает отношения между субъектами экономики в процессе цифровизации. Статья рассматривает зарубежный опыт регулирования отношений между производителями в цифровой среде. Развитие цифровизации стало толчком тотальных изменений в рамках взаимоотношений между субъектами экономики. Данные изменения безусловно отражаются и на их регулировании. Регламентация отношений между субъектами экономики требуется не только в рамках отдельного государства, страны, но и на международной арене, поскольку цифровизация экономик расширяет границы взаимоотношений. Изучение международного опыта регулирования между производителями в цифровой среде отношений необходимо для выстраивания отношений в России. В статье рассмотрены модели регулирования отношений между производителями в различных странах. Предложено четыре концептуальные модели регулирования отношений: институциональная, базовая, общенациональная, региональная. Модели различны в подходах регламентации отношений. Одни модели направлены на закрепление на общегосударственном и национальном уровнях, другие модели применяют точечные подходы в регулированию отношений. При этом модели и схожи, поскольку являются примером эволюционного развития цифровизации в стране. Последние тенденции в рамках регламентирования отношений направлены на синхронизацию подходов на мировом уровне и формирование единого подхода к цифровизации.

Summary: Each country in the world builds relations between economic entities in the process of digitalization. The article considers the foreign experience of regulating relations between manufacturers in the digital environment. The development of digitalization has become the impetus of total changes in the framework of relations between economic entities. These changes are certainly reflected in their regulation. The regulation of relations between economic entities is required not only within the framework of a separate state, country, but also in the international arena, since the digitalization of economies expands the boundaries of relations. Studying the international experience of regulation between manufacturers in the digital environment of relations is necessary for building relations in Russia. The article discusses models for regulating relations between manufacturers in different countries. Four conceptual models for regulating relations are proposed: institutional, basic, nationwide, regional. Models are different in approaches to regulating relations. Some models are aimed at consolidation at the national and national levels, while other models use point-based approaches in the regulation of relations. Moreover, the models are similar, since they are an example of the evolutionary development of digitalization in the country. Recent trends in the framework of regulation of relations are aimed at synchronizing approaches at the world level and creating a unified approach to digitalization.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, производственные отношения.

Key words: digital economy, digitalization, industrial relations.

Развития эпохи цифровизации ставит множество вопросов перед субъектами экономики. Один из ключевых вопросов это вопрос регулирования отношений между субъектами экономики, в частности между производителями различных благ.  При этом производителями благ могут являться как непосредственно промышленные предприятия и крупные корпорации, так и субъекты экономики общественного сектора. Данные предпосылки ставят вопрос регулирования отношений во угла в рамках трансформации экономических отношений в эпоху цифровой экономики.

Цифровизация экономики и мира в целом является неотъемлемым атрибутом современного общества. «Цифра» как таковая охватывает все сферы жизни общества и промышленности.  Регламентация отношений между субъектами экономики требуется не только в рамках отдельного государства, страны, но и на международной арене, поскольку цифровизация экономик расширяет границы взаимоотношений. Цифровизация экономики ставит в рамках границ одну из приоритетных задач это размытость границ. Данная задача позволят производителям не быть привязанным географически к определенной территории, стране или же сфере производства. Производителю становится гораздо проще выстраивать свою хозяйственную деятельность, зная о том, что сфера его бизнеса гораздо шире, чем определённой географическая территория.  Таким образом, необходимо не только выстроить институциональные формы цифровых взаимоотношений субъектов экономики, но и изучить международный опт для синхронизации подходов между странами в едином цифровом пространстве.

Рассмотрим международный опыт регламентации отношений производителей, субъектов экономики. В большинстве зарубежных стран вопросы регулирования отношений в цифровой экономике и не только регламентируется в рамках институциональных основ, в частности на уровне закреплённых юридически законодательных актах. Кроме того, многие страны с объявлением эпохи цифровой экономики сформировали свои стратегические решения на уровне подзаконных актов на общегосударственном и национальном уровнях.

Можно выделить четыре основных модели регулирования отношений производителей в зарубежной практик (рис.1).

Одной из передовых стран в цифровизации является Великобритания. Опыт данный страны заложен в первую модель регламентации отношений между производителями: «Институциональная модель». Основными чертами данной модели является институциональное закрепление специальными законами (например, Закон Великобритании «О цифровой экономике» (Digital Economy act of 2017)); регламентация отношений в рамках единой коммуникационной инфраструктуры; ориентация на создание и использование возможностей цифровизации всеми субъектами экономики начиная от простого гражданина, заканчивая производителем; регламентация отношений между устройством и человеком, либо взаимодействие между людьми с помощью устройств.

Вторая модель регулирования отношений в условиях цифровизации «Базовая модель». Данная модель предполагает принятие различных подзаконных актов (например, Республика Беларусь), которые устанавливают краткосрочные и долгосрочные перспективы регулирования отношений в цифровой экономике (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»); формирование специального правового режима деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; предоставление субъектам экономики, использующим цифровые активы различных льгот и преференций от лица государства в качестве поддерживающего стимула цифровизации; привлечение всех субъектов экономики к использованию цифровых активов для взаимодействия.

Третья модель регулирования отношений: «Общенациональная модель». Данная модель получила свое применение в таких странах как Авралия, Эстония и др. В рамках данной модели отношения регулируются на основе национальной стратегии цифровизации экономики (например, в Австралии Digital Economy Strategy от 19.09.2017 г.); адаптируются отношения на основе использования современных цифровых возможностей с постулатом «на благо общества»; обеспечения массовой доступности цифровых активов для граждан и производителей; поддержки бизнеса в использовании новейших цифровых активов; обеспечении безопасности сделок в электронной форме и сохранности передаваемых цифровых данных. При этом, как правило, в таких странах по опыту «институциональной модели» используются активно различные цифровые платформы для анализа потребностей общества, что активно используется не только государством для формирования своей политики, но производителями при реновациях производимого продукта.

Четвертая модель регулирования отношений: «Региональная модель». В рамках данной модели в странах регулирование отношений между субъектами экономики осуществляется на уровне отдельных административно-территориальных единиц (например, Малайзия). Модель предполагает регламентацию таких вопросов, как стимулирование развитие в регионе использования цифровых активов; пропагандирование преимуществ использования цифрового актива. Как таковые, отношения между субъектами экономики в рамках данной модели не регламентируются, а лишь стимулируется сама цифровизация.

Цифровизация экономики охватывает все страны мира, все государства. Цифровизация промышленности, отношений возникающих между субъектами экономики в промышленности, и не только, реализуется в различных странах мира, поскольку данный тренд стал своего рода стимулом в гонке за выживание любой страны на современном этапе развития. Отношения регулируются между субъектами в основном на межгосударственном уровне. Так, например, в Евросоюзе только в 2017 году насчитывалось порядка 30 программ национального и регионального характера, свойственных для различных моделей цифровизации отношений, по промышленной цифровизации.

Рассмотрим какие общенациональные программы цифровизации промышленности существуют в Евросоюзе Австрия – Industrie 4.0 Oesterreich, Бельгия – Made different – Factories of the future, Чехия – Průmysl 4.0, Германия – Industrie 4.0, Smart Networking Strategy,  Digital Agenda, Дания – Manufacturing Academy of Denmark (MADE), Испания – Industria Conectada 4.0, Франция – Alliance pour l’Industrie du Futur/Nouvelle France Industrielle, Венгрия – IPAR4.0 National Technology Initiative, Италия – Industria 4.0 и Fabbrica Intelligente, Люксембург – Digital For Industry Luxembourg, Нидерланды – Smart Industry, Словакия – Smart Industry, Португалия – Indústria 4.0, Швеция – Smart Industry.

Наибольший интерес программ цифровизации представляет программа Нидерландов [2], несмотря на передовиков Евросоюза таких как Великобритания и Германия. Германия между тем является пионером цифровизации промышленности, поскольку еще до общемирового тренда в 2015 году сформировала свою программу цифровизации еще в 2011 году.

Цифровизация промышленности в Нидерландах осуществляется также как и во многих странах при поддержке Правительства, при этом оно ставит следующие ключевые направления во главу угла: рост конкурентоспособности промышленности; рост производительности; рост занятости в промышленности; рост эффективности бизнес-климата промышленных предприятий с привлечением высокотехнологичных инструментов и технологий, в том числе с привлечением высокотехнологичных компаний. Данные аспекты закреплены на высшем уровне власти [1].

Одной из особенностей взаимоотношений между производителями в рамках цифровизации промышленности в Нидерландах является создание экосистем (smart ecosystems). Данные экосистемы  Field Labs направлены на укрепление отношений между производителями и научно-образовательными учреждениями. Практическая значимость экосистем заключается в том, что при поддержке Правительства страны промышленность совместно с малым бизнесом, научными организациями осуществляла экспериментальные разработки, тестирование, коммерческое внедрение на рынок новых продуктов «smart industry». Тем самым, государство способствовало развития открытых отношений между различными субъектами экономики в рамках цифровизации.  В 2019 году таких Field Labs насчитывается порядка 29 шт.

Россия также стремится поддерживать дух цифровизации экономики. Базовые направления цифровизации [3] закреплены в программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

В тоже время, в последнее время ведущие страны мира стремятся найти единые решения по выработке механизмов регулирования отношений и процессов цифровизации. Так, например, Евросоюз формирует единый цифровой рынок Европы (digital single market). Концепция ЕС 2016 года “Digitalsing le market – digitising European industry” сформулировала подходы и инструменты, а также механизмы поддержки цифровизации промышленности [4].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что любая страна мира не упускает шанс в рамках цифровизации. Практически все страны мира стремятся путем институциональных мер закреплять порядок регулирования отношений между производителями. Эффективность данной регламентации оценить возможно будет только спустя время, поскольку эффект от цифровизации требует созревания во времени.

Литература

  1. Guido Landheer (Dutch Ministry of Economic Affairs). Digital revolution in industry. The Dutch approach. http://www.eesc.europa.eu/resources/docs/guido_landheer.pdf
  2. https://www.smartindustry.nl/ – программа цифровизации Нидерландов, официальный сайт
  3. http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf программа цифровизации РФ
  4. http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-16-1409_en.htm