Московский экономический журнал 5/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 334.01

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_5_190

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ РФ НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR REDUCING ADMINISTRATIVE BARRIERS IN THE CONSTRUCTION SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION ON A DIGITAL BASIS

Кощеев Вадим Аркадьевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: npmos@bk.ru

Шаповалов Станислав Владимирович, аспирант, АНО ВО Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, E-mail: st.v.shapovalov@gmail.com

Koshcheev Vadim Arkadeevich, Doctor of Economics, Professor of the Department of construction economics and housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: npmos@bk.ru

Shapovalov Stanislav Vladimirovich, postgraduate student of ANO HE International Banking Institute named after Anatoliy Sobchak, E-mail: st.v.shapovalov@gmail.com

Аннотация. Интенсификация преодоления административных барьеров в строительной сфере РФ началась в 2019 г., когда началась массовая ратификация формальных правил, направленных на оптимизацию регуляторных процедур. Однако в настоящем исследовании доказано, что данной проблематике рекомендуется присвоить характеристику статичности, т.е. она особо актуальна до сих пор. Изменение данной ситуации предположительно будет произведено за счет распространения цифровых технологий в российской экономике. В частности, за счет создания единой среды взаимодействия (среды общих данных) субъектов инвестиционно-строительного цикла РФ.

Abstract. The intensification of overcoming administrative barriers in the construction industry of the Russian Federation began in 2019, when the mass ratification of formal rules aimed at optimizing regulatory procedures began. However, in the present study it has been proved that it is recommended to assign the characteristic of static character to this issue, i.e. it is still very relevant today. This situation will presumably change due to the spread of digital technologies in the Russian economy. In particular, by creating a unified interaction environment (general data environment) of the subjects of the investment and construction cycle of the Russian Federation.

Ключевые слова: институциональные изменения, цифровая экономика, регулирование строительства, административные барьеры, трансакционные издержки

Keywords: institutional changes, digital economy, construction regulation, administrative barriers, transaction costs

Введение

Содействие интенсификации развития реальных системообразующих сфер российской экономики является одним из ключевых направлений государственного регулирования, которое особенно актуально в существующих условиях. Актуальность обоснована необходимостью перехода российской экономики на принципы технологического суверенитета, опережающего развития, устойчивого роста в условиях санкционных ограничений и изменений международных взаимоотношений в целом.

Строительная сфера является одним из драйверов российской экономики. Опираясь на данные Государственного Совета РФ, строительная сфера имела долю в 11% в общем объеме валового внутреннего продукта РФ по итогам 2021 г. По состоянию на 2022 г., рубль, вложенный в строительную сферу, создает мультипликативный эффект в виде 1,47 рубля добавленной стоимости для российской экономики [16] (около 27% от этого значения приходится на бюджет РФ, 34% на фонд оплаты труда, 39% на валовую прибыль). Столь значимые социально-экономические показатели отдачи от инвестиций в строительство интенсивной преследуются государственной структурой РФ. Однако существует ряд барьеров, сдерживающих рост деловой активности в строительстве, одним из таких являются административные барьеры. Подтверждение актуальности проблематики административных барьеров в строительной сфере РФ может быть реализовано за счет анализа некоторой выборки информационных материалов, представленных в таблице 1.

В целом, ключевым направлением обоснования актуальности проведения административной трансформации, выраженной в виде сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла, является стремление РФ к достижению нового ритма строительства [24]. По итогам 2022 г. для российских застройщиков было снижено количество бюрократических процедур на 238 единицы, или в относительном выражении на 24% (было 989 бюрократических процедур, стало 751) [25]. Причем, как видно из табл.1, планируется дальнейшее снижение и этого значения. Также за указанный период начали реализовываться цифровые реестры, содержащие информацию о процедурах, требованиях в строительстве, создана единая информационная система «Стройкомплекс.РФ». То есть, цифровизация рассматривается как одно из направлений по снижению административных направлений в строительстве, в результате чего подчеркивается актуальность заявленной тематики исследования.

Материалы и методы

Одной из фундаментальных задач, возложенных на цифровизацию в строительстве, является обеспечение прозрачности инвестиционно-строительного цикла. Прозрачность инвестиционно-строительного цикла позволит:

  1. Обеспечить визуализацию информационных потоков, создаваемых субъектами инвестиционно-строительного цикла. Это позволит отследить нарастание трансакционных издержек в пространстве-времени с возможностью классификации по различным параметрам. Также это позволит выявить коллизии и (или) дублирование функций государственной структуры при осуществлении надзорной деятельности.
  2. Создать дополнительные стимулы для субъектов инвестиционно-строительного цикла для соблюдения формальных правил. Действуя в рамках формальных правил, субъект, для получения сравнительного преимущества или при подтверждении надлежащего исполнения функций, будет больше ориентирован на производительные способы. Объясняется это тем, что издержки заключения незаконного контракта возрастают, т.к. за счет прозрачности инвестиционно-строительного цикла легче отследить взаимодействие субъектов. В результате чего, субъекты будут повышать конкурентоспособность с соблюдением рыночных принципов.

Специфичность строительной продукции влияет на величину трансакционных издержек. Чем специфичнее продукция, реализуемая в цифровом пространстве, тем выше трансакционные издержки реализации [3]. То есть, реализация (включая все стадии ИСЦ) типовой строительной продукции через Интернет-ресурсы (веб-пространства) будет протекать с относительно меньшими трансакционными издержками. Однако строительная деятельность не ограничивается типовыми проектами, при этом множество специфичных (индивидуальных) требует междисциплинарного взаимодействия при проведении их экспертизы. В результате чего возрастает роль единого информационного пространства для ИСЦ.

Обсуждение

Административные барьеры – это ответная мера государственной структуры на стимулы (цели) коммерческой при осуществлении строительной деятельности. Государственная структура за счет административных мер стремится снизить риски неудовлетворительного качества специфического актива – строительной продукции.  Снижение рисков предполагает реализацию нескольких направлений административных мер: требования к ресурсной базе, повышенная имущественная ответственность строительных организаций, антиципативность преднамеренного банкротства застройщиков, создание стимулов к созданию энергоэффективных зданий и др.

Ответная мера инициирована тем, что соблюсти все вышеуказанные характеристики строительной продукции исключительно в рамках соблюдения правил формальных институтов для коммерческих организаций не является тривиальной задачей. Напротив, присвоение строительной продукции, например, повышенных характеристик энергоэффективности требует существенных капитальных вложений, причем определенная их часть связана НИОКР. С точки зрения наилучшего инвестиционного (строительного) лага для строительной организации оптимальной стратегией будет соблюдение общеобязательных требований, а не ориентация на рекомендательные.

Стремясь создать стимулы строительным организациям все же придерживаться еще и рекомендательным требованиям, государственная структура воздействует на их трансакционные издержки. Трансакционные издержки главным образом связаны с прединвестиционной стадией и процессом государственного строительного надзора (ориентировочная их структура в рамках этапов инвестиционно-строительного цикла (ИСЦ) представлена в табл. 2).

Как видно из табл. 2, трансакционные издержки главным образом распределяются в сторону прединвестиционной стадии. Связано это с тем, что существенный объем издержек приходится на сбор и анализ информации, необходимой для формирования бизнес-плана. Для его составления необходима информация об организационно-экономических и организационно-институциональных механизмах регулирования деятельности в строительстве, поскольку они непосредственным образом влияют на риски и параметры эффективности инвестиционных вложений. Как было показано в табл.1., динамично меняющиеся НПА препятствуют росту деловой активности российских строительных организаций. Из-за частых изменений законодательства у строительных организаций возрастают затраты, связанные с анализом рынка, с пересмотром стратегий развития, планированием производственной деятельности, утверждением модификаций и др. Данные издержки возрастают и у контрагентов строительных организаций, что повлечет за собой увеличение цены их предложения, следовательно, повысит себестоимость заказчиков (в данном случае – строительных организаций). В результате чего создаваемая подобным образом дополнительная добавленная стоимость, в строительстве, не является обязательно отражением роста деловой активности.

Издержки группы «контрактинг» (Б) уступают лишь только тем, что связаны с приобретением информационной осведомленности. Связано это, во-первых, с наличием большого количества инвестиционно-строительных проектов , находящихся на границах периодов, начало которых предполагает изменение, например, индекса-дефлятора сметной стоимости от Минстроя РФ или других показателей. Из-за подобных смещений сроков реализации инвестиционно-строительных проектов возрастают трансакционные издержки, связанные с пролонгированием ратификации контрактов. Во-вторых, на стадии «контрактинг» у строительных организаций возникают издержки, связанные с ожиданием ратификации инвестиционно-строительных проектов субъектами государственной структуры. Причем, чем более «надежная» строительная организация (надежность может характеризоваться следующими параметрами: объем занимаемого рынка, высокие показатели платежеспособности и ликвидности, наличие опыта реализации подобных инвестиционно-строительных проектов и др.), тем меньше трансакционных издержек (данного типа) возникает. Объясняется это тем, что в ином случае растут издержки, связанные с проверкой контрагента, проведением дополнительных переговоров из-за роста рисков срыва контракта и др. В результате чего концентрируется строительный рынок у наиболее крупных его игроков. Актуальным в такой ситуации является разработка механизма, при котором малые, средние и крупные организации рассматриваются как приблизительно одинаковые по уровню риска исполнители. Сделать это возможно за счет увеличения информационной осведомленности государственной структуры о необходимых показателях деятельности малых и средних строительных организациях, что потенциально реализуемо за счет цифровизации.

Существенное снижение трансакционных издержек возможно также за счет реализации потенциала междисциплинарной экспертизы инвестиционно-строительных проектов на основе единого информационного пространства. Вопросы обоснования эффективности существования единого информационного пространства для междисциплинарного проектного взаимодействия отражены в исследованиях как зарубежных ученых [6-10], так и отечественных [2-5, 11, 12, 14]. Однако для цифровизации междисциплинарного взаимодействия необходимо преодоление барьеров, присущих строительной сфере РФ [4, 5,15].

Результаты

Пусть существует некоторый механизм, основанный на цифровизации ИСЦ, имеющий цель снижения административных барьеров строительных организаций. Тогда его структура может быть представлена несколькими блоками цифровизации: административных барьеров, информационной основы субъектов коммерческой структуры, взаимодействия обеих сторон.

Цифровизация административных барьеров предполагает перевод всех требований государственной структуры (общеобязательных и рекомендательных) в электронный вид. Одной из ключевых причин необходимости цифровизации требований является возможность интеграции базы данных государственной структуры в базу данных коммерческой. Последняя получает возможность снижения трансакционных издержек на прединвестиционной стадии за счет оперативного сбора информации об изменениях НПА или о состоянии внешней среды в целом. Существенная экономия трансакционных издержек придется на период массового распространения смарт-контрактов в инвестиционно-строительной сфере РФ, поскольку при осуществлении интеграции баз данных учитываются изменения общеобязательные и рекомендательные требования, а, следовательно, арбитраж будет осуществляться без временных потерь.

Государственная структура РФ уже движется в направлении цифровизации административных барьеров, о чем свидетельствует создание вышеупомянутых реестра общеобязательных требований (от Минстроя РФ) и различных единых информационных систем (например, «Стройкомплекс.РФ»).

Цифровизация информационной основы субъектов коммерческой структуры строительной сферы РФ предполагает создание цифровой тени их деятельности. Однако это не та цифровая тень, что может быть создана коммерческой структурой для управления бизнес-моделью, а некий набор параметров, достаточный для государственной структуры для осуществления ранжирования субъектов ИСЦ. В целом, среди набора параметров могут использоваться данные из методик оценки опыта и деловой репутации, реестра саморегулируемых организаций (СРО) (включая данные, основанные на анализе соответствия кандидата на вступление в СРО внутренним ее требованиям), большие данные из различных платформ и экосистем (ДОМ.РФ, единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), ресурс бухгалтерской финансовой отчетности (БФО) и др.).

Снижение административных барьеров в данном блоке цифровизации объясняется снижением издержек строительных организаций при предоставлении конкурсной документации для государственного заказа, формировании документарной базы для получения заемных средств, при исполнении требований регулятора о предоставлении соответствующей информации для урегулирования конфликтных ситуаций и др.

Цифровизация взаимодействия государственной и коммерческой структур предполагает на основании двух указанных выше блоков создать среду общих данных (электронного взаимодействия). Среда общих данных, во-первых, позволяет создать архив инвестиционно-строительных проектов, позволяющий:

  1. Провести анализ цифрового следа каждого субъекта ИСЦ (в процессе исполнения им функциональных обязанностей), на основании которого выявить излишние информационные потоки (коммуникации), коллизии НПА (дублирование требований, процедур), отклонения от формальных правил и др. Наличие архива необходимо, чтобы была возможность принимать решения на основании репрезентативной выборки, а не опираясь на единый случай. То есть, можно на основании архива инвестиционно-строительных проектов выявить тренды и тенденции, связанные с наличием административных барьеров. Тем самым, снижение административных барьеров в строительстве потенциально может реализовываться на основе принципов антиципативности и превентивности.
  2. Снизить временные издержки при проведении арбитража (судебного разбирательства), вызванного, например, необходимостью разрешения спора по причине отклонения одного из субъектов ИСЦ от формальных правил. Цифровой след позволит визуализировать коммуникации всех субъектов в рамках ИСЦ, за счет чего с меньшими трансакционными издержками будут выявляться нарушения (и их инициаторы) контрактных и (или) договорных отношений.

Во-вторых, среда общих данных позволяет в большей степени реализовать потенциал междисциплинарного подхода к менеджменту инвестиционно-строительных проектов. Объясняется это тем, что снижается информационная асимметричность (так как уже произведена интеграция первых двух блоков цифровизации ИСЦ, описанных выше), следовательно, снижаются трансакционные издержки на проведение междисциплинарной экспертизы проекта. Поскольку ее исполнителям предоставлено относительно больше необходимой информации, за счет чего сокращается время на сбор информации (теперь в меньшей степени необходимо запрашивать дополнительные данные для проведения экспертизы). Таким образом, у строительных организаций усиливаются стимулы к реализации высококачественных и инновационных инфраструктурных и градообразующих проектов.

Реализация междисциплинарной экспертизы в рамках ИСЦ сопряжена с определенным объемом административных издержек (барьеров), которые связаны со стремлением обеспечить сохранность государственной, научной и (или) коммерческой тайн. Создание общей среды данных сопряжено с наличием прозрачности взаимодействия субъектов, следовательно, издержки (и риски) отклонения от формальных правил резко возрастают. В результате чего государственная структура может снизить степень контроля междисциплинарных экспертиз, что сократит продолжительность ИСЦ.  Сокращение инициировано снижением издержек, связанных с этапами контроля, экспертизы и ратификации (утверждения) инвестиционно-строительных проектов.

Государственная структура РФ постепенно создает инфраструктуру реализации указанной выше среды общих данных в строительстве. Так, помимо уже упомянутых «Стройкомплекс.РФ», «реестра требований Минстроя», создаются и развиваются экосистемы «Минстроя РФ» [26], «ДОМ.РФ» [27], «Единая информационная система в сфере закупок» и др.

Также создание единой среды данных позволит усилить стимулы и заинтересованность участия граждан в обсуждении градообразующих (инфраструктурных) проектов. Подтверждение актуальности тематики низкой степени участия граждан РФ в обсуждении подобных проектов представлено как в научном поле [13], так и в профессиональном сообществе [28]. Одной из причин влияния цифровизации на стимулы граждан РФ станет снижение их трансакционных издержек, возникающих с момента появления жалоб, заканчивая их решением. Население РФ за счет увеличения стимулов к участию в обсуждении инфраструктурных проектов может усилить свое влияние на институциональные соглашения. Так, если их участие в значительной мере увеличится, то они станут полноценными носителями спроса на рекомендательные требования государственной структуры (как правило, эти требования гармонизируются с интересами граждан РФ). В результате чего, цифровизация (создаваемая за счет нее прозрачность ИСЦ) создает дополнительные дисциплинарные ограничения для строительных организаций. Эти ограничения повышают издержки отклонения от формальных правил, следовательно, усиливают стимулы к «добросовестной» (рыночной) конкуренции. Также цифровизация позволит с меньшими издержками предоставлять сведения о проведенных общественных слушаниях (формирование, оформление, отправка протоколов), организовывать и проводить их. Из-за наличия цифрового (электронного) взаимодействия большинство результатов регламентных (контрольно-надзорных) процедур могут быть автоматически сформированы в типовой документ.

Ограничением выдвигаемой концепции служит наличие административных барьеров, связанных с реализацией цифровизации ИСЦ в РФ, в  частности, с требованиями по работе с персональными данными. То есть, они дополнят существующие, что также необходимо учитывать при разработке механизма оптимизации регуляторных мер для снижения административных барьеров в строительстве РФ.

Список источников

  1. Иванов, С.Н., Асаул, А.Н. Структура трансакционных издержек в рамках этапов инвестиционно-строительного цикла. URL: http://асаул.рф/upload/iblock/b3a/b3abff9c2b41d35b131228809b1424apdf (дата обращения: 22.03.2023).
  2. Асаул, А.Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счёт оптимизации информационного пространства / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов; под ред. Заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула — СПб: АНО ИПЭВ, 2008. – С. 124-199.
  3. Березин, А.О. Методика определения необходимости интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы строительной организации / А. О. Березин, Р. Р. Козаков // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 4(87). – С. 152-153.
  4. Шамсутдинова, А.Р. Развитие методов стимулирования цифровой трансформации строительной сферы в Российской Федерации / А. Р. Шамсутдинова, Р. Р. Козаков // Вестник гражданских инженеров. – 2022. – № 5(94). – С. 148-150.
  5. Шамсутдинова, А.Р. Цифровые экосистемы как способ цифровой трансформации строительной сферы РФ / А. Р. Шамсутдинова, Р. Р. Козаков // Управленческий учет. – 2022. – № 8-1. – С. 78-80.
  6. Tan, Y.J., Maaz, Z.N., Bandi, S., Palis, P.A. (2023). Common Data Environment: Bridging the Digital Data Sharing Gap Among Construction Organizations. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-25274-7_27#citeas (дата обращения: 26.03.2023).
  7. Munawar, H.S., Ullah, F., Qayyum, S., Shahzad, D. Big Data in Construction: Current Applications and Future Opportunities. Big Data Cogn. Comput.2022, 6, 18. URL: https://www.mdpi.com/2504-2289/6/1/18 (дата обращения: 26.03.2023).
  8. Gan, X., Jia, J., Le, Y., Hu, Y. (2023). Transforming vertical leadership into shared leadership in infrastructure project teams: a dual-pathway perspective. URL:https://www.researchgate.net/publication/369376856_Transforming_vertical_leadership_into_shared_leadership_in_infrastructure_project_teams_a_dual-pathway_perspective (дата обращения: 26.03.2023).
  9. Agredo Delgado, V., Ruiz, P., Mon, A., Collazos, C., Moreira, F., Fardoun, H. (2022). Applying a process for the shared understanding construction in computer-supported collaborative work: an experiment. URL:https://www.researchgate.net/publication/350949430_Applying_a_process_for_the_shared_understanding_construction_in_computer-supported_collaborative_work_an_experiment (дата обращения: 26.03.2023).
  10. Agredo Delgado, V., Ruiz, P., Mon, A., Collazos, C., Moreira, F., Fardoun, H. (2020). Validating the Shared Understanding Construction in Computer Supported Collaborative Work in a Problem-Solving Activity. URL:https://www.researchgate.net/publication/341449477_Validating_the_Shared_Understanding_Construction_in_Computer_Supported_Collaborative_Work_in_a_Problem-Solving_Activity (дата обращения: 26.03.2023).
  11. Долженко, А.И. Анализ систем цифровизации процессов внутреннего контроля в строительных организациях / А. И. Долженко // Информатизация в цифровой экономике. – 2022. – Т. 3, № 3. – С. 161-176.
  12. Райков А.Н., Жабинская В.П., Перескоков И.С., Табаков К.В. Интегрированная информационная система в сфере науки для поддержки междисциплинарных коллабораций // Цифровая экономика. 2022. № 3. С. 35-44.
  13. Сафарова М. Д. Участие граждан в градорегулировании: теория и практика законодательного обеспечения //Городские исследования и практики. – 2021. – Т. 6. – №. 2. – С. 65-83.
  14. Аблязов, Т. Х. Концепция применения междисциплинарного подхода к реализации проектов по формированию комфортной среды жизни человека в условиях цифровой экономики / Т. Х. Аблязов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 2. – С. 5-8.
  15. Цветков Ю.А. Классификация проблем функционирования системы государственного строительного заказа // В сборнике: Актуальные проблемы строительной отрасли и образования — 2021. Сборник докладов Второй Национальной научной конференции. Москва, 2022. С. 1110-1117.
  16. Стратегия развития стройотрасли и ЖКХ является самоокупаемой – Хуснуллин. URL: https://realty.interfax.ru/ru/news/articles/137197/ (дата обращения: 24.03.2023).
  17. Минстрой готовится к ведению реестра документов. URL: https://pravdaosro.ru/news/minstroy-gotovitsya-k-vedeniyu-reestra/ (дата обращения: 24.03.2023).
  18. НОСТРОЙ активизирует борьбу с административными барьерами в строительстве. URL: https://pravdaosro.ru/news/nostroy-aktiviziruet-borbu-s-admini/ (дата обращения: 24.03.2023).
  19. Строительный комплекс РФ. URL: https://stroi.gov.ru/ (24.03.2023).
  20. В законодательство внесены изменения, устраняющие избыточные административные барьеры в строительстве. URL: http://www.special.kremlin.ru/acts/news/70279 (дата обращения: 24.03.2023).
  21. Административные барьеры в строительстве глазами московских застройщиков (Москва, 2020 г.). URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/2020-10-21_Zastroishchiki.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
  22. Административные процедуры и барьеры в строительстве. URL: https://nostroy.ru/news_files/2019/06/21/2_2%20__Орлова%20адмпроцедуры.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
  23. Доклад Госсовета РФ о стратегии развития строительства и ЖКХ (июнь, 2022 г.). URL: http://ancb.ru/files/ck/1655813773_Strategiya_razvitiya_stroitelnoy_otrasli_i_ZhKH_do_2030_g.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
  24. Итоги 2022 г. по деятельности стройкомплекса РФ. URL: https://stroi.gov.ru/?news=1074 (дата обращения: 24.03.2023).
  25. Минстрой формирует комплексную цифровую экосистему. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/219952/2022-04-22/2022-w16/minstroy-formiruet-kompleksnuyu-cifrovuyu-ekosistemu-otrasli (дата обращения: 26.03.2023).
  26. ДОМ.РФ создаст функциональную экосистему. URL: https://ru-bezh.ru/gossektor/news/22/04/04/dom-rf-predstoit-sozdat-funkczionalnuyu-ekosistemu-dlya-formirov (дата обращения: 26.03.2023).
  27. Стройке нужен компромисс. URL: https://rg.ru/2022/12/21/reg-szfo/strojke-nuzhen-kompromiss.html (дата обращения: 26.03.2023).

References

  1. Ivanov, S.N., Asaul, A.N. Struktura transakcionny`x izderzhek v ramkax e`tapov investicionno-stroitel`nogo cikla. URL: http://asaul.rf/upload/iblock/b3a/b3abff9c2b41d35b131228809b1424a2.pdf (data obrashheniya: 22.03.2023).
  2. Asaul, A.N. Snizhenie transakcionny`x zatrat v stroitel`stve za schyot optimizacii informacionnogo prostranstva / A. N. Asaul, S. N. Ivanov; pod red. Zasluzhennogo stroitelya RF, d-ra e`kon. nauk, prof. A.N. Asaula — SPb: ANO IPE`V, 2008. – S. 124-199.
  3. Berezin, A.O. Metodika opredeleniya neobxodimosti integracii cifrovy`x texnologij v biznes-processy` stroitel`noj organizacii / A. O. Berezin, R. R. Kozakov // Vestnik grazhdanskix inzhenerov. – 2021. – № 4(87). – S. 152-153.
  4. Shamsutdinova, A.R. Razvitie metodov stimulirovaniya cifrovoj transformacii stroitel`noj sfery` v Rossijskoj Federacii / A. R. Shamsutdinova, R. R. Kozakov // Vestnik grazhdanskix inzhenerov. – 2022. – № 5(94). – S. 148-150.
  5. Shamsutdinova, A.R. Cifrovy`e e`kosistemy` kak sposob cifrovoj transformacii stroitel`noj sfery` RF / A. R. Shamsutdinova, R. R. Kozakov // Upravlencheskij uchet. – 2022. – № 8-1. – S. 78-80.
  6. Tan, Y.J., Maaz, Z.N., Bandi, S., Palis, P.A. (2023). Common Data Environment: Bridging the Digital Data Sharing Gap Among Construction Organizations. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-25274-7_27#citeas (data obrashheniya: 26.03.2023).
  7. Munawar, H.S., Ullah, F., Qayyum, S., Shahzad, D. Big Data in Construction: Current Applications and Future Opportunities. Big Data Cogn. Comput. 2022, 6, 18. URL: https://www.mdpi.com/2504-2289/6/1/18 (data obrashheniya: 26.03.2023).
  8. Gan, X., Jia, J., Le, Y., Hu, Y. (2023). Transforming vertical leadership into shared leadership in infrastructure project teams: a dual-pathway perspective. URL: https://www.researchgate.net/publication/369376856_Transforming_vertical_leadership_into_shared_leadership_in_infrastructure_project_teams_a_dual-pathway_perspective (data obrashheniya: 26.03.2023).
  9. Agredo Delgado, V., Ruiz, P., Mon, A., Collazos, C., Moreira, F., Fardoun, H. (2022). Applying a process for the shared understanding construction in computer-supported collaborative work: an experiment. URL: https://www.researchgate.net/publication/350949430_Applying_a_process_for_the_shared_understanding_construction_in_computer-supported_collaborative_work_an_experiment (data obrashheniya: 26.03.2023).
  10. Agredo Delgado, V., Ruiz, P., Mon, A., Collazos, C., Moreira, F., Fardoun, H. (2020). Validating the Shared Understanding Construction in Computer Supported Collaborative Work in a Problem-Solving Activity. URL: https://www.researchgate.net/publication/341449477_Validating_the_Shared_Understanding_Construction_in_Computer_Supported_Collaborative_Work_in_a_Problem-Solving_Activity (data obrashheniya: 26.03.2023).
  11. Dolzhenko, A.I. Analiz sistem cifrovizacii processov vnutrennego kontrolya v stroitel`ny`x organizaciyax / A. I. Dolzhenko // Informatizaciya v cifrovoj e`konomike. – 2022. – T. 3, № 3. – S. 161-176.
  12. Rajkov A.N., Zhabinskaya V.P., Pereskokov I.S., Tabakov K.V. Integrirovannaya informacionnaya sistema v sfere nauki dlya podderzhki mezhdisciplinarny`x kollaboracij // Cifrovaya e`konomika. 2022. № 3. S. 35-44.
  13. Safarova M. D. Uchastie grazhdan v gradoregulirovanii: teoriya i praktika zakonodatel`nogo obespecheniya //Gorodskie issledovaniya i praktiki. – 2021. – T. 6. – №. 2. – S. 65-83.
  14. Ablyazov, T. X. Koncepciya primeneniya mezhdisciplinarnogo podxoda k realizacii proektov po formirovaniyu komfortnoj sredy` zhizni cheloveka v usloviyax cifrovoj e`konomiki / T. X. Ablyazov // Sovremennaya nauka: aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki. Seriya: E`konomika i pravo. – 2021. – № 2. – S. 5-8.
  15. Czvetkov Yu.A. Klassifikaciya problem funkcionirovaniya sistemy` gosudarstvennogo stroitel`nogo zakaza // V sbornike: Aktual`ny`e problemy` stroitel`noj otrasli i obrazovaniya — 2021. Sbornik dokladov Vtoroj Nacional`noj nauchnoj konferencii. Moskva, 2022. S. 1110-1117.
  16. Strategiya razvitiya strojotrasli i ZhKX yavlyaetsya samookupaemoj – Xusnullin. URL: https://realty.interfax.ru/ru/news/articles/137197/ (data obrashheniya: 24.03.2023).
  17. Minstroj gotovitsya k vedeniyu reestra dokumentov. URL: https://pravdaosro.ru/news/minstroy-gotovitsya-k-vedeniyu-reestra/ (data obrashheniya: 24.03.2023).
  18. NOSTROJ aktiviziruet bor`bu s administrativny`mi bar`erami v stroitel`stve. URL: https://pravdaosro.ru/news/nostroy-aktiviziruet-borbu-s-admini/ (data obrashheniya: 24.03.2023).
  19. Stroitel`ny`j kompleks RF. URL: https://stroi.gov.ru/ (24.03.2023).
  20. V zakonodatel`stvo vneseny` izmeneniya, ustranyayushhie izby`tochny`e administrativny`e bar`ery` v stroitel`stve. URL: http://www.special.kremlin.ru/acts/news/70279 (data obrashheniya: 24.03.2023).
  21. Administrativny`e bar`ery` v stroitel`stve glazami moskovskix zastrojshhikov (Moskva, 2020 g.). URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/2020-10-21_Zastroishchiki.pdf (data obrashheniya: 24.03.2023).
  22. Administrativny`e procedury` i bar`ery` v stroitel`stve. URL: https://nostroy.ru/news_files/2019/06/21/2_2%20__Orlova%20admprocedury`.pdf (data obrashheniya: 24.03.2023).
  23. Doklad Gossoveta RF o strategii razvitiya stroitel`stva i ZhKX (iyun`, 2022 g.). URL: http://ancb.ru/files/ck/1655813773_Strategiya_razvitiya_stroitelnoy_otrasli_i_ZhKH_do_2030_g.pdf (data obrashheniya: 24.03.2023).
  24. Itogi 2022 g. po deyatel`nosti strojkompleksa RF. URL: https://stroi.gov.ru/?news=1074 (data obrashheniya: 24.03.2023).
  25. Minstroj formiruet kompleksnuyu cifrovuyu e`kosistemu. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/219952/2022-04-22/2022-w16/minstroy-formiruet-kompleksnuyu-cifrovuyu-ekosistemu-otrasli (data obrashheniya: 26.03.2023).
  26. DOM.RF sozdast funkcional`nuyu e`kosistemu. URL: https://ru-bezh.ru/gossektor/news/22/04/04/dom-rf-predstoit-sozdat-funkcionalnuyu-ekosistemu-dlya-formirov (data obrashheniya: 26.03.2023).
  27. Strojke nuzhen kompromiss. URL: https://rg.ru/2022/12/21/reg-szfo/strojke-nuzhen-kompromiss.html (data obrashheniya: 26.03.2023).

Для цитирования: Кощеев В.А., Шаповалов С.В. Снижение административных барьеров в строительной сфере РФ на цифровой основе // Московский экономический журнал. 2023. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2023/

© Кощеев В.А., Шаповалов С.В. Снижение административных барьеров в строительной сфере РФ на цифровой основе // Московский экономический журнал. 2023. № 5.