Московский экономический журнал 5/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.117

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_5_191

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

DEVELOPMENT OF PROCEDURES FOR DETERMINING A CONTRACTOR TO FULFILL A STATE CONSTRUCTION ORDER

Цветков Юрий Александрович, аспирант кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Tsvetkov Yuriy Alexandrovich, postgraduate student (applicant) of the Department of Economics of Construction and Housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Аннотация. В статье затронут вопрос совершенствования процедур определения подрядчиков для выполнения строительных работ в рамках государственного строительного заказа. Охарактеризованы существующие процедуры проведения торгов в контрактной системе в сфере государственных закупок. Определена проблематика закупки строительных работ для обеспечения удовлетворения государственных нужд, на основе которой предложены меры по развитию таких способов определения подрядчиков, как закупка у единственного поставщика, электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме.

Abstract. The article touches upon the issue of improving the procedures for determining contractors to perform construction work within the framework of the state construction order. The existing bidding procedures in the contract system in the field of public procurement are characterized. The problems of procurement of construction works to ensure satisfaction of state needs are determined, on the basis of which measures are proposed for the development of such methods of determining contractors as procurement from a single supplier, electronic auction, open tender in electronic form.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, закупка у единственного поставщика, электронный аукцион, открытый конкурс, государственный строительный заказ, государственный контракт

Keywords: public procurement, contract system, procurement from a single supplier, electronic auction, open tender, state construction order, state contract

Государственный заказ представляет собой механизм, посредством применения которого, становится возможным удовлетворить различные общественные нужды путем закупки за счет бюджетных средств необходимых товаров, работ и услуг. Основной нормативно-правовой акт, которым предусмотрено регулирование отношений субъектов, реализующих госзаказ является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Законодательством декларируется несколько этапов осуществления государственных закупок [1]:

  1. Планирование (составление планов-графиков закупок).
  2. Организация (осуществление процедур определения исполнителей контрактов и последующее их подписание)
  3. Выполнение обязательств в рамках контрактов
  4. Мониторинг, аудит и контроль закупок.

В данной статье фокус внимания будет направлен на второй этап закупочного процесса, а именно организацию торгов. В статье 24 44-ФЗ определены 4 способа проведения закупки [1]:

  1. Закупка у единственного поставщика. Максимальная сумма контракта в данном случае составляет 600 тысяч рублей. Также заказчики имеют право использовать неконкурентный способ при закупке жилищно-коммунальных услуг, других услуг у субъектов естественных монополий, закупая культурные ценности, товары, работы, услуги экстренной медицинской помощи и другие блага, указанные в ст. 93. 44-ФЗ.
  2. Электронный аукцион. При данном способе закупки заказчиком оценивается только лишь ценовой показатель предложения поставщиков, победителем признается участник торгов, предложивший наименьшую цену в ходе снижения.
  3. Открытый конкурс в электронной форме. Конкурсные процедуры подразумевают оценку не только цены предложения, но и других неценовых критериев, таких, как опыт и квалификация участников торгов.
  4. Запрос котировок в электронной форме. Производится запрос цен поставщиков и выбирается участник, предложивший наименьшую. В отличие от аукциона, процесс торгов не предусмотрен.

Отметим, что конкурентные способы осуществляются, как в открытой форме, так и в закрытом и ограниченном формате.

Контрактной системой в сфере государственных закупок предусмотрен и поощряется принцип экономии бюджетных средств. Для реализации данного принципа и предусмотрены конкурентные процедуры, предусматривающие, в основном, снижение цены предложения. Однако, такое положение дел зачастую приводит к отрицательным последствиям, таким как демпинг, недостаток средств и ресурсов для выполнения контракта, срыв процедур определения поставщика и т.д. [2,3] Особенно ярко данные последствия отражаются при закупке строительных работ для обеспечения государственных нужд. Строительство составляет до 38% [4] в общем объеме государственных закупок, являясь стратегически важной сферой для национальной экономики и обладая специфическими чертами, такими как трудоемкость, материалоемкость, длительность производственного процесса и т.д.

По мнению ряда ученых и практиков излишнее снижение цен при закупке строительных работ становится губительным для государственного строительного заказа, приводит к невозможности выполнения своих обязательств подрядчиком [5,6,7,8]. Счетная палата РФ сообщает, что на конец 2019 года в России числится 74,6 тысяч объектов государственного строительного заказа, которые так и не были достроены [9]. Одной из причин таких событий, в том числе является несовершенство процедур определения подрядчика. В связи с этим, автором данной работы изложены предложения по совершенствованию процедур определения подрядчика, которые будут рассмотрены ниже.

Закупка у единственного поставщика

Предлагается повысить предельную цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком в строительстве до 3 млн. рублей. Причем объем годовой объем таких закупок у определенных категорий подрядчиков из реестра добросовестных поставщиков оставить без ограничений.

Для выявления категорий подрядчиков, целесообразно вычислять их рейтинг по трем укрупненным группам показателей: нормативно-правовым (L), экономическим (E) и качественным (Q). Следующим шагом является ранжирование организаций в рейтинге. Предлагается определить три категории участников рейтинга: «абсолютные лидеры», «лидирующие», «догоняющие», в рамках пробного этапа внедрения реестра определить данные группы равнозначными (по 33,3% каждая). Таким образом, на данном этапе рекомендуется не ограничивать совокупный объем закупок у единственного поставщика, в случае подписания контрактов с «абсолютными лидерами» и «лидирующими» организациями. Порядок вычисления рейтинга представлен на рисунке 1.

Рассмотренный подход позволит вызвать интерес у подрядчиков к участию в реестре добросовестных поставщиков, а также стимулирует организации к развитию определенных экономических показателей. Условия внесения подрядчиков в рассматриваемый реестр: наличие опыта выполнения государственных контрактов в строительстве; отсутствие претензий со стороны заказчиков, при исполнении контрактов; предоставление необходимой информации для вычисления значений в рейтинге.

Электронный аукцион

Ввиду сложившейся тенденции излишнего снижений НМЦК участниками государственного строительного заказа, а также с целью развития антидемпинговых мер в контрактной системе, нами разработана антидемпинговая методика, рекомендуемая к применению.

Предлагаемая антидемпинговая методика основана на:

  • выделении двух областей снижения цены контракта границей 1-й допустимой области является Сметная прибыль, границей 2-й рискованной области является сумма сметной прибыли и накладных расходов.
  • при переходе уровня снижения ценовых предложений в рискованную область, предлагается их оценивать с учетом k корректировки цены заявки.
  • также на основе представленной ранее классификации объектов ГСЗ, предлагается не допускать снижения цены ниже сметной прибыли при реализации контрактов со средней и высокой степенью значимости (рисунок 2).

Таким образом, вычисление баллов по ценовым предложениям участников электронных аукционов с использованием антидемпинговой методики будет иметь вид:

где:

Цi — предложение i-го участника закупки;

Цmin —  минимальное из предложений участников;

kкц – коэффициент корректировки цены заявки

Алгоритм применения антидемпинговой методики представлен на рисунке 3.

Открытый конкурс в электронной форме

Постановлением Правительства №2604 установлено следующее:

  • для оценки неценовых критериев при закупке строительных работ не применяются критерии «б» и «в» пункта 3, а именно расходы и характеристики объекта закупки.
  • к применению при оценке неценовых критериев в строительстве назначен критерий «г» пункта 3 – квалификация участников закупки, причем из трех подкритериев квалификации обязательным к применению узаконен лишь один пункт «в», который означает наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Перечислим все подкритерии, относящиеся к квалификации участников конкурсов:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Также в соответствии с пунктом 28 ПП №2604 28. В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

С целью совершенствования неценовой конкуренции на рынке государственного строительного заказа, а также стимулирования развития потенциала подрядчиков, в данной работе сформированы предложения по внесению изменений в существующий порядок оценки строительных организаций по неценовым критериям (рисунок 4).

Предложения заключаются в следующем:

  1. Существующие показателей подкритерия «опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» общая цена исполненных договоров, общее количество выполненных договоров, наибольшая цена одного из исполненных договоров учитывать только в части исполненных контрактов без претензий со стороны заказчика в ходе выполнения работ.
  2. Дополнить перечень детализирующих показателей подкритерия «опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» показателем трудоемкости исполненных контрактов.
  3. Внедрить обязательным к применению еще один показатель оценки квалификации участников. В данном случае предусматривается возможность выбора заказчиком второго обязательного критерия оценки: наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов или наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  4. Дополнить детализирующий показатель подкритерия «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов», а именно, оценивать машины и оборудование для производства работ с учетом коэффициента износа.
  5. Дополнить детализирующий показатель подкритерия «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.», а именно подтверждением официального трудоустройства всех трудовых ресурсов, задействованных в выполнении контракта.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предложенные в исследовании меры по развитию способов определения подрядчиков для выполнения работ в рамках государственного строительного заказа направлены на упрощение процесса выполнения малых строительных работ (до 3 млн. руб.), минимизацию транзакционных издержек, повышение надежности выполнения контрактов, снижения рисков возникновения демпинга и развитие неценовых критериев оценки строительных организаций.

Список источников

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  2. Цветков Ю.А. Классификация проблем функционирования системы государственного строительного заказа // В сборнике: Актуальные проблемы строительной отрасли и образования — 2021. Сборник докладов Второй Национальной научной конференции. Москва, 2022. С. 1110-1117.
  3. Цветков Ю.А. Демпинг как один из факторов риска невыполнения контрактов в сфере государственных закупок // В сборнике: Управление рисками: проблемы и решения (РИСК’Э-2022). материалы VIII научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2022. С. 313-317.
  4. Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Инфраструктурные изменения механизма государственного строительного заказа // В сборнике: Экономика и управление в строительстве: сохраняя прошлое, создаем будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 62-71.
  5. Брезгина Л. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Механизм управления стоимостью инвестиционно-строительных проектов на этапе проведения подрядных торгов.
  6. Лаврова Т.Г., Асташов А.Н. Современные инструменты повышения эффективности государственных закупок в дорожном строительстве региона // Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019, С. 141-148.
  7. Кощеев В.А., Цветков Ю.А., Гвоздев В.С. Выявление проблем реализации национальных проектов с помощью инструмента государственного строительного заказа // Экономика и предпринимательство. 2021. № 11 (136). С. 120-123.
  8. Аблязов Т.Х., Ширшиков С.П., Александрова Е.Б. Роль государства и частного сектора в реализации экономического потенциала строительной сферы // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 5.
  9. Счетная палата насчитала недостроенных объектов на 5 трлн рублей. URL:https://www.gazeta.ru/business/2020/11/18/13365463.shtml?ysclid=lcw25gel89642909602

References

  1. Federal`ny`j zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x nuzhd» ot 05.04.2013 N 44-FZ.
  2. Czvetkov Yu.A. Klassifikaciya problem funkcionirovaniya sistemy` gosudarstvennogo stroitel`nogo zakaza // V sbornike: Aktual`ny`e problemy` stroitel`noj otrasli i obrazovaniya — 2021. Sbornik dokladov Vtoroj Nacional`noj nauchnoj konferencii. Moskva, 2022. S. 1110-1117.
  3. Czvetkov Yu.A. Demping kak odin iz faktorov riska nevy`polneniya kontraktov v sfere gosudarstvenny`x zakupok // V sbornike: Upravlenie riskami: problemy` i resheniya (RISK’E`-2022). materialy` VIII nauchno-prakticheskoj konferencii s zarubezhny`m uchastiem. Sankt-Peterburg, 2022. S. 313-317.
  4. Koshheev V.A., Czvetkov Yu.A. Infrastrukturny`e izmeneniya mexanizma gosudarstvennogo stroitel`nogo zakaza // V sbornike: E`konomika i upravlenie v stroitel`stve: soxranyaya proshloe, sozdaem budushhee. Materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2020. S. 62-71.
  5. Brezgina L. V. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk. Mexanizm upravleniya stoimost`yu investicionno-stroitel`ny`x proektov na e`tape provedeniya podryadny`x torgov.
  6. Lavrova T.G., Astashov A.N. Sovremenny`e instrumenty` povy`sheniya e`ffektivnosti gosudarstvenny`x zakupok v dorozhnom stroitel`stve regiona // Problemy` razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny`x statej 4-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yugo-Zapadny`j gosudarstvenny`j universitet. 2019, S. 141-148.
  7. Koshheev V.A., Czvetkov Yu.A., Gvozdev V.S. Vy`yavlenie problem realizacii nacional`ny`x proektov s pomoshh`yu instrumenta gosudarstvennogo stroitel`nogo zakaza // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2021. № 11 (136). S. 120-123.
  8. Ablyazov T.X., Shirshikov S.P., Aleksandrova E.B. Rol` gosudarstva i chastnogo sektora v realizacii e`konomicheskogo potenciala stroitel`noj sfery` // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 5.
  9. Schetnaya palata naschitala nedostroenny`x ob«ektov na 5 trln rublej. URL:https://www.gazeta.ru/business/2020/11/18/13365463.shtml?ysclid=lcw25gel89642909602

Для цитирования: Цветков Ю.А. Развитие процедур определения подрядчика для выполнения государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2023-2/

© Цветков Ю.А. Развитие процедур определения подрядчика для выполнения государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. № 5.