Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_121

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

PEDAGOGICAL INNOVATIONS AND THEIR APPLICATION IN HIGHER EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF THE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES

Тихомирова Галина Владимировна, к.и.н., Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (ВИПЭ ФСИН России), доцент кафедры философии и истории, galikt@mail

Мурзагалина Гульназ Миннуловна, Кандидат экономических наук,Кафедра экономики и управления, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,g.m.murzagalina@strbsu.ru

Уварова Людмила Николаевна, Кандидат психологических наук, Кафедра психолого-педагогического образования, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, uvarovsergey@yahoo.com

Клычкова Ольга Владимировна, старший преподаватель ФГБОУ ВО РГУТИС, Подольск

Федорихин Валерий Владимирович, старший преподаватель ФГБОУ ВО ВолгГТУ ИАС, Волгоградский государственный технический университет, институт архитектурно-строительный, Волгоград

Tikhomirova Galina Vladimirovna, PhD, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia (VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia), Associate Professor of the Department of Philosophy and History, galikt@mail

Murzagalina Gulnaz Minnulovna, Candidate of Economic Sciences,Department of Economics and Management,Sterlitamak Branch of Bashkir State University,g.m.murzagalina@strbsu.ru

Uvarova Lyudmila Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Department of Psychological and Pedagogical Education, Sterlitamak branch Bashkir State University,uvarovsergey@yahoo.com

Klychkova Olga Vladimirovna, Senior lecturer at RGUTIS, Podolsk

Fedorikhin Valery Vladimirovich, Senior Lecturer of the Volga State Technical University, Volgograd State Technical University, Institute of Architecture and Construction, Volgograd

Аннотация. В статье рассматриваются особенности педагогических инноваций и их применения в высшей школе в рамках изучения экономических дисциплин. Автор отмечает, что технический прогресс и его быстрое развитие положительно повлияли на промышленный сектор и различные сферы производства и услуг. Одним из секторов услуг, получивших наибольшую пользу, было образование, особенно то коснулось преподавания дисциплин в области экономики.  В этом секторе внедрение современных и новых технологий в сочетании с инновационными педагогическими процедурами и передовым опытом известно как «Образование 4.0». Реализация инноваций в области образования в сфере экономики осуществляется в свете ряда компонентов таких, как  компетенции, методы обучения, информационные и коммуникационные технологии и пр. Обращения к данным компонентам вызваны интенсивным технологическим прогрессом и необходимостью развивать основные компетенции у современных  студентов-экономистов, поощрять их к техническому, технологическому, аналитическому развитию и способности критически мыслить.

Abstract. The article discusses the features of pedagogical innovations and their application in higher education in the framework of the study of economic disciplines. The author notes that technological progress and its rapid development have had a positive impact on the industrial sector and various spheres of production and services. One of the service sectors that benefited the most was education, especially the teaching of disciplines in the field of economics. In this sector, the introduction of modern and new technologies combined with innovative pedagogical procedures and best practices is known as «Education 4.0». The implementation of innovations in the field of education in the field of economics is carried out in the light of a number of components such as competencies, teaching methods, information and communication technologies, etc. Appeals to these components are caused by intensive technological progress and the need to develop the core competencies of modern economics students, encourage them to technical, technological, analytical development and the ability to think critically.

Ключевые слова: педагогические инновации, высшая школа, экономические дисциплины, образование 4.0

 Keywords: pedagogical innovations, higher school, economic disciplines, education 4.0

В последние годы термину «Образование 4.0» придается высокая актуальность разными авторами, осмысляющими его в соответствии с известными периодами четырех промышленных революций. Соответственно, было проанализировано, как эволюция технологий повлияла на сектор образования с течением времени. Следовательно, педагогика, философия обучения, образовательные модели, источники информации, методы обучения, а также роли студентов и преподавателей были включены в концепции[3]. В настоящее время отмечается, что методологии, практики и мероприятия стремятся персонализировать процессы генерации знаний и передачи информации и сделать их более эффективными, доступными и гибкими. Поэтому в настоящее время появились образовательные инновационные проекты для решения актуальных образовательных задач [1].

Следовательно, образовательные учреждения, в том числе и экономического профиля, исследовательские центры и университеты, поддерживают и поощряют преподавателей и исследователей, чтобы они возглавляли инициативы и проекты в области образовательных инноваций и разрабатывали новые практики, методологии и прикладные технологии [2]. Было определено, что эти инициативы и проекты должны соответствовать потребностям и требованиям образовательных учреждений, чтобы реагировать на текущие социальные условия, рассматривая технологические мегатенденции как движущие силы для достижения инновационных решений. Эти инновационные решения улучшат процессы преподавания и обучения в области экономических дисциплин и процессы управления и создадут желаемую среду для основных педагогических процедур.

Таким образом, эти инновационные решения были реализованы в больших масштабах для новых программ преподавания и обучения в высшем образовании, в том числе – и экономического профиля,  включая программы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни. Также появились новые программы дистанционного обучения, в основном использующие возможности подключения цифровизации и платформ виртуализации. Тем не менее, не хватает информации, методологий проектирования и механизмов оценки, которые позволяют дизайнерам и преподавателям использовать технологии и новые педагогические процедуры для предоставления правильных инновационных решений, особенно для инженерных программ. Таким образом, необходимо создать эталонные рамки, чтобы направлять дизайнеров в процессе проектирования и реализации [4].

Внедрение концепции «Образование 4.0» позволило преподавателям и студентам использовать современную инфраструктуру и новейшие технологии для улучшения педагогических процедур высшего образования. В связи с этим педагогические подходы также развиваются и переориентируют свои парадигмы на инновации в своих учебных процессах для удовлетворения потребностей постоянно меняющегося технологического общества. Следовательно, считается, что генерация знаний в Образовании 4.0 выходит за рамки педагогики и андрагогики и приближается к подходу, сочетающему в себе эвтагогику, пэрагогику и кибергогику. Посредством эвтагогики Образование 4.0 способствует самообучению, основанному на гуманистических и конструктивистских принципах, ориентированных на учащегося для обучения и преподавания. Приветствуются саморефлексия и метапознание или понимание процесса обучения.

 Пирагогика – это старая концепция, которая была переосмыслена с появлением Образования 4.0, она основана на совместном обучении. Это относится к набору методов обучения, которые способствуют обучению среди сверстников. Кроме того, кибергогика возникла благодаря техническому прогрессу и эволюции Интернета, которые благоприятствовали образовательным предложениям. Она включает стратегии обучения, продвигаемые ИКТ, которые предлагают опыт обучения, выходящий за пределы времени и пространства.

Такие технологические достижения позволяют решать текущие потребности и проблемы, которые в основном связаны с созданием программ и сред, включающих эти процедуры. Для этого преподаватели экономических дисциплин должны создать инструменты для образования 4.0. Они должны учитывать новые технологии и новые методы обучения, а также требования текущей региональной и глобальной социальной динамики, чтобы обеспечить их надлежащее внедрение. Благодаря этим достижениям учащиеся могут быть погружены в соответствующую учебную среду, которая позволит им улучшить свои учебные процессы, а также обучение и развитие критических компетенций, позволяя учащимся быть готовыми к будущим сценариям. Следовательно, необходимо разработать и внедрить инновационные образовательные модели и инструменты, которые позволят учебным заведениям, в том числе – и экономического профиля, реализовать концепцию «Образование 4.0» [6].

Образование 4.0 – это текущий период, когда высшие учебные заведения применяют новые методы обучения, инновационные дидактические и управленческие инструменты, а также интеллектуальную и устойчивую инфраструктуру, в основном дополняемую новыми и появляющимися ИКТ для улучшения процессов генерирования знаний и передачи информации. Объединение этих ресурсов в процессе преподавания и обучения будет способствовать обучению и развитию желаемых критических компетенций у современных учащихся. Указанная концепция основана на четырех компонентах, таких, как компетенции (обучение и развитие желаемых критических компетенций у современных учащихся), методы обучения (включение новых методов обучения), информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) (внедрение существующих и новых ИКТ) и инфраструктура (использование инновационных средств, услуг и систем для улучшения процессов обучения) [5]. 

С 1990-х годов образование, основанное на компетенциях, оказало наиболее значительное влияние на высшее образование во всем мире. Развитие профессиональных компетенций в вузах, в том числе трансверсальных (мягких) и дисциплинарных (жестких), поставило задачу разработки образовательных моделей, позволяющих студентам сталкиваться с ситуациями, вызовами или проблемами, требующими развития знаний и эффективных ноу-хау. Высшие учебные заведения используют это понятие, чтобы ответить на знание того, что полезно для обучения в университете; изучая и развивая самые общие компетенции, студенты могут применять их в своей личной, профессиональной и социальной жизни.

В этом смысле некоторые организации и академические учреждения определили критические компетенции, которые следует продвигать в высшем образовании. Следовательно, в результате обучения и развития этих компетенций появились новые методы обучения, виды деятельности и инструменты. 

 В период «Образования 4.0» в качестве основных компетенций , которые следует развивать в высшем образовании , были определены пять ключевых сквозных компетенций : критическое мышление, которое способствует погружению студентов в реальные проблемы посредством применения различных методов решения проблем;  сотрудничество посредством деятельности, которая способствует индивидуальному участию членов группы путем разделения обязанностей между участниками; следовательно, каждый участник отвечает за решение части сложной проблемы или проекта;  сотрудничество посредством командной работы; затем студенты должны продемонстрировать, что они могут взаимодействовать и работать над совместными проектами; общение посредством мероприятий, которые способствуют эффективному выражению учащимися своих идей в устной, графической или письменной форме, даже с использованием средств массовой информации или любых технологических ресурсов. Таким образом, студенты-экономисты могут улучшить свои коммуникативные навыки и применять их в сложном коммуникативном поведении, таком как переговоры, презентации и объяснения проекта [5]. 

Отдельные дисциплинарные компетенции  связаны с конкретными техническими знаниями и навыками, ориентированными на решение задач, которые необходимо применять в конкретной области. В Образовании 4.0 обучение и развитие дисциплинарных компетенций больше связаны с достижением разработки и внедрения технологических систем. Эти компетенции имеют три аспекта: обучение и развитие функциональных, технических и технологических знаний и навыков успешной работы на рабочем месте, способность исследовать, проектировать, создавать и внедрять новые технологии, использование новых технологий и лучших практик для предложения основанных на технологиях решений.

В «Образовании 4.0» традиционные методы обучения должны быть адаптированы для включения стратегий, технологий и мероприятий, позволяющих учащимся получить доступ к соответствующим программам обучения и подготовки. Поскольку «Образование 4.0» направлено на предоставление более эффективных, доступных и гибких образовательных программ, появляются новые методы преподавания и обучения, учитывающие использование технологий и проверенных принципов, стратегий, стилей и педагогических процедур, которые все чаще используются в высшем образовании. Благодаря этим возможностям новые методы преподавания и обучения предоставляются в различных модальностях для оптимизации накопления знаний, передачи информации и ресурсов [6]. Следовательно, появились новые и инновационные программы очного, дистанционного и гибридного обучения. Например, появление программ дистанционного обучения, использующих подключение  к интернету вещей, значительно повлияло на рост числа программ обучения на протяжении всей жизни и альтернативных программ аттестации.

Можно выделить три часто используемых способа обучения в период образования 4.0: очное обучение основано главным образом на активном обучении  и дистанционное онлайн-обучение, которое использует современные технологические платформы для выполнения дистанционных процессов с применением цифровых технологий, виртуализация и подключение через синхронные и асинхронные действия, которые погружают учащихся в гибкие цифровые модели.  Также применяется гибридное обучение, которое с помощью таких методов, как смешанное обучение или перевернутый класс, оптимизирует учебные процессы и ресурсы.

Новые программы адаптируют существующие модели, ориентированные на студента или на учащегося, в которых учащиеся активно участвуют в процессах обучения и применяют современные и новые технологии для улучшения процессов преподавания и обучения. Следовательно, появляются инновационные методы обучения, основанные на совместной и совместной деятельности, наряду с педагогическими подходами, такими как обучение на основе задач, обучение на основе проблем, обучение на практике и обучение на основе геймификации.

Использование ИКТ в высшем образовании стало критически важным, поскольку образовательные системы переходят от традиционной модели к модели, ориентированной на студента, что позволяет студентам развивать компетенции, чтобы адаптироваться к этим изменениям. ИКТ – это совокупность технологических ресурсов, облегчающих доступ, распространение и сбор информации. ИКТ представляют собой незаменимый инструмент, который вносит свой вклад в новые способы обучения не только своим использованием, но и тем, как они позволяют учащимся и преподавателям совместно работать над улучшением процесса обучения, получая доступ к знаниям в любой момент, иногда удаленно. Тем не менее, внедрение ИКТ в высшее образование само по себе не является инновацией; вместо этого его цель и ценность, которую он добавляет в сочетании с методами преподавания и обучения, являются инновационными. Это началось с взаимодействия инструментов, полученных в результате растущего использования услуг подключения к Интернету [5].

ИКТ-компонент в образовании позиционируется как основанный на технологиях, включающий рабочие принципы технологий и методов для предоставления основанных на технологиях решений, и комплекс технологий, основанных на решениях, которые сочетают в себе различные технологии для образовательных и управленческих целей.

Существующие и появляющиеся технологии обеспечивают надежные возможности и возможности для инструментов и платформ этого сектора. Таким образом, многие технологические реализации, которые поддерживают педагогические процедуры, используют современные методы, основанные на IoT, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, высокая обработка данных с применением науки о данных, аналитика данных и облачные вычисления, а также обработка виртуальных изображений для виртуальных и экспериментальных сред. Следовательно, эволюция этих технологий улучшила существующие инструменты и платформы и привела к постоянному появлению инновационных реализаций [4].

Реализация упомянутых методов и принципов работы позволила получить надежные инструменты и платформы, которые значительно улучшили процессы преподавания и обучения во многих аспектах, например, веб-технологии, обрабатывающие огромные объемы данных и предлагающие такие услуги, как электронная почта, блоги, вики и многое другое. В последнее время появились виртуальные среды обучения. ИКТ, благодаря своим возможностям и возможностям, открывают новые возможности для инноваций и улучшения формальных процессов преподавания и обучения. Кроме того, появляются учебные программы для виртуальных классов и платформ для совместной работы, дополняющие или независимые от традиционных форм обучения.

Учебные платформы предлагают синхронные онлайн-сессии для поддержки обучения студентов с помощью технологий веб-конференций (например, ZOOM, Meets, Webex, M-Teams), которые включают голос, текст, изображения и видео, позволяя студентам активно участвовать в сессиях. Кроме того, системы управления обучением (LMS) развились, чтобы предоставить учебные пространства, которые позволяют преподавателям и учащимся работать синхронно или асинхронно, или в гибридном сочетании, облегчая совместное обучение. Одними из наиболее часто используемых LMS являются Blackboard, CANVAS, Google Classroom, Moodle, Sakai и Edmondo. Другие соответствующие реализации инструментов и платформ встречаются в лабораториях смешанной реальности, образовательной робототехнике и пр [6].

Учебная среда в Образовании 4.0 поддерживается подходящей инфраструктурой для обучения и практики преподавания, которая учитывает потребности учащихся в обучении и поддерживает текущие образовательные задачи, связанные с преподаванием и управленческой деятельностью. Следовательно, инновационные виртуальные и физические инфраструктуры появляются в ответ на текущие потребности и вызовы. Предлагается два уровня для описания используемой в настоящее время инфраструктуры высшего образования: на уровне аудитории и на институциональном уровне [5].

Таким образом, текущие проблемы в сфере высшего образования не ограничиваются только образовательными и социальными проблемами. Это также проблемы, вызванные быстрым технологическим прогрессом и необходимостью развивать основные компетенции у сегодняшних студентов-экономистов, поощряя их к техническому, технологическому, аналитическому развитию и способности критически мыслить. Для достижения этого требуются новые программы, продукты и услуги, учитывающие необходимые компоненты текущего образования.

Список источников

  1. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов // ОТО. 2020. №1.
  2. Иванченко И.В.. Романов В.А., Романова М.С., Хубулова В.В. Образование 4.0: новые компетенции для цифровой экономики // Вестник ЗабГУ. 2021. №7.
  3. Сыч В.В. Развитие системы образования и науки в условиях становления индустрии 4. 0 // Гуманитарий Юга России. 2020. №3.
  4. Luo, R. Boland, C.H. Chan How to Use Technology in Educational Innovation. In: Roberts L. (eds) Roberts Academic Medicine Handbook Springer (2020), pp. 141-147
  5. Salmon May the Fourth Be with You: Creating Education 4.0 J. Learn. Dev., 6 (95) (2019), p. 115
  6. C. Venkatesh Perceptions of the effectiveness of instructional uses of technology in higher education in an era of Web 2.0. 2014 47th Hawaii international conference on system sciences Hawaii IEEE (2014), pp. 110-119

References

  1. Golitsyna I.N. Education 4.0 in the training of modern specialists // OTO. 2020. No. 1.
  2. Ivanchenko I.V. Romanov V.A., Romanova M.S., Khubulova V.V. Education 4.0: new competencies for the digital economy // Bulletin of ZabGU. 2021. No. 7.
  3. Sych V.V. Development of the system of education and science in the conditions of the formation of industry 4. 0 // Humanities of the South of Russia. 2020. №3.
  4. J. Luo, R. Boland, K.H. Chan How to use technology in educational innovation. In: Roberts L. (ed.) Roberts Handbook of Academic Medicine Springer (2020), pp. 141-147
  5. Mr. Salmon, may the Fourth be with you: Creating Education 4.0 J. Learn. Dev., 6 (95) (2019), p. 115
  6. V.S. Venkatesh Perception of the effectiveness of technology use in higher education in the Era of Web 2.0. 2014 47th Hawaii International Conference on Systems Sciences Hawaii IEEE (2014), pp. 110-119

Для цитирования: Тихомирова Г.В., Мурзагалина Г.М., Уварова Л.Н., Клычкова О.В., Федорихин В.В. Педагогические инновации и их применение в высшей школе в рамках изучения экономических дисциплин // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-55/

© Тихомирова Г.В., Мурзагалина Г.М., Уварова Л.Н., Клычкова О.В., Федорихин В.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.