Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.332

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_120

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF SOCIAL FACILITIES

Скидан Александр Александрович, аспирант кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: aleksanderskidan@mail.ru

Skidan Alexander Alexandrovich, postgraduate student of the Department o of Economics of Construction and Housing, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: aleksanderskidan@mail.ru

Аннотация. В статье проанализировано текущее состояние развития объектов социальной инфраструктуры, сделан вывод о недейственности текущего организационно-экономического механизма распределения инвестиций. Выявлено, что одной из наиболее значимых проблем в сфере строительства социальных объектов является малая заинтересованность частных инвестиций, в следствие отсутствия инвестиционной привлекательность строительства в социальной сфере. В статье проанализированы существующие мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности объектов социальной инфраструктуры, разработаны мероприятия по повышению спроса и предложения на объекты социальной инфраструктуры, а именно внедрение налогового вычета на социальные объекты для повышения инвестиционной привлекательности со стороны потребителей, а также присвоение статуса «социального инвестора» для организаций-застройщиков. Также разработана методика оценки социальной отдачи инвестиций для строительных организаций-застройщиков на основании показателя социальной эффективности. 

Abstract. The article analyzes the current state of development of social infrastructure facilities, and concludes that the current organizational and economic mechanism for distributing investments is ineffective. It was revealed that one of the most significant problems in the construction of social facilities is the low interest of private investment, due to the lack of investment attractiveness of construction in the social sphere. The article analyzes the existing measures to increase the investment attractiveness of social infrastructure facilities, developed measures to increase supply and demand for social infrastructure facilities, namely the introduction of a tax deduction for social facilities to increase investment attractiveness from consumers, as well as assigning the status of a «social investor» to developer organizations. Also, a methodology has been developed for assessing the social return on investment for construction organizations-developers based on the indicator of social efficiency. 

Ключевые слова: объекты социальной инфраструктуры, инвестиционная привлекательность, организационно-экономический механизм, социальный инвестор, социальная отдача, социальная эффективность, налоговый вычет

Keywords: objects of social infrastructure, investment attractiveness, organizational and economic mechanism, social investor, social return, social efficiency, tax deduction 

В настоящее время, существуют ряд определенных проблем, связанных с обеспечением населения социальными объектами. Среди проблем, которые оказывают влияние на развитие социальной инфраструктуры можно выделить: несбалансированность показателей, с помощью которых анализируется текущее развитие социальной сферы, сокращение общего уровня развития человеческого капитала, неэффективное распределение денежных средств, ежегодно инвестиции в строительство социальных объектов возрастают, однако, их количество ежегодно падает. Одной из основополагающих проблем, также является незаинтересованность инвесторов в строительстве социальных объектов и вместе с тем, рост стоимости квадратного метра жилья для потребителей.

В данное время, существующий организационно-экономических механизм распределения инвестиций на строительство объектов социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства работает недостаточно эффективно, что подтверждается данными федеральной службы государственной статистики. На рисунках 1 и 2 представлены данные по строительству социальных объектов различных сфер.

Согласно данным федеральной службы государственной статистика количество мест в образовательных организациях хоть и имеет нестабильные колебания, за последние годы наблюдается их сокращение.  Практически по всем показателям наблюдается отрицательная динамика, так количество учебных мест: в организациях общего образования сократилось на 9% за последний год, дошкольного образования сократилось на 8%, высшего образования на 47% относительно 2019 года. [1]

Согласно исследованию аналитической компании InfraOne Research, наблюдается отрицательная динамика, однако за последние десять лет сфера здравоохранения развивается неравномерно, при этом общее количество коек по сравнению с предшествующим годом выросло на 14%, причиной тому могла стать эпидемиологическая ситуация в нашей стране, когда за короткий период необходимо было размещать большое количество заболевших. [2] В период с 2010 по 2020 среднее количество коек ежегодно сокращается на 2%.

Для решения существующих проблем в социальной сфере предлагается ряд мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов социальной инфраструктуры, при помощи совершенствования организационно-экономического механизма регулирования строительства объектов социальной инфраструктуры.

Внимание вопросу, об необходимости повышения инвестиционной привлекательности затрагивали в своих работах такие автора как Клемейнов Д. С., Новикова И. Н, Возняк Г. Н. В работах, Клемейнов Д. С., придерживается мнения, что на развитие территории, вне зависимости от вида детальности, оказывает влияние не только финансовые факторы, но и социальные и институциональные особенности региона. [3] С другой стороны, согласно мнению Новиковой И. Н., инвестиционная привлекательность социального объекта, в первую очередь зависит от участников организационно-экономического механизма, а именно от организации-застройщика. [4] Возняк Г. Н. утверждает, что инвестиционная привлекательность объекта зависит от полезности объекта инвестиций, которая напрямую влияет на платежеспособность спроса на предоставляемые услуги. [5] В работах Асаул В. В., Кощеева В. А. и Петуховой Ж. Г. приводится также влияние государства на инвестиционную привлекательность проекта через систему государственного строительного заказа. [6] По мнению автора, инвестиционная привлекательность строительства объектов социальной инфраструктуры зависит не только от строительных компаний, но и от потребителей услуг.

Автором предлагается повысить инвестиционную привлекательность для потребителя через повышение спроса на объекты социальной инфраструктуры, а именно предоставление возможности для получения налогового вычета. В настоящей работе предлагается расширить категорию социальных налоговых вычетов, указанных в ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) и добавить в нее – вычет на социальную инфраструктуру. [7]

Необходимость данного вычета вызывает тот факт, что при капитальном жилищном строительстве, стоимость сопутствующих объектов социальной инфраструктуры перекладывается застройщиком на потребителя, тем самым потребитель самостоятельно платит за строительство социальной инфраструктуры, даже если в этом не было необходимости. Собственникам предоставляется возможность компенсировать стоимость, потраченную на возведение социального объекта с помощью вычета на социальную инфраструктуру. Для формирования данного вычета необходимо, чтобы на этапе проектирования организацией «социальным инвестором» отдельно выделялась статья затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры, которые должны находится в открытом доступе. Именно эти затраты станут налогооблагаемой базой, распределенной на всех приобретателей жилья. При этом, право на получение налогового вычета на объекты социальной инфраструктуры будут иметь все собственники.

Данное мероприятие способно повысить спрос на строительство объектов социальной инфраструктуры и тем самым создать зависимость объема строительства жилья и строительства социальных объектов.

С целью повышения предложения со стороны строительных организаций предлагается внести изменение в существующий организационно-экономический механизм – присвоение статуса «социальный инвестор» для строительных организаций в рамках ФЗ №209. Получение статуса будет происходить по ст. 24.1 настоящего ФЗ, предлагается к существующему списку деятельности по социальному предпринимательству добавить – деятельность, направленная на обеспечения наличия социальной инфраструктуры в районе застройки, а также поддержание функционирования построенных социальных объектов в течение жизненного цикла, в рамках государственно-частного партнерства. [8]

Также, предлагается формирование рейтинга социальных инвесторов на основании показателя социальной отдачи инвестиций в социальные объекты. Одним из основополагающих показателей для расчета является социальная эффективность проекта, которая оказывает прямое влияние на уровень жизни населения в районе застройки. Данный показатель формируется за счет совершенствования существующих нормативов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. [9]

Для расчета социальной эффективности предлагается использовать следующую формулу расчета, состоящая из различных элементов:

где СЭф – эффект от реализации социального объекта; Ксп – коэффициент согласованности инвестиционного проекта целям муниципальной или региональной политики; Кi – интегральный показатель экономической эффективности проекта; Ктр – коэффициент, отвечающий за уровень трудовой активности в регионе.

Эффект от реализации социального объекта рассчитывается по следующей формуле:

где Прч – прирост численности жителей, получивших качественные социальные услуги в результате реализации инвестиционного проекта, чел.; Ос – стоимость оказания социальной услуги в расчете на одного человека за единицу услуги (работы) в результате реализации инвестиционного проекта.

Если нормативы затрат на оказание социальных услуг утверждены, то показатель Ос признается равным нормативу; если нормативы не установлены, то показатель Ос рассчитывается как средняя величина затрат схожей или смежной по процедуре оказания социальной услуги.

Критерий показателя Ос:

  • цена оказания услуги в социальной сфере соответствует среднерыночной в районе застройки = 1,0;
  • цена оказания услуги в социальной сфере выше рыночной в районе застройки не более чем на 25% = 0,4;
  • цена оказания услуги в социальной сфере районе застройки превышает рыночную более чем на 25% = 0.

Интегральный показатель экономической эффективности проекта (Кээ):

где И – значение индикатора максимальное значение индикатора эффективности объекта социальной инфраструктуры; Кnвес – коэффициент весомости n-го индикатора, рассчитываемые в зависимости от региона детальности социального инвестора.

Для оценки достижения стратегических целей инвестиционного развития региона выделим ключевые индикаторы эффективности объекта социальной инфраструктуры, данные представлены в таблице 1.

Коэффициент, отвечающий за уровень трудовой активности в регионе (Ктр), устанавливается в зависимости от региона застройки, при этом средняя величина данного показателя следующая:

  • если количество создаваемых рабочих мест более 10, но менее 20 то Ктр = 0,2;
  • если количество создаваемых рабочих мест более 20, но менее 50 то Ктр = 0,5;
  • если количество создаваемых рабочих мест более 50, то значение показателя Ктр = 1,0.

На основе полученных результатов автором предлагается оценка социальной отдачи организации-застройщика, являющаяся «социальным инвестором». Оценка социальной отдачи организации, на основании которого формируется рейтинг «социальных инвесторов», рассчитывается по формуле:

где СЭ – социальная эффективность; ЗСсоц – затраты на строительство объекта социальной инфраструктуры; Кб – коэффициент использования бюджетных средств в рамках ГЧП.

Разработанная методика оценка социальной отдачи от реализации инвестиционного проекта в социальной сфере является более универсальной в настоящих условиях деятельности, поскольку при применении существующих методик, необходимо дополнительно учитывать влияние качественных показателей. При этом большинство утвержденных и применяемых на практике методик оценки эффективности инвестиционных проектов содержат ряд условностей, позволяющих упростить расчеты показателей и применение критериев эффективности, что, в свою очередь, отражается на итогах реализации инновационных проектов в экономическом пространстве региона.

Автором предполагается, что применение указанных мероприятий благоприятно повлияет на повышение инвестиционной привлекательности строительства объектов социальной инфраструктуры, тем самым увеличив объем их строительства. Также, важным вопросом остается оценка конкурентоспособности для организаций – «социальных инвесторов». 

Список источников

  1. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб./ Росстат. — Р76 М., 2020 – 700 с.
  2. Инфраструктура России: индекс развития 2021 // InfraOne [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0
  3. Клейменов Д. С., О реализации инвестиционной привлекательности территории / Д. С. Клейменов, А. А. Рубан, А. А. Орехов // Вестник ВГУИТ. Т. 82. No 3. С. 261–268.
  4. Новикова И. Н., Влияние социальной ответственности бизнеса на его инвестиционную привлекательность / И. Н. Новикова, К. С.Афанасьева // В сборнике: Тенденции экономического развития в XXI веке. Материалы III Международной научной конференции. Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 734-737.
  5. Возняк Г. Н., Основные направления повышения инвестиционной привлекательности российского рынка недвижимости / Г. Н. Возняк // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». №10(26). 2018. С. 1-10.
  6. Асаул В. В., Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций: проблемы внедрения и снижение рисков / В. В. Асаул,В. В. Кришталь, В. А. Кощеев, Ж. Г. Петухова // Вестник гражданских инженеров СПб: Изд-во СПбГАСУ, 2020. No 5 (82). С. 223-232
  7. Статья 219 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/946cbfc58c05e1392615a251973beb32dc79f94e/
  8. Статья 24.1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/6bed0cbbebe3fbadde4ef8d6aea6c8ff7ff383ce/
  9. Хоменко, В. В. Инвестиции как источник реализации инфраструктурных проектов / В. В. Хоменко // Экономика, финансы и информационные технологии: новые достижения и академические исследования: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург: Профессиональная наука, 2018. – С. 106–110.
  10. Асаул В. В., Реализация национальных проектов, направленных на инвестиции в инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы / В. В. Асаул, В. В. Кришталь, Ж. Г. Петухова // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 4 (81). С. 209-218.

References

  1. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2020: Stat. sb./ Rosstat. — R76 M., 2020 – 700 s.
  2. Infrastruktura Rossii: indeks razvitiya 2021 // InfraOne [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0
  3. Klejmenov D. S., O realizacii investicionnoj privlekatel`nosti territorii / D. S. Klejmenov, A. A. Ruban, A. A. Orexov // Vestnik VGUIT. 2020. T. 82. No 3. S. 261–268.
  4. Novikova I. N., Vliyanie social`noj otvetstvennosti biznesa na ego investicionnuyu privlekatel`nost` / I. N. Novikova, K. S.Afanas`eva // V sbornike: Tendencii e`konomicheskogo razvitiya v XXI veke. Materialy` III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Redkollegiya: A.A. Korolyova (gl. red.) [i dr.]. Minsk, 2021. S. 734-737.
  5. Voznyak G. N., Osnovny`e napravleniya povy`sheniya investicionnoj privlekatel`nosti rossijskogo ry`nka nedvizhimosti / G. N. Voznyak // Nauchno-prakticheskij e`lektronny`j zhurnal Alleya Nauki». №10(26). 2018. S. 1-10.
  6. Asaul V. V., Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mexanizm privlecheniya investicij: problemy` vnedreniya i snizhenie riskov / V. V. Asaul, V. V. Krishtal`, V. A. Koshheev, Zh. G. Petuxova // Vestnik grazhdanskix inzhenerov SPb: Izd-vo SPbGASU, 2020. No 5 (82). S. 223-232
  7. Stat`ya 219 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii (chast` vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/946cbfc58c05e1392615a251973beb32dc79f94e/
  8. Stat`ya 24.1. Podderzhka sub«ektov malogo i srednego predprinimatel`stva, osushhestvlyayushhix deyatel`nost` v sfere social`nogo predprinimatel`stva FZ ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 02.07.2021) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel`stva v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) [E`lektronny`j resurs] – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/6bed0cbbebe3fbadde4ef8d6aea6c8ff7ff383ce/
  9. Xomenko, V. V. Investicii kak istochnik realizacii infrastrukturny`x proektov / V. V. Xomenko // E`konomika, finansy` i informacionny`e texnologii: novy`e dostizheniya i akademicheskie issledovaniya: sb. nauch. tr. po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Sankt-Peterburg: Professional`naya nauka, 2018. – S. 106–110.
  10. Asaul V. V., Realizaciya nacional`ny`x proektov, napravlenny`x na investicii v infrastrukturnoe obespechenie predprinimatel`skoj deyatel`nosti: problemy` i perspektivy` / V. V. Asaul, V. V. Krishtal`, Zh. G. Petuxova // Vestnik grazhdanskix inzhenerov. 2020. № 4 (81). S. 209-218.

 Для цитирования: Скидан А.А. Повышение инвестиционной привлекательности социальных объектов// Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-54/

© Скидан А.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.