Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 336.225

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10733

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФНС ДЛЯ МОНИТОРИНГА БИЗНЕСА

FTS DIGITAL TECHNOLOGIES FOR BUSINESS MONITORING 

Назаров Дмитрий Михайлович, д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики, Уральский государственный экономический университет, e-mail: slup2005@mail.ru

Nazarov Dmitry, Doctor of Economics, Head of the Department of Business Informatics, Ural State University of Economics, e-mail: slup2005@mail.ru

Аннотация. Вступивший в силу с начала 2015 года российский Налоговый кодекс установил налоговый мониторинг в качестве новой формы специализированного контроля со стороны уполномоченных органов за соблюдением налогового законодательства. В статье рассмотрен налоговый мониторинг как один из аспектов совершенствования системы налогового администрирования в России: определены содержательная основа, особенности осуществления, пути развития НМ. Названы проблемы, возникающие при внедрении цифровых технологий мониторинг бизнес-процессов со стороны ФНС. 

Abstract. The Russian Tax Code, which entered into force in early 2015, established tax monitoring as a new form of specialized control by authorized bodies over compliance with tax legislation. The article discusses tax monitoring as one of the aspects of improving the system of tax administration in Russia: the substantive basis, especially the implementation, ways of developing NM are determined. The problems arising during the implementation of digital technologies, monitoring of business processes by the Federal Tax Service, are identified. 

Ключевые слова: налогоплательщик, налоговые риски, налоговый контроль

Keywords: taxpayer, tax risks, tax control 

В рамках налогового мониторинга налогоплательщики добровольно и регулярно допускают представителей налоговых органов к данным бухгалтерского, статистического, оперативного учета своих предприятий и организаций. Выявив риск нарушения налогового законодательства, полномочные органы, контролирующие деятельность, связанную с экономикой, предоставляют компаниям, обязанным уплачивать налоги, рекомендации по устранению обнаруженных недостатков. В отношении налогоплательщика, соблюдающего названные выше условия, не выписываются штрафы, не проводятся проверки соблюдения порядка уплаты налогов [5, с. 93].

Стремительное развитие в современном мире информационных технологий позволяет автоматизировать налоговый мониторинг, обеспечить цифровую трансформацию бизнес-процессов, в ходе которых осуществляется налоговый контроль.

Проводя налоговый мониторинг посредством ИКТ, инспекторы, подключившись к учетной системе компании, проверяют правильность начисления и уплаты налогов по операциям нестандартного и рискованного характера. Вследствие этого в отношении фирмы в течение определенного промежутка времени не проводятся камеральные и выездные проверки. При этом необходимо назвать ситуации, при которых проверки все же проводятся:

  • возмещение организацией НДС;
  • повышение суммы налога;
  • увеличение убытка;
  • прекращение мониторинга ранее установленного срока.

Помимо предоставления специалистам налоговых органов доступа к собственным информационным системам, проверяемая структура может взаимодействовать с ними и иными способами, к примеру, передав им все материалы и данные через оператора системы автоматизации оборота документов.

Контроль налогоплательщиков путем налогового мониторинга представляется весьма эффективной мерой по целому ряду причин [4]:

А. Данная модель удобна как для налоговой системы, так и для компаний, в отношении которых проводятся проверки: первым нет необходимости запрашивать документы в бумажном виде, вторые получают возможность минимизации расходов на обеспечение мероприятий по налоговому контролю.

Б. Проводя совместный комплексный анализ рисков, специалисты ФНС и проверяемой организации оценивают все достоинства и недостатки системы внутреннего контроля компании.

В. В результате НМ компания может

  • ускоренно возместить НДС;
  • быстро закрыть налоговые периоды;
  • заручиться доверием клиентов, госкомпаний;
  • в режиме онлайн общаться с налоговиками по спорным вопросам;
  • быстро устранять выявленные недочеты и ошибки, а, значит, избегать штрафных санкций;
  • в большинстве случаев не подвергаться камеральным и выездным проверкам.

Подключаясь к НМ, компания должна в первую очередь в целях оценки IT-систем, применяемых для ведения учета, осуществить их подробный и глубокий анализ. Оценить методологию, связь регистров налогового и бухгалтерского направлений, эффективность и качество систем внутреннего контроля. Организовать процессы, осуществить налоговый аудит. Подготовить прогноз рисков налогового окружения, связанных с избранной методологией.

Важными аспектами вступления в процесс расширенного информационного взаимодействия органов ФНС и проверяемой структуры являются также

  • повышение качества процессов учета, IT- систем;
  • урегулирование отклонений прогнозируемых налоговых поступлений предприятия от его соответствующих законодательству обязательств;
  • унификация электронной налоговой отчетности предприятия в соответствии с едиными принципами отечественной системы налогообложения.
  • разработка, согласование с фискальным органом порядка информационных контактов [1, с. 620].

Информационные контакты в рамках НМ возможно в трех видах:

1.Посредством каналов связи, предназначенных для передачи больших объемов информации. В данном случае следует помнить о значительных человеческих трудозатратах на ручную подготовку документов в налоговый орган.

2.Путем прямого доступа сотрудника ИФСН к учетной системе проверяемой организации. При этом настройка прав налоговика в качестве внешнего пользователя не будет достаточной гибкой, а интерфейс – удобным и эргономичным.

3.С помощью налоговой витрины данных, обеспечивающей единые подходы к сведениям компаний одной группы, относящимся только к вопросам налогового контроля (интерфейс можно разрабатывать на основе любой Платформы).

Налоговая витрина данных требует наличия у налогового инспектора автоматизированного рабочего места, гибкой настройки доступа к отчетам и сводным формам систематизации данных налогового учета. Кроме того, для запрашивания первичных документов и доступа к их сканам необходимо разработать интерфейс. Действия внешнего пользователя должны быть логированы. Ему необходим доступ к электронному журналу системы контроля внутри организации, материалам, отражающим точку зрения налогового органа на степень соблюдения налогового законодательства [2, с. 272].

Таким образом, с помощью Налоговой витрины данных, представляющей собой единой электронное пространство для коммуницирования налогоплательщика и представителя фискальной структуры, налоговый инспектор в режиме онлайн контролирует всю деятельность и документацию проверяемой компании, решая задачи

  • оптимизации и трансформации бизнес-моделей за свет внедрения цифровых технологий;
  • обеспечения защищенного доступа сотрудников фискальных органов к системе информации;
  • глобального сотрудничества работников компании с налоговиками;
  • минимизации вероятности назначения штрафных санкций;
  • повышения качества электронной базы данных;
  • протоколирования посредством специальной системы активности специалистов ФНС в целях контроля за их деятельностью;
  • максимального снижения налоговых рисков за счет совершенствования системы контроля внутри организации;
  • «умного» поиска нужных документов и сведений;
  • предоставления достоверной, целостной, «прозрачной» информации.

Налоговому инспектору доступны следующие данные информационной базы проверяемой организации: отчетность по направлениям «налоги» и «бухгалтерия»; документы учетного характера; цифровые копии первичных реальных физических носителей информации; сводные формы систематизации данных налогового либо бухгалтерского учета; отчеты о результатах контрольных мероприятий.

У Налоговой витрины данных уже имеются готовые программные решения, например, «1С – Налоговый мониторинг» и «Планета. Налоговый мониторинг», дающие налоговикам возможность удаленно изучать декларации и регистры, расшифровывать значимые документы, используемые для проверки, в том числе данные внутреннего контроля, находить или запрашивать нужные учетные документы, активно взаимодействовать с сотрудниками проверяемой организации, отправлять отчетность и публиковать ее, исследовать контрольные соотношения деклараций по НДС, сравнивать первичную и уточненную декларации, проверять контрагентов и работу специалиста ФНС с данными физического или юридического лица, обязанного уплачивать налоги.

При этом показатели налогового учета структурируются по типам налогов. Осуществляется контроль того, насколько полны и достоверны предоставляемые сведения, которые ограничены отчетным периодом. Настройка интерфейса адаптирована под запросы сотрудника ФНС. Возможны передача документации из электронного архива, взаимодействие с налогоплательщиком, оператором электронного оборота документов. Действия инспектора отслеживаются в режиме онлайн.

В базовый функционал решений входят отслеживание рисков, формирование отчетности, контроль изменений.

Система налогового мониторинга обладает некоторыми негативными сторонами. Так, инспектора могут заинтересовать как хозяйственные операции, так и специфика управления рисками, характер внутреннего контроля. Мотивированное мнение получается в течение длительного промежутка времени, может быть изменено. ФНС может потребовать от компании сформировать электронный архив всей документации и предоставить налоговикам доступ к ней. Руководству компании необходимо будет создать эффективную систему защиты информации, разработать порядок совмещения архива и электронного оборота документов [3, с. 11].

Список источников

  1. Ami-Narh, J. T., & Williams, P. A. H. (2008). Digital forensics and the legal system: A dilemma of our times. Paper presented at the Proceedings of the 6th Australian Digital Forensics Conference, 30-40. Retrieved from scopus.com
  2. Cheng, P. -., Donath, M., Ma, X., Shekhar, S., & Buckeye, K. (2004). Evaluation of nationwide differential global positioning system for assessing road user charges doi:10.3141/1864-06 Retrieved from scopus.com
  3. Cowan, M. J., Cutler, J., & Baxter, R. J. (2021). Strategic surrogates or sad sinners: U.S. taxation of bartering in digital services. American Business Law Journal, 58(4), 849-890. doi:10.1111/ablj.12196
  4. Ilyashenko, S., Belyakova, M., & Zvereva, A. (2020). Possibilities of application of digital tools by the organizations of sphere of services and trade in the russian federation. Paper presented at the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, , 940(1) doi:10.1088/1757-899X/940/1/012059 Retrieved from scopus.com
  5. Kruger, L. G., & Gilroy, A. A. (2011). Broadband internet access and the digital divide: Federal assistance programs. Computer networks, policies and applications (pp. 27-52) Retrieved from scopus.com
  6. Maksimchuk, H., Borisova, N., Ereshchenko, T., & Klyushin, V. (2021). Digital technologies in the tax sphere as a factor in the sustainability of economic activity. Paper presented at the E3S Web of Conferences, , 274 doi:10.1051/e3sconf/202127410002 Retrieved from scopus.com
  7. Moshkova, D. M. (2021). Digitalisation of tax administration in the context of the development of high-tech municipalities. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, , 740(1) doi:10.1088/1755-1315/740/1/012024 Retrieved from scopus.com
  8. Pavlova, K. S., & Knyazeva, N. V. (2022). Artificial intelligence technologies in tax consulting and forensic tax expertise doi:10.1007/978-3-030-83175-2_38 Retrieved from scopus.com
  9. Perekrestova, L. V., & Nadtochiy, E. V. (2020). New opportunities for harmonizing tax relations in the conditions of digitalization of the tax system doi:10.1007/978-3-030-45913-0_18 Retrieved from scopus.com
  10. Puls, S. L., & Vite, E. L. L. (2020). Perspective for the future composition on the means of taxation control in mexico. [Perspectiva para la composición futura de los medios de fiscalización en México] Contaduria y Administracion, 65(2) doi:10.22201/fca.24488410e.2020.1867
  11. Бакаева О.Ю., Покачалова Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 4. С. 616 — 643.
  12. Демин А.В. Повышение налоговой культуры-важнейший компонент перехода к «партнерской» модели налогового администрирования // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. N 2 (8). Том 2. С. 271-275.
  13. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Гринкевич А.М. Перспективы развития цифровых технологий налогового администрирования //Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 4. С.7-17.
  14. Мишустин, М. Цифровизация работы налоговой службы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https:// https://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/9195163/ (дата обращения — 10.10.2021 г.)
  15. Овчарова Е.В. Налоговый комплаенс в России: проблемы соотношения мер административного принуждения и стимулирования // Право. Журнал Высшей школы 10.7256/2454-065X.2020.2.32689 Налоги и налогообложение, 2020 — 2 37 экономики. – 2019. – № 1. С. 89-111. 

References

  1. Ami-Narh, J. T., & Williams, P. A. H. (2008). Digital forensics and the legal system: A dilemma of our times. Paper presented at the Proceedings of the 6th Australian Digital Forensics Conference, 30-40. Retrieved from scopus.com
  2. Cheng, P. -., Donath, M., Ma, X., Shekhar, S., & Buckeye, K. (2004). Evaluation of nationwide differential global positioning system for assessing road user charges doi:10.3141/1864-06 Retrieved from scopus.com
  3. Cowan, M. J., Cutler, J., & Baxter, R. J. (2021). Strategic surrogates or sad sinners: U.S. taxation of bartering in digital services. American Business Law Journal, 58(4), 849-890. doi:10.1111/ablj.12196
  4. Ilyashenko, S., Belyakova, M., & Zvereva, A. (2020). Possibilities of application of digital tools by the organizations of sphere of services and trade in the russian federation. Paper presented at the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, , 940(1) doi:10.1088/1757-899X/940/1/012059 Retrieved from scopus.com
  5. Kruger, L. G., & Gilroy, A. A. (2011). Broadband internet access and the digital divide: Federal assistance programs. Computer networks, policies and applications (pp. 27-52) Retrieved from scopus.com
  6. Maksimchuk, H., Borisova, N., Ereshchenko, T., & Klyushin, V. (2021). Digital technologies in the tax sphere as a factor in the sustainability of economic activity. Paper presented at the E3S Web of Conferences, , 274 doi:10.1051/e3sconf/202127410002 Retrieved from scopus.com
  7. Moshkova, D. M. (2021). Digitalisation of tax administration in the context of the development of high-tech municipalities. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, , 740(1) doi:10.1088/1755-1315/740/1/012024 Retrieved from scopus.com
  8. Pavlova, K. S., & Knyazeva, N. V. (2022). Artificial intelligence technologies in tax consulting and forensic tax expertise doi:10.1007/978-3-030-83175-2_38 Retrieved from scopus.com
  9. Perekrestova, L. V., & Nadtochiy, E. V. (2020). New opportunities for harmonizing tax relations in the conditions of digitalization of the tax system doi:10.1007/978-3-030-45913-0_18 Retrieved from scopus.com
  10. Puls, S. L., & Vite, E. L. L. (2020). Perspective for the future composition on the means of taxation control in mexico. [Perspectiva para la composición futura de los medios de fiscalización en México] Contaduria y Administracion, 65(2) doi:10.22201/fca.24488410e.2020.1867
  11. Bakayeva O.YU., Pokachalova Ye.V. Monitoring i audit kak instrument dostizheniya balansa chastnykh i publichnykh interesov v nalogovykh i tamozhennykh pravootnosheniyakh // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki. 2018. № 4. S. 616 — 643.
  12. Demin A.V. Povysheniye nalogovoy kul’tury-vazhneyshiy komponent perekhoda k «partnerskoy» modeli nalogovogo administrirovaniya // Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual’nyye napravleniya nauchnykh issledovaniy: ot teorii k praktike». Cheboksary: TSNS «Interaktiv plyus», 2016. N 2 (8). Tom 2. S. 271-275.
  13. Mayburov I.A., Ivanov YU.B., Grinkevich A.M. Perspektivy razvitiya tsifrovykh tekhnologiy nalogovogo administrirovaniya //Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. – 2019. – № 4. S.7-17.
  14. Mishustin, M. Tsifrovizatsiya raboty nalogovoy sluzhby. [Elektronnyy resurs]: Rezhim dostupa: https:// https://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/9195163/ (data obrashcheniya — 10.10.2021 g.)
  15. Ovcharova Ye.V. Nalogovyy komplayens v Rossii: problemy sootnosheniya mer administrativnogo prinuzhdeniya i stimulirovaniya // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly 10.7256/2454-065X.2020.2.32689 Nalogi i nalogooblozheniye, 2020 — 2 37 ekonomiki. – 2019. – № 1. S. 89-111.

Для цитирования: Назаров Д.М. Цифровые технологии ФНС для мониторинга бизнеса // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-27/

© Назаров Д.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.