Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.01

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10734

СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ КЧР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ 

STATE OF THE MARKET FOR PASSENGER SERVICES 

Текеева Х,Э., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Текеев И.М., ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Tekeeva X, E., Ph.D., associate professor,FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Tekeev I.M., FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk 

Аннотация. Роль пассажирского транспорта в экономике России и Карачаево-Черкесской республики трудно переоценить. В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 4,6% работающего населения страны. Благоприятные тенденции в развитии пассажирского транспорта проявляются в снижении транспортоемкости, являющейся мерой «пространственной» эффективности его функционирования, и повышении подвижности населения.

Abstract. The role of passenger transport in the economy of Russia and the Karachay-Cherkess Republic is difficult to overestimate. Currently, transport has a noticeable impact on the economic development of the country. The transport component in the cost of industrial and agricultural products is estimated at about 15-20%. Over 4.6% of the working population of the country is employed in transport. Favorable trends in the development of passenger transport are manifested in a decrease in transport capacity, which is a measure of the «spatial» efficiency of its operation, and an increase in the mobility of the population.

Ключевые слова: пассажир, перевозка, рынок услуг, автомобильный транспорт, маршрут, конкуренция, внутриреспубликанское сообщение, городское сообщение

Keywords: passenger, transportation, market of services, road transport, route, competition, intra-republican communication, city communication

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Объем реализованных на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (городской транспорт) товаров, работ, услуг (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении хозяйствующими субъектами частного сектора и реализованные товары, работы, услуги (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным или муниципальным участием (т.е. доля пассажиров, перевезенных субъектами малого предпринимательства по муниципальным маршрутам в общем количестве перевезенных пассажиров по муниципальным маршрутам) составил 100%.

Особенностью рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам является абсолютное преобладание в общем числе перевозчиков хозяйствующих субъектов частной формы собственности.

При этом число перевезенных пассажиров частными компаниями в 2020 году составило 83,3 тысячи человек из 83,3 тысячи человек.

Основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, являются:

  • рост числа административных барьеров, затрудняющих ведения бизнеса на рынке пассажирских перевозок;
  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений.

В соответствии с действующим законодательством организация транспортного обслуживания по таким маршрутам относится к вопросам местного значения и находится в компетенции муниципальных образований. Фактором сдерживающими развитие конкуренции на указанном рынке, является наличие случаев недобросовестной конкуренции со стороны перевозчиков, стремящихся получить преимущества за счет несоблюдения обязательных требований и условий деятельности.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Транспортное обслуживание пассажиров в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется на территории 12 муниципальных образований, из которых 2 городских округов, 10 муниципальных районов.

Маршрутная сеть в Карачаево-Черкесской Республике насчитывает 172 маршрута регулярных перевозок, из которых:

  • 26 городского сообщения;
  • 75 пригородного межмуниципального сообщения;
  • 31 междугородного внутриреспубликанского сообщения;
  • 40 междугородного межреспубликанского сообщения.

Стоимость проезда по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения определяется в соответствии с Постановлением Главного управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 19.10.2018 г. 44 № 85 «О предельных максимальных уровнях тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортным средствам по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории КарачаевоЧеркесской Республики».

Организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с заключенными договорами на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Карачаево-Черкесской Республики по регулируемым тарифам.

На территории Карачаево-Черкесской Республики действует 59 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых негосударственных 58, государственное 1 (республиканское).

В 2020 году в Карачаево-Черкесской Республике по межмуниципальным маршрутам пассажирского автомобильного транспорта перевезено 8474,8 тысяч человек, из которых субъектами малого предпринимательства – 6748,2 тысяч человек.

Объем реализованных на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок товаров, работ, услуг (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении хозяйствующими субъектами частного сектора и реализованные товары, работы, услуги (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным или муниципальным участием (т.е. доля пассажиров, перевезенных субъектами малого предпринимательства по межмуниципальным маршрутам в общем количестве перевезенных пассажиров по межмуниципальным маршрутам) составил 95%.

Особенностью рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам является абсолютное преобладание в общем числе перевозчиков хозяйствующих субъектов частной формы 45 собственности (6 из 7).

При этом, число перевезенных пассажиров частными компаниями велико – 6 748,2 тысяч человек из 8 474,8 тысяч человек.

Основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, являются:

  • рост числа административных барьеров, затрудняющих ведения бизнеса на рынке пассажирских перевозок;
  • отставание темпов развития транспортной инфраструктуры от темпов социально-экономического развития региона;
  • недостаточная частота движения и отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей интермодальность пассажирского транспорта;
  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений.

Проводимые мероприятия по достижению показателя «Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности» за 2020 год:

  1. Проведение мониторинга за соответствием исполнения договора в соответствия с требованиями конкурсной документации.
  2. Проведение совместных мероприятий с МТУ «Ространснадзора» по СКФО по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков, с целью пресечения деятельности по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам без заключения договоров.
  3. Проведение мониторинга пассажиропотока и потребностей региона в корректировке существующей маршрутной сети и создание новых маршрутов.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Карачаево-Черкесской Республики Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики устанавливает форму разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, срок его действия, порядок подачи заявления о его выдаче, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений.

На 2020 год доля частных перевозчиков легковых такси оценивается в 100%.

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущемуся Федеральной налоговой службой, в Карачаево-Черкесской Республике за 2020 год по виду деятельности «49.32 – деятельность такси» зарегистрировано — 8 организаций 163 индивидуальных предпринимателя.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике официальной действующих:

9 перевозчиков, из них индивидуальных предпринимателей – 6, юридических лиц – 3.

Большое развитие на рынке услуг легковых такси получили агрегаторы такси, позволяющие водителям оперативно получать заказы.

В данной сфере на текущий момент отсутствуют организации, которые бы занимали явное доминирующее положение, однако у компании Максим присутствуют признаки доминирования.

Благодаря агрегаторам такси значительно выросла оперативность подачи машины – ожидание снизилось с 20 минут до 10-15 минут.

Данный показатель важен как наиболее значимый критерии для пассажиров. Основной проблемой на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Карачаево-Черкесской Республике является наличие нелегальных перевозчиков такси, с выявлением которых занимаются соответствующие структуры.

Список источников 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», на основании рекомендаций Федеральной антимонопольной службы от 30.05.2018 № ИА/39048-ПР/18
  3. Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 25 февраля 2020 г. № 35 «О мерах по внедрению Стандарта развития конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике»
  4. Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2018г. и плановый период 2019 и 2020гг.», от 15 декабря 2017 года.
  5. .Постановление Правительства КЧР от 28.02.2013г. №61 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ КЧР».
  6. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30 октября 2017 г. № 281 (в ред. постановления Правительства от 27 января 2018 г. № 293) «О формировании ежегодного рейтинга деятельности администрации муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики по содействию развитию конкуренции обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата»
  7. Текеева Х.Э., Узденова Ф.М. Оценка реализации программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики.
  8. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  9. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  10. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024
  2. Decree of the President of the Russian Federation of 21.12.2017 No. 618 «On the main directions of state policy for the development of competition,» based on the recommendations of the Federal Antimonopoly Service of 30.05.2018 No. IA/39048-PR/18
  3. Decree of the Head of the Karachay-Cherkess Republic dated February 25, 2020 No. 35 «On Measures for the Implementation of the Standard for the Development of Competition in the Karachay-Cherkess Republic»
  4. Law of the KCR «On the republican budget of the Karachay-Cherkess Republic for 2018. and the planning period 2019 and 2020, «dated December 15, 2017.
  5. Decision of the Government of the KCR dated 28.02.2013. No. 61 «On approval of the procedure for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the KCR.»
  6. Decree of the Government of the Karachay-Cherkess Republic dated October 30, 2017 No. 281 (as amended by Government Decree No. 293 of January 27, 2018) «On the formation of an annual rating of the activities of the administration of municipal districts and urban districts of the Karachay-Cherkess Republic to promote the development of competition and ensure conditions for a favorable investment climate»
  7. Tekeeva H.E., Uzdenova F.M. Evaluation of the implementation of social and economic development programs of the Karachay-Cherkess Republic.
  8. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  9. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  10. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty

Для цитирования: Текеева Х,Э., Текеев И.М. Состояние рынка услуг КЧР по перевозке пассажиров // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-28/

© Текеева Х,Э., Текеев И.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.