Московский экономический журнал 11/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 334

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_11_583

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

MODERN TECHNIQUES AND METHODS AIMED AT INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY ECONOMIC DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alenarom@list.ru

Полянская Виктория Александровна, аспирант кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: mishinaaaaavika@mail.ru

Цыбуцинина Ирина Евгеньевна, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: cybucininaie@std.mininuniver.ru

Kutepov Maxim Mikhailovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sports, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Kutepova Lyubov Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Service Technologies and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alenarom@list.ru

Polyanskaya Victoriya Alexandrovna, post-graduate student of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: mishinaaaaavika@mail.ru

Cybucinina Irina Evgenievna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: cybucininaie@std.mininuniver.ru

Аннотация. В современном мире вопросы образования и повышения уровня мотивации к комплексным вопросам обучения и приобретения различного спектра знаний являются одной из важнейших задач педагогики. Традиционно, процесс обучения в высших учебных заведениях выступает как базисное направление социальной политики, однако все чаще наблюдается низкая заинтересованность к обучению у большинства обучающихся. Причин подобного тренда достаточно много, но к основной из них можно отнести отсутствие современных методов обучения с применением цифровых инструментов на практических и лекционных занятиях. Целью данного исследования выступает оценка текущего процесса обучения и определение ключевых векторов развития интереса и мотивации обучающихся к изучению экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

Abstract. In the modern world, issues of education and increasing the level of motivation for complex issues of learning and acquiring a different range of knowledge are one of the most important tasks of pedagogy. Traditionally, the learning process in higher educational institutions acts as the basic direction of social policy, but increasingly there is a low interest in learning among the majority of students. There are many reasons for this trend, but the main one is the lack of modern teaching methods using digital tools in practical and lecture classes. The purpose of this study is to assess the current learning process and identify key vectors for the development of interest and motivation of students to study economic disciplines in higher educational institutions.

Ключевые слова: мотивация, образование, экономика

Keywords: motivation, education, economics

Введение. Современная система мотивации и активный интерес к обучению являются ключевыми аспектами успешного образования. В некотором роде можно смело говорить о том, что вопрос мотивации к обучению является вопросом «вечным», и причин для это есть несколько [3]. Так, к одной из причин можно отнести факт того, что мотивация и обучение являются характерными чертами в жизнедеятельности отдельного человека, к другой причине можно отнести факт того, что ежегодно, а в некоторых случаях и ежедневно, педагогический состав сталкивается с необходимостью мотивировать и заинтересовывать студентов, в связи с чем рассматриваемая тема является особо актуальной на каждом этапе образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи

В настоящий момент времени при организации процесса обучения ключевую роль играет педагогический состав высшего учебного заведения, поскольку от уровня их профессиональных компетенций, опыта и практического взаимодействия с обучающимися зависит единый механизм эффективного обучения. Перед тем, как более детально переходить к исследованию вопроса, связанного с рассмотрением современных методик и приемов, направленных на повышение интереса к изучению экономических дисциплин, целесообразным является рассмотреть теоретические аспекты категории мотивации и интереса.

Широкий спектр научных трудов, посвященных данному вопросу уделяют большое внимание аспектам, связанным с исследованием уровня мотивации и интереса обучающихся с его конечным результатом. Отдельное число авторов в силу своих теоретических и практических познаний, по-своему трактовали значение термина «интерес».  Так, некоторые ученые в своих научных публикациях излагали, что «интерес» есть не что иное, как вовлеченность в процесс, желание его исследования. Другими словами, интерес представляет собой мотив индивидуума узнать нечто новое от конкретного события, процесса или явления [2]. Другая часть ученых и специалистов придерживались иной позиции, трактуя интерес тождественно понятию мотивация и представляя собой процесс, побуждающий человека изучать разнообразные категории или понятия. Рассматривая многочисленные научные труды, можно сделать вывод о том, что существует тесная связь между понятиями «интерес» и «мотивация», но все же их уровень напрямую связан с качеством выполняемых работ и желанием получать новые компетенции (рис.1).

Основываясь на различные исследования в данной области стоит отметить, что отношение обучающегося к текущему процессу обучения в первую очередь зависит от стабильности их интересов познания. В связи с чем, ключевым мотивационном двигателем являются именно познавательные интересы студентов [4]. В свою очередь, в научной литературе, традиционно выделяют ситуативные, относительно стабильные и стабильные познавательные интересы (рис. 2).

Каждый год с проблемой поиска новейшего мотивационного подхода в обучении сталкиваются множество преподавателей. Главной причиной сложившейся ситуации является факт того, что непрерывно изменяются условия жизни, внедряются новые изменения в систему образования, внедряются новые инструменты обучения, и в целом темп жизни — ускоряется. Как уже было сказано ранее, мотивация — это побуждение индивида к определенному вектору активности [8]. Учебный процесс является достаточно сложным видом деятельности, в связи с чем инструмент мотивации выступает как один из наиболее эффективных методов усовершенствовать процесс обучения.

При осуществлении педагогической деятельности на современном этапе педагогам стоит обращать повышенное внимание на разнообразные мотивационные инструменты при изучении экономических дисциплин. Так, например, существенное мотивационное влияние может оказывать содержательная часть учебного материала, поскольку его качественное информационное содержание способствует побудить сильный интерес обучающихся к изучению предложенного материала. Не менее важным является и эффективная организация учебной деятельности, подразумевающая под собой перечень стимулирующих инструментов, побуждающих учеников к активной деятельности.

При достижении ключевой мотивационной цели педагогам стоит применять и традиционные приемы, имеющие практическую действенность, а именно применять усовершенствованные словесные методы организации при осуществлении учебных занятий. В этом случае под словесными методами понимается группа дидактических методов обучения, на этапе применения которых, преподаватель, посредством слова обращается к обучающимся и доносит до них нужную информацию [1]. Традиционно, к формам словесных методов следует относить лекционную беседу, рассказ, повествование, инструктаж и т.д. Также, стоит помнить о практической значимости наглядных и практических методов обучения, поскольку наглядное представление информации способствует прочному запоминанию материала обучающихся. При этом стоит отметить, что наглядные методы возможно применять на любом этапе педагогического процесса, поскольку они обеспечивают всестороннее восприятие и служат неким рычагом при развитии критического мышления. К практическим методам следует относить различные упражнения, схемы, картинки и даже, набирающие в последнее время особую популярность – мемы.

Рассматривая методы стимулирования стоит отметить четыре ключевых аспекта (рис. 3).

Так, эмоциональные методы стимулирования интереса включают в себя в первую очередь инструменты поощрения, порицания, поскольку благоприятное оценивание обучающегося на занятиях в значительной степени повышает его самооценку и самозначимость. В данный пункт входят и инструменты обучения по средствам учебно-познавательных игр, создание наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание, а также предоставление свободы выбора заданий [5]. К познавательным методам стимулирования стоит относить проведение занятие с опорой на жизненный опыт; формирование учебных заданий на основе проблемных ситуаций; побуждение к поиску альтернативных решений, а также применение метода мозгового штурма при выполнении творческих практических заданий. К волевым методам целесообразно относить инструменты учебных требований; самооценку учебной деятельности и т.д. К социальным методам относятся такие стимулирующие инструменты как развитие чувства значимости у обучающихся; создание ситуаций взаимопомощи; создание условий для коллективной работы и т.д.

Очень важным, в данном случае, является понимание того, что для формирования интереса и мотивации к обучению у студентов необходимо использовать не один конкретный инструмент, прием или метод, а именно комплекс стимулирующих методов, поскольку ни один из них, самостоятельно, не может играть решающей роли в образовательном процессе [6]. Несмотря на вышеизложенное важно выделить существенные проблемы, влияющие на низкий уровень заинтересованности и мотивации к обучению.

Проведенное исследование касающиеся вопросов существующих приемов, методов и технологий мотивации и повышения интереса, обучающихся при обучении экономическим дисциплинам, позволяет сделать обобщенный вывод о том, что на данный момент далеко не все методы и технологии эффективны. Данный факт аргументируется тем, что в ходе реализации процесса обучения у обучающихся возникает ряд существенных проблем, в первую очередь связанных с падением интереса. К числу таких проблем стоит отнести следующие: крайне слабое понимание специфики современной модели обучения; отсутствие современных новшеств в традиционной процедуре преподавания; недостаточный педагогический профессионализм; отсутствие новейших подходов в методике обучения.

Очевидным является тот факт, что проблемы, представленные выше могут меняться в зависимости от ряда причин. Однако, корень данным проблем остается неизменным: педагогический процесс теряется в цифровом времени, в связи с чем и необходимо более оперативно подходить к педагогическому процессу с точки зрения инновационного развития [7].

Многолетняя педагогическая практика позволяет сделать вывод о том, что деятельность, направленная на повышение мотивации и интереса к изучению предмета, является, в некотором роде, формированием непрерывного цикла обучающих способов.

Выводы. Рассмотрев теоретические аспекты исследуемого вопроса стоит сказать о том, что уровень вовлеченности и мотивации в процесс образовательной деятельности, является залогом успешного педагогического процесса: чем активнее обучающиеся будут вовлечены в процесс обучения, тем больше знаний и опыта они получат в процессе теоретических и практических занятий с педагогом. И наоборот. При этом не стоит забывать о том, что образовательный процесс, как и любое системное явление в рамках глобализации, должен претерпевать существенные изменения и «идти в ногу со временем». Педагогический состав высшего учебного заведения должен активно разрабатывать и внедрять комплекс мер по увеличению интереса студентов к изучению экономических дисциплин. Одними из наиболее эффективных методик и технологий, которые рекомендуется внедрять в педагогический процесс является усовершенствованная оценка уровня мотивации обучающихся, по итогам которой целесообразно устанавливать ключевые векторы развития мотивационной системы, а также устанавливать не хватающий обучающимся перечень элементов, предназначенных для повышения уровня вовлеченности в педагогический процесс. К не менее перспективным направлениям можно отнести и использование визуального и цифрового контента. Однозначно, когда в процессе обучения студенты получают информацию из книг и иных научных источников, и совсем другое, когда визуально на цифровом экране показываются данные примеры как практическая ее часть.

При этом, отдельно можно назвать и применение индивидуальных занятий либо проведение занятий в виде игр. Иными словами, ученики увеличивают интерес к предмету обучения путем «попадания» в конкретную ситуацию, т.е. ролевая игра.

Конечно, представленные и описанные технологии и методики не являются окончательными. Список подобных инструментов можно расширять и дорабатывать.

Однако важно понимать, что необходимо в процессе обучения школьников идти «в ногу со временем» для получения наилучшего эффекта и увеличения количества положительных отзывов и откликов среди обучающихся, что позволит в дальнейшем увидеть «позитивный тренд».

Список источников

  1. Афанасьева А.С., Уколова Г.Б. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в условиях вуза //Молодежь и наука: шаг к успеху. – 2020. – С. 210-213.
  2. Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения //Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 3. – С. 23.
  3. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов. – 2019.Ильясов И. С., Аннаниязова Г. А. Инновационные методы обучения в преподавании экономических дисциплин. – 2022.
  4. Денисов В. Н., Калинин Н. В., Белолипецкая А. В. О профессиональной мотивации студентов //Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №. 1-4 (103). – С. 98-101.
  5. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов //Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9. – №. 4 (37). – С. 1.
  6. Перевощикова Е.Н. и др. Построение системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов //Теория и практика физической культуры. – 2023. – №. 6. – С. 42-44.
  7. Першина И. Б., Кабаканова Ю. О. Современные эффективные методы преподавания в вузе //Вестник науки. – 2023. – Т. 1. – №. 9 (66). – С. 15-21.
  8. Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII-XX вв // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9. – №. 1 (34). – С. 7.

References

  1. Afanas’eva A.S., Ukolova G.B. Motivacija studentov k zanjatijam fizicheskoj kul’turoj v uslovijah vuza //Molodezh’ i nauka: shag k uspehu. – 2020. – S. 210-213.
  2. Bazalij R.V. Razvitie motivacii studentov v uslovijah distancionnogo obuchenija //Mir nauki. Pedagogika i psihologija. – 2020. – T. 8. – №. 3. – S. 23.
  3. Verbickij A. A., Bakshaeva N. A. Psihologija motivacii studentov. – 2019.Il’jasov I. S., Annanijazova G. A. Innovacionnye metody obuchenija v prepodavanii jekonomicheskih disciplin. – 2022.
  4. Denisov V. N., Kalinin N. V., Belolipeckaja A. V. O professional’noj motivacii studentov //Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. – 2021. – №. 1-4 (103). – S. 98-101.
  5. Paputkova G.A., Saberov R.A., Fil’chenkova I.F. Koncepcija proektirovanija osnovnyh professional’nyh obrazovatel’nyh programm budushhih pedagogov //Vestnik Mininskogo universiteta. – 2021. – T. 9. – №. 4 (37). – S. 1.
  6. Perevoshhikova E.N. i dr. Postroenie sistemy nezavisimoj ocenki obrazovatel’nyh rezul’tatov budushhih pedagogov //Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. – 2023. – №. 6. – S. 42-44.
  7. Pershina I. B., Kabakanova Ju. O. Sovremennye jeffektivnye metody prepodavanija v vuze //Vestnik nauki. – 2023. – T. 1. – №. 9 (66). – S. 15-21.
  8. Slepenkova E.A., Aksjonov S.I. Stanovlenie i razvitie pedagogicheskogo obrazovanija v Rossii: XVIII-XX vv // Vestnik Mininskogo universiteta. – 2021. – T. 9. – №. 1 (34). – S. 7.

Для цитирования: Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Романовская Е.В., Полянская В.А., Цыбуцинина И.Е. Современные приемы и методы направленные на повышение мотивации студентов к изучению экономических дисциплин в высшем учебном заведении // Московский экономический журнал. 2023. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2023-50/

© Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Романовская Е.В., Полянская В.А., Цыбуцинина И.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 11.