Московский экономический журнал 9/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_9_507

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

THE MAIN OBJECTIVES OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE KOMI REPUBLIC

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FGMW-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер НИОКР 1021062411604-8-

.1.1

The article was prepared within the framework of the state task No. FGMW-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, R&D registration number 1021062411604-8-4.1.1

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Oblizov Alexey Valeryevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. Цель стратегии инновационного развития экосистемы АПК в условиях цифровой трансформации – создать условия для глобального проникновения цифровых технологий в сферу производства, логистики и доведения до конечного потребителя, полностью модернизирующих процессы организация АПК республики Коми. При разработке стратегий следует основываться на сценариях, содержащихся в Прогнозе научно-технологического развития АПК до 2030 г.: «Локальный рост» и «Глобальный прорыв». Для реализации стратегии инновационного развития экосистемы АПК Республики Коми в условиях цифровой трансформации была разработана модель финансирования инвестиций, которая основывается на использовании облигационного займа у сельхозтоваропроизводителей, что будет способствовать повышению технического потенциала АПК применительно к требованиям цифровой экономики.

Производственная стратегия, ее целью является формирование экологически безопасного производства продукции с максимально высокой добавленной стоимостью. Инвестиционная стратегия, цель которой создать благоприятные условия, чтобы привлечь инвесторов на предприятия агропромышленного кластера и ускорить производственный процесс новых видов продукции. Финансовая стратегия, цель которой совокупное применение доступных ресурсов, включая привлечение дополнительных ресурсов, стимулирование сотрудничества, в том числе в образовании, науке, маркетинге. Инновационная стратегия, цель которой сформировать территориальную научно-производственную систему, направление которой заключается в эффективном применении научно-технологического потенциала республики и участников кластера, что позволит осваивать  новые наукоемкие технологии, включая сферу биотехнологий в более ускоренном темпе. Таким образом, предложенные стратегии посредством реализации предложенных проектов по цифровой трансформации сельского хозяйства и создания центра цифровизации позволят модернизовать АПК Республики Коми.

Abstract. The goal of the strategy of innovative development of the agro–industrial complex ecosystem in the context of digital transformation is to create conditions for the global penetration of digital technologies into the sphere of production, logistics and bringing to the end consumer, completely modernizing the processes of organizing the agro-industrial complex of the Komi Republic. When developing strategies, it should be based on the scenarios contained in the Forecast of scientific and technological development of the agro-industrial complex until 2030: «Local growth» and «Global Breakthrough». To implement the strategy of innovative development of the agro-industrial complex ecosystem of the Komi Republic in the context of digital transformation, an investment financing model was developed, which is based on the use of a bond loan from agricultural producers, which will contribute to increasing the technical potential of the agro-industrial complex in relation to the requirements of the digital economy.

Production strategy, its goal is to form an environmentally safe production of products with the highest added value. Investment strategy, the purpose of which is to create favorable conditions to attract investors to the enterprises of the agro-industrial cluster and accelerate the production process of new types of products. Financial strategy, the purpose of which is the combined use of available resources, including attracting additional resources, stimulating cooperation, including in education, science, marketing. An innovative strategy, the purpose of which is to form a territorial scientific and production system, the direction of which is the effective use of the scientific and technological potential of the republic and the cluster participants, which will allow the development of new high-tech technologies, including the field of biotechnology at a more accelerated pace. Thus, the proposed strategies through the implementation of the proposed projects for the digital transformation of agriculture and the creation of a digitalization center will modernize the agro-industrial complex of the Komi Republic.

Ключевые слова: стратегия, технологические цепочки, республика Коми, инвестиции, инновации

Keywords: strategy, technological chains, Komi Republic, investments, innovations

Производственная стратегия, ее целью является формирование экологически безопасного производства продукции с максимально высокой добавленной стоимостью [1].

Задачами производственной стратегии являются:

  • повысить плодородие почвы, улучшить качество семенного фонда, увеличить урожайность, развивать животноводство;
  • сформировать интегрированные технологические цепочки, направленные на увеличение доли добавленной стоимости и производства импортозамещающей продукции в республике;
  • использовать современные виды технологического оборудования и сельхозтехники для безотходной переработки сельскохозяйственного сырья животного и растительного;
  • расширить количество участников кластера, привлекая к сотрудничеству новые промышленные предприятия, научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения, а также объекты промышленной и технологической инфраструктуры.

Инвестиционная стратегия, цель которой создать благоприятные условия, чтобы привлечь инвесторов на предприятия агропромышленного кластера и ускорить производственный процесс новых видов продукции [4].

Задачами инвестиционной стратегии являются:

  • разработать бизнес-планы, связанные с организацией совместных инвестиционных проектов, вносить в них корректировки в случае изменения организационно-экономических и иных условий;
  • осуществлять поиск возможных инвесторов, оценить характер перспективных требований, которые выдвигают инвесторы, и сформировать соответствующие условия, чтобы привлечь их в экономику региона [3];
  • создать каталог внедрения эффективных совместных инвестиционных проектов участниками кластера и реестра предполагаемых проектов;
  • проанализировать степень проработки проектов и сроки их окупаемости.

Финансовая стратегия, цель которой совокупное применение доступных ресурсов, включая привлечение дополнительных ресурсов, стимулирование сотрудничества, в том числе в образовании, науке, маркетинге [2].

Задачами финансовой стратегии являются:

  • определить проекты и программы для финансирования, провести мониторинг общей стоимости совместных проектов;
  • определить виды и источники финансирования для этого требуется:

а) разработать программы финансирования для участников кластера и механизмов ГЧП;

б) участвовать в программах государственной поддержки сельхозпредприятий, а также в федеральных программах;

  • разработать план и порядок привлечения финансирования для этого требуется:

а) провести мониторинг объема нужного финансирования проектов со стороны кредитных организаций;

б) провести переговоры по условиям лизинга, кредитования;

в) сделать выбор в пользу партнера или венчурного фонда;

г) подготовить пакет документов для участия в конкурсах;

  • провести контроль эффективности расходования средств, мониторинг величины финансовой помощи участникам кластера, полученной по факту со стороны государства;
  • проанализировать результаты финансирования, степень проработки проектов и сроки их окупаемости.

Инновационная стратегия, цель которой сформировать территориальную научно-производственную систему, направление которой заключается в эффективном применении научно-технологического потенциала республики и участников кластера, что позволит осваивать  новые наукоемкие технологии, включая сферу биотехнологий в более ускоренном темпе [5].

Задачами инновационной стратегии являются:

  • создать научно-технический совет кластера с целью принятия совместных решений в сфере научно-инновационной политики;
  • создать и развивать научно-исследовательские центры анализа рынков и предпринимательства в сфере АПК;
  • создать на основе существующих научно-образовательных учреждений научных лабораторий и инкубаторов, которые осуществляют разработки проектов кластера [6];
  • внедрить систему поддержки инновационных проектов в области АПК;
  • создать новую наукоемкую продукцию;
  • создать и развивать новые малые высокотехнологичные предприятия;
  • содействовать разработке и внедрению научно-исследовательских проектов и программ, инновационных предложений, которые ориентированы на формирование наукоемких технологий;
  • развивать инновационное предпринимательство в АПК Республики Коми.

На центр кластерного развития будет возложена функция посредника между участниками кластера и образовательными и научно-исследовательскими учреждениями республики, выявляя текущие потребности предприятий малого и среднего бизнеса [7].

Итоговой целью должна выступить созданная система научных разработок в соответствии с реальными и потенциальными потребностями участников кластера.

При этом, лаборатории и образовательные учреждения могли бы производить знакомство производителей сельскохозяйственной продукции с действующими и потенциальными исследовательскими проектами, для промышленной апробации которых необходимо дополнительное финансирование и интерес со стороны реальных потребителей. Данное взаимодействие участников кластера будет способствовать выявлению приоритетных инвестиционных проектов, оптимизации затрат на инновационное развитие АПК республики, а также позволит минимизировать нецелевые разработки [8].

Содействовать коммерциализации научно-исследовательских разработок будет Центр кластерного развития Республики Коми, оказывая консультационную и методологическую помощь.  Конкурентная стратегия представляет совокупный план действий кластера АПК относительно конкурентов.

Маркетинговый смысл конкурентных стратегий в их ориентире на удержание кластером своих позиций на рынке относительно конкурентов (рисунок 1).

Выбор конкурентной стратегии зависит, во-первых, от привлекательности отрасли с точки зрения обеспечения прибыльности на долгосрочный период, а, во-вторых, от относительной конкурентной позиции кластера внутри этой отрасли. Вместе с тем, не только условия отрасли влияют на выбор конкурентной стратегии, но и сама конкурентная стратегия влияет на эти условия в пользу кластера [10].

Учитывая сложившуюся конъюнктуру на рынке продукции АПК региона, имеющегося потенциала участников агрокластера, можно обозначить цель, задачи и основные направления реализации маркетинговой стратегии сбыта продукции участников кластера.

Цель маркетинговой стратегии агропромышленного кластера состоит в том, чтобы направить все бизнес-процессы на максимальное удовлетворение потребительских предпочтений, укрепление позиций участников кластера на рынках России и за рубежом.

На рисунке 2 представлен механизм достижения цели.

Чтобы достигнуть цели участникам кластера необходимо реализовать следующие задачи:

  • организовать маркетинговое исследование, чтобы осуществить сбор и провести анализ сведений о предпочтениях потребителей, обозначить идеи, направленные на улучшение и продвижение продукции на рынке;
  • сформировать эффективную сбытовую сеть;
  • организовать рекламные и маркетинговые мероприятия, чтобы обеспечить выход продукции АПК на новые рынки (разработать единую систему скидок, создать единый бренд участников кластера, провести единую рекламную компанию);
  • скорректировать ассортиментную политику, учитывая конъюнктуру рынка;
  • внедрить систему менеджмента безопасности продукции АПК.

Для продвижения регионального агрокластера могут применяться следующие инструменты [9]:

  • событийный маркетинг (организация фестивалей и праздников);
  • проведение выставок;
  • инструменты социальной рекламы;
  • инструменты внутреннего маркетинга для работы на некоторых предприятиях кластера и формирования лояльности со стороны персонала к компании и кластеру в целом;
  • формирование качественного цифрового материала (официальный сайт, активность в социальных сетях, элементы интерактивности).

Данная стратегия может быть реализована по направлениям, представленным на рисунке 3.

Направление «Создание единого бренда агропромышленного кластера Республики Коми» предполагает объединение под единой маркой «Агропродукты из Республики Коми» товаров агропромышленных организаций-участников кластера, что позволит повысить узнаваемость всю линейку агропродуктов и реализовывать их посредством торговых сетей предприятий-участников кластера [11].

Объединение в единый бренд сельскохозяйственной продукции Республики Коми приведет к существенной оптимизации затрат предприятий на продвижение продукции.

Задачами брендирования являются:

  • сделать продукцию агропромышленного кластера узнаваемой среди целевой аудитории;
  • сформировать в восприятии потребителей устойчивое представление о бренде  как о лучшем товаре среди аналогов;
  • создать в сознании целевой аудитории связь агропродукции участников кластера с местом ее производства.

Направление «Создание единого информационного ресурса агропромышленного кластера Республики Коми», которое предполагает создание отдельного интернет-ресурса агропромышленного кластера Республики Коми, где будет размещаться информация о продуктах кластера, предприятиях малого и среднего бизнеса – участниках кластера, бренде кластерного продукта, его потребительских свойствах, местах реализации [12].

Чтобы активизировать коммуникационную стратегию кластерного проекта «Агропродукты из Республики Коми» требуется взаимодействие потребителей с производителями агропродукции посредством CRM-подхода, который предполагает автоматизацию всех отделений участников кластера, взаимодействующих с клиентами. Совместную работу, связанную с продвижением бренда «Агроподукты из Республики Коми» будут осуществлять специалисты-маркетологи посредством организации круглых столов, семинаров [13].

Создание транспортно-логистического центра, цель которого обеспечить сбыт продукции сельского хозяйства посредством формирования в рамках сети оптово-распределительных центров, условий для приема, реализации и хранения продукции сельского хозяйства, в том числе через закупки для государственных и муниципальных нужд.

Для создания транспортно-логистического центра требуется создание официального сайта, базы постоянных поставщиков; заключение договоров с производителями; разработка ассортимента продукции.

Внешнеэкономическая стратегия, цель которой состоит в выходе на новые рынки сбыта, в импортозамещении продукции.

Задачами внешнеэкономической стратегии являются:

  • создать оптово-распределительный центр кластера, который свяжет покупателей и поставщиков и обеспечит услугами первичной переработки, хранения, предпродажной подготовки свежей продукции, логистики;
  • содействовать развитию научно-технических и торгово-экономических связей участников агропромышленного кластера с российскими и иностранными предприятиями;
  • ознакомить широкий круг потребителей с научно-техническими, технологическими и производственными достижениями участников кластера АПК;
  • наладить сотрудничество между регионами относительно реализации продукции местных сельхозпроизводителей.

Информационно-коммуникационная стратегия, цель которой создать условия для эффективного взаимодействия участников агропромышленного кластера, некоммерческих организаций, учреждений образования и науки, государственных органов, инвесторов [15].

Задачами информационно-коммуникационной стратегии являются:

  • оказывать комплексную информационно-консультационную поддержку участников кластера в процессе реализации их совместных проектов.

Методы взаимодействия с экспертами могут иметь различную форму: дистанционное общение, обучение в группах, индивидуальные консультации, сезонные встречи внутри группы и пр.

Кадровая стратегия, цель которой состоит в развитии человеческого капитала предприятий агропромышленного кластера, в повышении производительности и мотивации труда.

Задачами кадровой стратегии являются:

  • осуществлять мониторинг дефицита персонала в агропромышленном кластера в профессионально-квалификационном разрезе, определять и планировать потребности персонала в кластере (осуществляют участники кластера);
  • организовывать круглые столы совместно с образовательными учреждениями Республики Коми, чтобы разработать новые программы обучения, образовательные стандарты и повысить квалификацию по приоритетным направлениям подготовки (реализует Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, в т.ч. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова);
  • организовать и проводить онлайн-семинары в режиме видеоконференции по приоритетным темам развития бизнеса в сельском хозяйстве (этот формат обучения позволит подключать экспертов из других регионов и стран, имеющих высокую квалификацию, что приведет к существенной оптимизации расходов на организацию мероприятия) (реализует Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова);
  • сформировать для участников кластера реестр приоритетных образовательных тем, которые будут способствовать развитию деятельности предприятий малого и среднего бизнеса (осуществляют участники кластера, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова) [14];
  • организовывать визиты международных делегаций с целью произвести обмен опытом и осуществлять поиск тем для взаимовыгодного сотрудничества, участвовать в продвижении и выборе кандидатов для прохождения зарубежных стажировок на передовых предприятиях АПК (реализует Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми);
  • стимулировать развитие и саморазвитие персонала отрасли (осуществляют участники кластера);
  • осуществлять информационное содействие, касающееся привлечения молодых специалистов из других регионов (осуществляют участники кластера).

Список источников

  1. Андреева, Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции / Л.В. Андреева // Юрист. – 2013. – № 14. – С.3–8.
  2. Байбарова, М.А. Маркетинговые инструменты продвижения территориального кластера в концепции развития региона / М.А. Байбарова // Синергия наук. – 2018. – № 27 – С.258–268.
  3. Баутин, В.М. Концептуальные основы формирования инновационной экономики в агропромышленном комплексе России: монография / В.М. Баутин. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012.
  4. Геращенкова, Т.М. Активизация инновационных процессов в АПК: направления приложения усилий / Т.М. Геращенкова // Стратегия устойчивого развития экономики регионов: теория и практика. Материалы международной научно–практической конференции (г. Брянск, 24–26 марта 2015 г.). – Брянск: Брянский ГАУ, 2015. – С. 162–166.
  5. Гринев, В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции / В.П. Гринев // Госзакупки.ру. – 2014. – № 10. – С.22–31.
  6. Дмитриев, Ю.А. Развитие государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе / Ю.А. Дмитриев, Л.И. Шустров, Т.Л. Шустров, И.И. Савельев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 1. – № 3. – С.45–50.
  7. Есева, Е.П. Бенчмаркинг использования государственно-частного партнерства субъектами Российской Федерации (на примере Республики Коми) / Е.П. Есева, Бушуева Л.И. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 4 (337). – С.126–139.
  8. Иванов, В.А. Концептуальные подходы к формированию модели инновационной системы аграрного сектора северного региона / В.А. Иванов, Е.В. Иванова // Вестник КРАГСиУ. Серия «Теория и практика управления». – Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2017. – № 18 (23). – С.160–168.
  9. Иванов, В.А. Методические и практические аспекты стратегического управления устойчивым развитием аграрного сектора северного региона / В.А. Иванов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 16–33.
  10. Куликова, Е.А. Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК / Е.А. Куликова // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С.46–48.
  11. Курцев, И.В. Основные направления развития инновационной системы АПК Сибири / И.В. Курцев. – Новосибирск: Россельхозакадемия. Сиб. отд., ГНУ СибНИИЭСХ, 2015.
  12. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства. – URL: http://www.economy.gov.ru
  13. Слепнева, Л.Р. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе России в современных условиях: монография / Л.Р. Слепнева, О.А. Новаковская. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – 130 с.
  14. Стукач, В.Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона / В.Ф. Стукач // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. – № 7 // http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856
  15. Юдин, А.А. Инновационная стратегия развития отраслей АПК в регионах (на примере Республики Коми) / А.А. Юдин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С.268–273.

References

  1. Andreeva, L.V. Formation of the contract system in Russia in the conditions of economic integration / L.V. Andreeva // Lawyer. – 2013. – No. 14. – pp.3–8.
  2. Baibarova, M.A. Marketing tools for promoting a territorial cluster in the concept of regional development / M.A. Baibarova // Synergy of Sciences. – 2018. – No. 27 – pp.258–268.
  3. Bautin, V.M. Conceptual foundations of the formation of an innovative economy in the agro-industrial complex of Russia: monograph / V.M. Bautin. — M.: Publishing House of the RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev, 2012.
  4. Gerashchenkova, T.M. Activation of innovative processes in agriculture: directions of application of efforts / T.M. Gerashchenkova // Strategy of sustainable development of the regional economy: theory and practice. Materials of the international scientific and practical conference (Bryansk, March 24-26, 2015). – Bryansk: Bryansk State University, 2015. – pp. 162-166.
  5. Grinev, V.P. Criteria for attributing goods, works, services to innovative and high–tech products / V.P. Grinev // <url> – 2014. – No. 10. – pp.22-31.
  6. Dmitriev, Yu.A. Development of public-private partnership in the agro-industrial complex / Yu.A. Dmitriev, L.I. Shustrov, T.L. Shustrov, I.I. Savelyev // Economics and management: problems, solutions. — 2018. – Vol. 1. – No. 3. – pp.45-50.
  7. Yeseva, E.P. Benchmarking the use of public-private partnership by the subjects of the Russian Federation (on the example of the Komi Republic) / E.P. Yeseva, Bushueva L.I. // National interests: priorities and security. – 2016. – № 4 (337). – Pp.126–139.
  8. Ivanov, V.A. Conceptual approaches to the formation of the model of the innovation system of the agricultural sector of the northern region / V.A. Ivanov, E.V. Ivanova // Herald of KRAGSiU. The series «Theory and practice of management». – Syktyvkar: GO TO KRAGSiU, 2017. – № 18 (23). – Pp.160–168.
  9. Ivanov, V.A. Methodological and practical aspects of strategic management of sustainable development of the agricultural sector of the northern region / V.A. Ivanov // Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment Syktyvkar State University. – 2019. – No. 1. – pp. 16-33.
  10. Kulikova, E.A. Public-private partnership as a condition for innovative development of agro-industrial complex / E.A. Kulikova // Problems of modern economy: materials of the II International Scientific Conference (Chelyabinsk, October 2012). – Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2012. – pp.46-48.
  11. Kurtsev, I.V. The main directions of the development of the innovation system of the agro-industrial complex of Siberia / I.V. Kurtsev. – Novosibirsk: Russian Agricultural Academy. Sib. otd., SIBNIIIESH, 2015.
  12. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation: Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership. – URL: http://www.economy.gov.ru
  13. Slepneva, L.R. Integration processes in the agro-industrial complex of Russia in modern conditions: monograph / L.R. Slepneva, O.A. Novakovskaya. – Ulan-Ude: Publishing House of VSSTU, 2006. — 130 p
  14. Stukach, V.F. Agrarian innovations in the system of strategic development of the region / V.F. Stukach // Economics and management of innovative technologies. – 2013. – № 7 // http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856
  15. Yudin, A.A. Innovative strategy for the development of agricultural industries in the regions (on the example of the Komi Republic) / A.A. Yudin // Priority scientific directions: from theory to practice. – 2016. – No. 22. – pp.268-273.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В. Основные задачи стратегического развития Республики Коми // Московский экономический журнал. 2022. № 9. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2022-11/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 9.