Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.972

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_598

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РУМЫНИИ

THE CURRENT STATE AND BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN ROMANIA

Лукиан Владислав, аспирант, департамент мировой экономики и международного бизнеса, факультет международных экономических отношений, ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (25167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2),  adalman@mail.ru

Luchian Vladislav, postgraduate degree, department of world economy and international business, faculty of international economic relations, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Prospekt,
125993, Moscow, Russia), adalman@mail.ru

Аннотация. Румыния занимает 6-е место по площади используемых сельскохозяйственных угодий среди стран ЕС и входит в десятку крупнейших мировых экспортеров пшеницы и кукурузы (9 место в мире по экспорту пшеницы и 6 место по экспорт кукурузы). Зерновые и масличные представляют самую важную сельскохозяйственную культуру в производстве и экспорте Румынии. Страна культивирует 13,9 млн га в 2021 г. и по этому критерию расположилась после сельскохозяйственных лидеров ЕС, таких как Франция, Испания, Великобритания, Германия и Польша. Являются ли занимаемые позиции оправданными с точки зрения потенциала страны, можно ли считать Румынию зрелым конкурентом на мировым рынке агропродовольствия, каковы барьеры национального сельского хозяйства, которые не способствуют органическому росту в долгосрочной перспективе.

Abstract. Romania ranks 6th in terms of the area of ​​used agricultural land among the EU countries and is one of the ten largest world exporters of wheat and corn (9th  in the world in wheat exports and 6th in corn exports). Cereals and oilseeds represent the most important crop in Romanian production and export. The country is cultivated 13.9 million hectares in 2021. According to this criterion, is ranked after EU agricultural leaders such as France, Spain, the UK, Germany and Poland. Are the positions taken justified in terms of the country’s agricultural potential, can Romania be considered a mature competitor in the global agri-food market, what are the barriers to national agriculture that do not contribute to organic growth in the long term.

Ключевые слова: Румыния, ЕС, сельское хозяйство, агроэкспорт, барьеры, зерно, кукуруза, конкуренция, развитие

Keywords: Romania, EU, agriculture, agro-exports, barriers, grain, corn, competition, development

Введение. Природные ресурсы (природный капитал) Румынии

Общая площадь Румынии составляет 23,84 млн га и включает:

  1. 62% сельскохозяйственных угодий (около 14,7 млн ​​га, из которых 66,3% — пахотных земель, 29,2% — луга и 4,5% — виноградники и фруктовые деревья).
  2. 11% площадь населенных пунктов, транспортные артерии, железные дороги и непродуктивные земли [1].

От общей площади государства около 92% приходится на сельскую местность, состоящую из сельскохозяйственных и лесных угодий, населенных пунктов и сельских поселений. Распределение по географическим районам сбалансировано: 33% равнинная местность (менее 300 м над уровнем моря), 37% холмистая местность (мнее 300–1000 м над уровнем моря) и 30% горная местность (более 1000 м над уровнем моря) [2].

С точки зрения площади Румыния среднее по меркам ЕС государство. Лесистость неравномерна. На равнинной территории степень лесистости составляет не более 14%. С точки зрения «зеленого покрова» (включающие леса, естественные луга и насаждения) Румыния также наблюдает территориальную несбалансированность и дефицитность. По сравнению со средним по стране «зеленым покровом», составляющим примерно 50% (20% — естественные луга, 2% — сельхозугодия и 28% — леса), важно отметить, что:

  • на Дунайской равнине и в Добрудже (уезды Брэила, Яломица, Кэлэраш, Джурджу, Телеорман, Констанца и Тулча) доля составляет всего 14-15%;
  • в уездах восточной части Молдовы (уезды Ботошаны, Яссы, Васлуй, Галац) и в уездах Западной равнины Румынии (уезды Тимиш, Арад, Бихор и Сату-Маре) дефицит зеленых насаждений более 60–70%.

Региональные диспропорции «зеленого покрова» объясняются также неравномерным географическим распределением естественных лугов: 50% в горно-альпийской зоне (2,4 млн га), 40% в горной зоне (2 млн га) и только 10% в зоне равнин (около 0,5 млн га) [3].

Сельскохозяйственные угодия — стратегический природный ресурс и ценится как важнейшее возобновляемое богатство страны. Пашни и естественные луга с высоким уровнем плодородия занимают около половины площади страны (48,3% или 7,17 млн ​​га), но лишь более половины (51,7% или 7,68 млн га) имеют хороший и средний уровень сельхозплодовитости. С другой стороны, если анализировать с точки зрения площади сельскохозяйственных угодий, пашни, важно отметить, что распределение по классам благоустроенности гораздо более сбалансировано: хорошая и очень хорошая благоустроенность — 39,3% (3,67 млн ​​га), средняя — 25,5% (2,37 млн ​​га) и низкий — 35,2% (3,28 млн га). Румыния по общей площади сельскохозяйственных угодий занимает 7-е место среди стран ЕС. По площади сельскохозяйственных и пахотных земель на душу населения страна занимает 5-е место среди стран членов ЕС [4].

Водные ресурсы имеют существенную ограничительную особенность, не способствующую динамичному развитию сельского хозяйства и агропродовольствия в целом:

  • 97,8% гидрографической сети приходится на реку Дунай (из общей протяженности в 2860 км, важно отметить, что 1075 км протяжённости реки проходит по территории страны);
  • гидрологический (природный) ресурс, выраженный средним многолетним запасом проточных вод, составляет 128,1 млрд куб. м в год, из них 40,4 млрд куб. м внутренних рек и 87,7 млрд куб. м приходится на долю Румынии в среднем запасе Дуная;
  • объем подземных вод оценивается в 9,62 миллиарда кубометров в год [5].

Национальный институт статистики Румынии (Сельскохозяйственный атлас Румынии – 2021 год) оценивает количество пригодных для использования источников воды:

  • 10,8 млрд м3/год из управляемых внутренних вод;
  • 5 млн м3/год из Дуная в управляемом режиме;
  • 3 млрд м3/год из подземных вод.

На протяжении многих лет антропогенный фактор оказывал влияние на качество поверхностных и подземных вод страны. Подземные воды, подвергшиеся внешнему воздействию, оказались наиболее уязвимы. Лишь 57,5% общей протяженности качественно обследованных рек пригодны для централизованного питьевого водоснабжения. Из общего количества потенциальных водных ресурсов только 45,5% пригодны для технического использования, в основном, с высокой долей загрязнения. В результате анализа можно заключить, что пригодные для использования водные ресурсы в Румынии составляют около 2 660 м3/год на человека (по сравнению с достижимым потенциалом в 5 930 м3/год на человека). По сравнению со средним показателем ЕС (более 4 000 м3/год на человека) Румыния находится в числе государств с относительно низкими водными ресурсами. Из общего водного потенциала Румынии, составляющего около 140 млрд м3/год, ежегодно используется 20,4 млрд м3/год, из них около 8 млрд м3/год уходит на промышленное потребление, 7 млрд м3/год на орошение, 2,2 млрд м3/год для рыбоводства/аквакультуры и 3,4 млрд м3/год для домашнего потребления. Внутренние реки имеют преимущественно природное происхождение, в меньшей степени пополняются за счет подземных источников, что обуславливает высокую степень зависимости и уязвимости агросектора страны от сезонных климатических условий [6].

Гидрологический ресурс государства распределен по территории страны неравномерно и имеет большую изменчивость не только по сезонам, но и по годам. В среднесрочной и долгосрочной перспективе удовлетворение потребности агросекторов Румынии невозможно без проведения крупномасштабных гидротехнических работ, которые были сформированы до 90-х годов (плотины, водохранилища, временные скопления, межбассейновые отводы стоков). Ранее данный сектор был исключительно в руках государства, распределение земельных наделов частным и юридическим агрохолдингам de facto исключает возможность комплексного поддержания ранее сформированного ирригационного сектора страны. Данный факт, в конечном итоге, за последние тридцать лет привел к его конечной деградации, с пропорциональным негативным эффектом на сельское хозяйство. Особенно это заметно в части возделывания сельхоз наделов, расположенных более 300 м над уровнем моря.

Климат Румынии умеренно континентальный, с существенными региональными вариациями: 8–12 месяцев в году с положительными температурами в южных и прибрежных уездах и лишь с 4 месяцами в высокогорных районах страны. Часто бывают волны тепла с экстремальными температурами выше 40°С (периодически по 2-4 волны за лето) и волны холода с температурами ниже -30°С (особенно во внутригорных впадинах Карпат). Среднее количество осадков: 640 мм в год, с заметными различиями между уездами страны (от 1 200 до 1 400 мм в год в высокогорных районах и от 400 до 500 мм в год в основных сельскохозяйственных районах румынской равнины). Благоприятные для сельского хозяйства периоды чередуются периодами сильной засухи. Климатические катаклизмы часто сменяются с периодами избыточных осадков, наносящими значительный ущерб агроотраслям страны (наводнения, оползни и др.). Существенная часть агроугодий страны не подвержена среднегодовой скорости ветра более 4 метров в секунду и подпадает под продолжительность солнечного сияния более 2000 часов в год, что указывает на значительный потенциал использования этих климатических источников для роста сельхоз показателей [7].

Текущая ситуация и тенденции развития сельского хозяйства Румынии

Доля сельского населения Румынии самая высокая среди стран ЕС и составляет 44,9% от общей численности населения. Важно отметить, что страна характеризуется низкой плотностью населения: 45,1 чел./км² (по сравнению, к примеру, с основными странами агро-конкурентами, Францией 54 чел./км², Италией 64 чел./км², Германией 100 жителей/км²). Существует значительная «географическая асимметрия» и с точки зрения плотности сельского населения. Большинство коммун (сел) с населением менее 50 человек/км² расположены в западной части страны. В восточных и южных районах преобладают сельские населенные пункты с плотностью 50–100 жителей/км². Демографическая динамика в сельской местности системно (с 1992 года) отрицательная. Процесс сокращения численности сельских жителей стал перманентным явлением благодаря сочетанию нескольких демографических, экономических и социальных факторов [8].

Демографический спад связан с продолжающейся деградацией возрастной структуры, вызванной процессом старения населения, а это означает, что в будущем будут сокращаться молодые возрастные группы и на селе увеличиваться старшее поколение. В начале 1990 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше в сельской местности составляла 13,5% от общей численности и увеличилась в 2021 г. до 27,3%. Важным проявлением процесса старения является увеличение доли женщин в численности пожилого населения, порождающее феномен вынужденной «феминизации пожилого сельского населения» Румынии. Высокий уровень смертности мужчин на селе. Согласно демографическим прогнозам, сельское население будет и далее численно сокращаться, свидетельствуя об умеренном снижении до 2021 г., после чего (в период 2021–2050 гг.) последует резкое сокращение, вызванное дефицитом рождаемости по отношению к числу умерших (отрицательный естественный прирост). Этому способствует и совокупный баланс внутренней и внешней миграции молодых тружеников села на аналогичные работы в более развитые страны ЕС (Ирландию, Испанию, Германию, Италию).

Важно отметить и географическую разрозненность сельского населения. Таким образом, «сельские анклавы», где население имеет значительную долю в общей численности населения — северо-восточный, северо-западный и южный уезды Мунтении составляют 46,7%. В уездах Трансильвании этот показатель не более 24,3%. Малосельские районы фиксируются лишь в ареале Бухарест-Ильфов (столичная субурбия) [9].

Чрезмерно высока доля пожилых фермеров, имеющих право на поддержку прямыми выплатами (старше 60 лет и особенно старше 70 лет), и представляет собой тревожное явление для будущего соответствующих хозяйств. Более 60% (644 000 фермеров) старше 60 лет, владеющие 2,31 млн га сельскохозяйственных угодий (более 25% пахотных земель страны) невольно формируют одну из основных проблем румынского правительства с точки зрения человеческих ресурсов на селе. Увеличение числа молодых фермеров с помощью доступных инструментов (дополнительные выплаты, соответствующие установке молодых фермеров) не способствуют перелому отрицательного тренда.

В среднем за три десятилетия после Революции 1989 г. накопление основных фондов за счет ежегодных инвестиций в аграрные хозяйства составило 33 евро/га/год, что не так много, если сравнивать опять же с основными агроконкурентами Румынии на рынках ЕС. К примеру, Франция, как основной конкурент в сельскохозяйственных подсекторах, накопила основные фонды в размере 308 евро/га/год. Обеспеченность основными фондами румынского фермера по сравнению с французским коллегой еще более несоответствующая (3 600 евро на 1 фермера в Румынии и 290 000 евро на 1 фермера во Франции, что составляет соотношение 80,6:1) [10].

Также, структура основного капитала в румынских агрофермах сильно отличается (неблагоприятная) по сравнению с Францией. Если во Франции «активный» основной капитал (трактора, агромашины, сеялки, культиваторы, комбайны и т.д.), оборудование, системы водной ирригации, племенной скот, элеваторы и иная инфраструктура) имеет вес 80%, а вес земельного капитала всего 20%, то в Румынии ситуация прямо пропорциональная. Земельный фонд (стоимость земли) имеет вес 67% (в то время как земля сельскохозяйственного назначения по рыночной стоимости имеет цену в 5–6 раз ниже чем во Франции), а непосредственно производственные основные фонды составляют не более 1/3 от веса земли [11].

Иной крайне важный фактор — это площадь сельхозугодий в аренде и собственности в Румынии. В 2021 году из общей площади сельскохозяйственных угодий площадь в собственности составляет в среднем — 60%, арендованная — 27%, концессионные земельные агронаделы – 2,1-3,2%. Остальные земли эксплуатируются в других формах, например ГЧП. Доля сдаваемых в аренду агроземель в Румынии крайне низкая по сравнению с другими странами Европейского Союза, где средняя доля находится в диапазоне 60-40%. Тенденцию на протяжении многих десятилетий нельзя переломить. При анализе данного вопроса в иных странах Восточной Европы фиксируется та же тенденция (Польша, Болгария, Латвия). Тренд приближается к переломному лишь в Венгрии и Чехии.

Аренда земли фиксируется в последние 7 лет в средних и крупных хозяйствах:

  • если ферма до 100 га — арендованные земли составляют 8% эксплуатируемых земель;
  • если ферма более 100 га – доля увеличивается до 48% сельскохозяйственных площадей.

В Договоре о вступлении в ЕС (от 2005 г.) в отношении свободного движения капитала предусматривалось, что «Румыния может сохранять в силе в течение семи лет с даты присоединения ограничения, установленные ее национальным законодательством, существовавшие на момент подписания договора о присоединении, о приобретении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, лесов и лесных угодий гражданами государств-членов ЕС». Таким образом в Законе N312/2005 о приобретении права частной собственности на землю иностранными гражданами и апатридами, а также иностранными юридическими лицами, часть ограничений, существовавших в старом Законе N54/1998, были сняты, как противореащие договору о присоединении. То есть граждане и юридические лица из государств-членов ЕС по истечении 7 лет со дня присоединения к ЕС, получили те же права, что и румынские граждане и юридические лица. Более того румынский законодатель снял ограничения на оборот земель спецназначения (в приграничных, припортовых и т.д. зонах). Такого рода ограничения, к примеру, сохранили все Прибалтийские государства после вступления.

Как указано в Договоре о присоединении, фермеры, которые осуществляют деятельность (т. е. физические лица) и которые проживают в Румынии — могут покупать сельскохозяйственные земли сразу после присоединения соответствующий запрет на них не распространяется, но они не могут изменить сельхозназначение в рамках переходного периода. Однако, иностранцы, создавшие компании в Румынии, могли купить землю на имя локального юридического лица — независимо от происхождения капитала. Юридический казус не устранён по сей день [12].

По данным Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов Румынии, сельскохозяйственная площадь, принадлежащая иностранным гражданам, в 2021 г. составляла около 1 700 тыс. гектаров, треть из которых принадлежит компаниям с итальянским капиталом, за которыми следуют немецкие, арабские (большая часть суверенные инвестиционные фонды КСА и ОАЭ – с целью развития фьючерсных агроконтрактов), венгерские, испанские, австрийские, датские инвесторы. Российские компании в перечне не присутствуют, так как, в основном, инвестиции «заходят» в агросектор из оффшорных юрисдикций, Кипра и Голландии.

Приведем пример двух иных восточных соседей Румынии: Венгрии и Польши. Венгрия предусмотрела в Договоре о присоединении положения, согласно которому по истечении 7 лет применения ограничения имеет возможность запросить Европейскую комиссию о продлении еще максимум на 3 года, если будут угрозы высокого числа спекулятивных сделав на рынке земли после его прекращения. В 2010 году ЕК по просьбе Венгрии одобрила продление еще на 3 года. Следует отметить, что в Венгрии юридические лица (с венгерским или иностранным капиталом) не могут покупать сельскохозяйственные угодья. Польша договорилась о 12-летнем переходном периоде. Румыния пошла по «украинскому сценарию». Сложно оценить его оправданность.

По сравнению со средним показателем по ЕС в Румынии затраты на гектар сельхозугодий на 46% ниже. Самые большие разрывы с ЕС зафиксированы по таким товарным группам как химические удобрения и средства защиты растений. Потребление основного капитала на гектар в Румынии в 2021 году было на 42% ниже, чем в среднем по ЕС. Количественное потребление химических удобрений за последние 12 лет незначительно увеличилось (+6%). Фиксируется незначительной рост парка сельхозмашин, в основном, за счет средств, выделенных по программам SAPARD и PNDR, предназначенных для модернизации агрохолдингов. Так, по сравнению с 2011 г. в 2021 г. количество тракторов увеличилось на 6%, а количество комбайнов и самоходных сеялок зерна стало всего на 1% больше [13].

Что касается расхода семян на гектар, то его значение превышает среднее значение в ЕС (72,1 евро/га в Румынии и 64,8 евро/га в ЕС-27). Вероятно, это связано с более высокими ценами, взимаемыми дилерами в Румынии. На румынском рынке сертифицированных семян преобладают, как и в России, в основном, иностранные сорта и гибриды. Размножение местных сортов семян отсутствует из-за трудностей с их селекцией, утраченной селекционной базой, обеспечением высокопрофессиональными кадрами и должным финансированием. Например, в Румынии есть такие отрасли, как овощи, промышленное производство которых осуществляется с использованием исключительно импортных семян. Местные разновидности почти отсутствуют. При этом для производства овощей в промышленном масштабе мелкие фермеры обычно используют несертифицированные семена или семена, привезенные из соседних стран (в основном из Болгарии). Эта тенденция характерна большей части стран Восточной Европы [14].

Анализ сдерживающих факторов развития сельского хозяйства Румынии

Вклад сельского хозяйства в ВВП страны уверенно снижается. Румыния по-прежнему имеет наибольшую долю сельскохозяйственного сектора в структуре ВВП среди всех стран членов Европейского Союза, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Кроме того, в 2021 г. в сельском хозяйстве было занято 24,3% активного населения Румынии, что более чем в 6 раз превышает показатели стран ЕС, где этот показатель не более 4,4% активного населения. Также, важно отметить, что доля рабочей силы в Румынии, занятой в сельском хозяйстве, в 2020 г. имела значение, достаточно близкое к значению, зафиксированному еще в 1992 г., хотя доля сельского хозяйства в ВВП за этот период уменьшилась более чем в 4 раза, что свидетельствует о значительных потерях эффективности.

Валовая добавленная стоимость в 2020 г. на одного занятого в сельском хозяйстве составила лишь 18% от среднего показателя по Европейскому Союзу. Этот показатель еще ниже, если его соотносить с показателями стран Западной Европы. Валовая добавленная стоимость, создаваемая занятыми в сельском хозяйстве в Румынии, составляет всего 7% от стоимости, создаваемой в странах агролидерах ЕС, например по Франции, и, соответственно, 9% от стоимости, создаваемой в Испании.

Если рассмотрим валовую добавленную стоимость на сельхоз гектар, то Румыния по-прежнему находится на одной из последних позиций, что составляет около 600 евро/га (2019 г.). Для сравнения, в странах Западной Европы валовая добавленная стоимость на гектар превышает 1135 евро/га [15].

Примерно 85% всей рабочей силы в сельском хозяйстве Румынии и в 2021 году неоплачиваемая (работа на собственных подсобных хозяйствах). Напротив, средняя доля неоплачиваемых работников в аграрном секторе ЕС составляет не более 72%, а в государствах, основных агроконкурентах значительно ниже (Испания — 50.7%, Франция — 63,1%, Германия — 55,8%). Страны с наибольшей заработной платой в сельском хозяйстве также регистрируют самую высокую валовую добавленную стоимость, создаваемую на уровне сельхоз работников. Все это приводит к фундаментальной проблеме, стоящей перед румынским сельским хозяйством, а именно к относительно низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в целом. Учитывая обширные сельскохозяйственные угодья и достаточно разумный уровень их использования в Румынии, становится ясно, что производство и переработка агропродукции является основным ограничивающим фактором сельскохозяйственного сектора в целом.

Даже по культурам-лидерам на мировых рынках, где Румыния занимает ведущие места в Топ-10 как экспортер биржевых товаров (к примеру, зерно и кукуруза) урожайность отстает от среднего европейского показателя. Этот показатель в ЕС равен 37,1% по производству пшеницы и 49,3% по производству кукурузы. В этом отношении Румыния уступает многим странам Центральной и Восточной Европы.

Низкая урожайность в производстве зерна и кукурузы ограничивает объем, стоимость и вклад в годовой ВВП [16].

Ниже проводим ряд обоснованных факторов, объясняющих такую ​​низкую производительность:

  1. Высокая фрагментация сельскохозяйственных угодий Румынии

Этот фактор является самой острой проблемой для национального сельского хозяйства. Фрагментированная сельхоз собственность имеет средний размер, что сопоставимо, к примеру, Мальте или Кипру (островные государства ЕС с территорией существенно меньше Румынии). По этому показателю страна в аутсайдерах среди стран членов ЕС.

Почти 75% ферм в Румынии имеют площадь менее 2 га, а доля ферм до 10 га составляет 98% от общего числа и 39% от общей используемой сельскохозяйственной площади наделов. На противоположной экстреме находятся фермы размером более 100 га, которые составляют всего 0,5% от общего числа, но эксплуатируют 49% сельхоз земель. В отличие от других стран ЕС, сегмент средних ферм (от 10 до 100 га), представлен в Румынии крайне слабо.

К примеру, Франция и Чехия, страны с высокой урожайностью сельскохозяйственных биржевых культур (commodities), статистически фиксировали в 2020 г. более 29% от общего числа ферм, представленных хозяйствами площадью более 50 га. Большая доля ферм площадью более 50 га дает странам ЕС такие преимущества, как экономия за счет масштаба, возможность профессионально подготовить большее количество кадров, легкий доступ к финансированию и более быстрое технологическое вовлечение в обработку сельхозугодий [17].

2. Уровень профессиональной подготовки фермеров

Рабочая сила в румынском сельскохозяйственном секторе имеет недостаточный уровень подготовки по сравнению с другими государствами ЕС. Так, по данным Европейской комиссии и опроса в 2020 г., 96,4% румынских фермеров ответили, что они приобрели свои профессиональные знания в области сельского хозяйства на основе исключительно практического опыта.  70,9% фермеров ЕС проходят первично обучение на профильных курсах и повышают системно свои знания («ротационные и реверсивные (обмен опытом) академические программы»).

Уровень подготовки фермеров в Румынии ниже, чем даже в таких странах-членах ЕС, как Венгрия и Польша (17,9% и 47,8% фермеров соответственно сообщили, что они прошли базовую и полную подготовку в области сельского хозяйства) [18].

Еще одна проблема, характерная для румынского сельскохозяйственного сектора с точки зрения человеческих ресурсов, заключается в том, что в нем нет четко определенного профессионального статуса фермера. Это имеет серьезные последствия с точки зрения налогообложения, социального страхования и медицинской помощи.

3. Низкий уровень капитализации и заработков в сельском хозяйстве

Степень капитализации сельскохозяйственного сектора в Румынии намного ниже, чем в сопоставимых странах ЕС. Румыния на предпоследнем месте в Евросоюзе с точки зрения капитализации сельскохозяйственных холдингов.

К числу причин такого низкого уровня капитализации относят высокий уровень фрагментации (отсутствие эффекта масштаба и возможности легкого получения финансирования), низкие доходы на уровне фермерских хозяйств, а также вышеупомянутое отсутствие сельскохозяйственной подготовки среди фермеров. Анализ, проведенный Президентской комиссией по государственной политике в области развития сельского хозяйства, показывает тот факт, что с точки зрения капиталовложений сельское хозяйство Румынии находится на той же стадии, что и сельское хозяйство в 1965–1970 годах. Данные могут показаться устаревшими, но актуализация их показала, что существенных изменений за последние годы не произошло [19].

4. Автоматизация и технологическая оснащенность сельского хозяйства

Основным препятствием для технологической обеспеченности румынских фермеров является все та же небольшая площадь сельскохозяйственных угодий, что не позволяет эффективно использовать современные технологические средства, а также не оправдывает инвестиции в них с точки зрения получаемых урожаев.

Симптомы низкой капитализации в сельском хозяйстве многочисленны и существенно влияют на урожайность. Например, технологическое оснащение агрохолдингов и по сей момент находится в зачаточном состоянии. Например, менее 2% ферм в Румынии владеют хотя бы одним трактором. Помимо количественных моментов, важно отметить, что есть разница в оборудовании и на качественном уровне. В эксплуатации находится большое количество оборудования уже морально амортизированного или купленного б/у. Так, в 2019 году этот показатель составлял 73,1% в случае тракторов (базовая техника) и 69,6% в случае комбайнов. Основным препятствием для технологической обеспеченности румынских фермеров является ранее упомянутая, небольшая площадь сельскохозяйственных угодий [20].

Парк сельскохозяйственной техники в Румынии незначительно вырос за последние 32 года. Этот показатель растет в среднем на 1% в год, что также отражает низкий уровень капитализации румынского сельского хозяйства.

Отсутствие современного парка представляет собой серьезное препятствие для достижения высоких показателей, особенно по биржевым товарным группам. Достичь среднеевропейский уровень урожайности с гектара (или теоретической урожайности почвы) в Румынии невозможно без масштабных инвестиций в сельскохозяйственные технологии последнего поколения. Государство делает для этого крайне мало [21].

5. Инфраструктура хранения и логистического обслуживания

Еще ​​одной проблемой является нехватка мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых элеваторов. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов (MADR) оценило мощность хранения зерна примерно в 18–19 миллионов тонн в 2019 году (элеваторы — 8 миллионов тонн, склады – 9-10 миллионов тонн). Большинство этих хранилищ относительно старые (2/3 были построены до 1989 г.) и в настоящее время принадлежат крупным международным компаниям по торговле зерном, присутствующим в Румынии. Новых инфраструктурных агропроектов крупней мировые агротрейдеры, в отличие от российского или украинского рынка, не ведут [22].

6. Годовая стоимость произведенных товаров

Также, важно отметить, что Румыния находится в аутсайдерах и по критерию годовой стоимости произведенных товаров. Анализ структуры фермерских хозяйств по их экономическому размеру подчеркивает недоиспользование сельскохозяйственного потенциала Румынии.

Более 68% ферм в Румынии имеют стандартный годовой объем производства ниже 2000 евро, что не наблюдается ни в одной другой европейской стране.  Вышеупомянутая высокая степень фрагментации сельскохозяйственной собственности оказывает прямое негативное влияние на урожайность с гектара, особенно с точки зрения производства зерновых и масличных культур.

Крупные агрохолдинги, организованные по принципу корпораций, могут снизить свои операционные риски за счет вертикальной интеграции (например, интеграции производства зерна с его переработкой) и могут более легко выйти на рынки национального или мирового капитала, чтобы финансировать свое поступательное развитие, чего, к сожалению, не происходит столь динамично, как в иных странах ЕС [23].

7. Низкий уровень функциональности ирригационной системы и ее инфраструктурного поддержания

Румыния значительно отстает от других стран членов ЕС, в том числе с точки зрения обновления и инвестиций в ирригационную систему страны. Учитывая, что засуха часто затрагивает более 50% сельскохозяйственных земель Румынии, лишь 12% сельскохозяйственных земель имеют эффективное и своевременное орошение. Основными проблемами, ограничивающими развитие системы, являются: ранее упомянутая высокая фрагментация аграрных хозяйств, в результате чего появляется множество мелких и очень мелких компаний или собственников, не имеющих экономических ресурсов, необходимых для перезапуска ирригационных заборов воды и систем или поддержания уже существующих оросительных возможностей.

Ирригационная инфраструктура и поливная техника для большего числа частных хозяйств устарела и крайне энергозатратна (особенно тех, кто ведет террасированное обслуживание наделов) и была возведена в основном до 1989 года.

8. Жидкое топливо

Другой проблемой является отсутствие доступа к необходимой инфраструктуре, такой как, к примеру, жидкое топливо. Все страны ЕС, включая Венгрию и Болгарию, достигли 100% охвата сельскохозяйственных угодий жидкотопливной инфраструктурой, в то время как в Румынии охват составляет лишь 56% [24].

9. Средства защиты растений и удобрения

Румыния существенно отстает от других стран-членов ЕС по расходам фермеров на средства защиты растений, что является еще одним фактором, влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур. Этот фактор еще сильнее ударит по румынским агрохолдингам в меру санкционных ограничений в части импортных относительно дорогих удобрений из России.

10. Низкий уровень инвестиции национального бюджета и собственников бизнеса в развитии национального сельского хозяйства

Румыния находится на предпоследнем месте в ЕС по расходам государственного бюджета на сельское хозяйство на гектар. Эта статистика не дает полной картины, потому что большая часть инвестиций в сельское хозяйство в Румынии поступает из таких программ, как Национальная программа развития сельских районов или Общая сельскохозяйственная политика, которые в значительной степени финансируются за счет европейских фондов. Сколько на самом деле инвестирует румынское правительство в 1 гектар сельскохозяйственных угодий — ответить сложно. Официальной информации идентифицировать в источниках как верхних органов власти или уездных – не удалось.

Румыния отстает от ЕС, особенно с точки зрения затрат фермеров на средства защиты растений, которые напрямую влияют на производительность с гектара. Объяснить недостаточную капитализацию румынского сельского хозяйства можно трудным доступом к капиталу для румынских фермеров, учитывая, что подавляющее большинство из них занимается натуральным сельским хозяйством в разрозненных, мелких и очень мелких хозяйствах [25].

Промежуточные затраты в сельском хозяйстве Румынии одни из самых низких в ЕС. На 55,9% ниже среднего показателя. Если в странах ЕС банковские кредиты, предоставляемые европейским агрохолдингам, составляют в среднем 1700–2000 Евро/га, однако в Румынии эта величина составляет лишь около 110 Евро/га [26].

11. Высокий уровень уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе

Уклонение от уплаты налогов остается серьезной проблемой в сельскохозяйственном секторе Румынии и оказывает ощутимое негативное влияние на отчисления в уездные и государственный бюджеты верхнего уровня. Согласно данным Налогового совета Румынии, на долю сельскохозяйственного сектора приходится вторая по величине доля общего уклонения от уплаты налогов в Румынии: 9% или примерно 1,7–2,1 миллиарда евро (в зависимости от референтного года анализа).

Сегмент в сельском хозяйстве, где этот вид уклонения от уплаты налогов проявляется наиболее сильно — продажа основных биржевых сельскохозяйственных товарных групп, особенно зерновых\зернобобовых (основная статья дохода бюджета) и плодоовощных культур. Производитель реализует продукцию прямо с поля трейдеру, закупщику или дистрибутору, и она доходит до конечных национальных потребителей по цене в несколько раз выше. Прямых контрактных отношений с мировыми компаниями закупщиками практически нет. Незадекларированные суммы между моментом покупки посредником и конечной продажей попадают в серую и черную зону налогового уклонения.

Если же брать во внимание пищевую промышленность, сельское хозяйство, производство табачный изделий и напитков, все то, что относим к профильным продовольственным и агропромышленным отраслям — эта доля более 25% [27].

12. «Черные» и/или сезонные рабочие

Сельское хозяйство также сильно затронуто явлением «черной или серой» работы, что сложно поддается количественной оценке, учитывая широко распространенную практику натурального сельского хозяйства и неоплачиваемого семейного труда [28]. В части сезонной работы это, в основном, мигранты из Украины и Молдовы.

Государственные меры по преодолению барьеров роста сельского хозяйства

Все же важно отметить и те меры, которые предпринимает Правительство Румынии для устранения негативных эффектов. Приняты отдельные программы на национальном уровне [29]. Ряд из них обозначим ниже:

  1. Оптимизация размера сельскохозяйственных угодий путем регистрации собственности в Национальную единую кадастровую систему;
  2. Совершенствование предоставления субсидий и стимулирование фермерских объединений;
  3. Введение минимального размера коммерческих и адресных фискальных мер и налоговых обременений;
  4. Повышение степени капитализации агрохолдингов за счет облегчения доступа к кредитам через механизмы «сельскохозяйственных кредитных гарантий»;
  5. Реконструкция ирригационных систем и их модернизация;
  6. Обучение инвестиционной грамоте и облегчение доступа к европейским национальным фондам, программам;
  7. Повышение степени профессиональной подготовки фермеров за счет содействия профессиональному и техническому сельскохозяйственному образованию;
  8. Повышение степени вовлеченности молодых людей в сельском хозяйстве;
  9. Сокращение уклонения от уплаты налогов в аграрном секторе за счет лицензирования зернохранилищ, оптимизации налогообложения в аграрном секторе. Стимулирующие меры регулирования по снижению уклонения от уплаты налогов;
  10. Устойчивое развитие сельских районов за счет внедрения инноваций из других стран ЕС.
  11. Программы по формированию сельских кластеров и агротуризма;
  12. Продвижение современных моделей управления фермами с целью увеличения добавленной стоимости в сельском хозяйстве (к примеру, те, в которых удалось принять участие: за счет методологий ротации или диверсификации сбора урожая; навыки использования диджитал инструментов и приложений ИТ (чипирование скота или биржевых товаров); сельскохозяйственная робототехника;

Но эффективность этих мер недостаточна. Результаты не приводят к переломным трендам в сельхоз отраслях и при развитии агроэкспорта. Осуществляя такой комплекс мер, полагаю, Румыния могла бы увеличить общий объем производства зерновых примерно на 70%, закрепив свой статус регионального агролидера [30].

Выводы

Румыния стремится стать региональным лидером Большого Причерноморья в мировой системе поставок агропродовольствия на европейский и мировой рынки. Несмотря на усилия Правительства и компаний внешнеэкономических операторов Румынии, наблюдается:

  • Медленное, не пропорциональное росту сельскохозяйственного сектора, развитие перерабатывающей, селекционной и логистической отраслей обслуживания товаропроводящих цепочек агросектора;
  • Не покрывается органический рост агросектора сопутствующей наземной, морской и речной инфраструктурой (причальные стенки, погрузочные доки, портовые элеваторы, низкотемпературные склады и т.д.);
  • Отсутствие сформированной политики и инвестиционного портфолио агропроектов конкурентных при представлении на мировых рынках капитала;

В случае сохранения положительного тренда агропромышленных поставок Румыния удержит региональное первенство среди стран Восточной Европы в поставках основных биржевых товарных групп в среднесрочной перспективе (товарные группы: пшеница, кукуруза, соя и др.). Цель: переход в наращивание объемов поставок, выход в более высокие переделы продукции, отсутствие своих «представителей в территориях и торговых домов» и т.д. — не даст возможности удержать и приумножить достигнутые результаты органического роста в экспортных поставках, несмотря на государственную политику продвижения.

Список источников

  1. Национальная программа реформ Румынии — 2021 (Programul Naţional de Reformă (PNR) 2021) [Принят 5 июня 2021 г.]. Текст : электронный. – URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2021-european-semester-national-reform-programme-romania_ro.pdf (дата обращения: 12.10.2022) и http://www.mae.ro/node/47937 (комментарии Министерства иностранных дел Румынии: рекомендации 2019 г. http://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2019/2019_pdf/rst2019_ro.pdf \рекомендации  2020г.https://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2020/pdf_2020/2020.11.04_rst_2020_ro_joue.pdf  (дата обращения: 23.09.2022)
  2. Национальная стратегическая система 2007-2013 (Cadrul Strategic Național de Referință (CSNR) — 2007-2013) [Принятa 11 ноября 2006 г.]. Текст : электронный. – URL: https://biblioteca.regielive.ro/referate/economie/cadrul-strategic-national-de-referinta-2007-2013-137474.html (дата обращения: 07.10.2022).
  3. Национальная стратегия на 2007-2013 гг. (Strategiei nationale în domeniul CDI pe perioada 2007-2013) [Принят 1 июня 2004 г.]. Текст : электронный. – URL: — http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0chtml?id=50 (дата обращения: 23.08.2022)
  4. Национальная стратегия устойчивого развития Румынии. Горизонт 2013-2020-2030 (Strategia Naţională pentru Dezvoltare Durabilă a României Orizonturi 2013-2020-2030. Guvernul  Romaniei).  Ministerul  Mediului  si  dezvoltarii  // Programul  Natiunilor  Unite  pentru  Dezvoltare.  // Centrul  National  pentru dezvoltare  durabila.  Bucuresti.  2008.   – Текст : электронный. – URL: — http://www.mmediu.ro/beta/wp-content/uploads/2012/06/2012-06-12_dezvoltare_durabila_snddfinalromana2008.pdf (дата обращения: 12.07.2022)
  5. Национальная стратегия устойчивого развития Румынии до 2030 г. (Strategia nationala pentru dezvoltarea durabila a României – 2030) [Принят 9 ноября 2018 г. — HG nr. 877/2018]. Текст : электронный. – URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
  6. Национальная стратегия цифровой повестки дня Румынии до 2020 г. (Strategia Națională privind Agenda Digitală pentru România 2020) [Принят 1 февраля 2015 г.]. Текст : электронный. – URL: — https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/strategia-nationala-agenda-digitala-pentru-romania-20202c-20-feb.2015.pdf  (дата обращения: 03.08.2022)
  7. Национальная экспортная стратегия на 2014–2020 гг. — Министерство экономики Румынии, 2013 г. (Strategia  Națională  de  Export  2014-2020) [Принят 1 сентября 2013 г.]. Текст : электронный. – URL: — https://cursdeguvernare.ro/wp-content/uploads/2014/06/SNE_2014_2020.pdf (дата обращения: 17.10.2021)
  8. https://www.youtube.com/watch?v=nf0BMc1UyycНациональной стратегии среднесрочного экономического развития Румынии (Strategia naţională de dezvoltare economică a României pe termen mediu) [Принят 1 марта 2000 г.]. — Текст : электронный. – URL: http://www.cdep.ro/pdfs/strategie.pdf  (дата обращения: 11.09.2021).
  9. Общие стратегические рамки 2014-2020 (Cadrul Strategic Comun (CSC) — 2014-2020) [Принят  11 мая 2012 г.]. Текст : электронный. – URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/working/strategic_framework/csf_part1_ro.pdf (дата обращения: 17.09.2022).
  10. Поддержка развития сельских районов 2007-13 гг., Румыния – Европейская комиссия (Previous rural development programming periods, Comisia Europeană) [Принят 2 марта 2006 г.]. Текст : электронный. – URL: —  https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-previous/2007-2013_ro (дата обращения: 22.07.2022)
  11. Стратегии Европы 2020 (Strategia Europei 2020) [Принят 3 марта 2010 г.]. Текст : электронный. – URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf и https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (дата обращения: 7.10.2022).
  12. Стратегию территориального развития Румынии до 2035 г. (Strategia de dezvoltare teritorială a României 2035) [Принят 5 ноября 2018 г.]. Текст : электронный. – URL: https://www.mdlpa.ro/pages/sdtr (дата обращения: 22.10.2021) и Стратегия развития Румынии на следующие 20 лет, Румынская академия наук (Strategia de dezvoltare României în următorii 20 de ani, publicată de către Academia Română — 2016-2035, Volum I (The development strategy of Romania in the next 20 years) coord.: acad. Ionel-Valentin Vlad. Текст : электронный. – URL:    https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (дата обращения: 12.10.2022)
  13. Стратегия развития Румынии в последующие 20 лет (Strategia de  dezvoltare  a  României  în  următorii  20  de  ani) — Academia Romana//Coordonator:    Ionel-Valentin  Vlad.  Preşedintele  Academiei Române//Editura  Academiei  Române.  2015.  Текст : электронный. – URL: http://www.acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (дата обращения: 03.01.2022 и 15.08.2022)
  14. Экспортная стратегия Румынии на 2021-2025 гг. с развитием до 2030 г. — — Министерство экономики Румынии, 2020 г. (Strategiei de Export a României 2021-2025, cu extindere până în 2030) [Принят 1 сентября 2013 г.]. Текст : электронный. – URL: — https://www.revistamobila.ro/tag/strategia-de-export-a-romaniei-2021-2025/ (дата обращения: 07.10.2022)
  15. Лукиан В., 30 лет экономических реформ и 15 лет евроинтеграции Румынии: от коммунизма к капитализму. Экономика и предпринимательство. № 2 (139), 2022г. С. 1161-1170. ISSN: 1999-2300
  16. Albu L.L.,  (2017).  Impactul  aderării  României  la  Uniunea  Europeană  asupra economiei românești. Analiză sectorială (industrie, agricultură, servicii etc.).  Bucureşti: Institutul European din România – С. 126-132.   ISBN: 978-606-8202-57-0
  17. Albu, C.,  Ghibuțiu,  A.,  Oehler-Șincai,  I.M.,  Lianu,  C.,  Giurgiu,  A.  (2013).  Perspective şi provocări ale exporturilor româneşti în perioada 2010-2014, prin prisma relaţiilor comerciale bilaterale şi regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din România. ISBN 978-606-8202-36-5 Текст : электронный. – URL: — http://ier.gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site.pdf (дата обращения: 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03.2022)
  18. Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Iordan, M. (2016). Considerații privind convergența în UE și corelații macroeconomice în perspectivă în: Strategia de dezvoltare a României în următorii  20  de  ani,  Volumul  III,  Partea  a  2-a  (coord.  Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Române, Bucuresti. (P. 277-282). ISBN 978-973-27-2768-3 Текст : электронный. – URL: —  https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf и http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (дата обращения: 17.11.2021, 12.12.2021, 23.12.2021, 02.04.2022, 17.07.2022, 05.09.2022)
  19. Alexandri, C., Luca, L. (2008). Romania and CAP Reform, Agricultural Economics and Rural Development, New Series, V(3–4): ISSN: 161–180. Текст : электронный. – URL: —  http://www.eadr.ro/RePEc/iag/iag_pdf/AERD0804_161-180.pdf (дата обращения: 21.07.2022, 11.10.2022)
  20. Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accessioncountries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36 (16), ISSN: 1831-1838.
  21. Hubbard, C., Hubbard, L. (2008).  Bulgaria and Romania:  Paths  to  EU  Accession  and  the Agricultural Sector, Centre for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. – С. 8-17. ISBN отсутствует.
  22. Navarini, A. Zoppè (2018). Potential output estimates and their role in the EU fiscal policy Surveillance, Directorate-General for Internal Policies, Briefing. Economic Governance Support Unit (EGOV) Author: Directorate-General for Internal Policies PE 574.407 — February 2020. ISBN отсутствует.
  23. Rădoi, D., Aldea, V., Beldescu, A., 2001. Impactul adoptării acquis-uluicomunitar privind politica  comercială  comună,  în  perspectiva  aderării  la    Academia Română,  ed. Evaluarea  Stării  Economiei  Naţionale,  ESEN  —  2:  Un  proiect  deschis,  Probleme  ale integrării României în Uniunea Europeană, Cerinţe şi evaluări. Bucureşti: INCE. – С. 312.   ISBN отсутствует.
  24. Raiffeisen Bank — Румыния периода глубоких преобразований: 10 лет блужданий, 20 лет сближения» (România transformărilor profunde: 10 ani de rătăcire, 20 de ani de convergenţă) – Текст : электронный. – URL: — https://www.bankingnews.ro/ionut-dumitru-raiffeisen-crestere-economica.html
  25. AMECO Database – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/indicators-statistics/economic-databases/macro-economic-database-ameco/ameco-database_en
  26. EDPR profile of Romania – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/romania
  27. EU country Factsheet. Posted workers – Romania, – Текст : электронный. – URL: — http://ec.europa.eu/social/keyDocuments.jsp?pager.offset=20&&langId=en&mode=advancedSubmit&advSearchKey=PostWork
  28. Eurobarometru 104, 2021 – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/romania/tags/eurobarometru_ro
  29. Eurobarometru 86, 2020 – Текст : электронный. – URL: — http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/inst
  30. Societatea Academică din România (2017). Raport anual de analiză şi prognoză — România 2017, – Текст : электронный. – URL: — http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAPORT-SAR-2017_TOT.pdf
  31. Академии наук Румынии (2017). Годов аналитический отчет (Societatea Academică din România (2017). Raport anual de analiză şi prognoză – România 2017), – Текст : электронный. – URL: — http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAPORT-SAR-2017_TOT.pdf

References

  1. Nacional`naya programma reform Rumy`nii — 2021 (Programul Naţional de Reformă (PNR) 2021) [Prinyat 5 iyunya 2021 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2021-european-semester-national-reform-programme-romania_ro.pdf (data obrashheniya: 12.10.2022) i http://www.mae.ro/node/47937 (kommentarii Ministerstva inostranny`x del Rumy`nii: rekomendacii 2019 g. http://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2019/2019_pdf/rst2019_ro.pdf \rekomendacii  2020g.https://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2020/pdf_2020/2020.11.04_rst_2020_ro_joue.pdf  (data obrashheniya: 23.09.2022)
  2. Nacional`naya strategicheskaya sistema 2007-2013 (Cadrul Strategic Național de Referință (CSNR) — 2007-2013) [Prinyata 11 noyabrya 2006 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://biblioteca.regielive.ro/referate/economie/cadrul-strategic-national-de-referinta-2007-2013-137474.html (data obrashheniya: 07.10.2022).
  3. Nacional`naya strategiya na 2007-2013 gg. (Strategiei nationale în domeniul CDI pe perioada 2007-2013) [Prinyat 1 iyunya 2004 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: — http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (data obrashheniya: 23.08.2022)
  4. Nacional`naya strategiya ustojchivogo razvitiya Rumy`nii. Gorizont 2013-2020-2030 (Strategia Naţională pentru Dezvoltare Durabilă a României Orizonturi 2013-2020-2030. Guvernul  Romaniei).  Ministerul  Mediului  si  dezvoltarii  durabile. // Programul  Natiunilor  Unite  pentru  Dezvoltare.  // Centrul  National  pentru dezvoltare  durabila.  Bucuresti.  2008.   – Tekst : e`lektronny`j. – URL: — http://www.mmediu.ro/beta/wp-content/uploads/2012/06/2012-06-12_dezvoltare_durabila_snddfinalromana2008.pdf (data obrashheniya: 12.07.2022)
  5. Nacional`naya strategiya ustojchivogo razvitiya Rumy`nii do 2030 g. (Strategia nationala pentru dezvoltarea durabila a României – 2030) [Prinyat 9 noyabrya 2018 g. — HG nr. 877/2018]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf (data obrashheniya: 12.10.2021).
  6. Nacional`naya strategiya cifrovoj povestki dnya Rumy`nii do 2020 g. (Strategia Națională privind Agenda Digitală pentru România 2020) [Prinyat 1 fevralya 2015 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: — https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/strategia-nationala-agenda-digitala-pentru-romania-20202c-20-feb.2015.pdf  (data obrashheniya: 03.08.2022)
  7. Nacional`naya e`ksportnaya strategiya na 2014–2020 gg. — Ministerstvo e`konomiki Rumy`nii, 2013 g. (Strategia  Națională  de  Export  2014-2020) [Prinyat 1 sentyabrya 2013 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: — https://cursdeguvernare.ro/wp-content/uploads/2014/06/SNE_2014_2020.pdf (data obrashheniya: 17.10.2021)
  8. Nacional`noj strategii srednesrochnogo e`konomicheskogo razvitiya Rumy`nii (Strategia naţională de dezvoltare economică a României pe termen mediu) [Prinyat 1 marta 2000 g.]. — Tekst : e`lektronny`j. – URL: http://www.cdep.ro/pdfs/strategie.pdf  (data obrashheniya: 11.09.2021).
  9. Obshhie strategicheskie ramki 2014-2020 (Cadrul Strategic Comun (CSC) — 2014-2020) [Prinyat  11 maya 2012 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/working/strategic_framework/csf_part1_ro.pdf (data obrashheniya: 17.09.2022).
  10. Podderzhka razvitiya sel`skix rajonov 2007-13 gg., Rumy`niya – Evropejskaya komissiya (Previous rural development programming periods, Comisia Europeană) [Prinyat 2 marta 2006 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: — https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-previous/2007-2013_ro (data obrashheniya: 22.07.2022)
  11. Strategii Evropy` 2020 (Strategia Europei 2020) [Prinyat 3 marta 2010 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf i https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (data obrashheniya: 7.10.2022).
  12. Strategiyu territorial`nogo razvitiya Rumy`nii do 2035 g. (Strategia de dezvoltare teritorială a României 2035) [Prinyat 5 noyabrya 2018 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://www.mdlpa.ro/pages/sdtr (data obrashheniya: 22.10.2021) i Strategiya razvitiya Rumy`nii na sleduyushhie 20 let, Rumy`nskaya akademiya nauk (Strategia de dezvoltare României în următorii 20 de ani, publicată de către Academia Română — 2016-2035, Volum I (The development strategy of Romania in the next 20 years) coord.: acad. Ionel-Valentin Vlad. Tekst : e`lektronny`j. – URL: https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (data obrashheniya: 12.10.2022)
  13. Strategiya razvitiya Rumy`nii v posleduyushhie 20 let (Strategia de dezvoltare  a  României  în  următorii  20  de  ani) — Academia Romana//Coordonator:  Acad.  Ionel-Valentin  Vlad.  Preşedintele  Academiei Române//Editura  Academiei  Române.  2015.  Tekst : e`lektronny`j. – URL: http://www.acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (data obrashheniya: 03.01.2022 i 15.08.2022)
  14. E`ksportnaya strategiya Rumy`nii na 2021-2025 gg. s razvitiem do 2030 g. — — Ministerstvo e`konomiki Rumy`nii, 2020 g. (Strategiei de Export a României 2021-2025, cu extindere până în 2030) [Prinyat 1 sentyabrya 2013 g.]. Tekst : e`lektronny`j. – URL: — https://www.revistamobila.ro/tag/strategia-de-export-a-romaniei-2021-2025/ (data obrashheniya: 07.10.2022)
  15. Lukian V., 30 let e`konomicheskix reform i 15 let evrointegracii Rumy`nii: ot kommunizma k kapitalizmu. E`konomika i predprinimatel`stvo. № 2 (139), 2022g. S. 1161-1170. ISSN: 1999-2300
  16. Albu L.L., (2017).  Impactul  aderării  României  la  Uniunea  Europeană  asupra economiei românești. Analiză sectorială (industrie, agricultură, servicii etc.).  Bucureşti: Institutul European din România – С. 126-132.   ISBN: 978-606-8202-57-0
  17. Albu, C., Ghibuțiu,  A.,  Oehler-Șincai,  I.M.,  Lianu,  C.,  Giurgiu,  A.  (2013).  Perspective şi provocări ale exporturilor româneşti în perioada 2010-2014, prin prisma relaţiilor comerciale bilaterale şi regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din România. ISBN 978-606-8202-36-5 Текст : электронный. – URL: — http://ier.gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site.pdf (дата обращения: 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03.2022)
  18. Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Iordan, M. (2016). Considerații privind convergența în UE și corelații macroeconomice în perspectivă în: Strategia de dezvoltare a României în următorii 20  de  ani,  Volumul  III,  Partea  a  2-a  (coord.  Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Române, Bucuresti. (P. 277-282). ISBN 978-973-27-2768-3 Текст : электронный. – URL: —  https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf и http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (дата обращения: 17.11.2021, 12.12.2021, 23.12.2021, 02.04.2022, 17.07.2022, 05.09.2022)
  19. Alexandri, C., Luca, L. (2008). Romania and CAP Reform, Agricultural Economics and Rural Development, New Series, V(3–4): ISSN: 161–180. Текст : электронный. – URL: — http://www.eadr.ro/RePEc/iag/iag_pdf/AERD0804_161-180.pdf (дата обращения: 21.07.2022, 11.10.2022)
  20. Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accessioncountries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36 (16), ISSN: 1831-1838.
  21. Hubbard, C., Hubbard, L. (2008). Bulgaria and Romania:  Paths  to  EU  Accession  and  the Agricultural Sector, Centre for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. – С. 8-17. ISBN отсутствует.
  22. L. Navarini, A. Zoppè (2018). Potential output estimates and their role in the EU fiscal policy Surveillance, Directorate-General for Internal Policies, Briefing. Economic Governance Support Unit (EGOV) Author: Directorate-General for Internal Policies PE 574.407 — February 2020. ISBN отсутствует.
  23. Rădoi, D., Aldea, V., Beldescu, A., 2001. Impactul adoptării acquis-uluicomunitar privind politica comercială  comună,  în  perspectiva  aderării  la  UE.  Academia Română,  ed. Evaluarea  Stării  Economiei  Naţionale,  ESEN  —  2:  Un  proiect  deschis,  Probleme  ale integrării României în Uniunea Europeană, Cerinţe şi evaluări. Bucureşti: INCE. – С. 312.   ISBN отсутствует.
  24. Raiffeisen Bank — Румыния периода глубоких преобразований: 10 лет блужданий, 20 лет сближения» (România transformărilor profunde: 10 ani de rătăcire, 20 de ani de convergenţă) – Текст : электронный. – URL: — https://www.bankingnews.ro/ionut-dumitru-raiffeisen-crestere-economica.html
  25. AMECO Database – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/indicators-statistics/economic-databases/macro-economic-database-ameco/ameco-database_en
  26. EDPR profile of Romania – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/romania
  27. EU country Factsheet. Posted workers – Romania, – Текст : электронный. – URL: — http://ec.europa.eu/social/keyDocuments.jsp?pager.offset=20&&langId=en&mode=advancedSubmit&advSearchKey=PostWork
  28. Eurobarometru 104, 2021 – Текст : электронный. – URL: — https://ec.europa.eu/romania/tags/eurobarometru_ro
  29. Eurobarometru 86, 2020 – Текст : электронный. – URL: — http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/inst
  30. Societatea Academică din România (2017). Raport anual de analiză şi prognoză — România 2017, – Текст : электронный. – URL: — http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAPORT-SAR-2017_TOT.pdf
  31. Akademii nauk Rumy`nii (2017). Godov analiticheskij otchet (Societatea Academică din România (2017). Raport anual de analiză şi prognoză – România 2017), – Tekst : e`lektronny`j. – URL: — http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAPORT-SAR-2017_TOT.pdf

Для цитирования: Лукиан В. Современное состояние и барьеры развития сельского хозяйства Румынии // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-34/

© Лукиан В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.