Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 502.3(470.1/.2)

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_432

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ТИМАНО-ПЕЧОРСКОЙ НЕФТЕГАЗОНОСНОЙ ПРОВИНЦИИ

ON THE CAUSES OF CONFLICTS OF NATURE MANAGEMENT IN THE ARCTIC SECTOR OF THE TIMAN-PECHORA OIL AND GAS PROVINCE

Быкова Мария Витальевна, старший преподаватель, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, E-mail: mariya-bykova@mail.ru

Осадчая Галина Григорьевна, доктор географических наук, профессор, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, E-mail: galgriosa@yandex.ru

Мачулина Наталья Юрьевна, старший преподаватель, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, E-mail: nmachulina66@gmail.com

Bvkova Mariya Vitalievna, senior lecturer, Ukhta state technical University, E-mail: mariya-bykova@mail.ru

Osadchaya Galina Grigorievna, Doctor of Sciences in Geography, Professor, Ukhta state technical University, E-mail: galgriosa@yandex.ru

Machulina Natalia Yurievna, senior lecturer, Ukhta state technical University, E-mail: nmachulina66@gmail.com

Аннотация. В статье на примере арктического сектора Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции поднимается проблема конфликтов с одной стороны очагового и транспортного природопользования, с другой – традиционного и рекреационного. Названы основные причины, не позволяющие в настоящее время сбалансированно развиваться на территории Большеземельской тундры оленеводства и недропользования. Совпадение территориальных интересов этих двух хозяйствующих групп требует разработки дополнительных законодательных актов и административных решений. На первом этапе работ в этом направлении предлагается на основе мерзлотно-ландшафтного подхода к оценке земель арктического сектора Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции обосновать систему ограничений к природопользованию, позволяющую, в случае ее внедрения в практику, обеспечить сбалансированный подход к природопользованию в регионе, снивелировать причины конфликтных ситуаций в этой сфере, создав таким образом условия перехода к устойчивому развитию. Таким образом в полной мере будут обеспечены стратегические цели Российской Федерации в Арктической Зоне региона.

Abstract. Abstract. Using the example of the Arctic sector of the Timan-Pechora oil and gas province, the article raises the problem of conflicts on the one hand of focal and transport nature management, on the other – traditional and recreational. The main reasons that currently do not allow balanced development of reindeer husbandry and subsurface use on the territory of the Bolshezemelskaya tundra are named. The coincidence of the territorial interests of these two economic groups requires the development of additional legislative acts and administrative decisions. At the first stage of work in this direction, it is proposed, based on the permafrost-landscape approach to the assessment of the lands of the Arctic sector of the Timan-Pechora oil and gas province, to justify a system of restrictions on nature management, which, if implemented in practice, provides a balanced approach to nature management in the region, to eliminate the causes of conflict situations in this area, thus creating conditions for transition towards sustainable development. Thus, the strategic goals of the Russian Federation in the Arctic Zone of the region will be fully ensured.

Ключевые слова: устойчивое развитие, конфликты природопользования, ограничение интенсивных видов хозяйственной деятельности

Keywords: sustainable development, conflicts of nature management, restriction of intensive economic activities

Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению [1]. Природно-ресурсный потенциал – это совокупность природных ресурсов конкретной территории, а также природных условий, явлений и процессов.

Рассматриваемая территория – арктический сектор Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПНГП) – административно приурочена к северным районам Республики Коми (РК) и восточной части (восточнее нижнего течения р. Печора) Ненецкого автономного округа (НАО), которые в физико-географическом плане представлены Большеземельской тундрой (БЗТ), а также включает в себя прилегающую к БЗТ акваторию Печорского моря. По суммарным запасам нефти и газа ТПНГП занимает третье место в России, промышленная разработка углеводородов на этой территории началась в 70-х годах ХХ века. На территории арктической части ТПНГП с юга на север представлены следующие природные зоны / подзоны: крайнесеверная тайга, южной лесотундра, северная лесотундрой и тундра.

В то же время территория ТПНГП используется коренными малочисленными народами Севера (КМНС) для видения традиционного хозяйства, и именно защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны (АЗ) Российской Федерации является одним из основных национальных интересов государства в Арктике [2].

В целом в пространственной структуре хозяйственного использования Севера России можно выделить следующие основные типы природопользования:

  • традиционное;
  • рекреационное;
  • очаговое и линейное (транспортное).

Природопользование, по типу воздействия можно разделить на экстенсивное и интенсивное. Экстенсивным считается такое природопользование, которое основывается на использовании способности самовосстановления природы. К такому природопользованию обычно относят традиционное и рекреационное природопользование. Интенсивное природопользование, основывается на активном антропогенном воздействии, приводящем как к позитивным, но чаще к негативным последствиям, сопровождается значительным изъятием природных ресурсов. К интенсивному природопользованию можно отнести очаговое и линейное природопользование [3, 4].

Прежде всего, к традиционному природопользованию относится оленеводство. Оленеводство – основной вид деятельности коренных народов Севера, лов рыбы является дополнительным занятием для оленеводов так же, как и другие традиционные виды деятельности: охота и сбор дикоросов. При наличии необходимой природной основы (например, малонарушенных и ненарушенных земель) традиционное природопользование не приводит к переэксплуатации природных ресурсов территорий, главным образом биологических.

К рекреационному природопользованию можно отнести экологический туризм, не только на особо охраняемых природных территориях, но и в парковых зонах, лесах, горах и на берегах водных объектов. Рекреационное природопользование, как и традиционное не приводит к переэксплуатации ресурсов территорий.

Очаговое и линейное природопользование представлено объектами добычи и транспортировки полезных ископаемых (производственными объектами и соответствующей инфраструктурой), этот вид природопользования – природоразрушающий [5].

Каждый из названных типов природопользования в той или иной степени обеспечен законодательными и административными актами.

Одним из правовых механизмов ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (МНС), Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является организация особо охраняемые территорий – территорий традиционного природопользования (ТТПП) [6].

Целями их организации являются [6]:

  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
  • сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;
  • сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК [7] в республике отсутствуют законодательно определенные территории традиционного природопользования. В НАО, опираясь на Федеральный закон (ФЗ) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 № 49-ФЗ [6] были организованы не только оленеводческие хозяйства, но и территории традиционного природопользования.

Проанализировав расположение ТТПП и оленеводческих хозяйств в НАО можно сделать следующие выводы: большая их часть расположены в БЗТ, при этом, в свою очередь, по своей локализации они совпадают с месторождениями углеводородов (главным образом нефти) ТПНГП. Это означает, что существующие на сегодняшний день лицензионные участки недр, выданные для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья располагаются на ТТПП и территориях оленеводческих хозяйств.

В целях устойчивого развития территории АЗ ТПНГП в целом, освоение минеральных ресурсов должно происходить в балансе с интересами КМНС, т.к. при активном промышленном освоении в первую очередь подвергаются уничтожению именно места их традиционного хозяйствования.

В соответствии с разработанной в конце ХХ века теорией биотической регуляции биосферы, которая является одной из ведущих теоретических основ устойчивого развития, для территории допускаются различные площади возможного интенсивного освоения. Так, для европейского северо-востока для районов, расположенных в АЗ (преимущественно в зонах лесотундры и тундры) допускается не более 10 % интенсивно эксплуатируемых территорий, в подзонах средней и северной тайги – не более 20 %, а для подзоны южной тайги – не более 30 %, в противном случае произойдет деструкция биосферы [8, 9]. Еще меньше безопасный для биосферы территориальный лимит освоения во всех подзонах тундры и северной лесотундре – 5 и менее % [10]. Таким образом, для ТПНГП лимит интенсивного использования территории составляет менее 5-10 % площади и менее. Соблюдение зональных лимитов площадного освоения в значительной степени позволит обеспечить взаимный баланс интересов хозяйствующих субъектов, представляющих разные типы природопользования.

Существующее законодательство не позволяет ни ограничить площадь интенсивного природопользования, ни территориально «развести» участки недропользования и традиционного природопользования. Конфликтные ситуации, как правило, решаются в пользу недропользования как более значимого для государства в экономическом отношении, хотя в программных документах декларируется их равноценность [11]. Одним из способов обеспечения устойчивого баланса между экстенсивным и интенсивным природопользованием в Арктике может стать более глубокая разработка и практическое внедрение регионально адаптированных ограничений к природопользованию [12, 13], прежде всего недропользованию.

Такие ограничения могут быть разработаны на основе мерзлотно-ландшафтной дифференциации территории БЗТ и базироваться на региональной системе ландшафтных индикаторов геокриологических характеристик [14].

Таким образом, в арктическом секторе БЗТ налицо обострение конфликтных ситуаций между традиционным природопользованием и недропользованием (включая его транспортную инфраструктуру). Отсутствие необходимых законодательных и административных решений не позволяет обеспечить сохранение биосферного баланса и устойчивого развития традиционных видов природопользования. Необходимо скорейшее решение проблемы утраты биосферно-значимых территорий, введение площадных ограничений на интенсивные виды хозяйственной деятельности на базе использования мерзлотно-ландшафтного подхода к хозяйственной и экосистемной оценке территории.

Список источников

  1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Изд-во Мысль, 1990. – 453 с.
  2. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  3. Кочуров Б.И., Розано Л.Л., Назаревский А.В. Принципы и критерии определения территорий экологического // Известия Российской академии наук. – Серия биологическая. – 1993. – № 3. – С. 67-75.
  4. Рунова Г.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация природопользования. – М. : Наука, 1993. – 208 с.
  5. Быкова М.В., Осадчая Г.Г., Зенгина Т.Ю. Проблемы обеспечения устойчивого природопользования Севера России // Сборник научных трудов : материалы всероссийской научно-практической конференции «Комплексное изучение и освоение недр Европейского Севера России»/ под редакцией Р.В. Агинея, 16-17 сентября, Ухта, 2021. – С.123-128. https://www.ugtu.net/sites/default/files/Pages/file/vserossiyskaya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya_kompleksnoe_izuchenie_i_osvoenie_nedr_evropeyskogo_s.pdf .
  6. Российская Федерация. Законы. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми [Электронный ресурс] : URL https://mpr.rkomi.ru.
  8. Горшков В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. – М. : ВИНИТИ, 1990. – 356 с.
  9. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М. : Россия Молодая, 1994. – 367 с.
  10. Осадчая Г.Г., Зенгина Т.Ю. Возможности сбалансированного использования биосферного и ресурсного потенциала Большеземельской тундры // Криосфера Земли. – 2012. – Том. XVI. – № 2. – С. 43-51.
  11. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  12. Осадчая Г.Г. Сохранение территориального ресурса как одно из условий устойчивого развития криолитозоны (на примере Большеземельской тундры). // Криосфера Земли. – 2009. – Т. XIII. – № 4. – С. 24-31.
  13. Осадчая Г.Г., Арчегова И.Б. Система географических принципов природопользования для обеспечения устойчивого развития северных территорий // Биоразнообразие экосистем Крайнего Севера: инвентаризация, мониторинг, охрана: Доклады II Всероссийской научной конференции (Сыктывкар, 3-7 июня 2013 г.). – Сыктывкар : Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, 2013. – С. 106-114.
  14. Осадчая Г.Г., Тумель Н.В. Локальные ландшафты как индикаторы геокриологической зональности (на примере Европейского Северо-Востока // Криосфера Земли. – 2012. – Том XVI. – № 3. – С. 62-71.

References

  1. Rejmers N.F. Prirodopol`zovanie: slovar`-spravochnik. – M.: Izd-vo My`sl`, 1990. – 453 s.
  2. Ob Osnovax gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda [E`lektronny`j resurs] : Ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020 № 164 // Spravochno-pravovaya sistema Konsul`tantPlyus.
  3. Kochurov B.I., Rozano L.L., Nazarevskij A.V. Principy` i kriterii opredeleniya territorij e`kologicheskogo // Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. – Seriya biologicheskaya. – 1993. – № 3. – S. 67-75.
  4. Runova G.G., Volkova I.N., Nefedova T.G. Territorial`naya organizaciya prirodopol`zovaniya. – M. : Nauka, 1993. – 208 s.
  5. By`kova M.V., Osadchaya G.G., Zengina T.Yu. Problemy` obespecheniya ustojchivogo prirodopol`zovaniya Severa Rossii // Sbornik nauchny`x trudov : materialy` vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Kompleksnoe izuchenie i osvoenie nedr Evropejskogo Severa Rossii»/ pod redakciej R.V. Agineya, 16-17 sentyabrya, Uxta, 2021. – S.123-128. https://www.ugtu.net/sites/default/files/Pages/file/vserossiyskaya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya_kompleksnoe_izuchenie_i_osvoenie_nedr_evropeyskogo_s.pdf .
  6. Rossijskaya Federaciya. Zakony`. O territoriyax tradicionnogo prirodopol`zovaniya korenny`x malochislenny`x narodov Severa, Sibiri i Dal`nego Vostoka Rossijskoj Federacii [E`lektronny`j resurs]: Federal`ny`j zakon ot 07.05.2001 № 49-FZ // Dostup iz SPS «Konsul`tantPlyus».
  7. Oficial`ny`j sajt Ministerstva prirodny`x resursov i oxrany` okruzhayushhej sredy` Respubliki Komi [E`lektronny`j resurs] : URL https://mpr.rkomi.ru.
  8. Gorshkov V.G. E`nergetika biosfery` i ustojchivost` sostoyaniya okruzhayushhej sredy`. – M. : VINITI, 1990. – 356 s.
  9. Rejmers N.F. E`kologiya (teorii, zakony`, pravila, principy` i gipotezy`). – M. : Rossiya Molodaya, 1994. – 367 s.
  10. Osadchaya G.G., Zengina T.Yu. Vozmozhnosti sbalansirovannogo ispol`zovaniya biosfernogo i resursnogo potenciala Bol`shezemel`skoj tundry` // Kriosfera Zemli. – 2012. – Tom. XVI. – № 2. – S. 43-51.
  11. O Strategii razvitiya Arkticheskoj zony` Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional`noj bezopasnosti na period do 2035 goda. [E`lektronny`j resurs] : ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 № 645 // Spravochno-pravovaya sistema Konsul`tantPlyus.
  12. Osadchaya G.G. Soxranenie territorial`nogo resursa kak odno iz uslovij ustojchivogo razvitiya kriolitozony` (na primere Bol`shezemel`skoj tundry`). // Kriosfera Zemli. – 2009. – T. XIII. – № 4. – S. 24-31.
  13. Osadchaya G.G., Archegova I.B. Sistema geograficheskix principov prirodopol`zovaniya dlya obespecheniya ustojchivogo razvitiya severny`x territorij // Bioraznoobrazie e`kosistem Krajnego Severa: inventarizaciya, monitoring, oxrana: Doklady` II Vserossijskoj nauchnoj konferencii (Sy`kty`vkar, 3-7 iyunya 2013 g.). – Sy`kty`vkar : Institut biologii Komi NCz UrO RAN, 2013. – S. 106-114.
  14. Osadchaya G.G., Tumel` N.V. Lokal`ny`e landshafty` kak indikatory` geokriologicheskoj zonal`nosti (na primere Evropejskogo Severo-Vostoka // Kriosfera Zemli. – 2012. – Tom XVI. – № 3. – S. 62-71.

Для цитирования: Быкова М. В., Осадчая Г. Г., Мачулина Н. Ю. О причинах возникновения конфликтов природопользования в Арктическом секторе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции // Московский экономический журнал. – 2023. № 9. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-13/

© Быкова М. В., Осадчая Г. Г., Мачулина Н. Ю., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.