Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.5

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_458

КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

CLASSIFICATION OF THE BUDGET POLICY OF THE STATE

Савинова Анна Валерьевна, аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, E-mail: savinovaanna@rambler.ru

Savinova Anna Valerevna, postgraduate student of the Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian University of Economics, E-mail: savinovaanna@rambler.ru

Аннотация. В статье представлен комплексный подход к определению сущности бюджетной политики исходя из классификации. Рассматриваются теоретические основы бюджетной политики государства, ключевые особенности бюджетной политики в разрезе тех или иных аспектов классификации, а также даётся систематизация и обобщение существующих теоретических положений. Цель научной статьи – систематизировать экономические классификации, существующие в финансовой литературе.

Abstract. The article presents a comprehensive approach to determining the essence of budget policy based on classification. The theoretical foundations of the state’s budget policy, the key features of budget policy in the context of certain aspects of classification are considered, as well as the systematization and generalization of existing theoretical provisions are given. The purpose of the scientific article is to systematize the economic classifications existing in the financial literature.

Ключевые слова: бюджетная политика, политика в области расходов, политика в области доходов, комбинированный тип бюджетной политики, типы бюджетной политики государства

Keywords: budget policy, expenditure policy, revenue policy, combined type of budget policy, types of state budget policy

Наиболее полно содержание бюджетной политики раскрывается в её детализации по типам, видам и формам реализации.

По функциональному назначению в бюджетной политике выделяют четыре основных направления: политика в области доходов, политика в области расходов, политика в сфере финансирования дефицита и управления государственным (муниципальным) долгом, политика области межбюджетных отношений [1].

Политика в области доходов представляет собой формирование в достаточном объёме доходов бюджета для финансирования предусмотренных расходов федерального бюджета. В данный процесс формирования включаются: определение основных источников поступления налоговых и неналоговых доходов, используются методы финансово-экономического прогнозирования для определения тенденции поступления.

Политика в области расходов включает в себя распределение денежных средств, которые имеются в бюджетном распоряжении, по всем расходным направлениям. Объём финансирования расходов характеризуется состоянием и ключевыми приоритетами функционирования конкретной экономики, стадией её развития, задачами нынешней бюджетной политики и т.д.

Политика в сфере управления государственным (муниципальным) долгом играет роль в оптимизации параметров государственного (муниципального) долга, поддержании инвестиционного рейтинга органа власти как независимого заёмщика, а также развитии рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг.

Предоставление межбюджетных трансфертов заключается в предоставлении равных бюджетных возможностей и финансировании общественно-необходимых и социально-значимых полномочий.

Бюджетную политику можно классифицировать по масштабности и долговременности целей и задач. По этому типу выделяют стратегическую долговременную (на срок от трёх и более лет) и тактическую текущую составляющие бюджетной политики [2]. Подразумевается, что стратегия и тактика должны соответствовать друг другу, а не противоречить.

Существует классификация по приоритетам целевой направленности мер управления бюджетным процессом, согласно которой выделяют: доходную, расходную, контрольно-регулирующую и комбинированную политики.

Согласно доходному типу, акцентируется внимание на доходной части бюджета, т.е. формирование, планирование, организация и исполнение бюджета осуществляются с оглядкой на доходы. Исходя из полученных результатов происходит распределение бюджетных средств в рамках расходной статьи бюджета, аналогично под доходы подстраиваются и контрольно-регулирующие задачи.

В расходном типе бюджетной политики главенствующую роль принимают именно расходы. Иными словами, все остальные составляющие бюджетной политики подчиняются расходам. Прежде всего формируется объём государственных услуг в расходном эквиваленте, а потом создаётся план доходов, обязательно учитывающий социально-экономическое состояние государства.

Контрольно-регулирующий тип основывается на применении и использовании контрольно-регулирующих мер, которые, как правило, выражаются в государственных расходах и заказах, налоговых методах. Подобный тип бюджетной политики характеризуется некоторым регламентированием экономики.

Наиболее эффективным и рациональным является комбинированный тип бюджетной политики, при котором предусматривается строение необходимых условий для функционирования рыночной экономики, увеличение количества и качества предоставляемых государственных услуг, активизация инвестиционной деятельности, а также контрольно-регулирующей эффективности [2].

В настоящее время трудно разграничить все вышеперечисленные типы бюджетной политики. Это ещё раз доказывает, что государством чаще используется комбинированный тип с целью оптимизации общего налогового бремени, сокращения неэффективных расходов, создания определённых механизмов распределения расходных и доходных полномочий.

По стратегической направленности регулирования в бюджетной политике принято выделять два её типа: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетная политика представляет собой так называемое оживление экономики, ускорение поступательного экономического роста. Для данной политики характерно: увеличение бюджетных расходов, снижение уровня налогов, а также расширение инвестиционных налоговых льгот и кредитов, стимулирование полной занятости населения, увеличение объёмов государственных заказов и финансирования госпрограмм, индексация социальных выплат населению.

Для сдерживающей политики характерно сдерживание негативных экономических явлений (высокого уровня безработицы, инфляции, высокой долговой нагрузки и т.д.) посредством сокращения бюджетных расходов, отмены налоговых льгот и увеличения налоговых ставок. Также для данной политики характерно: снижение уровня дефицита бюджета, снижение или приостановление индексаций зарплат и социальных выплат, установление лимитов на государственные займы и стоимости их обслуживания, использование резервных фондов для дефицитного финансирования бюджета.

Выделяют также отдельную классификацию бюджетной политики по характеру использования бюджетных инструментов: дискреционную и недискреционную.

При дискреционной политике государство использует специальные точечные меры и инструменты бюджетно-налогового воздействия (происходит изменение налоговой составляющей, посредством введения, отмены или изменения налога, а также появления новых государственных программ, поддерживающих определённые слои населения).

В недискреционной политике подразумевается автоматические изменения в сфере бюджетных доходов и расходов, благодаря воздействию конкретных экономических факторов и явлений. Объёмы расходов бюджета и налоговых доходов изменяются автономно без каких-либо воздействий со стороны государства (изменение поступлений нефтегазовых доходов из-за изменения мировых цен на нефть или курса рубля, а также увеличение объёмов индексируемых социальных выплат в результате роста инфляции т.д.) [1].

Выделяют определённые типы бюджетной политики и по отношению к периодам экономического цикла: процикличную и контрцикличную.

Процикличный тип бюджетной политики представляет собой приспособление параметров бюджета к циклам экономики, т.е. всё идёт по одному направлению. Например, при экономическом спаде или кризисе автоматически сокращаются доходы бюджета, в результате чего происходит и уменьшение расходов соответственно.

Контрцикличная бюджетная политика – это политика, которая имеет противоположную циклическую направленность. В сфере контрцикличной политики выделяют некоторые модели реализации бюджетной политики:

1) антикризисная бюджетная политика – политика противодействия кризисным факторам, для которой характерно увеличение субсидий реальному сектору экономики, увеличение спектра предоставляемых налоговых льгот, расширение объёмов социальной защиты населения, обеспечение устойчивости и ликвидности банковской сферы, увеличение межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов территориальным бюджетам, контроль за долговой нагрузкой на всех уровнях бюджетной системы, участие в реструктуризации долга компаний и банков;

2) стабилизационная бюджетная политика представляет собой некое сглаживание экономических негативных последствий в экономике, установление или восстановление приемлемого макроэкономического равновесия. В рамках стабилизационной политики принято делить её на стимулирующую и сдерживающую.

3) политика экономического роста представляет собой стимулирование, так называемых, драйверов экономики страны в долгосрочной перспективе с улучшением уровня жизни в государстве. Для данной политики характерны следующие  действия: уменьшение государственных активов в экономике, увеличение бюджетных инвестиций в человеческий капитал, рационализация налоговой нагрузки на экономику с целью стимулирования высокотехнологичных отраслей экономики, размораживание пенсионного капитала и реформирование пенсионной системы, а также увеличение инвестиционных бюджетных расходов и повышение их отдачи и качества.

По территориальному признаку различают бюджетную политику федерального, регионального и местного уровней.

По признаку предметной специализации бюджетная политика может принимать характер налоговой, социальной, инвестиционной, выравнивающей и т.д.

Список источников

  1. Слепов В.А. Государственные и муниципальные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. – Москва: КНОРУС, 2019. – 336 с.
  2. Ковалёва Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалёва. – 2-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2019. – 128 с.
  3. Косов М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения // экономика и предпринимательство. – 2016. — №8 (73). – С. 847-855.
  4. Косов М.Е. Совершенствование механизма формирования бюджета Российской Федерации в современных условиях // Вестник экономической безопасности. — 2018. — № 1. – С. 324-330.
  5. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 609 с.
  6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
  7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

References

  1. Slepov V.A. State and municipal finance: textbook / collective of authors ; edited by V.A. Slepov, A.Y. Chalova. – Moscow: KNORUS, 2019. – 336 p.
  2. Kovaleva T.M. Budget policy and budget planning in the Russian Federation: textbook / T. M. Kovaleva. – 2nd ed., ster. – Moscow: KNORUS, 2019. – 128 p.
  3. Kosov M.E. Budgetary policy of the Russian Federation: problems and ways to solve them // economics and entrepreneurship. – 2016. — №8 (73). – Pp. 847-855.
  4. Kosov M.E. Improving the mechanism of forming the budget of the Russian Federation in modern conditions // Bulletin of Economic Security. — 2018. — No. 1. – pp. 324-330.
  5. Kolpakova G.M. Finance, money circulation and credit: textbook / G.M. Kolpakova, Yu.V. Evdokimova. – 5th ed., reprint. and additional – M.: INFRA-M, 2019. – 609 p.
  6. «Budget Code of the Russian Federation» dated 31.07.1998 N 145-FZ (as amended on 04.08.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2023)
  7. «Tax Code of the Russian Federation (Part one)» dated 31.07.1998 N 146-FZ

Для цитирования: Савинова А.В. Классификация бюджетной политики государства // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-39/

© Савинова А.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.