Московский экономический журнал 7/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.24: 001.8:007.5

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_7_330

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT THAT AFFECT THE FINANCIAL SECURITY AND EFFECTIVENESS OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

Бзыков Давид Артурович, аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», nnn-nauka@yandex.ru,

Казманбетова Гюзель Шайхуллаевна, Пятигорский институт Федерального государственного автономного образовательно учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», nnn-nauka@yandex.ru

Bzykov David Arturovich, postgraduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «K.L. Khetagurov North Ossetian State University», nnn-nauka@yandex.ru

Kazmanbetova Gyuzel Shaikhullayevna, Pyatigorsk Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «North Caucasus Federal University», nnn-nauka@yandex.ru

Аннотация. Целью статьи является: в данной статье рассматриваются отдельные вопросы социально-экономического развития регионов Российской Федерации с точки зрения обеспечения эффективности региональной экономической политики, а также формирования и повышения экономической безопасности территории. Устанавливается взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития и финансовой безопасностью региона. Сформулированы и предложены рекомендации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках системы стратегического планирования и оценки эффективности региональной экономической политики.

Abstract. The purpose of the article is: this article discusses certain issues of socio-economic development of the regions of the Russian Federation from the point of view of ensuring the effectiveness of regional economic policy, as well as the formation and improvement of economic security of the territory. The relationship between the level of socio-economic development and financial security of the region is established. Recommendations are formulated and proposed to improve the level of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, including within the framework of the system of strategic planning and evaluation of the effectiveness of regional economic policy.

Ключевые слова: регион, субъект Российской Федерации, социально-экономические показатели, финансовая безопасность, стратегическое планирование

Keywords: region, subject of the Russian Federation, socio-economic indicators, financial security, strategic planning

Введение. Улучшение показателей социально-экономического развития – один из императивов современной российской действительности, обусловленный серьезными вызовами, формируемыми в последние несколько лет в сфере внешней политики и глобального здравоохранения. В частности, актуализировали данный императив пандемия коронавируса и различные ограничительные политические и экономические меры, применяемые в отношении России со стороны северо-западных и европейских стран. На наш взгляд финансовая безопасность страны в целом во многом зависит от уровня социально-экономического развития ее структурных элементов – регионов. Таким образом, вопросы региональной экономической безопасности являются одними из ключевых в финансовой политике нашей страны и решаются при помощи стратегического планирования – законодательно утвержденной в 2014 году методологии принятия и исполнения различных инициатив, целью которых является повышение социально-экономических показателей региона [1].

При этом, на наш взгляд, постоянно изменяющаяся макроэкономическая реальность диктует необходимость проведения постоянного мониторинга возможностей по усовершенствованию существующих ныне методов и инструментов планирования, применяемых в рамках ФЗ от 28.06.2014 N 172-ФЗ. На сегодняшний день стратегическое планирование охватывает все 89 регионов страны, а также некоторые муниципальные образования, что указывает на масштабность и фундаментальную важность данного процесса, а значит и работы, направленной на улучшение финансово-экономических показателей субъектов, повышение уровня жизни населения и снижение экономических рисков на макроуровне.

Методы. Представленное исследование направлено на систематизацию и расширение имеющихся в научной литературе данных экономики и различных наук, рассматривающих проблематику регионального развития. В настоящее время весьма  значимая специфика социально-экономических систем крайне недостаточно  рассмотрена исследователями с позиции ее влияния на реализуемую региональную политику,  ее результативность и возможность воздействовать на финансовую безопасность как региона, так и государства в целом.

Результаты. Основными инструментами, применяемым в рамках стратегического планирования, становятся целевые и (или) государственные программы федерального и регионального уровней, реализуемые во всех субъектах страны в рамках программно-целевого метода или ПМЦ. Как отмечают некоторые исследователи, именно через целевые программы распределяется больше половины, а иногда и 90% региональных бюджетов, что позволяет охарактеризовать программно-целевой метод как основной инструмент улучшения социально-экономических показателей на местах.

При этом, ПМЦ нельзя воспринимать как универсальную методику достижения экономического роста, его использование должно быть упорядочено и ограничено. В первую очередь это обусловлено тем, что ПМЦ – один из методов экономического управления, предполагающий целевое направление усилий и ресурсов на развитие ряда сфер экономики за счет уменьшения внимания к другим, менее актуальным в данный момент, сферам [2, с. 93]. Таким образом, повсеместное применение ПМЦ во всех или большинстве сфер региональной экономики влечет за собой риски не получить ожидаемого повышения уровня социально-экономического развития. На наш взгляд, с точки зрения формирования финансовой безопасности региональной единицы и получения лучшего управленческого результата на ряду с ПМЦ следует шире применять иные методы реализации плановых решений, что приведет к сокращению количества региональных целевых программ социально-экономического развития. В рамках данной рекомендации возможно применение планово-договорного управления, предполагающего наличие между хозяйствующими субъектами прямых и закрепленных документально договоренностей, подчиненных, с одной стороны, достижению глобальных государственных целей, с другой, локальных интересов субъекта.

Также в рамках данной рекомендации можно выделить проектный подход, предполагающий создание проектных офисов и стандартизацию проектной деятельности, обеспечивающую большую универсальность применяемых инициатив. При этом, суть проектного подхода во многом схожа с ПМЦ, так как также предполагает целевое расходование бюджетных средств и концентрацию ряда ресурсов для решения той или иной социально-экономической задачи. При этом проектный подход позволяет более точно определить стратегии взаимодействия государства, бизнеса и общества в контексте выполнения какой-либо целевой задачи, так как в его рамках возможно более пристально, нежели в целевой программе, сосредоточиться на тех или иных экономических целях и задачах.

Обратившись к на ФЗ от 28.06.2014 N 172-ФЗ, следует подчеркнуть, что отечественные исследователи констатируют наличие некоторых недостатков, влияющих на процесс реализации данного нормативно-правового акта. В частности, отмечается, что в законе отсутствует четко определенная совокупность установленных им документов, а также недостаточно точно определена их иерархия. Так, в нормативно-правовом акте нет понятия национального проекта, в то время, как на территории Российской Федерации таковые реализуются и также могут быть отнесены к программно-целевому методу [3, с. 64]. Таким образом, возникает потребность в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей процесс планирования социально-экономического развития региона.

Обсуждение. В дополнительной рационализации нуждается и существующая в стране система органов стратегического планирования. В частности, каждый регион и муниципалитет обладает своей уникальной экономической и политической ситуацией, формирующей его социально-экономические потребности, от закрытия которых зависит финансовая безопасность субъекта. Органы стратегического планирования каждого отдельно взятого региона могут иметь постоянный или временный характер и выступать в качестве организационных структур, являющихся частью аппарата регионального или муниципального управления. При этом не менее важным нам представляется процесс налаживания межрегиональной связи между организационными структурами, отвечающими за стратегическое планирование.

В контексте вышесказанного также можно выделить несколько фундаментальных проблем, затрудняющих улучшение показателей социально-экономического развития и достижение высокого уровня финансовой безопасности регионов Российской Федерации. Во-первых, отсутствие возможности определения единой стратегической цели развития для всех субъектов регионального и муниципального уровня в силу разности их конъюнктуры. Во-вторых, высокий уровень социально-экономической дифференциации. Иными словами, наличие существенной разницы в текущем уровне социально-экономических показателей между рядом регионов, появление и укоренение таких терминов, как «донорский» и «дотационный» регион. Низкий уровень дифференциации полезен и стимулирует регионы с более низкими социально-экономическими показателями «подтягиваться» к территориям с более высокими показателями, перенимая у них те или иные управленческие практики. Однако высокая дифференциация, напротив, становится причиной снижения качества управления регионом и рост зависимости от дотаций.

Заключение. Одним из способов решения вышеописанных проблем может стать развитие механизма конкуренции между регионами. Так как сформулировать для всех 86-ти территориальных единиц единую стратегическую цель развития невозможно, а все они отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, имеющемуся ресурсному и управленческому потенциалу, то именно механизм конкуренции позволит стимулировать их развитие с учетом всех особенных характеристик.

Подводя итоги, отметим, социально-экономическое развитие регионов России на сегодняшний день во многом зависит от степени эффективности реализации системы стратегического планирования, которая, как было выяснено в данной статье, имеет ряд слабых мест. Приведенные выше рекомендации носят обобщённый характер и указывают на несовершенства данной системы.

Список источников

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ / [Электронный ресурс] // Консультант+ — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 07.04.2023 г.).
  2. Клочкова, А. Л. Повышение эффективности реализации программно-целевого управления социально-экономическим развитием региона: дисс. … канд. эконом. наук. — Ростов-на-Дону, 2022. — 187 с.
  3. Мамонтова, Ю. П. Стратегическое планирование экономической безопасности. — Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2021. — 127 с.

References

  1. Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» dated 06/28/2014 N 172-FZ / [Electronic resource] // Consultant+ — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 / (accessed 07.04.2023).
  2. Klochkova, A. L. Improving the effectiveness of the implementation of program-targeted management of socio-economic development of the region: diss. … Candidate of Economics. sciences’. — Rostov-on-Don, 2022. — 187 p.
  3. Mamontova, Yu. P. Strategic planning of economic security. — Rostov-on-Don: RSEU (RINH), 2021. — 127 p.

Для цитирования: Бзыков Д.А., Казманбетова Г.Ш. Разработка рекомендаций по улучшению показателей социально-экономического развития, влияющих на финансовую безопасность и эффективность региональной экономической политики // Московский экономический журнал. 2023. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2023-18/

© Бзыков Д.А., Казманбетова Г.Ш.,  2023. Московский экономический журнал, 2023, № 7.