Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_175

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA UNDER SANCTIONS

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20436, https://rscf.ru/project/22-28-20436/  и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Такмашева Ирина Вениаминовна, канд. экон. наук, доцент Высшей школы цифровой экономики, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16, E-mail: I_takmasheva@ugrasu.ru

Takmasheva Irina Veniaminovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Higher School of Digital Economics, Ugra State University, 628012, Khanty-Mansiysk, Chekhov str., 16, E-mail: I_takmasheva@ugrasu.ru

Аннотация. В представленном исследовании анализируются тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях санкционных ограничений для экономики России. Исследуется качество предпринимательской среды и дается оценка принятым мероприятиям поддержки предпринимательского сектора на уровне государства и в сфере банковских услуг. Анализ структуры наиболее популярных видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства показал приверженность предпринимателей традиционным для России сферам деятельности, таким как: строительство жилых и нежилых зданий, торговля розничная (преимущественно пищевыми продуктами), деятельность автомобильного грузового транспорта, деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, торговля оптовая неспециализированная, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, предоставление услуг парикмахерскими и салонами. Приверженность традиционным видам деятельности сохраняется несмотря на то, что органами власти в 2022 году предприняты попытки стимулировать появление субъектов предпринимательства в наиболее важных для государства сферах: IT, научной и производственной. Ожидания предпринимателей о предоставлении льготных кредитов на ведение предпринимательских проектов под 2-3% годовых и грантов на покупку специального оборудования не оправдались. Перечень мероприятий по поддержке субъектов предпринимательства включал в основном административные, налоговые и отраслевые мероприятия, среди которых: мораторий на банкротство; приостановление блокировки счетов; реструктуризация задолженности вместо банкротства; 0% НДС для гостинично-туристского бизнеса и 0% налога на прибыль для IT-компаний; продление до 01.01.2025 года возможности для регионов устанавливать ставку 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сфере. Результаты представленного исследования могут быть использованы предпринимателями, органами власти, общественными организациями при принятии и обосновании управленческих решений.

Abstract. The presented study analyzes the development trends of small and medium-sized businesses in the context of sanctions restrictions for the Russian economy. The quality of the business environment is studied and an assessment is made of the measures taken to support the business sector at the state level and in the field of banking services. An analysis of the structure of the most popular types of economic activity of small and medium-sized businesses showed the commitment of entrepreneurs to traditional areas of activity for Russia, such as: the construction of residential and non-residential buildings, retail trade (mainly food products), the activities of road freight transport, the activities of restaurants and food delivery services catering, non-specialized wholesale trade, rent and management of own or leased non-residential real estate, provision of services to hairdressers and salons. The commitment to traditional activities remains despite the fact that in 2022 the authorities made attempts to stimulate the emergence of business entities in the most important areas for the state: IT, scientific and industrial sectors. Expectations of entrepreneurs to provide preferential loans for business projects at 2-3% per annum and grants for the purchase of special equipment did not come true. The list of measures to support business entities included mainly administrative, tax and sectoral measures, including: a moratorium on bankruptcy; suspension of account blocking; debt restructuring instead of bankruptcy; 0% VAT for the hotel and tourism business and 0% income tax for IT companies; extension until 01.01.2025 of the possibility for the regions to set a 0% rate for newly registered individual entrepreneurs operating in the industrial, social and scientific fields. The results of the presented research can be used by entrepreneurs, authorities, public organizations in making and justifying management decisions.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, мероприятия поддержки, субъекты предпринимательства, виды экономической деятельности, инновационные проекты, Covid-19, санкции

Keywords: small and medium-sized businesses, support measures, business entities, types of economic activity, innovative projects, Covid-19, sanctions

Введение

Предпринимательский сектор России в докризисный период показывал весьма неплохие темпы роста: до 2019 года фиксировался рост субъектов малого и среднего бизнеса и среднесписочной численности работников, при этом виды деятельности предпринимателей все более усложнялись за счет появления в третичном секторе экономики (сфере услуг) новых проектов.  Первым весьма серьезным кризисом для субъектов малого и среднего бизнеса в России стал коронакризис. Наступивший глобальный кризис, вызванный пандемией Covid-19 в 2020 году показал, что малые и средние предприятия в условиях глобальных вызовов показывают наибольшую уязвимость по причине отсутствия резервов для покрытия убытков, связанных с простоем и необходимостью осуществлять арендные платежи. Данная ситуация приводила к закрытию или продаже бизнеса по минимальной цене. Наиболее пострадавшими видами деятельности в условиях биологической угрозы являлись: сферы туризма и гостиничного бизнеса, общественное питание (ресторанный бизнес и кафе), спорт и фитнесс, сфера торговли, парикмахерские услуги и салоны красоты.Последствия социально-экономического кризиса, вызванного биологической угрозой, органы власти смягчали за счет соответствующих мер, включающих: снижение тарифа страховых взносов, перенос сдачи отчетности по налогам и бухгалтерской отчетности, сокращение плановых и внеплановых проверок контрольно-надзорных органов государственной власти, предоставление субсидий на каждого работника. Данные меры в незначительной степени уменьшили последствия коронакризиса для субъектов малого и среднего бизнеса (далее по тексту – субъекты МСП), но значительно существующие проблемы не решили. [5]По результатам опроса респондентов (субъектов МСП) большинство опрошенных в качестве действенных мер отметили:- отсрочку, снижение и отмену налогов и сборов (63,3%);- арендные каникулы и снижение (компенсация) арендной ставки (49%);- финансовую поддержку и государственные субсидии (42,9%);- освобождение от налога на добавленную стоимость и снижение коммунальных платежей (28,6%);- беспроцентный кредит или кредит на льготных условиях до 3% годовых (26,5%);- кредитные каникулы и отсрочка кредитных платежей (22,4%) [7].Коронакризис негативно отразился на состоянии предпринимательской среды России, что подтверждается отрицательной динамикой показателей, характеризующих деятельность субъектов МСП.

Вторым кризисом для субъектов малого и среднего предпринимательства России явились санкционные условия, созданные отдельными зарубежными странами, под которые попали российские компании и организации в 2022 году. Санкционные ограничения включили весьма обширный перечень разнообразных мероприятий, в том числе: экспортные ограничения и экспортный контроль; запрет на инвестиции в экономику России; визовые ограничения; запрет на экспорт товаров и технологий; запрет на страховые услуги, связанные с морской транспортировкой товаров; запрет на импорт некоторых видов товаров из России и др.

По информации, представленной аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: 55,7% всех предприятий и организаций по итогам 2021 года не достигли допандемийного уровня развития, при этом, введенные первоначально санкции затрагивали лишь 26,4% компаний, в то время как последующие санкционные ограничения затронули уже 84,1% всех предприятий и организаций. К наиболее важным проблемам в условиях санкций субъекты МСП отнесли: рост закупочных цен (отметили 86,6% респондентов), снижение спроса и выручки (отметили 62,1%), разрыв цепочек поставок (39,6%) [8].

Обозначенные предпринимателями факторы следует принять во внимание в связи с тем, что рост закупочных цен и разрыв цепочек поставок способствует дестабилизации ситуации на рынке, а именно: росту потребительских цен и разгону инфляции, что зафиксировано по итогам 2022 года (инфляция по официальным данным на уровне 11,94% по сравнению 8,39% в 2021 году). Правильное прогнозирование и мониторинг показателей инфляционного роста и внимательное отношение к проблемам, озвученным предпринимателями, является приоритетной задачей на сегодня для органов власти России по причине того, что инфляционные риски могут обернуться весьма серьезными последствиями в социально-экономической сфере.

Предприятия малого и среднего бизнеса России оказались под пристальным вниманием не только со стороны контролирующих органов власти России (весьма серьезно осуществляется экспортный контроль), но и подпали под внимание контролирующих органов отдельных стран. При этом, отдельными странами обозначаются признаки подозрительных сделок, среди которых: поставки товаров через близкие к России страны, проведение международных переводов с привлечением банков в юрисдикциях, где компания не зарегистрирована, отказ от техобслуживания и др.

В обозначенных выше условиях субъекты МСП России нуждаются в более качественных и новаторских мероприятиях поддержки со стороны органов власти и банковского сектора. Поиск направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства России и разработка соответствующих рекомендаций является приоритетной задачей настоящего исследования.

Методы

Целью исследования является разработка научно-методических и обоснование практических рекомендаций по совершенствованию стратегии поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства России в условиях санкционных ограничений для эффективного ответа на возникающие глобальные вызовы.

Объектом настоящего исследования является анализ состояния предпринимательского сектора России в условиях санкций.

В рамках представленной работы использовались следующие методы исследования:

1) статистические методы – применялись при группировке статистических показателей, характеризующих качество предпринимательской среды федеральных округов России в условиях санкций, а также использовались при выявлении динамики численности субъектов малого и среднего предпринимательства и динамики изменения среднесписочной численности работников;

2) формализованные методы – классические методы экономического анализа и статистики, а именно прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей, традиционные методы экономической статистики, методы теории принятия решений, PEST-анализ.

За информационную базу представленного исследования были взяты официальные показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованные Федеральной службой государственной статистики России в статистических сборниках и Федеральной налоговой службой России на сайте Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Экспериментальная база и ход исследования

Теоретической и методологической базой исследования являются труды зарубежных [9], [10] и отечественных экономистов по проблемам развития малого и среднего бизнеса [2], [3], а также законодательные и нормативные акты по вопросам государственной поддержки предпринимательских субъектов.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, региональных и муниципальных органов статистики; Федеральной налоговой службы России, опубликованные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства; программные документы; собственные авторские расчеты.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1) на первом этапе с использованием экономико-статистических методов проанализирована динамика изменения показателей, характеризующих предпринимательскую среду России до и после введения санкционных ограничений, изучены следующие показатели:

  • численность субъектов малого и среднего предпринимательства России в разрезе федеральных округов;
  • среднесписочная численность работников малого и среднего предпринимательства России по федеральным округам;
  • распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам;

2) на втором этапе проанализирована структура видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, выявлены наиболее популярные сферы деятельности предпринимателей, проведено исследование изменения рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на основании официальных данных Центрального Банка России;

3) на третьем этапе проведен PEST-анализ факторов внешней среды, негативно влияющих на предпринимательскую сферу России, обозначены возможные риски и предложены некоторые мероприятия по их снижению.

Результаты и обсуждение

Анализ показателей, характеризующих динамику развития предпринимательского сектора России по федеральным округам (далее по тексту – ФО), за период 2019-2022 гг., позволяет зафиксировать следующие тенденции.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства численность субъектов МСП в 2022 году по сравнению с 2019 годом снизилась: в Северо-Западном ФО на 2 944 ед., в Приволжском ФО на 2 014 ед., в Южном ФО на 3 288 ед., в Уральском ФО на 565 ед., в Сибирском ФО на 8 972 ед., в Дальневосточном ФО на 846 ед. Прирост показали только 2 федеральных округа, среди которых: Центральный ФО (рост на 143 696 ед.) и Северо-Кавказский ФО (рост на 13 412 ед.) (Таблица 1).

С начала 2019 года в России введен специальный налог – НДП (налог на профессиональный налог), являющийся упрощенным режимом уплаты налога государству теми гражданами, которые зарабатывают сами (например, на дому) и не получают заработную плату от работодателя. Основное отличие самозанятого от статуса индивидуального предпринимателя заключается в том, что самозанятый не может нанимать работников и платить им заработную плату, при этом существует ограничение на заработок – не более 2,4 миллиона рублей в год. Данная мера введена с целью вывода из теневого сектора экономики части субъектов предпринимательской деятельности, упрощения их учета и повышения объемов налоговых сборов (самозанятые отчисляют в бюджет государства от 4-6% налога без обязательных страховых платежей и административных барьеров).

Преимуществами перехода в категорию самозанятого являются: низкие налоговые ставки, отсутствие требований продажи товаров и услуг по онлайн-кассам, отсутствие обязательных взносов, упрощенная форма отчетности. С учетом данных преимуществ многие индивидуальные предприниматели перешли в категорию самозанятых или начали пользоваться НДП (налогом на профессиональный доход), особенно ярко данная ситуация проявилась в Центральном и Северо-Кавказском ФО, где и зафиксирован рост числа субъектов МСП.

Анализ распределения субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году показал следующее:

  • 32,5% всех субъектов МСП сконцентрировано в Центральном ФО;
  • 17,4% субъектов МСП зафиксировано в Приволжском ФО;
  • 11,5% субъектов МСП осуществляет деятельность Южном ФО.

Наименьшее число субъектов МСП зафиксировано в Дальневосточном ФО (5,10%) и Северо-Кавказском ФО (3,50%) (Рисунок 1).

Динамика изменения среднесписочной численности работников МСП в 2022 году по сравнению с 2019 годом также имеет тенденцию к снижению: в Северо-Западном ФО число работников МСП снизилось на 22 303 чел., в Приволжском ФО на 92 193 чел., в Южном ФО на 10 985 чел., в Уральском ФО на 21 583 чел., в Сибирском ФО на 56 030 чел., в Дальневосточном ФО на 14 607 чел. (Таблица 2).

Рост числа среднесписочной численности работников МСП зафиксирован в Центральном ФО на 36 032 чел. и Северо-Кавказском ФО на 15 169 чел.

В 2022 году наибольшее количество работников, занятых на малых и средних предприятиях, зарегистрировано: в Центральном ФО (4,9 млн чел.), в Приволжском ФО (2,9 млн чел.), в Северо-Западном ФО (1,8 млн чел.), в Сибирском ФО (1,5 млн чел.), в Южном ФО (1,4 млн чел.) и Уральском ФО (1,2 млн чел.). Наименьшее количество работников МСП зафиксировано в Дальневосточном ФО (0,7 млн чел.) и Северо-Кавказском ФО (0,3 млн чел.) (Рисунок 2).

Анализ структуры наиболее популярных видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства показал приверженность предпринимателей традиционным для России сферам деятельности, таким как: строительство жилых и нежилых зданий, торговля розничная (преимущественно пищевыми продуктами), деятельность автомобильного грузового транспорта, деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, торговля оптовая неспециализированная, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, предоставление услуг парикмахерскими и салонами (Рисунок 3).

Приверженность традиционным видам деятельности сохраняется несмотря на то, что органами власти в 2022 году предприняты попытки стимулировать появление субъектов предпринимательства в наиболее важных для государства сферах: IT, научной и производственной сферах. Ожидания предпринимателей о предоставлении всем субъектам предпринимательства, независимо от вида деятельности, льготных кредитов на ведение предпринимательских проектов под 2-3% годовых и грантов на покупку специального оборудования не оправдались.

По данным Центрального Банка Российской Федерации, представленным в «Аналитическом обзоре рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Первое полугодие 2022 года», доступность кредитов после введения в отношении России санкций резко сократилась из-за повышения ключевой ставки. В ситуации изменения социально-экономических условий большинство субъектов малого и среднего предпринимательства в марте-мае 2022 года отказывались от заявок на получение кредита, ранее поданных в банковские организации [1].

По информации, представленной Центральным Банком России, более половины кредитов, выданных в 2022 году, имели ставку 15% и выше, что не соответствовало ожиданиям субъектов малого и среднего предпринимательства о введении льготных процентных ставок на развитие бизнеса в условиях санкционных ограничений в рамках соответствующих мероприятий и программ. В структуре портфеля кредитов предпринимателям в зависимости от видов экономической деятельности по состоянию на 01.07.2022 наибольший объем занимали:

  • субъекты бизнеса, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом (18,4% всех кредитов или 1,58 трлн руб.);
  • предприятия сферы строительства (18,3% или 1,57 трлн руб.) и предприятия, ведущие научную и техническую деятельность, в том числе, по управлению проектами в строительстве (14,9% или 1,28 трлн руб.).

Необходимо отметить, что направления бизнеса, связанные с сельским хозяйством (3,4%) занимают весьма незначительную долю в общем портфеле кредитования бизнеса, по виду деятельности «обрабатывающие производства» в 2022 году зафиксированы отрицательные показатели (-1,9%) [6].

Анализируя долю просроченной задолженности субъектов МСП в разрезе отдельных видов экономической деятельности по ранее выданным кредитам, следует отметить, что 16,6% от всех просроченных задолженностей приходилось на финансы и страхование; 11,8% — на «торговлю»; 11,5% — на культуру, спорт и досуг; 10,6% — на образование; 9,3% — на обрабатывающие производства; 7,1% — на сферу сельского хозяйства. [1]

Характеризуя мероприятия органов государственной власти по поддержке сектора МСП в условиях санкций следует отметить, что власти концентрировались в основном на нефинансовых мерах поддержки, включающих в себя снижение административных барьеров и налоговых платежей. Перечень мероприятий по поддержке субъектов предпринимательства включал административные, налоговые и отраслевые мероприятия, среди которых: мораторий на банкротство; приостановление блокировки счетов; реструктуризация задолженности вместо банкротства; 0% НДС для гостинично-туристского бизнеса и 0% налога на прибыль для IT-компаний; продление до 01.01.2025 года возможности для регионов устанавливать ставку 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

С учетом выявленных тенденций и проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях санкций проведем PEST-анализ факторов внешней среды, влияющих на предпринимательскую сферу России (Таблица 3).

Область применения результатов

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной и региональной власти, банковскими и кредитными (микрофинансовыми) организациями, инфраструктурными организациями (фондами, технопарками) для обоснования программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях санкционных ограничений. При этом, содержание таких программ будет строиться с учетом ожиданий субъектов предпринимательства относительно действительно значимых направлений поддержки предпринимательской среды.

Для предпринимательского сообщества и саморегулируемых предпринимательских организаций будут весьма полезны с практической точки зрения рекомендации по снижению негативного влияния рисков, возникших в результате введения санкционных ограничений.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов о тенденциях развития предпринимательской сферы России в условиях санкций:

  • с введением санкционных ограничений, в том числе на экспорт технологий, органами власти России были предприняты попытки стимулировать рост числа субъектов МСП в наиболее значимых сферах в сложившихся условиях (IT, научной и производственной сферах), однако предприниматели сохранили приверженность традиционным видам экономической деятельности, таким как: строительство жилых и нежилых зданий, торговля розничная, деятельность автомобильного грузового транспорта, деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, торговля оптовая неспециализированная, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, предоставление бытовых услуг;
  • перечень мероприятий по поддержке субъектов предпринимательства включал в основном административные, налоговые и отраслевые мероприятия, в то время как ожидания предпринимателей включали льготные кредитные займы под 2-3% и инвестиционную поддержку предпринимательских инновационных проектов;
  • в ситуациях резкого изменения социально-экономических условий большинство субъектов малого и среднего предпринимательства среагировали отказом от заявок на получение кредитов, ранее поданных в банковские организации и, следовательно, «замораживанием» предпринимательских проектов;
  • 16,6% от всех просроченных задолженностей по ранее выданным кредитам приходилось на финансы и страхование; 11,8% — на торговлю; 11,5% — на культуру, спорт и досуг; 10,6% — на образование; 9,3% — на обрабатывающие производства; 7,1% — на сферу сельского хозяйства;
  • в структуре портфеля кредитов предпринимателям в зависимости от видов экономической деятельности наибольший объем занимали субъекты бизнеса, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом (18,4% всех кредитов или 1,58 трлн руб.); предприятия сферы строительства (18,3% или 1,57 трлн руб.); предприятия, ведущие научную и техническую деятельность, в том числе, по управлению проектами в строительстве (14,9% или 1,28 трлн руб.).

К наиболее значимым рекомендациям по снижению негативных последствий для субъектов МСП России от санкционных ограничений можно отнести следующие:

1) переориентация бизнеса на внутренний рынок России и страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, поиск и развитие в продуктовых нишах России, освобожденных иностранными компаниями;

2) стимулирование инвестирования региональных предпринимательских проектов;

3) поиск альтернативных поставщиков;

4) кооперация и выстраивание предпринимательских цепочек внутри России и с дружественными странами;

5) необходимость стимулирования государством и регионами покупательской способности населения, в том числе, на основе увеличения социальных выплат и предоставления «вертолетных денег» для слабозащищенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, семей, имеющих детей), индексации заработных плат, с целью недопущения падения объемов продаж;

6) снижение банковских ставок по кредитам на значимые предпринимательские проекты (кибербезопасность, IT-сфера, промышленное производство новых технологий и материалов, биотехнологий, медицинских изделий, новых видов транспорта и источников энергии) до 2-3 % годовых;

7) поддержка кооперации университетов, научно-исследовательских институтов с субъектами МСП, в том числе, с промышленными предприятиями с предоставлением специальных субсидий и грантов, введением 0 ставок по налогам и сборам, а также специальных льготных кредитов под 2-3% для субъектов МСП, применяющих в создании продукции или предоставлении услуг, производстве результаты отечественных исследований и разработок, отечественных технологий;

8) развитие новых опережающих технологий и материалов;

9) применение для замены недостающих иностранных деталей и элементов реверс-инжиниринга (обратного инжиниринга на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия), применение 3D-технологий (создание 3D объектов (агрегатов, узлов, деталей) с помощью 3D-принтеров);

10) поиск предпринимателями на различных платформах и площадках научных коллективов в университетах, научно-исследовательских центрах и институтах, способных решать технологические задачи бизнеса.

Список источников

  1. Банк России. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Первое полугодие 2022 года. – М., 2022. – 31 с.
  2. Богомолова, Л.Л. Прогноз развития малого бизнеса Югры: ключевые задачи и тенденции / Л.Л. Богомолова // Экономика и социум. 2016. № 12-1. С. 449-454.
  3. Зелинская А.Б., Богомолова Л.Л. Ранжирование регионов по эффективности антикризисных мероприятий поддержки предпринимательства в условиях биологических угроз / А.Б. Зелинская, Л.Л. Богомолова // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 10. С. 455-467.
  4. Потанина М.В., Зинченко П.М. Проблемы и перспективы российских инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в условиях санкций / М.В. Потанина, П.М. Зинченко // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2022. № 4. С. 587-591.
  5. Санников Д.В. Влияние пандемии Covid-19 на сферу занятости в предпринимательстве / Д.В. Санников // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 10. С. 3859-3878.
  6. Старченко А.Н., Баско О.В. Проблемы применения инновационных инструментов содействия кредитованию малого и среднего бизнеса в условиях санкций / А.Н. Старченко, О.В. Баско // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-2 (92). С. 203-206.
  7. Такмашева И.В. Оценка влияния биологических угроз на состояние предпринимательского сектора Югры: мнение малого и среднего бизнеса / И.В. Такмашева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 2А. С. 222-232.
  8. Шувалова М. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций [электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1532971/
  9. Camagni, R. and R. Capello. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change. 2013. No. 44(2). Pp. 355–389.
  10. Capello, R. and C. Lenzi. Territorial patterns of innovation: a Taxonomy of innovative regions in Europe. Ann Reg Sci. 2013. No. 51. Pp. 119–154.

References

  1. Bank of Russia. Analytical review of the lending market for small and medium businesses. First half of 2022. — M., 2022. — 31 p.
  2. Bogomolova, L.L. Small Business Development Forecast in Ugra: Key Tasks and Trends / L.L. Bogomolova // Economy and society. 2016. No. 12-1. Pp. 449-454.
  3. Zelinskaya A.B., Bogomolova L.L. Ranking of regions according to the effectiveness of anti-crisis measures to support entrepreneurship in the context of biological threats / A.B. Zelinskaya, L.L. Bogomolova // Topical issues of modern economics. 2022. No. 10. Pp. 455-467.
  4. Potanina M.V., Zinchenko P.M. Problems and prospects of Russian innovative enterprises of small and medium business in the conditions of sanctions / M.V. Potanin, P.M. Zinchenko // Topical issues of accounting and management in the information economy. 2022. No. 4. Pp. 587-591.
  5. Sannikov D.V. The impact of the Covid-19 pandemic on the sphere of employment in entrepreneurship / D.V. Sannikov // Creative Economy. 2022. V. 16. No. 10. Pp. 3859-3878.
  6. Starchenko A.N., Basko O.V. Problems of application of innovative tools to promote lending to small and medium-sized businesses in the conditions of sanctions / A.N. Starchenko, O.V. Basko // Economics and business: theory and practice. 2022. No. 10-2 (92). Pp. 203-206.
  7. Takmasheva I.V. Assessing the impact of biological threats on the state of the business sector of Yugra: the opinion of small and medium-sized businesses / I.V. Takmasheva // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2022. V. 12. No. 2A. Pp. 222-232.
  8. Shuvalova M. Support for small and medium-sized businesses under sanctions [electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/article/1532971/
  9. Camagni, R. and R. Capello. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change. 2013. No. 44(2). Pp. 355–389.
  10. Capello, R. and C. Lenzi. Territorial patterns of innovation: a Taxonomy of innovative regions in Europe. Ann Reg Sci. 2013. No. 51. Pp. 119–154.

Для цитирования: Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-33/

© Такмашева И.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.