Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 621

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_174

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

PRE-PROFESSIONAL TRAINING AND EDUCATION OF THE AGRARIAN PROFILE FOR THE PURPOSES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Борисова Маргарита Валерьевна, начальник отдела управления качеством образования, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Пакунова Татьяна Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»; pakunova@mail.ru

Фадеева Олеся Михайловна, директор Центра стратегического развития аграрного образования ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», olesya.fadeeva@mail.ru;

Широкорад Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Shirokorad_irina@mail.ru

Borisova Margarita Valeryevna, Head of the Department of Quality Management of Education, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the State University of Land Management, oyk_17335@mail.ru

Pakunova Tatiana Anatolyevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the State University of Land Management; pakunova@mail.ru

Fadeeva Olesya Mikhailovna, Director of the Center for Strategic Development of Agricultural Education, State University of Land Management, olesya.fadeeva@mail.ru

Shirokorad Irina Ivanovna, Doctor of Historical Sciences, Professor, State University of Land Management, Shirokorad_irina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается система предпрофессионального обучения и просвещения аграрного профиля в агрошколах и агроклассах для целей устойчивого развития сельских территорий с учетом современного состояния кадрового обеспечения отраслей агропромышленного комплекса страны.

Abstract. The article considers the system of pre-professional training and education of the agrarian profile in agricultural schools and agroclasses for the purposes of sustainable development of rural areas, taking into account the current state of staffing of the agro-industrial complex of the country.

Ключевые слова: предпрофессиональное обучение и просвещение, аграрное образование, кадровый потенциал АПК, устойчивое развитие сельских территорий

Keywords: pre-professional training and education, agrarian education, personnel potential of the agro-industrial complex, sustainable development of rural areas

Предпрофессиональное обучение и просвещение представляет собой начальную ступень в подготовке мотивированных абитуриентов для обучения по специальностям и направлениям подготовки аграрного профиля. Сосредоточено данное обучение и просвещение в основном в образовательных организациях общего образования, расположенных в сельской местности.

В 2021 г. система общего образования страны включала 39908 образовательных организаций, из них в сельской местности размещалось 22429, или 56%. от общего их общего числа, в городах – 17479 школ, или 44%.

При этом общая численность обучающихся в сельских школах существенно уступает число школьников, обучающихся в школах, размещенных в городских поселениях. В городских школах – это 77%, в школах сельской местности – 23%.

Здесь следует говорить о плотности обучающихся на одну образовательную организацию общего образования. Если в городах эта цифра составляет 761,08 чел. на одну школу, то на селе этот показатель равен 178,84 чел. на одну образовательную организацию [1].

Значение данного показателя обусловлено соотношением сельского и городского населения в России и его динамикой. Если за период 2017-2021 гг. общая численность населения страны сократилась на 0,7%, что составило 978 106 человек, то сельское население за тот же период уменьшилось на 2,32 % (872 485 человек), что в годовом исчислении составляет в среднем 218 121 человек.

В субъектах Российской Федерации в среднем доля сельского населения не превышает 28,82 %. Только в шести регионах сельское население преобладает над городским. Это — Республика Алтай (доля сельского населения составляет 70,83 %), Чеченская Республика – 61,97 %, Карачаево-Черкесская Республика – 57,10%, Республика Дагестан — 54,68%, Республика Калмыкия — 53,71 %, Республика Адыгея — 52,96 %.

В течение последних лет сохраняется отрицательная динамика доли сельского трудоспособного населения, занятого в отраслях АПК.

Как видно на рисунке 1, за последние десять лет доля занятых в отраслях аграрно-промышленного комплекса страны по отношению к общему числу работников в экономике в целом сократилась почти на два процента, что составило около 1500 тыс. человек.

Если оценивать состав работающих в АПК по уровню образования, то можно видеть, что уровень образования достаточно невысокий: минимальный процент лиц, имеющих высшее образование, 42,2% работник имеют среднее профессиональное образование, не имеют основного общего образования 22,6%, остальные работники окончили средние школы по различным уровням (рисунок 2).

Еще один аспект позволяет говорить о состоянии кадрового обеспечения предприятий АПК – это обеспеченность определяющего звена кадровой системы — профессионально-квалификационной структуры руководителей и специалистов различных управленческих уровней. По данным федеральной статистики в 2021 г. кадровая обеспеченность сельскохозяйственных организаций агрономами составила 87,66 %, ветеринарами – 89,04 %, зоотехниками – 89,36 %, главными агрономами – 88,94 %, главными ветеринарными врачами – 86,40 %, главными зоотехниками – 85,93 %, руководителями сельскохозяйственных организаций – 98,92 %, заместителями руководителей сельскохозяйственных организаций – 91,67 %. [1]

За пятилетний период (2017-2021 гг.) произошло сокращение численности работников практически всех групп должностей. Исключение составили:

  • инженеры, техники и технологи. Прирост должностей по штату составил 977 ед., прирост фактической численности работников составил 788 человек;
  • руководители сельскохозяйственных организаций. Прирост должностей по штату составил 1555 ед., прирост фактической численности работников составил 1511 человек;
  • специалисты по информационным технологиям (включая начальников отделов, гл. специалистов, системных администраторов, программистов, операторов ПЭВМ). Прирост должностей по штату составил 318 ед., прирост фактической численности работников составил 148 человек
  • юридическая служба. Прирост должностей по штату составил 77 ед., прирост фактической численности работников составил 95 человек.

По уровню образования можно наблюдать следующую картину (рисунок 3):

В этой связи крайне важно сохранить человеческий капитал сельских территорий для кадрового обеспечения предприятий аграрно-промышленных комплектов регионов.

Для достижения этой цели ставится и успешно решается задача организации предпрофессиональной подготовки и просвещения школьников сельской местности, обучающихся по основным образовательным программам уже на уровне основного общего образования

Предпрофессиональное обучение, аграрного профиля в том числе, включает в себя такие компоненты, как: практикоориентированное содержание образовательных программ; использование высокотехнологического оборудование в процессе обучение, подготовка школьниками прикладных проектов, работа по договорам с профильными вузами и работодателями и др.

Для организации эффективного профильного обучения школьников необходимо наличие триединой составляющей – школа – вуз – работодатель (рисунок 4).

Участники предпрофессионального обучения реализуют следующие направления деятельности: профессиональное самоопределение школьников, их профессиональное информирование, профессиональная активизация через участие проектную деятельности, профессиональные пробы, когда учащиеся школ знакомятся с реальным производством на предприятиях будущих работодателей.

Как известно, отраслевая система высшего аграрного образования Минсельхоза России имеет свою специфику, связанную в том числе с наличием агроклассов и агрошкол в целом ряде регионов страны под эгидой аграрных вузов.

В 2014 г. Всероссийским педагогическим собранием была создана Ассоциация «Агрошколы России» (ААР), координатором которой является МАОУ «Татановская СОШ» в Тамбовской области — региональный ресурсный центр агробизнес-образования. Целью Ассоциации является повышение качества агрообразования, развитие системы агрошкол и повышение их статуса [4].

В 2022 г. было достигнуто соглашение «О разработке дорожной карты по созданию и развитию агрошкол» между Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с участием Российского союза сельской молодежи Ассоциации агрошкол России и Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей. Задача – создание в каждой сельской школе аграрных регионов аграрных классов сначала как дополнительного образования, а затем и включение аграрного обучения в основную образовательную программу школьников [5].

В апреле 2022 г. ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования», являющийся модератором проекта «Агроклассы России», провел всероссийский мониторинг в 85 субъектах Российской Федерации о развитии предпрофессиональной подготовки школьников агроэкологического профиля. Некоторые результаты приведены на рисунке 5.[3; 118]

В ходе мониторинга были выявлены субъекты – лидеры в развитии предпрофессиональной подготовки школьников с наибольшим числом агроклассов и агрообъединений. К ним отнесены: Республика Саха (Якутия) — 474; Краснодарский край — 154, Тюменская область — 86, Саратовская область — 81. [3; 118]

В системе образовательных организаций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Сегодня работает 807 агроклассов, в среднем по 19 профильных классов в субъекте Российской Федерации, расположенных в 43 регионах страны, 334 школы имеют профильную для АПК направленность. На 1 декабря 2021 года в агроклассах обучалось 18567 школьников, в среднем по 23 ученика, что говорит в целом об укомплектованности профильных классов. [3; 119]

В таблице 6 представлена динамика числа агроклассов и агрошкол системы Минсельхоза России, а также численность обучающихся в них школьников по уровням общего образования.

Как видно из таблицы 6, система профильной для АПК предпрофессиональной подготовки в школах субъектов Российской Федерации динамично развивается. Число агрошкол за полгода увеличилось на 6,3%, школ, имеющих в своем составе агроклассы – на 8,4%, агроклассов – на 13,8%. Число обучающихся в агроклассах за рассматриваемый период возросло на 707 человек, или на 3,8%. Особенно высока положительная динамика численности школьников младших и средних классов – более чем на 50%.

Обращает на себя внимание, что предпрофессиональным обучение охвачены школьники всех уровней – младшие (10% от общего числа обучающихся), средние (38%) и старшие классы (52%), что свидетельствует о постановке в значительном числе аграрных вузов различных регионов ранней профориентационной деятельности. [3; 106]

В каждом из регионов страны приняты специальные проекты по реализации предпрофессионального профильного для АПК школьного образования. Например, проект «Агрокласс в Приморской школе», реализуемый в субъекте с 2020 г. на основании приказа Министерства образования Приморского края от 22.05.2020 № 537-а «О реализации предпрофессионального образования в образовательных организациях Приморского края» [6], проект «Агроклассы Оренбургской области», реализуемый с 2010 г., который представляет собой «комплексный курс обучения старшеклассников на базе сельских школ по специально созданной программе «Введение в агробизнес» с привлечением к проведению занятий преподавателей Оренбургского ГАУ» [7].

«Цель таких проектов − создание условий для получения обучающимися умений и навыков, необходимых для учебы, жизни и труда в современном мире, обеспечение осознанного выбора обучающимися востребованных на рынке труда профессий» [8].

В агрошколах и агроклассах реализуются различные программы предпрофессионального обучение. Наибольшее распространение получили: «Агротехнология», «Биотехнологии», «Агрономия», «Агроинженерия», «Агробизнес». Среди прочих следует перечислить и авторские программы, такие, как: «Био – и тепличные технологии», «Агроэкология – наука XXI века», «Цифровое земледелие», «От биологии до технологии», «Агропромышленный комплекс», «Пчеловодство», «Экотуризм», «Лесоводство», «Роль химии в развитии АПК», «Юный овощевод», «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур», «Школа юного фермера», «Биоинженерия» и некоторые другие. Перечень программ предпрофессионального обучения школьников отражает отраслевую специфику АПК субъектов в целом и сельских агломераций в частности [3; 105].

Развитие предпрофессионального обучения профильной для АПК регионов направленности играет существенную роль в привлечении мотивированных сельских школьников в аграрные колледжи и вузы, в укреплении трудовые ресурсов сельских агломераций, ведь до 70% абитуриентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования аграрного профиля составляют выпускники сельских школ и небольших поселков, размещенных именно на сельских территориях.

Список источников

  1. Совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса — URL: https://www.rapo-apk.ru/;
  2. Федеральная служба государственной статистики — URL: https://rosstat.gov.ru/;
  3. Ключевые факторы развития аграрного образования в целях повышения кадрового потенциала сельских агломераций. Заключительный отчет о научно-исследовательской работе, выполненной в соответствии с тематическим планом-заданием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации/Широкорад И.И., Фадеева О.М. и др. М., 2022 [Рукопись];
  4. Ассоциация «Агрошколы России». – URL: https://center-prof38.ru/content/associaciya-agroshkoly-rossii;
  5. По инициативе «Единой России» в школах появятся агроклассы. — URL: https://rapsinews.ru/legislation_news/20220427/307917066.html;
  6. Проект «Агрокласс в Приморской школе» — URL: https://pkiro.ru/activities/proekty/speczializirovannye-klassy/proekt-agroklass-v-primorskoj-shkole/;
  7. Агроклассы: связующее звено между школой и университетом — URL: https://agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/item/230-agroklassy-svyazuyuscee-zveno-mezhdu-wkoloj-i-universitetom;
  8. Предпрофессиональное образование. — URL: https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_file/1530608670_Предпрофессиональное_образование.pdf.

References

  1. Council for Professional Qualifications of the agro—industrial complex — URL: https://www.rapo-apk.ru/;
  2. Federal State Statistics Service — URL: https://rosstat.gov.ru/;
  3. Key factors in the development of agricultural education in order to increase the human resources potential of rural agglomerations. The final report on the research work carried out in accordance with the thematic plan-task of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation/Shirokorad I.I., Fadeeva O.M. et al. M., 2022 [Manuscript];
  4. Association «Agricultural Schools of Russia». – URL: https://center-prof38.ru/content/associaciya-agroshkoly-rossii;
  5. On the initiative of United Russia, agricultural classes will appear in schools. — URL: https://rapsinews.ru/legislation_news/20220427/307917066.html;
  6. The project «Agroclass in the Seaside school» — URL: https://pkiro.ru/activities/proekty/speczializirovannye-klassy/proekt-agroklass-v-primorskoj-shkole/;
  7. Agroclasses: the link between the school and the university is the URL: https://agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/item/230-agroklassy-svyazuyuscee-zveno-mezhdu-wkoloj-i-universitetom;
  8. Pre-professional education. — URL: https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_file/1530608670_Preprofessional_education.pdf.

Для цитирования: Борисова М.В., Пакунова Т.А., Фадеева О.М., Широкорад И.И. Предпрофессиональное обучение и просвещение аграрного профиля для целей устойчивого развития сельских территорий // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-32/

© Борисова М.В., Пакунова Т.А., Фадеева О.М., Широкорад И.И., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.