Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК  346.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_119

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ECONOMIC MOBILIZATION AS A WAY TO ENSURE STATE SOVEREIGNTY AND STATE SECURITY

Шапсугова Мариетта Дамировна, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук  (119019 Москва, ул. Знаменка, д.10), +7 (495) 691-33-81, ORCID: 0000-0002-3741-0519, shapsugova@gmail.com

Shapsugova Marietta D., PhD, senior researcher,  Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences,(Znamenka st., 119019, Moscow Russia) ORCID: 0000-0002-3741-0519, shapsugova@gmail.com

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена издание Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647, объявившего в России частичную мобилизацию, обуславливает необходимость проведения ряда организационных мероприятий для ее проведения. В связи с мобилизацией в научной литературе актуализировались дискуссии по вопросу концепции мобилизационной экономики.

В статье рассмотрен исторический опыт мобилизации экономики в советский период в целях решения стратегических государственных задач, а также рассмотрены принятые Правительством России меры по реализации президентского Указа № 647.

Современная мобилизационная экономика обеспечивает технологический переход к информационному обществу. Реализация потенциала мобилизационной экономики предполагает разработку комплексной стратегии построения и использования технологического суверенитета.

Abstract. The relevance of the research topic is due to the publication of Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 2022 N 647, which announced partial mobilization in Russia, necessitates a number of organizational measures for its implementation. In connection with the mobilization in the scientific literature, discussions on the concept of the mobilization economy have been updated.

The article considers the historical experience of mobilizing the economy in the Soviet period in order to solve strategic state problems, as well as the measures taken by the Russian Government to implement Presidential Decree No. 647.

The modern mobilization economy provides a technological transition to the information society. Realization of the potential of the mobilization economy involves the development of a comprehensive strategy for building and using technological sovereignty.

Ключевые слова: мобилизационная экономика, экономика роста, экономическая деятельность, индустриализация, технологический уклад, технологический суверенитет

Keywords: mobilization economy, growth economy, economic activity, industrialization, technological structure, technological sovereignty

Признаки мобилизационной экономики

Особенности мобилизационной экономики включают трансформацию воспроизводственного процесса с акцентом на увеличение нормы сбережений до 40% или даже более от ВВП. Она также предполагает изменение социально-экономической политики государства с долгосрочных целей на среднесрочные и краткосрочные. Институциональные изменения в первую очередь направлены на усиление государственного регулирования и реализацию специальных мер по поддержке бизнеса и населения. Государственные финансы должны изменить свою расходную часть и использовать финансовые резервы для покрытия любых дополнительных расходов. Другие компоненты, которые могут быть использованы в данном типе экономики, включают рационирование личного потребления и государственный контроль над ценами на потребительские товары на оптовом и розничном уровнях. Все эти особенности могут быть реализованы только при значительном увеличении масштабов государственного социально-экономического регулирования [1].

Мобилизационность как макроэкономическое явление обладает следующими признаками [2, c. 21]:

  1. Наличие угрозы существованию общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства,
  2. Постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей,
  3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели,
  4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.

Мобилизационность как сознательно осуществляемая деятельность людей характеризуется рядом особых принципов [22, c. 21-22]:

  • главного звена. Он предполагает концентрацию ресурсов в том звене экономической системы, от которой зависит успех противодействия нависшей над системой угрозе. В том числе возможно перераспределение ресурсов за счет их изъятия из других менее важных с точки зрения достижения поставленной цели звеньев экономики;
  • достижения цели «любой ценой» и преимущественное использование в этой связи неэкономических методов воздействия на тех, от кого зависит достижение цели;
  • дискретности, мобилизационность не может быть непрерывной в силу возникновения у вовлеченных людей усталости;
  • сознательности, необходимость мобилизационности и связанных с ней жертв ради противодействия нависшей над системой угрозе должна осознаваться вовлеченными в нее субъектами.

В мобилизационной экономике публичные общие цели преобладают над частными.

Исторический опыт мобилизации экономики в целях решения стратегических государственных задач

Модель мобилизационной экономики была разработана в Советском Союзе. Этот тип экономики, который также известен как «экономика роста», основан на идее максимизации эффективности распределения ресурсов для обеспечения экономического роста. Это система, в которой государство играет активную роль в руководстве экономическим развитием страны посредством активного планирования, формирования и координации размещения ресурсов. Для мобилизационного типа экономики характерны быстрый рост, высокий уровень инвестиций и централизация принятия решений.

Советский Союз смог достичь феноменально высокого экономического роста благодаря созданию централизованной системы планирования. Фактическая результативность советской модели в период с 1928 по 1960 годы была самой высокой в отечественной и мировой истории в среднем около 14% среднегодового роста [3, c. 12].      В основе этой системы лежала идея «мобилизации», которая была направлена на максимальное использование потенциала имеющихся ресурсов для увеличения производства. Система основывалась на ряде принципов, таких как централизация принятия решений, поощрение коллективной собственности и использование стимулов для мотивации работников. Государство также стремилось стимулировать развитие ключевых отраслей – точек роста, таких как тяжелая промышленность, производство энергии и военное дело. Ключевую роль в этом процессе сыграла новая индустриализация, перевод экономики на новый технологический уклад: опережающее создание базовой инфраструктуры (прежде всего электрификации), целенаправленное изучение и достоверная оценка имеющихся естественных производительных сил: природных ресурсов и источников энергии, трансформация целей экономической деятельности.

Индустриализация оказала положительное воздействие на внешнеторговый баланс СССР проявилось уже во второй половине 1930-х гг.: начал действовать эффект импортозамещения, т. е. имела место экономия валюты [4, c. 68].

В целях защиты внутренних рынков от иностранного экономического влияния и зависимости от иностранного капитала, а также полного контроля над валютными операциями, осуществлялся контроль валютного рынка и использования валюты для государственных целей, таких как импортозамещение и закупка технологий. Иностранные инвестиции были свернуты. Запасы золота копились, а не тратились.

Сущностные черты советской модели мобилизационной экономики, действовавшей в 1930-1960 годах, можно упрощенно представить следующим образом: общенациональная собственность на средства производства; важнейшая роль государства в экономике; централизованный контроль; плановое руководство; единая народнохозяйственная система; мобилизационный характер; самообеспечение по мере возможности (до формирования социалистического лагеря); первичная опора на физические показатели (стоимостные показатели выполняют второстепенную функцию); ограниченные рыночные и денежные отношения; ускоренное развитие отраслей группы А (производство товаров производственного назначения) по сравнению с группой Б (потребительские товары); сочетание материальных и моральных стимулов к труду; недопущение получения нетрудового дохода и концентрация излишков в руках отдельных лиц; обеспечение основных потребностей всех членов общества, общественное присвоение результатов производства.

Базой экономического роста послужил технологический прорыв – новая индустриализация. Новая индустриализация в СССР — это период быстрого экономического развития и модернизации промышленности, который пришелся на начало 1930-х годов. В этот период индустриализации наблюдалось более широкое использование новых технологий и массовое расширение обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, что привело к беспрецедентному уровню экономического роста. Наряду с отечественными разработками, активно работала научно-техническая разведка, осуществлялись закупка и заимствование передовых научных технологий,

Новая индустриализация стала ответом на растущие экономические проблемы, с которыми столкнулся Советский Союз в конце 1920-х годов. Ее основными целями были организация импортозамещения и снижение экономической зависимости от внешней конъюнктуры. В то время Советский Союз был в основном сельскохозяйственным обществом, промышленность которого опиралась на устаревшие и неэффективные методы производства. В результате советская экономика значительно отставала от экономики других промышленно развитых стран, и было ясно, что стране необходимо модернизировать свою промышленность, в целях обеспечения государственного суверенитета и повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Советский Союз вкладывал значительные средства в модернизацию своей промышленности, особенно в таких областях тяжелой промышленности, как металлургия, машиностроение и химическое производство.

Советская модель индустриализации показала свою эффективность и к концу 1930-х годов Советский Союз достиг уровня, сравнимого с уровнем других промышленно развитых стран, что позволило ему стать одной из ведущих экономических держав мира.

Способ получения и распределения ресурсов в социалистическом обществе устраняет неравенство между классами, которое существовало при капитализме. Распределение основано на труде, но также учитывает общественное присвоение. Это означает, что любой прибавочный продукт, произведенный общественным трудом, должен быть разделен между всеми членами общества. Такой результат может быть достигнут путем поддержания низких розничных цен на товары и услуги, а также путем пополнения общественных фондов потребления [4, c. 18].

Другой важнейший принцип заключался в планировании и оценке экономических результатов в физических показателях. Показатели себестоимости были типичными, в основном в производстве, а не в розничной торговле, и играли вспомогательную роль. Главным критерием эффективности было не увеличение денежной прибыли, а снижение производственных затрат [4, c. 19].

Планирование являлось краеугольным камнем социалистического управления экономикой. Это было связано с господствовавшей общественной собственностью на средства производства, что предполагало централизованное руководство экономической деятельностью. Отсюда директивность плановых заданий, которым придавалась определенная государственно-правовая форма [5, c. 113].

Планирование представляло собой деятельность компетентных государственных органов по разработке, утверждению и доведению до исполнителей планов, определяющих направления, темпы, пропорции и другие необходимые показатели развития производства в целом и его отдельных подразделений на тот или иной предстоящий период, а также корректировке установленных планов с учетом хода их выполнения [6, c. 38-39].

Мобилизационная экономика России на современном этапе

Несмотря на то, что мобилизационная экономика сегодня — это новая экономическая модель, которая предполагает широкое использование технологических возможностей и цифровой инфраструктуры, перед современной российской экономикой стоят задачи, аналогичные изложенным выше.

В условиях волатильности и нестабильности валютных рынков, которые в целом являются проявлением давно назревшего кризиса мировой валютной системы, необходимо возвращение к измерению стоимости в физических показателях, которые не могут быть искусственно увеличены.

Современный технологический переход – это переход к информационным технологиям. Поиск источников для его финансирования составляет серьезную экономическую проблему. Одним из способов решения проблемы может стать централизованное распределение децентрализованных финансовых ресурсов предприятий. Механизм может быть очень простым и директивная мобилизационная экономика позволяет нам использовать ее инструментария для осуществления императивного управления децентрализованными финансовыми ресурсами посредством установления нормативов распределения фондов предприятий и нефондовых финансовых ресурсов (прибыли) для осуществления индустриализации и повышения благосостояния граждан. Так может быть установлен норматив распределения прибыли по отраслям, норматив реинвестирования финансовых средств в производство и воспроизводство основных фондов предприятий в целях импортозамещения и замещения фондов основных средств предприятий с введением временных ограничений на выплату дивидендов или ограничение их размера.

Однако главным вызовом экономике России на современном этапе, как и в конце 20-х годов прошлого столетия, стала необходимость обеспечения технологического суверенитета, создания инновационных технологий, которые дадут России конкурентное преимущество на мировом рынке, а также укрепят ее экономическую, военную и политическую мощь. Диверсификация также позволит отечественной экономике стать менее зависимой от иностранных технологий. Концепция технологического суверенитета не нова, но в последние годы приобретает все большее значение. Она означает способность страны развивать и поддерживать собственные технологические возможности и инфраструктуру, а также избегать зависимости от иностранных технологий. Технологический суверенитет также важен для экономического роста и развития, а способность разрабатывать собственные технологии, дает значительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» объявлена частичная мобилизация.

Понятие мобилизации закреплено в действующем законодательстве. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени (ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – закон о мобилизации).

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии законом о мобилизации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с мобилизацией Правительством России разработан комплекс экономических и социальных мер, направленных на реализацию мобилизационных задач, обеспечение ее автономности от внешних факторов. К таким мерам модно отнести следующие:

  1. Отсрочка от призыва для мобилизованных лиц – индивидуальных предпринимателей и единственных учредителей для передачи дел и оформления доверенности и передачи дел (Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации;
  2. Установлены особенности регулирования трудовых отношений в случае призыва на военную службу по мобилизации работодателя – индивидуального предпринимателя, работодателя – единственного учредителя
  3. Установление возможности:
    — изменения условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, исполнение которых стало невозможно вследствие мобилизации индивидуального предпринимателя или сотрудников организации;
    — списания неустоек по контрактам, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения контракта в связи с мобилизацией;
    — отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением обязательств вследствие мобилизации.
  4. Автоматическое продление разрешений, для мобилизованных граждан, если срок действия документов истекает в период прохождения службы (Постановление Правительства РФ от 15.10 2022 г. № 1839).
  5. Освобождение от сдачи статистической отчетности на основании Постановления Правительства РФ от 13.01.2023 № 15). На период прохождения военной службы и до 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения мобилизованного с военной службы, индивидуальные предприниматели, а также организации, в которых мобилизован единственный учредитель и руководитель в одном лице, освобождены от представления обязательной статистической отчётности.

Выводы

Мобилизационная экономика обеспечивает потребности государства в случае наступления экстраординарных обстоятельств на принципах самодостаточности и устойчивости, адаптивности к изменяющимся обстоятельствам, эффективной перестройки для удовлетворения потребностей государства.

Мобилизационная экономика предполагает трансформацию целей экономической деятельности – от частных к публичным, от максимизации прибыли к решению стратегических государственных задач.

Трансформация целей экономической деятельности требует трансформации идеологии и мышления главного ее субъекта – человека на которого ложится, в конечном итоге, выполнение государственных задач. Мобилизационная идеология требует подчинения личных целей общим, творческого подхода к труду. С другой стороны, идеи общественно полезного труда, производства духовных благ, следования ценностям высшего порядка популяризуются в обществе.

Основной целью мобилизационной экономики является обеспечение военной и экономической безопасности государства и его населения. Это достигается за счет увеличения производства военной продукции, повышения уровня мобилизационных резервов, увеличения производства ресурсов, введения ограничений на использование гражданской продукции.

В соответствии с законодательством Российской Федерации мобилизация экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с утвержденными планами мобилизационных мероприятий и мобилизационными планами субъектов Российской Федерации. Утвержденные планы мобилизационных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации, а мобилизационные планы субъектов Российской Федерации — главами субъектов Российской Федерации.

Мобилизационная экономика в России направлена на обеспечение производства важнейших товаров и услуг, необходимых для функционирования государства. Основной задачей мобилизационной экономики является поддержание стабильности экономической и социальной жизни государства в случае военной угрозы, создание и поддержание необходимой материально-технической базы для функционирования государства, экономики и социальной сферы.

Реализация мобилизационной экономики в Российской Федерации осуществляется в соответствии с утвержденными планами мобилизационных мероприятий и мобилизационными планами субъектов Российской Федерации. Утвержденные планы мобилизационных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации, а мобилизационные планы субъектов Российской Федерации — главами субъектов Российской Федерации.

Список источников

  1. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Мобилизационная экономика в Росии: вчера, сегодня и … // ЭТАП. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilizatsionnaya-ekonomika-v-rosii-vchera-segodnya-i (дата обращения: 15.03.2023).
  2. Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель – Челябинск: Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2003. 177 с.
  3. Галушка А.С., Ниязметов А.К., Окулов М.О. Кристалл роста к русскому экономическому чуду. – М., 2021.
  4. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина / В. Ю. Катасонов — «Кислород», 2016. – 213 с.
  5. Собчак А.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. — Л. Изд-во ЛГУ, 1981 г.
  6. Кравцов А. К. План и право. – Воронеж, 1976 г.

References

  1. Ivanov O. B., Buxval`d E. M. Mobilizacionnaya e`konomika v Rosii: vchera, segodnya i … // E`TAP. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilizatsionnaya-ekonomika-v-rosii-vchera-segodnya-i (data obrashheniya: 15.03.2023).
  2. Sedov V.V. Mobilizacionnaya e`konomika: sovetskaya model` – Chelyabinsk: Chelyab.gos.un-t. Chelyabinsk, 2003. 177 s.
  3. Galushka A.S., Niyazmetov A.K., Okulov M.O. Kristall rosta k russkomu e`konomicheskomu chudu. – M., 2021.
  4. Katasonov V. Yu. E`konomika Stalina / V. Yu. Katasonov — «Kislorod», 2016. – 213 s.
  5. Sobchak A.A. Pravovoe regulirovanie xozyajstvennoj deyatel`nosti. — L. Izd-vo LGU, 1981 g.
  6. Kravczov A. K. Plan i pravo. – Voronezh, 1976 g.

Для цитирования: Шапсугова М.Д. Мобилизация экономики как способ обеспечения государственного суверенитета и государственной безопасности // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-25/

© Шапсугова М.Д., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.