Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.2;332.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_621

ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РЕГИОНЕ

PRACTICE OF OPERATION OF TECHNOLOGY PARKS IN THE REGION

Эльдиева Татьяна Махмутовна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, E-mail: Tatiana.Eldieva@novsu.ru

Черствов Александр Александрович, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства инвестиционной политики Новгородской области, E-mail: a.a.cherstvov@novreg.ru

Eldieva Tatiana Machmutovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Digital Economics and Management, Yaroslav the Wise Novgorod State University, E-mail: Tatiana.Eldieva@novsu.ru

Cherstov Alexander Alexandrovich, Director of the Department for the Development of Small and Medium-sized Enterprises of the Ministry of Investment Policy of the Novgorod Region, E-mail: a.a.cherstvov@novreg.ru

Аннотация. В статье представлены итоги становления и развития технопарков на территории Российской Федерации и за ее пределами. Показана динамика их формирования, специализация и отраслевая принадлежность. Рассмотрены актуальные вопросы организации и деятельности технопарков в России. На текущем этапе прослеживается системный подход в реализации механизмов поддержки технопарков: стандартизация деятельности, установление нормативно-правовых основ регулирования, внедрение специальных налоговых режимов, государственное субсидирование и финансовая поддержка на федеральном и региональном уровнях. Изучены подходы Новгородской области к созданию условий для развития научного и технологического потенциала. В рамках приоритетного регионального проекта «по развитию современной инфраструктуры для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности» в области созданы пять технопарков.  Представлены их возможности и результаты работы. Обосновано развитие технопарков как эффективного инструмента формирования наукоемких технологий, коммерциализации исследований и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса региона.

Abstract. The article presents the results of formation and development of technoparks in the Russian Federation and abroad. The dynamics of their formation, specialization and sectoral affiliation is shown. Current issues of organization and activities of technoparks in Russia are considered. At the current stage there is a systematic approach in the implementation of support mechanisms for technoparks: standardization of activities, establishment of legal and regulatory frameworks, introduction of special tax regimes, state subsidies and financial support at the federal and regional levels. The approaches of the Novgorod region to the creation of conditions for the development of scientific and technological potential have been studied. Within the framework of the priority regional project «on the development of modern infrastructure for subjects of investment and entrepreneurial activity» five technoparks have been created in the region.  Their capabilities and results of their work are presented. The development of technoparks as an effective tool for the formation of science-intensive technologies, commercialization of research and increasing the competitiveness of small and medium-sized businesses in the region is substantiated.

Ключевые слова: технопарки, инновационная среда, субъекты предпринимательства, технологии, Новгородская область

Keywords: technology parks, innovative environment, business entities, technology, Novgorod region

Введение

Начало 2000-х годов выявило отставание российской экономики от других стран, что требовало пересмотра существующих механизмов и выявления новых направлений развития. Толчком для перехода экономики на инновационный тип развития становится создание научно-технического центра в стране – соответствующей инфраструктуры в виде парков, бизнес-инкубаторов, технополисов и т. п. Технопарки становятся одной из форм интеграции образования, науки и производства, что позволяет выходить на новый уровень развития наукоемких технологий. В рамках реализации региональной политики это новый инструмент для создания новых рабочих мест, возможности структурной перестройки и переходу от традиционных производств на новые технологии.

Первый опыт технопарков показал, что этот инструмент востребован, а главное эффективен для разработки и внедрения современных отечественных технологий, которые успешно применяются на всей территории страны. Ежегодно демонстрируется возрастающий спрос на производственные площадки, что дает импульс для появления новых технопарков в России.

Методы исследования

Авторами используются как традиционные, так и новые методы экономической и социальной географии, такие как: экономико-статистический, сравнительно-географический. Широко применяются исторический и системно-структурный подходы для обобщения и систематизации вопросов становления и развития технопарков. В ходе работы использовались статистические данные и архивные материалы, государственные программы, сборники и информация органов управления и контроля федерального и регионального уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Историческое вхождение технопарков как инфраструктурного комплекса началось еще в 50-х годах в США в Стэндфордском университете. Учебное заведение для улучшения своего финансового положения приняло решение сдать в аренду пустующий земельный участок, в качестве офисного парка. Долгосрочная аренда предоставлялась исключительно высокотехнологичным компаниям. Это условие позволило университету получать дополнительный доход и наладить тесную связь с арендующими компаниями. Это стало симбиозом амбициозных ученых и инженеров, где идеи воплощались в жизнь.  Одними из первых в нём открыли офисы Eastman Kodak, General Electric, Shockley Semiconductor Laboratory, Lockheed. Сегодня Стэндфордский парк, с известным для нас названием «Кремниевая долина», положил начало развитию кластерного типа технопарков. Данный опыт позволил одному из неблагополучных регионов страны (штат Калифорния) стать полигоном глобальных исследований в сфере финансов, технологий, здравоохранения и образования. На его примере, в каждой стране, начали формироваться высокотехнологичные кластеры, которые становятся центрами притяжения новых компаний, инвестиций и кадров.

Далее «движение» по созданию технопарков подхватила Европа. Так 1960-х в Великобритании для укрепления связей между университетами и промышленностью было принято решение создать научный парк. Это решение подкреплялось амбициями получить прибыль за счет соединения накопленных в Кембридже знаний, инфраструктуры и человеческого капитала, что позволило бы стране выйти на лидирующие позиции на мировом рынке инноваций. Открытие парка состоялось в 1975 году, большая часть арендаторов – это малые высокотехнологичные компании.

В этот же период в Израиле для развития собственной военной и высокотехнологичной промышленности появляется своя кремниевая долина – израильская [1]. Сегодня страна имеет богатый опыт создания и успешной работы технопарков, где есть представительства Motorola, Intel, Microsoft, Qualcomm, Cisco Systems, HP, Phillips, Siemens, eBay, SanDisk, Google, Facebook, Apple, Amazon.

Если посмотреть в сторону Азии, то развитие технопарков хоть и началось позднее, но быстрыми темпами. Япония в 1985 году, вдохновленная идеей создания иннополисов, начала стоить сразу 19 технологических парков. Наиболее известные из них, это «научный город» Цукуба – один из центров научных разработок. Еще его называют домом Японского агентства аэрокосмических исследований. Помимо этого здесь проводятся научные исследования в сфере промышленных технологий и сельского хозяйства. И Хамамацу – это площадка где расположены крупные производители транспортных средств и музыкальных инструментов: Honda, Suzuki, Yamaha, Kawai, Roland.

Республика Корея знаменита своим аналогом японского технополиса Цукубы – город науки Даедук, основанный на базе «Корейского института науки и технологий» в 1973 году.  На территории технопарка действуют более 20 исследовательских институтов и 40 корпоративных исследовательских центров.

В 1985 году в Китае появляется первый технопарк Шэньчжэнь. Олицетворяя собой некую свободную экономическую зону, он сразу же привлек внимание бизнеса и транснациональные корпорации, кто видел все открывающие возможности для инновационного развития (Huawei, ZTE, TP-Link, Tencent, заводы и филиалы Samsung, Vantex, British Petroleum, Sanofi, PepsiCo). Опыт «кремниевой долины» пришел и в Китай, где в 1980 году был создан парк Чжунгуаньцунь [2]. Научные исследования проводились на базе Академии Наук Китая в синергии с 200 научно-исследовательскими институтами, Университетами Цинхуа и Пекина. Для усиления технологического суверенитета был создан технологический парк в Шанхае (Чжанцзян), который позволил ускорить развитие программного обеспечения и информационных технологий.

Поддержке и развитию высокотехнологичных отраслей уделяют внимание в Таиланде и Сингапуре. Еще в 70-е годы Сингапур проводя реформирование информационных и наукоемких отраслей, пришел к созданию мощнейшей базы технопарков, которые включают в себя 5 государственных научно-исследовательских институтов и около 45 промышленных корпораций. Таиланд обладая развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой начал создавать технопарки «удобные» для высокотехнологичных предприятий вблизи Бангкока, соблюдая интересы государства и бизнеса.

Семидесятилетняя история создания технопарков показывает нам, что в большинстве стран, а это где-то 70%, инициатором создания становилось государство, либо это происходило при поддержке государственных структур. Нельзя забывать и о роли образовательных учреждений в их становлении, чаще всего на их базе создавались технопарки. Университеты помимо образовательной деятельности, производства кадров занимаются исследованиями и разработками, формируя научную компоненту технопарков. Конечно есть и примеры технопарков в основе которых лежит развитие инновационного производства, здесь мы наблюдаем направление в сторону развития контактов с университетской средой. Говоря о развитии технопарков в странах Азии, необходимо отметить их прагматический подход и ориентацию на иностранных представителей – резидентов. Тут подключается государство, за счет которого формируется вся инфраструктура технопарков. Американская модель, наоборот, декларирует полное отсутствие государственного управления и передачу всех полномочий университетам, как драйверам развития наукоемких отраслей.

В России первые технопарки начали появляться в 90-х годах, они росли как грибы, и выглядело это как некое модное веянье. Настоящим и самым первым технопарком России называют Томский научно-технологический парк, который был открыт на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. С этого момента можно вести отсчет «невероятного» роста числа появлявшихся научных парков в РФ, от 2 в 1990-и году и до 43 в 1993 году. Основная часть парков была организована на базе научных центров, академгородках или наукоградах [1]. Однако бурный рост сменяется последующим регрессом: отсутствие регламентирующих норм деятельность, непонимание условий финансирования, слабая материальная база, «невнятная» стратегия государства привели к тому, что к 2006 году смогли продолжить свою деятельность только четыре технопарка. Все это происходило на фоне отставания России в части наукоемких отраслей. Закупки новых технологий происходили за рубежом, присутствовала полная зависимость от развитых стран. Практика предыдущих лет показала, что российский бизнес облагает амбициями и возможностями для решения этой проблемы, это послужило толчком для продолжения работы по созданию научно-технических центров – технопарков, способствующих развитию инновационных идей.

Для дальнейшей жизнедеятельности технопарков встала необходимость в нормативно-правовой основе организации их деятельности, так в период с 2006 по 2015 года была реализована концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Данный документ провозгласил необходимость создания национальной инновационной системы поддержки высоких технологий, предусматривающей создание технопарков [2]. Для поддержания данной инициативы в 2014 году Министерство финансов предусматривает возмещение затрат из федерального бюджета для тех регионов, кто создает инфраструктуру индустриальных и технологических парков (постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. № 1119). Возмещение включает в себя возврат ранее уплаченных налогов резидентами технопарков на период до 3 лет [3]. Далее была разработана программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», различные профильные министерства и ведомства включаются в процесс, предлагая свои инструменты целевой помощи и поддержки. Эти действия привели к появлению на территории РФ более 200 организаций, именуемых себя технопарками. По линии Минкомсвязи в рамках реализации программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» начали свою работу 12 технопарков, что позволило ввести в эксплуатацию 411 тыс. кв. м площадей технопарков. Было новообразовано 775 компаний-резидентов, создано 18876 высокопроизводительных рабочих мест. Их совокупный годовой объем выручки (за 2014 год) составил 40527 млн рублей, из которых 13400 млн руб. вложено из средств федерального бюджета.

По линии Министерства экономического развития РФ ежегодно реализуются мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых создаются технопарки (таблица 1).

Министерство образования и науки РФ в 2010 году реализуя программу государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования поддержало создание 30 технопарков и 47 бизнес-инкубаторов в 50 вузах России, совокупный доход которых за время реализации программы составил более 2 млрд руб.

При этом необходимо отметить, что данный период ознаменованный бурным развитием технопарков привел к понимаю неэффективности их большинства, непонимания их цели и задач, принципов функционирования и их роли в национальной инновационной системе. Что, в свою очередь, привело к снижению и ликвидации технопарков, а также начало их аккредитации НП «Ассоциация технопарков» [4].

Российский опыт создания технопарков, проявившийся в активном развитие и масштабировании, вовлеченности в этот процесс всех сторон в лице государства, бизнеса, науки и технологий, уже требовал установления единых правил и норм взаимодействия всех заинтересованных лиц. Включая территориальную принадлежность, вопросы функционирования, финансирования и регулирования [5]. В 2014 году появился национальный стандарт «ГОСТ Р 56425–2015 Технопарки. Требования», разработанный Ассоциацией кластеров и технопарков России, который установил единые требования ко всем элементам технопарка [6].

С 2019 года Минэкономразвития России в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» осуществляет государственную поддержку технопарков [7].

Мы наблюдаем ежегодный прирост технопарков, расширение идет как по региональному их присутствию, так и метражам занимаемой площади. По итогам ежегодного рейтинга наблюдается тенденция локационной активности технопарков в Центральном (49,7%) и Приволжском (18,5%) федеральных округах. А последние 5 лет показывают наибольшие показатели по приросту вновь созданных технопарков [8]. Преобладание производственных помещений в структуре действующих и вновь создаваемых технопарков, объясняется ростом количества промышленных технопарков.

Сейчас в каждом регионе России в рамках стратегии развития уделяется большое внимание малому и среднему бизнесу, как драйверу развития здоровой конкуренции и роста экономики [9]. Государство и региональные власти создают эффективные меры поддержки предпринимательства, в части инфраструктурного соответствия требованиям современного рынка, в том числе технопарки. Развитие различных отраслей и сфер жизнедеятельности позволяет появляться все более новым направлениям кластеризации: экологические, агрокультурные, технологические и др. [10]. Что позволит регионам нарастить инновационные потенциал, увеличить экспорт товаров, привлечь инвестиции и раскрыть предпринимательские возможности компаниям (таблица 2).

Сегодня северо-запад России демонстрирует вовлеченность в «технопарковое» развитие, что повышает социальное и экономическое благополучие региона. Рассмотрим становление и возможности технопарков на примере Новгородской области.

В настоящее время на территории Новгородской области в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 10.10.2018 № 480 «О мерах по реализации областного закона «О технопарках и бизнес-инкубаторах на территории Новгородской области» действует 5 технопарков (таблица 3). Все технопарки имеют свою специализацию, от машиностроения до электротехнического производства, которые позволят создать кластеры инновационных компаний, в различных направлениях, дополняющих друг друга.

Одним из первопроходцев данного движения является Технопарк «ГАРО», расположенный на территории одноименного действующего завода. В 2018 году (24.12.2018) ему был присвоен данный статус. Общая площадь помещений составляет 3650 кв.м. На территории технопарка осуществляют свою деятельность 7 резидентов.

Технопарк «Трансвит» создан на площадях действующего завода «Трансвит» дата присвоения статуса – 25.11.2020 г. В настоящее время общая площадь помещений составляет 21 944,4 кв.м., в то время как площадь свободных помещений для потенциальных резидентов – 14498,8 кв.м. На территории технопарка осуществляют деятельность 26 резидентов.

В рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено мероприятие по созданию и (или) развитию промышленных технопарков, в рамках которого из регионального бюджета предоставляется субсидия юридическому лицу на финансовое обеспечение части затрат на создание и (или) развитие промышленных технопарков. В 2022 году от Новгородской области была подана заявка на получение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации. Заявка прошла конкурсный отбор. ООО Технопарк «Трансвит» включился в реализацию инвестиционного проекта (заявки) в рамках соглашения с министерством инвестиционной политики Новгородской области «О предоставлении из бюджета Новгородской области субсидии на финансовое обеспечение части затрат по созданию и (или) развитию промышленных технопарков». Общая сумма субсидии составила 480,04 млн рублей, в том числе из федерального бюджета выделено 372,51 млн руб., из регионального – 11,52 млн руб., и привлечение собственных средств в размере 96,01 млн руб.

В ходе реализации проекта будут построены два новых производственных здания с административно-бытовыми помещениями с прилегающей транспортной инфраструктурой, газовая котельная модульного типа. Площадь зданий после реализации проекта составит 6506,3 кв.м., из них площадей, предоставляемых в пользование резидентам – 6072 кв.м. Технологическая инфраструктура создаваемого технопарка предполагает появление конгрессно-выставочного зала (проведение демонстрационных и дискуссионных мероприятий резидентов) и инжинирингового центра (технологическая поддержка производства, внедрение новых технологий, повышение экономической эффективности производства).

Технопарк «Х 10» создан на территории ЗАО «Трест зелёного хозяйства» в 2021 году. Общая площадь помещений составляет 1011,6 кв.м. На территории технопарка осуществляют деятельность 10 резидентов.

Технопарк ООО «Управляющая компания Научного Производственного Объединения Русская промышленность» расположен в г. Старая Русса Новгородской области. Дата присвоения статуса – 13.03.2019 г., общая площадь объектов недвижимости, занимаемых технопарком, достигает 63680,3 кв.м. Резидентами технопарка на сегодняшний день являются 2 микропредприятия.

Великоновгородский машиностроительный технопарк «ГАГАРИН», это нововведенный технопарк, начавший свою деятельность с сентября 2023 года. Общая площадь территории технопарка составляет 4741,7 кв.м., управляющей компанией является ООО «НПК «КОМПЕНЗ». В настоящее время резидентами технопарка «ГАГАРИН» являются 3 компании.

Все предприниматели, вошедшие резидентами в технопарк, получают преимущества в виде: выбора подходящего для них помещения или оборудования, использования льготных условий налогообложения, помощи в продвижении продукции на российских и зарубежных рынках, доступа к сервисам по защите интеллектуальной собственности, консультациям, бухгалтерским и юридическим услугам [11]. Технопарки создают особую экосистему, в которой все субъекты предпринимательства на любой стадии развития могут осуществлять взаимодействие с научными и образовательными организациями, инвесторами, бизнес-инкубаторами и другими участниками инновационной среды.

Одним из успешных примеров работы технопарков на территории Новгородской области является Технопарк «ГАРО». Он входит в ежегодный национальный рейтинг технопарков России. По итогам деятельности в 2022 году общий объем выручки компаний-резидентов составил более 1 млрд рублей, а налоговых отчислений – более 90 млн рублей (таблица 4).  В технопарке можно получить весь комплекс инфраструктурных объектов и консультационных услуг, позволяющих организовать производство и выведение на рынок высокотехнологичных продуктов, услуг и технологий в следующих направлениях:

  • автомобильная диагностика;
  • промышленные роботы;
  • электронные средства управления и оптико-электронные системы;
  • испытания оборудования медицинской техники.

Работает инжиниринговый центр, проводятся научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Практически все производимое оборудование является импортозамещающей продукцией.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции нарастает и составляет 25%. Ежегодно осуществляется привлечение компаний-резидентов, за счет создания современных условий для появления предпринимателей, оперирующих в сфере высоких технологий. Наблюдая динамику показателей инновационной активности, можно отметить кумулятивный положительный эффект для инновационного развития региона:

  • освоение наукоемких производств;
  • внедрение новых технологий в базовые отрасли;
  • новые условия труда;
  • повышение кадрового и интеллектуального потенциала компаний;
  • стимулирование экономики отдаленных районов;
  • усиление социальной инфраструктуры.

Многополярность получаемых результатов вселяет уверенность в правильности выбранного пути, в эффективности ежегодных инвестиционных вложений в становление и развитие технопарков, как драйверов инновационного развития региона и страны в целом [12].

Выводы

На территориях технопарков и бизнес-инкубаторов Новгородской области осуществляют свою деятельность 68 резидентов, создано более 400 рабочих мест, что в свою очередь, способствует снижению уровня безработицы в регионе и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Появление таких инфраструктурных площадок позволяет стимулировать предпринимательское сообщество на создание новых предпринимательских единиц. Расширение доступа к готовым производственным площадям, складским и офисным помещениям за счет развития промышленных технопарков и бизнес-инкубаторов создает условия для быстрого запуска производства, освоения новых технологий и выведения товаров на рынок.

Развитие технопарков оказало положительное влияние на оценку состояния инвестиционного климата в регионе. Новгородская область входит в топ-5 регионов России по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, ежегодно проводимого Агентством стратегических инициатив и основанного на отзывах предпринимателей. Рейтинг позволяет оценить усилия региональной власти по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. Итоговая оценка формируется по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка МСП». Поэтому расширение и оснащение территории объектами инвестиционной инфраструктуры напрямую повлияло на удовлетворенность предпринимателей и итоговый результат рейтинга региона.

В долгосрочной перспективе технопарки становятся движущей силой развития инновационно-технологического потенциала региона, способного адаптироваться к потребностям населения и реального сектора экономики, создавая новые форматы рынка труда.

Авторы выражают признательность директору «Технопарка «ГАРО» Татьяне Ивановне Чугуновой за оказанную помощь при написании настоящей статьи.

Список источников

  1. Туарменский В.В., Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Университеты и технопарковые структуры: межстрановой анализ опыта взаимодействия // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. №2 (22), С.117-124.
  2. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(3(24)):91-99.
  3. Агаметова О.Н. Региональная инновационная инфраструктура: актуальные проблемы развития // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 3(65), С. 42-51.
  4. Смирнова В.Г., Базиян Ж.К. Технопарк как один из драйверов технологического развития в условиях пандемии // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – С.1019–1030.
  5. Оборин М.С. Технопарки как условие развитие предпринимательства региона // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 2, С. 155-166.
  6. Технопарки России и Беларуси – 2022: ежегодный обзор / И.Е. Гусев, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, А.Р. Новикова, М.С. Серёгин, А.В., Сосновский, А.В. Шпиленко; Редакционная коллегия: А.Н. Козловский, Е.С. Постникова, Л.В. Данилов, А.В. Шпиленко; Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России.; Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Москва: АКИТ РФ, 2022. – 113 с.
  7. Чистякова О.В. Роль технопарков в развитии инновационной инфраструктуры регионов // Известия ИГЭА. 2010. № 3(71), С. 103-106.
  8. Технопарки России и Беларуси – 2021: ежегодный обзор / А.Н. Андреев, А.А. Белов, М.М. Бухарова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, А.Р. Новикова, М.С. Серёгин, А.В. Сосновский, В.А. Суров, А.В. Шпиленко; Редакционная коллегия: Д.Б. Кравченко, А.Н. Козловский, О.А. Тетерина, Д.Г. Цуканов, А.В. Шпиленко; Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России.; Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Москва: АКИТ РФ, 2021. – 125 с.
  9. Адамайтис С.А. Роль индустриальных парков и технопарков в социально-экономическом развитии российских регионов // Региональные исследования. 2021. №2 (72), С. 86-96.
  10. Теребова С.В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №6 (36), С. 199-212.
  11. Бунин И. Чем полезны технопарки для развития малого бизнеса? Режим доступа: https://gr-news.ru/2023/09/27/chem-polezny-tehnoparki-dlya-razvitiya-malogo-biznesa/
  12. Бебешко И.Ю., Тихонова М.В. Технопарковые структуры как элемент национальной инновационной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6402.

References

  1. Tuarmenskiy V.V., Kostrova YU.B., Shibarshina O.YU. Universitety i tekhnoparkovyye struktury: mezhstranovoy analiz opyta vzaimodeystviya // Ekonomicheskiye i sotsial’no-gumanitarnyye issledovaniya. 2019. №2 (22), S.117-124.
  2. Kostyunina G.M., Baronov V.I. Tekhnoparki v zarubezhnoy i rossiyskoy praktike. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2012;(3(24)):91-99.
  3. Agametova O.N. Regional’naya innovatsionnaya infrastruktura: aktual’nyye problemy razvitiya // Problemy razvitiya territorii. 2013. Vyp. 3(65), S. 42-51.
  4. Smirnova V.G., Baziyan ZH.K. Tekhnopark kak odin iz drayverov tekhnologicheskogo razvitiya v usloviyakh pandemii // Ekonomicheskaya bezopasnost’. – 2021. – Tom 4. – № 4. – S.1019–1030.
  5. Oborin M.S. Tekhnoparki kak usloviye razvitiye predprinimatel’stva regiona // Vestnik PNIPU. Sotsial’no-ekonomicheskiye nauki. 2021. № 2, S. 155-166.
  6. Tekhnoparki Rossii i Belarusi – 2022: yezhegodnyy obzor / I.Ye. Gusev, Ye.I. Kravchenko, M.A. Labudin, A.R. Novikova, M.S. Serogin, A.V., Sosnovskiy, A.V. Shpilenko; Redaktsionnaya kollegiya: A.N. Kozlovskiy, Ye.S. Postnikova, L.V. Danilov, A.V. Shpilenko; Assotsiatsiya klasterov, tekhnoparkov i OEZ Rossii.; Gosudarstvennyy komitet po nauke i tekhnologiyam Respubliki Belarus’. – Moskva: AKIT RF, 2022. – 113 s.
  7. Chistyakova O.V. Rol’ tekhnoparkov v razvitii innovatsionnoy infrastruktury regionov // Izvestiya IGEA. 2010. № 3(71), S. 103-106.
  8. Tekhnoparki Rossii i Belarusi – 2021: yezhegodnyy obzor / A.N. Andreyev, A.A. Belov, M.M. Bukharova, Ye.I. Kravchenko, M.A. Labudin, A.R. Novikova, M.S. Serogin, A.V. Sosnovskiy, V.A. Surov, A.V. Shpilenko; Redaktsionnaya kollegiya: D.B. Kravchenko, A.N. Kozlovskiy, O.A. Teterina, D.G. Tsukanov, A.V. Shpilenko; Assotsiatsiya klasterov, tekhnoparkov i OEZ Rossii.; Gosudarstvennyy komitet po nauke i tekhnologiyam Respubliki Belarus’. – Moskva: AKIT RF, 2021. – 125 s.
  9. Adamaytis S.A. Rol’ industrial’nykh parkov i tekhnoparkov v sotsial’no-ekonomicheskom razvitii rossiyskikh regionov // Regional’nyye issledovaniya. 2021. №2 (72), S. 86-96.
  10. Terebova S.V. Innovatsionnaya infrastruktura v regione: problemy i napravleniya razvitiya // Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2014. №6 (36), S. 199-212.
  11. Bunin I. Chem polezny tekhnoparki dlya razvitiya malogo biznesa? Rezhim dostupa: https://gr-news.ru/2023/09/27/chem-polezny-tehnoparki-dlya-razvitiya-malogo-biznesa/
  12. Bebeshko I.YU., Tikhonova M.V. Tekhnoparkovyye struktury kak element natsional’noy innovatsionnoy sistemy // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012. – № 3. Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6402.

Для цитирования: Эльдиева Т.М., Черствов А.А. Практика функционирования технопарков в регионе // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-19/

© Эльдиева Т.М., Черствов А.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.