Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.001.36

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10051 

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ С ДЕПРЕССИВНЫМ ТИПОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ 

PROGRAM-PURPOSE STIMULATION OF THE REGIONAL ENTREPRENEURSHIP SYSTEM IN SUBJECTS WITH DEPRESSIVE TYPE OF ECONOMIC DYNAMICS

Казаков Михаил Юрьевич, доктор экономических наук, научный сотрудник лаборатории пространственной экономики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород

Бабалян Эмин Борикович, старший преподаватель кафедры цифровой экономики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет, Россия, г. Майкоп

Моисеенко Жанна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный аграрный университет», Россия, п. Персиановский

Kazakov Mikhail Yurievich, stmajkl@yandex.ru, Doctor of Economic Sciences, Researcher, Laboratory of Spasial Economics, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Babalyan Emin Borikovich, e.babalyan@mail.ru, Senior Lecturer at the Department of Digital Economy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Adyghe State University, Russia, Maikop

Moiseenko Zhanna Nikolaevna, moi-zhanna2009yandex.ru, candidate of economic sciences, Associate Professor at the Department of Economics, Philosophy and Social Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Don State Agrarian University», Russia, Persianovskiy settlement

Аннотация. В статье с позиций концептуальных положений общей теории развития предпринимательства проведено теоретическое обоснование перспективной модели его поддержки и стимулирования на региональном уровне. Аргументировано, что в современных условиях экономической турбулентности сфера малого бизнеса является росто-формирующей для экономики регионов депрессивного типа. Предложено опережающее развития сектора малого предпринимательства осуществлять на программно-целевой основе, в соответствии с которой рекомендовано формировать региональную двухуровневую систему программно-целевого сопровождения процессов развития предпринимательства. В статье разработаны организационно-методические рекомендации по формированию региональных и муниципальных программ поддержки предпринимательской среды, описаны преимущества данного подхода. Изложенные идеи могут быть использованы для совершенствования подходов и механизмов активизации предпринимательской деятельности в проблемных и депрессивных регионах.   

Summary. In the article, from the standpoint of conceptual provisions of the general theory of entrepreneurship development, a theoretical substantiation of a promising model of its support and stimulation at the regional level is carried out. It is argued that in modern conditions of economic turbulence, the small business sphere is a growth-forming one for the economy of depressive regions. It is proposed to carry out the outstripping development of the small business sector on a program-targeted basis, in accordance with which it is recommended to form a regional two-level system of program-targeted support of business development processes. The article has developed organizational and methodological recommendations for the formation of regional and municipal programs to support the business environment, the advantages of this approach are described. The outlined ideas can be used to improve approaches and mechanisms for enhancing entrepreneurial activity in problematic and depressed regions.

Ключевые слова: экономика предпринимательства, бизнес, государственная поддержка, регион, депрессивность, программы поддержки.

Keywords: business economics, business, government support, region, depression, support programs.

Малое предпринимательство относится к внутрисистемным факторам оживления региональных экономических систем проблемного и депрессивного типа. Будучи по своей природе творческо-поисковым видом экономической деятельности, именно малое предпринимательство способно привнести на территорию своего функционирования преобразовательные возможности, обусловленные инновационным и креативным характером предпринимателя как носителя специфических личностных черт.

Предпринимательский сектор экономики и его самый распространенный и многочисленный сегмент – сфера малого предпринимательства – вне зависимости от экономической конъюнктуры, условий работы, экономического самочувствия потребителя, выполняет комплекс чрезвычайно значимых народнохозяйственных функций социально-экономического и общественно-психологического плана. Это и предоставление доступа к товарам, работам и услугам, формирование локального рынка труда и отраслевых рынков материальной и нематериальной продукции, решение проблем занятости и самозанятости населения, формирование уверенности в завтрашнем дне, выполнение роли налогового и административного агента, исполнителя всевозможных государственных программ и проектов, связанных с поддержкой экономики.

Региональная система предпринимательства в субъектах России в настоящее время переживает не самые благоприятные времена, обусловленные общим закреплением комплекса неблагоприятных явлений и процессов в сфере социально-экономической действительности: падение потребительской активности населения, снижение реальных располагаемых доходов, смена модели экономического поведения, увеличение доли кредитной нагрузки, снижение источников доходов  [1, с. 79].

В регионах депрессивного типа, которые так или иначе являются для малого предпринимательства полигоном его деятельности, ситуация осложняется тем обстоятельством, что несмотря на однозначно созидательный характер деятельности предпринимательских структур для экономической системы депрессивного типа, её инерционно-накопленные факторы и условия серьезным образом ограничивают развития предпринимательских структур и всего мелкотоварного и услугового сектора экономики.

Данное обстоятельство также подкрепляется комплексом взаимно-усиливающих обстоятельств, которые имманентны региону депрессивного типа, а именно: во-первых, слабая бюджетная составляющая экономической системы региона не позволяет оказывать расширенную поддержку предпринимательских  инициатив, что, в свою очередь, ведет к увеличению «выпадающего» или недополученного ВРП; во-вторых, экономическая система депрессивного типа выглядит малопривлекательно для инвестиций сторонних интересантов, что ведет к ограничению притока внешних ресурсов и архаизации и упрощению уровня конкуренции на рынке внутреннем, что неблагоприятно для предпринимательских инициатив; в-третьих, в экономической системе депрессивного типа архаична по своей природе инновационная составляющая, которая является «питательной средой» для возникновения, продуцирования, генерации и имплантации предпринимательских идей, следовательно обнаруживается эндогенный лимитирующий барьер, приводящий к самоограничению в развитии региональной системы предпринимательства.

Эти причины, как отмечают ученые и специалисты, системно-инерционного плана, реформационно-накопленного генеза и смешанной этиологии ведут к естественному ограничению развития предпринимательского сектора экономики, сворачиванию деятельности уже функционирующих бизнес-структур, ограничивая их новые формы [2, с. 32; 3, с. 90]. В связи с этим целью данной статьи будет являться концептуальное обоснование механизма активизации и стимулирования предпринимательской деятельности в региональной экономической системе депрессивного типа, которая рассматривает бизнес в качестве одного из немногих «драйверов» своего оздоровления.

Существующие на сегодняшний день и активно задействованные в практике государственной поддержке предпринимательского сектора экономике подходы, методы и модели стимулирования бизнес-деятельности можно разделить на три большие категории:

  • прямая и опосредованная финансовая поддержка, оказываемая в рамках деятельности государственных, квазигосударственных и частных финансово-кредитных институтов;
  • косвенная нефинансовая поддержка, состоящая в предоставлении имущественных ресурсов, консультационно-информационных услуг и разъяснительной работы с субъектами предпринимательства [4, с. 49];
  • поддержка, оказываемая в рамках специфических видов деятельности, направленной на формирование отраслевых рынков опережающего лидерства – национальная технологическая инициатива.

Наиболее распространенным механизмом доведения стимулирующего действия до сферы малого предпринимательства в регионах являются региональные программы поддержки. Они позволяют системно и комплексно воздействовать на «проблемные» точки регулируемой сферы, проводить адресную корректировку институциональной, организационно-методической и финансово-имущественной среды деятельности малых предприятий [5, с. 35].

В то же время программные инструменты поддержки имеют общеизвестные недостатки, которые проистекают из самой сути программно-целевого подхода. Применительно к стимулированию развития малого предпринимательства недостатки программно-целевого подхода выражаются в низкой степени гибкости и адаптивности предлагаемых направлений и мероприятий поддержки реальным запросам и потребностям бизнеса.

В качестве решения проблемы низкой актуальности программных средств поддержки бизнеса и востребованности предлагаемых направлений поддержки с его стороны нами предлагается комплексное решение, состоящее в следующем: на региональном уровне разрабатывается «рамочная» программа поддержки предпринимательской среды в субъекте, которая предполагает формирование подпрограмм в каждом отдельном муниципальном районе/округе, в рамках которых органы местного самоуправления учитывают природно-ресурсный потенциал, территориально-отраслевые и социально-экономические особенности и специфику ведения бизнеса. Это позволяет на адресной, индивидуализированной основе подойти к управляющему воздействию на сектор малого предпринимательства. Формируемая таким образом система «регион-муниципальные образования» обеспечивает на вышестоящем уровне воздействие на внешнюю среду бизнеса, а на нижестоящем – непосредственно на его структуры, что соответствует замыслу системного подхода. Разъясним наше предложение более подробно с организационно-методических позиций.

На региональном уровне уполномоченные структуры проводят мониторинг и диагностику параметров развития общей предпринимательской среды в субъекте: оценивается развитость и достаточность имеющегося многообразие институтов и инфраструктуры поддержки и развития бизнеса. Далее формируются блоки программных мероприятий по отобранным проблемно-тематическим рубрикам [6, с. 75], актуальность и своевременность работы над которыми определяется научным и бизнес-сообществом в рамках стратегических сессий.

В общем виде порядок разработки региональной программы поддержки предпринимательской среды, представляющей собой первое звено системы программно-целевого сопровождения стимулирования бизнес-инициатив представлен в таблице 1.

Второе звено предлагаемой нами системы программно-целевого сопровождения поддержки предпринимательства по нашему замыслу должно быть представлено муниципальными программами стимулирования конкретных бизнес-инициатив с учетом природно-ресурсного потенциала, территориально-отраслевых и социально-экономических особенностей и специфики ведения бизнеса непосредственно «на местах» [7, с. 118-120].

При этом адресная поддержка самих предпринимателей осуществляется посредством реализации подпрограммных проектов точечной направленности, которые выполняются на принципах актуальности, учета отраслевой специфики, социально-экономической значимости, приоритетности и потребительской востребованности местным сообществом. «Проектный портфель» формируется органами местного самоуправления на основе заявок местных предпринимательских структур и совместной проработки перспективных бизнес-инициатив.    

В общем виде порядок разработки муниципальных программ поддержки предпринимательских инициатив, представляющих собой второе звено системы программно-целевого сопровождения стимулирования предпринимательства в регионе представлен в таблице 2.

В качестве содержательного отличия муниципальных программно-проектных разработок применительно к поддержке предпринимательской деятельности нами предлагается использовать акселерационную траекторию «выращивания» бизнес-структур [2] исходя из трека «самозанятые – субъекты малого предпринимательства – субъекты среднего предпринимательства» по приоритетным отраслям перспективных рынков продукции Национальной технологической инициативы (НТИ). Для Республики Адыгея это могут быть бизнес-проекты, связанные с рынком Food-Net: здоровое и персонализированное питание, а также готовые нутриенты, готовое питание и компоненты для лечебно-терапевтических и профилактических целей.

Абсолютные преимущества предлагаемой двухзвенной модели региональной системы программно-целевого сопровождения предпринимательской деятельности в отличие от использующихся в настоящее время [8,9,10] состоят в следующем:

  • системное воздействие на предпринимательскую сферу в регионе за счет синхронного оказания воздействия на внешнюю среду его функционирования и непосредственно сами объекты предпринимательской деятельности;
  • адресное воздействие на предпринимательские структуры на основе более полного учета природно-ресурсного потенциала, территориально-отраслевых и социально-экономических особенностей и специфики ведения бизнеса;
  • возможности гибкого маневрирования имеющимися ограниченными ресурсами региональных и муниципальных регуляторов в условиях сокращающейся бюджетной базы.

Построенная на предложенной концептуально-методической основе система программно-целевого сопровождения процессов развития предпринимательства позволит, по нашему мнению, проводить системные преобразования в экономической сфере проблемных и депрессивных регионов с кумулятивными синергетическими эффектами при минимальных экономических и временных издержках. 

Литература

  1. Оганесян Л.Л. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства / Л.Л. Оганесян, Н.Ю, Дольников // Естественно-гуманитарные исследования. – 2018. – №22. – С. 78-82.
  2. Краева С.А. К вопросу о развитии региональных акселерационных программ в России // Вектор экономики. – 2019. – №8. – С. 32.
  3. Загоруйко Д.Л. Региональная поддержка малого предпринимательства в России: успешные практики // Вестник академии знаний. – 2020. – №1. – С. 87-93.
  4. Малышева О.Л. Семейный бизнес как фактор устойчивого развития России: традиция и современные вызовы // Управление устойчивым развитием. – 2017. – №1. – С. 49-56.
  5. Казаков М.Ю. Особенности взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2008. – №2-1. – С. 34-41.
  6. Карамушко Г.В. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства республики Адыгея в предкризисный период // Новые технологии. – 2015. – №1. – С. 74-82.
  7. Липилина А.И. Современное положение малого бизнеса в России // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №4. – С. 117-121.
  8. Чеканова И.Ю. Малое и среднее предпринимательство России: направления развития и сдерживающие барьеры // Стратегии бизнеса. – 2019. – №8. – С. 11-16.
  9. Романишина Т.Т. Механизмы, программы и система поддержки предпринимательства в регионе // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – №1. – С. 98-101.
  10. Доброжинская А.А. Проблемы развития малого бизнеса в современной России / А.А. Доброжинская, О.Ю. Ермоловская // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2019. – Т.9. – №3. – С. 20-27.