Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.1:338.49

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10050 

СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ДЕФИЦИТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНОВ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ

SOCIAL-INFRASTRUCTURAL DEFICITS IN THE ECONOMIC SPACE OF THE REGIONS: EXPERIENCE OF RESEARCH AND WAYS OF ELIMINATION

Казаков Михаил Юрьевич, доктор экономических наук, научный сотрудник лаборатории пространственной экономики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород

Гурфель Лана Исааковна, соискатель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород

Моисеенко Жанна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный аграрный университет», Россия, п. Персиановский

Kazakov Mikhail Yurievich, stmajkl@yandex.ru, Doctor of Economic Sciences,

Researcher, Laboratory of Spatial Economics, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Gurfel Lana Isaakovna, gurfel@mail.ru, applicant, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Moiseenko Zhanna Nikolaevna, moi-zhanna2009yandex.ru, candidate of economic sciences, Associate Professor at the Department of Economics, Philosophy and Social Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Don State Agrarian University», Russia, Persianovskiy settlement 

Аннотация. Статья посвящена формированию контуров современной концептуальной модели и механизмов развития социальной инфраструктуры в региональных социально-экономических системах. Показано, что эволюционный период её развития сопряжен с накоплением дефицитов в обеспечении объектами и услугами социальной инфраструктуры поселений. Систематизированы научные подходы, доминирующие в исследовательской среде в различные периоды эволюции инфраструктурного обеспечения региональных социально-экономических систем России. Обоснованы концептуальные положения, формирующие элементы научно-обоснованной платформы перспективного развития сферы социальной инфраструктуры. Статья может быть полезна научно-исследовательским коллективам и отдельным исследователям, занимающимся вопросами инфраструктурного обеспечения региональной и пространственной экономики. 

Summary. The article is devoted to the formation of the contours of the modern conceptual model and mechanisms for the development of social infrastructure in regional socio-economic systems. It is shown that the evolutionary period of its development is associated with the accumulation of deficits in the provision of facilities and services to the social infrastructure of settlements. The scientific approaches that dominate in the research environment at different periods of the evolution of the infrastructural support of the regional socio-economic systems of Russia are systematized. The conceptual provisions that form the elements of a scientifically grounded platform for the future development of the social infrastructure are substantiated. The article can be useful to research teams and individual researchers dealing with the issues of infrastructural support of the regional and spatial economy. 

Ключевые слова: экономика, региональная экономика, экономическое пространство, социально-экономические системы, социальная инфраструктура, инфраструктурные дефициты, периодизация, исследовательский опыт.

Keywords: economy, regional economy, economic space, socio-economic systems, social infrastructure, infrastructure deficits, periodization, research experience. 

В современном мире социальная инфраструктура является неотъемлемым атрибутом качественного жизнеобеспечения населения. Её деятельность целенаправлена на удовлетворение базовых жизненных потребностей населения как ключевых экономических агентов социально-экономического континуума территорий. От степени развитости общей сферы социальной инфраструктуры зависит привлекательность локалитетов для потоков внешней миграции и закрепления жителей в их границах [1, c. 395], что обеспечивает «витальность» местности и возможность планирования её долгосрочного развития.

Длительный период общественно-экономических преобразований трансформировал роль и значение различных отраслей социальной инфраструктуры. Часть из отраслей социально-инфраструктурной направленности прекратила свое существование, другая часть – трансформировала свою структуру и функциональные особенности, адаптировавшись таким образом к изменившимся рыночно-конъюнктурным условиям [2, c. 162]. Также за последнее десятилетие были сформированы принципиально новые объекты социальной инфраструктуры с полифункциональным назначением.

Социальная инфраструктура как неотъемлемый компонент механизма функционирования региональных социально-экономических систем представляет собой разветвленную архитектонику локализованных в экономическом пространстве объектов социально-инфраструктурного типа, по содержательному признаку дифференцированных на ряд отраслевых составляющих. Данное членение условное и позволяет проводить теоретические исследования социальной инфраструктуры в таксономической аспектации.

Современная социальная инфраструктура характеризуется неоднозначностью оценок её функционирования и многоплановостью исследовательских подходов к изучению сущностных характеристик [3, c. 64]. Подобная разноплановость обуславливается прохождением сложных и противоречивых этапов в развитии института социально-инфраструктурного обеспечения. Период 90-х и 2000-х годов характеризовался тотальным реформированием сферы социально-инфраструктурных услуг, что повлекло за собой изменение исследовательских подходов и концептуально-содержательной «канвы» в отношении системной диагностики проблем развития объектов, принципов, функций, задач и особенностей деятельности сферы социальной инфраструктуры. В этой связи целью настоящей статьи будет являться систематизация научных взглядов и подходов, превалирующих в исследовательской плоскости при рассмотрении процессов развития региональной социальной инфраструктуры в различные этапы её эволюции, а также экспликация имеющихся в субъектах социально-инфраструктурных дефицитов с последующим обоснованием концептуальных направлений их устранения.

Период 1990-х годов характеризовался нарушениями общественных устоев и демонтажем устоявшихся механизмов хозяйствования и социального обслуживания. Естественным образом реформированию, трансформации была подвергнута и сфера социальной инфраструктуры к началу реформационного периода состоящая в большинстве регионов из:

  • подсистемы здравоохранения и профилактики здоровья;
  • подсистемы образования (дошкольное, среднее, средне-специальное);
  • подсистемы социального обслуживания населения [4, c. 178-180];
  • подсистемы поддержания общественной безопасности и правопорядка;
  • подсистемы гостиничного хозяйства и размещения;
  • подсистемы бытового обслуживания (парикмахерские, ателье, ремонт бытовой техники и т.д.);
  • подсистемы общественного питания;
  • подсистемы торгового обслуживания социально-уязвимых групп населения;
  • подсистемы библиотечной и музейной сети;
  • ритуальных подсистем.

В этот период ключевым моментом можно считать нормативное закрепление институционального статуса частной собственности на объекты социально-инфраструктурного назначения. Наряду с государственным статусом объектов сферы социальной инфраструктуры стали функционировать частно-собственнические предприятия социально-инфраструктурного обслуживания. На этом этапе уже обозначились значительные социально-инфраструктурные дефициты: закрытие объектов социально-бытового обслуживания, предоставляющие «узкие» специализированные услуги, демонтаж централизованной системы быткомбинатов повлиял на «вымывание» демографических ресурсов в сельской местности в пользу городских населенных пунктов. Именно на этом этапе были укреплены условия и предпосылки для ускорения социально-экономической дифференциации между городскими сельскими поселениями и тем более агломерациями [5, c. 3].

Второй укрупненный период в эволюционном развитии региональной сферы социальной инфраструктуры можно условно обозначить с начала 2000-х годов. Его можно охарактеризовать как инвестиционно-трансформационный с ярко выраженными тенденциями к преобразованию сферы социальной инфраструктуры. Практически прекратил существование уклад, характеризующий формирование и функционирование сферы социально-инфраструктурного обеспечения планового периода, а ему на смену полностью пришел рыночный тип хозяйствования [6, c. 55-57]. Оставшиеся объекты социально-инфраструктурного значения стали объектом государственной поддержки и стимулирования, получив возможность участия и включения в разнообразные федеральные, региональные и местные программы, грантовые конкурсы и национальные проекты. Период инвестиционного роста инкрементировал в сферу социальной инфраструктуры значительные бюджетные ресурсы, а также обеспеченные государственными гарантиями объемы кредитной поддержки. Был проведен демонтаж устаревших морально и функционально объектов, изменились принципы их работы, прежде всего, за счет ориентации на коммерческий расчет.

В то же время дефициты в сфере социальной инфраструктуры не только не уменьшились, но приобрели качественно иные черты, а именно:

  • проявилась дифференциация по качеству предоставляемых услуг;
  • более явными стали сельско-городские градиенты в доступности и качестве услуг объектов социальной инфраструктуры – городская местность обладала более развитым предложением и атрибутивными характеристиками, что еще более усилило социально-экономическую дифференциацию;
  • отмечается практически полный уход объектов социальной инфраструктуры из малых и сверхмалых населенных пунктов, чем обусловлена социальная депривация обширных территорий и т.д.        

Во многом административно-управленческой реакцией на усиливающиеся социально-инфраструктурные дефициты в региональных социально-экономических системах следует рассматривать формирование новых институционально-инфраструктурных объектов, что характеризует второе десятилетие 21 века. В этот период социально-инфраструктурные преобразования проводились уже на комплексной основе и предусматривали открытие мультифункциональных центров социально-бытового обслуживания, использование различных форм частно-государственного партнерства, цифровизацию порядка предоставления социальных услуг для населения.

Для глубинных внецентральных территорий данный период стал относительно благоприятным, т.к. благодаря инициированным преобразованиям стало возможно компенсировать «выпадавшие» за предыдущие два десятилетия социально-инфраструктурные блага. В то же время подсистемы социальной инфраструктуры подошли к преобразовательному и функциональному пределу существующей модели инфраструктуризации, эксплуатирующейся в системе регионального развития [6, c. 55]. Это формирует комплекс дефицитарных состояний, сопряженных с устаревшим форматом организации некоторых видов услуг, запаздыванием технологических инноваций в процесс функционирования объектов социальной инфраструктуры, консервативным типом содержания сферы социально-бытового обслуживания, особенно в территориях сельского типа.   На доступность и качество услуг социально-инфраструктурной сферы региональной экономики также повлияли процессы инноватизации, цифровизации и перехода к признакам шестого технологического уклада. Все это указывает на то обстоятельство, что следующее десятилетие сложных социально-экономических преобразований потребует выработки адекватной человеко-центристской платформы инфраструктурного насыщения региональных социально-экономических систем. Её задачей будет являться преодоление аккумулированных инфраструктурных дефицитов за предыдущие более чем три десятилетия (таблица 1).

Каковы идейные «контуры» предполагаемой концептуальной платформы преодоления накопленных и современных инфраструктурных дефицитов в сфере социально-инфраструктурного обеспечения региональных социально-экономических систем?

Во-первых, требуется проведение комплекса инвентаризационных работ по составлению мастер-плана обеспеченности территорий объектами социальной инфраструктуры, что позволяет в наглядно-каталогизированном виде представить территориальные «белые пятна» в обеспечении услугами сферы социально-инфраструктурной направленности.

Во-вторых, требуется подготовка регионального плана насыщения мультифункциональными объектами территорий региона, согласованного с местными сообществами в лице органов местного самоуправления, в котором будут регламентированы по срокам создание недостающих структур социально-инфраструктурного обслуживания или их экспедиционный транзит в территории на вахтовых принципах.

В-третьих, следует опережающее внимание уделить темпам цифровизации сферы предоставления социально-инфраструктурных услуг для населения, что может быть дополнительным фактором для создания сектора межтерриториальной негосударственной социальной инфраструктуры и позволит решить проблемы социально-инфраструктурных дефицитов там, где у государства недостаточно ресурсов [7, c. 75, 77].

В-четвертых, требуется проработка вопроса обеспечения соответствия наличия, доступности, достаточности, стоимости и качества услуг объектов социально-инфраструктурного функционирования в программах и проектах регионального социально-экономического развития. Этот аспект предполагает разработку и реализацию локальных проектов в сфере инфраструктурного насыщения муниципальных округов, в том числе с привлечением потенциала механизмов частно-муниципального взаимодействия [8, c. 125].

Решение проблемы социальной инфраструктуры требует систематических, комплексных мероприятий, которые должны носить программно-стратегический характер. При всей трансформации общественно-формационных основ социальная инфраструктура остается системообразующим элементом региональной экономики, определяя её привлекательность для экономических агентов, что определяет дальнейшую научно-практическую разработку связанной с ней научной проблематики.

Литература

  1. Бородатова Л.Ю. Формирование и развитие социальной инфраструктуры в экономическом пространстве: структурно-функциональный анализ / Л.Ю. Бородатова, Л.Л. Тонышева // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №1. – С. 394-399.
  2. Сафиуллин М.А. Развитие социальной инфраструктуры сельских поселений в рамках реализации муниципально-частного партнерства / М.А. Сафиуллин, Л.М. Кашфуллин, С.К. Ешугова // Казанский экономический вестник. – 2015. – №3. – С. 161-167.
  3. Намханова М.В. Развитие социальной инфраструктуры: использование проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг / М.В. Намханова, А.С. Каркавина // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – №2. – С. 63-68.
  4. Абдулкабатова Л.Г. Стратегическое развитие социальной инфраструктуры региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – №12. – С. 177-183.
  5. Евсеева О.А. Формирование и развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований // Траектория науки. – 2016. – Т.2 – №6. – С. 3.
  6. Сурнина Н.М. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры региона: сущностный, институциональный и информационный аспекты / Н.М. Сурнина, А.А. Илюхин, С.В. Илюхина // Известия УРГЭУ. – 2016. – №5. – С. 54-65.
  7. Угольникова О.Д. Развитие инженерной и социальной инфраструктуры на основе стратегии государственно-частного партнерства // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2017. – №1. – С. 74-89.
  8. Егорова М.С. Факторы, влияющие на развитие социальной инфраструктуры // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №6. – С. 121-126.