Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 339.54.012+338.001.36

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10052

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ

ENVIRONMENTAL TERRITORY ORGANIZATION

Емельянова Тамара Алексеевна, заслуженный землеустроитель России, доктор экономических наук, профессор кафедры землеустройства ФГБОУ ВО Государственного университета по землеустройству. ( 105064 Россия, Москва, ул. Казакова, д. 15 ), 9080485@live.ru

Новиков Дмитрий Витальевич, доктор экономических наук, доцент кафедры землеустройства ФГБОУ ВО Государственного университета по земле­устройству. ( 105064 Россия, Москва, ул. Казакова, д. 15 ), 9080485@live.ru

Emelyanova Tamara Alekseevna, Honored Land Surveyor of Russia, Doctor of Economics, Professor of the Land Management Department of FSBEI State University of Land Use Planning. (105064 Russia, Moscow, Kazakova st., 15), 9080485@live.ru 

Novikov Dmitry Vitalievich, Doctor of Economics, Associate Professor of the Land Management Department of FSBEI State University of Land Use Planning. (105064 Russia, Moscow, Kazakova st., 15), 9080485@live.ru

Аннотация. Статья рассказывает о проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. И необходимости разработки механизма защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота.

Три четверти земель сельскохозяйственного назначения находятся в состоянии экологической и мелиоративной неустроенности. Поэтому дальнейшее развитие правовой базы должно идти в направлении разработки правового механизма управления охраной земель и должен быть установлен план финансирования работ по сохранению и воспроизводству плодородия почв. В связи с этим и были разработаны организационные меры.

Summary. The article tells about the implementation of measures for the restoration, conservation and recultivation of disturbed lands, protection of lands from erosion, mudflows, flooding, waterlogging, secondary salinization, desiccation, compaction, pollution with production and consumption waste, radioactive and chemical substances, contamination and other negative impacts. The authors underline an importance of development a mechanism to protect agricultural land from improper use.

 Three quarters of agricultural land is in environmental and reclamation disorder. Therefore, further development of the legal framework should be directed on creation of a legal mechanism for managing land protection, including financial support aimed for preservation and reproduction of soil fertility. This paper contains a discussion about necessary organizational measures.

Ключевые слова: схема использования земель, консолидация, землеустроительное обеспечение, освоение, улучшение, оценка качества земель, мероприятия, факторы.

Keywords: land use scheme, consolidation, land management support, development, improvement, land quality assessment, measures, factors.

Введение. Согласно Федерального закона «О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

  • изменения границ объектов землеустройства;
  • выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Основными документами, обеспечивающими реализацию данных вопросов на долговременную перспективу, являются целевые программы на федеральном уровне, уровне субъекта Федерации и муниципальном уровне.

Целевые программы землеустройства должны включать единую технологическую последовательность, основанную на следующих направлениях:

  • комплекс работ по изучению состояния земель сельскохозяйственного назначения их инвентаризация;
  • составление реестра особо ценных сельскохозяйственных земель Российской Федерации;
  • составление схем землеустройства различных уровней (схем землеустройства территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), которые, кроме основных разделов, должны включать Схемы использования земель сельскохозяйственного назначения, в которых необходимо разработать следующие основные разделы:
  1. Проекты консолидации земель, принадлежащих владельцам земельных долей;
  2. Мероприятия по освоению и улучшению сельскохозяйственных угодий;
  3. Мероприятия по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
  4. Предложений по выводу земель из сельскохозяйственного использования;
  5. Проекты зонирования межселенных территорий.

Имея Целевые программы землеустройства, утвержденные на всех уровнях управления земельными ресурсами, мы получим основу организации проведения конкретных землеустроительных работ в стране.

Изучение земель сельскохозяйственного использования необходимо начинать с инвентаризации земель, материалы которой  являются основой для разработки конкретных мероприятий направленных на улучшение и освоение сельскохозяйственных угодий.

Составление реестра особо ценных сельскохозяйственных земель Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации разработан и утвержден План мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р.), в котором указано на необходимость разработки механизма защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота. Основным звеном этого механизма предлагается считать «выделение в отдельную территориальную зону особо ценных сельскохозяйственных земель с установлением критериев отнесения к таким землям» [ 6 ].

Схемы использования земель сельскохозяйственного назначения наиболее целесообразно  разрабатывать на основе или в составе схем землеустройства территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а при их отсутствии, в качестве самостоятельного землеустроительного документа.

Принимая во внимание, результаты инвентаризации предоставляются в цифровом виде и содержат текстовую и графическую части, а материалы инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения являются основой для разработки конкретных мероприятий землеустройства, то разработку Схемы использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо начать с проекта консолидации земель, принадлежащих владельцам земельных долей.

Проект консолидации земель, принадлежащих владельцам земельных долей и других земельных участков, находящихся на различном праве, представляет собой предложения по целесообразному перераспределению земельных участков, вместе с широким набором мер по активизации развития сельских территорий. Это способствует возрождению сельских поселений, поддержке переработки сельскохозяйственной продукции на месте её производства, строительству сельских дорог, строительству и улучшению гидромелиоративных систем, проведению противоэрозионных мероприятий и мероприятий по охране и улучшению условий окружающей среды, включая создание природных заповедников, развитию специальной  инфраструктуры и иных мероприятий. Важными элементами этих действий в сложившихся современных условиях сельскохозяйственного землепользования, имеющими социальное и экономическое значение, является актуализация и выделение на местности земельных участков в счет земельных долей. С помощью данного механизма, можно решить проблему перехода от условных долей к многоукладному сельскохозяйственному землепользованию, от учета условных структур земельных участков — к конкретным.

Под особой ценностью земель понимается их полезность, пригодность для использования под пашню и кормовые угодья, а не их рыночная или кадастровая стоимость, не рыночная цена. Выделение особо ценных сельскохозяйственных земель включает: выявление таких земель, определение местоположения (размещения) земель на картографическом материале установленного масштаба и расчеты их площадей, а на завершающем этапе работ – их юридическое закрепление. При этом границами особо ценных земель предлагается считать границы почвенных разновидностей или групп почв, относимых к особо ценным землям.

Важным моментом формирования системы охраны особо ценных земель является разработка регламентов их рационального использования, защиты от перевода в иные виды пользования, порчи, загрязнения, эрозионных и прочих негативных процессов, что обеспечит их сбережение как национального богатства для ныне живущего и будущих поколений граждан России.

Предлагаемый механизм выделения особо ценных сельскохозяйственных земель позволит включить их в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, или ограничивается с выполнением работ по определению местоположения границ таких земель и включением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Для обеспечения полноты сведений особо ценные земли предлагается выделять не только в составе земель сельскохозяйственного назначения, но и в составе земель иных категорий или территориальных зон.

Критерием отнесения земель к особо ценным предлагаем считать продуктивность и пригодность для использования в сельском хозяйстве. Показателем, одновременно характеризующим продуктивность и пригодность земель для сельскохозяйственного использования, является класс качества земель, рассчитанный на основе комплексного показателя — «зернового эквивалента».

К особо ценным землям предлагаем относить земельные участки следующих видов использования:

  • сельскохозяйственные угодья, характеризующиеся наибольшей пригодностью для использования в сельском хозяйстве;
  • земельные участки, используемые для селекции, семеноводства, сортоиспытаний, племенного животноводства, аквакультуры, размещения коллекций генетических ресурсов растений;
  • мелиорированные сельскохозяйственные угодья, а также земельные участки, занятые мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  • земельные участки, используемые для научно-исследовательских, опытно-учебных целей, связанных с сельскохозяйственным производством;
  • уникальные сельскохозяйственные земли, свойства которых соответствуют уникальным условиям выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и ягодников.

Следующим этапом должна стать разработка схем землеустройства различных уровней.

Мероприятия по освоению и улучшению сельскохозяйственных угодий.

Решение задачи вовлечения в активное использование земель сельскохозяйственного назначения требует комплекса эффективных мер по стимулированию целевого и рационального использования сельскохозяйственных земель, которые выражаются в следующих аспектах: правовое обеспечение; экономический механизм; технологический процесс (землеустроительные мероприятия).

Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению сельскохозяйственных угодий заключается в проведении комплекса землеустроительных работ. Он включает три этапа. Первый этап заключается в необходимости выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению сельскохозяйственных угодий, осуществляемый в процессе инвентаризации земель, указанных выше.

На втором этапе с учетом данных инвентаризации земель должна проводиться оценка их качества, в процессе которой определяется комплексная характеристика земель по уровню их плодородия, развития процессов эрозии, засоления, избыточного увлажнения, каменистости и др.
На основании данных инвентаризации земель и анализа их качества производится составление планов очередности составления рабочих проектов и производства работ.

Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения должна обеспечивать решение вопросов по совершенствованию территориальной организации сельскохозяйственного производства и специализации сельскохозяйственных организаций их кооперации и интеграции с предприятиями перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, предприятиями сервисного обслуживания, а также по рациональному использованию и воспроизводству плодородия почв сельскохозяйственных угодий с учетом места и роли агропромышленного комплекса в экономике Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, перспектив его развития, конъюнктуры рынка, развития межхозяйственных связей и кооперации, развития связей по экспорту сельскохозяйственной продукции и продукции её переработки.

В схеме должны быть решены следующие основные вопросы:

1) создание цифровых моделей распределения земель их рационального использования и охраны;

2) выявление неиспользуемых, нерационально используемых, или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков;

3) оптимизация состава и соотношения угодий, выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, мелиораций и улучшений, включения земель в фонд перераспределения для сельскохозяйственного производства и установление очередности включения их в сельскохозяйственный оборот;

4) уточнение границ земель особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, на которых допускается их частичное хозяйственное использование;

5) выделение земель с разными режимами использования и обремененных правами иных лиц;

6) уточнение границ земель поселений, а также анализ состояния и использования земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности;

7) обоснование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, определение потребности в земельных участках для предоставления их гражданам им юридическим лицам для различных целей;

8) перераспределение земель сельскохозяйственного назначения с целью устранения недостатков в размещении существующих землевладений и землепользований (чересполосица, вклинивание, вкрапление, дальноземелье и др.), создание новых и упорядочивание существующих сельскохозяйственных предприятий с учетом перспектив их развития и усовершенствования территориального размещения отраслей сельского хозяйства, иных отраслей агропромышленного комплекса и их кооперирования;

9) размещение объектов инженерной , производственной и социальной инфраструктуры , в том числе хозяйственных и производственных центров, дорожной сети и иных коммуникаций;

10) разработка предложений по совершенствованию специализации и уточнение объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом предусматриваемого распределения земель;

11) разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, повышению плодородия почв, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными веществами, по улучшению природных ландшафтов;

12) определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации предусмотренных мероприятий, разработка предложений по финансированию и осуществлению мер, предусмотренных схемой землеустройства;

13) подготовка информации, показателей и нормативов по регулированию рыночных земельных отношений;

14) расчеты технико-экономических показателей, экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий, намеченных в схеме.

При решении указанных задач на основе материалов территориального планирования, в схеме уточняются существующие и определяются проектные границы, местоположение и площади земель:

  • муниципальных образований в границах субъекта Российской Федерации;
  • границ населенных пунктов;
  • земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного, водного фондов;
  • земель запаса, а также земель, включенных в резерв земель для государственных и муниципальных нужд.

Мероприятия, которые предусматриваются схемой, должны обеспечивать наиболее полное и рациональное использование земель в соответствии с их:

  • агроэкологическими качествами;
  • снижением уровня негативного влияния на землю;
  • формирование рациональной территориальной организации производства;
  • строгий режим экономии земель сельскохозяйственного назначения при изъятии их для развития отраслей промышленности, энергетики, связи, транспорта, иного специального назначения, развития мелких и средних населенных пунктов и иных государственных и муниципальных нужд.

Оценка качества земель сельскохозяйственного назначения основывается на особенностях климата, свойствах почв, рельефа, естественной растительности. Данная информация содержится в материалах почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, а также в иных источниках, получаемых в результате землеустроительных работ по изучению состояния использования земель. Результат оценки должен выявить пригодность земель для использования под различные виды сельскохозяйственных угодий, возможность возделывания различных сельскохозяйственных культур, установить потенциальную их урожайность, продуктивность кормовых угодий; уровень затрат на их возделывание и уборку, а также на поддержание плодородия почв.

На сегодня в стране существуют четыре показателя оценки качества земель: балл бонитета; коэффициент почвенного плодородия, зерновой эквивалент. Расчет балла бонитета основывался на почвенных обследованиях, которые масштабно проводились в конце прошлого столетия, а, следовательно, не актуальны. Коэффициент почвенного плодородия рассчитывается по данным агрохимических служб, но обследования проводятся выборочно по заказу собственников земель. Наиболее приемлемый, на наш взгляд, зерновой эквивалент, который включает в себя расчет урожайности зерновых культур на эталон затрат на их возделывание и равняется величине чистого дохода всех оцениваемых сельскохозяйственных культур.

В результате расчета зернового эквивалента проводится зонирование территории, являющееся в свою очередь частью работ по классификации земель по пригодности для использования в сельском хозяйстве.

Третий этап включает совокупность землеустроительных работ, состоящих из разработки схем землеустройства муниципальных образований, проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, рабочих проектов и составление сельскохозяйственных регламентов, так и возможно проведение любого из них в каждом конкретном случае.

Мероприятия по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

В районах интенсивного проявления негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, где земли в значительной мере подвержены деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности, землеустроительные работы должны быть направлены на создание территориальных и иных условий использования сельскохозяйственных угодий способами, обеспечивающими сохранение экологической системы, способность земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной деятельности.

Для обеспечения выполнения указанных задач необходимо:

  • провести научно-исследовательские работы по определению режима  и условий землепользования на территориях с влиянием негативных процессов;
  • разработать научно-методические рекомендации по проведению специальных обследований с целью изучения и оценки, негативных процессов, определению причин, приводящих к деградации.

В районах интенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, где функционирование промышленных объектов приводит к тепловому, химическому и радиоактивному загрязнению ландшафтов и образованию на этой основе крупных центров промышленного загрязнения, вплоть до формирования так называемых «зон антропогенных пустынь», характеризующихся полным уничтожением растительного покрова или его непригодностью для использования в сельскохозяйственном производстве, землеустроительные работы должны быть направлены, в первую очередь, на установление границ земель, подверженных негативному техногенному воздействию, и разработку на этой основе, комплекса землеустроительных мероприятий, обеспечивающих безотлагательное проведение работ по предотвращению пагубных последствий негативных воздействий на землю.

Применение научно-методических рекомендаций, разработанных для каждого из случаев негативных воздействий, один из конструктивных выходов из сложившейся ситуации.       Предложения по выводу земель из сельскохозяйственного использования.

Основными факторами, определявшими тенденции изменения сельхозугодий в России в ХХ веке, являлись динамика численности сельского населения и природно-экологические условия регионов. Благоприятные природные условия ослабляют негативное влияние демографии на динамику площадей угодий, а неблагоприятные, наоборот, усиливают его. На севере европейской территории выделяются нечерноземные области, для которых было характерно сокращение площади сельскохозяйственных земель из-за неблагоприятных природных и демографических условий и развитие на них зональных лесных экосистем. На юге, наоборот, выделяются области, где происходит рост площади сельскохозяйственных земель. Промежуточное положение занимала полоса центральных (черноземных) областей, где изменения площади сельскохозяйственных земель в течение столетия были небольшими и их незначительные сокращения определялись, главным образом, расширением земель под застройкой и инфраструктурой.  В 1990-2000-е гг. произошел переход к рыночным отношениям, коренным образом изменился базис хозяйствования в стране, выдвинув на первый план экономические критерии целесообразности производства. Принципиально изменился социальный статус земель. Возникла многоукладность, появился земельный рынок. Происходит пересмотр законодательно закрепленных категорий земель. Изменилась внутренняя политика. Глубокий системный кризис стал причиной обвального сокращения сельскохозяйственных земель во всех субъектах Российской Федерации. Здесь необходимо отметить основу – экономические показатели спроса и предложения на продукцию сельскохозяйственного производства.

Так на севере европейской территории выделяются нечерноземные области, где их исконная специализация на производстве определенной продукции, по себестоимости выше, чем предлагается на продовольственном рынке. Сохранить стабильность производства сельскохозяйственной продукции в регионе нет возможности, есть возможность межрегионального планирования использования ресурсов. В противном случае необходимо разработать предложения по выводу земель из сельскохозяйственного использования с определением сроков и мероприятий по поддержанию и дальнейшему использованию данных земель в сельскохозяйственном производстве. Необходимо исследовать эти показатели по всем объектам Схемы использования земель сельскохозяйственного назначения.

Проекты зонирования межселенных территорий. При разработке проектов зонирования межселенных территорий особое внимание уделяется решению вопросов организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, с учетом их природно-ресурсного потенциала. Который складывается из сочетания плодородия почв, качества, рельефа и климата. В совокупности они определяют целесообразную структуру угодий и возделываемых сельскохозяйственных культур, отсюда, специализацию сельскохозяйственного производства, необходимость проведения работ по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, поддержания биоразнообразия и создание специальной инфраструктуры среды использования земель.

В современных условиях, когда ограничены возможности повышения продуктивности земель за счет применения удобрений, проведение мелиорации земель и внедрения высокого уровня механизации работ, значительно возрастает роль зонирования межселенных территорий и особенно сельскохозяйственных земель, осуществляемого на основе потенциальной продуктивности земель и их пригодности, для использования под различные виды угодий – пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища — выращивания определенных сельскохозяйственных культур.

Проекты зонирования межселенных территорий дают возможность более эффективно управлять земельными ресурсами, принимать решения по выделению и охране особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, разрабатывать программы по повышению рационального использования и охраны земель, мелиорации земель, определять наиболее выгодные места для вложение инвестиций в сельскохозяйственное производство. Зонирование также необходимо для решения конкретных задач при разработке землеустроительной документации, установлению кадастровой стоимости земли, арендной платы, объемов кредитования под залог земли и проведении других рыночных операций с землей.

Немаловажную роль в зонировании территории по природно-ресурсному потенциалу играет учет Регламентов использования земельных участков – нормы и правила по использованию и охране земельного участка, земельных участков, он должен включать:

Ограничения прав на земельный участок, земельные участки:

  • особые условия использования земельного участка, земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранение плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  • иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных земельным кодексом, федеральными законами.

Обременение прав на земельный участок – установление публичных сервитутов:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков, подъезда к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса и пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и установленном порядке;
  • временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Установление частного сервитута на земельный участок.

«Нормы и правила по использованию и охране земельного участка, земельных участков».

Нормы и правила по использованию и охране земельного участка, земельных участков должны включать мероприятия по:

  1. Увеличению интенсивности использования земель, в части ликвидации вкрапленных пятен переувлажненных мест, кустарников, мелколесья, солонцов, такыров и пр.;
  2. Улучшению угодий и защите почв от эрозии, засоления, заболачивания и разрушения;
  3. Охране вод рек и других водных источников от загрязнения (водоохранные зоны, прибрежные полосы);
  4. Защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, биогенного загрязнения и заражения бактериально-паразитическими вредителями и болезнями растений;
  5. Сохранение устойчивости ландшафтов;
  6. Рекультивации нарушенных земель.

Учет Норм и правил по использованию и охране земельного участка, земельных участков в проектах зонирования межселенных территорий осуществляется в порядке землеустройства и основывается на научных исследованиях, которые через данный порядок доводятся до каждой сельскохозяйственной организации, использующей на различном праве, свой участок или участки. Этот механизм за многие десятилетия подтвердил путь к внедрению в сельскохозяйственное производство современных технических средств и технологий в увязке с природными свойствами земельного участка, земельных участков и их охраной. 

Список использованной литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 07.04.2015 г. )
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации 29.12.2004 г. № 190-ФЗ ( ред. от 31.12.2017 г. )
  3. С.Н. Волков. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации научное обоснование основных направлений их регулирования в АПК / Материалы к докладу на заседании Президиума Российской академии наук 28 марта 2017 года. – М.: ГУЗ, 2017. – 72 с.
  4. Миндрин А.С., Лепке О.Б., Волков С.Н., Вершинин В.В., Лойко П.Ф., Спиридонов В.Ф. Землеустроительное обеспечение организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения // Рекомендации. Производственно-практическое издание – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009, – С.93-99.
  5. Д. В. Новиков, А. В. Новиков. Зонирование территорий и установление зон с особым режимом использования земель. Учебное пособие. М.: Неолит, 2017. – 322 с.
  6. План мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р.
  7. Управление проектами пространственного развития: Учебное пособие / Под общ. ред. акад. РАН Комова Н.В., проф. Цыпкина Ю.А., проф. Носова С.И.; отв. за выпуск проф. Ликефет А.Л. – М.: ИП Осьминина Е.О., 2020. – 540 с.