Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 712-027.541(470.345)

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_423

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

ANALYSIS OF THE REGIONAL EXPERIENCE OF THE COMPLEX CADASTRAL WORKS

Зарубин Олег Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, e-mail: oleg-zarubin@list.ru

Ларина Алена Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, e-mail: larina2705@yandex.ru

Егорова Карина Дмитриевна, ФГБОУ ВО «Научный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, e-mail: k_ieghorova@list.ru

Москалева Светлана Александровна, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой землеустройства и ландшафтного планирования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, e-mail: moskaleva-s-a@yandex.ru

Мучкаева Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры землеустройства и ландшафтного планирования ФГБОУ ВО «Научный исследовательский Мордовский государственный университет  им. Н.П. Огарёва», г. Саранск,            e-mail: tosyanya2013@mail.ru

Батырев Дмитрий Юрьевич, ФГБОУ ВО «Научный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, e-mail: av1536@mail.ru

Zarubin Oleg A., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Landscape Planning, Ogarev National Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: oleg-zarubin@list.ru

Larina Alyona V., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Landscape Planning, Ogarev National Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: larina2705@yandex.ru

Egorova Karina D., Ogarev Scientific Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: k_ieghorova@list.ru

Moskaleva Svetlana A., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, head of the Department of  Land Management and Landscape Planning, Ogarev National Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: moskaleva-s-a@yandex.ru

Muchkaeva Natalia S., lecturer of the Department of  Land Management and Landscape Planning, Ogarev National Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: tosyanya2013@mail.ru

Batyrev Dmitriy U., Ogarev Scientific Research Mordovian State University, Saransk, e-mail: av1536@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу регионального опыта проведения комплексных кадастровых работ в Российской Федерации в период 2017–2021 гг. На сегодняшний день комплексные кадастровые работы являются сравнительно новым инструментом наполнения и актуализации данных Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимого имущества, находящихся в пределах одного или нескольких кадастровых кварталов. Такой вид работ включает в себя уточнение границ земельных участков и местоположения объектов капитального строительства, исправление реестровых ошибок и ряд других операций. В работе проведен анализ некоторых показателей выполнения комплексных кадастровых работ и подготовки соответствующих карт-планов территории.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the regional experience of complex cadastral works in the Russian Federation in the period 2017–2021. To date, complex cadastral works are a relatively new tool for filling and updating the data of the Unified State Register of Real Estate on real estate objects located within one or more cadastral quarters. This type of work includes clarifying the boundaries of land plots and the location of capital construction projects, correcting registry errors and a number of other operations. The paper analyzes some indicators of the implementation of complex cadastral works and the preparation of appropriate maps-plans of the territory.

Ключевые слова: комплексные кадастровые работы, карта-план территории, Единый государственный реестр недвижимости, земельные участки, объекты капитального строительства

Keywords: complex cadastral works, map-plan of the territory, Unified State Register of Real estate, land plots, capital construction objects

Решение задач оптимизации процессов территориального планирования, зонирования и упорядоченности структуры землепользования является важным фактором обеспечения устойчивого функционирования природных, социальных и производственных систем [10]. Эти вопросы особенно актуальны для селитебных территорий с динамичным характером землепользования, интенсивным развитием индивидуального жилищного, промышленного и гражданского строительства. Однако принятие обоснованных решений по управлению территориями во многом зависит от качества и полноты кадастровых сведений об объектах недвижимости, в пределах которых происходит осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. Поэтому необходимой составляющей оптимизации развития регионов и муниципальных образований является наличие верифицированных пространственных характеристик об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

На государственном уровне одним из обеспечивающих механизмов являются комплексные кадастровые работы. Они играют значительную роль в эффективном управлении территориями и недвижимостью, что делает их неотъемлемым инструментом оптимизации градостроительных процессов, территориального планирования и реализации фискальной политики государства [10].

Последний тезис определяется тем, что проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований является актуальной для многих регионов Российской Федерации. Недостаточность средств собственной доходной базы местных бюджетов часто приводит к тому, что муниципальные образования не могут качественно реализовывать свои функции и выполнять возложенные на них задачи.

Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть повышение размера поступления денежных средств от налога на имущество. Вовлечение неучтенных объектов недвижимости в гражданский оборот, а также внесение необходимых сведений в ЕГРН являются одним из механизмов решения проблемы обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Муниципалитеты получают возможность правильно определить размер налоговых платежей, в том числе налога на имущество, и повысить доходы своих бюджетов. Это особенно актуально при обнаружении ранее неучтенных объектов, которые ранее не учитывались в системе налогообложения. Кроме того, важно осуществлять меры по выявлению правообладателей объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это помогает обеспечить юридическую защиту прав собственников и создает условия для привлечения инвестиций и экономического роста. Данные мероприятия позволяют устранить неопределенность в правовом статусе объектов недвижимости и максимально использовать потенциал налоговых поступлений в местные бюджеты.

В последних аналитических работах [11, 13 и др.] отмечается, что комплексные кадастровые работы играют определенную роль в решении данной проблемы. Одним из основных результатов комплексных кадастровых работ является пополнение кадастровой системы актуальными сведениями, что позволяет эффективнее управлять территориями и повышать доходы местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

В последние годы проведение комплексных кадастровых работ в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 гг.)» [9] (далее – ФЦП) стало одним из важных инструментов пополнения ЕГРН актуальными сведениями. В основные задачи программы входят повышение качества кадастровых работ и уточнение границ земельных участков и объектов недвижимости. В соответствии с федеральным законодательством [6], комплекс данных работ направлен не только на идентификацию единичных реестровых ошибок, но и на массовую верификацию данных об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН, что является положительным фактором в развитии кадастровой системы страны.

Для развития системы комплексных кадастровых работ были приняты изменения в федеральное законодательство [12], в соответствии с которыми такие работы в настоящее время могут финансироваться из внебюджетных источников, например, на средства правообладателей садовых и огородных земельных участков.

Внимание государства к комплексным кадастровым работам, выражаемое, в том числе посредством расширения перечня источников финансирования, свидетельствует о повышении их роли в развитии кадастровой системы страны. Исключительная важность проведения таких работ и существующий временной интервал  их выполнения требуют анализа опыта регионов, где уже были реализованы пилотные программы. В работе проведен анализ некоторых показателей (рисунок 1).

В 2017 г. финансирование было выделено трех регионам: Республика Тыва, Астраханская и Белгородская области. В указанных регионах были проведены работы по уточнению границ участков и других объектов недвижимости, исправлению реестровых ошибок, обновлению кадастровых данных и другим комплексным мероприятиям в рамках кадастровой деятельности. На базе пилотных регионов были апробированы методики подготовки и утверждения карт-планов территории, наработана практика согласования границ участков и др. Результаты этих работ в дальнейшем были использованы в других регионах Российской Федерации.

Проведение работ на территории первых трех регионов привело к подготовке 154 карт-планов территорий. Для небольшого количества карт-планов (в сравнении с последующими годами) были достигнуты весьма серьезные результаты: более 10 тыс. исправленных реестровых ошибок, более 13 тыс. уточненных земельных участков, более 10 тыс. объектов капитального строительства с уточненными границами. Всего работы были выполнены в 188 кадастровых кварталах, в отношении более 34 тыс. объектов недвижимости.

Объем первого года реализации комплексных кадастровых работ в рамках ФЦП был существенно увеличен в 2018 г. Более чем в 4 раза выросло количество субъектов, получивших субсидию на выполнение работ (13 регионов); более чем в 2 раза увеличилось федеральное финансирование (100 млн руб.); более чем в 8 раз увеличился объем средств из консолидированных бюджетов регионов (69,02 млн руб.). Более чем в 2 раза увеличилось количество кадастровых кварталов (452), почти в 3 раза – количество карт-планов территории (442).

Закономерно, что в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост по «качественным» параметрам выполнения комплексных кадастровых работ:

  • количество уточненных земельных участков – в 3,5 раза;
  • количество образованных земельных участков, на которых расположены здания, сооружения – в 25 раз;
  • количество образованных земельных участков общего пользования – более чем в 16 раз;
  • количество объектов капитального строительства с уточненными границами – более чем в 3 раза;
  • количество исправленных реестровых ошибок – почти в 3 раза.

В 2019 г. произошло еще более значительное увеличение количества регионов, на территории которых проводилась данная деятельность (рост в 2,5 раза по сравнению с 2018 г.). Работы были проведены на большем количестве территорий и охватили большее количество объектов недвижимости. Более чем в 2 раза увеличился объем финансирования из федерального бюджета. Также увеличилось в 2 раза количество кадастровых кварталов, в которых выполнялись комплексные кадастровые работы, и количество подготовленных и утвержденных карт-планов территории. За 2019 г. были утверждены 922 карты-планы территории (задействованы 972 кадастровых квартала), в которых содержались сведения о 127 тыс. объектах недвижимости, которые в дальнейшем были внесены в ЕГРН.

Несмотря на рост вышеуказанных показателей, по «качественным» параметрам наблюдается снижение: количество исправленных реестровых ошибок по сравнению с 2018 г. уменьшилось почти в 2 раза, количество объектов капитального строительства с уточненными границами – почти в 1,3 раза и т. д.

Отметим, что по результатам 2017–2019 гг. значительно увеличивались суммарные площади участков, в отношении которых выполнялись данные кадастровые процедуры: в 2017 г. – на 20,8 %, в 2018 г. – на 17,6 %, в 2019 г. – более 7 %.

В 2020 г. субсидирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществлялось для 15 регионов России. По сравнению с 2019 г. наблюдался рост почти всех ключевых показателей (при сокращении федерального финансирования на 5 млн. руб.):

  • количество кадастровых кварталов, в отношении которых проводились работы – почти в 2 раза;
  • количество подготовленных и утвержденных карт-планов территории – более чем в 1,8 раза;
  • количество объектов недвижимости, включенных в карты-планы территории – в 1,1 раза;
  • количество объектов капитального строительства с уточненными границами – в 1,6 раза;
  • количество образованных земельных участков, на которых расположены здания, сооружения – более чем в 1,8 раза;
  • количество образованных земельных участков общего пользования – более чем в 1,2 раза;
  • количество исправленных реестровых ошибок – более чем в 1,5 раза.

Единственным показателем, по которому зарегистрировано снижение в 2020 г. по сравнению с 2019 г., стало количество земельных участков с уточненными границами – в 1,03 раза.

С 2021 г. проведение комплексных кадастровых работ предусмотрено Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [8]. В этом году регистрируется увеличение основных показателей проведения работ, в том числе суммарный объем финансирования (в 1,3 раза). При этом размер федеральных субсидий снизился более чем в 1,1 раза по сравнению с 2020 г. Снижение «качественных» параметров отмечается только по реестровым ошибкам (почти в 1,03 раза) и по образованию земельных участков, на которых расположены здания и сооружения (почти в 5 раз). По остальным показателям регистрируется положительная динамика.

В Республике Мордовия комплексные кадастровые работы в рамках ФЦП проводятся с 2018 г. Работы осуществлялись в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.02.2017 г. № 127 [7], которым был утвержден план проведения работ в регионе на 2018 г. В последующие годы в данный документ вносились изменения, которые актуализировали ситуацию на будущий период времени.

На рисунке 2 представлена динамика некоторых показателей выполнения работ в регионе и подготовки карт-планов территории.

В 2018 г. комплексные кадастровые работы осуществлялись в отношении 382 объектов недвижимости. Для проведения данного вида работ в регионе были выбраны 4 кадастровых квартала, расположенных в северной части г. о. Саранск. Значительную часть территории поведения комплексных кадастровых работ занимает северная промышленно-коммунальная зона, где сосредоточена подавляющая часть производств, складских помещений, промышленных и торговых баз. Учитывая специфику использования и общую площадь зоны, которая составляет более 2,5 тыс. га, проведение таких работ становится необходимой для упорядочения информации о застройке и фактическом использовании территории.

В 2019 г. комплексные кадастровые работы были проведены на территории 26 кадастровых кварталов в отношении 4 481 объекта недвижимости. В 2020 г. такие работы были проведены на территории 25 кадастровых кварталов в отношении 6 720 объектов недвижимости. В 2021 г. задействован 961 объект в одном квартале. В соответствии с утвержденным планом [9] в 2022 г. в регионе произошло значительное увеличение объема комплексных кадастровых работ. Они проведены в отношении 81 667 объектов, расположенных в 287 кварталах на территории 10 муниципальных районов и городского округа Саранск. При этом на начальном этапе комплексные кадастровые работы планировалось провести только в отношении 34 561 объекта недвижимости, расположенных в 84 кадастровых кварталах.

Анализ результатов на уровне региона показывает, что механизм комплексных кадастровых работ является весьма эффективным с точки зрения наполнения баз данных ЕГРН. Так, на сегодняшний день в ЕГРН содержится информация о 767 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства. Даже по грубым подсчетам, по итогам проведения комплексных кадастровых работ только в 2022 г. в картах-планах территории содержалась информация более чем о 10 % таких объектов недвижимости в регионе.

Рассмотрим эффект от проведения данных работ на примере территории кадастрового квартала 13:12:0113001, который находится в селе Курнино Курнинского сельского поселения Ковылкинского муниципального района (рисунок 3). Комплексные кадастровые работы проводились здесь в 2022 г. На 30 мая 2022 г. в карте-плане территории села Курнино содержалась информация о 541 земельном участке, из них: одноконтурных – 156, многоконтурных – 266, земельных участков в едином землепользовании – 6. На момент выгрузки объектов капитального строительства насчитывалось 317, из них: зданий – 287, сооружений – 30. Всего объектов недвижимости с координатами – 503 единицы.

В результате уточнено местоположения границ 188 участков (почти 35 % от общего количества), исправлено местоположение 43 земельных участков (почти 8 %). При уточнении местоположения границ у 16 участков получено значение площади меньшее, чем значение в ЕГРН, более чем на            10 %. Данные объекты не были включены в карту-план территории, поскольку согласия на уменьшение площади земельных участков получены не были.

Также при полевом осмотре и последующей камеральной обработке выявлено, что фактически 3 земельных участка расположены в соседнем кадастровом квартале 13:12:0113002. В ходе анализа было определено, что 2 земельных участка дублируют сведения друг друга, по итогу происходит уточнение границ только одного земельного участка у которого зарегистрированы права, а другой земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета, в отношении него должен быть получен статус «архивный».

По итогу выполнения работ было уточнено местоположение 225 объектов капительного строительства (около 71 %), а также проведено исправление реестровых ошибок в местоположения границ 4 объектов. Характеристики границ данных объектов приведены в соответствие с фактическими.

При полевом и камеральном обследованиях было выявлено, что 5 объектов капитального строительства прекратили свое существование на местности и не могут быть включены в комплексные кадастровые работы. Правообладателям рекомендовано снять данные объекты с учета. В соответствии с требованиями федерального законодательства [6], 5 линейных объектов не включены в карту-план территории.

Проанализированный пример доказывает целесообразность развития и масштабирования института комплексных кадастровых работ. Такие работы обеспечивают в массовом порядке уточнение местоположения границ объектов, исправление возможных ошибок в кадастровых данных, связанных с дублированием информации, повторной регистрацией объектов недвижимости или неправильным определением границ объектов.

В планах на 2023 г. провести работы на территории региона в 6 муниципальных районах (Кочкуровском, Краснослободском, Лямбирском, Теньгушевском, Чамзинском) и городском округе Саранск. В результате перераспределения субсидии комплексными кадастровыми работами будет охвачено 18 667 объектов недвижимости, расположенных в 35 кварталах.

Таким образом, в период с 2017 по 2022 гг. на территории Российской Федерации комплексные кадастровые работы проводились в отношении 5 679 кадастровых кварталов. Были подготовлены и утверждены 5 118 карты-планы территории. Количество объектов, сведения о которых были внесены в ЕГРН на основании карт-планов территории, составляет более 612 тыс. Суммарно за данный период было выявлено и исправлено более 105 тыс. реестровых ошибок, уточнено местоположение более 252 тыс. участков, более 191 тыс. объектов капитального строительства. На эти цели только из федерального бюджета выделено более 728 млн руб.

В Республике Мордовия данные работы проводятся с 2018 г. За анализируемый период 2018–2022 гг. комплексные кадастровые работы охватили 343 кадастровых квартала, сведения о более 93 тыс. объектов недвижимости были внесены, уточнены или исправлены в ЕГРН.

В целом процесс реализации комплексных кадастровых работ приводит к следующим положительным последствиям для кадастровой, градостроительной, налоговой и иных сфер:

  • возможность для собственников без взимания платы внести ранее отсутствующие сведения о поворотных точках объектов недвижимости в ЕГРН;
  • исправление реестровых ошибок, что позволяет минимизировать потенциальные земельные споры;
  • упорядочение системы землепользования муниципального образования, выявление территорий, не вовлеченных в оборот;
  • пополнение ЕГРН верифицированными сведениями, что позволяет эффективнее управлять территориями и повышать доходы местных бюджетов за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц.

Список источников

  1. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году: государственный (национальный) доклад / редкол.: В. В. Абрамченко, Г. Ю. Елизарова, А. Б. Приданкин [и др.]. – Москва, 2018. – 197 с.
  2. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году: государственный (национальный) доклад / редкол.: В. В. Абрамченко, Г. Ю. Елизарова, Н. С. Самойлова [и др.]. – Москва, 2019. – 198 с.
  3. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году: государственный (национальный) доклад / редкол.: О. А. Скуфинский, А. И. Бутовецкий, Г. Ю. Елизарова [и др.]. – Москва, 2020. – 206 с.
  4. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 году: государственный (национальный) доклад / редкол.: О. А. Скуфинский, А. И. Бутовецкий, Г. Ю. Елизарова [и др.]. – Москва, 2021. – 197 с.
  5. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году: государственный (национальный) доклад / редкол.: О. А. Скуфинский, А. И. Бутовецкий, Т. А. Громова [и др.]. – Москва, 2022. – 206 с.
  6. Российская Федерация. Законы. О кадастровой деятельности: Федеральный закон № 221-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 28 октября 2021 года: [принят Государственной Думой 4 июля 2007 года: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года]: [сайт]URL: http:// www.consultant.ru
  7. Российская Федерация. Постановления. Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Республики Мордовия : постановление Правительства Республики Мордовия № 127 : [сайт]URL: http://www.consultant.ru/
  8. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» : постановление Правительства Российской Федерации № 316 : текст с изменениями и дополнениями на27 мая 2021 года: [сайт]URL: http://www.consultant.ru/
  9. Российская Федерация. Постановления. О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации № 903 : текст с изменениями и дополнениями на 23 апреля 2020 года : [сайт] URL: http://www.consultant.ru/
  10. Егорова, К. Д. Цифровые технологии в комплексных кадастровых работах / К. Д. Егорова, О. А. Зарубин, А. В. Ларина // Вектор ГеоНаук. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 81-88. – DOI 10.24412/2619-0761-2023-1-81-88. – EDN ALEWAT.
  11. Жданова, Р. Роль комплексных кадастровых работ в экономическом развитии субъекта Российской Федерации / Р. Жданова, М. Смирнова, А. Рассказова // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10384. – [сайт] URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2020-12/
  12. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 445-ФЗ от 22 декабря 2020 года : [принят Государственной Думой 8 декабря 2020 года : одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года]: [сайт] URL: http:// www.consultant.ru
  13. Илаева, З. М. Вопросы эффективности комплексных кадастровых работ / З. М. Илаева // Право, экономика и управление: теория и практика : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 29 августа 2022 года / ред. Э. В. Фомин. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 14-17

References

  1. On the state and use of land in the Russian Federation in 2017 : State (National) report / editors: V. V. Abramchenko, G. Y. Elizarova, A. B. Pridankin [et al.]. – Moscow, 2018. – 197 p.
  2. On the state and use of land in the Russian Federation in 2018 : State (National) report / editors: V. V. Abramchenko, G. Y. Elizarova, N. S. Samoilova [et al.]. – Moscow, 2019. – 198 p.
  3. On the state and use of land in the Russian Federation in 2019 : State (national) report / editorial board: O. A. Skufinsky, A. I. Butovetsky, G. Y. Elizarova [et al.]. – Moscow, 2020. – 206 p.
  4. On the state and use of land in the Russian Federation in 2020 : State (national) report / editorial board: O. A. Skufinsky, A. I. Butovetsky, G. Y. Elizarova [et al.]. – Moscow, 2021. – 197 p.
  5. On the state and use of land in the Russian Federation in 2021 : State (national) report / editors: O. A. Skufinsky, A. I. Butovetsky, T. A. Gromova [et al.]. – Moscow, 2022. – 206 p.
  6. Russian Federation. Laws. On Cadastral activity : Federal Law No. 221-FZ : text with amendments and additions as of October 28, 2021 : [adopted by the State Duma on July 4, 2007 : approved by the Federation Council on July 11, 2007]: [website]URL: http:// www.consultant.ru
  7. Russian Federation. Resolutions. On the organization of complex cadastral works on the territory of the Republic of Mordovia : Decree of the Government of the Republic of Mordovia No. 127 : [website]URL: http://www.consultant.ru/
  8. Russian Federation. Resolutions. On the approval of the State Program of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy» : Decree of the Government of the Russian Federation No. 316 : text with amendments and additions as of May 27, 2021: [website]URL: http://www.consultant.ru/
  9. Russian Federation. Resolutions. About the federal target program «Development of the unified State system of registration of rights and cadastral registration of real estate (2014-2020)» : Decree of the Government of the Russian Federation No. 903 : text with amendments and additions as of April 23, 2020 : [website] URL: http://www.consultant.ru/
  10. Egorova, K. D. Digital technologies in complex cadastral works / K. D. Egorova, O. A. Zarubin, A.V. Larina // Vector Geosciences. – 2023. – Vol. 6, No. 1. – pp. 81-88. – DOI 10.24412/2619-0761-2023-1-81-88. – EDN ALEWAT.
  11. Zhdanova, R. The role of complex cadastral works in the economic development of the subject of the Russian Federation / R. Zhdanova, M. Smirnova, A. Rasskazova // Moscow Economic Journal. – 2020. – No. 6. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10384. – [website] URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2020-12/
  12. Russian Federation. Laws. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 445-FZ of December 22, 2020 : [adopted by the State Duma on December 8, 2020 : approved by the Federation Council on December 16, 2020]: [website] URL: http:// www.consultant.ru
  13. Ilaeva, Z. M. Questions of the effectiveness of complex cadastral works / Z. M. Ilaeva // Law, Economics and Management: Theory and practice : Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, August 29, 2022 / ed. E. V. Fomin. – Cheboksary: Limited Liability Company «Publishing House «Wednesday», 2022. – pp. 14-17

Для цитирования: Зарубин О.А., Ларина А.В., Егорова К.Д., Москалева С.А., Мучкаева Н.С., Батырев Д.Ю. Анализ регионального опыта проведения комплексных кадастровых работ // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-4/

© Зарубин О.А., Ларина А.В., Егорова К.Д., Москалева С.А., Мучкаева Н.С., Батырев Д.Ю., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.