Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.3;528.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10384

РОЛЬ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE ROLE OF COMPLEX CADASTRAL WORKS IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Жданова Руслана, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Zdanova Ruslana

Смирнова Марина, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Smirnova Marina

Рассказова Анна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Rasskazova Anna

Рулева Наталья, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Ruleva Natalia

Аннотация. В статье рассмотрены цели, задачи и роль комплексных кадастровых работ в экономическом развитии субъекта Российской Федерации, нормативное правовое регулирование и порядок их выполнения, кто определяет исполнителей комплексных кадастровых работ и на какой основе, кто выполняют функции заказчика работ и контроль за их проведением, авторами в своем исследовании рассмотрен анализ комплексных кадастровых работ на примере Пермского края, в статье показаны выявленные в результате проведения данного мероприятия недостатки в работе органов местного самоуправления, по результатам исследования сделаны выводы.

Summary. The article discusses the goals, objectives and role of complex cadastral works in the economic development of the Russian Federation, regulatory legal regulation and the procedure for their implementation, who determines the performers of complex cadastral works and on what basis, who performs the functions of the customer of works and control over their conduct, the authors in their research reviewed the analysis of complex cadastral works on the example of the Perm region, the article shows the shortcomings identified as a result of this event in the work of local governments, according to the results of the study conclusions are made/

Ключевые слова: земельные участки, комплексные кадастровые работы, порядок выполнения, площадь, бюджет, информация, органы местного самоуправления.

Keywords: land plots, complex cadastral works, procedure, area, budget, information, local authorities.

На протяжении всех этапов реформирования российской экономики проблема эффективного управления земельными ресурсами является острейшей и активно обсуждается в научных и публицистических статьях, в экономической и землеустроительной литературе [4].

На сегодняшний день большое количество объектов недвижимости не поставлено на государственный кадастровый учет, у части объектов недвижимости отсутствуют границы, соответственно отсутствует площадь, в следствии этого возникают проблемы при ведении Единого реестра недвижимости, а также при определении кадастровой стоимости для целей налогообложения. В результате местный и региональный бюджет не дополучает имущественный налог [5,6,7].

На территории Российской Федерации часть регионов провели комплексные кадастровые работы, которые позволят решить основные проблемы в сфере земельно-имущественных отношений, к которым можно отнести: многочисленные реестровые ошибки, неполная налогооблагаемая база, отсутствие сведений об объектах недвижимости.

Комплексные кадастровые работы подразумевают кадастровую съемку всего региона в единой системе координат, с одинаковым разрешением и одинаковой точности, с составлением карт -планов и моделей на основе единого массива исходных данных аэрофотосьемки полученных с применением беспилотный воздушных судов.

Сегодня довольно часто возникает ситуация, когда объекты недвижимости не имеют установленных границ, или границы были определены с недостаточной точностью. Такие ситуации могут привести к пересечению границ, трудностям проведения кадастровых работ в отношении смежных объектов недвижимости, спорным ситуациям, которые зачастую решаются в судебном порядке. Все это негативно сказывается на эффективности учетно-регистрационной системы и развития земельно-имущественных отношений [8,9].

Для улучшения экономических, экологических и социальных показателей, а также повышению качества жизни людей в последние десятилетия в Российской Федерации очень серьезно занялись совершенствованием реестра объектов недвижимости.

Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903, предусмотрено мероприятие № 25 «Проведение комплексных кадастровых работ», запланированное за счет предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и средств бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2017 по 2020 годы включительно [11].

В своем исследовании авторы рассмотрели проведения комплексных кадастровых работ на территории Пермского края. В данном субъекте РФ комплексные кадастровые работы проводятся с 2016 года за счет средств местных бюджетов, а с 2018 года с привлечением средств из федерального и краевого бюджетов. В проведение данного мероприятия было включено 107 кадастровых кварталов и 16642 объекта недвижимости. В таблице 1 показаны этапы проведения комплексных кадастровых работ по годам [10].

Говоря, о комплексных кадастровых работах можно сказать, что это довольно сложный и длительный процесс со множеством нюансов и требований к оформлению итоговых и сопутствующих документов.

Далее в таблице 2 рассмотрим кто является субъектами при выполнении комплексных кадастровых работ.

Важно отметить, что в процессе выполнения комплексных кадастровых работ происходит межевание всех земельных участков входящих в кадастровые кварталы и исправление выявленных реестровых ошибок.

Порядок выполнения комплексных кадастровых работ определен ст.42.6 федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2017 «О кадастровой деятельности» и включает в себя [2]:

1)   разработку проекта карты-плана территории;

2)   согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;

3)   утверждение заказчиком комплексных кадастровых работ карты-плана территории;

4)   представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

Исполнители комплексных кадастровых работ определяются муниципальными властями на конкурсной основе. Муниципальные власти выполняют функции заказчика работ, а также контролируют их проведение.

Для проведения комплексных кадастровых работ на территории Пермского края были заключены контракты, по результатам открытого конкурса за счет средств органов местного самоуправления.

В ходе проведения комплексных кадастровых работ в 2018 году, было принято решение о проведении совместного мероприятия по разработке проектов межевания территории и проведение комплексных кадастровых работ в 2019 году, в том числе за счет средств краевого бюджета. Была организована и проведена совместная закупка 15 муниципальных образований, отобранных в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидии из бюджета Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 1 августа 2018 г. № 434 п.

На проведения комплексных кадастровых работ было привлечено всего 95,0 млн. руб. в том числе: из краевого бюджета 80,8 млн. руб. из муниципальных бюджетов 14,2 млн. руб. [10].

Разработка проекта межевания территории и проведение комплексных кадастровых работ в отношении каждого отобранного квартала осуществляет один исполнитель что значительно упрощает процедуру проведения указанных работ.

В результате комплексных кадастровых работ выполнено:

  • уточнение местоположения границ земельных участков;
  • уточнение местоположения на земельных участках зданий;
  • образование земельных участков под зданиями и сооружениями;
  • уточнение местоположения границ земельных участков общего пользования;
  • исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков и объектов капитального строительства.

Рассмотрим недостатки выявленные по итогам проведения комплексных кадастровых работ в работе органов местного самоуправления:

  • проекты межевания территории подготовлены некачественно (ст. 43 Градостроительного кодекса РФ);
  • не предусматривается формирование мест общего пользования, в том числе линейных объектов (дороги);
  • органами местного самоуправления не прорабатывается конкурсная документация в части критериев отбора исполнителей и технического задания;
  • итоговый результат, утвержденный карта план, а не внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Также можно отметить, что закупки на проведение комплексных кадастровых работ имеют относительно невысокую стоимость и низкие требования к исполнителю работ.

Ожидаемыми конечными результатами будет увеличение в 2020 году доли объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и документы по которым переведены в электронный вид, в общем количестве сформированных дел Единого государственного реестра недвижимости до 52 процентов.

Делая выводы, можно сказать, что Субъекты Российской Федерации заинтересованы в проведении комплексных кадастровых работ в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков для увеличения налогооблагаемой базы и стимулирования капиталовложений.

Литература

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» /[Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы // «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 24.07.2007, № 221 –ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018) «О кадастровой деятельности» /[Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы // «КонсультантПлюс».
  3. Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734 «Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке /[Электронный ресурс]. //Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Барсукова, Г.Н. Современные проблемы управления земельными ресурсами / Г.Н. Барсукова, Н.М. Радчевский. Научный журнал КубГАУ, №125(1). 2007.-с.1-21.
  5. Варламов, А.А. Теория и методы управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю /Монография/Под ред. А.А. Варламова // Итоги научно-исследовательской работы Государственного университета по землеустройству в 2001-2005 гг. -М.: ГУЗ, 2006. -с.103-120.
  6. Варламов, А.А. Проблемы развития кадастровых систем в Российской Федерации / А.А. Варламов, Л.А. Гатауллина // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. —  № 11. – С. 72-85.
  7. Варламов А.А., Гальченко С.А. Развитие системы землепользования в современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6. С. 8-9.
  8. Варламов А.А., Гальченко С. А. Развитие земельных отношений в России // Эксперт. 2013. № 5. С. 17-21.
  9. Ивлева, А.В. Роль комплексных кадастровых работ как инструмента повышения эффективности управления недвижимым имуществом//А.В. Ивлева. Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2019. С.871-875.
  10. Материалы межрегиональной конференции Приволжского федерального округа по реализации федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [Электронный ресурс] // URL:https://udmbti.ru.
  11. Черных, М.А. Проблемы осуществления комплексных кадастровых работ и пути их решения. Черных М.А., Яурова И.Э. Информационные технологии и технические средства для АПК. 2018. Воронеж. С. 86-92.
  12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР [Электронный ресурс] // URL:https://rosreestr.ru.