Московский экономический журнал 12/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 528.4

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_708

АРКТИЧЕСКИЙ ГЕКТАР – МЕГАПРОЕКТ СТРАНЫ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ARCTIC HECTARE — MEGA PROJECT OF THE COUNTRY: STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS

Шендрик Юлия Васильевна, к.т.н., доцент кафедры геодезии, землеустройства и кадастров Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета E-mail: ulya_vershinina@mail.ru

Терещенко Татьяна Юрьевна, к.т.н., доцент кафедры геодезии, землеустройства и кадастров Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета E-mail: spike68@mail.ru

Shendrik Yuliya Vasilievna, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

Tereshchenko Tatiana Yurevna, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

Аннотация. В статье рассматривается одно из приоритетных направлений государственной политики стратегического планирования землепользования и рационального использования земель Арктической зоны Российской Федерации, рассматривается процесс формирования понятия «Арктическая зона Российской Федерации», на основании анализа эволюции федерального арктического законодательства в отношении ее административно-территориального принципа исходя из территории, на которую распространялась юрисдикция РФ. Раскрыты причины современного геополитического интереса к Арктике, к ее земельно-ресурсному потенциалу, дана характеристика приарктическим территориям и анализ статистических данных по регионам Арктической зоны Российской Федерации.

Для государственной власти всегда актуальна задача уточнения действующих и принятия новых нормативных документов, обеспечивающих эффективность государственной политики Российской Федерации в Арктике, защиту ее национальных интересов и устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации. Законодательно определены приоритетные направления развития региона.

Abstract. The article discusses one of the priority areas of the state policy of strategic land use planning and rational use of lands in the Arctic zone of the Russian Federation, considers the process of forming the concept of «Arctic zone of the Russian Federation», based on an analysis of the evolution of federal Arctic legislation in relation to its administrative-territorial principle based on the territory, on which was subject to the jurisdiction of the Russian Federation. The reasons for the modern geopolitical interest in the Arctic, its land and resource potential are revealed, the characteristics of the subarctic territories and the analysis of statistical data on the regions of the Russian Arctic are given.

Ключевые слова: Арктическая зона России, территориальное планирование, макрорегион, сухопутные территории Арктической зоны, Дальневосточный гектар, Арктический гектар

Keywords: Arctic zone of Russia, territorial planning, macro-region, land territories of the Arctic zone, Far Eastern hectare, Arctic hectare

Впервые Арктика стала упоминаться в нормативно-законодательных актах еще во второй половине XVIII в., но именно последние два десятилетия характеризуется кардинальным обновлением законодательной базы. Именно в этот период в активный нормативный оборот вводится термин «Арктическая зона России» (далее — АЗРФ), и начинается обсуждение вопросов управления и развития этой территории [1].

Этот процесс происходит путем принятия политико-правовых документов стратегического и территориального планирования, обозначения общих политических подходов и долгосрочных направлений практических действий, тем самым превращая Арктическую зону РФ (с ее приарктическими территориями) в регион значительного интереса, системного и комплексного осваивания ее потенциала.

Арктические пространства, несмотря на всю свою экономическую значимость и потенциал, являются территорией, которая продолжает оставаться проблемным и пробельным правовым институтом, а также правовой категорией, находящейся в дискуссионном поле российской юридической науки, с достаточно большим резервом законотворческого потенциала Российской Федерации.

Приведенная система формирования нормативного поля, является наглядной иллюстрацией процесса постепенного создания правовой основы арктического законодательства, касающегося социально-экономического развития АЗРФ (рис. 1).

Арктическая зона РФ – действительно уникальная, обладающая внутренним единством территория, находящаяся на стыке природных зон, расположенных на территории 9 регионов, из которых: 4 субъекта РФ полностью: Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Мурманская обл. и 45 муниципальных образований 5-ти субъектов РФ: респ. Карелия, респ. Коми, Архангельская обл., Красноярский край, респ. Саха (Якутия), а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

Площадь российского сектора Арктики составляет около 9 млн км², морская среда (морская акватория) из них занимает 6,8 млн км². Определение общей площади Арктики зависит от того, где проложить ее южную границу, например, ограниченная с юга Северным полярным кругом составляет около 21 млн км² [2]. Если ее южную границу провести по южной границе распространения тундры — около 25 млн км², по данным международного арктического форума, — около 27 млн кв. км² [3]. Из них около 15 млн км² занимает морская акватория [4].

На сегодняшний день сухопутные границы АЗРФ нормативно закреплены [5] (рис.2), прорабатываются проекты по дальнейшему стратегическому, социально-экономическому развитию данного территориального образования, создана федеральная структура по координации деятельности в Арктике, обсуждается содержание проекта федерального закона, принята новая редакция государственной программы развития Арктической зоны страны.

Освоение Арктической зоны является «мегапроектом страны», и характеризуется стремлением использовать мощные инфраструктурные проекты в совокупности геополитических, эко-социально-культурных, исторических, экономических и других характеристик, входящих в нее территорий, которые формируют представления о привлекательности данного региона и его преимуществе по сравнению с другими территориями [6]. Значительная часть таких проектов призвана оказывать долгосрочное влияние на социально-экономическое развитие региона и в определенной степени страны в целом [7].

Конечно, приоритет развития Арктики, в настоящее время, в большей степени сосредоточен в политической и экономической сфере. И это абсолютно закономерно. Арктическая зона России выделена в качестве объекта государственного управления, прежде всего для защиты национальных, политических и экономических интересов.

В данной статье мы не будем подробно останавливаться на возможных вариантах развития этих направлений, а рассмотрим один из социально-значимых и приоритетных национальных проектов «арктический гектар», оказывающий благоприятное влияние на динамику гражданского оборота недвижимости, в «опорных зонах» развития в Арктической зоне Российской Федерации [8].

В 2016 г. Президент РФ в рамках Совещания по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, подчеркнул, что развитие данного региона, является одним из приоритетных направлений государственной политики, при этом В.В. Путин указал, что необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы вовлеченности и активному участию граждан в формировании и реализации данных социально-экономических направлений [9].

Данный посыл был реализован принятием Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10], который распространяет действие программы «Дальневосточный гектар» на Арктическую зону России.

Программа «Дальневосточный гектар» является одной из социальных инициатив правительства РФ. Она стартовала в июне 2016 года, с «пилотных» районов на самом Дальнем Востоке, в целях повышения экономической свободы граждан Российской Федерации через упрощение их доступа к земельным участкам для осуществления любой хозяйственной деятельности, а также для их участия в дальнейшем функционировании территории. Для освоения было выделено почти две трети земель этого округа – более 170 млн га [11].

«Дальневосточный гектар» предполагает максимальное вовлечение населения в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также их участие в дальнейшем функционировании и освоении территории. Для этого предложен беспрецедентный правовой механизм образования земельных участков в границах данной территории и принципиально новая модель предоставления земельных участков площадью до 1 гектара: гражданин может сам выбирать землю на интерактивной карте региона, вид разрешенного использования и разрешенный законодательством Российской Федерации вид деятельности.

Результаты выделения земли на Дальнем Востоке государство оценило положительно. Это позволило приступить к разработке новой программы «Арктический гектар». Сегодня данный подход начал активно внедряться и реализуется по отношению шести субъектов РФ из девяти, которые частично или полностью вошли в Арктическую зону РФ.

В соответствии с Государственными (национальными) докладами о состоянии и использовании земель в Российской Федерации и со статистическими данными Росреестра [12] 43% Арктического региона приходится на российский сектор, это почти 5 часть территории всей России, около 3 млн км². Территория континентальной суши АЗРФ составляет 4,9 млн км2.  Соотношение арктических площадей субъектов РФ, включенных в Арктическую зону, в которых действует программа «арктический гектар составляет (рис.3):

Согласно указу президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года, N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», с изменениями и дополнениями, к Арктической зоне причислены административные образования 9 регионов, которые образуют единый макрорегион.

Данное обстоятельство, с учетом того что субъекты Федерации — это государственные образования, служит, пожалуй, основной проблемой в механизме правового регулирования земельных отношений. В их отношении складывается сложная дифференциация правового регулирования с учетом специфичных региональных условий: по источникам, их юридической силе, территории действия и кругу лиц, по видам экономической деятельности, а также по закреплению прав на земельные участки и использованию отдельных видов природных ресурсов.

Проанализированный положительный опыт и значительные перспективы широкомасштабного внедрения программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», показывает, что это уникальный механизм и корректный способ взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов при владении, пользовании и распоряжении земельными участками, который наиболее полно обеспечивал учет интересов государства в целом, регионов, где расположены участки земли, а также землепользователей, для достижения максимально эффективного вовлечение в хозяйственный оборот сухопутных земель Арктической зоны России и их рационального использования.

Территория приактического пространства имеет огромную земельную протяженность протянувшуюся по различным географическим поясам, она включает в себя все семь категорий земель выделяемых по основному целевому назначению, предусмотренных действующим Земельным кодексом РФ, которые включают в себя: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса [13].

На протяжении всей Арктической зоны расположено огромное количество земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, хоть плотность земельных участков не столь интенсивна, как в ее европейской части, выяснить, какова статистика или перечень этих земельных участков не представляется возможным, поскольку землеустроительные работы и разграничение границ по общему правилу начались недавно и еще не доведены до конца [14].

Программа «Арктический гектар» была разработана Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и действует с августа 2021 года, по аналогии с ранее введенной программой «Дальневосточный гектар».

С 1 августа 2021 участие в программе арктического гектара могли принимать жители субъекта РФ входящего в Арктическую зону России, а с 1 февраля 2022 года подать заявку на гектар, через Интернет портал Федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ» («Гектарварктике.рф») [15], могут все граждане России.

«Арктические» гектары предоставляются гражданам на территориях, расположенных в Арктической зоне и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ [16], на основании договора безвозмездного пользования сроком на пять лет.

В целях информирования граждан о порядке и условиях предоставления земельных участков в Арктической зоне России данные опубликованы на официальных сайтах органов управления всех субъектов РФ, участвующих в программе «Арктический гектар», а также на официальных сайтах государственных профильных ведомств, оказывающих содействие, в реализации государственной политики в области развития и освоения Арктики.

Анализ регионального законодательства демонстрирует, что субъекты РФ весьма активно включились в процесс освоение Арктических территорий.

С момента вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 226-ФЗ, самое активное участие в данном процессе приняли субъекты Федерации, входящие в Северо-Западный и Центральный федеральные округа.

По данным Минвостокразвития РФ на 01.07.2021 [17], в порядке реализации ст. 1 комментируемого Закона, площади арктических гектаров закрепленных за субъектами РФ на территории Северо-Западного федерального округа (СЗФО) составляет (рис.4):

Об эффективности программы «Арктический гектар» и применения данного правового инструментария предоставления земельных участков в Арктической зоне России, позволяет судить официальная статистика, которая подтверждает факт практической востребованности и реальной действенности правоотношений.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru), с начала функционирования федеральной информационной системы «На Дальний Восток» по состоянию на 07 апреля 2022 года, зарегистрировано 80 523 договора безвозмездного пользования земельным участком на территории Арктической зоны России [18].

За период 01.02 по 01.04.2022 год наибольшее количество заявлений поступило на земельные участки в Мурманской области (2440), Архангельской области (876) и Ямало-Ненецком автономном округе (553), а также в Республике Карелия (420) [19].

На данный момент, в достаточно сложных и противоречивых условиях развития российской экономики особое значение приобретает максимальное использование ресурсов страны.

Для России громадным ресурсом являются субъекты РФ, расположенные в Арктической зоне, комплексному социально-экономическому развитию которой, посвящены государственные программы и международные проекты.

Заинтересованность России в масштабном освоении и использовании приарктических территорий объясняется сферой социально-экономического развития своих северных территорий за счет создания благоприятной социальной среды и стимулированию правовых отношений с участием субъектов РФ и по вопросу комплексного освоения северных территорий и использования земельных ресурсов и, следовательно, значительным расширением и привлечением спектра участников этого процесса.

Государственная деятельность в Арктике постоянно расширяет свои масштабы и имеет тенденцию вовлечения новых форм и новых субъектов. Но, несмотря на перспективность методов управления по регулированию земельных правоотношений (создание кадастровых планов арктических территорий, схем границ земельных участков, оценка предельно допустимых изменений), представляется целесообразным продолжать разработку целевых программ и реализацию мероприятий действующих программ, направленных, в совокупности на рациональное использование и охрану земельных участков их правообладателями, сохранение и улучшение окружающей природной среды, применение различных форм ведения хозяйственной деятельности на земле, регулирование земельных отношений.

Кроме того, следовало бы обобщить и систематизировать разрозненные сведения по реализации программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», и аккумулировать их на одном интернет-портале, что позволит иметь общую информацию по всей территории и каждому субъекту РФ, а также оперативно и без дополнительных препятствий получить сведения о земельном участке и установить правообладателя. Причем это информационная система данных должна содержать не только информацию о текущем состоянии земельного участка, которая актуальна на текущий момент, но и представлять потенциальный исследовательский интерес в долгосрочной перспективе, в целях их системного изучения.

Конечно, данная публикация позволяет обобщить информацию и статистические данные по реализации масштабного проекта «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар» и не затрагивает иных видов государственной деятельности в «высоких широтах», требующих отдельного исследования.  Между тем данное направление государственной политики в сфере стратегического планирования землепользования и рационального использования земель Арктической зоны РФ, имеет важное значение, поскольку затрагивает интересы многих участников, реализующих арктические проекты. И в этой сфере роль государства чрезвычайно важна.

Список источников

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. N Пр-1969 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России // Индекс безопасности. 2009. N 3 — 4. Т. 15. С. 115.
  3. Международный арктический форум. URL: https://forumarctica.ru/the-forum/about-the-arctic/. (Дата обращения 07.05.2022).
  4. Лукин Ю.Ф. Статус, состав, население Российской Арктики // Научный журнал: Арктика и Север. 2014. N 15. С. 59.
  5. Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Пикулева О. К вопросу о маркетинге и брендинге территорий [Электронный ресурс]. URL: http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_2/article_content1381307741383035file.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
  7. Нужны ли России мегапроекты? // Бюджет: Новости. Государство. 02.11.2011. N 11; http://bujet.rn/artide/161005.php. Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2022).
  8. Пункт 6 ст. 2 проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 06.05.2022).
  10. Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Дальневосточный федеральный округ // Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. URL: http://www.dfo.gov.ru/district/ (дата обращения: 06.05.2022).
  12. Официальный сайт Росреестра. URL: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/ (дата обращения: 07.05.2022).
  13. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
  14. Пескова А.А. Местное самоуправление: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (по материалам судебной практики Дальневосточного региона) // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 20. С. 29 — 32.
  15. Федеральная информационная система «НаДальнийВосток.РФ». URL: https://надальнийвосток.рф/. (Дата обращения 10.05.2022).
  16. Федеральный закон от 28.06.2021 N 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  17. Официальный сайт Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.gov.ru/p (дата обращения: 08.05.2022).
  18. Официальный сайт Росреестра: Сведения о наличии и распределении земель в Российской Федерации на 1 января 2022 г. (в разрезе субъектов Российской Федерации). URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 10.05.2022).
  19. Официальный сайт Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://надальнийвосток.рф/ и https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/news/detail?id=784 (дата обращения 10.05.2022)

References

  1. Osnovy` gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal`nejshuyu perspektivu: utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 18 sentyabrya 2008 g. N Pr-1969 // SPS «Konsul`tantPlyus».
  2. Kovalev A.A. Mezhdunarodno-pravovoj rezhim Arktiki i interesy` Rossii // Indeks bezopasnosti. 2009. N 3 — 4. T. 15. S. 115.
  3. Mezhdunarodny`j arkticheskij forum. URL: https://forumarctica.ru/the-forum/about-the-arctic/. (Data obrashheniya 07.05.2022).
  4. Lukin Yu.F. Status, sostav, naselenie Rossijskoj Arktiki // Nauchny`j zhurnal: Arktika i Sever. 2014. N 15. S. 59.
  5. Ukaz Prezidenta RF ot 02.05.2014 N 296 (red. ot 05.03.2020) «O suxoputny`x territoriyax Arkticheskoj zony` Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul`tantPlyus».
  6. Pikuleva O. K voprosu o marketinge i brendinge territorij [E`lektronny`j resurs]. URL: http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_2/article_content1381307741383035file.pdf (data obrashheniya: 05.05.2022).
  7. Nuzhny` li Rossii megaproekty`? // Byudzhet: Novosti. Gosudarstvo. 02.11.2011. N 11; http://bujet.rn/artide/161005.php. Zagl. s e`krana (data obrashheniya: 05.05.2022).
  8. Punkt 6 st. 2 proekta federal`nogo zakona «O razvitii Arkticheskoj zony` Rossijskoj Federacii», podgotovlennogo Ministerstvom e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul`tantPlyus».
  9. Oficial`ny`j sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru (data obrashheniya: 06.05.2022).
  10. Federal`ny`j zakon ot 01.05.2016 N 119-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob osobennostyax predostavleniya grazhdanam zemel`ny`x uchastkov, naxodyashhixsya v gosudarstvennoj ili municipal`noj sobstvennosti i raspolozhenny`x v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii i na drugix territoriyax Severa, Sibiri i Dal`nego Vostoka Rossijskoj Federacii, i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul`tantPlyus».
  11. Dal`nevostochny`j federal`ny`j okrug // Oficial`ny`j sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Dal`nevostochnom federal`nom okruge. URL: http://www.dfo.gov.ru/district/ (data obrashheniya: 06.05.2022).
  12. Oficial`ny`j sajt Rosreestra. URL: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/ (data obrashheniya: 07.05.2022).
  13. «Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii» ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 01.05.2022) // SPS «Konsul`tantPlyus».
  14. Peskova A.A. Mestnoe samoupravlenie: rasporyazhenie zemel`ny`mi uchastkami, gosudarstvennaya sobstvennost` na kotory`e ne razgranichena (po materialam sudebnoj praktiki Dal`nevostochnogo regiona) // Konstitucionnoe i municipal`noe pravo. 2021. N 20. S. 29 — 32.
  15. Federal`naya informacionnaya sistema «NaDal`nijVostok.RF». URL: https://nadal`nijvostok.rf/. (Data obrashheniya 10.05.2022).
  16. Federal`ny`j zakon ot 28.06.2021 N 226-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «Ob osobennostyax predostavleniya grazhdanam zemel`ny`x uchastkov, naxodyashhixsya v gosudarstvennoj ili municipal`noj sobstvennosti i raspolozhenny`x na territoriyax sub«ektov Rossijskoj Federacii, vxodyashhix v sostav Dal`nevostochnogo federal`nogo okruga, i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» i otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul`tantPlyus».
  17. Oficial`ny`j sajt Ministerstvo po razvitiyu Dal`nego Vostoka i Arktiki. URL: https://minvr.gov.ru/p (data obrashheniya: 08.05.2022).
  18. Oficial`ny`j sajt Rosreestra: Svedeniya o nalichii i raspredelenii zemel` v Rossijskoj Federacii na 1 yanvarya 2022 g. (v razreze sub«ektov Rossijskoj Federacii). URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (data obrashheniya: 10.05.2022).
  19. Oficial`ny`j sajt Ministerstvo po razvitiyu Dal`nego Vostoka i Arktiki. URL: https://nadal`nijvostok.rf/ i https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/news/detail?id=784 (data obrashheniya 10.05.2022)

Для цитирования: Шендрик Ю.В., Терещенко Т.Ю. Арктический гектар – мегапроект страны: состояние и тенденции развития // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-11/

© Шендрик Ю.В., Терещенко Т.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.