Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10454

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА

INCREASING THE LEADER’S QUALIFICATION AS A MECHANISM OF SUSTAINABILITY OF SMALL BUSINESS

Сафонов Алексей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Safonov A.Y., safonov_2003@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрено малое предпринимательство как совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка, их роль в производительной силе рыночной экономики. Проведен анализ факторов, которые влияют на сокращение количества субъектов малого бизнеса. Рассмотрены технологии обучения предпринимательству.

Summary. The article discusses small business as a set of independent small and medium enterprises acting as economic actors of the market, their role in the productive power of a market economy.The analysis of factors that affect the reduction in the number of small businesses. Technologies of teaching entrepreneurship are considered.

Ключевые слова: малый бизнес, управление, технологии обучения, эффективность бизнес-процессов, компетенции персонала.

Keywords: small business, management, training technologies, business process efficiency, staff competencies.

Введение. В основе любого развитого государства, помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес, так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.Малый и средний бизнес являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться. Выступая в роли производительной силы рыночной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса оказывают стимулирующее воздействие на другие экономические субъекты, обеспечивая гармоничное формирование экономики страны в целом [2].

Малый бизнес играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в структуре экономике развитого сектора малого бизнеса обуславливает рост занятости населения, что особенно важно в условиях нестабильной экономики и сопровождающей этот процесс безработицы. В результате роста предпринимательской активности населения формируется средний класс собственников – основа устойчивого общества, при этом идет создание новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Поэтому развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

По состоянию на конец 2018 в России зарегистрировано 2.659.943 малых предприятия, это на 94 тысячи меньше, чем в предыдущем 2017 году[9]. В России наблюдается снижение количества предприятий малого бизнеса. Анализ факторов, которые влияют на сокращение количества субъектов малого бизнеса, дает следующие результаты: ухудшение экономической ситуации в мире и в стране, отсутствие стимулирующих мер со стороны государства, недостаточные компетенции учредителей и/или руководителей для долгосрочного успешного управления бизнесом.

Последний фактор является стимулом для исследования в этой статье. Наряду с причинами экономического характера отмечается недостаточные менеджерские компетенции у учредителей и/или руководителей бизнеса. При высоком запросе на предпринимательскую деятельность в России практически отсутствует системаобучения предпринимательству,а это является очень важным направлением устойчивости иуспешного развития бизнеса.

Исследование. В этой статье мы рассматриваем предпринимательство в качествепрофессиональной работы людей в сфере создания и управления собственным бизнесом,организованной на условиях самостоятельной занятости и направленной на обеспечение и создание новых благ и ценностей, производство и продажутоваров, выполнение работ и оказание услуг. Исследования, проводимые в этой сфере, показывают низкую производительность российского малого бизнеса по сравнению с аналогичными предприятиями из других стран.Во многом проблемы малого предпринимательства связаны с низким уровнем компетенций и отсутствием профессионального образования. Управление бизнес-процессами – своего рода искусство, которому специалисты обучаются в течении долгих лет  [6].

Недостаточный уровень образования или подготовки руководителей зачастую приводит к ряду негативных последствий: стагнации предприятия, потере возможности получения инвестиций или государственной поддержки (субсидий, льготных кредитов и пр.) из-за непроработанности бизнес-процессов, риску неиспользования инновационного потенциала и даже к риску банкротства.

Существуют технологии обучения предпринимательству, которые прошли проверку временем и общепризнаны на международном уровне. Благодаря овладению такими технологиями обучающиеся приобретают знания по основам предпринимательства, маркетинга, изучают стратегии построения производства и управления развитием предприятия, формируют определенный образ мышления. В большинстве крупных университетах мира есть целые программы по подготовке или переподготовке руководителей малого бизнеса. Профессиональное образование в сфере малого предпринимательства играет важную роль в США, Франции, Германии, Японии и других развитых странах. Так, в Соединенных Штатах существует порядка 500 колледжей, которые предлагают различные курсы по малому предпринимательству. Здесь же существует развитая сеть школ бизнеса, имеющих богатую материально-техническую базу для квалифицированной подготовки молодежи. Часто эти учебные заведения взаимодействуют с представителями малого бизнеса напрямую, что делает студентам доступным еще во время обучения овладеть практическим опытом [3].

Разноуровневая система подготовки профессиональных управленцев есть и в Германии. Помимо специализированных учебных заведений образовательные программы для поддержки малого бизнеса реализуются на платформе торгово-промышленной палаты, на курсах в народных университетах, частных курсах.В Германии работают специальные консультационные центры, которые оказывают профессиональную поддержку начинающим руководителям малых предприятий.  

Осознанное систематическое обучение руководителей малого бизнеса в России сталкивается с рядом объективных и субъективных препятствий. К объективным препятствиям можно отнести отсутствие образовательных центров для субъектов малого бизнеса, недостаточность специальных государственных программ повышения квалификации руководителей малого бизнеса. Одним изсубъективных препятствий является стереотип: «Если я учусь, значит, я некомпетентен.Пусть сотрудники учатся, а я не буду рисковать своим авторитетом». Топ-менеджер начинает отставать от своих конкурентов, в свою очередьи персонал начинает увиливать от любых форм обучения.Следующее препятствие для своевременного и, значит, эффективного обучения современных руководителей малого и среднего бизнеса – заблуждение, что их бизнес является уникальным и инструменты управления бизнесом, применяемые в других компаниях и тем более других странах, им не подходят. Препятствующим фактором может быть и отсутствие замеров своей личной эффективности и эффективности компании. Руководители тщательно подсчитывают прибыль, но не считают нужным измерять эффективность отдельных подразделений и сотрудников, а именно эти показатели дают устойчивое развитие в будущем, поскольку связаны с эффективностью бизнес-процессов предприятия и компетенциями персонала. Топ-менеджеры незамеряют и эффективность собственной деятельности.Еще один негативный фактор: топ-менеджеры средних и малых компаний все чаще смотрят на свою компанию только сверху вниз. Но иногда, чтобы увидеть скрытые ресурсы для повышения эффективности и получить толчок к развитию, надо либо посмотреть на компанию извне (например, глазами поставщика или клиента), либо снизу вверх – встать на один день на место рядового сотрудника[8].

Современный мир отличается высокой динамичностью изменений с технологической, экономической и социальной точек зрения. Эти изменения ведут к новым задачам, и чем больше скорость и масштаб изменений, тем масштабнее и сложнее задачи. Проблемы, представляющие собой проявления дезинтеграции в результате перемен, требуют решения. Однако любые решения, которые принимают руководители организаций для преодоления этих проблем, порождают новые изменения, a значит, новые рассогласования, приводящие к новым задачам. Предназначение любой формы руководства–решатьактуальные задачи и готовиться к новым в ближайшей и долгосрочной перспективе. Это обозначает осознанное управление изменениями. Своевременно понимать характер и направление изменений, умение прогнозировать ситуацию для своего бизнеса, выстраивать стратегию развития своего бизнеса и владеть эффективными технологиями управления – это те знания, которые руководитель малого бизнеса может получить при профессиональном обучении.

Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации – это государственная программа повышения квалификации руководителей. Основная цель этой программы – обеспечить предприятия и учреждения высококвалифицированными специалистами в сфере управления и организации производства. Основное внимание уделяется современным требованиям экономики, владея которыми, управленцы способны эффективно работать в рыночных условиях.Кроме того,президентская программа знакомит с управленческой культурой и опытом экономически успешных зарубежных стран. Программа действует с 1997 года. Программа позволяет пройти специальный курс подготовки и получить профессиональные знания в области экономики и управления, а также менеджмента, маркетинга и финансов.Программа дает возможность участвовать в стажировке на ведущих российских и зарубежных предприятиях, при этом установить деловые и дружеские контакты с российскими и зарубежными коллегами.

Обучение осуществляется на базе в ведущих российских высших учебных заведениях в течение 5-9 месяцев в зависимости от выбранной формы обучения и стажировку в ведущих российских и зарубежных организациях продолжительностью от 3до 12 недель [7].

Эффективными обучающими программами признаны программы, осуществляющиеся в международной кооперации с партнерами из западных стран. На примере немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии (DMAN), которая реализует через организацию программ повышения квалификации для специалистов и руководителей предприятий, рассмотрим возможные форматы для руководителей предприятий малого бизнеса.

География участников образовательных программ широкая и охватывает преимущественно страны Центральной и Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока и даже Латинской Америки.В программах уже приняли участие менеджеры из России и Белоруссии,Индии и Ирана, Монголии и Латвии, Казахстана и Китая, Мексики, Египта и многих других стран.

Академия менеджмента Нижней Саксонии разрабатывает и реализует программы повышения квалификации для руководителей и специалистов предприятий, вузов и бизнес-школ, представителей органов государственной власти. Академия предлагает обширный спектр программ по повышению квалификации, ключевым преимуществом которых является практическая направленность обучения. Несколько раз в году Академия организует открытые семинары по основным направлениям менеджмента, в которых могут принять участие все заинтересованные лица.Визитной карточкой Академии являются тщательно подготовленные посещения немецких предприятий. В результате экскурсий и встречи с руководством немецких фирм возникают платформы для создания и развития совместных проектов. Такие встречи содержат и значительный потенциал для новых бизнес-идей и результативногообмена профессиональной информацией.

За многолетнюю историю академии менеджмента участниками ее программ стало более 30 тысяч руководителей предприятий, каждый из которых получил новые знания, повысил уровень своих управленческих и профессиональных компетенций.  В процессе знакомства с предприятиями той или иной отрасли, при посещении выставок, в рамках учебно-ознакомительных поездок происходит обмен ценными деловыми контактами, которые в дальнейшем нередко перерастают в конкретные проекты. В этом случае обучение в академии менеджмента становится стартом перспективного долгосрочного сотрудничества[10].

Вывод. Для того, чтобы малый бизнес развивался, приобрел и удерживал значимую роль в экономике страны, необходимо помимо мер государственной поддержки (субсидий, льготных кредитов и др.) уделять принципиальное внимание повышению профессиональной квалификации руководителейпредприятий малого бизнеса. В стремительно меняющихся экономических условиях решающее для малого бизнеса значение приобретает информированность руководителей, способность быстро и профессионально принимать решения относительно стратегии дальнейшего поведения на рынке, владение современными технологиями управления. Получение управленческого образования, умение его использовать и регулярное повышение квалификации стали в современном мире необходимыми условиями для выживания.

Важной составляющей программы обучения руководителей малого бизнеса обязана быть трансляция системы мер государственной поддержки. Из-за отсутствия информированности руководителей предприятий малого бизнеса о государственных программах продержки снижается и эффективность подобных мер, что в целом сказывается негативно на экономике страны.

Литература

1. Mason, C. Creating good public policy to support high-growth firms / C. Mason, R. Brown // Small Business Economics. – 2013. – Vol. 40, № 2. – P. 211-225

2. Ахмедалиев, С.М. Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа экономического роста / С.М. Ахмедалиев // Проблемы современной экономики. – 2014. – №3. – С. 155-158.

3. Гром А. Обучение сотрудников малого бизнеса, состояние, проблемы. CNewsURL:

4. Гурьянов, П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса / П.А. Гурьянов // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – № 10. – С. 3-12.

5. Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы / В.И. Демкович // Деньги и кредит. – 2015. – № 11. – С. 26-31.

6. Динамика основных индикаторов предпринимательской активности россиян в 2008–2018гг. GEM. URL: www.gemconsortium.org

7. Информационный сайт Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерацииhttps://www.pprog.ru/

8. Краснова Наталья «Недостатки топ – менеджмента в малом и среднем бизнесе»Ведомости от 03 12.2015.

9. Малое и среднее предпринимательство в России 2019. Статистический сборник. https://www.gks.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf

10. Немецкая Академия Менеджмента Нижней Саксонии: https://dman.de/ru/glavnaja/