Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.5

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10453

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОЦЕНКЕ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ

USE OF NON-FINANCIAL INDICATORS OF THE ENTERPRISE’S WORK IN THE ASSESSMENT OF ITS SUSTAINABILITY

Зубарев Илья Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

ZubarevI.S., zubarevilya@mail.ru

Аннотация. В статье автором представлен анализ различных приемов оценки платежеспособности хозяйствующего субъекта на основе данных, представленных финансовых и нефинансовых показателей. Исследования в области анализа производственных предприятий сегодня представлены такими примерами, в которых отражаются сложные финансовые и нефинансовые показатели, среди таких принято считать «опыт клиента», в рамках перехода государства и населения в целом на цифровые «рельсы» как производства, так и торговли, показатели, отвечающие за нефинансовую характеристику бизнеса становятся более чем актуальны и ставят  под сомнение роль традиционных финансовых показателей, таких как выручка. Цель данной статьи – раскрыть развитие финансовых и нефинансовых методик, которые используются в оценке успеха и эффективности деятельности многих хозяйствующих субъектов. В повседневном анализе деятельности многих предприятий внимание уделяется финансовым показателям, несмотря на растущую осведомленность о нефинансовых, более сложных и нематериальных показателях, таких как «качество обслуживания клиентов» или «удовлетворенность клиентов». Это говорит об отсутствии исследований, направленных на нефинансовые цели в производстве и торговле, по сравнению с финансовыми показателями. Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей. Практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире на протяжении более 20 лет.

Summary. In the article, the author presents an analysis of various methods for assessing the solvency of an economic entity based on data presented by financial and non-financial indicators. Research in the field of analysis of manufacturing enterprises today is presented by such examples, which reflect complex financial and non-financial indicators, among which it is considered “customer experience”, in the framework of the transition of the state and the population as a whole to digital “tracks” of both production and trade, indicators those responsible for the non-financial characteristics of the business are more than relevant and question the role of traditional financial indicators, such as revenue. The purpose of this article is to disclose the development of financial and non-financial techniques that are used in assessing the success and effectiveness of many business entities. In the daily analysis of the activities of many enterprises, attention is paid to financial indicators, despite the growing awareness of non-financial, more complex and intangible indicators, such as “customer service quality” or “customer satisfaction”. This indicates the absence of research aimed at non-financial goals in production and trade, compared with financial indicators. Public non-financial reporting is one of the important sources of data on the basis of which decisions can be made at the state level about the degree of achievement of the stated strategic goals. The practice of public non-financial reporting has been developing in the world for over 20 years.

Ключевые слова: нефинансовые показатели, финансовые показатели, платежеспособность, устойчивость, выручка, рентабельность, цифровая экономика, производство.

Keywords: non-financial indicators, financial indicators, solvency, stability, revenue, profitability, digital economy, production.

Любое решение руководства основывается на полученной информации, достоверной и проверенной. Важную роль в сборе, анализе и обобщении информации играет управленческий персонал, который получает информацию из внешней среды, путем систематизации и обобщения открытых источников, статистических данных, проведенных собственных наблюдений и исследований. Внутренняя информация получается при обработке первичных документов, обобщающих или группирующих информацию и формирующих необходимые отчеты. Анализируя и обобщая полученную информацию, руководители разных уровней определяют будущие варианты развития различных производственных ситуаций, прогнозируют тенденции и динамику, формулируют соответствующие тактические или стратегические шаги для развития бизнеса. Соответственно, необходимо не только знать сущность показателей, входящих в финансовые отчеты, но и логику их появления и влияние на показатели работы всего предприятия.

В условиях глобализации экономики интерес большинства организаций не может быть удовлетворен только на основе данных, содержащихся в финансовой отчетности. В то же время, хозяйствующие субъекты заинтересованы информировать общественность о своих социальных инициативах, корпоративной ответственности и других достижениях, которые требуют специального формата публикаций с целью формирования высокого рейтинга, репутации и инвестиционной привлекательности [2]. В настоящее время различные группы пользователей заинтересованы в характеристиках экономической деятельности организаций, которые отражаются и характеризуются нефинансовыми показателями, сгруппированными по отдельным видам нефинансовых отчетов, а именно – по социальным, экологическим аспектам деятельности субъектов хозяйствования [3].

Устойчивое финансовое состояние является результатом грамотного использования  комплекса ресурсов, а также четкого определения факторов, влияющих на результаты экономической деятельности. Принимая во внимание то обстоятельство, что рассмотрение экономического субъекта с точки зрения системного подхода предполагает представление его не только как системы взаимосвязанных элементов, но и как составной части вышестоящего субъекта хозяйствования, выдвинута следующая гипотеза. Устойчивость финансового состояния субъектов, находящихся на различных иерархических уровнях, взаимосвязана и обусловлена совокупностью факторов, определивших эффективность функционирования нижестоящего субъекта.

Под динамической устойчивостью организации понимают периодическую смену состояний статической устойчивости, которая обеспечивается соответствием параметров протекания бизнес-процессов меняющимся требованиям внешней среды. Таким образом, устойчивость – это способность аппарата управления адекватно реагировать на угрозы факторов риска, учитывая внутренние уязвимости, используя зарезервированные ресурсы в целях нормального ведения инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Негативные тенденции экономической нестабильности часто приводят предприятия к неплатежеспособности (банкротству). В принципе, любое управление, так или иначе, должно быть антикризисным (оздоровительным), поскольку многие организации могут столкнуться с кризисным финансовым положением. Игнорирование этой концепции может привести к ощутимым негативным последствиям, и ее понимание и осуществление способствуют менее болезненному прохождению кризисных ситуаций. Концепция антикризисного управления, основанная на учете и анализе банкротства, состоит из нескольких блоков. Составляющими являются такие факторы как: восстановление эффективности собственника, ликвидация бизнеса, смена собственника (с сохранением бизнеса).

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» в девятой главе «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц» выделен отдельный параграф «Банкротство сельскохозяйственных организаций». Под действие этой главы попадают юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50 % общей суммы выручки.

Кроме того, в целях недопущения подобной практики разорения села и прекращения сельскохозяйственного производства, важно, чтобы в случае банкротства сельскохозяйственных организаций, имущество такой организации переходило к более эффективному собственнику, который должен быть, прежде всего, сельскохозяйственной организацией, нормально функционирующей и желающей увеличить объемы своей деятельности. Необходимо внести следующие изменения действующего законодательства:

  • предлагается, чтобы в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации принимали участие органы регионального местного самоуправления по месту нахождения должника;
  • на руководителя сельскохозяйственной организации нужно возложить обязанность в случае обращения взыскания на имущество должника, входящее в единый производственно-технологический комплекс, направить в арбитражный суд заявление должника о банкротстве;
  • к кандидатурам арбитражных управляющих вводятся дополнительные квалификационные требования, связанные с наличием специального образования, опыта работы по восстановлению платежеспособности должников именно в сфере сельского хозяйства.

Опираясь на систематический, литературный подход, в статье исследованы факторы развития и формы финансовых и нефинансовых показателей в рамках современной практики организаций, проведен ретроспективный анализ, с целью показать переход от финансовых к нефинансовым показателям. По результатам различных исследований, выявлено увеличение с 2015 года роли рассмотрения нефинансовых показателей как немаловажного предмета интереса к исследованиям, утверждена ведущая и растущая роль нефинансовых мер, представленных главным образом «опытом клиентов», в преобразовании всех сфер общественной жизни.

Рассматривая причины, которые могут способствовать определению платежеспособности предприятий, можно отметить внешние и внутренние показатели.

Данные показатели часто используют при анализе финансовых коэффициентов, прогнозируя тем самым банкротство организации на основе одномерного и многомерного подходов. Считается, что показатели в категориях прибыльности, ликвидности и кредитного плеча являются важными показателями прогнозирования банкротства. Однако, помимо выше перечисленных моментов встречаются и показатели, представленные в работе Шейкиной Т. С., которые отвечают и связаны со структурой управления, такие как состав структуры правления и совет директоров, связаны с банкротством фирмы. Среда, управление, возраст и размер организации являются важными факторами, определяющими банкротство. Однако, предсказать банкротство молодых организаций, только вошедших на рынок труднее, чем опытных и долго находящихся на рынке. Как правило молодые организации менее опытны и финансово слабые, поэтому при столкновении с финансовыми затруднениями банкротство с большей вероятностью произойдет неожиданно по сравнению со старшими и более крупными фирмами [5].

Так, к внешним причинам устойчивой неплатежеспособности предприятий могут быть отнесены: общая экономическая ситуация в стране, система налогообложения, общий дефицит денежных средств, низкий уровень платежеспособного спроса.

В составе внутренних причин следует назвать показатели, представленные в работе Яруллина Р.Р., Авсеенко К.И., а именно  нерациональную политику управления активами, сбои в механизме движения денежных потоков, низкую конкурентоспособность продукции, дефицит собственных оборотных средств, отсутствие финансового планирования и прогнозирования [6].

К нефинансовым показателям, по мнению Шмидта Ф., так же можно отнести следующие:

  • наличие устойчивого платежеспособного спроса на оказываемые услуги;
  • наличие производственного потенциала предприятия, как совокупности материальных, трудовых, организационных ресурсов, которые характеризуют организацию как способную к ведению хозяйственной деятельности и получении прибыли;
  • при необходимости наличие разрешений и лицензий на осуществление деятельности;
  • реальное наличие или отсутствие кредиторской задолженности в исследуемый период [8].

Следует отметить, что для пользователей отчетности важно получить комплексное представление о деятельности организации, ее стратегии. Поэтому дополнение финансовой информации бухгалтерской отчетности нефинансовыми показателями лишь в некоторой степени повысит информационные возможности отчетных сведений. Тем не менеедополнительные сведения будут полезны для принятия деловых, управленческих решений.

По результатам проведенного обзора финансовых и нефинансовых показателей сформулированы некоторые выводы. В частности, инструментарий нефинансовой оценки имеет свои определенные преимущества перед финансовыми показателями, таки как динамика нефинансовых (натуральных) показателей дает возможность диагностировать объемы воспроизводства продукции по отношению к каждой группе оборудования и, соответственно, в каждом центре затрат. Например, в сравнении с паспортными мощностями оборудования можно произвести первичную оценку целесообразности начала производства продукции и сделать вывод о возможности достижения запланированных целевых показателей [9].

Также существенную роль играют экономические составляющие, которые определяют общий уровень экономического развития, в котором функционирует организация.

Социально-демографическая составляющая представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющих на деятельность организации. Такими показателями являются, прежде всего, уровень занятости и безработицы населения, минимальный размер оплаты труда и др.

Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы, развитие которых позволяет организациям модернизировать старую и создать новую продукцию.

Международная составляющая связана с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, а также с внешнеэкономической деятельностью государства, которая влияет на деятельность национальных организаций.

Литература

  1. Барткова Н.Н., Сааков А.С. Нормативно-правовые основы выявления признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства организации // Бухгалтер и закон, 2013. – №4 (166). – С. 18-23.
  2. Банк В.Р., Банк С.В., Солоненко А.А. Бухгалтерский учет и аудит в условиях банкротства: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -296 с.
  3. Баранова, И. В. Бухгалтерский учет и анализ. Раздел 2 : Теория экономического анализа: учеб.пособие / И. В. Баранова. – Новосибирск : САФБД, 2013. – 136 с.
  4. Сорокина, К.В. Интегрированная отчетность -новая модель отчетности для бизнеса [Текст] / К.В. Сорокина // Корпоративная финансовая отчетность. 2015. № 7. С 3-14.
  5. Шейкина Т. С. Диагностика финансового состояния предприятия с целью предупреждения банкротства // Труды вольного экономического общества. 2017. Т. 206. С. 262-276.
  6. Яруллин Р.Р., Авсеенко К.И. Финансовые методы предупреждения банкротства предприятий // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2017. С. 4-11.
  7. Melnyk, S.A., Bititci, U., Platts, K., Tobias, J., Andersen, B.: Is performance measurement and management fit for the future? Manag.Account. Res. 25(2), 173-186 (2014).
  8. Ahiawodzi K. A., Adade T. C. Access to Credit and Growth of Small and Medium Scale Enterprises in the Ho Municipality of Ghana // British Journal of Economics, Finance and Management Sciences. November. 2012. Vol. 6 (2). Pp. 34-51.
  9. Schmid F. DiTechverschiebtInsolvenzanmeldung. Wien ORF.at, 2014. Available at: http://wien.orf.at/news/stories/2636218/ (accessed 06.02.2016).