Московский экономический журнал 6/2020
УДК 331.1
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10454
ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
INCREASING THE LEADER’S QUALIFICATION AS A MECHANISM OF SUSTAINABILITY OF SMALL BUSINESS
Сафонов Алексей Юрьевич, кандидат экономических наук,
доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Safonov
A.Y., safonov_2003@list.ru
Аннотация. В
статье рассмотрено малое предпринимательство как совокупность независимых
мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка, их
роль в производительной силе рыночной экономики. Проведен анализ факторов,
которые влияют на сокращение количества субъектов малого бизнеса. Рассмотрены технологии обучения предпринимательству.
Summary. The article discusses small business as a set of independent small and
medium enterprises acting as economic actors of the market, their role in the
productive power of a market economy.The analysis of factors that affect the
reduction in the number of small businesses. Technologies
of
teaching
entrepreneurship
are
considered.
Ключевые
слова: малый бизнес, управление, технологии обучения, эффективность бизнес-процессов, компетенции персонала.
Keywords: small business, management,
training technologies, business process efficiency, staff competencies.
Введение. В основе любого развитого государства, помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес, так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.Малый и средний бизнес являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться. Выступая в роли производительной силы рыночной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса оказывают стимулирующее воздействие на другие экономические субъекты, обеспечивая гармоничное формирование экономики страны в целом [2].
Малый бизнес играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в структуре экономике развитого сектора малого бизнеса обуславливает рост занятости населения, что особенно важно в условиях нестабильной экономики и сопровождающей этот процесс безработицы. В результате роста предпринимательской активности населения формируется средний класс собственников – основа устойчивого общества, при этом идет создание новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Поэтому развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
По состоянию на конец 2018 в России зарегистрировано 2.659.943 малых предприятия, это на 94 тысячи меньше, чем в предыдущем 2017 году[9]. В России наблюдается снижение количества предприятий малого бизнеса. Анализ факторов, которые влияют на сокращение количества субъектов малого бизнеса, дает следующие результаты: ухудшение экономической ситуации в мире и в стране, отсутствие стимулирующих мер со стороны государства, недостаточные компетенции учредителей и/или руководителей для долгосрочного успешного управления бизнесом.
Последний фактор
является стимулом для исследования в этой статье. Наряду с причинами
экономического характера отмечается недостаточные менеджерские компетенции у
учредителей и/или руководителей бизнеса. При высоком запросе на
предпринимательскую деятельность в России практически отсутствует
системаобучения предпринимательству,а это является очень важным направлением
устойчивости иуспешного развития бизнеса.
Исследование. В этой статье мы рассматриваем предпринимательство в качествепрофессиональной работы людей в сфере создания и управления собственным бизнесом,организованной на условиях самостоятельной занятости и направленной на обеспечение и создание новых благ и ценностей, производство и продажутоваров, выполнение работ и оказание услуг. Исследования, проводимые в этой сфере, показывают низкую производительность российского малого бизнеса по сравнению с аналогичными предприятиями из других стран.Во многом проблемы малого предпринимательства связаны с низким уровнем компетенций и отсутствием профессионального образования. Управление бизнес-процессами – своего рода искусство, которому специалисты обучаются в течении долгих лет [6].
Недостаточный уровень образования
или подготовки руководителей зачастую приводит к ряду негативных последствий: стагнации
предприятия, потере возможности получения инвестиций или государственной
поддержки (субсидий, льготных кредитов и пр.) из-за непроработанности
бизнес-процессов, риску неиспользования инновационного потенциала и даже к
риску банкротства.
Существуют технологии обучения предпринимательству, которые прошли проверку временем и общепризнаны на международном уровне. Благодаря овладению такими технологиями обучающиеся приобретают знания по основам предпринимательства, маркетинга, изучают стратегии построения производства и управления развитием предприятия, формируют определенный образ мышления. В большинстве крупных университетах мира есть целые программы по подготовке или переподготовке руководителей малого бизнеса. Профессиональное образование в сфере малого предпринимательства играет важную роль в США, Франции, Германии, Японии и других развитых странах. Так, в Соединенных Штатах существует порядка 500 колледжей, которые предлагают различные курсы по малому предпринимательству. Здесь же существует развитая сеть школ бизнеса, имеющих богатую материально-техническую базу для квалифицированной подготовки молодежи. Часто эти учебные заведения взаимодействуют с представителями малого бизнеса напрямую, что делает студентам доступным еще во время обучения овладеть практическим опытом [3].
Разноуровневая система
подготовки профессиональных управленцев есть и в Германии. Помимо специализированных
учебных заведений образовательные программы для поддержки малого бизнеса
реализуются на платформе торгово-промышленной палаты, на курсах в народных университетах,
частных курсах.В Германии работают специальные консультационные центры, которые
оказывают профессиональную поддержку начинающим руководителям малых
предприятий.
Осознанное систематическое обучение руководителей малого бизнеса в России сталкивается с рядом объективных и субъективных препятствий. К объективным препятствиям можно отнести отсутствие образовательных центров для субъектов малого бизнеса, недостаточность специальных государственных программ повышения квалификации руководителей малого бизнеса. Одним изсубъективных препятствий является стереотип: «Если я учусь, значит, я некомпетентен.Пусть сотрудники учатся, а я не буду рисковать своим авторитетом». Топ-менеджер начинает отставать от своих конкурентов, в свою очередьи персонал начинает увиливать от любых форм обучения.Следующее препятствие для своевременного и, значит, эффективного обучения современных руководителей малого и среднего бизнеса – заблуждение, что их бизнес является уникальным и инструменты управления бизнесом, применяемые в других компаниях и тем более других странах, им не подходят. Препятствующим фактором может быть и отсутствие замеров своей личной эффективности и эффективности компании. Руководители тщательно подсчитывают прибыль, но не считают нужным измерять эффективность отдельных подразделений и сотрудников, а именно эти показатели дают устойчивое развитие в будущем, поскольку связаны с эффективностью бизнес-процессов предприятия и компетенциями персонала. Топ-менеджеры незамеряют и эффективность собственной деятельности.Еще один негативный фактор: топ-менеджеры средних и малых компаний все чаще смотрят на свою компанию только сверху вниз. Но иногда, чтобы увидеть скрытые ресурсы для повышения эффективности и получить толчок к развитию, надо либо посмотреть на компанию извне (например, глазами поставщика или клиента), либо снизу вверх – встать на один день на место рядового сотрудника[8].
Современный мир
отличается высокой динамичностью изменений с технологической, экономической и социальной
точек зрения. Эти изменения ведут к новым задачам, и чем больше скорость и масштаб
изменений, тем масштабнее и сложнее задачи. Проблемы, представляющие собой
проявления дезинтеграции в результате перемен, требуют решения. Однако любые
решения, которые принимают руководители организаций для преодоления этих
проблем, порождают новые изменения, a значит, новые рассогласования, приводящие
к новым задачам. Предназначение любой формы руководства–решатьактуальные задачи
и готовиться к новым в ближайшей и долгосрочной перспективе. Это обозначает
осознанное управление изменениями. Своевременно понимать характер и направление
изменений, умение прогнозировать ситуацию для своего бизнеса, выстраивать
стратегию развития своего бизнеса и владеть эффективными технологиями управления
– это те знания, которые руководитель малого бизнеса может получить при
профессиональном обучении.
Президентская
программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Российской Федерации – это государственная программа повышения квалификации
руководителей. Основная цель этой программы – обеспечить предприятия и
учреждения высококвалифицированными специалистами в сфере управления и
организации производства. Основное внимание уделяется современным требованиям
экономики, владея которыми, управленцы способны эффективно работать в рыночных
условиях.Кроме того,президентская программа знакомит с управленческой культурой
и опытом экономически успешных зарубежных стран. Программа действует с 1997
года. Программа позволяет пройти специальный курс подготовки и получить
профессиональные знания в области экономики и управления, а также менеджмента,
маркетинга и финансов.Программа дает возможность участвовать в стажировке на
ведущих российских и зарубежных предприятиях, при этом установить деловые и
дружеские контакты с российскими и зарубежными коллегами.
Обучение осуществляется на базе в ведущих российских высших учебных заведениях в течение 5-9 месяцев в зависимости от выбранной формы обучения и стажировку в ведущих российских и зарубежных организациях продолжительностью от 3до 12 недель [7].
Эффективными обучающими
программами признаны программы, осуществляющиеся в международной кооперации с
партнерами из западных стран. На примере немецкой академии менеджмента Нижней
Саксонии (DMAN), которая реализует через организацию программ повышения
квалификации для специалистов и руководителей предприятий, рассмотрим возможные
форматы для руководителей предприятий малого бизнеса.
География участников
образовательных программ широкая и охватывает преимущественно страны
Центральной и Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока и даже Латинской Америки.В
программах уже приняли участие менеджеры из России и Белоруссии,Индии и Ирана,
Монголии и Латвии, Казахстана и Китая, Мексики, Египта и многих других стран.
Академия менеджмента
Нижней Саксонии разрабатывает и реализует программы повышения квалификации для
руководителей и специалистов предприятий, вузов и бизнес-школ, представителей
органов государственной власти. Академия предлагает обширный спектр программ по
повышению квалификации, ключевым преимуществом которых является практическая
направленность обучения. Несколько раз в году Академия организует открытые
семинары по основным направлениям менеджмента, в которых могут принять участие
все заинтересованные лица.Визитной карточкой Академии являются тщательно подготовленные
посещения немецких предприятий. В результате экскурсий и встречи с руководством
немецких фирм возникают платформы для создания и развития совместных проектов. Такие
встречи содержат и значительный потенциал для новых бизнес-идей и результативногообмена
профессиональной информацией.
За многолетнюю историю академии
менеджмента участниками ее программ стало более 30 тысяч руководителей
предприятий, каждый из которых получил новые знания, повысил уровень своих
управленческих и профессиональных компетенций. В процессе знакомства с
предприятиями той или иной отрасли, при посещении выставок, в рамках
учебно-ознакомительных поездок происходит обмен ценными деловыми контактами,
которые в дальнейшем нередко перерастают в конкретные проекты. В этом случае
обучение в академии менеджмента становится стартом перспективного долгосрочного
сотрудничества[10].
Вывод.
Для того, чтобы малый бизнес развивался, приобрел и удерживал значимую роль в
экономике страны, необходимо помимо мер государственной поддержки (субсидий,
льготных кредитов и др.) уделять принципиальное внимание повышению
профессиональной квалификации руководителейпредприятий малого бизнеса. В
стремительно меняющихся экономических условиях решающее для малого бизнеса
значение приобретает информированность руководителей, способность быстро и
профессионально принимать решения относительно стратегии дальнейшего поведения
на рынке, владение современными технологиями управления. Получение
управленческого образования, умение его использовать и регулярное повышение
квалификации стали в современном мире необходимыми условиями для выживания.
Важной составляющей
программы обучения руководителей малого бизнеса обязана быть трансляция системы
мер государственной поддержки. Из-за отсутствия информированности руководителей
предприятий малого бизнеса о государственных программах продержки снижается и
эффективность подобных мер, что в целом сказывается негативно на экономике
страны.
Литература
1. Mason, C. Creating good public policy to support high-growth
firms / C. Mason, R. Brown // Small Business Economics. – 2013. – Vol. 40, № 2.
– P. 211-225
2. Ахмедалиев, С.М.
Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа
экономического роста / С.М. Ахмедалиев // Проблемы современной экономики. –
2014. – №3. – С. 155-158.
3. Гром А. Обучение
сотрудников малого бизнеса, состояние, проблемы. CNewsURL:
4. Гурьянов, П.А.
Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса / П.А. Гурьянов //
Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – № 10. – С. 3-12.
5. Демкович, В.И. Малое и
среднее предпринимательство: современные вызовы / В.И. Демкович // Деньги и
кредит. – 2015. – № 11. – С. 26-31.
6. Динамика основных индикаторов предпринимательской
активности россиян в 2008–2018гг. GEM. URL: www.gemconsortium.org
7. Информационный сайт Комиссии
по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного
хозяйства Российской Федерацииhttps://www.pprog.ru/
8.
Краснова Наталья «Недостатки топ – менеджмента в малом и среднем
бизнесе»Ведомости от 03 12.2015.
9. Малое и среднее
предпринимательство в России 2019. Статистический сборник. https://www.gks.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf
10. Немецкая Академия Менеджмента Нижней Саксонии: https://dman.de/ru/glavnaja/