Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_461

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ БИЗНЕСОМ ПРИ ОКАЗАНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

MANAGING YOUR OWN BUSINESS IN THE PROVISION OF DIAGNOSTIC SERVICES IN HEALTHCARE

Минигулов Ильнур Вализанович, аспирант, Университет «Синергия», Москва, Россия

Minigulov Ilnur Valikhanov, PhD student, Sinergia State University, Moscow, Russia

Аннотация. Современный менеджмент в области медицинских диагностических центров. Рассмотрим как зарождалась частная медицина как бизнес. Какие были и есть проблемы бизнес процессов в диагностических центрах. Стратегии применяемые для расширения бизнеса в  области медицины. Минусы и плюсы введения бизнеса в области медицины

Abstract. Modern management in the field of medical diagnostic centers. Consider how private medicine as a business was born. What were and are the problems of business processes in diagnostic centers. Strategies applied to expand the business in the field of medicine. Cons and pros of starting a business in the field of medicine

Ключевые слова: менеджмент в медицине, управление медицинским центром, изменения, бизнес процессы в медицине, стратегия развития

Keywords: management in medicine, management of a medical center, changes, business processes in medicine, development strategy 

Введение

За последнее время вопросы менеджмента в медицинской сфере приобрели особую и повышенную важность. Это обуславливается ориентацией экономики нашего государства на развитие рынка, а помимо этого децентрализацией государственной власти на уровне отдельных территорий и проводимыми реформами в области управления отраслями, включая и область медицины. Все вышеуказанное довольно сильно меняет роль руководителей, повышая тем самым уровень их непосредственной самостоятельности при решении различных управленческих вопросов, а вместе с тем и развития тех объектов, которые находятся под их управлением.

В области самого менеджмента наблюдаются существенные изменения. Так, традиционный подход, который во главу ставит контроль и формирование вертикальной структуры, сменяется совершенно новым подходом, который предполагает использование всех существующих способностей собственных сотрудников, а помимо этого открытый доступ ко всей необходимой информации и поощрение.

Основная часть

Под управлением понимается функция биологических, социальных, технических и организационных систем, которая в полной мере обеспечивает сохранение их структуры, а помимо этого поддерживает соответствующий режим деятельности.

Если рассматривать понятие «управление» в более широком смысле, то под ним понимается воздействие одной системы на другую для того, чтобы внести соответствующие изменения в ее текущее и привычное поведение в необходимом направлении. Стоит отметить, что представленное определение является вполне приемлемым тогда, когда государство выступает в роли монополиста и владельца всех ресурсов, включая и медицинскую сферу.

Подчеркивается, что менеджмент достаточно легко и стремительно вошел в привычный повседневный обиход. Это обуславливается тем аспектом, что он означает управление организацией, включая и медицинскую организацию (далее – МО), основная и главная цель которой состоит в излечении соответствующего объема прибыли. В общем понимании менеджмент представляет собой умение эффективно и быстро добиваться всех целей, которые поставлены собственниками бизнеса (например, акционерами) посредством использования труда и интеллекта людей, которые являются профессионалами в нужной сфере.

Под понятием «менеджмент» следует понимать совокупность всех основных принципов, методов и эффективных средств управления предприятием, которые используются для повышения соответствующей эффективности производства и роста извлекаемой прибыли.

Особо отмечается, что задачи, которые ставятся в медицинской сфере, связаны непосредственно с предоставлением гражданам соответствующих медицинских услуг (далее – МУ), выпуском лекарственных препаратов, а помимо этого производством протезов и иной специализированной продукции.

Понятие «прибыль» в исследуемой сфере является крайне неоднозначной.  Так, в качестве его эквивалента здесь может выступать, например: снижение текущих временных сроков лечения больных, предотвращение ущерба, который связан с преждевременной смертностью, а также заболеваемостью, которая сопровождается временной утратой трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что каждая организация создается с конкретной и четкой целью, и МО не является исключением. Определение цели менеджмента – это первый этап управления и деятельности менеджера. Ведь, как гласит известная мудрость – «Если не знаешь куда плыть – никакой ветер не будет попутным».

Цели могут отличаться: по сферам, содержанию, иерархии, а помимо этого и времени.

В России примерно с 2000 годов произошли обширные изменения в области оказания МУ. До 2000 годов за медицинской помощью в основном обращались в государственные учреждения. Оказание платных МУ не велось, это сказывалось на качестве оказания услуги. Но с 2000 началось  обширное изменения в этой области, начали появляться частные клиники, медицина стала частично платной. Все в начале придерживались стратегии синего океана, качество услуг стало чуть лучше чем в государственных клиниках по полису ОМС. Государственные учреждения так же не отставали от частного бизнеса и вводили плату за некоторые услуги. Чуть позже появились диагностические центры, которые выполняли роль диагностики, без последующего лечения. Это увеличило лояльность со стороны медицинских организаций которые по разным причинам не могли позволить себе диагностическое оборудование. Диагностические центры бывают очень разных направлений медицины. В своей диссертационной работе я буду описывать управление бизнесом в области рентген диагностики. В основном владельцами медицинских организация являются Врачи с большим опытом в медицине. И тут начинаются все вытекающие проблемы. Врачи которые заканчивают медицинский университеты далеки от введения бизнес процессов, и у организации выявляются проблемы связанные с управлением бизнеса.

В следствии того что, до последнего времени в медицине не было полноценной конкуренции и все придерживались стратегии синий океан , проблема стала актуальной относительно не давно, так как рынок начал переполняться, и конкуренция усилилась. Медицинские организации которые будут вводить методы управления бизнесом и адаптировать их под нужды конкретной области диагностика, будут более адаптированными, и соответственно более конкурентоспособными. Управление собственным бизнесом при оказании диагностических услуг в здравоохранении особными. Это даст им больше прибыли и минимизирует издержки на введение организации. Так же хочется открыть темы более качественного подбора диагностического оборудования, так как зачастую, в области диагностики это играет важную роль. Из за недостаточного теоретического и стратегического понимания, владельцы компании могут не правильно распоряжаться оборудованием и его функционалом, так как нет достаточного понимание требований со стороны клиентов. Из за того что менеджмент плохо развит в медицинской сфере, есть проблемы с бизнес процессами, которые влияют на всю организацию. Теоретическую и практическую значимость имеют методические положения по управлению бизнес процессами компании, которые вносят довольно существенный вклад в развитие методологии стратегического управления в части интеграции концепции управления и менеджмента в управлении бизнес процессами. Использование предлагаемых методических подходов позволяет повысить обоснованность управленческих решений в управлении диагностическими центрами, благодаря расширенной структуре  анализа, которые связаны с выбором партнеров среди медицинских клиник и способов взаимодействия с ними. Разработанная модель управления бизнес взаимодействиями носит универсальный характер и может быть использована российскими организациями, осуществляющими свою деятельность в области здравоохранения.

Следует подчеркнуть, что современное производство и реализация МУ осуществляется с непосредственным использованием инновационных технологий и нового оборудования, и помимо этого посредством довольно высокой и эффективной организации труда сотрудников и использования информационных систем. Изменения, направленные на совершенствование такой сферы, как медицина, приводят к ее последующей специализации. Наблюдается рост разнообразия различных организаций и их структуры управления в области медицины. При этом существующие риски, которые присуще рыночной экономике, требуют от квалифицированных менеджеров соответствующей компетентности, самостоятельности и ответственности за все решения, которые они принимают. Данный аспект является фундаментальной основной специализации и в рамках управления организацией, осуществляющей свою деятельность в области медицины.

Отдельно следует отметить интеграцию (объединение), которая в области менеджмента следует из возникающей потребности в реализации общей цели здравоохранительного предприятия.

Так, с одной стороны, это объединение различных специальных действий, применяемых и используемых на разных стадиях управления в единый процесс, а с другой – это объединение нескольких подразделений в единое целое (например, больницу, клинику).

При этом предприятия вполне могут быть объединены в новые организационные формы, преследуя определенные цели в области экономии ресурсов или оптимального и разумного применения имеющегося оборудования и т.д.

Говоря о законе экономии времени (далее – ЭВ), следует отметить, что он является справедливым исключительно для материального производства. Любая экономия, рано или поздно, сводится именно к ЭВ. Данное положение является наиболее характерным для исследуемой сферы, где данный закон выступает в качестве закона управления временем.

Эффективность управления, а как следствие, и достижение цели напрямую зависит от скорости и своевременности реакции менеджера на возникающие потребности рынка и мобилизации всех ресурсов, имеющихся у предприятия, для того, чтобы в полной мере удовлетворить данные потребности. Решение абсолютно любого вопроса в сфере менеджмента за максимально короткое время благоприятно отражается на итоговых результатах МО. Помимо этого, глобально закон ЭВ может оказывать соответствующее влияние на область здравоохранения и уровень экономического развития нашего государства.

Заключение

В нынешнем веке рост значимости такого фактора, как управление, а вместе с тем повышение социального статуса людей, которые реализуют соответствующие управленческие функции, послужило весомым основанием для появления такой концепции, как «менеджериальная революция». В соответствии с ней, власть переходит к управленцам бизнеса (например, управленцу МО). Однако, сегодня не только профессиональные качества менеджеров и способы их непосредственного приобретения, но и сама его роль как профессионального руководителя, является предметом довольно серьезных и бурных дискуссий.

Список источников

  1. Громов, А. И.  Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
  2. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Елиферов, В. В. Репин; Институт экономики и финансов «Синергия». – М. : Инфра-М, 2006. – 318 с.
  3. Мочерный С.В. Основы экономической теории: учебник / С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под общ. ред. С.В. Мочерного. – К.: О-во «Знания», КОО, 2000. – 601 с.
  4. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
  5. Куприянов, Ю. В.  Бизнес-системы. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.

References

  1. Gromov, A. I. Business process management: modern methods : monograph / A. I. Gromov, A. Fleishman, V. Schmidt ; edited by A. I. Gromov. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2019. — 367 p.
  2. Eliferov, V. G. Business processes: regulation and management [Text] : textbook. manual / V. G. Eliferov, V. V. Repin; Institute of Economics and Finance «Synergy». – M. : Infra-M, 2006. – 318 p.
  3. Mocherny S.V. Fundamentals of economic theory: textbook / S.V. Mocherny, V.K. Simonenko, V.V. Sekretaryuk, A.A. Ustenko; Under the general editorship of S.V. Mocherny. – K.: O-vo «Knowledge», KOO, 2000. – 601 p.
  4. Vihansky, O. S. Management: textbook / O. S. Vihansky, A. I. Naumov. — 6th ed., reprint. and add. — Moscow : Master’s degree : INFRA-M, 2021. — 656 p
  5. Kupriyanov, Yu. V. Business systems. Fundamentals of management theory : a textbook for universities / Yu. V. Kupriyanov. – 3rd ed., ispr. and add. – Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. – 217 p.

Для цитирования: Минигулов И.В. Управление собственным бизнесом при оказании диагностических услуг в здравоохранении // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-42/

© Минигулов И.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.