Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339:338.47

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_368

ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРС-МАЖОРОВ НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

IMPACT OF THE INTERNATIONAL FORCE MAJEURES CONSEQUENCES ON THE ENTERPRISES BUSINESS PROCESSES 

Логинова Валерия Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет,

E-mail: 000234@pnu.edu.ru

Нильга Ольга Константиновна, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, E-mail: 2021101836@pnu.edu.ru

Loginova Valeria Alexandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management, Pacific Nation University, E-mail: 000234@pnu.edu.ru

Nilga Olga Konstantinovna, Department of Economics and Management, Pacific Nation University, E-mail: 2021101836@pnu.edu.ru

Аннотация. В работе рассмотрено понятие форс-мажора, дана классификация форс-мажоров. Предложены показатели и обоснована возможность их использования для оценки влияния различных видов форс-мажоров на экономику. Приведена динамика выбранных показателей за 2013–2022 годы.

Дана аналитическая оценка динамики показателей в связи с различными видами форс-мажора. Представлены результаты корреляционного анализа зависимости показателей деятельности транспортной компании от предложенных для оценки влияния форс-мажоров показателей. Сделаны выводы о степени влияния форс-мажоров на показатели деятельности компании.

Abstract. The paper considers the force majeure concept, gives a force majeure classification. The indicators are proposed and the possibility of their use for assessing the impact of force majeure various types on the economy is substantiated. The dynamics of the selected indicators for 2013–2022 are given. An analytical assessment of the indicators in connection with various types of force majeure is given. The correlation analysis results of the performance indicators dependence of the transport company on the indicators proposed for assessing the force majeure impact are presented. Conclusions are drawn about the degree of force majeure influence on the company performance.

Ключевые слова: форс-мажор, бизнес-процессы, транспортная компания, Covid-19, санкции, международная логистика

Keywords: force majeure, business processes, transport company, Covid-19, sanctions, international logistics

В последние годы мировая экономика столкнулась с целым рядом проблем (пандемия COVID-19, блокировка Суэцкого канала судном EVER GIVEN, торговые санкции, специальная военная операция), которые относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, делающим невозможным надлежащее исполнение обязательств участниками международных сделок. В международном торговом обороте данные обстоятельства называются форс–мажором [1]. Данные события оказывают негативное влияние на всех участников международных операций, в том числе на международную логистику, приводя к сбоям в цепочках поставок, задержке сроков транспортировки товаров, необходимости формирования новых логистических коридоров и т.д. В ответ на эти вызовы компании вынуждены адаптировать свои бизнес-процессы, чтобы сохранять способность выполнять свои договорные обязательства, оставаться конкурентоспособными и обеспечивать бесперебойную работу своего бизнеса. Учитывая непредвиденность данных событий, риски, которые они несут, сложно предсказуемы и, как правило, не страхуемы. В связи с этим представляет интерес исследование влияния различных обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) на показатели работы одного из участников международных сделок – логистических компаний. Авторами выдвинута гипотеза о том, что показатели бизнес-процессов предприятий и показатели, которые отражают последствия форс-мажоров, могут быть связаны и на основании этих взаимосвязей можно говорить о прогнозах деятельности компаний.

Так как различные события несут различные последствия для участников международной торговли, наиболее значимые для мировой экономики последние события условно были разделили на три вида форс-мажоров:

  • природные – пандемия COVID-19 (если не учитывать различные гипотезы происхождение COVID-19);
  • геополитические – санкции в ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации и проведение специальной военной операции на Украине;
  • техногенные – блокировка Суэцкого канала в марте 2021 года судном EVER GIVEN.

Разделение на данные виды делается из предположения, что различные виды форс-мажора оказывают влияние на определенные показатели и их динамику, но могут влиять и совместно на некоторые показатели.   В таблице 1 представлены показатели, изменение которых, по мнению авторов, отражают воздействия форс-мажорных обстоятельств на экономику.

Для отражения влияний природного форс-мажора (пандемии) указанные показатели выбраны по следующими причинам:

  • индекс деловой активности (в условиях локдауна наладить рабочий процесс предприятиям было непросто, кто-то не справлялся и ликвидировал бизнес);
  • мировой контейнерный индекс как показатель дефицита оборудования из-за разбалансированности перевозок;
  • объёмы Интернет-торговли, так как при многочисленных ограничениях оффлайн торговли, активизировались покупки онлайн с доставкой и соблюдением всевозможных санитарных мер, а иногда даже бесконтактной доставкой (роботы–доставщики).

Для оценки последствий санкционной политики выбраны следующие показатели:

  • курс национальной валюты (рубля) по отношению к основным расчетным валютам (доллар, евро, юани), который отражает реакцию участников экономической деятельности на санкции в результате роста спроса на иностранные валюты при ограничении их поступления;
  • цена на нефть, как последствие установления потолка цен (к рассмотрению принята марка Urals, так как это основной экспортируемый Россией сорт нефти);
  • объёмы импорта и экспорта страны или региона для иллюстрации колебаний из-за введения полного или частичного эмбарго на некоторые товары и услуги;
  • ключевая ставка ЦБ РФ как один из финансово-экономических инструментов, который позволяет Центробанку контролировать курс рубля и влиять на развитие экономики страны.

Вследствие блокировки Суэцкого канала, который рассматривается как техногенный форс-мажор, был парализован транспортный коридор, через который проходит 12% мировых грузов (в основном нефть, природный газ, зерно), поставляемых морским путём, ежедневно на сумму 10 млрд. долларов США [2]. Первыми на блокировку канала отреагировали цены на нефть и транспортные услуги, поэтому для оценки последствий данного форс-мажора приняты такие показателя как цена нефти Urals и World Container Index, характеризующий тарифы на контейнерные перевозки. Динамика показателей, выбранных для оценки влияния рассматриваемых форс-мажоров, представлена в таблице 2.

Как видно из таблицы выбранные показатели имели различную динамику. Официальные курсы иностранных валют в РФ в период 2013–2022 годы значительно выросли (прирост от 67,6% и более). Основное снижение курса национальной валюты (почти в 2 раза) произошло в 2015 году как реакция на международные санкции после присоединения Крыма к Российской Федерации. Последующие форс-мажорные события не привели к значительным колебаниям национальной валюты (снижение не превысило 25%), что позволяет сделать вывод, что рассматриваемые события не являются драйверами волатильности национальной валюты или падение купировалось действиями центрального банка. Индекс деловой активности не претерпел значительных изменений за анализируемый период (колебания не более 10%). Среднегодовое значение ключевой ставки ЦБ РФ за рассматриваемый период увеличилось более чем в 2 раза с 5,5% в 2013 году до 12,06% в 2022 году, что обусловлено реакцией Центробанка РФ на международные санкции 2014–2015 годов и после начала специальной военной операции в 2022 году.

Колебания цен нефти марки Urals отразили в первую очередь влияние пандемии КОВИД–19: падение цен в 2020 году связано с длительными локдаунами в Китае, США, ряде европейских стран, что привело к снижению спроса на энергоносители, в частности, на нефть. Восстановление производства обусловило рост спроса на нефть и, соответственно, рост цен.

Динамика показателей внешнеторговой деятельности Дальнего Востока различна. Экспорт относительно стабилен, за исключением 2020 года, когда произошло снижение объёмов экспорта на 16,6% по сравнению с 2019 годом, что, вероятнее всего, обусловлено действием пандемийных ограничений, в том числе в КНР и Республике Корея, которые импортируют более 60% дальневосточной продукции (в 2021 году соответственно 30,6% и 31,5% в структуре экспорта Дальнего Востока [10]). Пандемийные ограничения имели влияние и на импорт. Объём импорта Дальнего Востока снизился в 2019–2020 годах по сравнению с 2013 годом более чем на 30%, но затем импорт стал восстанавливаться.

Галопирующими темпами (в 11 раз) рос в анализируемом периоде оборот внутренней Интернет-торговли (рис. 1), толчком к чему послужили ограничения офлайн продаж в период карантинных мероприятий при COVID-19. Объём трансграничной Интернет-торговли с 2013 года вырос на 26%, но с 2019 года показывает уверенное снижение на 257%, что обусловлено санкционными ограничениями 2022 года на использование долларов и евро в расчетах, отключение российских банков от международной системы расчетов.

Для оценки влияния форс-мажорных обстоятельств на бизнес-процессы компаний проведён корреляционный анализ показателей работы компании и показателей, отражающих последствия форс-мажоров, представленных в таблице 2, за 2013–2021 годы. В качестве объекта исследования влияния форс-мажоров на показатели деятельности компаний выбрана российская группа компаний FESCO, являющаяся ведущей транспортно-логистической компанией, работающей на международном уровне, предоставляющей услуги по транспортировке, складированию и управлению запасами клиентам по всему миру. В настоящее время группа компаний FESCO вынуждена экстренно реагировать и адаптировать свои бизнес-процессы в связи с продолжающимися форс-мажорными обстоятельствами в международной логистике. Показатели деятельности компании представлены в таблице 3.

Результаты корреляционного анализа зависимости показателей работы группы компаний FESCO от показателей, отражающих реакцию экономики на форс-мажорные обстоятельства, представлены в виде линейных коэффициентов корреляции (см. таблицу 4).

В соответствии с интерпретацией силы взаимосвязи по шкале Чеддока [12] наиболее существенное влияние (коэффициент корреляции выше 0,7) на семь показателей деятельности компании оказывает объём внутренней Интернет-торговли (см. табл. 4). Курсы валют, в частности, курсы доллара и евро как основные расчетные и платежные единицы в международной торговле, и среднегодовая ключевая ставка ЦБ РФ заметно влияют (коэффициенты корреляции выше 0,5) на соответственно 10 и 9 анализируемых показателей компании. На 50% показателей заметное влияние оказывают объём трансграничной Интернет-торговли и объём экспорта Дальнего Востока. Практически не оказывает влияние на показатели деятельности компании индекс деловой активности.

Проведенный корреляционный анализ позволяет оценить влияние каждого из параметров, отражающих форс-мажор, на отдельные показатели деятельности компании. Так, можно утверждать о достаточно высокой силе связи показателей «Интермодальные перевозки» и «Объём внутренней Интернет-торговли». Учитывая рост объемов Интернет-торговли, можно предположить дальнейший рост интермодальных перевозок. В свою очередь «Международные морские перевозки» имеют прямую тесную связь с ценами на нефть и сильную обратную связь со всеми рассматриваемыми курсами валют. Поэтому при резком снижении курса национальной валюты следует предположить снижение международных морских перевозок, а при росте цен на нефть их увеличение. Показатели «Перевалка контейнеров в ВМП» и «Железнодорожные контейнерные перевозки» тесно коррелируют с объемом внутренней Интернет-торговли, поэтому стоит ожидать рост и этих показателей компании в динамике. Рост регионального экспорта стимулирует повышение интермодальных, каботажных и железнодорожных перевозок, перевалку генеральных грузов.

Безусловно, рассматриваемые показатели внешней среды отражают не только форс-мажорные ситуации внешней среды компании, но и решения правительства, текущие экономические процессы и т.п. Вместе с тем, можно утверждать, что форс-мажоры оказывают как положительное влияние на деятельность компании, например, развитие Интернет-торговли в период пандемии и увеличение объемов перевозок, так и отрицательное, в частности санкции, ограничивающие деятельность компаний. Вместе с тем, продолжающиеся форс-мажоры в международной логистике выявили критическую важность логистических бизнес-процессов и необходимость для компаний быть гибкими и адаптивными к возникающим форс-мажорным обстоятельствам.

Список источников

  1. Оговорки ICC о форс-мажоре и существенном изменении обстоятельств. Международная торговая палата (ICC) [Электронный ресурс]: // URL : https://iccwbo.ru/documents/RU_2020_icc_force_majeure_clause.pdf (дата обращения 17.05.2023).
  2. Авария в Суэцком канале: как отразится на стоимости нефти и курсе рубля [Электронный ресурс] // URL: https://www.kp.ru/daily/27257.5/4388575/ (дата обращения: 19.05.2023).
  3. Средние номинальные курсы. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42108 (дата обращения: 19.05.2023).
  4. Ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 19.03.2023).
  5. Рынок Интернет-торговли в России [Электронный ресурс] // URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 20.04.2023).
  6. Статистическая информация о внешней торговле [Электронный ресурс] // URL: https://dvtu.customs.gov.ru/statistic/2021-god/Itogovaya_informaciya/ document/329535 (дата обращения: 29.04.2023).
  7. Цена нефти марки Urals: 2000 – 2023 [Электронный ресурс] // URL: http://global-finances.ru/tsena-nefti-marki-urals-po-godam/ (дата обращения: 29.05.2023).
  8. World Container Index [Электронный ресурс] // URL: https://en.macromicro.me/charts/44756/drewry-world-container-index (дата обращения: 29.03.2023).
  9. Индекс деловой активности в секторе услуг [Электронный ресурс] // URL: https://investfuture.ru/indicators/event/5312/country/1 (дата обращения: 29.03.2023).
  10. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока за 2021 год [Электронный ресурс] // URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/trade/5520 (дата обращения: 29.05.2023).
  11. Официальный сайт FESCO [Электронный ресурс] // URL: https://www.fesco.ru/ru/investor/reports-and-presentations/annual-report/ (дата обращения: 19.03.2023).
  12. Орлов А.И. Вероятностно-статистические модели корреляции и регрессии. Научный журнал КубГАУ, 2020, №160(06), с. 1-33 [Электронный ресурс]: // URL : http://ej.kubagro.ru/2020/06/pdf/ (дата обращения: 29.05.2023).

References

  1. Ogovorki ICC o fors-mazhore i sushchestvennom izmenenii obstoyatel’stv. Mezhdunarodnaya torgovaya palata (ICC) [E’lektronnyy resurs]: // URL : https://iccwbo.ru/documents/RU_2020_icc_force_majeure_clause.pdf (data obrashcheniya 17.05.2023).
  2. Avariya v Suetskom kanale: kak otrazitsya na stoimosti nefti i kurse rublya [E’lektronnyy resurs] // URL: https://www.kp.ru/daily/27257.5/4388575/ (data obrashcheniya: 19.05.2023).
  3. Srednie nominal’nye kursy. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema [E’lektronnyy resurs] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42108 (data obrashcheniya: 19.05.2023).
  4. Klyuchevaya stavka Banka Rossii [E’lektronnyy resurs] // URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (data obrashcheniya: 19.03.2023).
  5. Rynok Internet-torgovli v Rossii [E’lektronnyy resurs] // URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (data obrashcheniya: 20.04.2023).
  6. Statisticheskaya informatsiya o vneshney torgovle [E’lektronnyy resurs] // URL: https://dvtu.customs.gov.ru/statistic/2021-god/Itogovaya_informaciya/ document/329535 (data obrashcheniya: 29.04.2023).
  7. TSena nefti marki Urals: 2000 – 2023 [E’lektronnyy resurs] // URL: http://global-finances.ru/tsena-nefti-marki-urals-po-godam/ (data obrashcheniya: 29.05.2023).
  8. World Container Index [E’lektronnyy resurs] // URL: https://en.macromicro.me/charts/44756/drewry-world-container-index (data obrashcheniya: 29.03.2023).
  9. Indeks delovoy aktivnosti v sektore uslug [E’lektronnyy resurs] // URL: https://investfuture.ru/indicators/event/5312/country/1 (data obrashcheniya: 29.03.2023).
  10. Obzor vneshneekonomicheskoy deyatel’nosti Dal’nego Vostoka za 2021 god [E’lektronnyy resurs] // URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/trade/5520 (data obrashcheniya: 29.05.2023).
  11. Ofitsial’nyy sayt FESCO [E’lektronnyy resurs] // URL: https://www.fesco.ru/ru/investor/reports-and-presentations/annual-report/ (data obrashcheniya: 19.03.2023).
  12. Orlov A.I. Veroyatnostno-statisticheskie modeli korrelyatsii i regressii. Nauchnyy zhurnal KubGAU, 2020, №160(06), s. 1-33 [E’lektronnyy resurs]: // URL : http://ej.kubagro.ru/2020/06/pdf/ (data obrashcheniya: 29.05.2023).

Для цитирования: Логинова В.А., Нильга О.К. Влияние последствий международных форс-мажоров на бизнес-процессы предприятий // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-4/

© Логинова В.А., Нильга О.К., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.