Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_405

ТЕХНОПАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

TECHNOPARKS AS A TOOL OF STATE PLANNING IN A CHANGING WORLD ECONOMY

Юнусов Ильдар Альбертович, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами Казанского научно-исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева. Г. Казань, К. Маркса, 10. ildardjan@yandex.ru

Yunusov Ildar Albertovich, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Resource Management of the Kazan Tupolev Scientific Research Technical University (KAI). Kazan, K. Marx, 10. ildardjan@yandex.ru

Аннотация. Современная экономическая система подвержена воздействию как внутренних, так и внешних сил. События последних лет активно продемонстрировали уязвимость либеральной системы перед воздействием агрессивных внешних сил. Реализация политики государственного планирования позволит обеспечить устойчивое развитие экономик России. Одним из инструментов государственного планирования являют технопарки. Они способны оказать регулирующее воздействие на инновационное предпринимательство в РФ. Это обстоятельство особенно актуально в условиях реализации задачи по импортозамещению и обеспечения экономической безопасности России.

Abstract. The modern economic system is affected by both internal and external forces. The events of recent years have actively demonstrated the vulnerability of the liberal system to the influence of aggressive external forces. The implementation of the state planning policy will ensure the sustainable development of the Russian economies. Technoparks are one of the tools of state planning. They are able to have a regulatory impact on innovative entrepreneurship in the Russian Federation. This circumstance is especially relevant in the context of the implementation of the task of import substitution and ensuring the economic security of Russia.

Ключевые слова. Предпринимательство, инновации, государственное регулирование, планирование, устойчивое развитие, импортозамещение

Keywords. Entrepreneurship, innovation, government regulation, planning, sustainable development, import substitution

Начало 90-х XX в. для Российской Федерации было ознаменовано попыткой реализацией реформ радикальной либерализации, связанных со сменой экономической парадигмы. 2 января 1992 года вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Это было начало «дикого капитализма» в истории России. Большинство политиков и экономистов того периода активно настаивали на уходе от планирования. Слово планирование в устах представителей либеральной школы политэкономии звучало негативно. При этом, как отмечает Дж. Гэлбрейт в западном обществе под термином «планирование» подразумевалось «разумная озабоченность тем, что может произойти в будущем». [1, с.43] Также, Дж. Гэлбрейт отмечает, что планирование существует потому, что рыночный механизм перестал быть надёжным. [1, с.45] Рассматривая планирование как элемент управления, необходимо затронуть и такую составляющую как регулирование. Либеральный подход предполагает, что рынок сам способен обеспечить саморегулирование. Адам Смит, родоначальник классической школы политэкономии, исходил из постулата «фритрейдерства». Иначе гововоря, полная либерализация экономической жизни. По мнению Джозефа Стиглица, в любом взаимозависимом обществе должно быть регулирование, т.к. действия каждого влияют на всех остальных. Дж. Стиглиц видит одну из причин финансового кризиса 2008 г. как раз в дерегулировании банковской сферы. При этом банки не опасаются брать риски, т.к. уверены, что правительство спасёт их. [3, с. 190]

В условиях новой индустриальной экономики одним из ключевых аспектов устойчивого развития, является усиление роли инновационной деятельности. Как отмечал Питер Ф. Друкер, ключевым элементом инновационной деятельности является предприниматель. Предприниматель занимается инновационной деятельностью. Инновационная деятельность, по мнению П. Друкера, это инструмент предпринимателя. При этом новшества не всегда имеют отношения к технике и может не быть «вещью» вообще. [2, с.57]

Необходимость внедрения инноваций в экономику прекрасно осознавали в СССР. В 1948 г. был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В 1985 г. в СССР выпустили 8,8 тыс. персональных ЭВМ, в 1988 г. – 120 тыс. штук. В 1985 г. было выпущено 17,8 тыс. станков с ЧПУ, а в 1988 – 22,3 тыс. штук. [4, с.274] Основной вклад научно-технические достижения СССР были внесены РСФСР. К примеру, В 1985 г. в РСФСР было произведено 13,7 тыс. станков с ЧПУ, а в 1988 г. – 16,8 тыс. штук. [5, с.298] При этом, расходы на науку в 1988 г. составлял 6% от национального дохода. А удельный вес разработок с изобретениями в общем числе завершенных разработок по новой технике в 1988 г. составляли 28,8%. В 1988 г. функционировало 500 хозрасчетных центров научно-технического творчества молодежи. На начало 1989 г. действовало 2,1 тыс. научно-технических кооперативов (55 тыс. работников), в том числе 957 ‘проектно-конструкторских и внедренческих, 703 — по разработке программных средств и оказанию информационных услуг и 416 научно-исследовательских кооперативов. [4, с.281]

В 1988 г. на полный хозяйственный расчет и самофинансирование переведены около 2000 самостоятельных отраслевых НИИ и КБ, в том числе свыше 500 организаций машиностроительного комплекса, из них большая часть введена в состав производственных и научно-производственных объединений.[4, с.281]

В середине 80-х гг. ХХ в. в СССР были предприняты попытки к созданию новой предпринимательской среды, которая могла послужить базисом для формирования инновационного предпринимательства.

Однако, начало 90-х гг. ХХ в. ознаменовался переломом. Перелом экономической системы и переход на либеральную модель привел экономику РФ к разрушению. В 1991 г. индекс физического объёма ВВП РФ упал на 5% по сравнению с 1990 г. Меры по либерализации экономики 1992 г. усугубили ситуацию и привело к падению ВВП РФ на 14,5% по сравнению с 1991 г. В последующие годы индекс физического объёма ВВП РФ продолжился, в 1993 г. падение составило – 8,7%, в 1994 г. – 12,7%, в 1995 г. – 4,1%. Перелом экономической системы и разрушение связей привело к катастрофическим последствиям для промышленности. Падение промышленности в 1992 г. составило – 16%, 1993 г. – 14%, в 1995 г. – 22%.[7]

С 90-х гг. ХХ века российская экономика влилась в мировую как поставщик сырьевой продукции. В 1995 г. в структуре экспорта РФ минеральные продукты составляли 42,5 %, в 2021 г – 56,2%. Для сравнения, в том же 1995 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объёме экспорта составляли 10,2 %, в 2021 – 6,6%. [7]

В 1994 г. на экспорт шли 236344 единиц автомобилей, 87% экспорта автомобилей приходился на дальнее зарубежье. В 1995 г. на экспорт ушли 211742 единиц автомобилей, падение составило 10,4% по сравнению с 1994 г. В 1997 г. экспортировано на 70,4% меньше автомобилей, чем в 1994 г. По состоянию на 2021 г. на экспорт ушли 89021 автомобилей или на 62,3% меньше, чем в 1994 г.[7]

Экспорт нефтепродуктов, напротив, демонстрируют устойчивую позитивную динамику.

В 1994 г. было экспортировано 47360900 тонн нефти, в 1999 г. 54262000 тонн нефтепродуктов, что на 20,1% больше, чем в 1994 г. в 2021 г. было экспортировано 144304820,7 тонн нефти, что на 204,69% больше показателя 1994 г.

Анализируя структуру импорта РФ в период 1995 г. по 2021 г. можно отметить изменение динамики импорта в сторону увеличения импорта машин оборудования и транспортных средств. Например, в 1995 доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) составляла 28,1% в общем объёме импорта, а доля импорта машин оборудования и транспортных средств – 33,6%. В 2021 г. доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) составляла 11,6 % в общем объёме импорта, а доля импорта машин оборудования и транспортных средств – 49,3%. Уменьшение доли импорта продовольствия можно охарактеризовать положительно. Однако, увеличение доли импорта машин и оборудования негативно характеризуется состояние промышленности РФ. [7]

В 2020 г., когда во всем мире свирепствовала пандемия COVID 19, все страны закрыли свои государственные границы. Российская экономика глубоко интегрирована в мировую. Закрытие государственных границ привело к нарушению взаимосвязей, что отразилось на ВВП. В 2020 г. индекс физического объёма ВВП в РФ снизился на 2,7% по сравнению с 2019 г. В 2022 г. был нанесен существенный удар по экономике Российской Федерации со стороны «коллективного Запада». Однако, первый санкционный удар по экономике РФ был нанесен в 2014 г. после событий на Украине. Именно после санкций 2014 г. остро встал вопрос об экономической безопасности РФ и об усилении мер по импортозамещению.

На сегодняшний день одним из инструментом поддержание инновационного малого предпринимательства и обеспечения импортозамещения являются технопарки. В 2022 г. на территории РФ функционировало 78 технопарков, также на этапе создания насчитывалось 28 технопарков. В 2022 г. 24% технопарков являлись государственными, 70% частными.[6]

На первом месте по числу технопарков ЦФО – 42 технопарка, на втором месте ПФО – 37. К примеру, в Республике Татарстан действуют 8 технопарков.[6]

При этом число резидентов в 2022 г. составляло 3134. По состоянию на июль 2023 среднесписочная численность занятых у резидентов в действующих и создаваемых технопарках составила 63,74 тыс. чел., а количество рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в промышленных технопарках, составило 59,3 тыс. [6]

Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства в вопросе импортозамещения российская экономика не может достигнуть желаемых результатов.

В 2021 г. доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составляли 19,1%. Для сравнения, в 2020 г. этот показатель составлял 21,1%.[7]

В целом доля высокотехнологической продукции в ВВП РФ находится на невысоком уровне.

В 2020 г. доля продукции высокотехнологических отраслей в ВВП РФ составила 25%, однако в 2022 г. этот показатель составил 22,6%. Падение доли высокотехнологической продукции обусловлено санкционным давлением и уходом высокотехнологических компаний.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства в 2021 г. составлял 5,5%, что меньше показателя 2020 г. (6,4%).

2020 г. дал хороший импульс для развития инновационных компаний. По некоторым видам экономической деятельности в 2020 г. наблюдался рост объема инновационных товаров, работ, услуг по сравнению с 2019 г.:

деятельность в области информационных технологий – 21%

производство химических веществ и химических продуктов – 64%

транспортировка и хранение – 164%

деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа – 129%.

В 2021 г. рост объема инновационных товаров, работ, услуг в деятельности в области информационных технологий составил 268,8% по сравнению с 2020 г. [7]

Для обеспечения увеличения доли высокотехнологических отраслей в экономике требует значительных затрат. Однако, в 2021 г. доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации составила всего 1%.

В 2022 г. 29,5% передовых производственных технологий приходилось на сферу производства, обработки, транспортировки и сборки. Наибольший прирост в 2022 г. передовых производственных технологий наблюдался в сфере «технологии промышленных вычислений и больших данных», 31% по сравнению с 2021 г., в сфере «производственная информационная система и автоматизация управления производством» прирост составил 30% по сравнению с 2021 г.

В 2021 г. вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП составлял 20,3%. Несмотря на позитивные сдвиги в инновационной деятельности, удельных вес инновационных предприятий остается на низком уровне. В 2021 г. удельный вес малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе малых предприятий составляли 6,9%. В 2019 г. этот показатель был на уровне 5,8%. Затраты на инновационную деятельность малых предприятий в 2021 г. 54441,8 млн. руб. по сравнению с 2019 г. рост составил 99%. Эти показатели демонстрируют позитивную динамику. Но введенные санкции против российской экономике оказали некоторое негативное воздействие. Например, наблюдался отток высококвалифицированной рабочей силы. В 2022 г. сокращение среднесписочной численности работников в деятельности по обработке данных составил 26% по сравнению с 2021 г. [7]

В период новой индустриальной экономики, инновационное предпринимательство является ключевым элементом в обеспечении устойчивого развития. Особое внимание в политике государственного регулирования необходимо уделять малому и среднему инновационному предпринимательству. Инновационная деятельность предполагает проведение фундаментальных исследований. Зачастую эти исследования являются непосильны для инновационного предпринимательства. Это обусловлено тем, что большие исследования могут быть растянуты во времени, а это предполагает долгосрочное финансирование. Именно этим обстоятельством объясняется столь малая доля инновационных предприятий, особенно малых инновационных предприятий. Малое инновационное препирательство в силу своей гибкости в условиях изменяющейся конъюнктуры способно внести существенный вклад в экономическую безопасность России и способствовать реализации политики импортозамещения. С целью обеспечения устойчивого развития экономики РФ необходима политика «Новая перестройка», опираясь на лучший опыт СССР. В условиях нестабильной внешней обстановки государственное планирование, как основной элемент государственного управления, должно стать базисом для обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития РФ.

Список источников

  1. Джон Кеннет Гэлбрейт. Новое индустриальное общество. М., ООО «Издательство АСТ», 2004
  2. Питер Ф. Друкер. Бизнес и инновации. М., ООО «И.Д. Вильямс», 2009
  3. Джосеф Стиглиц «Люди, власть и прибыль. Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства.», М., Альпина Паблишер, 2021
  4. Народное хозяйство СССР в 1988 году (Статистический ежегодник). М., «Финансы и статистика», 1989
  5. Народное хозяйство РСФСР в 1988 году (Статистический ежегодник)., М., «Финансы и статистика», 1989
  6. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по технопаркам. Дата формирования документа 22.07.2023. gisip.ru
  7. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/

References

  1. John Kenneth Galbraith. New Industrial Society. M., LLC «AST Publishing House», 2004
  2. Peter F. Drucker. Business and innovation. M., LLC «I.D. Williams», 2009
  3. Joseph Stiglitz «People, Power and Profit. Progressive Capitalism in the era of mass discontent.», M., Alpina Publisher, 2021
  4. The national economy of the USSR in 1988 (Statistical Yearbook). M., «Finance and Statistics», 1989
  5. The national economy of the RSFSR in 1988 (Statistical Yearbook)., M., «Finance and Statistics», 1989
  6. Summary statistical information of the geoinformation system for technoparks. The date of formation of the document is 22.07.2023. www.gisip.ru
  7. Federal State Statistics Service https://rosstat.gov.ru/

Для цитирования: Юнусов И.А. Технопарки как инструмент государственного планирования в условиях изменяющейся мировой экономики // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-39/

© Юнусов И.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.