Московский экономический журнал 8/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_493

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПОСЕЛЕНИЙ ЮГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

TOURIST AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS OF SETTLEMENTS IN THE SOUTH OF PRIMORSKY KRAI

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ и Национального научного фонда Болгарии – «Разработка пространственных структурно-функциональных моделей приморских туристской рекреационных систем Тихоокеанской России, Крыма и Болгарии», проект № 20-55-18010 Болг_а

Мошков Анатолий Владимирович, доктор географических наук, главный научный сотрудник ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Владивосток; e-mail: mavr@tigdvo.ru

Moshkov A.V., Pacific Geographical Institute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, e-mail: mavr@tigdvo.ru

Аннотация. На Дальнем Востока России создаются инвестиционно привлекательные территории опережающего развития (ТОР), а также Свободный порт Владивосток (СПВ). При этом в них формируются многопрофильные производственные и торгово-логистические структуры, со специализацией на производстве экспортно-ориентированных товаров и услуг, обеспечивающих, за счет преференций и льгот, рост производства и импортозамещение. Выделяются локальные социально-экономические системы (поселения) на территории юга Приморского края, в составе которых формируются туристско-рекреационные центры, которые могут обеспечивать рациональное использование рекреационных ресурсов, большую дифференциацию территориально-отраслевой структуры, рост занятости и доходов населения, устойчивость экономики субъектов Дальнего Востока России.

Abstract. In the Russian Far East, territories of advanced development (TAD) are being established as multi-industrial production and logistics configurations, with specialization in manufacturing of export-oriented goods and services, and by means of tax preferences and benefits ensuring local industrial growth and imports substitutions. There are TADs with specialization in tourism, which focus on the rational use of recreational resources, greater differentiation of the territorial and sectoral structure, growth of employment and income of the population, the stability of the economy in the federal territorial units of the Russian Far East.

Ключевые слова: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, туризм и рекреация, социально-экономические системы, туристско-рекреационные центры, устойчивое развитие

Keywords: territories of advanced development, free port of Vladivostok, tourism and recreation, socio-economic systems, tourist and recreational centers, sustainable development

Введение. Под территорией опережающего развития (ТОР) следует понимать достаточно компактную территорию (от части поселения или пригородной зоны до территории поселения в целом и – группы близ расположенных поселений) с наличием определенного социально-экономического потенциала, имеющихся приоритетов долгосрочного развития, благоприятных транспортно-географических и природно-климатических условий и с установленной для этой территории системой социально-экономических преференций, которые могут обеспечить эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие в пределах этой территории [1].

На территории Дальнего Востока России в настоящее время действуют 23 ТОР разной специализации: машиностроительные (ТОР «Комсомольский», «Большой Камень», «Николаевск» и др.); химические (ТОР «Свободный» и «Нефтехимический»); горнодобывающие (ТОР «Чукотка», «Индустриальный парк «Кангаласы», «Южная Якутия», «Амуро-Хинганская» и др.); агропромышленные (ТОР «Южный», «Белогорск», «Михайловский», и др.); транспортно-логистические (ТОР «Надеждинская», «Приамурская»); туристско-рекреационные (ТОР «Камчатка», «Горный воздух», «Курилы») и др. (Рис. 1).

Привлекательность ТОР для организации многопрофильных производств обеспечивает особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности, который гарантирует каждому резиденту: налоговые льготы и административные преференции; право на получение земельного участка от управляющей компании для реализации своего проекта; право на подключение к объектам инфраструктуры и т.п. [3]. ТОР представлены практически во всех субъектах Дальневосточного федерального округа. При этом, на территории Приморского края, помимо особого правового режима ТОР, действует режим Свободного порта Владивосток (СПВ), который также обеспечивает своим резидентами льготные налоговые и административные условия хозяйственной деятельности.

В результате введения странами ЕС экономических санкций в отношении граждан России, отдельных компаний (в т.ч. транспортных), отмечается увеличение спроса на туристско-рекреационные услуги в регионах Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Приморский край – регион с высоким туристско-рекреационным потенциалом, располагающий уникальными природными и историческими объектами, памятниками природы и истории, достаточно развитой структурой гостеприимства. [4, 5, 6]. Такое сочетание благоприятных рекреационных условий и туристических достопримечательностей позволяет рассматривать Приморский край, как инвестиционно-привлекательную территорию для организации туристской деятельности.

В качестве негативного фактора, сдерживающего развитие туристско-рекреационной деятельности в Приморском крае, можно рассматривать недостаточно высокий уровень обеспеченности объектами инфраструктуры гостеприимства (гостиничных мест, сети общественного питания, оборудованных мест отдыха на морском побережье и в таежных районах), как регионального, так и международного значения.

В связи с этим, важно оценить возможности использования таких важных инструментов регионального развития как ТОР и СПВ, для создания в Приморском крае развитой территориально-отраслевой структуры туристско-рекреационного комплекса не только регионального и общероссийского значения, но и международного.

Постановка задачи

Туризм и рекреация, как виды экономической деятельности, представлены практически во всех локальных социально-экономических системах (поселениях) наиболее освоенной южной части Приморского края. (Рис. 2). Именно здесь отмечается положительной воздействие преференций и льгот, характерных для ТОР «Надеждинская», «Михайловская», «Большой Камень», а также «Нефтехимическая» (г. Находка). На юге Приморского края, для социально-экономических центров, не входящих в ТОР, действуют преференции и льготы СПВ.

Выделенные на территории юга Приморского края социально-экономические системы (поселения), отличаются следующими особенностями структуры – специализированные производства представлены преимущественно обрабатывающими производствами, представленными в основном отраслями машиностроения, пищевой промышленностью, деревообработкой, промышленностью строительных материалов, торговлей, туризмом и рекреацией. Добывающие виды деятельности в прибрежных поселениях представлены рыболовством, на материке – добычей угля.

Для резидентов ТОР эти социально-экономические системы (в первую очередь крупные города – Владивосток, Уссурийск, находка, Артем) представляют большой интерес как потребители услуг транспортно-логистических компаний (ТОР «Надеждинская»); услуг образовательных центров по подготовке высококвалифицированных кадров для судостроения, нефтехимической промышленности («Большой Камень», «Нефтехимическая»); как поставщики комплектующих и оборудования, строительных материалов; как потребители агропромышленной продукции («Михайловская»).

Развитие социально-экономических систем поселений (от мелкого к малому, среднему, крупному) на юге Приморского края происходило путём расширения и модернизации производства, а также усложнения межотраслевых связей элементов структуры. К важнейшим благоприятным факторам развития производства следует отнести выгодное экономико-географическое положение, достигнутый производственный и демографический потенциалы, стабильный спрос на отечественном и зарубежных рынках на экспортную продукцию. Благодаря действию этих факторов сформировалась и функционирует современная отраслевая структура социально-экономических систем поселений юга Приморского края.

Следует отметить, что расположенные на юге Приморского края крупные социальное-экономические системы отличаются наиболее диверсифицированной структурой экономики и поэтому представляют наибольший интерес для предприятий и организаций ТОР и СПВ, как поставщики товаров и услуг (в том числе образовательных, здравоохранение, туризма и рекреации), а также как потенциальные потребители продукции и услуг. Туризм, как одни из наиболее перспективных видом деятельности, составляют основу регионального туристско-рекреационного комплекса Приморского края.

Территориально-отраслевая структура практически любого туристско-рекреационного комплекса состоит из видов деятельности, которые осуществляются в организациях и предприятиях, которые можно объединить в следующие блоки производств: 1) основные (гостиницы, предприятия общественного питания, объекты туризма (музеи, выставки, театры, курорты, санатории, зоны отдыха и пр.) и 2) обслуживающие потребности туризма (турагентства, транспорт, коммунальное хозяйство и т.п.). Подобное закрепление за отдельными производствами определенных функциональных задач (по специализации или обслуживанию) осуществляется в первую очередь в соответствии с местом элемента туристско-рекреационного комплекса в системе территориально разделения труда [7, 8, 9, 10].

На эффективность работы организаций и предприятий туристско-рекреационного комплекса региона (как и любой территориально-производственной системы) оказывают воздействие следующие факторы: спрос, изменение номенклатуры услуг, изменение цен на коммунальные услуги, транспортные тарифы, конкуренция. В качестве важнейшего условия для стимулирования спроса можно рассматривать территориальную общность (территориальную близость) предприятий и организаций, которая складывается в региональных туристско-рекреационных комплексах, в т.ч. и в локальных центрах туризма и рекреации.

Помимо налоговых льгот и преференций, предоставляемых резидентам ТОР и СПВ, территориальная близость основных и обслуживающих объектов туризма и рекреации также позволяет получать дополнительный экономический эффект за счет: а) значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственных процессов (выполнение услуг); б) сокращения транспортных затрат; в) рационального использования всех видов местных рекреационных ресурсов; г) создания оптимальных условий для сочетания отраслевого и территориального управления. Особенно важное значение для эффективной работы туристско-рекреационных комплексов Приморского края имеет транспортный фактор, который обеспечивает доступность потребителям рекреационных объектов.

Методы и материалы. Для анализа территориально-отраслевой структуры социально-экономических систем использовался отраслевой метод, который позволяет выявить уровень дифференицации экономики поселений, в т.ч. определить специализированные виды деятельности, возможные межотраслевые взаимосвязи и взаимодействия. В структуре выделенных локальных социально-экономических систем, формирующихся в поселениях юга Приморского края, показаны туристско-рекреационные виды деятельности, их место в территориально-отраслевой струкутре локальных социально-экономических систем. С помощью картографического метода показаны пространственные особенности размещения локальных социально-экономических систем, в т.ч. относительно территорий опрежающего развития, а также возможные социально-экономические связи с поселениями юга Приморского края. В статье использовалась статистическая информация о состоянии туризма и рекреации в Приморском крае, предсоставленная Примоскстатом.

Результаты и их обсуждение. В составе социально-экономических центров юга Приморского края выделяются локальные туристско-рекреационные системы, ограниченные одним географическим пунктом. Их отраслевая структура состоит из нескольких групп предприятий и организаций (основных и обслуживающих), которые объединяются действующей на компактной территории общей производственной и социальной инфраструктурой. Обслуживающие производства формируются вокруг ядра, представленного основным объектом (гостиницы, санатории, курорты, казино и т.п.) локальной туристско-рекреационной системы (блок специализированных организаций, оказывающих основную туристскую услугу). Для таких туристско-рекреационных систем характерно преобладание достаточно гибких экономических (инфраструктурных) связей, что наиболее эффективно в условиях быстро меняющейся ситуации на рынках туристских услуг. [11, 12, 13, 14, 15, 16].

В составе локальных социально-экономических систем, по объему отгруженной продукции и услуг, численности занятого персонала и численности постоянного населения (как потенциальных потребителей туристско-рекреационных услуг) на территории юга Приморского края выделяются крупнейший, крупные, средние, малые и мелкие локальные туристско-рекреационные центры.

Крупнейший по размерам туристско-рекреационный центр формируются в городе Владивостоке (население более 500 тыс. чел.), который является административным центром Дальневосточного федерального округа и Приморского края. Туристско-рекреационные виды деятельности представлены туристическими услугами – гостиничным бизнесом, предприятиями общественного питания, здравоохранением, организациями культуры, спорта, музеями. На территории города находятся крупнейший на российском Дальнем Востоке театр Оперы и балета, Океанариум, музей «Владивостокская крепость», краеведческий музей им. В.К. Арсеньева и др. Здесь расположено около 30% всех коллективных средств размещения туристов и гостей города, имеющихся в Приморском крае; 40,0% всего краевого номерного фонда гостиниц. В 2020 г. во Владивостоке было обслужено 41,3% всех туристов, прибывших в Приморский край [17]. Развитию туристско-рекреационной деятельности во Владивостоке способствует наличие крупных транспортных объектов международного значения – Владивостокского морского порта и аэропорта им. В.К. Арсеньева; сложившаяся система финансово-кредитных организаций, а также развитые потребительские рынки. Весьма перспективны экономические (включая, туристско-рекреационные) связи между Владивостоком и другими городами, муниципальными районами Приморского края, субъектами Дальневосточного федерального округа, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Крупные по размерам туристско-рекреационные центры на юге Приморского края формируются в городах с населением 100 – 500 тыс. чел. (города – Артем, Находка, Уссурийск). В г. Артеме расположена одна из четырех официально установленных в России Игорных зон – «Приморье», где находятся отели, казино, рестораны и другие объекты. Игровая зона пользуется большой популярностью у иностранных туристов (преимущественно из стран АТР).

В других городах также имеются основные элементы туристско-рекреационной структуры – коллективные средства размещения туристов и гостей городов. В 2020 г. в г. Уссурийске было обслужено 10,8% туристов, прибывших в Приморский край; в г. Находке – 9,0%; г. Артеме – 5,6%. В этих городах сложился достаточно широкий рынок сбыта многих видов продукции, потребляемой объектами локальных туристско-рекреационных центров, что особенно важно для эффективной работы предприятий пищевой, легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса, промышленности строительных материалов, деревообработки. В том числе, производимых резидентами всех 4 ТОР, работающих на территории края.

Средние по размерам туристско-рекреационные центры формируются в городах с населением 50 – 100 тыс. чел. Виды туристской деятельности в этих городах развиты достаточно слабо. Например, в г. Арсеньеве в 2020 г. было обслужено всего 1,8% всех туристов и гостей Приморского края. В городе развит преимущественно спортивный туризм – Арсеньев является популярным центром лыжного спорта в крае. В перспективе здесь возможно создание ТОР со специализацией на лыжном спорте, по аналогии с ТОР «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске. Возможно подключение турпотока из стран АТР, прибывающих круизными судами в порты Владивостока, Находки, а также в международный аэропорт Владивостока. Кроме этого, при необходимости, возможно строительство здания аэропорта и реконструкция взлетно-посадочной полосы недалеко от г. Находки («Золотая долина») и непосредственно в самом г. Арсеньеве – крупном центре авиационной промышленности Дальнего Востока России.

Малые туристско-рекреационные центры формируются в городах и поселках городского типа численностью населения 50-10 тыс. чел. Небольшие размеры поселений ограничивают возможности развития туризма и рекреации. Например, в г. Партизанске в 2020 г. было обслужено всего – 1,6% туристов и гостей Приморского края; в г. Спасск-Дальний – 0,6%; г.Дальнегорске – 1,4%.

Мелкие туристско-рекреационные центры формируются в небольших поселках (10 – 1 тыс. чел.) и мельчайшие (до 1 тыс. чел.). Как правило, такие поселения выполняют еще и административные функции муниципального района. Тем не менее, и небольшие центры могут быть привлекательны для туристов. В первую очередь, это туристско-рекреационные центры в поселениях, расположенных в прибрежных муниципальных районах юга Приморского края, в которых развит пляжный туризм (например, с. Андреевка в Хасанском районе). Помимо пляжного туризма, в социально-экономических системах прибрежных поселений имеются перспективные объекты, так называемого производственного туризма. Например, расположенный в пос. Шкотово ООО «Шкотовский водорослевой комбинат», единственное в стране предприятие, которое обеспечивает сырьем (агар-агаром) одного из резидентов ТОР «Надеждинская» АО «ПЛК «Примкон» (Приморская кондитерская фабрика, чья уникальная продукция – конфеты «Птичье молоко», популярна среди жителей и гостей Приморского края).

Однако, строительство крупных туристско-рекреационных объектов требует больших капитальных затрат, в т.ч. и на инфраструктурное обустройство территории, а также наличие значительного числа потенциальных потребителей. Поэтому, при оценке места размещения крупного аквапарка на территории юга Приморского края необходимо учитывать всю совокупность имеющихся благоприятных и негативных факторов. (Табл. 1).

Наибольший интерес при выборе места размещения такого крупного туристско-рекреационного объекта, как круглогодичный Аквапарк, имеют городские округа, где находятся наибольшее число потенциальных клиентов (Владивосток, Артем, Находка, Уссурийск). На территории этих городов действует режим преференций и налоговых льгот, предусмотренный для новых резидентов Свободного порта Владивосток. Также следует учитывать, что именно жители этих городов в основном поставляют рабочие кадры для ТОР и СПВ Приморского края, а крупные компании – услуги по поставкам энергии, ремонту машин и оборудования, высококвалифицированные образовательные услуги и услуги здравоохранения.

На наш взгляд, наибольшим сочетанием благоприятных факторов размещения круглогодичного Аквапарка имеют территория Игорной зоны «Приморье» (г. Артём) и Остров Русский (г. Владивосток). Каждый из выделенных объектов располагает выгодным транспортно-географическим положением, развитой инфраструктурой, большим числом потенциальных клиентов среди жителей Владивостока и Артема (суммарная численность постоянного населения более 700 тыс. чел.).

Для крупных и средних социально-экономических центров (поселений) юга Приморского края, располагающих выгодным транспортно-географическом положением (узловые железнодорожные станции, международные транспортные переходы, морские порты), развитой инфраструктурой, квалифицированные кадрами, высокой численностью населений (конечных потребителей) основными видами деятельности являются транспортно-логистические услуги, обрабатывающие производства и в перспективе – туризм и рекреация.

Кроме этого, для небольших социально-экономических центров (поселений) наличие рекреационных ресурсов (пляжи, природные парки, уникальные производственные объекты и пр.), а также потенциальных потребителей туристских услуг; выгодного транспортно-географического положения в прибрежной зоне Японского моря, обеспечивают благоприятные условия для выделения в качестве основных видов деятельности в их структуре туризма и рекреации.

Заключение

Таким образом, на территории юга Приморского края выделяется группа социально-экономических систем (поселений), для которых использование потенциала развития ТОР и СПВ может принести наибольшую выгоду. В первую очередь, это – городские округа Владивостокский, Артемовский и Уссурийский, Находка. Они отличаются наиболее диверсифицированной (разнообразной) отраслевой структурой экономики, где обслуживающую функцию выполняют туристско-рекреационные виды деятельности. В настоящее время, в качестве основных (специализированных) производств здесь представлены обрабатывающие виды экономической деятельности (транспорт и логистика, производство и ремонт машин и оборудование, обработка древесины, производство пищевых продуктов, производство одежды и обуви, транспорт, образование и др.). В перспективе, возможно включение туризма и рекреации в качестве основных, специализированных видов деятельности в территориально-отраслевую структуру социально-экономических поселений. Следует отметить, что туризм и рекреация для небольших социально-экономических систем уже сейчас являются одним из основных видов деятельности, которые обеспечивают устойчивое развитие поселений на юге Приморского края.

Список источников

  1. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. – 2014. – № 3 (45). – C. 12-19.
  2. Современная Россия: географическое описание нашего Отечества. Дальний Восток. / Отв. редакторы В.М. Котляков, П.Я. Бакланов. – Москва: Паулсен, 2020. – 464 с.
  3. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики – Электронный ресурс: https://erdc.ru/about-tor/?ysclid=l8813xm92e75450780 (Обращение – 19 сентября 2022 г.).
  4. Мартышенко Н.С. Туристский потенциал Приморского края и перспективы развития туристской индустрии на его территории // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. – 2011. – №1. – С. 74-88.
  5. Преловский В. И., Бакланов П. Я., Банников Л. С. Рекреация и туризм в Приморском крае : (Ресурс.-эколог. аспекты) : Учеб. пособие / Под ред. В.И. Преловского] ДВ фил. С.-Петерб. гуманит. ун-та профсоюзов, Дальневост. отд-ние Рос. акад. наук. Тихоокеан. ин-т географии. – Владивосток : ТИГ, 1998. – 139 с.
  6. Преловский, В. И. Концепция территориального развития рекреации и туризма в Приморском крае / В. И. Преловский // Зов тайги. – 1995. – № 6. – С. 16 – 18.
  7. Косолапов А.Б. Управление рисками в туристском бизнесе: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» и экон. специальностям. М.: КноРус, 2014. – 285 с.
  8. Пенкина Н.В. Подходы к анализу реализации устойчивого развития в туризме // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 11. – Т. 3. –С. 50–53.
  9. Чудновский А.Д. Стратегический менеджмент в индустрии туризма: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. – М.: КноРус, 2014. – 151 с.
  10. Мажар, Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Монография / Л.Ю.Мажар. – Смоленск: Универсум, 2008. – 212 с.
  11. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. – М.: Наука, 2007. – 239 с.
  12. Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. – Новосибирск: Наука, 1980. – 254 с.
  13. Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже XX-XXI веков. Том III. Территориальные социально-экономические структуры (Моногр. Кол. автор. Под ред. П.Я. Бакланова и М.Т. Романова). – Владивосток: Дальнаука, 2012. – 364 с.
  14. Мошков А.В. Промышленные узлы Дальнего Востока. – Владивосток: Дальнаука, 2005. – 192 с.
  15. Пробст А.Е. Размещение социалистической промышленности. Теоретические очерки. – М.: Наука, 1962. – 340 с.
  16. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. – М: Просвещение, 1976. – 559 с.
  17. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае. – Владивосток: Приморсктстат, 2021. – 68 с.

References

  1. Baklanov P.Ya. Territorii operezhayushhego razvitiya: ponyatie, struktura, podxody` k vy`deleniyu // Regional`ny`e issledovaniya. – 2014. – № 3 (45). – C. 12-19.
  2. Sovremennaya Rossiya: geograficheskoe opisanie nashego Otechestva. Dal`nij Vostok. / Otv. redaktory` V.M. Kotlyakov, P.Ya. Baklanov. – Moskva: Paulsen, 2020. – 464 s.
  3. Korporaciya razvitiya Dal`nego Vostoka i Arktiki – E`lektronny`j resurs: https://erdc.ru/about-tor/?ysclid=l8813xm92e75450780 (Obrashhenie – 19 sentyabrya 2022 g.).
  4. Marty`shenko N.S. Turistskij potencial Primorskogo kraya i perspektivy` razvitiya turistskoj industrii na ego territorii // Narodnoe xozyajstvo. Voprosy` innovacionnogo razvitiya. – 2011. – №1. – S. 74-88.
  5. Prelovskij V. I., Baklanov P. Ya., Bannikov L. S. Rekreaciya i turizm v Primorskom krae : (Resurs.-e`kolog. aspekty`) : Ucheb. posobie / Pod red. V.I. Prelovskogo] DV fil. S.-Peterb. gumanit. un-ta profsoyuzov, Dal`nevost. otd-nie Ros. akad. nauk. Tixookean. in-t geografii. – Vladivostok : TIG, 1998. – 139 s.
  6. Prelovskij, V. I. Koncepciya territorial`nogo razvitiya rekreacii i turizma v Primorskom krae / V. I. Prelovskij // Zov tajgi. – 1995. – № 6. – S. 16 – 18.
  7. Kosolapov A.B. Upravlenie riskami v turistskom biznese: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po napravleniyu 080100 «E`konomika» i e`kon. special`nostyam. M.: KnoRus, 2014. – 285 s.
  8. Penkina N.V. Podxody` k analizu realizacii ustojchivogo razvitiya v turizme // Uspexi sovremennoj nauki i obrazovaniya. – 2016. – № 11. – T. 3. –S. 50–53.
  9. Chudnovskij A.D. Strategicheskij menedzhment v industrii turizma: Ucheb. posobie / A.D. Chudnovskij, M.A. Zhukova, A.V. Kormishova. – M.: KnoRus, 2014. – 151 s.
  10. Mazhar, L.Yu. Territorial`ny`e turistsko-rekreacionny`e sistemy`. Monografiya / L.Yu.Mazhar. – Smolensk: Universum, 2008. – 212 s.
  11. Baklanov P.Ya. Territorial`ny`e struktury` xozyajstva v regional`nom upravlenii. – M.: Nauka, 2007. – 239 s.
  12. Bandman M.K. Territorial`no-proizvodstvenny`e kompleksy`: teoriya i praktika predplanovy`x issledovanij. – Novosibirsk: Nauka, 1980. – 254 s.
  13. Geosistemy` Dal`nego Vostoka Rossii na rubezhe XX-XXI vekov. Tom III. Territorial`ny`e social`no-e`konomicheskie struktury` (Monogr. Kol. avtor. Pod red. P.Ya. Baklanova i M.T. Romanova). – Vladivostok: Dal`nauka, 2012. – 364 s.
  14. Moshkov A.V. Promy`shlenny`e uzly` Dal`nego Vostoka. – Vladivostok: Dal`nauka, 2005. – 192 s.
  15. Probst A.E. Razmeshhenie socialisticheskoj promy`shlennosti. Teoreticheskie ocherki. – M.: Nauka, 1962. – 340 s.
  16. Saushkin Yu.G. E`konomicheskaya geografiya: istoriya, teoriya, metody`, praktika. – M: Prosveshhenie, 1976. – 559 s.
  17. Turizm i turistskie resursy` v Primorskom krae. – Vladivostok: Primorsktstat, 2021. – 68 s.

Для цитирования: Мошков А.В. Туристско-рекреационные виды деятельности в социально-экономических системах поселений юга Приморского края  // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-43/

© Мошков А.В, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.