Московский экономический журнал 8/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_462

КООПЕРАЦИЯ МАЛЫХ И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

SMALL AND LARGE INDUSTRIAL ENTERPRISES’ COOPERATION AS A TOOL FOR STIMULATING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Габунов Вадим Вадимович, аспирант, Дальневосточный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Хабаровск, Унитарная некоммерческая организация «Фонд развития инноваций Краснодарского края», E-mail: gabunovv@mail.ru

Gabunov Vadim Vadimovich, postgraduate student, Far Eastern Institute of Management – branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Khabarovsk, Unitary Non-profit Organization «Fund for the Development of Innovations of the Krasnodar Territory», E-mail: gabunovv@mail.ru

Аннотация. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа является приоритетной задачей, закрепленной в стратегических документах Правительства Российской Федерации и указах Президента РФ. Драйвером для ускорения развития территорий Дальнего востока России являются отрасли авиастроения и судостроения. Ориентация на инновационный путь развития требует значительных вложений в инициацию и реализацию инновационных проектов, что для предприятий авиастроения и судостроения, является значительным риском способным повлиять на традиционное направление по выпуску морских и воздушных судов. По этой причине возникает потребность в поиске новых моделей экономического роста, за счет использовании потенциала наличия крупных предприятий на территории, а также способности подстраиваться под изменившиеся условия рынка. Такой моделью может стать создание вокруг крупных предприятий пояса малых инновационных компаний.

Abstract. The priority task that enshrined in the strategic documents of the Government of the Russian Federation and decrees of the President of the Russian Federation is a socio-economic development of the Far Eastern Federal District. The aviation and shipbuilding industries are the drivers for accelerating the development of the territories of the Far East of Russia. Orientation towards an innovative development path requires significant investments in the projects’ implementation and enterprises a significant risk for aircraft and shipbuilding and can affect the traditional production of ships and aircraft. For this reason, there is a need of searching for new models of economic growth, including the use of the potential of large enterprises as well as the ability to adapt to changing market conditions. The creation of a belt of small innovative companies around large enterprises can help in problem solving.

Ключевые слова: авиастроение, судостроение, малый бизнес, риски, кооперация, кластер, инновации, Хабаровский край

Key words: aircraft industry, shipbuilding, small business, risks, cooperation, cluster, innovations, Khabarovsk region

Введение

В 2020 году Президентом РФ принят указ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». В рамках исполнения указа необходимо обеспечить превышение среднероссийских темпов роста показателей экономического развития и прекращение миграционного оттока населения с территории ДФО.

Согласно указу, экономическое развитие должно быть обеспечено за счет поддержки и развития, в том числе предприятий авиастроительной и судостроительной отраслей.

Авиастроение и судостроение считаются высокотехнологическими отраслями, использующие передовые производственные технологии в производстве морских и воздушных судов. В частности, в принятой государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» говорится что «авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: поскольку авиапром тесно связан с прочими, обеспечивающими его развитие отраслями……способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития».[1]

На территории Дальневосточного федерального округа, основная концентрация производственных сил авиастроения и судостроения, приходится на территории Хабаровского и Приморского края. Особенную позицию занимает территория Хабаровского края, где сосредоточены предприятия оборонно-промышленного комплекса, функционирующие в обоих отраслях (- авиа и – судостроения).

Промышленный комплекс авиастроения и судостроения Хабаровского края, традиционно являются стратегическими отраслями, не только регионального, но и федерального значения.

Так, по оценкам зарубежных экспертов, самолеты Сухого, выпускаемые на авиационном предприятии в Комсомольске-на-Амуре, входят в пятерку лучших военных самолетов мира [Ефременко, Габунов, 2020. С. 98]. А модель самолёта SukhoiSuperjet 100(SSJ100) считается первым российским проектом, не основанным на модернизации советских самолётов, а от начала и до конца разработанным в рыночной среде и с учётом её требований.[2]

Предприятия авиастроения и судостроения являются предприятиями финишной сборки и входят в состав вертикально-интегрированных корпораций. В частности, в Хабаровском крае представлена финишная сборка разнообразных летательных аппаратов.[3]

В то же время возможности предприятий судостроения и авиастроения выходят за пределы процессинга и включают предоставление сервисных и ремонтных услуг.

Очевидно, что имеющийся технологический и производственный задел позволяют предприятиям края, инициировать и реализовывать инвестиционные проекты, направленные на формирование новых производств, что могло в перспективе создать новые рабочие места и увеличить прирост инновационной продукции, генерируемой промышленным комплексом края.

Учитывая организационную зависимость и статус крупных предприятий края, существует высокая вероятность низкой рентабельности проектов направленных на организацию новых производств, что влечет за собой нецелесообразность инициации подобных проектов.

В результате возникает потребность в поиске моделей реализации инвестиционных проектов, позволяющих снизить экономические и организационные потери. Необходимы целенаправленные действиях по снижению влияния возможных угроз и убытков, связанных с реализацией проектов.

Методы и материалы

Крупные промышленные предприятия, как и любая предпринимательская деятельность, функционируют в условиях рисков, которые могут негативно сказаться на прибыли от предстоящего проекта, объемов финансирования, сроках его реализации.

Достижение конкурентоспособности отечественной продукции может быть обеспечено не только за счет концентрации крупных предприятий ОПК на территории, но и за счет развития науки и технологической базы. И предприятия ОПК являются ключевым фактором в формировании технологической базы для инициирования и внедрения инноваций, тем самым предприятия влияют и на развитие инновационного потенциала региона [Бакулина и др., 2017. С. 38].

В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы распределения риска; методы компенсации риска [Гужин, Ежкова, 2017. С. 187].

Применительно к крупным предприятиям авиастроительной и судостроительной отрасли, наиболее интересным выглядит метод локализации рисков.

Метод локализации рисков представляет собой создание специальных структур, подразделений, на которых концентрируется большая часть риска. К таким структурам относится, например, создание венчурных предприятий или же специальных подразделений внутри корпорации. Таким образом, риску подвергнется не все предприятие, а только лишь какая-то из его частей, способная противостоять риску, используя потенциал головной компании [Корнеева, Пупенцова, 2020. С.37].

Формирование стратегии локализации рисков применительно к промышленному предприятию позволяет на всех стадиях инвестиционного процесса учитывать риск и будущую доходность привлечения и использования ресурсов предприятия.

Ключевая задача в рамках локализации рисков – обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия за счет создания отдельной предпринимательской единицы, в виде малого инновационного предприятия, который будет реализовывать инвестиционный проект и нести связанные с этим риски.

Эффективность усиления роли в экономике малого и среднего бизнеса на практике продемонстрировали американские и европейские модели развития. Малый бизнес в силу своей мобильности быстрее подстраивается под изменившиеся условия рынка. Осуществляет поиск наиболее эффективных моделей сбыта продукции, поиска новых рыночных ниш. Открытие новых рынков неизбежно ведет к риску и изобретательности в целях снижения издержек, внедрении инновационных решений.

Малый и средний бизнес как институт (совокупность норм и правил, а также заинтересованных сторон), комплексно влияет на развитие территории: создание рабочих мест, удовлетворении локального спроса и потребностей в специализированных видах товаров и услуг, поступления налогов в различные уровни бюджетов, с инновационной деятельностью через поиск новых решений и их последующая продажа, а также взятие на себя субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательских рисков при использовании ресурсов региона (трудовых, технологических, финансовых и пр.) [Виленский, 2021. С. 25].

Результаты исследования

Форма локализации риска, при которой создается не просто отдельная структурная единица, входящая в состав крупного предприятия, а именно малое предприятие, является спин-офф проектом.

Под спин-офф предприятием подразумевается организация, созданная на базе уже действующего материнского предприятия с целью реализации какого-либо инновационного проекта, с возможностью использования материальных и нематериальных ресурсов предприятия-инвестора [Сергеева, Третьякова, 2018. С. 48].

Спин-офф компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью – вывести объект научно-исследовательской деятельности на рынок [Порхун, 2011. С.104].

Первые спин-офф компании зародились в Америке, в основном они базировались на мощностях университетов, включающих коллективы научных сотрудников, задача которых было ускорение процесса вывода на рынок научных разработок.

В рамках исследования наиболее наглядно применение механизма создания спин-офф компании можно продемонстрировать на примере выпуска наукоемкой продукции и запуск механизма ее непрерывного обновления.

Примером производства такой продукции является производство твердосплавных инструментов.

Авиационная промышленность предъявляет особые требования к конструкциям, особенно к конструкциям основной части воздушных судов. Производительность, точность, качество поверхности после механической обработки фрезерованием во многом зависит от совершенства конструкции режущего инструмента – фрезы.

В большинстве случаев технология производства твердосплавного инструмента состоит из 3 частей:[4]

1) изготовление твердосплавных заготовок;

2) сборка/пайка;

3) механическая обработка.

На каждом из этапов требуются значительные инвестиционные затраты, связанные с закупкой оборудования и наймем персонала.

Одной из первых компаний, организовавших производство твердосплавных инструментов в рамках Комсомольской агломерации, где сосредоточены основные производственные площадки выпускающие воздушные судна, являлась ГНПП «Технология».

Основными направлениями деятельности компании являлось производство изделий из твердых сплавов, бурового, режущего и специального инструмента; упрочнение быстроизнашивающихся деталей машин твердыми сплавами и наплавочными материалами.[5]

Дальнейший выпуск производства твердосплавных инструментов продолжила многопрофильное предприятие ЗАО «Дальневосточная Технология». В настоящее время информации о деятельности предприятия отсутствует.

Кроме перечисленных предприятий, попытку организации современного производства твердосплавных инструментов и корпусов для фрез планировало осуществить Новосибирская компания «Акор-инструмент». Объем заявленных инвестиций оценивался более 674,7 млн рублей, а количество создаваемых новых рабочих около 80.[6]

Производственная мощность планируемого предприятия должна была обеспечить выпуск около 250 тысяч единиц инструмента в год. Предприятие ориентировалась как на внутренний, так и на международный рынок, в частности Азиатско-Тихоокеанский регион. В настоящее время предприятие «Акор» не функционирует, а информация о практических достигнутых значениях отсутствует.

Продемонстрированные примеры отражают сложность в достижении результатов как экономических, так и социальных в случае, когда за реализацию проекта, имеющего узкий сегмент рынка, берется крупное предприятие.

Одним из рисков, который приводит к закрытию проекта, при организации подобного производства, для крупного предприятия является снижение реализации. Текущий спрос не направленный на производственные мощности оборудования, приводит к скоплению товара на складе, простаивание оборудования и соответственно отрицательный операционный рычаг.

В случае с малыми предприятиями, мы получаем более мобильные структуры, готовые подстраиваться под изменения рынка, прикладывать усилия для развития бизнеса. В ситуации, когда на балансе компании будет находится оборудование, она будет стараться расширять рынки сбыта, с целью сокращения сроков хранения товара на складке и совершать от грузки не только на внутренний рынок, но также и на экспорт.

В результате происходит сокращение операционных расходов, связанных с реализаций не крупногабаритного товара, тогда как для крупного промышленного предприятия будет происходить обратный эффект, мелкосерийное производство будет убыточным.

Проекты, образуемые в форме спин-офф компаний, позволяют достигать наибольший эффект от сотрудничества, связанный с временным интервалом выведения на рынок новых продуктов. Товарооборот и использование ресурсов головной компании, значительно повышают эффективность реализации проекта малыми компаниями, под которые они и создаются [Hessels, 2020. P. 2].

Взгляд крупных компаний в сторону инициации и создания спин-офф проектов, обусловлен в первую очередь нарастающей конкуренцией за рынки и конечных потребителей, в связи с этим поиск новых моделей развития для головных структур является актуальной задачей.

Наиболее популярным направлением созданием малых форм предпринимательства среди крупных компаний в России стало внедрение программ «корпоративного предпринимательства», направление на стимулирование работников компании к разработке проектов и запуску стартапов. Наемный работник, реализуя коммерческий проект, развивает его с помощью ресурсов, менторов, финансовых средств крупной компании в которой он трудится.

Примером реализации внутренних спин-офф проектов можно найти среди таких крупных компаний как АО «Лаборатория Касперского», ПАО «КАМАЗ», «Яндекс», ГК «Росатом».

В АО «Лаборатория Касперского» в рамках развития внутреннего предпринимательства можно привести проект «Polys». Это система дистанционного голосования на базе блокчейн-технологий. Проект образовательной платформы «Kaspersky Cybersecurity Awareness». Эти тренинги по информационной безопасности для сотрудников, которые сейчас приносят выручку в несколько миллионов долларов в год, также начались с идеи одного внутреннего предпринимателя. За неполных четыре года существования проект вырос и относится к общему портфолио защитных продуктов «Лаборатории Касперского».[7]

Интересным выглядит опыт ПАО «КАМАЗ». В рамках поддержки сотрудников компании, стремящихся реализоваться через предпринимательскую деятельность, компания не только выделило ресурсную базу, но и выделило финансирование на реализацию проектов. Среди созданных стартапов при участии «КАМАЗ» можно выделить «Онлайн конфигуратор» (проект по подбору поставщиков спецтехники для лизинговых компаний) и «КамаТара» (маркетплейс по аренде многооборотной тары).[8]

Среди корпораций, реализующих программы диверсификации путем созданий спин-офф проектов, в том числе привлекая внутренние кадровые ресурсы компании, можно выделить ГК «Росатом». Среди стартап проектов, реализуемых корпорацией, выделяются не только цифровые продукты, но производственные проекты.

К таким относится ООО «Роботикс Гирс», специализирующаяся на разработке волновых редукторов из полимерных материалов. Российский рынок волновых редукторов оценивается в 270 млн. руб. в год: не только в робототехнике, но и в медицине, радио-электронном и видеонаблюдении, а также военно-промышленном комплексе. Команда входит в экосистему проектов «Росатома», были привлечены гранты от федеральных институтов развития. Объем заказов за 2021 год — 3 млн. руб. Планируемая выручка в 2022 году – 10 млн рублей. По прогнозам, целевая выручка к 2025 году составит 300 млн. руб.[9]

Приведенные примеры демонстрируют положительные эффекты от реализации программ по созданию спин-офф проектов крупными компаниями. Это не только поиск новых направлений развития бизнеса, укреплений позиций на рынке, но и возможность повысить эффективность бизнес-процессов компании за счет внедрения новых технологий.

Но в тоже время, подобные проекты являются узкопрофильными и способствуют развитию одной корпорации, усилению ее вертикально-интегрированных структур, когда эффект от реализации таких проектов может выходить далеко за пределы крупной компании и позитивно влиять на всю территорию, на которой создаются и концентрируются малые инновационное компании.

Вероятность появления инноваций, то есть переход от единичного успеха реализации проекта, к регулярному воспроизводству знаний и вывод на рынок наукоемкой продукции, возможен в рамках создания множества малых компаний, имеющих технологическую и географическую близость с крупным бизнесом.

Формирование пояса малых технологических компаний вокруг «якорного» предприятия, отражает современный подход к построению эффективной модели хозяйствования в форме кластера.

Реализация кластерной политики «способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением транзакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов». [10]

Формирование вокруг крупных предприятий пояса малых технологических компаний, открывает более широкие возможности для повышения конкурентоспособности участников кластера.  По мимо снижения рисков, кластерная модель развития повышает инвестиционную активность его участников к разработке и реализации инновационных проектов.

Мировой опыт реализации кластерной политики подтверждает, что наибольший синергетический эффект возможен в рамках выстраивания и взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Так, крупное автомобилестроительное предприятие США имеют 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих, остальная часть продукции изготавливается малыми и средними компаниями. Развитию американской модели промышленной кооперации активно способствовало система государственных заказов, в частности для оборонного сектора [Кочерова, 2016. С. 2].

Интересен опыт Австралии в построении кластерной модели экономики и развитии кооперации малого и крупного бизнеса. Модель кооперации было осуществлено через создание специальной инновационной инфраструктуры – технопарков. Одним из крупных технопарков Австралии является «Информационно-коммуникационный технологический кластер Балларат». Технопарк выделяется тем, что на его площади 29 га размещаются 30 предприятий Австралии и филиалы международных корпораций: «Aviarc Australia», «Cenrte for E-commerce and Communications», «State Revenue Office», «Uniti», «iGlass», «Lateral Plains Pty Ltd». Количество занятых 1400 человек. Технопарк приносит около 350 млн. австр. долл. дохода ежегодно [Исследование и анализ мирового опыта…, 2012. С. 103].

Один из самых успешных и известных кластеров в России – Псковский электротехнический кластер, созданный в 2016г. В рамках кластера был реализован проект по организации производства транспортной тележки и металлоформы. АО «Воронежский опытно-механический завод» специализируется на производстве грузоподъемного оборудования, строительное оборудование и прочее.[11]

Для реализации проекта по производству различных металлоформ и транспортной тележки, было создано малое предприятие ООО «ВОМЗ». С момента реализации проекта выручка компании на 2020 год составила 36,4 млн руб., среднесписочная численность 45 человек.

В Хабаровском крае предпринимаются попытки создания индустриального и инженерного центра в границах города Комсомольска-на-Амуре.

В рамках реализации программы по локализации производств авиационных комплектующих, разработанной «Объединенной авиастроительной корпорацией» совместно с Правительством Хабаровского края были запущены производственные проекты в таких направлениях:

1) АО «Промтех-на-Амуре» осуществлен запуск производства кабельной продукции;

2) ООО «ПАКС-Восток» осуществлен запуск производства элементов бортовых кабельных сетей (далее – БКС) воздушных судов;

3) ООО «СКИФ-М ДВ» запущено производство твердосплавного инструмента.

АО «Промтех-на-Амуре» является дочерним предприятием компании АО «Промтехкомплект». Компания специализируется на производстве бортовых кабельных сетей, и организация механообрабатывающего производства для авиационной промышленности. Основное производство сконцентрировано в Московская область, пос. Путилково. В 2018-2019 гг. предприятием «Промтех-на-Амуре» реализовано продукции на сумму 55,7 млн.руб., численность работающих достигла 33 человек.

ООО «ПАКС-Восток» является дочерним предприятием компании ООО «ПАКС», которая специализируется на решении конструкторских и производственных задач в области промышленного производства бортовых кабельных сетей и приборов авиационной техники. Компания является единственным серийным поставщиком элементов БКС для самолетов семейства «Сухой СуперДжет — 100». Предприятием получена лицензия Минпромторга России, завершены работы по сертификации системы менеджмента качества, закреплено военное представительство Минобороны России. В 2020 году компании удалось реализовать продукции на сумму 24,5 млн руб., численность работающих в компании составила 7 человек.

ООО «СКИФ-М ДВ» является дочерним предприятием компании «СКИФ-М», которое специализируется на производстве твердосплавных инструментов новых поколений для обработки авиационно-космических материалов. Компания имеет собственное конструкторское бюро, специализирующиеся на разработке технических процессов обработки деталей и управляющих программы станков с ЧПУ. Компания «СКИФ-М ДВ» осуществляет изготовление монолитного твердосплавного инструмента для «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина». В 2020 году предприятием «СКИФ-М ДВ» реализовало продукции на сумму 159,3 млн. руб., численность работающих составила 14 человек.

Перечисленные проекты, направлены на обеспечение нужд авиастроения. Проекты, связанные с судостроением не представлены на территории края.

Запуск подобных производств, положительным образом сказывается на взаимодействии и кооперации крупных предприятий с сегментами малого бизнеса.

В то же время, подобных усилий недостаточно для ускорения социального и экономического развития территории, благодаря концентрации на ней мощных производственных комплексов, обеспечивающих выпуск продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.

Ускорение процессов создания и выведения на рынок новых продуктов может способствовать концентрация малых инновационных предприятий в рамках инфраструктурного объекта: технопарка или бизнес-инкубатора.

В 2018 году в Комсомольске-на-Амуре состоялось открытие краевого бизнес-инкубатора, направленного на создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства. Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора составляет 2 118,5 кв. м, из них производственные площади – 237,2 кв. м. Офисные помещения располагаются на первом, втором и третьем этажах. Первых резидентов бизнес-инкубатор принял в конце 2021 года.

Дополнительным стимулирующим фактором открытия новых производств могут стать территории опережающего социально-экономического развития, предоставляющие для своих резидентов налоговые послабления и иные меры поддержки, ускоряющие запуск производства.

Крупные производственные предприятия, должны стать ключевыми партнерами в развитии инфраструктуры поддержки бизнеса, непосредственно участвовать в определении перспективных направлений реализации инновационных проектов, а также участвовать в отборе резидентов.

Опыт других стран и субъектов Российской Федерации, показывает, что включение более широкого круга участников в инновационный процесс, положительным образом сказывается на «выживаемости» проектов на ранней стадии, а близкое географическое расположение «игроков» рынка ускоряют процессы разработки инновационной продукции.

В ходе разработки инновационного продукта образуются побочные результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы в новом цикле инновационного процесса. При кооперации малых предприятий и крупного бизнеса происходит диверсификация их деятельности, позволяющая обоим участникам увеличить собственный жизненный цикл и повысить рыночное влияние за счет формирования новых сегментов рынка [Невмывако, 2021. С. 178].

С одной стороны, малые и средние фирмы в кластере находятся под постоянным конкурентным давлением, которое побуждает их к совершенствованию производственного процесса и адаптации к изменяющимся потребностям покупателей. С другой стороны, участие в кластере облегчает малым фирмам доступ к новым технологиям [Богачкова и др., 2016. С. 42].

В производственной сфере не до конца использован потенциал малого предпринимательства. Этот потенциал связан с возможностью эффективного и долгосрочного сотрудничества крупных промышленных предприятий и малого бизнеса, основанный на способности малых компаний к более быстрой перенастройке технологического уклада и соответствию текущим запросам рынка [Кунин, 2011. С. 29].

Выводы

Дальневосточный федеральный округ характеризуется дифференциацией территорий в ресурсах, кадрах, отраслевой специализацией и не только. Наличие крупных промышленных предприятий на территории является одним из ключевых факторов, способствующих организации инвестиционных и инновационных процессов, направленных на создание новых производств в регионе.

Реализации инвестиционных проектов для крупных предприятий, является высокорискованными мероприятиями. По этой причине поиск и внедрение механизмом снижения таких рисков является актуальной задачей.

Развитие кооперации малого и крупного бизнеса в промышленном секторе, путем создания спин-офф проектов, может дать мультипликативный эффект для всех участников этого процесса, в том числе дать толчок к развитию территории, повысить ее трудовой и институциональный потенциал.

Формирование на территории кластерных инициатив и выстраивание кооперационных связей крупного и малого бизнеса, может стать важным фактором повышения привлекательности территории для постоянного проживания, что весьма актуально для Дальнего Востока России.

Оказать положительное влияние на создание новых производств и формирования производственных цепочек за счет малых инновационных компаний, могут территории опережающего социально-экономического развития, в границах которых действуют специальные правовые режимы, предлагающие различные преференции, в том числе и налоговые, для резидентов таких территорий.[12]

Смещение государственной политики в сторону поддержки и развития малого и среднего предпринимательства продиктован экономическими реалиями, в которых наибольший вклад в социально-экономическое развитие принадлежит более мобильным хозяйствующим субъектам, быстрее реагирующим на изменения рынка.

Список источников

  1. Бакулина А. А. Развитие инновационного потенциала региона силами оборонной промышленности / А. А. Бакулина, П. П. Топчий, А. М. Солонинкина // Управленческие науки. 2017. № 4. С. 36–45.
  2. Бутов А. М. Рынок продукции гражданского авиастроения [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики Институт «Центр развития». 2018. – Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2018/11/19/1141804200/Рынок%20продукции%20гражданского%20авиастроения%202018.pdf (дата обращения:12.02.2022).
  3. Богачкова Л. Ю. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях кластерного строительства: мировой опыт и российская практика / Л. Ю. Богачкова, Н. Ю. Усачева, А. А. Усачев; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. – 59 с.
  4. Виленский А.В. К вопросу о влиянии малого и среднего предпринимательства на развитие российских регионов: реалии и возможности / А.В. Виленский // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4. С. 24-38.
  5. Гужин А.А. Риск-менеджмент и методы управления рисками / А.А. Гужин, В.Г. Ежкова // Инновации и инвестиции. 2017. № 2. С. 185-189.
  6. Ефременко В.Ф. Развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения хабаровского края/ В.Ф. Ефременко, В.В Габунов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3. С. 97-106.
  7. Кабалинский Д. Предполётный разговор [Эл. ресурс]. URL: https://expert.ru/expert/2007/21/shans_rossiyskogo_ aviaproma/ (дата обращения:15.02.2022)
  8. Корнеева В.М. Современные методы управления рисками на предприятиях / В.М. Корнеева, С.В. Пупенцова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2020. № 2 (40). С. 33-38.
  9. Кочерова В.В. Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса / В.В. Кочерова //International Scientific Review. 2016.№ 11 (21). С. 58-61.
  10. Кунин В. А. Управление рисками промышленного предпринимательства (теория, методология, практика). — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. — 184 с.
  11. Невмывако В.П. Промышленно-технологическая кооперация крупного бизнеса и структур малого и среднего предпринимательства: опыт РФ и зарубежных стран в сфере технологического импортозамещения / В.П. Невмывако // Экономика и социум: современные модели развития. 2021. Т. 11. № 2. С. 169-202.
  12. Порхун Е.Ю. Возможность применения моделей «спин-офф» и «спин-аут» при организации инновационных компаний / Е.Ю. Порхун // Креативная экономика. 2011. Том 5. № 5. С. 104.
  13. Сергеева И.Г. Использование спин-офф компаний в схеме финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий / И.Г. Сергеева, Е.А. Третьякова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 4. С. 46-51.
  14. Laurens K Hessels, What can research organizations learn from their spin-off companies? Six case studies in the water sector / Laurens K Hessels, Caro Mooren, Emmy Bergsma [Эл. ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0950422220952258 (дата обращения:24.03.2022)

References

  1. Bakulina A. A. et al. (2017). Development of regional innovative potential by the defense industry. Upravlencheskie nauki. No. 4. Pp. 36–45. (In Russ.)
  2. Butov A. M. (2018). The civil aviation products’ market. Natsional’nyi issledovatel’skii institut Vysshaya shkola ekonomiki Institut «Tsentr razvitiya». Available at:https://dcenter.hse.ru/data/2018/11/19/1141804200/Рынок%20продукции%20гражданского%20авиастроения%202018.pdf. (In Russ.)
  3. Bogachkova L.Yu. et al. (2016) Small and medium-sized businesses’ development in the conditions of cluster construction: world experience and Russian Federation practice. Volgograd. Publ.: . Volgograd State University. 59 p. (In Russ.)
  4. Vilenskii A.V. (2021). On the question of the impact of small and medium-sized entrepreneurship on the development of Russian regions: realities and opportunities. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk. 4. Pp. 24–38. (In Russ.)
  5. Guzhin A.A., Ezhkova V.G. (2017). Risk management and its methods. Innovatsii i investitsii. No. 2. Pp. 185-189. (In Russ.)
  6. Efremenko V.F., Gabunov V.V. (2020). Development of the innovative territorial cluster of aircraft and shipbuilding of the Khabarovsk territory. Vlast’ i upravlenie na Vostoke Rossii. No. 3. Pp. 97-106. (In Russ.)
  7. Kabalinskii D. Pre-flight conversation. Ekspert. (In Russ.). Available at: https://expert.ru/expert/2007/21/shans_rossiyskogo_ aviaproma/ (accessed:15.02.2022)
  8. Korneeva V.M., Pupentsova S.V. (2020). Modern methods of enterprise risk management. Problemy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. No. 2 (40). Pp. 33-38. (In Russ.)
  9. Kocherova V.V. (2016) Foreign experience in ensuring interaction between small and large businesses. International Scientific Review. No. 11 (21). Pp. 58-61. (In Russ.)
  10. Kunin V.A. (2011). Industrial business risk management (theory, methodology, practice). Saint-Petersburg. Publ.: Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics. 184 p. (In Russ.)
  11. Nevmyvako V.P. (2021). Industrial and technological cooperation of large businesses and SME-structures: the experience of the Russian Federation and foreign countries in technological import substitution. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. Vol. 11. No. 2. Pp. 169—202. (In Russ.)
  12. Porkhun E.Yu. (2011). The possibility of usage of spin-off and spin-out models in organization of innovative companies. Kreativnaya ekonomika. Vol. 5. No. 5. P. 104. (In Russ.)
  13. Sergeeva I.G., Tret’yakova E.A. (2018). Usage of spin-off companies in the scheme of financing innovation activities of industrial enterprises. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. No. 4. S. 46-51. (In Russ.)
  14. Laurens K Hessels, What can research organizations learn from their spin-off companies? Six case studies in the water sector / Laurens K Hessels, Caro Mooren, Emmy Bergsma. Available at:https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0950422220952258 (accessed:03.2022)

Для цитирования: Габунов В.В. Кооперация малых и крупных промышленных предприятий как инструмент стимулирования инновационного развития региона // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-12/

© Габунов В.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.

[1] Бутов А. М. Рынок продукции гражданского авиастроения // Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики Институт «Центр развития». 2018. 83 с. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/11/19/1141804200/Рынок%20продукции%20гражданского%20авиастроения%202018.pdf (дата обращения:12.02.2022)

[2] Кабалинский Д. Предполётный разговор.URL: https://expert.ru/expert/2007/21/shans_rossiyskogo_ aviaproma/ (дата обращения:15.02.2022)

[3] Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Хабаровского края URL: https://minprom.khabkrai.ru/ (дата обращения:25.02.2022)

[4] Официальный сайт АО «СИЗ «ТВИНТОС». URL: https://tvintos.ru/ (дата обращения:01.03.2022)

[5]Информационно-аналитическое издание «Евразия Вести». URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2004-08a24 (дата обращения:04.03.2022)

[6] Официальный портал Правительства Хабаровского края. URL: https://www.khabkrai.ru/Gorod-Prezidentskogo-vnimaniya/Novosti/163065 (дата обращения:05.03.2022)

[7] Интернет издание RB.RU.URL: https://rb.ru/longread/intrapreneurship/ (дата обращения:10.03.2022)

[8]Официальный сайт Фонда развития интернет-инициатив. URL: https://www.iidf.ru/media/articles/accelerator/kamaz-akselerator/ (дата обращения:12.03.2022)

[9] Инновационный хаб госкорпорации «Росатом».URL: https://ih.rosatom.ru/ (дата обращения:12.03.2022)

[10] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года/ Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

[11] Отраслевой портал «Энергетика и промышленность России». URL: https://www.eprussia.ru/epr/364/5392533.htm (дата обращения:16.03.2022)

[12] Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.gov.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/ (дата обращения:20.03.2022)